Краткая биография игнатия лойолы. Игнатий лойола - биография, информация, личная жизнь Игнатия лойолы

Краткая биография игнатия лойолы. Игнатий лойола - биография, информация, личная жизнь Игнатия лойолы

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

Карьера военного Игнатия Лойолы

Достигнув совершеннолетия, Игнатий Лойола поступил на военную службу.

Говорят в том возрасте он был весьма хорош собой – славился не только как красивый и остроумный молодой человек, но и как любимчик дам и отчаянный дуэлянт. Но был ли Игнатий Лойола таким на самом деле, или это очередной «биографический миф», неизвестно. Но зато мы точно знаем, что вступив на путь военного, Игнатию Лойоле пришлось побывать в настоящем сражении, а именно, Игнатий Лойола в 1521 году участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. Во время этой военной операции Игнатий Лойола был ранен осколком снаряда, причем достаточно сильно – одна нога была изувечена, а вторая сломана. В результате он был госпитализирован, а потом отправлен в отцовский замок – в Лойолу.

Путь в замок оказался тяжелым для человека с такими ранениями, поэтому врачам пришлось сделать сложную операцию, чтобы помочь Игнатию Лойоле выжить.

Чудо, изменившее жизнь Игнатия Лойолы

К сожалению, после операции Игнатию Лойоле лучше не стало, напротив, состояние его ухудшалось с каждым днем, причем настолько, что в какой-то момент врачи посоветовали ему исповедоваться и готовиться к смерти.

Игнатий Лойола с горечью в сердце принял эту новость, но все же в канун дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, его причастили и соборовали.

И каково же было изумление Игнатия Лойолы, когда в ту же ночь ему стало значительно лучше, настолько, что о скорой смерти и речи быть уже не могло. Врачи сочли это чудом.

Но, к сожалению, кость на одной из ног срослась неправильно, поэтому врачи настояли на второй, еще более сложной и тяжелой операции. Игнатий Лойола согласился.

В период выздоровления, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и болей, он захотел почитать развлекательные рыцарские романы, но в замке таких не оказалось, из всей семейной библиотеки сохранилась лишь две книги - «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых».

Эти две книги в купе с его чудесным выздоровление оказали на Игнатия Лойолу глубокое впечатления. Впоследствии он сам писал: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?»

С того момента жизнь Игнатия Лойолы изменилась кардинальным образом.

Как Игнатий Лойола начал новый путь

В 1522 году Игнатий Лойола отправляется в Монсеррат (горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны), где хранится чудотворная статуя Богородицы.

К этому паломничеству Игнатий Лойола отнесся со всей серьезностью, сделав его частью своего духовного испытания пути. Он сбрасывает с себя дорогие одежды и покупает рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве, а также дает обет целомудрия.

Достигнув 21 марта 1522 года Монсеррат, Игнатий Лойола в течение трех дней готовится к полной исповеди.

24 марта, пройдя исповедь, Игнатий Лойола начал «Ночную Стражу» - специальный духовный обряд, который необходимо пройти, чтобы получить посвящение в рыцари. Он состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча.

Во время ночной стражи, Игнатий Лойола всю ночь стоял перед образом Пресвятой Девы, лишь иногда опускаясь на колени для молитвенного поклона, но так ни разу и ни присел.

На рассвете Игнатий Лойола стал рыцарем Царицы Небесной.

Уединение и молитвы Игнатия Лойолы

Преисполненный духовной благодатью после «Ночной Стражи» и посвящения в рыцари, Игнатий Лойола недалеко от городка Манреса нашел уединенный грот на берегу реки Карденер, чтобы побыть там несколько дней, полностью посвятив себя божественному служению

За это время Игнатий Лойола питался только подаяниями, соблюдал строгий пост и каждое утро и вечер ходил молиться в собор.

Как Игнатий Лойола преодолел духовный кризис

Ведя напряженную духовную жизнь в тяжелых условиях пещерного грота, Игнатий Лойола не выдержал и заболел. К счастью, на лечение его приютили монахи доминиканского монастыря.

Восстанавливая силы, Игнатий Лойола пережил серьезный духовный кризис. Ему казалось, что совсем недавно, пройдя исповедь и посвящение в рыцари, он полностью искоренил в себе все темное, все грехи, надеясь, что больше никогда о них не вспомнит. Но, мысли о них возвращались, от этого он сам себе казался ничтожным. Игнатий Лойола с каждым днем все больше и больше разочаровывался в себе, причем настолько, что стал подумывать о самоубийстве, считая, что такой ничтожный человек просто не должен существовать.

Игнатий Лойола пробовал снова исповедоваться, но это не помогло, мало того, он даже решил, что подобные действия сами по себе несут зло. Впоследствии Игнатий Лойола писал: «Я понял, что в таком исповедании заключено действие злого духа».

Игнатий Лойола осознал, что постоянно вспоминая Тьму, к Свету не придешь.

Игнатий Лойола и духовное прозрение

Отказавшись от бесполезных исповедей в прошлых грехах, Игнатий Лойола задал себе вопрос – а откуда приходят все темные сомнения и искушения?

Размышляя над этим вопросом, Игнатий Лойола прогуливался по берегу реки Карденер, вдруг получил духовное прозрение, о котором сам рассказывал следующее: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Все это продолжалось самое большее три минуты».

Игнатий Лойола и паломничество в Иерусалим

После того, как Игнатий Лойола испытал духовное прозрение, он еще больше укрепился в мысли совершить паломничество в Иерусалим, о котором когда-то мечтал. Но теперь от грез он перешел к делу.

