История возникновения и развития государства карфаген. Карфаген - история древнего государства кратко. Расширение владычества Карфагена в Африке

История возникновения и развития государства карфаген. Карфаген - история древнего государства кратко. Расширение владычества Карфагена в Африке

Древний Карфаген - это крупное государство финикийского происхождения, столица которого находится в одноименном городе. Его название переводится как «новый город». Основание Карфагена относят к концу 9 века до н.э. В те года финикийцы путешествовали по всему Средиземному морю, создавая торговые колонии, которые позже формировались в полноценные города.

Согласно преданию, Карфаген был основан в 814 году до н.э. царицей Дидоной. В древних записях говорится, что она была вынуждена бежать из города Тир, так как ее брат Пигмалион убил ее супруга Сихея, стремясь захватить его богатство. Поскольку город был основан народом, развившим активную торговлю по всему Средиземноморью, то и сами карфагеняне отличались деловой хваткой. Основание Карфагена сопряжено с различными мифами. К примеру, в одном рассказе говорится, что Дидоне разрешили занять столько земли, сколько сможет покрыть бычьи шкуры. Однако она разрешала шкуру на тонкие полоски, и смогла занять достаточно земли, чтобы построить дворец, получивший название Бирса - «шкура». Сегодня на месте, где находится Карфаген, а точнее, его руины, создан своего рода музей под открытым небом, в котором сделано все, чтобы элементы современной жизни были скрытыми, и не портили общего впечатления. Руины Карфагена находятся на северо-восточном побережье современного государства Тунис.



Когда Финикия ослабла, Карфаген захватил большое количество других финикийских колоний, и уже в 3 веке до н.э. был наиболее обширным и могущественным государством в Средиземноморье. В его состав входила Северная Африка (кроме Египта), Сицилия, Сардиния и Корсика. Государство Карфаген, впрочем, не выдержало конкуренции с Римской империей. В ходе трех Пунических войн его могущество пошатнулось, и было развеяно. В 146 году история Карфагена, как самостоятельного государства, была прекращена. Его территория в Северной Африке была превращена в провинцию. Хотя город был уничтожен, Юлий Цезарь внес предложение о создании колонии на его месте, которое было принято к вниманию уже после его смерти. В 420-430 годы н.э. Западная Римская империя потеряла контроль над колонией. Кроме того, сюда перебрались германские племена вандалов, основавшие здесь собственное королевство. Древний Карфаген еще имел некоторое значение после захвата его Византийской Империей, однако вскоре он был захвачен арабами, после чего город был заброшен.



История Карфагена стала известна современным историкам благодаря записям древнегреческих и римских историков. Вместе с этим удалось узнать о том, как было устроено общество карфагенян. Наибольшую власть в городе имела богатая аристократия. Совет старейшин из 10-30 человек руководил всеми делами в государстве. Присутствовало также народное собрание, однако его созывали редко. В 5 веке до н.э. род Магонов пытался достичь абсолютной власти, однако этого удалось избежать, создав совет судей. Этот совет должен был судить каждое должностное лицо в государстве по его деятельности на своем посту после прекращения обязанностей, однако позже именно совет судей стал главным государственным органом в Карфагене.

Исполнительная власть принадлежала двум суффетом. Получить эту должность можно было только благодаря прямой покупке голосов. Есть вероятность, что существовали и другие чиновники, однако сведения о них не были обнаружены. Так называемый совет ста четырех (именно столько людей входило в совет судей) не был выборным органом. Каждого участника совета назначали так называемые пентархии - особенные комиссии, члены которых относились к тем или иным аристократическим родам. Форма правления в Карфагене во многом напоминала римскую - военачальники не были царями, их назначали по рекомендации Совета старейшин. Срок назначения оставался неопределенным, карфагенские военачальники достаточно часто наследовали свой пост. Полномочия военачальников были достаточно широкими, однако их восстаний в истории зафиксировано не было. Государство Карфаген не было демократическим, однако демократическая оппозиция присутствовала. Усилиться она смогла только во время пунических войн, которые привели к гибели Карфагена.

Вкратце о религии Карфагена


Падение, взятие, гибель, разрушение Карфагена

«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Carthago delenda est, Carthaginem delendam esse) - латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием. В более широком смысле - постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.

Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, араб. قرطاج, Картадж, фр. Carthage, др.-греч. Καρχηδών) - древний город на территории Туниса, вблизи столицы страны - города Тунис, в составе столичного вилайета Тунис.

Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst) переводится с финикийского языка как «новый город».

На протяжении своей истории Карфаген был столицей основанного финикийцами государства Карфаген, одной из крупнейших держав Средиземноморья. После Пунических войн Карфаген был взят и разрушен римлянами, но затем отстроен и являлся важнейшим городом Римской империи в провинции Африка, крупным культурным, а затем и раннехристианским церковным центром. Затем захвачен вандалами и был столицей Вандальского королевства. Но после арабского завоевания вновь пришёл в упадок.

В настоящее время Карфаген - пригород тунисской столицы, в котором находятся президентская резиденция и Карфагенский университет.

В 1831 году в Париже было открыто общество по изучению Карфагена. С 1874 года раскопки Карфагена велись под руководством французской Академии надписей. С 1973 года исследования Карфагена проводятся под эгидой ЮНЕСКО .

Карфагенское государство

Карфаген основан в 814 году до н. э. колонистами из финикийского города Тира. После падения финикийского влияния Карфаген переподчиняет себе бывшие финикийские колонии и превращается в столицу крупнейшего государства Западного Средиземноморья. К III веку до н. э. карфагенское государство подчиняет Южную Испанию, Северную Африку, западную Сицилию, Сардинию, Корсику. После серии войн против Рима (Пунические войны) потерял свои завоевания и был разрушен в 146 году до н. э., его территория превращена в провинцию Африки.

Расположение

Карфаген был основан на мысе с входами к морю на севере и юге. Расположение города сделало его лидером морской торговли Средиземноморья. Все суда, пересекающие море, неизбежно проходили между Сицилией и побережьем Туниса.

В черте города были вырыты две большие искусственные гавани: одна для военного флота, способная вместить 220 военных кораблей, другая для коммерческой торговли. На перешейке, отделявшем гавани, была построена огромная башня, окружённая стеной.

Римская эпоха

Юлий Цезарь предложил основать на месте разрушенного Карфагена римскую колонию (она была основана после его смерти). Благодаря удобному расположению на торговых путях город вскоре снова разросся и стал столицей римской провинции Африки, включавшей земли нынешнего северного Туниса.

После Рима

Во время Великого переселения народов и распада Западной Римской империи Северная Африка была захвачена вандалами и аланами , которые сделали Карфаген столицей своего государства. Это государство просуществовало до 534 года, когда полководцы восточноримского императора Юстиниана I вернули африканские земли империи. Карфаген стал столицей Карфагенского экзархата.

Падение

После завоевания Северной Африки арабами новым центром региона Ифрикия стал основанный ими в 670 году город Кайруан, и Карфаген довольно быстро угас.

