Карточки для домашнего задания «Автоматизация звука. ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь Автоматизация звука 3 в предложениях

Карточки для домашнего задания «Автоматизация звука. ЗКР — звуковая культура речи дошкольников. Звуки З, Зь Автоматизация звука 3 в предложениях

Правильная артикуляция звука [ з ]: Губы не напряжены, растянуты в улыбке, зубы сближены на расстоянии до 1 мм. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы, приводится в лёгкое колебание, спинка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

1.Упражнение « Комарик ». Произносить звук [ з ] длительно на выдохе: з-з-з….

2.Повторить прямые слоги со звуком [ з ]:

ЗА - ЗО - ЗУ - ЗЫ.

3.Повторить обратные слоги со звуком [ з ]:

АЗ - ОЗ - УЗ - ЫЗ - ИЗ - ЕЗ - ЁЗ - ЮЗ - ЯЗ.

4.Повторить прямые слоги, в которых звук [ з ] находится между гласными:

АЗА-АЗО-АЗУ-АЗЫ ОЗА-ОЗО-ОЗУ-ОЗЫ

УЗА-УЗО-УЗУ-УЗЫ ЫЗА-ЫЗО-ЫЗУ-ЫЗЫ

5.Повторить прямые слоги со стечением согласных:

ЗТА-ЗТО-ЗТУ-ЗТЫ ЗПА-ЗПО-ЗПУ-ЗПЫ

ЗМА-ЗМО-ЗМУ-ЗМЫ ЗКА-ЗКО-ЗКУ-ЗКЫ

ЗНА-ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ ЗВА-ЗВО-ЗВУ-ЗВЫ

6.Повторить обратные слоги со стечением согласных:

АЗТ-ОЗТ-УЗТ-ЫЗТ-ИЗТ-ЕЗТ-ЁЗТ-ЮЗТ-ЯЗТ

АЗК-ОЗК-УЗК-ЫЗК-ИЗК-ЕЗК-ЁЗК-ЮЗК-ЯЗК

АЗП-ОЗП-УЗП-ЫЗП-ИЗП-ЕЗП-ЁЗП-ЮЗП-ЯЗП

АЗМ-ОЗМ-УЗМ-ЫЗМ-ИЗМ-ЕЗМ-ЁЗМ-ЮЗМ-ЯЗМ

7. Добавь в начале слова звук [ з ] и назови словечко:

…айка, …амок, …авод, …агадка, …адание, …апах, …акипеть, …онт, …убы, …абор,…аколка,…онтик.

8.Договорить в конце слов слоги:

ЗА- : Ва..,ко.., ро.., гла...,сле.., гро.., мимо.., кукуру..,берё.., до.., угро.., его.. .

ЗЫ - : Ука.., моро.., стра.., ва.., при.., заво.., ро.., ко.., сюрпри.., шлю.. .

ЗОК - : Во.., гла.., обзе.., огры.., мА.., обра.., пома.., ра.., га.. .

ЗГИ - : Мо.., ро.., бры.., дря..

9. Замени в слове первый звук на звук [ з ] и назови новое слово. Напимер: б ал - З ал.

бал - …ал, майка - …айка, губы - …убы, накат - …акат, двери - …вери, шлаки - …лаки, трение - …рение, нажим - …ажим, нагар - …агар, лов - …ов.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в начале слова:

1)Запад, зайка, замок, завод, забава, забота, закон, загадка, закат, задание, занятие, заехать, заохать, захотеть, запах, загон, забег, забияка, забыть, запонка, зато, забегать, забодать, заветный, завиток, завыть.

2)Загадать, загнать, заготовить, заготовка, задавака, задумать, задуть, заинька, зайти, закопать, закидать, закинуть, задуть, закипеть, закуток, запев, затея, затянуть, Зоя, зонт, зонтик, зубы, зуб, зубок, зубной.

3) Знать, знак, звать, звонок, звук, знамя, званый, звон, звонить, звонкий, знакомый, знаток, зной, знакомить, звание, звено, зверь, зверёк, звучать, звякать, здание, здесь, здорово, здоровье, здравствуйте, злак, злато.

4) Злить, зло, злоба, злодей, злой, змея, знакомый, знамя, знаменитый, знание, знаток, знать, значит, значок, зной, зрачок, зрелый, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий.

Повторить слова, в которых звук [ з ] находится в середине слова:

5)Ваза, база, коза, егоза, назад, мозаика, мимоза, фазан, незабудки, наказать, мазать, показать, указать, медуза, казак, указание, азбука, название, назвать, бизон, возок, воздух, везу, внизу, мазут, называть, язык, тазы.

