Актуальность проекта
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.
В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования.
В "Концепции модернизации российского образования », выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".
К числу таких образовательных результатов относятся:
1. Развитие способности ориентироваться:
В окружающей действительности;
В явлениях природы;
В социальных явлениях;
Во всех основных областях культуры, включая мир духовных ценностей.
2. Формирование ключевых компетенций.
Целью моего профессионального проекта является реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования.
С учетом этого, свои задачи вижу в следующем :
Изучение теоретического материала по реализации компетентностного подхода в начальной школе на уроке и во внеурочной деятельности;
Обоснование важности формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников, учитывая возрастные особенности учащихся;
Планирование и организация работы по формированию информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.
Термин "компетенция" в переводе с латинского – соответствие, соразмерность.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности.
Компетентностный подход не отрицает значений знаний, но он акцентирует внимание на готовности использовать полученные знания.
Выделяют пять основных компетенций:
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;
Социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;
Самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих.
Я считаю, что эффективная адаптация младших школьников в образовательной среде возможна при наличии у выпускников школы первой ступени информационно-коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
Вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;
Поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;
Слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;
Высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение;
Стимулировать собеседника к продолжению общения;
Грамотно разрешать конфликты в общении;
Изменять при необходимости свое речевое поведение;
Оценивать успешность ситуации общения;
Корректно завершать ситуацию общения.
Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:
Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;
Делать аргументированные выводы;
Использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;
Структурировать имеющуюся информацию;
Представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Эти компетенции взаимообусловлены. Владение определенной информацией вызывает потребность высказаться. А для того чтобы принять участие в диалоге – нужна определенная информативность.
Я наметила следующие пути формирования информационно-коммуникативной компетенции у младших школьников.
Программа реализации проекта
С 1991 года я работаю учителем начальных классов. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.
Понятие "оптимальное развитие" носит относительный характер. Цель – не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он "сильным" или "слабым", способствовать его развитию.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому особое внимание уделяю организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).
Учебники и учебные программы «Школа России» , представляют собой интегрированные курсы, которые раскрывают перед детьми целостную картину мира, соответствующую и возрастным особенностям младших школьников, и требованиям современного информационного общества. Например: в курсе
" Окружающий мир" активизируются связи между знаниями о Земле, ее природе и общественно-культурной жизни человека в их историческом развитии.
Важное значение для младшего школьника имеет развитие речи.
Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной. Часто непонимание друг друга в дискуссии происходит из-за разного определения понятий. Надо прийти к согласию в использовании понятия или заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет интенсивной словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова.
Результатом моей работы стало то, что учащиеся:
Научились уважительно и творчески обращаться со словом;
Появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
Повысился уровень развития внимания, наблюдательности, памяти, фантазии;
Ученики умеют пользоваться словарями;
Самостоятельно работают с текстом;
Показывают неплохие результаты при проверке техники чтения.
Таким образом, введение в лексическую систему языка поможет в воспитании речевой культуры, в лингвистическом развитии учащихся и будет способствовать процессу формирования коммуникативной компетентности младших школьников.
Важно, чтобы дети узнавали об окружающем мире не только через чтение и рассматривание картинок, но и благодаря своим непосредственным наблюдениям.
Я тесно сотрудничаю с работниками городской детской библиотеки им. Гайдара. Они проводят беседы с детьми.
План занятий для младших школьников на 2018-2019 учебный год.
Сентябрь. «Страна невыученных уроков».
«Занимательно о русском языке».
Октябрь. «Что за прелесть эти сказки».
Ноябрь. «Волшебник из Амстердама».
Декабрь. «Уроки этикета».
Январь. «Веселые истории Драгунского».
Февраль. «Народные традиции и праздники».
Март. «Любимые книги наших бабушек и мам».
Апрель. «Первый полет звездного корабля».
Май. «В небе Покрышкин».
