Боярыня Морозова. Биография. Интересные факты. История боярыни морозовой

Боярыня Морозова. Биография. Интересные факты. История боярыни морозовой

Боярыня Морозова – самая знаменитая староверка
10 женщин, повлиявших на историю России / Россия - женского рода

В этом году в канун 8 Марта сайт «Россия для всех» рассказывал о женщинах, которые оставили серьезный след в истории России. Безусловно, таких представительниц прекрасного пола бесконечно больше - можно зачитаться этими потрясающими жизненными историями! Всех их объединяет сила духа, любовь к семье, Родине, преданность своим убеждениям и внутренняя красота. Далее в проекте: || || || || || || || ||

В.И. Суриков. Этюд к картине "Боярыня Морозова". 1881-1884 годы. Голова боярыни покрыта убрусом, между 1881 и 1884

Эта женщина стала символом бесстрашия и преданности религиозным убеждениям. Боярыня Морозова является, пожалуй, самым знаменитым представителем старообрядческой ветви православия. Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве. Ее отец, Соковнин Прокопий Федорович, был окольничим, состоял в родственных связях с первой супругой царя Алексея Михайловича Романова Марией Ильиничной. Феодосия входила в число придворных, сопровождавших царицу.

В семнадцатилетнем возрасте девушку выдали замуж за Глеба Ивановича Морозова - представителя знатной боярской семьи, родственной семье Романовых.

Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием в Москве.

Представительница старообрядческой веры, Морозова всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у древних икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом и не принимала реформы патриарха Никона. Она носила власяницу, дабы таким образом «усмирить плоть». Вместе с тем Феодосия посещала церковь нового обряда, тем самым вызывая недоверие староверов.

Царю Алексею Михайловичу были не по нраву убеждения верховой боярыни, он неоднократно пытался воздействовать на Морозову через родственников, но строптивая боярыня стояла на своем. Наконец терпение государя иссякло. Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме находилась и сестра боярыни княгиня Евдокия Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставили под домашним арестом. Спустя два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.

После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну.

В конце 1674 года Морозова была переведена в Ямской двор. Там ее пытали на дыбе, чтобы заставить отказаться от своих религиозных убеждений, однако женщина осталась непоколебимой. Скончалась самая богатая и влиятельная в прошлом москвичка 2 ноября 1675 года от истощения. Незадолго до смерти она попросила охрану постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде.

Морозова была прославлена спустя 200 лет знаменитым художником Василием Суриковым - его картина «Боярыня Морозова» знаменита на весь мир. Работа 1887 года - полотно, написанное маслом, в настоящее время находится в Третьяковской галерее.

Почему была проведена церковная реформа?

Изменения в социально-экономическом и политическом развитии России второй половины XVII столетия затронули и русскую церковь. Накопление практических знаний вело к ослаблению религиозного мировоззрения. Церковная реформа была продиктована необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной (воссоединение с которой произошло в этот период, в 1654 году) и греческим Востоком требовало введения одинаковой церковной обрядности в православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 1640-х годов в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, куда вошли видные религиозные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, нижегородцы Аввакум и Никон и другие.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) стал игуменом Кожеозерского монастыря (район Каргополя). Его знакомство и дружба с государем Алексеем Михайловичем, видимо, привели к тому, что вскоре он стал архимандритом Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. С 1652 года Никон - московский патриарх.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх начал реформы по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Реформы породили массовое недовольство в обществе. Староверы и сторонники реформ спорили, по каким образцам - греческим или русским - унифицировать церковные книги. Спорили и о том, как следует креститься - двумя или тремя пальцами, совершать крестный ход - по солнцу или против солнца и так далее.

Раскол в обществе привел к серьезному социальному конфликту, самым острым проявлением которого было восстание в Соловецком монастыре 1668-1676 годов. Закончилось оно поражением староверов: из 600 защитников крепости выжило лишь 50 человек.

Предводителей старообрядчества - протопопа Аввакума и его единомышленников сослали в Пустозерск в низовьях Печоры, где они провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были заживо сожжены. С тех пор старообрядцы нередко подвергали себя «огненному крещению» - самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Антихриста».