6)Возы,козы, вазы, музыканты, музыка, изба, избыток, изгиб, издание, измять, изнанка, взмах, вздох, взор, взрослый, вздох, взломать, взмах, взрыв, взлёт, взморье.

Произносить звук [ з ] в словах с обратными слогами:

1)Азбука, праздник, гораздо, пазлы, разве, разный, разница, поздно, ноздри, гвозди, грозди, воздух, возраст, возле, морозный, грозный, обозный, бронза, колхозный, грандиозный, грузди, узник, кузница, брызги, язва.

2)Дрязги, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, резвый, бездна, наездник, лезвие, железный, полезный, болезнь, исчезли, из-за, отчизна, изредка, изгородь, издали, издавна, избран, героизм, организм, казна.

3)Глазной, назвать, назло, название, разбить, разговор, размер, разбойник, разрыв, размах, разбеги, опознать, опоздать, мозги, борозда, гвоздика, допоздна, дрозды, озноб, возня, узда, узнать, узлы, кузнец, кузнечик.

4)Езда, резной, резня, поезда, гнездо, безлюдный, бездомный, безрогий, безобидный, безобразный, безотказный, безопасный, бездельник, везде, вдребезги, мелюзга, боязно, изба, избушка, изгиб, изумруд.

5)Издать, изделие, извилина, избрать, извините, изгнать, излишки, изъян, известный, измена, изменчивый, измерить, близнецы, белизна, изнутри, боязно.

Произносить звук [ з ] в словах с прямыми слогами:

6)Зайка, заинька, завтра, зал, залп, мозаика, вокзал, заяц, замысел, заново, запад, запах, заповедь, зарево, Мазай, замша, Казань, бальзам, базар, назад, дизайн, рюкзак, экзамен, фазан, казак, коза, лоза, глаза, егоза, гроза.

7)Бирюза, дереза, влезать, доказать, наказать, показать, отказать, указать, вязать, динозавр, партизан, зоб, зов, Зоя, зона, золото, мозоль, зонтик, Золушка, зоркий, узор, бизон, возок, газон, дозор, позор, горизонт, комбинезон.

8)Зубы, зубчик, зубр, зуд, внизу, лазурь, глазурь, мазут, разуть, разумный, разутый, беззубый, язык, зыбкий, азы, возы, разы, тазы, тузы, пузырь, аза, база, ваза, доза, виза, Лиза, роза, блуза, польза, гильза, берёза, медуза, пауза.

9)Кукуруза, мимоза, глюкоза, незабудка, незаметно, забава, забить, забияка, заболеть, забота, забор, забрать, забыть, завет, завить, завод, заводной, завыть. Загадка, загар, задать, задача, задор, закат, закон, заколка, закрыть, замена, заметка, западня, зарядка, зато, затея.

10)Зодиак, розовый, зола, кузов, грузовик, зубило, зубок, зудеть, разум, лозунг, зубной, книзу, разучить, сразу, вазы, газы, грозы, козы, берёзы, арбузы, морозы, анализы, карапузы, карнизы, колхозы, паровозы, сервизы, фразы, алмазы, козырь, пузырёк, козырёк.

В словах с двумя звуками [ з ]:

11)Заноза, зараза, зазноба, зразы, звезда, зигзаг, заказы, звёздный, заказной, безобразный, заразный, завязать, залезать, зализать, заказать, замазать, развязать, забрызгать, зазвонить, зазвенеть, зазвать, зазывать, заказывать, развязывать.

В словосочетаниях:

12)Знойное лето, зазвенел звонок, золотая ваза, запретная зона, злая змея, заразная болезнь, здоровые зубы, заявление об отъезде, Зоина затея, заводная коза, забавный козлёнок, знакомая музыка.

Слова со звуком З.

Звук З в начале слова.