Изучая то или иное литературное произведение, я знакомила своих учеников с произведениями живописи. Но в какой-то момент поняла, что этого для них недостаточно знакомство с репродукциями картин. Я стала организовывать экскурсии в выставочные залы (г.Сызрань, г.Хвалынск)
План занятий по курсу « Знакомство с искусством» для младших школьников на 2011-2012 учебный год.
Сентябрь. И. И. Шишкин- певец русского леса.
Октябрь. И. И. Левитан. «Золотая осень».
Ноябрь. А. И. Куинджи. «Свет живописи».
Декабрь. «Удаль молодецкая, сибирский характер».
Январь. В. М. Васнецов, М. А. Врубель. «Сказка в живописи».
Февраль. В. М. Васнецов. «Богатыри».
Март. Русские народные игрушки.
Апрель. Загадка синего цвета. Керамика в гжели.
Май. Знакомство с музеем. «Здесь живут картины».
На таких занятиях школьников учат «видеть» произведение искусства. На них учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. У школьников не только формируется художественный вкус, но и развивается вдумчивое отношение к собственному опыту, к различным жизненным ситуациям, совершенствуется умение обоснования своей точки зрения, их наблюдения становятся более конкретными и тонкими. Школьники учатся воспринимать живопись как глубоко своеобразный, отличающийся своими приемами и особенностями вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, видеть «точки соприкосновения» между разными видами искусства. Таким образом, результатом этих занятий считаю: заинтересованность большинством учащихся этим видом искусства и как следствие решение учиться рисовать.
Доверительные отношения на уроке создают условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится дискуссия.
Итак, общение на уроке и после него выполняет не только информативную, но и социальную, а также развивающую функцию. Оно представлено в двух аспектах: общение учителя и учащихся, общение учащихся между собой. В таком общении целенаправленно и интенсивно формируются социальные установки, образцы поведения, приобретаются навыки общественной жизни, основы информационно-коммуникативной компетентности.
На основе содержания изучаемых дисциплин, я включаю учащихся в поиск информации, учу выделять главное. В этот период я вижу свою задачу в том, чтобы предоставить ребенку больше инициативы в организации своей познавательной деятельности.
Выделяются следующие основные методы формирования информационно-коммуникативной компетенции.
Поиск и сбор информации:
Задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
Задачи с избытком информации;
Задачи с недостатком информации.
2. Обработка информации:
Задание на упорядочение информации;
Составление планов к тексту;
Подготовка вопросов к тексту;
Задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
Подготовка сообщений по теме;
Подготовка учебных пособий по теме;
Подготовка стенгазет, стендов и т.д.
Информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые).
Учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования.
Все формы учебного диалога.
Ролевые и деловые игры.
Обсуждения, дискуссии.
Выступления в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.
Вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Одной из форм внеурочной деятельности по учебным предметам
является экскурсия , которая способствует:
Развитию внимания и познавательного интереса школьников;
Обеспечивает здоровьесохраняющее обучение;
Дает наглядные ответы на вопросы;
Помогает выявить существенные и несущественные признаки предметов и явлений;
Расширяет и систематизирует знания ребенка об окружающем мире.
Я стараюсь организовать такую экскурсию, чтобы ученики не только расширили или получили новые знания, но и приняли непосредственное участие в работе.
Целью проектно-технологического образования является развитие учащихся как субъектов творческой проектной деятельности, подготовка их к успешному и гармоничному функционированию в информационно - технологически насыщенном мире.
На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника, то сегодня это уже невозможно.
Использование разнообразных форм дает мне возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания интересным, доступным.
Изучая элементы экономики с учащимися, я знакомила детей с различными профессиями.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, учащиеся постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых, моделируют реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления учеников о мире экономических явлений. Совершая большое количество действий, ребята учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), Предусматриваются и другие формы проведения занятий: экскурсии на предприятия, встречи с предпринимателями и людьми различных профессий, деловые игры, выполнение творческих заданий.