Старообрядчество, отколовшееся от официальной церкви, преследовалось как церковью, так и государством. До сих пор староверы живут компактными общинами в разных регионах страны и практически не участвуют в ее жизни.

Верховная дворцовая боярыня, приближенная царя Алексея Михайловича. Активная сторонница старообрядчества. За свои убеждения была заточена в тюрьму, где и умерла от голода. Изображена на известной картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».

21 (31) мая 1632 года в семье видного государственного деятеля, родственника царицы царского окольничего Прокопия Федоровича Соковнина родилась дочь, названная Феодосией (данная Богом). Спустя несколько лет после ее рождения на престол взошел «Тишайший», второй царь из династии Романовых. Годы его правления ознаменовались многими событиями. Один из самых впечатляющих моментов - противостояние царя и боярыни Морозовой.

Но это случилось много позднее. А пока девочка росла, родители мечтали о выгодной партии для нее. В 17 лет ей улыбнулось счастье - к ней посватался Глеб Иванович Морозов, младший брат одного из богатейших и влиятельнейших людей того времени Бориса Ивановича Морозова - родственника царя, царского спальника и дядьки царевича, владельца огромнейшего состояния и крупнейшего землевладельца своего времени.

Родители Феодосии хоть и знатного московского происхождения, но породниться с Морозовыми посчитали великой честью. Ведь род Морозовых помимо богатства был очень знатен, а таких фамилий в те времена было чуть меньше десятка. И каждая из них имела равные права на престол. Глеб Иванович после смерти бездетного старшего брата в 1662 году стал наследником всего его состояния - земель, крестьян, производств железа, кирпича и соляных промыслов.

Счастливый брак Феодосии с Глебом подарил им сына Ивана. Но семейная жизнь оборвалась, когда вскоре после смерти Бориса умер и Глеб Иванович Морозов. И молодая тридцатилетняя боярыня стала вдовствующей распорядительницей общего состояния братьев при малолетнем сыне Иване Глебовиче. При дворе Феодосия Прокопьевна была верховной боярыней, приближенной царя и подругой царицы Марии Ильиничны. Подмосковная усадьба Зюзино (ныне в черте Москвы), в которой жила вдова с сыном, была обустроена по западному образцу, красиво и с удобствами, в огромном саду гуляли павлины - неслыханная роскошь по тем временам.

Молодой женщине, несмотря на все привилегии роскошной жизни, хватало забот. Ведь управлять огромным наследством приходилось самой, не полагаясь на помощь многочисленных родственников. Не чая души в сыне, она заботилась о том, чтобы сохранить и приумножить богатства, оставленные ему отцом и дядей. Как любая мать, мечтала найти ему хорошую партию и советовалась по этому вопросу со своим духовником. Ей прочили счастливую богатую жизнь, но деятельная и активная боярыня решила посвятить себя борьбе за веру.

В середине XVII века произошел раскол церкви на два непримиримых лагеря - протопоп Аввакум стоял за интерпретацию исконно русских церковных книг и двуперстие, а патриарх - за их греческое изложение и троеперстие. Многие видные деятели из верхов, не говоря уже о простом люде, не приняли новую церковную концепцию. Они стояли за старую веру отцов и дедов-прадедов. К старообрядцам примкнула и боярыня Морозова, которая с детства отличалась глубокой набожностью, религиозностью и соблюдала все посты. А после смерти мужа постоянно носила грубую рубаху из козьей шерсти (власяницу), что служило постоянным напоминанием о смирении и терпении. Протопоп Аввакум увидел в этом «перст судьбы» - его вера истинная, если даже подруга царицы и самая богатая женщина Московии решила отречься от царских привилегий, земных благ и посвятить себя святому делу - отстаиванию старообрядческих канонов.