Как всегда, Игнатий Лойола подошел к этому вопросу серьезно и сначала отправился в Рим, чтобы получить благословение Папы Адриана VI. И уже после этого двинулся к цели своего путешествия.

1 сентября 1523 года корабль, на борту которого был Игнатий Лойола, достиг Святой Земли. Там паломника встретили монахи-францисканцы. В их сопровождении Игнатий Лойола в течение двух недель бродил по Иерусалиму.

Легендарные места и сами францисканцы так понравились Игнатию Лойоле, что он попросился остаться в их монастыре до конца своих дней. Но в этой просьбе ему было отказано, поэтому Игнатий Лойола вернулся назад в Барселону.

Как Игнатий Лойола начал жизнь с нуля

Последние события жизни Игнатия Лойолы закалили его веру и окончательно убедили его продолжить апостольский путь. Но он понимал, что одного духовного рвения мало, нужны еще и знания. Поэтому в свои 33 года Игнатий Лойола фактически начинает свою жизнь с нуля – он идет в начальную школу, чтобы вместе с детьми, изучать латинский язык. Это был своего рода подвиг, ибо учиться на одной скамье с теми, кто уже сам мог быть твоим ребенком, было испытанием для гордыни. Но Игнатий Лойола с честью прошел этот путь. Через два года, преподаватели латыни сказал ему, что тот настолько продвинулся в изучении латинского языка, что теперь свободно может слушать лекции в университете.

Игнатия Лойолы и Инквизиция

В мае 1526 года Игнатий Лойола начинает обучение в университете. Но, кроме собственно учебы, он также бесплатно обучал всех желающих катехизису, даже детей. Но это почему-то очень не понравилось Церкви и на Игнатия Лойолу поступит донос в Инквизицию. В результате ни в чем не повинный человек был арестован.

В тюрьме Игнатий Лойола провел 42 дня, только по истечению которых ему был оглашен приговор, полностью запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства.

После этого Игнатий Лойола решил покинуть Испанию и уехать в Париж.

Игнатий Лойола в Париже

В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.

Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.

Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.

Первые ученики и соратники Игнатия Лойолы

Уже во время обучения в Париже, Игнатий Лойола полностью оформил свою систему Духовных Упражнений, которые преподавал своим ближайшим друзьям, с которыми его объединяло мечта создать группу, посвященную служению Христу. И вот 15 августа 1534 года семеро верных друзей Игнатия Лойолы дали обеты целомудрия и не стяжательства в церкви Святого Дионисия.

В каком-то смысле можно сказать, что для Игнатия Лойолы это стало прообразом его будущего Ордена иезуитов, особенно если учесть, что 24 июня 1537 года Игнатий Лойола, его верные товарищи и еще пять примкнувших к ним человек были рукоположены в священники.

С этого момента Игнатий Лойола и его соратники начали проповедовать и быстро снискали славу среди простых людей, за что их невзлюбили кардиналы и аристократия. Дело дошло до того, что Игнатию Лойоле пришлось добиться личной аудиенции с Папой Павлом III, чтобы попросить его о помощи. Выслушав Игнатия Лойолу, тот принял его сторону и ситуация с гонениями стала сходить на нет.

Еще один мистический опыт Игнатия Лойолы

Зимой 1538 года Игнатий Лойола пережил еще одни глубокий мистический опыт. Однажды он услышал голос Господа, обратившегося к нему со словами «Я окажу тебе покровительство в Риме», а затем ему было видение, что Бог поставил его рядом со своим Сыном.

Естественно, все это произвело на Игнатия Лойолу неизгладимое впечатление, придав силы и мужество для дальнейшей духовной деятельности.

Игнатия Лойолы и Орден Иезуитов

Когда духовная деятельность Игнатия Лойолы достигла широко масштаба, он со своими соратниками задумался о перспективах. Они решили создать новый монашеский орден.

Игнатий Лойола представил Папе Павлу III проект будущего Устава, который был одобрен и в результате 27 сентября 1540 года папской буллой «Regimini militantis ecclesiae» был утвержден устав Общества Иисуса (Орден Иезуитов). А на Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

Игнатий Лойола и его «Духовные упражнения»

Важнейшим мистическим и духовным наследием Игнатия Лойолы являются его «Духовные упражнения», оказавшие невероятно глубокое и широко влияние на многих мистиков и оккультистов.

«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы представляют собой сочетание различных визуализаций, наблюдений за собой, размышлений, созерцания, словесной и мысленной молитвы.

Весь свод «Духовных упражнений» разделен на этапы, называемые «недели». Термин этот достаточно условен, так как на первое место Игнатий Лойола ставил не временные рамки, а уровень достижения успеха в том или иной упражнении.

В «Духовных упражнениях» Игнатий Лойола выделяя четыре недели:

Первая неделя (vita purgativa) - очищающая. На этом этапе ученик раскаивается в своих грехах и прилагает все усилия, чтобы выйти из их плена.

Вторая неделя (vita illuminativa) - просвещающая. На этой ступени ученик посвящает себя молитве и размышлениям о земной жизни Иисуса.

Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. С помощью глубоких медитаций и визуализаций, ученик «проживает» страдания Иисуса Христа.

Четвертая неделя (contemplatio ad amorem) - Воскресение и Вознесение. Ученик учиться видеть во всем Божественно Проявление.