КАРФАГЕН
древний город (близ совр. Туниса) и государство, существовавшее в 7-2 вв. до н.э. в западном Средиземноморье. Карфаген (что означает по-финикийски "новый город") был основан выходцами из финикийского Тира (традиционная дата основания 814 до н.э., в действительности основан несколько позже, возможно, ок. 750 до н.э.). Римляне называли его Carthago, греки - Кархедон. Согласно преданию, Карфаген основала царица Элисса (Дидона), которая бежала из Тира после того, как ее брат Пигмалион, царь Тира, убил ее мужа Сихея, чтобы завладеть его богатством. На протяжении всей истории Карфагена жители города славились деловой хваткой. Согласно легенде об основании города, Дидона, которой разрешили занять столько земли, сколько покроет бычья шкура, завладела большим участком, разрезав шкуру на узкие ремни. Потому-то поставленная на этом месте цитадель носила название Бирса (что означает "шкура"). Карфаген не был самой древней из финикийских колоний. Задолго до него несколько севернее была основана Утика (традиционная дата - ок. 1100 до н.э.). Вероятно, приблизительно тогда же были основаны Гадрумет и Лептис, расположенные на восточном побережье Туниса к югу, Гиппон на северном берегу и Ликc на атлантическом побережье современного Марокко. Задолго до основания финикийских колоний Средиземное море бороздили корабли из Египта, микенской Греции и с Крита. Политические и военные неудачи этих держав начиная примерно с 1200 до н.э. обеспечили финикийцам свободу действий в Средиземном море и благоприятную возможность для приобретения навыков в мореплавании и торговле. С 1100 по 800 до н.э. финикийцы фактически доминировали на море, куда отваживались выходить лишь редкие греческие корабли. Финикийцы исследовали земли на западе вплоть до атлантического побережья Африки и Европы, что пригодилось впоследствии и Карфагену.