В 60-х годах XVII века дом боярыни Морозовой стал центром собраний раскольников. Гонимые ревнители старой веры нескончаемым потоком устремлялись под его крышу. Своеобразный оппозиционный центр широко раскрыл двери странникам, изгнанным из монастырей священникам, юродивым. Сердобольная женщина стала на защиту слабых и гонимых. Целыми днями боярыня беседовала с ними, кормила, оставляла на ночлег. У нее останавливался и подолгу жил сам протопоп Аввакум с женой. Пламенные речи священника не давали остыть ее уму и сердцу, постоянно поддерживая огонь фанатизма. Но это был не угрюмый фанатизм. По наблюдениям современников и протопопа Аввакума, боярыня была доброжелательна, весела, приветлива. После пожизненного заточения лидера старообрядцев в далеком монастыре Феодосия Прокопьевна организовала с ним активную переписку. Ее письма полны тревогой о судьбе сына, хозяйскими хлопотами, в них нет ни слова упоминания о вопросах веры.

Пример самоотверженной борьбы со светской и церковной властью создал боярыне ореол благочестия и вдохновил немало последовательниц. Княгиня Евдокия Урусова, ее родная сестра, дворянка Марья Данилова и некоторые другие женщины «высшего света» стали ярыми приверженицами старообрядчества. Боярыня Морозова настолько демонстративно выступала против церковных реформ, что забеспокоились не только придворные и церковные чины, но и сам Тишайший. От гнева царя ее спасало только доброе отношение царицы Марии и опасение Романова идти против такого влиятельного рода, как Морозовы. Хотя один раз в 1666 году у нее отобрали все имущество и передали его в царскую казну. Тогда благодаря заступничеству царицы часть вотчин даже вернули.

Бесконечно игнорировать царские нововведения, и открыто идти против воли царя не удавалось никому. Не стала исключением и боярыня Морозова. В 1699 году Мария Ильинична умерла, но еще два года царь опасался трогать влиятельную боярыню, не желая портить отношения со старинными боярскими родами. В это время Морозова стала инокиней Феодорой, принявши постриг, и полностью отошла от светской и придворной жизни, прекратила посещать реформаторскую церковь и еще активнее занялась проповедованием старообрядчества. Последней каплей долготерпения государя стал отказ Морозовой присутствовать на царской свадьбе с Наталией Нарышкиной, и на Феодосию Прокопьевну обрушился столь долго сдерживаемый гнев самодержца. Все же перед применением жестких мер, попытался еще раз уговорить Морозову отречься от раскольничьих убеждений силами боярина Бориса Троекурова, зятя - князя Петра Урусова, родственников - бояр Ртищевых. Но все было напрасно.

Поздней осенью 1671 года в дом боярыни с царским указом о ее заточении в Чудов монастырь пришли архимандрит и думный дьяк Илларион Иванов. Обе сестры (они находились в доме) выказали презрение пришедшим, а Морозова даже не встала с кресла, на котором сидела. Так с креслом и пришлось нести ее в людское помещение из боярских хором. Пытались уговорить причаститься к новому обряду ее и в монастыре, но ревностная сторонница раскольников не вняла уговорам. После пыток и бесполезных уговоров Феодосию (инокиню Феодору) отправили в Псково-Печерский монастырь, а Евдокию Урусову - в Алексеевский.

Именно это событие запечатлел на картине . Боярыня Морозова в санях осеняет двуперстным крестным знамением пришедших проводить ее людей. Этот образ знаком с детства - дух несломленной русской женщины, готовой отдать все земные блага за истинную веру. Художник слегка отошел от истины, изобразив боярыню намного старше своих лет, но эта деталь еще больше подчеркивает непокорность и решимость сильной духом инокини. Картина полна экспрессии. сыграл на контрастах - богато одетая, закованная в кандалы боярыня и разношерстная серая людская масса, в большинстве своем сочувствующая ей, вызывают бурю эмоций и наталкивают на размышления о природе и качествах до конца непознанной человеческой души.

В Печерском монастыре боярыню Морозову настигла страшная весть - единственный сын Иван умер, а все имущество отписано в царскую казну. За опальных сестер хлопотал даже патриарх Питирим, просивший отпустить неразумных женщин, по глупости увязших в раскольничьих заблуждениях. Однако царь был тверд - слишком много неприятностей вынес он от «неразумных женщин» и проводить следствие назначил самого Питирима. После бесполезных увещеваний патриарха сестер пытали на дыбе, но физические страдания не смогли сломить их дух. Их ожидала публичная казнь на костре, но этому воспротивилась сестра царя Ирина Михайловна и бояре, справедливо полагая, что позорной казнью представительниц аристократии нельзя подрывать престиж вельмож. Казнь сменили на ссылку и в конце 1674 года сестер отправили в земляную тюрьму . Самая изощренная месть мятежным сестрам - мирское забвение и мучительная смерть от голода. Мятежные аристократки, медленно угасая, провели в земляной тюрьме почти целый год. Мольбы хотя бы о крохотном кусочке хлеба обезумевших от голода женщин не трогали тюремщиков.