Смерть Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола покинул этот мир 31 июля 1556 в возрасте 64 лет. Он был погребен в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа)


Происхождение и детство.
Родился Игнатий Лойола 24 октября 1491 года в замке Лойола – во владении своих родителей, что в городе Аспейтиа, в провинции Гипускоа страны Басков. Происходил он из древнего и знатного рода, но обедневшего. Интересно, что Игнатий был 13 ребёнком в семье из 14 и седьмой сын по счёту. По действующему принципу майората, то есть наследования недвижимости только старшим сыном, в перспективе Игнатий оставался ни с чем. При рождении ему было дано имя Иньиго де Оньяс, фамилия Лойола – по принадлежности к родовому замку, а имя Игнатий он взял себе впоследствии. Его отец – сеньор Бельтран Ибаньес де Оньяс, мать – сеньора Мария Санчес де Ликона, также принадлежала к знатному роду из страны Басков. Стоит отметить, что детство его прошло на севере Испании, наименее подвергнутой влиянию мавров части Пиренейского полуострова. Здесь христианская вера со времён готов жила и развивалась.
Он рано лишился родителей. В 1506 или 1507 умирает его мать, ранее умер и его отец.
Так как род его был знатен, Иньиго в детстве становится пажом, попал он ко двору через казначея Кастилии Хуана Веласкеса. Службу он начинает при дворе Фердинанда II Арагонского, мужа Изабеллы I Кастильской. И здесь его служба протекала, ничем особенным не отличаясь.

Военная служба. Оборона Памплоны.
Время шло, Иньиго стал уже рыцарем при дворе Фердинанда и также жил обычной жизнью для человека его положения. Не были ему чужды все рыцарские развлечения. Как сам он рассказывал, имел большой успех у женщин. И воевал тоже достаточно много.
К 1521 году он становится защитником Памплоны. Идёт война между Францией и Испанией из-за Наварры – пограничной области. И вот оборона Памплоны, руководил которой Иньиго де Лойола, становится поворотной точкой в его жизни. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону французов, поэтому Иньиго решил сдать город, а сам с войсками ретировался в крепость. Случилось это 20 мая 1521 года, а на следующий день, 21 мая, противник начал осаду замка, в котором заперлись Испанцы. Превосходство французов было подавляющим, но солдаты Испании, во главе с Иньиго де Лойолой храбро сдерживали натиск французов. В какой-то момент, когда осада длилась уже достаточно долго, Иньиго был тяжело ранен. Снаряд пролетел между его ног, переломав одну из них и немного меньше покалечив другую. В конце концов, замок был сдан, но французы поступили в рыцарском духе. Отметив храбрость и мужество Иньиго, они отдали его своим лекарям, а после отнесли на носилках в замок Лойола.

Приобщение к религии.
Тяжелейшее ранение, полученное Иньиго, потребовало операции. Уже в замке родителей он переносит эту операцию. Всё это занимает месяцы, наполненные нестерпимой болью и мучениями, никакой анестезии, медицина очень слабая. Операция оказалась неуспешной, кость срослась неправильно и Иньиго принимает решение ломать ногу повторно. Сложно представить какие мучения тогда вынес Иньиго де Лойола, кроме физических страданий это ещё и понимание того, что он отныне калека. Наверное, он мог бы вынести какие угодно физические страдания, но осознание того, что теперь он беспомощен должно было сказаться на нём сильнее всего. Ведь он рыцарь! Покоритель дамских сердец и отважный воин! Теперь всё это никогда не вернуть.
В замке Лойола, во время этих страданий, он попросил принести ему рыцарские романы, почитать, отвлечься, развеять скуку. Но их не оказалось, зато была Библия и Жития Святых. Чтение этих книг захватило его серьёзно. И он точно обретает выход из этой, казалось бы, тупиковой жизненной ситуации. Рыцарское служение, но не королю, а Христу – он это видит на примерах канонизированных церковью святых. В этом служении ему пригодятся и его мужество, и его храбрость, и его харизма.

Паломничество в Монтсеррат.
Монтсеррат – это монастырь в центре Каталонии, недалеко от Барселоны, принадлежащий к Ордену святого Бенедикта. Главная его святыня – Чёрная Дева Мария. Это статуя Богоматери, вырезанная из чёрного дерева примерно в XII веке, во все века привлекала к себе паломников. Особенность монастыря – труднодоступное положение в скалах на высоте более 720 метров над уровнем моря.
Неизвестно каким образом взобравшись в этот монастырь на своих искалеченных ногах, он совершает своего рода обряд, и как рыцари служат выбранной даме сердца, он приносит клятву в рыцарском служении Деве Марии. Он уже выглядит не как рыцарь, каким мы его себе представляем, а как странствующий монах, путник, в рубище.
Когда он там находился, в нём начали созревать мысли, которые лягут потом в основы его проповедей, позже составят и устав Общества Иисуса. Это мысли о том, как достигнуть духовного совершенства, как служить богу и тому подобные. Он ещё хотел и всем рассказать, как именно следует служить. Не просто он служит там себе и служит, нет, он других учит, наставляет, показывает «как надо». Впоследствии он разовьёт целую педагогическую систему, приверженцы которой и по сей день существуют по всему миру.
Игнатий постоянно занимался самобичеванием и самоуничижением, соблюдал строгий пост, ухаживал за больными, боялся грехов, исповедовался. Он делал всё это искренне, безусловно, в нём присутствовала большая доля фанатизма, которая зародилась в страданиях в замке Лойола.
В небольшом селении Манреса, находящегося неподалёку от Монтсеррата, где проживал Игнатий в конце 1522 года, у него случилось видение, он получил «великий свет разумения». Теперь он уже не сомневается в том, что должен защищать истинную веру, Католическую церковь, папу, как прямого представителя бога на земле.