ГОРОД И ДЕРЖАВА
Карфагену принадлежали плодородные земли в глубине материка, он имел выгодное географическое положение, которое благоприятствовало торговле, а кроме того позволяло контролировать воды между Африкой и Сицилией, не позволяя чужим кораблям заплывать дальше на запад. По сравнению со многими знаменитыми городами древности, пунический (от лат. punicus или poenicus - финикийский) Карфаген не столь богат находками, поскольку в 146 до н.э. римляне методично разрушили город, а в римском Карфагене, основанном на том же месте в 44 до н.э., велось интенсивное строительство. На основании скудных свидетельств античных авторов и их зачастую неясных топографических указаний мы знаем, что город Карфаген был обнесен мощными стенами протяженностью ок. 30 км. Численность населения в нем неизвестна. Очень сильно была укреплена цитадель. В городе имелись базарная площадь, здание совета, суд и храмы. В квартале, называвшемся Мегара, было множество огородов, фруктовых садов и извилистых каналов. Корабли входили в торговую гавань через узкий проход. Для погрузки и разгрузки на берег можно было вытащить одновременно до 220 судов (древние корабли следовало по возможности держать на суше). За торговой гаванью располагались военная гавань и арсенал.
Система правления. По своему государственному устройству Карфаген был олигархией. Несмотря на то, что на родине, в Финикии, власть принадлежала царям и основательницей Карфагена, согласно легенде, была царица Дидона, о царской власти здесь мы почти ничего не знаем. Древние авторы, по большей части восхищавшиеся устройством Карфагена, сравнивали его с государственным строем Спарты и Рима. Власть здесь принадлежала сенату, который ведал финансами, внешней политикой, объявлением войны и мира, а также осуществлял общее ведение войны. Исполнительная власть была возложена на двух выборных магистратов-суффетов (sufetes называли их римляне, это та же должность, что "шофетим", т.е. судьи, в Ветхом Завете). Очевидно, это были сенаторы, и обязанности их были исключительно гражданскими, не предполагавшими контроль за войском. Вместе с командующими армией они избирались народным собранием. Такие же должности учреждались в городах, находившихся под властью Карфагена. Хотя многие аристократы владели огромными сельскохозяйственными угодьями, обладание землей не являлось единственным основанием для достижения высокого социального положения. Вполне почтенным занятием считалась торговля, и к полученному таким способом богатству относились с уважением. Тем не менее некоторые аристократы время от времени активно выступали против засилья торговцев, как, например, Ганнон Великий в 3 в. до н.э.
Области и города. Земледельческие районы в материковой Африке - область обитания собственно карфагенян - приблизительно соответствуют территории современного Туниса, хотя под власть города попадали и другие земли. Когда древние авторы говорят о многочисленных городах, бывших во владении Карфагена, они несомненно подразумевают обычные деревни. Однако имелись здесь и настоящие финикийские колонии - Утика, Лептис, Гадрумет и др. Сведения об отношениях Карфагена с этими городами и некоторыми финикийскими поселениями в Африке или где-либо еще скудны. Города тунисского побережья проявили независимость в своей политике лишь в 149 до н.э., когда стало очевидно, что Рим намерен уничтожить Карфаген. Некоторые из них покорились тогда Риму. В целом Карфаген сумел (вероятно, после 500 до н.э.) избрать политическую линию, к которой присоединились остальные финикийские города как в Африке, так и по другую сторону Средиземного моря. Карфагенская держава была весьма обширна. В Африке ее самый восточный город находился более чем в 300 км к востоку от Эи (совр. Триполи). Между ним и Атлантическим океаном обнаружены руины ряда древних финикийских и карфагенских городов. Около 500 до н.э. или немногим позже мореплаватель Ганнон возглавил экспедицию, основавшую несколько колоний на атлантическом побережье Африки. Он рискнул проникнуть далеко на юг и оставил описание горилл, тамтамов и прочих редко упоминаемых древними авторами африканских достопримечательностей. Колонии и фактории по большей части располагались на расстоянии примерно одного дня плавания друг от друга. Обычно они находились на островах вблизи берега, на мысах, в устьях рек или тех местах материковой части страны, откуда было легко добраться до моря. Например, Лептис, находившийся неподалеку от современного Триполи, в римскую эпоху служил конечным приморским пунктом великого караванного пути из внутренних областей, откуда купцы везли рабов и золотой песок. Эта торговля началась, вероятно, на ранних этапах истории Карфагена. В состав державы входили Мальта и два соседних с ней острова. Карфаген веками вел борьбу с сицилийскими греками, под его властью находились Лилибей и другие надежно укрепленные порты на западе Сицилии, а также, в различные периоды, и другие области на территории острова (бывало так, что в его руках находилась едва не вся Сицилия, кроме Сиракуз). Постепенно Карфаген установил контроль и над плодородными районами Сардинии, между тем как жители горных районов острова оставались непокоренными. Иноземным купцам доступ на остров был запрещен. В начале 5 в. до н.э. карфагеняне начали осваивать Корсику. Карфагенские колонии и торговые поселения существовали и на южном побережье Испании, тогда как на восточном берегу закрепились греки. Со времени прибытия сюда в 237 до н.э. Гамилькара Барки и до похода Ганнибала в Италию были достигнуты большие успехи в подчинении внутренних областей Испании. По-видимому, при создании своей разбросанной по разным территориям державы Карфаген не ставил иных целей, кроме установления над ними контроля ради получения максимально возможной прибыли.
КАРФАГЕНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Сельское хозяйство. Карфагеняне были искусными земледельцами. Из зерновых культур важнейшими были пшеница и ячмень. Сколько-то зерна, вероятно, доставляли из Сицилии и Сардинии. На продажу производилось среднего качество вино. Фрагменты же керамической тары, найденные при археологических раскопках в Карфагене, свидетельствуют, что вина более высокого качества карфагеняне ввозили из Греции или с острова Родос. Карфагеняне славились своим чрезмерным пристрастием к вину, были приняты даже специальные законы против пьянства, например запрещавщие употребление вина воинами. В Северной Африке производилось в большом количестве оливковое масло, хотя и невысокого качества. Здесь произрастали инжир, гранат, миндаль, финиковая пальма, а у древних авторов имеются упоминания о таких овощах, как капуста, горох и артишоки. В Карфагене разводили лошадей, мулов, коров, овец и коз. Нумидийцы, жившие западнее, на территории современного Алжира, предпочитали породистых лошадей и славились как наездники. По-видимому, карфагеняне, имевшие прочные торговые связи с нумидийцами, и покупали у них лошадей. Позже гурманы императорского Рима высоко ценили домашнюю птицу из Африки. В отличие от республиканского Рима, в Карфагене мелкие земледельцы не образовывали костяк общества. Большая часть африканских владений Карфагена была поделена между зажиточными карфагенянами, в крупных имениях которых хозяйство велось на научной основе. Некий Магон, живший, вероятно, в 3 в. до н.э., написал руководство по ведению сельского хозяйства. После падения Карфагена римский сенат, желая привлечь состоятельных людей к восстановлению производства на некоторых его землях, распорядился перевести это руководство на латинский язык. Отрывки из сочинения, приведенные в римских источниках, свидетельствуют о том, что Магон использовал греческие руководства по земледелию, но пытался приспособить их к местным условиям. Он писал о крупных хозяйствах и касался всех сторон сельскохозяйственного производства. Вероятно, в качестве арендаторов, или издольщиков, работали местные жители - берберы, а иногда группы рабов под руководством надсмотрщиков. Упор делался главным образом на товарные культуры, растительное масло и вино, однако характер местности неизбежно предполагал специализацию: более холмистые районы отводились под фруктовые сады, виноградники или пастбища. Существовали и крестьянские хозяйства среднего размера.
Ремесло. Карфагенские ремесленники специализировались на производстве дешевых изделий, по большей части воспроизводивших египетские, финикийские и греческие образцы и предназначавшихся для сбыта в западном Средиземноморье, где Карфаген захватил все рынки. Производство предметов роскоши - например, яркой пурпурной краски, широко известной под названием "тирский пурпур", - известно в более поздний период, когда Северной Африкой владели римляне, но можно считать, что оно существовало и до падения Карфагена. Багрянку, морскую улитку, содержащую этот краситель, лучше всего было собирать осенью и зимой - в сезоны, не пригодные для мореплавания. В Марокко и на острове Джерба, в наилучших местах для добывания мурекса, были основаны постоянные поселения. В соответствии с восточными традициями государство являлось рабовладельцем, применявшим рабский труд в арсеналах, на судоверфях или в строительстве. Археологи не обнаружили данных, которые бы свидетельствовали о наличии крупных частных ремесленных предприятий, чья продукция распространялась бы на закрытом для посторонних западном рынке, тогда как мелких мастерских отмчено немало. Часто очень трудно бывает отличить среди находок карфагенскую продукцию от предметов, импортированных из Финикии или Греции. Ремесленники успешно воспроизводили простые изделия, и, похоже, карфагеняне не слишком стремились делать что-либо, кроме копий. Некоторые пунические мастера были очень искусны, особенно в плотницком деле и работах по металлу. Карфагенский плотник мог использовать для работы кедровую древесину, свойства которой знали с давних времен мастера Древней Финикии, работавшие с ливанским кедром. Вследствие постоянной потребности в кораблях как плотники, так и работники по металлу неизменно отличались высоким уровнем мастерства. Имеются свидетельства их умений в обработке железа и бронзы. Количество найденных при раскопках украшений невелико, но похоже, что этот народ не был склонен помещать дорогие предметы в гробницы, чтобы ублажать души усопших. Самым крупным из ремесленных производств, по-видимому, было изготовление керамических изделий. Обнаружены остатки мастерских и гончарных печей, заполненных изделиями, которые предназначались для обжига. Каждое пуническое поселение в Африке производило керамические изделия, которые находят повсеместно в областях, входивших в сферу Карфагена, - на Мальте, Сицилии, Сардинии и в Испании. Карфагенскую керамику время от времени обнаруживают и на побережье Франции и Северной Италии - там, где господствующее положение в торговле занимали греки из Массалии (совр. Марсель) и где карфагенянам, вероятно, все же позволяли торговать. Археологические находки рисуют картину стабильного производства простой керамики не только в самом Карфагене, но и во многих других пунических городах. Это чаши, вазы, блюда, кубки, пузатые кувшины разнообразного назначения, именуемые амфорами, кувшины для воды и светильники. Исследования показывают, что их производство существовало с глубокой древности вплоть до гибели Карфагена в 146 до н.