Существенное место отводится совместной деятельности школьников, направленной на развитие у них социальных умений, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием; народный фольклор; пословицы, поговорки), где значительное место отводится сказке. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини – программу ознакомления детей с экономическими понятиями. (Э. Успенский, И. Агрон «Бизнес крокодила Гены» ; Г. М. Евменова, О. И. Меньшикова «Детский экономический словарь или маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» ; П. Филипов, И. Петров «Беседы об экономике» ; В. Никифоров «Субботнее путешествие или урок экономики»; Т. А. Попова, О. И. Меньшикова «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»).
В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, информационно – коммуникативные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают логику рассуждений.
Формирование ключевых компетенций учащихся может решаться также через организацию взаимодействия образовательного учреждения и родителей.
Семья в первую очередь способствует формированию гармонически развитой личности человека.
Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Сюда он идет и в радости и в горе. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые, становясь традициями, составляют основу жизни человека.
Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Я считаю, что единые, согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания.
При работе с семьей я ставлю перед собой следующие задачи:
Изучение состава семей родителей: возраст, социальная принадлежность, профессия, образовательный уровень, микроклимат и условия в семье и д.р.;
Выявление социально и профессионально состоявшихся родителей, способных работать с детьми;
Привлечение родителей к образованию и воспитанию учащихся в школе;
Разработка единых педагогических требований и подходов к воспитанию учащихся со стороны родителей и учителей;
Разностороннее педагогическое просвещение родителей, формирование у родителей потребности в самообразовании.
Я считаю, что уважение родителей учитель завоевывает прежде всего добросовестной работой, чутким отношением к учащимся. Без этого нельзя рассчитывать на сотрудничество.
Работа с родителями строится по двум направлениям:
Участие в соуправлении школы:
Классные(общешкольные) родительские собрания;
Классный родительский комитет, общешкольный попечительский совет;
Участие в делах класса.
На первом собрании в сентябре вместе с родителями вырабатываем планы совместной работы учителя и родителей. Предлагаю каждому родителю выбрать, в каких мероприятиях он хотел бы принять участие. А разделы следующие:
Проведение праздников.
Родители всегда являются активными участниками всех школьных праздников. Они помогают готовить костюмы, участвуют в подготовке сценариев, знакомят детей с новыми подвижными и интеллектуальными играми, придумывают конкурсы. Причем, собираясь с инициативной группой родителей по подготовке к различным мероприятиям, обдумываем, какие задания будут даны и родителям.
Проведение классных часов.
Родители участвуют в подготовке и проведении классных часов.
Организация экскурсий.
Проведение спортивных мероприятий.
Изготовление стенгазет к праздникам.
Предлагайте что-то свое.
Каждый родитель имеет право выбора и в меру своих сил и способностей принимает участие в жизни классного коллектива. А как загораются глаза ребенка, когда именно его мама проводит классный час, различные конкурсы, его папа организовал спортивные состязания.
Эффективность реализации проекта
Реализуя компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности, мне удалось добиться определенных результатов в формировании информационно-коммуникативной компетентности у младших школьников:
100% учащихся владеют навыками работы со справочно-энциклопедическими изданиями;
Ученики выслушивают собеседника и в вежливой форме высказывают свою точку зрения; могут выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
Умеют планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;
Умеют работать с разными видами информации; есть опыт работы на компьютере;
При итоговой аттестации ученики моего класса показывают стабильные результаты
Четыре ученика окончили начальную школу на одни пятерки.
Ученики моего класса участвовали в Обнинских предметных олимпиадах и показали высокие результаты.
Дальнейшее развитие проекта
Мои ученики, переходя в среднее звено, успешно проходят адаптацию. Показывают высокие результаты в учебной деятельности.
Список используемых источников
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
2. Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии // Советская педагогика. 1996. № 8.
3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.,2006.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1995.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996.