За

Закон, забава, забавный, заболят, забарахлил, забастовка, забота, забежать, забелеть, заблеять, забег, забирать, забитый, забить, забияка, заблестеть, заблудиться, забодать, забой, забор, завод, замок, заяц, замуж, забой, заболеть, забор, забота, забрать, забыть, завал, завалинка, заварка, заварной, заваруха, завести, завернуть, завертеть, завершить, завеса, завести, завешать, завещать, завертывать, завивка, зависеть, зависнуть, зависть, завитой, завмаг, завод, заводчик, заводь, завтра, завтрак, завтракать, завуч, завхоз, завесить, завязать, завязка, завязнуть, завязь, загадка, загар, загасить, загвоздка, загиб, загибать, заглотить, заглохнуть, заглушать, загляденье, заглянуть, загноить, загнить, загнать, загнуть, заговор, загодя, заголовок, загонять, загородка, загореть, загородка, заготовка, заготовщик, заградить, загребать, загреметь, загрести, загривок, загрубеть, загрузить, загрузка, загрызть, загс, загубить, загулять, загустеть, зад, задавака, задавать, задание, задарить, задаром, задатки, задатки, задать, задачник, задвижка, задвинуть, задворки, задевать, задеть, задира, задёргать, задний, задолго, задолжать, задом, задор, задорный, задохнуться, задирать, задремать, задрожать, задубеть, задувать, задуматься, задурить, задуть, задушить, задымить, задышать, заезд, заезжий, заесть, заехать, заём, заёмный, заёмщик, зажарить, зажать, зажечь, зажигалка, зажим, зажить, зажмурить, завязать, зазвенеть, зазвонить, зазнайка, зазноба, зазор, заразить, заика, зайка, заикание, заинька, зайчик, заказ, заказчик, закат, закачать, закапать, закваска, закипеть, заклевать, заклеить, заклятие, заколка, закон, закончить, закрасить, закруглить, закончить, закормить, закурить, закрома, закоулок, закройщик, закуска, закрутка, закуток, зал, залежь, зачин, залог, залить, зачитать, зашагать, зашнуровать, заштопать, зашторить, зашеек, защемить, защёлка, защита, защитник, заявить, заядлый, заяц, зола, зодиак, золовка, золотить, зоология, зоопарк, зоосад.

Зо

Зоя, зонтик, зодчий, золотко, золушка, золотце, зонт, зонды, зоренька, зоркий, зольный.

Зу

Зуб, зубастый, зубец, зубило, зубр, зуд, зубочистка, зубр, зубило, зубрить, зубчатый, зубчик, зуд, зудеть, зурна.

Зы

Зыбь, зыбко, зык, зыбкий, зычный.

Звук З в середине слова.

За

Лазарь, лоза, лобзать, лазарет, назавтра, назад, намазать, проказа, проза, прозаик, пузо, пузатый, пейзаж, перевязать, коза, ваза, база, блуза, коза, роза, берёза, гроза, назад, мозаика, фраза, фруктоза, роза, Лиза, глаза, слеза, виза, луза, поза.

Зо

Позор, дозор, ревизор, газон, дозор, камзол, бизон, вазон, блузон, узор, горизонт, комбинезон, мозоль, возок.

Зу

Внизу, козу, вазу, лазутчик, лазурит, лазурь, назубок, грызун, Лизу, розу, книзу, разум, берёзу, лозунг, беззубый, разумный, разутый, мазут, изумруд.

Зы

Арбузы, тазы, козы, вазы, музыка, возы, называть, козырёк, козырять, газы, козы, грозы, берёзы, арбузы, морозы, пузырёк, показывать, приказывать, алмазы, мимозы, сервизы, карнизы, медузы, карапузы, паровозы, колхозы.

Звук З в стечении согласных.

Зразы, зрачок, зрелище, зрелость, зрелый, звукозапись, звукоряд, звучание, звучать, звук, звучный, звякнуть, здание, здесь, здоровый, здоровье, здравствуй, злак, злато, злейший, злить, зло, злоба, злодей, злыдень, злюка, змей, змеелов, змеёныш, знать, знания, знак, знакомый, знай, знамение, знакомить, знаток, знамя, значение, значок, зной, звон, звонкий, знобит, знойный, зрение, зреть, зритель, зря, зрячий, звание, звать, звезда, звездопад, звездочёт, звенеть, звено, звереть, зверинец, зверобой, зверолов, звёрёныш, зверский, зверюга, звонок, звук, звонить, зверь, звон, звонарь, звонкий.

Азбука, воздух, гнездо, гвозди, изба, езда, поезда, физрук, козни, кузнечик, кузница, лобзик, лезвие, лицезреть, название, назвать, назваться, назло, назреть, брызги, коммунизм, козлёнок, возня, кузнец, польза, проказник, болезни, праздник, гораздо, разве, разный, разница, поздно, ноздри, возраст, возле, морозный, грозный, бронза, грузди, брызги, язва, грязный, боязнь, гнёзда, слёзный, серьёзный, бездна, наездник, лезвие, полезный, отчизна, изредка, изгородь, издали, героизм, организм, казна, глазной, безрогий, разбойник, разбить, размах, мозги, опоздать, гвоздика, узлы, белизна, крутизна, изгиб, извините, безлюдный, излишки.