э. Ранние изделия по большей части воспроизводили финикийские образцы, в свою очередь зачастую являвшиеся копиями египетских. Похоже, в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне особо ценили греческие изделия, что проявилось в подражании греческой керамике и скульптуре и наличии большого количества греческой продукции этого периода в материалах из раскопок в Карфагене.
Торговая политика. Карфагеняне особенно преуспевали в торговле. Карфаген вполне можно назвать торговым государством, так как в своей политике он в значительной степени руководствовался коммерческими соображениями. Многие его колонии и торговые поселения несомненно основывались в целях расширения торговли. Известно о некоторых предпринятых карфагенскими правителями экспедициях, причиной которых также явилось стремление к более широким торговым связям. В договоре, заключенном Карфагеном в 508 до н.э. с Римской республикой, только что возникшей после изгнания из Рима этрусских царей, предусматривалось, что римским кораблям нельзя заплывать в западную часть моря, но они могут пользоваться гаванью Карфагена. В случае вынужденной высадки где-либо еще на пунической территории они просили официальной защиты у властей и после починки судна и пополнения запасов продовольствия немедленно отплывали. Карфаген соглашался признать границы Рима и уважать его народ, а также его союзников. Карфагеняне заключали соглашения и в случае необходимости шли на уступки. Прибегали они и к силе, чтобы не допускать соперников в воды западного Средиземноморья, которые рассматривали как свою вотчину, за исключением побережья Галлии и примыкающих к ней берегов Испании и Италии. Они вели также борьбу с пиратством. Власти содержали в хорошем состоянии сложные сооружения торговой гавани Карфагена, как и его военную гавань, которая, по-видимому, была открыта для кораблей иноземных судов, но заходили туда немногие мореплаватели. Поразителен тот факт, что такое торговое государство, как Карфаген, не проявило должного внимания к чеканке монеты. Судя по всему, собственной монеты здесь не было вплоть до 4 в. до н.э., когда были выпущены серебряные монеты, которые, если считать сохранившиеся экземпляры типичными, значительно различались по весу и качеству. Возможно, карфагеняне предпочитали пользоваться надежной серебряной монетой Афин и других государств, а большинство сделок совершали путем прямого товарообмена.
Товары и торговые пути. Конкретные данные о предметах торговли Карфагена на удивление скудны, хотя свидетельства о его торговых интересах достаточно многочисленны. Типичным в ряду таких свидетельств является рассказ Геродота о том, как происходила торговля на западном побережье Африки. Карфагеняне высаживались на берег в определенном месте и раскладывали товары, после чего удалялись на свои суда. Тогда появлялись местные жители и клали рядом с товарами определенное количество золота. Если его было достаточно, карфагеняне забирали золото и уплывали. В противном случае они оставляли его нетронутым и возвращались на корабли, а туземцы приносили еще золота. Что это были за товары, в рассказе не упоминается. По-видимому, карфагеняне привозили простую керамику для продажи или обмена в те западные регионы, где они являлись монополистами, а также торговали амулетами, украшениями, простой металлической утварью и незамысловатыми изделиями из стекла. Часть из них производилась в Карфагене, часть - в пунических колониях. Согласно ряду свидетельств, пунические торговцы предлагали туземцам Балеарских островов вино, женщин и одежду в обмен на рабов. Можно полагать, что они занимались широкими закупками товаров в других ремесленных центрах - Египте, Финикии, Греции, Южной Италии - и перевозили их в те области, где пользовались монополией. Пунические торговцы славились в гаванях этих ремесленных центров. Находки некарфагенских изделий при археологических раскопках западных поселений наводят на мысль, что они были завезены туда на пунических кораблях. Некоторые упоминания в римской литературе свидетельствуют, что карфагеняне завозили различные ценные товары в Италию, где высоко ценилась слоновая кость из Африки. Во времена империи для устройства игр из римской Северной Африки доставлялось огромное количество диких животных. Упоминаются также фиги и мед. Считается, что карфагенские корабли плавали по Атлантическому океану за оловом из Корнуолла. Сами карфагеняне производили бронзу и, возможно, доставляли некоторое количество олова в другие места, где оно требовалось для аналогичного производства. Через свои колонии в Испании они стремились получить серебро и свинец, которые могли вымениваться на привозимые ими товары. Канаты для пунических военных судов делались из травы эспарто, произрастающей в Испании и Северной Африке. Важной статьей торговли, из-за высокой цены, был пурпурный краситель из багрянки. Во многих местностях торговцы приобретали шкуры диких животных, кожу и находили рынки для их сбыта. Как и в более поздние времена, в порты Лептиса и Эи, а также лежавшей несколько западнее Гигтис, должно быть, прибывали караваны с юга. Они везли популярные в древности страусовые перья и яйца, служившие украшениями или чашами. В Карфагене на них малевали свирепые рожи и использовали, как говорят, в качестве масок для отпугивания демонов. С караванами привозили также слоновую кость и рабов. Но важнейшим грузом был золотой песок с Золотого Берега или из Гвинеи. Некоторые из наилучших товаров карфагеняне ввозили для собственного употребления. Часть керамики, найденной в Карфагене, привезена из Греции или из Кампаньи на юге Италии, где ее производили приезжие греки. Найденные при раскопках Карфагена характерные ручки от родосских амфор показывают, что сюда завозили вино с Родоса. Удивительно, но качественной аттической керамики здесь не обнаруживается.
Язык, искусство и религия. Мы почти ничего не знаем о культуре карфагенян. Единственные дошедшие до нас пространные тексты на их языке содержатся в пьесе Плавта Пуниец, где один из персонажей, Ганнон, произносит монолог, по-видимому, на подлинном пуническом наречии, за которым тут же повторяет его значительную часть по-латински. Кроме того, по пьесе рассыпано немало реплик того же Ганнона, также с переводом на латинский. К сожалению, не понимавшие текста переписчики его исковеркали. Помимо этого, карфагенский язык известен лишь по географическим названиям, техническим терминам, именам собственным и отдельным словам, приведенным греческими и латинскими авторами. При интерпретации этих обрывков очень помогает сходство пунического языка с древнееврейским. Собственных художественных традиций карфагеняне не имели. По-видимому, во всем, что может быть отнесено к сфере искусства, этот народ ограничивался копированием чужих идей и приемов. В керамике, украшениях и скульптуре они довольствовались подражанием, причем копировали иногда не лучшие образцы. Что касается литературы, у нас нет данных о создании ими каких-либо других сочинений, помимо чисто практических - таких, как руководство по земледелию Магона, и одного или двух более мелких компилятивных текстов на греческом языке. Нам неизвестно о наличии в Карфагене чего-то такого, что можно было бы назвать "изящной словесностью". В Карфагене имелось официальное жречество, храмы и свой религиозный календарь. Главными божествами были Ваал (Баал) - семитский бог, известный по Ветхому Завету, и богиня Танит (Тиннит), небесная царица. Вергилий в Энеиде называл Юнону богиней, благоволившей к карфагенянам, поскольку отождествлял ее с Танит. Для религии карфагенян характерны человеческие жертвоприношения, особенно широко практиковавшиеся в периоды бедствий. Главное в этой религии - вера в действенность культовой практики для общения с невидимым миром. В свете этого особенно удивительно, что в 4 и 3 вв. до н.э. карфагеняне активно приобщались к мистическому греческому культу Деметры и Персефоны; во всяком случае, материальные следы этого культа достаточно многочисленны.
СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ
Древнейшими соперниками карфагенян были финикийские колонии в Африке Утика и Гадрумет. Неясно, когда и как им пришлось подчиниться Карфагену: письменных свидетельств о каких-либо войнах не имеется.
Союз с этрусками. Этруски северной Италии являлись одновременно союзниками и торговыми соперниками Карфагена. Эти предприимчивые мореходы, торговцы и пираты господствовали в 6 в. до н.э. над значительной частью Италии. Основная область их расселения находилась непосредственно к северу от Рима. Они владели также Римом и землями к югу - вплоть до того рубежа, где приходили в столкновение с греками южной Италии. Заключив союз с этрусками, карфагеняне в 535 до н.э. одержали крупную морскую победу над фокейцами - греками, занявшими Корсику. Этруски заняли Корсику и примерно на протяжении двух поколений удерживали остров. В 509 до н.э. римляне изгнали их из Рима и Лация. Вскоре после этого греки южной Италии, заручившись поддержкой сицилийских греков, усилили давление на этрусков и в 474 до н.э. покончили с их могуществом на море, нанеся им сокрушительное поражение близ Кум в Неаполитанском заливе. Карфагеняне двинулись на Корсику, уже имея плацдарм на Сардинии.