Паломничество в Иерусалим.
В начале 1523 года Игнатий отправляется в Святую землю, место, где так много неверных – мусульман. При этом он необразован, но на протяжении пути говорит, что общается с богом, Иисусом Христом и Девой Марией лично. Всё это вызывает подозрение у окружающих. В Иерусалиме ему отказывают в желании остаться в монастыре на святой земле. Он возвращается в Испанию. Тем временем его странное поведение привлекло внимание инквизиции.

Инквизиция.
Он понимает, что ему нужно получить образование. Игнатий изучает латынь в университете городка Алкала де Энарес. И вместе с тем постоянно проповедует, общается со всеми, кто об этом просит. И инквизиция его арестовывает, но, не усмотрев ереси в его действиях и речах, отпускает. Игнатий, дабы не искушать судьбу, покидает Алкалу и отправляется в Саламанку. В Саламанке он вновь имеет сношения с карающим церковным органом. В итоге он принимает решение отправиться в Париж.

Париж.
Стоит отметить, что в Париж он дошёл пешком на своих искалеченных ногах. А для этого, между прочим, надо перейти Пиренеи. Самобичевание у Игнатия не останавливается. Он вновь начинает изучение латыни, а параллельно вокруг него сплачивается нечто вроде кружка. Он своим неординарным поведением обращает на себя внимание. Наконец, он получил звание магистра теологии – уже может проповедовать.

В Париже вокруг Игнатия сплотились такие люди, как Франциск Ксаверий, Яков Лайнез, Пьер Эмиль Лазар Фавр, Альфонсо Салмерон и другие, ставшие впоследствии одними из основателей Общества Иисуса. И вот после долгого общения происходит то, что сблизит их ещё больше. 15 августа 1534 года они собрались в церкви на Монмартре и принесли клятвы идти в Палестину с миссионерской миссией, а также дали обеты целомудрия и бедности. Но пока они должны были все продолжать образование.

Венеция, Рим, основание Общества Иисуса.
В 1537 году Лойола сотоварищи собрались в Венеции, дабы оттуда отправиться в Палестину и предаться там служению. Пока они ждали возможности отплыть – работали в больницах, помогали страждущим, проповедовали. Но разразившаяся в водах Средиземного моря война не дала им отплыть в Святую землю. Пришлось отправиться в Рим. К этому времени Игнатий Лойола был уже рукоположен в сан священника. В Риме Лойола и его товарищи начинают проповедовать и имеют большой успех, людям очень нравится слушать их речи. Популярность Лойолы возрастает – становится возможна аудиенция у папы.

В это время в самом разгаре идёт борьба Реформации и Контрреформации. Идеи Лютера приобретают все большую популярность. Католическая церковь стремительно теряет свои позиции. На встрече с папой Павлом III, Лойола видимо высказал идеи о создании ордена, одной из главных идей которого станет защита Католической церкви. В такое непростое время это было сродни «манны небесной» для папы Павла III. Игнатий Лойола получает добро на создание Общества Иисуса. Стоит отметить, что Лойола, имевший некую популярность в народе и очаровавший папу, имел много противников и недоброжелателей среди аристократии и даже первейших кардиналов. Но это не помешало созданию его ордена.

Устав ордена Лойола написал лично, в 1540 году этот устав утвердил папа. Главные постулаты ордена – целомудрие, послушание, бедность и преданное служение богу и церкви, безропотное подчинение этой церкви и её главе папе. Строгая иерархия ордена не терпела никаких возражений стоящим выше в этой иерархии членам общества. Орден стал воинственным – защищал церковь от всех посягательств на её могущество.

В 1541 году Игнатий Лойола был избран первым генералом Общества Иисуса. После избрания Лойола несколько дней прислуживал на кухне – элементы самоуничижения в нём не исчезли.

Безропотное подчинение старшему в ордене стали его характерной и главной чертой. Лойола говорил, что церкви нужно отдавать всё, в том числе и свой разум. Идеальный иезуит, по выражению Лойолы, должен смотреть на старшего как на самого Христа. Несмотря на то, что орден Иезуитов был добровольным, нашлось много желающих в него вступить.

Последующую часть своей жизнь Лойола посвятил координации ордена, писанию своих сочинений. А в 1550 году он решил сложить с себя полномочия генерала ордена Иезуитов, чему воспротивились все. После долгих уговоров он остался на своём месте. Так он и умер в этой должности. Случилось это 31 июля 1556 года в Риме, где его и похоронили в церкви Иисуса Христа.

Жизнь после смерти.
В 1622 году Игнатий Лойола был официально канонизирован папой Григорием XV.
Произведения Лойолы стали широко популярны, в особенности знаменитое «Exercitia spiritvalia» - «Духовные упражнения».
Орден Иезуитов обрёл огромную популярность, став впоследствии больше политической организацией, чем Обществом Иисуса. Широкое применение получили иезуитские школы. Иезуиты-миссионеры проникли во многие страны мира, где успешно проповедовали свои идеи. Впоследствии иезуиты во всём мире оказывали огромное влияние на ход истории – во стольком они поучаствовали, что всего и не перечислишь. Но всё это уже имело небольшое отношение к Лойоле. В умах Лойола так и остался «пехотинцем Римского папы».

Игнатий де Лойо́ла (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola , баск. Inazio Loiolakoa, ок. 1491, Аспейтиа - 31 июля 1556,Рим) - католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Родился около 1491 года в замке Лойола в баскской провинцииГипускоа. При крещении получил имя Иниго (баск. Inigo). После обращения принял имя Игнатий (исп. Ignacio ), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского. Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса. День памяти 31 июля.