Словосочетания и фразы со звуком З.

Зоя забияка, запретная зона, на заводе забастовка, знание языка, забота о здоровье, зоркие глаза, заболят зубы, избыток азота, завести зайца, признак грозы, замок на заборе, знакомая музыка, поздний звонок, загрузить грузы, золотая казна, заголовок в газете, звуки мазурки, задолго до звездопада, безумная затея, коза заблеяла, забавный зайка, заводчик зверей, знакомый музыкант, закрыть глаза, заводная коза, завязать узлом, Зоина затея, заповедник зубров, загадать загадку, забота о заболевшем, розовая роза, забавная загадка, заботливая золовка, забить гвозди, зоркие глаза, заглушить звон, загон для бизонов, здание загорелось, забор из берёзы, задавать задание, раздался звон, завитки да завитушки, звонить на звоннице, звонкий звон, зовёт на заутреню, золотой закат, перезвонить Захару, закваска закончилась, роза завяла, загадай загадку, знает музыку, задвинул назад, знамя на здании, задавака зазнался, полезно для здоровья, загрузить в грузовик, коза привязана, загрузить в газель, Захар заснул, коза залезла, зажигалка зажглась, загрязнённый воздух, Зойкин зонтик, вызывает зуд, пузатый зубр, загар на загляденье, вазу разбили, завещать золото, зависть заела, завезли арбузы, азбука знаков, музыкальный зал, звучит музыка, знать назубок, заколола заколкой, заразное заболевание, знание законов, задорный козлик, незабудка завяла, фазан в гнезде, загс закрыт, магазин закрыт, заголовок газеты, брызги грязи, закон физики, забери назад, заглянуть на задворки, арбузы в тазах, в вазе гвоздики, на газоне розы, золовка замолчала, звёзды заблестели.

Я позвонил Зое.

Я забыл зонт.

Коза заблеяла: « Меня забыли!».

Я заехал на завод.

Я завязывал узлы.

На газели завезли в магазин заварку.

Я закрыл глаза.

Пузатый Мурзик грызет задачник.

Дед Захар рассказывал сказочки.

В музыкальном зале звучит звонкая музыка.

В зале затихла музыка.

Грузовик с арбузами завелся и загудел.

У Зои коза.

Закройщик заштопал зонт.

Возьми, Зоя, зонт.

Зверолов загнал зверёныша за забор.

Зоя зубрит азбуку.

Завхоз позвонил в магазин.

Зоя загадывает загадки.

Козы затоптали розы.

Зоина золовка музыкант.

Поезда везут грузы.

Звенит звонкий звонок.

Здоров как зубр.

Вокзал закрыт на замок.

Захар замерз на морозе.

Заплати за зайку и мозаику.

Зоя взяла зонт.

Зою зовут в зоопарк.

У Зои корзина с розами.

Из-за забора раздался звон.

Лиза задумалась и загрустила.

Захар забыл зонт у Лизы.

Занятия на воздухе полезны для здоровья.

Захар залез на забор.

Мы не знали названия груза.

Как зовут? - Зовут Зовуткой.

Захар забежал в закуток.

У меня зрелые арбузы.

Дед Мороз загадал загадку.

У меня заболели зубы.

Зима не без морозов.

В зоопарк привезли зубра.

Мне захотелось зайти в здание.

Коза привязана к забору.

От мороза на заре звенят берёзы.

Я опоздала на занятия.

В грозу в грязи от груза развалился кузов.

К завтраку были зразы.

Поезда идут без опоздания.

Глаза разбегаются от разнообразных изделий.

На переезде мы заметили знакомый знак.

Из кузова в кузов бросают арбузы.

Все с базара, а Назар на базар. Все на базар, а Назар с базара.

Стихи со звуком З.

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза,

зы-зы-зы, зы-зы-зы

Мало травки у козы,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Отвязали мы козу.

за-за-за, за-за-за

Залезает в сад коза,

зу-зу-зу, зу-зу-зу

Привязали мы козу,

за-за-за, за-за-за

Здесь привязана коза...

(Начинай сначала!)

Загляните на минутку-

Не забудьте незабудки.

Незабудки, незабудки,

Не забудьте незабудки!

Лезут козы в грозу в лозу-

Лозу козы в грозу грызут.

И.Демьянов.

Из кузова в кузов

бросают арбузы.

В грозу, в грязи от груза

развалился кузов.

Два дрозда

Видишь, смотрят из гнезда

два молоденьких дрозда.