Первой не выдержала княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. В сентябре 1675 года она тихо ушла, не отрекшись от своих убеждений. Феодосия Морозова (инокиня Феодора) пережила сестру почти на два месяца, и в первых числах ноября того же года, попросив у тюремщика выстирать в реке свою истлевшую рубаху, чтобы по православной традиции умереть в чистом белье, тоже скончалась. Их так и похоронили, без гробов, без отпевания, завернутых в рогожи в боровском заточении. Сейчас на месте предполагаемого захоронения мучениц старой веры выстроена часовня.

Беспримерен подвиг удивительной женщины - боярыни Феодосии Морозовой, отрекшейся от мирских благ и принявшей мученическую смерть во имя своих убеждений и веры.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родилась в Москве 21 (31) мая 1632 года. В ночь с 15 на 16 ноября 1671 года Феодосия Морозова с сестрой Евдокией Урусовой были взяты под стражу и заключены в Чудов монастырь. После допросов архимандритом Иоакимом и митрополитом Павлом Крутицким 19 ноября 1671 года перевезены на подворье Псково-Печерского монастыря.

- 11234

Боярыня Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича, являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича. Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых, которые являлись ближайшими родственниками царской семьи Романовых.

После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, в ее власти было 8 тысяч крестьян, только домашних слуг в доме было триста человек. По тем временам у нее имелось имение усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.

Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. В ее доме часто собирались различные староверы, гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам. Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, благосклонно относилась к юродивым и нищим, которые часто находили в ее доме тепло и приют. Не смотря на то, что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни, несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, но все было тщетно. Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение, послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым. От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой.

После всего этого позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы, правда пока оставили сестер под домашним арестом. Даже после, когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, все ее боярское имение, собственность боярыни перешло в царскую казну, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее. По ее душу просил и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов. В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову надеясь переубедить их. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство. Решение царя было такое: 14 человек слуг, которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь, где их посадили в земляную тюрьму. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году

Смотреть онлайн:
Боярыня Морозова. Раскол (2011)

Картина Боярыня Морозова

Картина Боярыня Морозова навеяна чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, в самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, ее руки повязаны цепью, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует ей и переживает ее трагедию также как свою. В образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, но ради веры готовая на погибель. Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь. Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок. На картине изображено много русского народа, среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, злорадно посмеивающиеся ей в след, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему. Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Весь трагизм картины Боярыня Морозова дает возможность ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа

(1675-11-12 ) (43 года) Место смерти Боровск Страна Род деятельности верховная дворцовая боярыня, деятельница старообрядчества Отец Соковнин, Прокофий Фёдорович Дети Иван Глебович Феодосия Прокофьевна Морозова на Викискладе

Феодо́сия Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́ , в иночестве Феодо́ра ; 21 (31) мая - 2 (12) ноября , Боровск ) - верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества , сподвижница протопопа Аввакума . За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царём Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Боярыня Морозова. Раскол (2011)

    ✪ боярыня Феодосия Морозова

    ✪ В.И.Суриков. Боярыня Морозова

    Субтитры

Биография

Старообрядчество

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона , тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом . Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых . Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу . Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия » (призывая по примеру преподобной Мастридии , чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором ».

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск , где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе . Евдокия Урусова скончалась 11 (21) сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября 1675 года .

На месте предполагаемого заключения Феодосии Морозовой и других старообрядцев построена часовня. Попытки сделать это предпринимались и в начале 20-го века, до революции, но разрешения на строительство не давали.