Происходил из древнего испанского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иниго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иниго служил пажем. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

В 1521 году Иниго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иниго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», - рассказывал он через много лет о. Гонзалесу де Камара. После этого битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне. Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иниго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.

Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну - очень тяжёлую - операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иниго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иниго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иниго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось - в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иниго заметил - и был поражён, - что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.

В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монсеррат(исп. Montserrat ) - горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Мадонны. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуальда, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие - меч и кинжал - исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.

С восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашёл уединённый грот на берегу реки Кардонер, около римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканскоммонастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, - говорил он впоследствии, - что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Кардонер в дальнюю церковь, он остановился, всматриваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 г., которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.

28 февраля 1523 г. Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим. В ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал подаяние. 23 марта 1523 г. он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда пошёл в Рим. Получив благословение Папы Адриана IV, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретилифранцисканцы, которые затем на протяжении двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордану. Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в восьмидесяти милях от Барселоны.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Лефевром, Франциском Ксаверием, Яковом Лайнезом,Салмероном, Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

15 августа 1534 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они - все семеро - во время мессы, которую служил Петр Лефевр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 г. было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.

В 1535 г. Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 г. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 г. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 г. Игнатий и его товарищи были рукоположены́ во священники.

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 г., после аудиенции, Папа Павел III поручил Лайнезу и Петру Лефевру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с Папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 г. в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество - новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления - проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена - Общества Иисуса - был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae ».

На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо - «генералом»).

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию». Он умер 31 июля 1556 г. Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа).

1622 г. Канонизация

«Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia ») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа - недели (название «неделя» - достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя - очищающая (vita purgativa ). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa ), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem ), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

Любимая молитва Игнатия Лойолы

Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen.

Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь.

Святой Игнатий Лойола

Игнатий Лойола (Ignacio de Loyola) родился в 1491 г. в родовом замке в Басконии. Был тринадцатым ребенком в семье. В соответствии с обычаями своего времени получил домашнее воспитание. Юность провел при дворе - был пажем Хуана Веласкеса, казначея испанского короля. Вместе с королевской свитой много путешествовал по стране. После смерти покровителя перешел на службу к вице-королю Наварры. Во время франко-испанских сражений оказался в осажденной Памплоне, где и произошли события, предопределившие его дальнейшую судьбу.

20 мая 1521 г. Игнатий получил серьезное ранение в ногу. Длительный период выздоровления проходил в его родовом замке. Игнатий много читал и размышлял. Именно тогда происходит его обращение. Игнатий решается оставить светскую жизнь, блеск и мишура которой стала его тяготить, и посвятить себя служению Богу. Пока еще не представляет четкой и ясной картины своих действий, но в его душе уже появились первые ростки духовного прозрения, которые впоследствии воплотились в Духовных Упражнениях. Воодушевленный посещением Пресвятой Девы, Игнатий окончательно вступает на путь христианского совершенствования.

Прежде всего, мечтает посетить землю, по которой ступала нога Спасителя. Подобное решение требовало основательной подготовки, и Игнатий отправился в знаменитое аббатство Монтсеррат. Дальнейший путь лежал в Барселону – крупнейший порт Средиземного моря, однако, по неизвестным причинам Игнатий остановился поблизости, в Манресе. Одиннадцать месяцев, проведенных в Манресе – это напряженная внутренняя борьба, мнительность и искушения, доводящие до исступления, и вместе с тем моменты необыкновенного духовного просветления. Одним словом, это время взлетов и падений души, из которых важнейшим событием можно считать озарение на Кардонере. Именно в этот период Игнатий возмужал и окреп духовно. Накопленный опыт станет ключом к дальнейшим действиям и позднее ляжет в основу Духовных Упражнений.

В 1523 г. Игнатий отправляется в Рим, откуда через Венецию наконец-то добирается до Святой Земли. Его желанием было остаться навсегда там, но по требованию папского посланника завершил свое паломничество и вернулся домой.

В тридцать три года сел на школьную скамью, чтобы выучить латынь. Потом в Алкале и Саламанке слушал лекции философии. Там Игнатия поджидало новое испытание – обвинение в ереси. Слишком бросались в глаза его нищенская одежда и аскетический способ жизни. Ко всему, Игнатий учил и проповедовал, не имея официального позволения. Все это вызвало подозрение инквизиции, что он может быть одним из alumbrados, членов секты, которая чрезвычайно беспокоила церковные власти в Испании. Хотя после расследования обвинения были сняты, около двух месяцев Игнатий провел в тюрьмах.

Игнатий не сдавался. В 1528 г. приехал в Париж. Продолжал там изучение гуманитарных наук и слушал лекции по теологии. Учеба давалась Игнатию нелегко. Жил на милостыню, исходившую от богатых испанских купцов. Но, несмотря на все трудности, нашел в Париже преданных друзей, разделявших его взгляды. Это были Франциск Ксаверий, Пьер Фавр, Диего Лаинес, Симон Родригес, Николай Бобадилья, Алфонсо Сальмерон. 15 августа 1534 г. на Монмартре они дали торжественные обеты – нестяжания, целомудрия и безоговорочного послушания Папе – Наместнику Христа на земле. Кроме того, друзья приняли решение совершить паломничество в Святую Землю.