Клюв покажет первый дрозд,

а второй покажет хвост.

С. Маршак.

Не будь козой

Идёт коза... Растёт лоза,

густой листвой одета.

Глядит коза во все глаза:

Не для меня ли это?

Спешит коза - трещит лоза.

Козе и горя мало.

Закрыв глаза, грызёт коза -

всю красоту сжевала.

Когда, малыш, ты в сад бежишь,

обрызганный росою,

не рви цветов, не гни кустов!

Не надо быть козою!

П. Воронъко.

Поединок с ботинком

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю...

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать...

Ш. Галиев.

***

Занят заклинатель змей

Звонкой музыкой своей.

А под музыку, друзья,

Затанцует и змея.

В. Берестов.

Хозяйка

Не привык трудиться зайка,

барсуку работать лень.

Только белочка-хозяйка

за работой целый день.

Где же зайка? Где же зайка?

Ты поди-ка разузнай-ка.

Видно, зайка стал зазнайка,

раз забыл тебя, хозяйка.

А. Стародубова.

Девчонка везла на возу

Козленка, козла и козу.

Лесок проезжала –

Часок подремала.

Девчонка в лесу проспала

Козленка, козу и козла.

«Завтра, – думал я вчера, –

Сяду завтракать с утра».

Завтрак тут, а где же завтра?

Я сегодня сел за завтрак.

В. Берестов.

Едет зайка на трамвае,

Едет зайка, рассуждает:

«Если я купил билет,

Кто я – заяц или нет?»

А. Шибаев.

Надвигается гроза,

Гром гремит над головой.

Надрывается коза,

Тащит козлика домой.

Г. Ладонщиков.

Зайчушка

Свинья и заяц подружились.

Под солнцем в луже развалились.

От грязи заяц стал черней

Чумазой спутницы своей.

И шепчет Хрюшка зайке в ушко:

«Ты не зайчишка, а Зай…чушка!»

С. Пронин.

Зябнут птицы, зябнут звери,

Закрывают в норах двери.

Залезают в дупла, гнёзда…

В синем небе звезды мерзнут,

Затухая на заре.

Ох, морозно в январе!

В. Суслов.

Черемуха

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

С.Есенин.

Звук [З].

В звезде найдешь ты букву З,

И в золоте, и в розе,

В земле, алмазе, бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.

С.Маршак.

Знакомы вам её угрозы.

Она всем нам грозит морозом,

хоть в снег закуталась сама.

Кто гостья грозная? - Зима.

Мы заходим на вокзал,

и входим мы в огромный зал.

Быть в таком огромном зале

Можно только на вокзале.

Летит оса! Гудит оса!

Оса-гроза! Оса-слеза!

А чья слеза? Моя слеза.

А. Кондратьев.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты, заяц, рад?

Рад, что зубы не болят.

Г. Сапгир.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

ваза, воздух и резина,

зубы, козлик и тазы,

зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка не ленись,

да смотри не ошибись.

***

Зайка, заинька косой,

что ж ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу -

я ботинки принесу.

И. Кузьмин.

Знать бы, зачем залилась спозаранку

в зарослях в зелени крошка - зарянка?

Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит,

звонко и весело зяблик звенит?

Знать бы, зачем зашуршала змея?

Знать бы, зачем зеленеет земля?

Знать бы...

В. Лунин.

Звездолёт

Зажглась зелёная звезда...

Запустят звездолёт туда.

Е. Благинина.

Зайка не спит, Зою зовёт.

Зайке коза спать не даёт.

Возьмите козу, козу-егозу,-

И зайка мой заснёт в тазу.

Зайка зевнёт и Зоя зевнёт.

Зайка заснёт и Зоя заснёт.

***

Пасутся весь день на лужайках зеленых

Коза-егоза и веселый козленок.

Коза-егоза и козленок-проказник

Бегут от меня и как будто бы дразнят.

В. Горяйнов.

Рассказы, тексты со звуком З.

Рассказы с картинками.

(Взрослый читает предложение, показывая картинку, чтобы ребенок мог добавить слово там, где оно требуется. Второй раз взрослый целиком читает предложения, выделяя голосом отрабатываемый звук, ребенок повторяет за ним. первом случае ребенок отрабатывает звук в слове, во втором – в предложениях. Затем ребенок сам составляет рассказ.)

Зонтик.

У Лизы есть розовый (зонтик).

Как-то ей захотелось показать свой (зонтик) Зое.

Засиделась Лиза у Зои и забыла у неё свой (зонтик).