6. prepod.nspu.ru
7.www.jurnal.org
8.aspirant.rggu.ru
(эссе учителя физической культуры МОУ СОШ № 40)
Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. существенные изменения характера образования (его направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Компетентностный подход предполагает, что критерием оценки качества образование должны стать не усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков, а формирование и развитие ключевых личностных компетенций, к числу важнейших из которых относят социальную компетенцию и компетенцию здоровьесбережения. В XXI веке будут востребованы такие качества человека, как индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее: умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить на новые виды деятельности , принимать решения и активно действовать даже в ситуациях неопределенности.
Как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей создание оптимальных условий для гармоничного развития индивидуальности каждого моего ученика. Очень актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, поскольку именно здоровье обеспечивает возможность успешной биологической, психологической и социальной адаптации человека к условиям окружающей среды.
Цель моей педагогической деятельности – обеспечить сохранение и развитие здоровья детей в период школьного обучения. При этом «здоровье» я понимаю не только как отсутствие болезней, но как полная гармония человека со своим природным и социальным окружением (определение Всемирной организации здравоохранения). Школа сегодня должна заниматься не только обучением детей, но и заботится о воспитании физически, психологически и нравственно здоровой личности и большая роль в этом отводиться именно физической культуре.
Физическая культура – это не только комплекс определенных двигательных умений и навыков, но и высокий личностный, нравственный уровень человека.
Учитель может способствовать личностному росту ребенка в том случае, если будет укреплять его веру в себя, формировать способность опираться на себя, раскрывать свой потенциал, для этого необходимо, прежде всего, принять ребенка таким, какой он есть сейчас, поверить в него. Относясь к ребенку как к личности, учитель помогает ему таким же образом относиться к себе, а затем и к другим людям. Таким образом, путь к открытию мира для ребенка лежит через обретение себя.
Для успешного осуществления своей педагогической деятельности, учитель должен положительно относиться к себе, ориентироваться на внутренние, а не на внешние цели развития (признание, материальный успех) и строить учебный процесс как диалог с учениками, ориентированный на личностный рост. Очень важно, чтобы учитель отказался от авторитарной позиции, от претензии на безошибочность. Он должен стремиться создавать такую обучающую среду, в которой ребенок не теряет своего личного опыта и связей с жизнью, доверия к себе и к учителю. Гуманистическое обучение предполагает открытость будущему, способность к прогнозированию и переоценке ценностей.
Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллективов , в которых принимают участие как школьники, так и гости праздника. Сценарий праздника ежегодно обновляется с учетом главных событий школьной жизни.
Я стараюсь стимулировать собственную активность учеников, их стремление к физическому и нравственному совершенствованию, при этом существенную роль играет самостоятельная работа школьников над собой, направляемая учителем.
Мои ученики не только выполняют в свободное время определенные комплексы упражнений, закрепляют и совершенствуют полученные на уроках навыки, но и размышляют о значении физической культуры в жизни общества и в своей собственной жизни, читают, пишут рефераты и сочинения. «Стремиться к совершенству и идти вперед по силам каждому, для кого спорт не пустой звук», эти слова из сочинения выпускницы 2003 года Лены Масловой ярко иллюстрируют отношение моих учеников к физической культуре.
В нашей школе ежегодно проводится научная конференция учеников «Я и мир вокруг меня». В учебном году в этой конференции принял участие мой ученик Павел Ким (11 А класс), который по собственной инициативе разработал сайт, посвященный гиревому спорту и своим спортивным достижениям. Серьезные занятия спортом не помешали Павлу закончить школу с серебренной медалью. В этом году я также планирую подготовить участника школьной конференции.
В 2009 году мною была задумана и реализована новая форма проведения традиционного осеннего спортивного праздника «День здоровья». Особенность этого праздника в том, что в нем одновременно должны принять участие одиннадцать восьмых и девятых классов. Чтобы провести столь масштабное мероприятие, я обратилась за помощью к ученикам девятых классов. Девятиклассники заранее составили маршрутные листы, придумали конкурсы, и во время праздника каждый девятый класс организовал прием последовательно всех восьмых классов на одной станции. На каждой станции проводились конкурсы спортивного, развлекательного или познавательного характера. Девятиклассники стали не только организаторами, но и судьями. Кроме того, ученики девятых классов проводили фото - и видеосъемки, что позволило им позднее создать красочный коллаж, посвященный празднику. Все участники праздника получили большое удовольствие.