Вскоре Игнатий был вынужден оставить своих товарищей и выехать в Лойолу, чтобы укрепить пошатнувшееся здоровье. Остальные тропой паломников отправились в Венецию. Там планировали встретиться и сесть на корабль, идущий в Палестину. Но отношения Венецианской Республики с Востоком изменились, поездка в Святую Землю стала невозможной, и они вынуждены были остаться на месте. Готовились к рукоположению, все свободное время отдавали больным в лечебницах, выполняя самую грязную и тяжелую работу. Игнатий, вернувшийся после лечения из Лойоли, был рукоположен 24 июня 1536 г. Затем все вместе отправились в Рим, надеясь там найти ответы на то, что не давало им покоя.

На пути в Вечный Город, Игнатий снова пережил потрясшее его до глубины души явление: в Ла Сторта Христос, придавленный тяжестью креста, утвердил его намерение основать новый орден. К воплощению этого пришли после глубоких размышлений и длительных совместных обсуждений. Тогда появились первые наброски Конституций, так называемые Уложения, с которыми и предстали в Ватикане. Павел III торжественно огласил их 27 сентября 1540 г. - от этой даты начался новый отсчет в истории. Вскоре Игнатия выбрали настоятелем, и он вместе со своими сподвижниками дал вечные обеты

С этого момента постоянно пребывал в Риме. Заботился о самых бедных, униженных и оскорбленных. С особой теплотой относился к сиротам, больным, падшим женщинам. Много времени посвящал духовному наставничеству и переписке.

Однако в первую очередь занимался проблемами разрастающегося ордена, представители которого появились во многих европейских странах и на миссиях. Решал вопросы организации учебы, заботясь о духовном и интеллектуальном развитии молодых иезуитов. Защищал орден от различных нападок.

Был гениальным настоятелем. С людьми работал самозабвенно, требовательно, притом доброжелательно, с отеческой терпеливостью и пониманием. В Конституциях, рождавшихся среди молитвы, мистического восторга и слез, в образе идеального настоятеля, без сомнения, запечатлелся его портрет. Конституции Общества - своего возлюбленного детища, создавал в течение многих лет. Дни и ночи проводил в молитве, испрашивая совета с небес, и помалу, отбросив излишнее, вытесал систему гибкую и непоколебимую, действующую в любых условиях.

Игнатий не щадил себя в своем служении, не считаясь с тем, что неуклонно подрывает свое здоровье. Угас в одиночестве 31 июля 1556 г. Потомкам оставил в наследство весь свой опыт, дошедший до нас в рукописях, размышлениях и тысячах писем к различным лицам, три из которых – о послушании, бедности и монашеском совершенстве - вошли в список обязательного чтения во многих орденах. Был также Рассказ паломника, - часть автобиографии, написанная под его диктовку. Сохранился фрагмент Духовного Дневника, который является бесценным свидетельством игнатианской мистики. Однако наибольшее значение в истории монашеской жизни и в развитии христианской духовности приобрели два основных его дела - Конституции и Духовные Упражнения, - та маленькая книжечка, вот уже несколько веков вдохновляет и оживляет тысячи верных сынов Игнатия по всему миру.

Иньиго Лойола – имя Игнатий он взял около 1540 года из почтения к антиохийскому епископу-мученику – был обращенным, который, однажды уверившись в том, какова воля Бога в отношении всей его жизни, продолжал искать этой воли в каждой ее детали. Он был младшим сыном в баскской дворянской семье, которая была достаточно влиятельна, жаждала приключений и совершала свою “законную” долю греха. Он предавался мирской славе и удовольствиям до 23 лет, когда во время болезни в Лойоле ему открылась жизнь в Духе. Прочитал тогда две книги, которые сосредоточили его мысли на Христе, Чьим выдающимся служителем ему предстояло стать, и на святых, на которых ему хотелось походить. Он размышлял и задавался вопросами о “духах”, которые, как он чувствовал, действуют внутри него, некоторые – тревожа его, другие – утешая, и научился распознавать истинное и ложное. Этот опыт “распознавания” сопровождал его всю жизнь. Отказавшись от своих надежд, он оставил мир людской славы, чтобы проводить свою жизнь в молитве и аскетизме в Манресе, терзаясь искушениями и сомнениями. Это тяжкое учение, в котором Бог относился к нему, “как учитель к ребенку”, помогло ему преодолеть свою склонность к несдержанности и неблагоразумию.

“Что я могу сделать для Христа?”

Глубоко сожалея о своих грехах и беспорядочной жизни, он попросил о милости испытывать отвращение к миру, но его духовное самолюбие не было болезненным. Игнатий лицом к лицу увидел распятого Христа, умершего за его грехи. Все его существо жило одним ощущением чуда, что он прощен и спасен, и тем, что он позже стал называть “близостью с Богом”. “Что я делаю для Христа?”, “Что я буду делать для Христа?” Эти беседы господина со слугой, друга с другом простираются за пределы жизни Игнатия, так что его грехи вместе с грехами всего человечества объемлются искупительным замыслом пресвятой Троицы. Его размышления и мистический опыт, дарованный ему Богом, помогли ему стать апостолом с твердым намерением ради любви ко Христу спасать души и вести их к совершенству. Позже его идеалы разделили другие люди, его товарищи, которые, в свою очередь, стали распространять и защищать веру проповедью и служением в мире, таинствами и всевозможными делами милосердия. Игнатий непрестанно призывал их к чистой любви к Иисусу Христу, уча их искать Его славы и спасения душ, пока они не достигнут совершенства в любви к Богу и в служении Ему. Деятельная натура обращенного приобрела твердое и определенное направление.