И Зоя сама принесла этот (зонт) подруге.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои есть красивый (зонт).

Один раз Зоя шла под (зонтиком) вдоль забора.

Вдруг подул ветер и унёс (зонт) за забор.

Перелезла Зоя через забор и видит свой (зонтик) на берёзе.

Какие – то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

Рассказы с вопросами.

задаем вопросы. В конце ребенок пересказывает рассказ.)

1. Зоя и Зося знают много загадок.

Кто...? Что...?

Зоя их загадывает Зосе, а Зося - Зое.

Что делают...? Кто кому...?

Зося отгадывает все Зоины загадки, а Зоя Зосины - не все.

Что... Зося? Что... Зоя?

2. Зоя назвала свою куклу Зиной.

Кто...? Что сделала...? Как...?

А Зина на неё обиделась.

Кто...?

«Не называй куклу так, как меня зовут!» - попросила она.

О чём попросила...? Кто...?

Зоя согласилась и назвала куклу Лизой.

Что сделала...? Как...?

Тогда обиделась Лиза.

Кто...тогда? Почему...?

3. Зоя заботится о своей кукле Лизе.

Кто...? Что делает...? О ком...?

Как-то у куклы Лизы заболели зубы.

У кого...? Что случилось...?

Зоя завязала Лизе зубы.

Кто...? Что сделала...? Что...? Кому...?

А потом сказала: «Нельзя, Лиза, есть много конфет».

Что сказала...?

4. Папа с Лизой сделали змея.

Кто...? Что...?

Лиза позвала знакомых детей.

Кто...? Что сделала...? Кого...?

Все вместе стали запускать змея.

Что сделали...?

Золотистый змей взвился ввысь.

Что...? Какой...? Кто...?

«Этот змей полетит к звёздам»,- сказала Лиза.

Что сказала...?

5. Завтра в школе будет день здоровья.

Что...? Когда...? Что...? Где...?

В этот день в спортивном зале будут различные соревнования.

Кто...? Что...?

В школьном дворе будет забег младших ребят.

Кого...? Кто...?

Зоя и Лиза будут завтра участвовать в этом забеге.

Когда...? Что будут делать...?

6. Зоин папа - музыкант.

Кто...? Чей папа...?

Зоя тоже любит музыку.

Кто...? Что...?

Она хочет стать музыкантом.

Кем...?

7. Слово «язык» имеет разные значения.

Что...?

Объясните, какие значения имеет слово «язык».

Какие...? Что надо...?

Проказы старухи зимы.

Разозлилась зима. Задумала всех заморозить. Задула зима холодом, размела листья. Птицам некуда деваться, и полетели они за горы, за моря, где не злой зимы. Другие забились в щели. Не заморозила их зима. Злобно пошла на зверей. Запорошила землю. Приказывает морозам заморозить зверей. Идут морозы за морозами, один другого злее, пугают зверей. Забились звери на зимовье. Злая зима не забыла и рыб. Заморозила реки и озёра. А рыб не заморозила, им подо льдом не холодно. Накинулась зима на людей. Морозы заволокли узорами окна. А люди затопил печки. Заготавливают дрова, везут их на возах и похваливают морозы. Дети и те не боятся зимы. Бегают во дворе. Хватит зима злобно за ухо или за нос кого-нибудь. А тот потрёт – и разгорится лицо. Заплакала зима. Закапали зимние слёзы. Значит, близок конец зимы.

Зайка и коза.

У Лизы заводная коза. Заведут её - она забегает по доске. Забавная такая! Лиза сама заводит козу. А о своём зайке совсем забыла. Одна Зоя не забывает зайку. Баюкает его и песенку поёт:

Скоро мой зайка заснёт,

зайку никто не возьмёт!

Но зайка не спит. Он козы боится. Вот-вот забодает коза.

Я не заноза.

Зина очень любит всех дразнить. Васю она называет Зудилой, Настю - Злюкой, Лизу - Задирой.

Знаешь, как зовут того, кто всех дразнит и задевает? - спросила мама.

Как?

Занозой.

Зина насупилась, задумалась, а потом сказала:

Никогда никого не буду дразнить. Я не заноза.

Слова на З.

Лиза и Зоя играют в слова. Им надо называть по три слова на З. Кто последний назовёт, тот и победит.

Зайка, зонтик, ваза, - называет Зоя.

Козёл, козлёнок, коза, - не сдаётся Лиза.

Так нельзя! - заспорила Зоя. - Козёл, козленок, коза - это одно слово.

Нет, это три слова! - сказала Лиза.