Борьба за Сицилию. Еще до крупного поражения этрусков Карфагену довелось померяться силами с сицилийскими греками. Пунические города на западе Сицилии, основанные во всяком случае не позднее Карфагена, были вынуждены подчиниться ему, подобно городам Африки. Возвышение двух могущественных греческих тиранов, Гелона в Сиракузах и Ферона в Акраганте явно предвещало карфагенянам, что греки предпримут на них мощное наступление, чтобы вытеснить из Сицилии, подобно тому, как это происходило с этрусками в южной Италии. Карфагеняне приняли вызов и на протяжении трех лет активно готовились к завоеванию всей восточной Сицилии. Они действовали сообща с персами, которые готовили вторжение в саму Грецию. Согласно поздней традиции (несомненно ошибочной), поражение персов при Саламине и столь же решающий разгром карфагенян в сухопутном сражении при Гимере в Сицилии произошли в 480 до н.э. в один и тот же день. Подтвердив худшие опасения карфагенян, Ферон и Гелон выставили неодолимые силы. Прошло много времени, прежде чем карфагеняне вновь предприняли наступление на Сицилии. После того, как Сиракузы успешно отразили вторжение афинян (415-413 до н.э.), наголову их разгромив, они стремились подчинить другие греческие города на Сицилии. Тогда эти города стали обращаться за помощью к Карфагену, который не замедлил этим воспользоваться и направил на остров огромную армию. Карфагеняне были близки к тому, чтобы захватить всю восточную часть Сицилии. В этот момент к власти в Сиракузах пришел знаменитый Дионисий I, который основал могущество Сиракуз на жестокой тирании и в течение сорока лет с переменным успехом воевал против карфагенян. По окончании военных действий в 367 до н.э. карфагенянам вновь пришлось смириться с невозможностью установить полный контроль над островом. Беззаконие и бесчеловечность, чинимые Дионисием, отчасти компенсировались той помощью, которую он оказывал сицилийским грекам в их борьбе с Карфагеном. Настойчивые карфагеняне предприняли еще одну попытку подчинить восточную Сицилию во времена тирании Дионисия Младшего, ставшего преемником своего отца. Однако это вновь не достигло цели, и в 338 до н.э., после нескольких лет боевых действий, не позволивших говорить о преимуществе какой-либо из сторон, был заключен мир. Существует мнение, что Александр Македонский видел свою конечную цель в установлении владычества также и над Западом. После возвращения Александра из великого похода в Индию, незадолго до его смерти, карфагеняне, подобно другим народам, направили к нему посольство, пытаясь выведать его намерения. Возможно, безвременная кончина Александра в 323 до н.э. спасла Карфаген от многих бед. В 311 до н.э. карфагеняне предприняли очередную попытку занять восточную часть Сицилии. В Сиракузах правил новый тиран Агафокл. Карфагеняне уже было осадили его в Сиракузах и, казалось, имели возможность захватить этот главный опорный пункт греков, но Агафокл с войском отплыл из гавани и напал на карфагенские владения в Африке, создав угрозу для самого Карфагена. С этого момента и до самой смерти Агафокла в 289 до н.э. продолжалась обычная война с переменным успехом. В 278 до н.э. греки перешли в наступление. Знаменитый греческий полководец Пирр, царь Эпира, прибыл в Италию, чтобы сражаться против римлян на стороне южноиталийских греков. Одержав над римлянами две победы с большим уроном для себя ("Пиррова победа"), он переправился на Сицилию. Там он оттеснил карфагенян и почти очистил от них остров, но в 276 до н.э. с характерным для него роковым непостоянством отказался от дальнейшей борьбы и вернулся в Италию, откуда вскоре был изгнан римлянами.
Войны с Римом. Карфагеняне вряд ли могли предвидеть, что их городу суждено погибнуть в результате ряда военных конфликтов с Римом, известных как Пунические войны. Поводом к войне послужил эпизод с мамертинцами, италийскими наемниками, находившимися на службе у Агафокла. В 288 до н.э. часть их захватила сицилийский город Мессану (совр. Мессина), и когда в 264 до н.э. Гиерон II, правитель Сиракуз, стал их одолевать, они попросили помощи у Карфагена и одновременно у Рима. По целому ряду причин римляне откликнулись на просьбу и вступили в конфликт с карфагенянами. Война шла 24 года (264-241 до н.э.). Римляне высадили на Сицилии войска и поначалу добились некоторых успехов, но высадившаяся в Африке армия под командованием Регула была разбита близ Карфагена. После неоднократных вызванных бурями неудач на море, а также ряда поражений на суше (войском карфагенян на Сицилии командовал Гамилькар Барка) римляне в 241 до н.э. одержали победу в морском сражении у Эгадских островов, вблизи западного побережья Сицилии. Война принесла огромный урон и потери обеим сторонам, Карфаген же окончательно потерял Сицилию, а вскоре лишился и Сардинии с Корсикой. В 240 до н.э. вспыхнуло опаснейшее восстание недовольных задержкой денег карфагенских наемников, которое удалось подавить лишь в 238 до н.э. В 237 до н.э., всего через четыре года после окончания первой войны, Гамилькар Барка отправился в Испанию и начал покорение внутренних областей. Римскому посольству, явившемуся с вопросом о его намерениях, он ответил, что ищет способ как можно быстрее выплатить Риму контрибуцию. Богатства Испании - растительный и животный мир, полезные ископаемые, не говоря уже о ее жителях, - могли бы быстро компенсировать карфагенянам потерю Сицилии. Однако между двумя державами вновь начался конфилкт, на сей раз по причине неослабевающего давления со стороны Рима. В 218 до н.э. Ганнибал, великий карфагенский полководец, отправился сухопутным путем из Испании через Альпы в Италию и разбил римскую армию, одержав несколько блестящих побед, важнейшая из которых имела место в 216 до н.э. в битве при Каннах. Тем не менее Рим не запросил мира. Напротив, он набрал новые войска и после нескольких лет противостояния в Италии перенес боевые действия в Северную Африку, где добился победы в битве при Заме (202 до н.э.). Карфаген потерял Испанию и окончательно утратил положение государства, способного бросить вызов Риму. Однако римляне боялись возрождения Карфагена. Говорят, что Катон Старший каждую свою речь в сенате заканчивал словами "Delenda est Carthago" - "Карфаген должен быть разрушен". В 149 до н.э. непомерные требования Рима вынудили ослабленное, но все еще богатое североафриканское государство вступить в третью по счету войну. После трех лет героического сопротивления город пал. Римляне сравняли его с землей, продали в рабство уцелевших жителей и посыпали почву солью. Впрочем, пятью столетиями позже пунический язык все еще употреблялся в некоторых сельских районах Северной Африки, а в жилах многих живших там людей, вероятно, текла пуническая кровь. Карфаген был заново отстроен в 44 до н.э. и превратился в один из крупных городов Римской империи, но Карфагенская держава прекратила свое существование.
РИМСКИЙ КАРФАГЕН
Обладавший практической складкой Юлий Цезарь распорядился основать новый Карфаген, поскольку считал бессмысленным оставлять неиспользованным столь выгодное во многих отношениях место. В 44 до н.э., через 102 года после гибели, город начал новую жизнь. С самого начала он достиг процветания в качестве административного центра и порта области с богатым сельскохозяйственным производством. Этот период истории Карфагена длился почти 750 лет. Карфаген стал главным городом римских провинций в Северной Африке и третьим (после Рима и Александрии) городом в империи. Он служил резиденцией проконсула провинции Африка, которая в представлении римлян в большей или меньшей степени совпадала с древней карфагенской территорией. Здесь же располагалась администрация императорских земельных владений, составлявших значительную часть провинции. Многие знаменитые римляне связаны с Карфагеном и его окрестностями. Писатель и философ Апулей в юности учился в Карфагене, а позднее добился там такой славы благодаря своим греческим и латинским речам, что в его честь воздвигались статуи. Уроженцем Северной Африки был Марк Корнелий Фронтон, наставник императора Марка Аврелия, а также император Септимий Север. Древняя пуническая религия сохранилась в романизированной форме, и богине Танит поклонялись как Юноне Небесной, а образ Ваала слился с Кроном (Сатурном). Тем не менее именно Северная Африка стала оплотом христианской веры, а Карфаген получил известность в ранней истории христианства и явился местом проведения ряда важных церковных соборов. В 3 в. карфагенским епископом был Киприан, а Тертуллиан провел здесь большую часть своей жизни. Город считался одним из крупнейших центров латинской учености в империи; св. Августин в своей Исповеди дает нам несколько ярких зарисовок жизни учащихся, посещавших риторическую школу Карфагена в конце 4 в. Однако Карфаген оставался всего лишь крупным городским центром и не имел политического значения. Слушаем ли мы рассказы о публичных казнях христиан, читаем ли о яростных нападках Тертуллиана на знатных карфагенянок, являвшихся в церковь в пышных мирских нарядах, или встречаем упоминания о каких-то выдающихся личностях, оказавшихся в Карфагене в важные моменты истории, выше уровня крупного провинциального города он более никогда не поднимается. Некоторое время здесь находилась столица вандалов (429-533 н.э.), которые, как когда-то пираты, отправлялись в плавание из гавани, господствовавшей над средиземноморскими проливами. Затем эту область завоевали византийцы, удерживавшие ее до тех пор, пока в 697 Карфаген не пал под натиском арабов.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Карфаген возник на несколько веков раньше маленького галльского поселения Лютеция, которое в последствии стало Парижем. Он существовал уже в те времена, когда на севере Апеннинского полуострова появились этруски – учителя римлян в искусстве, мореходстве и ремеслах. Карфаген был городом уже тогда, когда вокруг Палатинского холма бронзовым плугом провели борозду, тем самым совершив ритуал основания Вечного города.