Место захоронения

В 1998 году администрация города выделила участок для строительства часовни и, после выбора подходящего проекта, она была построена в 2002-2005 гг. Надгробная плита, возвращённая музеем, была размещена в подземной части часовни.

В культуре и искусстве

Картина Сурикова

Картина Литовченко Образ боярыни Феодосии Морозовой воплощен и в картине российского исторического и религиозного живописца, академика Императорской Академии художеств, участника «бунта четырнадцати», одного из учредителей Санкт-Петербургской артели художников, члена Товарищества передвижных художественных выставок Александра Дмитриевича Литовченко . Его картина «Боярыня Морозова» написана в 1885 году и находится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике.

Опера Щедрина Телесериал «Раскол » (2011).

В роли боярыни Морозовой актриса Юлия Мельникова.

Отношение к Феодосии Морозовой и ее исторической роли довольно неоднозначное. Ее отречение от всех жизненных благ, которых у боярыни было немало, одни называют подвигом во имя веры, другие – фанатичным следованием религиозным канонам. Жизненный путь мятежной боярыни Морозовой , запечатленной Василием Суриковым на самом известном его полотне, закончился трагической гибелью. Кем же она была на самом деле – святой мученицей или одержимой?


После реформы Никона в XVII веке в церкви произошел раскол: староверы отказались принимать новшества. Вслед за протопопом Аввакумом они стали раскольниками и стоически терпели пытки и шли на смерть, но не отрекались от своих убеждений. По приказу царя Алексея Михайловича раскольников отправляли в ссылку, бросали в земляные тюрьмы – глубокие ямы, или в подвалы с крысами. Такая участь ждала и боярыню Морозову.


Феодосия Прокопьевна Морозова (в девичестве – Соковнина), была верховной дворцовой боярыней. Ее отец состоял в родственных связях с женой царя Марией Ильиничной, поэтому Феодосия входила в число придворных. Ее муж Глеб Морозов также происходил из знатного рода, его старший брат Борис был очень богат. После смерти мужа и его брата все состояние перешло к Феодосии. Она жила в роскоши, в ее распоряжении было несколько усадеб и 8 тысяч крепостных. Она выезжала в карете, которую сопровождали сотни слуг.


Царь велел арестовать Феодосию, отобрав у нее имения и земли, и выслать из Москвы, если она не отречется от старой веры. Боярыня Морозова отказалась и сознательно обрекла себя на нищету, голод и верную смерть. Она скончалась в земляной тюрьме от полного истощения в 1675 г.


Василий Суриков изобразил тот момент, когда боярыню везли на дровнях по московским улицам. Художника восхищала женщина, которая восстала против официальной церкви и царской власти, и была настолько сильной, что никакие пытки не сломили ее воли.


В 1887 г. картина «Боярыня Морозова» впервые была представлена на 15-й выставке художников-передвижников, после чего ее купил П. Третьяков для своей коллекции. Реакция на картину была неоднозначной. Сурикова даже обвиняли в пропаганде раскола. Только 3 человека тогда открыто выступили с позитивной оценкой работы: писатели Гаршин и Короленко и музыкальный критик Стасов. В. Короленко писал: «Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что она считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, подымают душу».


Историю Морозовой Суриков знал с детства – был знаком с раскольниками, к старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна. На первых эскизах именно ее чертами художник наделил боярыню. Но результат его не удовлетворил: «Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». В конце концов прототипом героини ему послужила уральская старообрядка: «Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила», – говорил художник. Именно такой теперь все и представляют боярыню Морозову.


Суриков несколько отступил от исторической правды – он знал, что раскольницу везли связанной и обездвиженной, то в таком образе не было героизма и величия. Поэтому его боярыня Морозова сидит на соломе, воздев руку, сложенную двуперстным крестом – символом старообрядчества. Его героиня – воплощение лучших черт всего народа: готовности к самопожертвованию, стойкости и силы духа.


А , подтверждают тот факт, что в XIX веке в окрестностях Москвы существовали церкви староверов.


Самое обсуждаемое
Крымская война: основные события Результаты и историческое значение войны Крымская война: основные события Результаты и историческое значение войны
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики
Открытия поморов: интересные факты Открытия поморов: интересные факты


top