На мой взгляд, учитель не может ограничивать себя ролью передатчика знаний, умений и навыков, а должен стремиться стать образцом для подражания, нравственным идеалом для своих учеников. Для этого педагогу необходимо постоянно заниматься самосовершенствованием, самому развиваться в физическом, интеллектуальном и нравственном отношениях и тогда он сможет увлечь за собой учеников. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка – в личностном росте учителя.
Реализация компетентностного подхода во внеурочной деятельности - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход во внеурочной деятельности
В современном динамично развивающемся мире актуален процесс изменения образа жизни, образа мысли, личностных установок. При этом человек вынужден не просто приспосабливаться к условиям современного общества, он должен постоянно самоутверждаться, творить самого себя. Меняется и задача современной школы: формировать всесторонне развитую личность, которая способна решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта.
Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного, который развивает определённые способности. Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт).
Во внеурочной работе я активно внедряю один из методов формирования коммуникативной компетенции метод проектного обучения, потому что эта педагогическая технология ориентирована на применение имеющихся и приобретение новых знаний, и реализация, которой даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В идее проектной методики меня привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в представлении «конечного продукта». На разных этапах работы над проектом развиваются разные компетентности: способность к целеполаганию, умение обрабатывать, анализировать информацию, формируются умения публичного выступления, развиваются умения работать в команде и отвечать за результаты своего труда.
Проектная работа предоставляет учащимся возможность использования известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также даёт возможность использования исследовательских методов в обучении.
Организация проектной деятельности во внеурочной работе очень эффективна, так как во второй половине дня у ребят больше времени для разработки проекта, здесь естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной.
Важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире. Внедрение информационно-коммуникативных технологий на элективном курсе во внеурочное время необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной деятельности, повышения интереса учащихся к приобретению новых знаний, внесения элемента новизны, у учащихся развиваются коммуникативные и информационные компетентности. Мне импонирует то, что компьютерные технологии облегчают задачу вовлечения учащихся в активную деятельность, помогают развивать интерес к предмету. Легко реализуется принцип наглядности в обучении, увеличивается доступность объяснения, так как у учащихся работает образное воображение. Это достигается за счёт увеличения доли информации, представляемой в визуальной и звуковой форме, скорости доставления информации.
Наилучшим воспитателем выступает любая значимая и привлекательная для детей деятельность. В младшем и среднем школьном возрасте дети очень любят мастерить, создавать что-то новое. На занятиях кружка «Сотвори своими руками» ребята выполняют удивительные вещи из доступных материалов. Особенно здесь раскрываются творческие способности учеников, которым тяжело даётся учеба. На занятиях кружка такие дети показывают себя с другой стороны, чувствуют свои силы, видят свой результат, и эти успехи мы всем коллективом поддерживаем, организуя выставки рисунков и творческих работ. На занятиях формируются такие компетентности как самостоятельность, инициатива, аккуратность, трудолюбие, целеустремлённость.
В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Реализация компетентностного подхода во внеурочное время - интересная и актуальная работа, которая должна быть направлена на развитие личности, через раскрытие творческого потенциала, через формирование креативного мышления, развитие самостоятельности и инициативности.
Важно подобрать такой материал и преподнести его так, чтобы он имел не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывал у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить...
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...