Как начало любого из городов, история которого уходит в глубь столетий, основание Карфагена также связано с легендой. 814 г. до н. э. – корабли финикийской царицы Элиссы причалили около Утики – финикийского поселения в Северной Африке.

Их встречал вождь обитавших рядом берберских племен. У местного населения не было желания пускать на постоянное поселение целый отряд, прибывший из-за моря. Однако на просьбу Элиссы разрешить им обосноваться там вождь ответил согласием. Но с одним условием: территория, которую могут занять пришельцы, должна покрываться шкурой лишь одного быка.

Финикийская царица нисколько не смутилась и повелела своим людям разрезать эту шкуру на тончайшие полосы, которые после разложили на земле в замкнутую линию – кончик к кончику. В результате чего вышла довольно большая площадь, которой хватило для закладки целого поселения, названного Бирса – «Шкура». Сами финикийцы назвали его «Картхадашт – «Новый город», «Новая столица». После имя это трансформировалось в Картаж, Картахену, в русском языке оно звучит как Карфаген.

После блистательной операции со шкурой быка финикийская царица совершила еще один героический шаг. Посватался к ней тогда вождь одного из местных племен, для укрепления союза с пришлыми финикийцами. Ведь Карфаген рос и начал завоевывать уважение в округе. Но отказалась Элисса от женского счастья, избрала другую судьбу. Во имя утверждения нового города-государства, во имя возвышения народа финикийского и чтобы боги освятили Карфаген своим вниманием и укрепили царскую власть, велела царица развести большой костер. Ибо боги, как сказала она, велели ей совершить обряд жертвоприношения…

И когда разгорелся огромный костер, бросилась Элисса в жаркое пламя. Пепел первой царицы – основательницы Карфагена – лег в землю, на которой в скором времени выросли стены мощного государства, пережившего века расцвета и погибшего, как финикийская царица Элисса, в огненной агонии.

У этой легенды научного подтверждения пока нет, и наиболее древние находки, которые получены в результате археологических раскопок, датируются VII столетием до н. э.

Финикийцы принесли на эти земли знания, ремесленные традиции, более высокий уровень культуры и быстро утвердились как умелые и искусные работники. Наравне с египтянами они освоили производство стекла, преуспели в ткацком и гончарном деле, а также в выделке кожи, узорной вышивке, изготовлении изделий из бронзы и серебра. Их товары ценились по всему Средиземноморью. Хозяйственная жизнь Карфагена строилась как правило на торговле, сельском хозяйстве и рыбной ловле. Именно в те времена по берегам нынешнего Туниса были посажены оливковые рощи и фруктовые сады, а равнины распаханы. Аграрным познаниям карфагенян дивились даже римляне.


Трудолюбивые и искусные жители Карфагена рыли артезианские колодцы, строили запруды и каменные цистерны для воды, выращивали пшеницу, занимались разведением садов и виноградников, возводили многоэтажные дома, изобретали различные механизмы, наблюдали за звездами, писали книги…

Их стекло знали во всем древнем мире, возможно, в еще большей степени, чем венецианское в средние века. Красочные пурпурные ткани карфагенян, секрет изготовления которых тщательно скрывали, ценились невероятно высоко.

Огромное значение имело и культурное воздействие финикийцев. Ими был изобретен алфавит – тот самый алфавит из 22 букв, который послужил основой для письменности многих народов: и для греческого письма, и для латинского, и для нашей письменности.

Уже спустя 200 лет после того как город был основан карфагенская держава становится процветающей и могущественной. Карфагенянами были основаны фактории на Балеарских островах, они захватили Корсику, со временем стали прибирать к рукам Сардинию. К V столетию до н. э. Карфаген утвердился уже как одна из крупнейших империй Средиземноморья. Эта империя охватывала значительную территорию нынешнего Магриба, имела свои владения в Испании и Сицилии; флот Карфагена через Гибралтар начал выходить в Атлантический океан, достигал Англии, Ирландии и даже берегов Камеруна.

Ему не было равных на всем Средиземном море. Полибий писал, что карфагенские галеры строились так, «что могли двигаться в любом направлении с величайшей легкостью… Если враг, ожесточенно нападая, теснил такие корабли, они отступали, не подвергая себя опасности: ведь легким судам не страшно открытое море. Если враг упорствовал в преследовании, галеры разворачивались и, маневрируя перед строем кораблей противника или охватывая его с флангов, вновь и вновь шли на таран». Под защитой таких галер тяжело груженные карфагенские парусники могли выходить в море без опаски.

Все складывалось удачно для города. В то время в значительной степени уменьшилось влияние Греции – этого постоянного врага Карфагена. Правители города свое могущество поддерживали союзом с этрусками: союз этот был в своем роде щитом, который и преграждал грекам путь к торговым оазисам Средиземноморья. На востоке также дела складывались хорошо для Карфагена, но в ту эпоху в сильную средиземноморскую державу превратился Рим.

Известно, чем закончилось соперничество Карфагена и Рима. Заклятый враг знаменитого города Марк Порций Катон в конце каждого своего выступления в римском сенате, о чем бы ни говорилось, повторял: «А все-таки я полагаю, что !».

Сам Катон бывал в Карфагене в составе римского посольства в конце II столетия до н. э. Перед ним предстал шумный, процветающий город. Там заключали крупные торговые сделки, в сундуках менял оседали монеты разных государств, рудники исправно поставляли серебро, медь и свинец, со стапелей сходили корабли.

Побывал Катон и в провинции, где смог увидеть тучные нивы, пышные виноградники, сады и оливковые рощи. Имения карфагенской знати ничем не уступали римским, а подчас и превосходили их по роскоши и великолепию убранства.

Сенатор возвратился в Рим в самом мрачном настроении. Отправляясь в путь, он надеялся увидеть признаки упадка Карфагена – этого вечного и заклятого соперника Рима. Уже больше века шла борьба между двумя могущественнейшими державами Средиземноморья за обладание колониями, удобными гаванями, за господство на море.

Эта борьба шла с переменным успехом, но вот римляне смогли навсегда вытеснить карфагенян из Сицилии и Андалузии. В результате африканских побед Эмилиана Сципиона Карфаген заплатил Риму контрибуцию в 10 тыс. талантов, отдал весь свой флот, боевых слонов и все нумидийские земли. Такие сокрушительные поражения должны были обескровить государство, но Карфаген возрождался и креп, а значит, вновь станет представлять угрозу для Рима…

Так думал сенатор, и лишь мечты о грядущем мщении разгоняли его мрачные мысли.

На протяжении трех лет легионы Эмилиана Сципиона осаждали Карфаген, и как ни отчаянно сопротивлялись его жители, они не смогли преградить путь римскому войску. Шесть дней продолжалась битва за город, а потом он был взят штурмом. На 10 дней Карфаген был отдан на разграбление, а потом снесен с лица земли. Тяжелые римские плуги вспахали то, что осталось от его улиц и площадей.

В землю бросили соль, чтобы не плодоносили больше карфагенские поля и сады. Оставшихся в живых жителей, 55 тыс. человек, продали в рабство. Согласно легенде Эмилиан Сципион, чьи войска взяли приступом Карфаген, плакал, глядя на то, как погибает столица могущественной державы.