Нищий паломник

Новообращенный решил стать паломником – человеком, который считает себя странником на земле и хочет таким быть. Он уповал на одного лишь Бога. В течение 14 лет он пешком путешествовал по Испании, Франции, Италии, Фландрии и Англии, и совершил паломничество в Иерусалим, где хотел остаться. Его понимание собственного внутреннего состояния со всеми его взлетами и падениями прояснилось благодаря встречам со множеством разных людей. Озарение, посетившее его на берегу Кардонера, многому научило его в духовном и умственном смысле. Он увидел жизнь в новом свете, и это так потрясло его, что он часто говорил об этом в последующие годы. Увидел, что все хорошее и все дары даются свыше мудрым и всемогущим Богом, что они возвращаются к Нему и что человек должен сделать со своей стороны все возможное, чтобы вернуть Ему их. Нельзя сказать, что это новое видение полностью изменило его. Умножая свои связи с людьми и постепенно, с большим или меньшим успехом находя верные образцы поведения благодаря своему жизненному опыту, он продолжал учиться искусству благоразумия и осуществлял la discreta caridad, умение, без которого не обойтись человеку, чья жизнь требует стольких важных решений.

Посланники во всем мире

Пришел день, когда соратники Лойолы решили образовать постоянную общину; когда же Общество, которое им хотелось видеть удостоенным имени Иисуса, было создано, паломник, странствующий ученик жизни не смог больше путешествовать. Сидя в своей крошечной комнатушке в Риме, он организовывал миссии для Папы Римского или же сам отправлял членов Общества работать среди турков или азиатов в “Индиях”, среди протестантов, среди неверующих. Он стремился к тому, чтобы и они, в свою очередь, стали паломниками или нищенствующими апостолами, и побуждал их уповать на Господа. Ко времени его смерти его посланники были в Африке и Азии, во многих странах Европы, где работали по его указаниям, поддерживаемые его посланиями, которые укрепляли их чувство общности друг с другом несмотря на то, что они были рассеяны по всему свету.

Служить Господу и Церкви

Игнатий был “захвачен” Христом, вечным Господом всего сущего, Которому он желал служить и подражать, терпя несправедливость и нищету, “не только духовную, но и действительную”. Подражая обстоятельствам Его жизни и часто удостаиваясь Его явлений, Игнатий хотел быть с Христом не только во славе, но и в страдании. В ту минуту, когда он пришел в Рим, видение, посетившее его в Ла Сторте, укрепило его уверенность в том, что “ему дано место рядом с Сыном” и что он будет сражаться за Бога под знаменем Креста, служа единственному истинному Господу и Его Наместнику на земле, Папе Римскому. Ибо битва Христа для людей еще не завершилась. Всегда можно сделать еще больше, совершить еще какое-то служение. Святой Дух дал Игнатию и его собратьям чувство того, что Христа-Жениха и Церковь-Невесту связывает один и тот же дух, который ведет и направляет нас на благо нашим душам. Будучи реалистом, Игнатий видел истинное лицо Воинствующей Церкви 16 века, которое было небезупречно; он видел, как медленно она продвигается по пути реформ, он страдал от ее изъянов, однако чувствовал, что она остается достаточно великодушной, чтобы распространять Евангелие в отдаленных землях. Служение, которое он пообещал Христу, обрело конкретное выражение в желании группы людей полностью отдать себя в распоряжение Наместника Христа. Если Дух говорил с Игнатием через его сердце, то также Он говорил с ним и через иерархию Своей Церкви, Где Иисус ежедневно совершает Свою искупительную тайну; и именно властью видимой Церкви были признаны харизмы Игнатия.

“Помогать душам”

Даже желая “жить с одним лишь Богом” в мире, Игнатий проявлял свою потребность в общении с другими людьми: потребность отдавать и получать. Бог хотел, чтобы он шел именно этим путем, но он знал, что не сможет быть настоящим апостолом для других, если не будет в то же время “добродетельным и ученым”, как будет позже написано в “Конституциях” (“Уставе”) иезуитов. Когда Игнатий учился, ему пришлось встретиться со многими представителями церковных властей; исповедниками, экзаменаторами, инквизиторами, монахами и епископами, а также с мирянами – мужчинами и женщинами; все они помогали ему конкретизировать желание “помогать душам”. Его молитва, апостольство и учеба постепенно слились в единое целое. Его забота о личном совершенстве стала неотделима от его заботы о совершенстве каждого человека, которого он встречал.

Будучи студентом, в Алкале, Саламанке и Париже, он едва ли подозревал, что станет основателем монашеского ордена. Ему нужно было обрести зрелось, стать совершеннее, извлечь пользу из встреч, которые даровал ему Господь на жизненном пути, прежде чем он смог собрать вокруг себя “сотоварищей Господа” и они решили никогда не расставаться и образовать религиозную организацию, основанную на послушании.

Общество Иисуса, которое сначала было основано неформально, позднее стало частью церковных структур, чтобы осуществлять в жизни все связанное с его особой харизмой. Кроме того, юридический статус Общества был духовной движущей силой, заставлявшей его членов устремляться все дальше на пути служения нашему Господу. Закон любви и милосердия Святого Духа, который при определенных обстоятельствах может действовать и без правил, тем не менее, является тем пульсом, оживляющим письменные уставы. Игнатий не придавал “Конституциям” (“Уставу”) вида замкнутой системы: рожденные из “распознавания”, они не только определяют идеал Ордена, но и отражают его жизнь. Они – продукт опыта иезуитов, но в то же время они побуждают иезуитов к распознаванию, индивидуальному и общинному.