А вы с кем согласны, с Зоей или с Лизой?

Что такое звёзды?

А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь, послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там, поджав длинные ножки.

Да, - сказал кузнечик.- Это больше похоже на правду. Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

(Г. Цыферов)

Как назвать зайца?

Родился зайчонок. Задумалась мать: как его назвать? Захотелось назвать тигром. Узнали козлята, как зовут зайку, и не захотели играть. Заплакал заинька. Сказал матери, что козлята сразу разбегаются от него. Тогда мать назвала его волком.

Пошёл заинька гулять, увидел телят. Захотел с ними играть.

А как тебя зовут? - задают ему вопрос.

Меня зовут Волком, - говорит заинька. Телята стали бодать заиньку.

Попался злой Волк! - закричали телята.

Пришёл заинька домой, побитые бока облизывает. Избили его телята. Задумалась мать и назвала заиньку Зайкой. Пошёл заинька играть. Звери узнали, что его зовут Зайкой, и приняли в игру. И заиньке и зверям это имя понравилось. Так его за ним и закрепили.

Составление рассказа по теме.

1. Представь себе, что ты доктор Айболит и работаешь в зоопарке.

Расскажи, как ты лечил(-а) зверей: зубра, обезьяну, зайца, зебру, змею, слона. Рассказать тебе это помогут слова: заболеть, градусник, забинтовать, смазать йодом, зубы, глаза, компресс.

2. Вы с мамой играли в слова. Мама дала тебе задание найти цветы, в названиях которых есть звук З. Расскажи о том, какие это цветы, а потом - где и как ты их будешь искать.

3. У тебя случилась беда - заболел зуб. Расскажи о том, как его тебе лечили - сначала мама, потом зубной врач. Что тебе посоветовал врач после лечения? В своём рассказе используй слова: зуб, заболеть, завязать, зубная паста, обязательно, здоровые зубы.

Тема: Автоматизация звука [ з ] в слогах, словах, предложениях.

Цель: закрепление правильной артикуляции звука [ з ] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задача:

    образовательная - закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.

    развивающая - развивать фонематический слуха, развивать тонкую и общую моторику, развивать зрительное внимание, память, восприятие, речевого дыхания.

    воспитывающая - формировать аккуратность к работе, самостоятельности, ответственности, усидчивости, умение помогать друг другу.

Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки на заданный звук, слоговые таблицы, листья (из бумаги), карандаш.

Ход занятия

I . Организационный момент:

Приветствие (здравствуй!), сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости

Поздоровайся с ними

Чтобы начать наше занятие, мы с тобой должны разбудить наш язычок. Давайте, сделаем гимнастику для язычка

Для этого нам нужно зеркальце

1) Артикуляционные упражнения (выполнять перед зеркалом)

- Лягушка - хоботок - зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка,

А теперь слоненок я,

оботок есть у меня.

- Качели - улыбнуться, открыть рот, на счет «раз» – опустить кончик языка вниз, на счет «два» - поднять язычок вверх.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели

Даже солнышка коснулись

А потом назад вернулись.

- Часики улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево - вправо кончик ходит,

Будто место не находит.

- Лошадка – улыбнуться, широко открыть рот, щелкнуть языком громко и энергично.

Рот широко открываю

К небу язык прижимаю

Прыгает вниз язычок

И раздается щелчок.

Молодец, а теперь немного мы подышим

II . Основная часть

1)Характеристика звука [з] по акустическим и артикуляционным признакам

- посмотри, кто к нам прилетел? (комарик)

Сегодня он будет помогать нам правильно говорить его любимый звук

Споем песенку комарика, какой это звук? (з-з-з)

- давай охарактеризуем звук [ з ]

согласный

бывает твердым и мягким

Молодец! А теперь немного мы подышим

2) Дыхательные упражнения

- надуть щеки и удержать набранный воздух (5 сек.)

На выдохе поем гласные звуки [а], [у], [о], [и]

Легко дуть на листок, лежащий на ладони

А сейчас мы посмотрим, что принес комарик?

Что это?

Какие то таблицы

А здесь еще что-то написано "слоговая таблица"- прочитай

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ

УЗ-ЫЗ-АЗ-ОЗ

Комарику понравилось как ты читал. Он предлагает поиграть в игру "Поймай звук"

3) Развитие слухового внимания

Я буду произносить слоги, а ты должен хлопнуть, услышав звук [з]

Слушай очень внимательно

ЗУ, АШ, СА, ЗО, МА, ЗА, ЖУ, УЗ, КО, ЫЗ, АС.