Победители забрали золото, серебро, драгоценности, изделия из слоновой кости, ковры – все, что на протяжении столетий накапливалось в храмах, святилищах, дворцах и домах. В огне пожаров погибли почти все книги и хроники . Знаменитую библиотеку Карфагена римляне передали своим союзникам – нумидийским князьям, и с того времени она бесследно исчезла. Сохранился только трактат по сельскому хозяйству карфагенянина Магона.

Но алчные грабители, разорившие город и сровнявшие его с землей, не успокоились на этом. Им все казалось, что карфагеняне, о богатстве которых ходили легенды, перед последней схваткой спрятали свои драгоценности. И на протяжении еще долгих лет искатели сокровищ рыскали по мертвому городу.

Спустя 24 года после разрушения Карфагена римляне начали на его месте отстраивать новый город по своим образцам – с широкими улицами и площадями, с белокаменными дворцами, храмами и общественными зданиями. Все, что хоть как-то смогло уцелеть при разгроме Карфагена, теперь использовалось при строительстве нового города, который возрождался уже в римском стиле.

Не прошло и нескольких десятков лет, а восставший из пепла Карфаген превратился по красоте и значению во второй город государства. Все историки, описывавшие Карфаген римского периода, говорили о нем как о городе, в котором «царят роскошь и удовольствия».

Но и римское владычество не оказалось вечным. К середине V столетия город оказался под властью Византии, а спустя полтора столетия сюда пришли первые военные отряды арабов. Ответными ударами византийцы опять вернули себе город, но только на три года, а потом он навсегда остался в руках новых завоевателей.

Берберские племена встретили приход арабов спокойно и не препятствовали распространению ислама. Во всех городах и даже небольших поселках открывались арабские школы, начали развиваться литература, медицина, теология, астрономия, архитектура, народные ремесла…

Во время арабского владычества, когда враждовавшие между собой династии сменялись очень часто, Карфаген отодвигается на задний план. Разрушенный в очередной раз, он уже больше не смог подняться, превратившись в символ величавого бессмертия. Ничего не оставили люди и безжалостное время от былого величия Карфагена – города, который властвовал над половиной античного мира. Ни Германского маяка, ни камня от крепостной стены, ни храма бога Эшмуна, на ступенях которого до последнего сражались защитники великого древнего города.

Сейчас на месте легендарного города – тихий пригород Туниса. В подковообразную гавань бывшего военного форта врезается небольшой полуостров. Тут видны обломки колонн и блоки желтого камня – все, что осталось от дворца адмирала карфагенского флота. Историки считают, что дворец был возведен так, чтобы адмирал всегда мог видеть суда, которыми он командовал. А еще только груда камней (предположительно от акрополя) да фундамент храма богов Танит и Баала свидетельствуют, что Карфаген в действительности был реальным местом на земле. И повернись колесо истории по другому, Карфаген вместо Рима мог бы стать владыкой античного мира.

С середины ХХ столетия там ведутся раскопки, и выяснилось, что недалеко от Бирсы под слоем золы сохранился целый квартал Карфагена. По сей день все наши знания о великом городе – это в основном свидетельства его врагов. И потому свидетельства самого Карфагена приобретают ныне все большее значение. Со всего мира съезжаются сюда туристы, чтобы постоять на этой древней земле и ощутить ее великое прошлое. Карфаген включен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, и потому он должен быть сохранен…

Посещение развалин Карфаген - одна из самых главных экскурсий в Тунисе. Собственно, на территории этой страны Карфаген – единственная древнейшая достопримечательность. Правда, на сегодняшний день для туристов доступны только развалины терм, которые одновременно служили публичным домом для воинов. Тем не менее, посетить руины, сделать фотографии и приобщиться к древнейшей культуре все же стоит. А если попадется хороший русскоговорящий гид, он расскажет интереснейшую историю и легенды Карфагена живо, с юмором и с обязательной долей гордости за свою страну.

Карфаген – древнее финикийское государство, существовавшее в 814-146 г.г. до н.э. Оно было основано на 70 лет раньше, чем Рим! Столицей государства являлся город Карфаген. С финикийского языка это название переводится как «новый город». Однако его жители разговаривали на пуническом языке. Карфаген считался самым могущественным государством на территории Западного Средиземноморья на протяжении нескольких столетий. Но достоверной информации о нем очень мало, поскольку вся она получена от враждебных Карфагену народов. Письменных источников нет, есть только предания о карфагенских полководцах и мореплавателях: Ганнибале и Гамилькаре. И, конечно же – об основательнице государства царице Элиссе (Дидоне).

Элисса

В древности на территории нынешнего Ливана был расположен финикийский город-государство Тир. После смерти царя трон достался совершеннолетней принцессе Элиссе и ее брату, малолетнему принцу Пигмалиону. Но по факту государством правил муж Элиссы Сихей. Повзрослевший Пигмалион приказал убить правителя, а его сестра, опасаясь участи мужа, бежала из Тира.

Корабли принцессы подплыли к берегам Северной Африки, и Элисса задумала обосноваться здесь. Она предложила ливийскому царю драгоценный камень в обмен на подходящий участок земли. Приняв камень, хитрый царь разрешил принцессе занять землю, по площади равную шкуре быка. Но Элисса его перехитрила. Она велела разрезать шкуру на шнуры, растянула их и огородила огромную территорию.

Царь изумился ее находчивости, к тому же принцесса ему очень понравилась, поэтому он распорядился отдать ей во владение огороженный участок. На этом месте построили цитадель под названием Бирса (шкура), а затем на холме и прилегающем к нему морском берегу возник город Карфаген с выходами к морю на юге и севере. Такое расположение города позволило ему стать лидером морской торговли, поскольку все суда, пересекающие Средиземное море, шли между Сицилией и тунисским побережьем.

Кстати, жители города, как и основательница, славились деловой хваткой. Они построили верфи, искусственный порт, две части которого соединили узким каналом, благодаря чему город стал крупнейшим торговым центром своего времени. Карфаген стал монополистом в сфере ввоза металлов. В черте города вырыли две искусственных гавани. Одна предназначалась для коммерческой торговли, другая – для военного флота. В нее вмещалось 220 военных кораблей!

На перешейке, разделявшем гавани, соорудили огромную башню и окружили ее массивной стеной протяженностью 37 км. Высота городских стен на некоторых участках достигала 12 м. Крепостные стены надежно защищали город со стороны моря, а монополия на торговлю поддерживалась с помощью наемного войска и мощного флота.

Кроме этого, карфагеняне сажали оливковые рощи, выращивали пшеницу, ловили рыбу, разводили сады, разбивали виноградники, строили дома, занимались наукой, изобретали различные механизмы, писали книги. Знаменитое стекло и великолепные пурпурные ткани были известны далеко за пределами Карфагена! И кстати, именно финикийцы изобрели 22 буквы, впоследствии ставшие основой латинского и греческого письма.

Карфаген был разделен на четыре идентичные жилые области. Цитадель Бирса стояла в центре. В городе были другие башни, культовые места, муниципалитет, рынки, театр и огромное кладбище.

А судьба Элиссы сложилась трагически. Ливийский царь во что бы то ни стало хотел заполучить ее в жены, в противном случае грозился уничтожить Карфаген. Принцесса вынуждена была согласиться, но при условии, что царь ни при каких обстоятельствах не будет покушаться на ее город. После свадебной церемонии гордая царица, не пожелавшая быть женой нелюбимого мужчины, сбросилась с крепостной стены. А Карфаген остался… Он считался одним из самых больших городов древности!