Компетентностный подход во внеурочной деятельности студентов колледжа
Основной целью компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование компетентного специалиста во всех областях, в том числе и профессиональной. Для реализации этой цели преподаватели работают над содержанием программ, современными педагогическими технологиями, средствами контроля и оценочными материалами, поскольку ориентирован компетентностный подход на новое видение профессионального специалиста, новую оценку профессионального образования, и главное здесь - применение таких педагогических технологий, которые бы включали студентов в разные виды деятельности - дискуссии, решение профессиональных задач, выполнение исследований, проектов, общение и др. Немалую роль при этом играет внеурочная работа студентов: участие в играх, соревнованиях, конкурсах, проектно- исследовательской деятельности, где студенты могли бы применить теоретические и практические знания, полученные в результате изучения профессиональных модулей и дисциплин ОПОП, которые должны перестать быть "мертвым грузом" и стать средствами объяснения и решения тех или иных профессиональных задач, проблем, явлений. Внеурочная работа может усилить интерес студентов к получаемой профессии, мотивировать их к работе по формированию общих и профессиональных компетенций, ведь компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Для реализации общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности ОПОП, применяются разные приемы и формы внеурочной работы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и умений командной и самостоятельной работы.
Например, реферативная работа способствует расширению и углублению знаний по изучаемому материалу. Рефераты пишутся с соблюдением определенных требований. Каждый реферат должен состоять из введения, основной части, выводов и заключения. В введении рассматривается актуальность темы, формулируются цели и задачи работы и способы их реализации. В основной части исследуются вопросы, соответствующие теме реферата, прослеживаются пути решения поставленной проблемы. Основная часть может состоять как из цельного текста, так и из нескольких параграфов. Основной текст должен сопровождаться необходимыми рисунками, схемами, графиками, таблицами. Выводы завершают основную часть. В них кратко излагаются основные результаты работы по пунктам, соответствующим задачам работы. В выводах должно быть показано, что цель исследования достигнута. Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением этапов выполненной работы. Защита работ производится по подготовленным презентациям. При оценивании реферата используются следующие критерии: умение сформулировать цель работы; правильный подбор информационных источников по теме; полнота и логичность раскрытия темы; самостоятельность мышления; грамотность изложения; корректность выводов; правильность оформления работы; качество презентации и защиты. Работа над рефератом формирует умение находить и извлекать необходимую информацию из различных источников (учебников, профессиональных периодических изданий, нормативной документации, Интернета), а также обобщать, структурировать найденную информацию, то есть способствует развитию общих и профессиональных компетенций.
Игровая деятельность – проведение КВН, викторин, игр, соревнований во внеурочное время позволяет вводить игровые компоненты, объединяющие несколько профессиональных модулей. Эмоциональный настрой, состязательность и азартность студентов наиболее способствуют развитию компетентности. Так, для воспитания у студентов патриотических чувств и гордости за свою страну, формирования стремления к здоровому образу жизни и сплочению студентов перед открытием XXII Олимпийских игр в Сочи было проведено внеклассное мероприятие «Зимняя Олимпиада – впервые в России», в течении которого прошло знакомство студентов с историей Зимних Олимпийских игр, Олимпийскими символами и традициями, олимпийскими чемпионами разных лет, зимними олимпийскими видами спорта. Теоретические сведения сопровождались веселыми стартами.
В период проведения недели биологии была проведена интеллектуальная игра «На перекрёстках биологии и химии». Соревновательные действия проходили между командами из трёх групп. Были проведены разные конкурсы: «Науки разные нужны, науки разные важны!», «Связь биологии с другими науками», «О, эти ученые люди…», между которыми прослеживались переходы от конкурса к конкурсу со вставками отрывков стихотворений, исторических сведений. В игре широко использовались межпредметные связи, проверялось умение использовать логичность, профессионализм, научность при формировании ответов на поставленные вопросы, рационально использовать время и критически оценивать свои знания, работать в группах. При этом происходит воспитание научного мировоззрения, формирование познавательных навыков, развитие коммуникабельности, мотивации обучения, творческих способностей.
При организации и планировании внеурочной работы следует использовать различные методы и формы, стимулирующие общение студентов в процессе внеурочной деятельности, строить работу с учетом индивидуальных особенностей студентов. Таким образом, внеурочная работа помогает сформировать у студентов профессиональные компетенции, а также понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за работу членов команды, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.