4) Физкультурная минутка

А теперь не большая разминка (встанем)

- Ушки : дотянутся ухом до плеча (плечи не поднимать);

-Карандаш : представьте у тебя на макушке карандаш, а над головой лист бумаги, необходимо нарисовать (круг, квадрат, треугольник);

Комарик принес еще один конверт

Так посмотрим

Конверт, как конверт

Давай заглянем внутрь?

Смотри, а здесь какие – то картинки?

Это еще одно задание для тебя

Назови что изображено?

КОЗА, ЗАМОК, АРБУЗ, ЗОНТ, ВАЗА, ИЗБА

Определи место звука в слове (в начале, середине, конце)

Молодец!

Комарик очень любит чистоговорки

Повторяй

За-за-за - вот идет коза.

За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зу-зу-зу - не боюсь козу.

Зы-зы-зы - нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

III . Итог

    Релаксация (волшебный сон - мелодия)

С кем играли на занятии? (комарик)

Какой звук он нам помогал произносить? (з)

Татьяна Быкова
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях»

Тема : Автоматизация .

Цели : Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях .

Задачи : 1. Коррекционно-обучающие :

Закрепление навыка произношения звука З в словах и предложениях ;

Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонематического представления звукобуквенного анализа и синтеза .

3. Коррекционно-воспитательные :

Вызвать интерес к занятиям ;

Воспитывать усидчивость.

Оборудование : игрушка Заяц, предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на треугольниках, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятия к нам придёт гость , угадай, кто это будет.

Длинноухий трусишка Залез в огород, Увидел морковку, Хвать быстро – и в рот. (Заяц)

Правильно, это Зайчик, он хочет посмотреть, что интересного будет сегодня на занятии и ещё ему потребуется твоя помощь.

2. Артикуляционная гимнастика.

Давай покажем Зайчику, что умеет делать наш язычок :

1.«Улыбочка» 2.«Лягушка» 3. «Прятки» 4. «Почистим зубки» 5. Кошка сердится» 6. «Загоним мяч в ворота»

3. Произношение звука З . Характеристика звука .

Зайчик жалуется, что у него кто-то над ухом летает и поёт. Да это же просто комарик мимо пролетал, давай споём его песенку вместе :

З-З-З-З-З….

В каком положении находятся губки, когда мы произносим звук З ? – А где у нас язычок? Зубки? – Что с горлышком? -- Значит какой звук З ?

4. Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза .

Вот и Зайчику звук З нравится , потому что с этого звука начинается его имя . А теперь давай определим место звука в других словах :

Зоя, звук , базар, запах, узор, воздух, закат, гнездо, газон, золушка.

5. Автоматизация в словах .

Давай покажем Зайчику, сколько слов мы знаем со звуком З . Повторяй за мной :

Зал – замок - завод

Ваза – база – фаза

Коза – лоза – пауза

Глаза – гроза – егоза

Заноза – мимоза – берёза.

6. Различение единственного и множественного числа существительных. Игра «Скажи наоборот» (с мячом) .

-А сейчас немного поиграем : я буду называть один предмет , а ты отвечаешь как будет много предметов :

Ваза-- вазы

Замок-- …

Загадка-- …

-И наоборот : Зубы-зуб

Гнезда-- …

Заколки-- …

7. Развитие слухового внимания. Игра «Построй дом» .

Оказывается, Зайчик к нам пришел не просто так, он просит помочь построить для него дом, потому что наступают холода. Но для дома надо выбрать только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук З . (ведро, жираф, изба, кукуруза, стул, коза, зонт, кубик, шапка, забор.)

8. Произношение звука З в предложениях .

Наш Зайчик очень любит чистоговорки и скороговорки :

Зу-зу-зу, Зайку моем мы в тазу.

За-за-за, закрывай скорей глаза.

Зэ-зэ-зэ, Зайка нам испек безе.

Заяц в поле зерна ел,

Зуб у зайца заболел.

Зайчику пора домой, он благодарит тебя за помощь и за интересное занятие .

Какой звук он помогал произносить?

Какой это звук ?

Ты сегодня была молодец!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ц] в словах, во фразах и предложениях» ЗАДАЧИ ПРИОРИТЕТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «Речевое развитие» Создавать условия для закрепления правильного произношения звука «ц» прямых.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект логопедического индивидуального занятия для детей 5–6 лет «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: «Космос» Цель: Формирование правильного произношения звука [ш] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: формировать представления.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия


Самое обсуждаемое
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке
Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе


top