Религия

От финикийских предков карфагеняне унаследовали ханаанскую религию. Главным божеством являлся Ваал Хаммом. Считалось, что жители Карфагена ежегодно приносили жертвы в храме Мелькарта в Тире. Согласно легендам, карфагеняне резали рабов на алтарях и даже приносили в жертву детей – первенцев знатных семей, считалось, что так можно было умилостивить богов, но это известно лишь по свидетельствам врагов государства, а верить им на 100 % вряд ли можно. К тому же римляне всегда выставляли своих врагов дикарями.

Некоторые историки утверждают, что детей, родившихся в Карфагене мертвыми, хоронили не в некрополе, а на отдельном кладбище, которое археологи обозначили как место жертвоприношений, поскольку там же были найдены останки жертвенных животных. Также не нашла документального подтверждения легенда о том, что карфагеняне в каждой семье приносили в жертву первого рожденного мальчика.

Возможно, не последнюю роль в нагнетании ситуации сыграли христианские священники, которые весьма негативно относятся к язычеству, поэтому потчуют прихожан страшными легендами о жертвоприношениях. Однако не подлежит сомнению тот факт, что в жертву богам приносили военнопленных. Но делали это не карфагеняне, а финикийцы на стенах Тира при осаде города греко-македонскими войсками в IV веке но н.э. От такой жестокости стынет в жилах кровь, но это – история.

Расцвет Карфагена

После смерти Элиссы монархия в Карфагене была упразднена, и он стал олигархической республикой. Карфагеняне породнились с местными жителями и стали называться не финикийцами, а пунийцами. Власть принадлежала аристократии. Высшим органом был совет старейшин, сначала состоящий из 10, а позднее – из 30 человек. Формально значительную роль играло народное собрание, но по факту к нему обращались редко.

Затем, чтобы противостоять желанию некоторых родов получить полную власть, в Карфагене создали совет судей, состоящий из 104 человек. Его задача – вершить суд над власть имущими по истечении их полномочий. Но со временем совет судей сам стал сосредоточением власти. Исполнительной и высшей судебной властью считались два суффета, голоса в которых ежегодно открыто покупались. Совет 104 назначался пентархиями – специальными комиссиями, состоящими из людей, принадлежащих к знатным родам. Главнокомандующего избирал совет старейшин на неопределенный срок и наделял его широчайшими полномочиями. Чиновники выполняли свои обязанности бесплатно.

Народы, населявшие Карфаген, имели неодинаковые социальные права. На самой нижней ступени находились ливийцы. Они платили наиболее высокие налоги и набирались в армию. Сицилийские жители сикулы были ограничены «сидонским правом». В то же время они могли свободно торговать. Полными гражданскими правами пользовались выходцы из присоединенных к Карфагену финикийских городов. Народы, не принадлежащие к финикийцам, также были ограничены «сидонским правом».

Армия

В армии Карфагена главным образом служили наемники. В основе пехоты были африканские, галльские, греческие и испанские наемники. Знатные карфагеняне служили в тяжеловооруженной коннице, которая называлась «священным отрядом». В античности искусными всадниками считались нумедийцы. Они, а таке иберийцы, составляли основу наемной кавалерии. Легкую пехоту образовывали иберийцы, цитратии и балеарские пращники, тяжелую – скутатии. Также высоко ценилась испанская тяжелая кавалерия.

Племена кельтиберов использовали в бою длинные двухлезвийные мечи. Важную роль играли слоны, их насчитывалось около 300 голов. Технически армия была оснащена баллистами, катапультами и другими орудиями. К концу существования Карфагена главнокомандующий избирался войском, что говорит о монархических тенденциях.

Ко времени пунических войн усилилась демократическая оппозиция, но она не успела сыграть решающую роль в переустройстве Карфагена. Несмотря на коррупционность системы, страна имела колоссальные государственные доходы, которые позволяли ей успешно развиваться. К тому же, несмотря на то, что в Карфагене фактически правила олигархия, решения принимались плебсом – народом.

Карфагенские купцы постоянно завоевывали новые рынки сбыта. В 480 году до н.э. мореплаватель Гимилькон дошел до британского Корнуолла, богатого оловом. Спустя 30 лет выходец из известной карфагенской семьи Ганнон возглавил большую экспедицию. На 60 кораблях плыли 30 000 мужчин и женщин. Они высаживались в разных частях побережья и основывали новые колонии. Считается, что Ганнон мог достичь Гвинейского залива и берегов Камеруна.

После того, как финикийское влияние на западе Средиземного моря ослабло, Карфаген переподчинил себе бывшие финикийские колонии, подчинил Южную Испанию, Корсику, Сицилию, Сардинию, Северную Африку и к III веку до н.э. стал крупнейшим государством Западного Средиземноморья. Карфагенские боевые галеры и торговые парусники ходили по Атлантическому океану, достигая берегов Ирландии, Англии и Камеруна.

Карфаген считался вторым по богатству государством, после Персии, и первым по военной мощи. К тому времени влияние Греции, которая была постоянным врагом Карфагена, значительно уменьшилось. Зато сильной державой становился Рим.

Ведя рассказ о Карфагене, нельзя не упомянуть Ганнибала. Он был сыном Гамилькара Барка. Воспитанный в духе ненависти к Риму, став военачальника, Ганнибал сам стал искать повода для войны.

В 218 году до н.э. Ганнибалом был захвачен испанский город Сагунт – союзник Рима. Карфагенский главнокомандующий повел армию на территорию Италии в обход через Альпы. Он одержал победы при Требии, Тицине иТразименском озере. А 216 году до н.э. Ганнибал сокрушил римлян при Каннах, в результате к Карфагену присоединилась значительная часть Италии, в том числе второй по значению город – Капуи.

Падение Карфагена

После серии Пунических войн против Римской империи Карфаген потерял свои завоевания и в 146 году до н.э. был разрушен и стал провинцией Африки. Марк Порций Катон в римском сенате неоднократно повторял ставшую знаменитой фразу «Карфаген должен быть разрушен!», и он добился своего. Город был взят приступом римскими войсками под предводительством Эмилиана Спициона, который, глядя на гибель могущественной державы, плакал. Избежавшие гибели 55 000 карфагенян были проданы в рабство. После смерти Юлия Цезаря здесь была основана колония.

Согласно легенде, плодородные земли Карфаген были засыпаны солью, и на них долго ничего не могло расти. С тех пор рассыпать соль в Тунисе до сих пор считается очень плохой приметой. Также победители забрали в Карфагене все золото и драгоценности, а город сожгли. В результате пожара погибла знаменитая карфагенская библиотека и исчезли все хроники о пунических войнах.

Город, ранее властвовавший над половиной античного мира, превратился в руины. Вместо дворца адмирала карфагенского флота остались обломки колонн и блоков желтого камня. От фундамента храма богов и акрополя остались груды камней.

В 420-430-х г.г начались сепаратистские мятежи, произошел захват земель германским племенем вандалов, и Западная Римская империя утратила контроль над провинцией. Карфаген стал столицей государства вандалов.

Затем, после того как Северную Африку завоевал император Византии Юстиниан, Карфаген превратился в столицу Карфагенского экзархата, но после завоевания арабами окончательно потерял свое значение.

Историческая оплошность заключается в том, что, поскольку римляне и карфагеняне не заключали мирный договор вследствие разрушения Карфагена, третья Пуническая война с юридической точки зрения продолжалась 2131 год. Только 2 февраля 1985 года мэры Рима и возродившегося Карфагена подписали договор о мире и взаимном сотрудничестве.


Самое обсуждаемое
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками
Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им


top