Действие и послушание

Игнатий основал орден священников, которым помогают другие монашествующие. Апостольская цель общества была воплощена в священстве, которое считалось в то время лучшим источником помощи душам. Игнатий хотел, чтобы в его ордене состояли священники, которые отличались бы чистотой своей христианской жизни и ученостью. Для него, поборника частого причащения, литургия была священной жертвой, которую он просил Бога принять за его благодетелей; также, как показывает его “Духовный дневник”, она была для него событием, посредством которого его настойчивая молитва восходила через размышление об Иисусе Христе к Отцу Света, помогая ему обрести те милости, в которых он нуждался, чтобы хорошо исполнять свою работу.

Общество – группа людей, разделяющих одно и то же призвание, прочно объединенных друг с другом милосердием, единым духом и связанных с Богом послушанием – послушанием, проистекающим из их миссии. Это послушание Папе Римскому, основанное на обетах на Монмартре; это также послушание настоятелю, родившееся из собеседований первых иезуитов. Это, прежде всего, послушание Христу, посланному в послушании Отцом. Вот почему Игнатий хотел, чтобы это послушание было сильным, услужливым, радостным, незамедлительным, иногда слепым и растворяющимся в вечном Божественном свете, и в то же время разумным из почтения к Святому Духу, живущему в каждом христианине.

“Любить Творца в каждом творении”

Близкие друзья Игнатия говорили, что у него была прекрасная способность во всем находить Бога и что он верно почитал Пресвятую Троицу. Этот человек, который под водительством Святого Духа молился Отцу, следуя примеру Сына, хотел, чтобы члены Общества находили Бога во всех обстоятельствах своего бытия и в мелочах своей жизни, любя своего Создателя во всем и все творения в Нем, строя свою жизнь в соответствии с Его святой волей. Разве Бог не присутствует повсюду и во всем? Игнатий жил по принципу двустороннего движения и хотел, чтобы также жили его преемники: апостол на время уходит от мира, который, как он знает, суетен и терзаем врагом человеческим, чтобы позже быть посланным в любую часть света, к любому представителю человечества, которого он своим очищенным видением увидит “в Боге”. Это мир со своими великими и смиренными, богатыми и нищими, грешниками и праведниками, мужчинами и женщинами, язычниками и христианами; мир, который нужно завоевать и привести к Иисусу Христу всеми сверхъестественными и естественными средствами – милосердием, молитвой, евангельской бедностью, - а также культурой, влиянием, деньгами, человеческими отношениями. Все это может помочь апостолу стать действенным орудием Царствия Божия по произволению Бога, Который хочет, чтобы Его славили во всем, что Он дает как Творец и Податель благодати.

Автопортрет святого

Человек, все время стремящийся к большему, чтобы прославить нашего Господа и послужить Ему, человек надежды, которую он терпеливо воплощает в жизнь. Мистик, которому знаком дар слез, который не пренебрегает смиренным рвением аскета. Человек, который хочет посвятить свою жизнь Богу в служении высшим интересам человечества. Монах, для которого послушание не исключает инициативы или выступлений от своего имени. Правитель, которому доступен вселенский взгляд, но который заботится и о малом. Все это можно сказать об Игнатии Лойоле. Но о нем можно сказать и многое другое. Он был близок Богу в молитве и во всех своих делах; он был поглощен любовью к ближнему и к Обществу; он был приятен Богу и людям благодаря своему смирению; он был неподвластен страстям, которые он приручал и смирял, чтобы помочь другим перестроиться; он воспитывал в себе строгость и аскетизм, но сочетал их с мягкостью по отношению к своим сынам; он великодушно помогал слабым; упорно стремился к цели, не падая духом; он управлял событиями без излишних восторгов или уныния; он был готов даже умереть; он всегда был бдителен и готов к новым свершениям; он был одарен энергией, позволявшей ему доводить свои дела до конца, пользуясь властью, основанной на уважении и добром имени.

Когда Игнатий перечислял те качества, которыми должен обладать генеральный настоятель Общества, знал ли он, что рисует собственный портрет? Он вложил свою душу в “Упражнения” и в “Конституции”, как вкладывал ее во все, что делал. Именно таким мы и должны его увидеть и содействовать тому, чтобы его наследие принесло добрые плоды.

31.07.1556

Игнатий де Лойола
Ignacio Lоpez de Loyola

Католический святой

Основатель ордена иезуитов

Видный деятель контрреформации

Новости и события

17.09.1540 Утвержден устав Ордена Иезуитов

15.08.1534 В Париже основан Орден Иезуитов

Игнатий де Лойола родился 23 октября 1491 года в замке Лойола в басконской провинции Гипускоа. При крещении получил имя Иньиго. После обращения принял имя Игнатий, избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского.

Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажем. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу.

В 1521 году Иньиго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иньиго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. Битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне.

Во время сражения он был ранен. Тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну - очень тяжёлую - операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось - в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монсеррат - горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Богородицы. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуалада, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу». Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие - меч и кинжал - исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.

Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Зиму 1522 года, которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 года Игнатий пешком отправился в Алькалу.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 году. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 году Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Фавром, Франциском Ксаверием, Диего Лаинесом, Альфонсо Салмероном, Николасом Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

В день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа 1534 году, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они - все семеро - во время мессы, которую служил Петр Фавр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 году было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.

В 1535 году Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 года. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 году. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 года Игнатий и его товарищи были рукоположены во священники.

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 году, после аудиенции, папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 года в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 году перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: «что дальше?» Решено было официально образовать сообщество - новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил папе Павлу III Установления - проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 года устав нового ордена - Общества Иисуса - был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae».

На Великий пост 1541 года Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию». Он умер 31 июля 1556 года Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу.

... читать ещё >

Самое обсуждаемое
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками
Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им


top