Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность.
Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения - единством первой и второй сигнальных систем действительности.
Особое значение имеет связь чувственного образа и образного слова. Слово есть сигнал всех других сигналов в том смысле, что за время жизни и обучения слово связывается (по механизму условно-рефлекторных связей) со всеми внешними и внутренними раздражителями, как бы «заменяет», представляет их и может вызвать все те действия, которые обусловливаются чувственными раздражителями.
Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важных средств обеспечения наглядности. Следует иметь в виду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда приобретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не связывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности двигательными, оно «не звучит», не вызывает живого образа движений, в какую бы внешнюю образную форму ни облекали словесное пояснение. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширением двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе физического воспитания людей различных возрастных групп.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
3. Принцип доступности и индивидуализации
Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же- необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.
Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения.
Определение меры доступного. Доступность физических упражнений непосредственно зависит, с одной стороны, от возможностей занимающихся, а с другой-от объективных трудностей, возникающих при выполнении того или иного упражнения в силу характерных для него особенностей. Полное соответствие между возможностями и трудностями означает оптимальную меру доступности. Конкретное определение и соблюдение этой меры - одна из самых важных и сложных проблем физического воспитания. Для ее решения необходимо: ясно представлять себе функциональные возможности организма на различных этапах возрастного развития, а также границы колебаний этих возможностей, обусловленные половыми, индивидуальными особенностями и разнообразными внешними обстоятельствами; располагать точными данными о характере требований, которые предъявляются организму многообразными средствами и методами физического воспитания, и уметь практически верно соотнести их с возможностями данного занимающегося.
Сведения о возможностях занимающихся получают путем испытаний по нормативам физической подготовленности, а также посредством врачебных обследований и педагогических наблюдений. Ориентируясь на исходные данные, преподаватель конкретизирует программный материал, намечает границы доступного на том или ином этапе, а также перспективные рубежи и пути достижения их.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную меру их, т. е. такие трудности, которые могут быть успешно преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил занимающихся. Правильно оценить доступность физических нагрузок можно лишь с учетом их оздоровительного эффекта. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья.
Границы доступного в процессе физического воспитания изменяются. Они раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то, что недоступно на одном этапе, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к возможностям занимающихся, так, чтобы постоянно стимулировать дальнейшее их развитие.
Методические условия доступности. На каждом этапе физического воспитания доступность определяется, помимо указанных условий, степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий. Проблема доступности так или иначе связана со всеми другими проблемами рациональной методики обучения и воспитания, особенно с теми, которые касаются оптимальной преемственности занятий и постепенности нарастания трудностей.
Известно, что новые двигательные умения и навыки возникают на базе ранее приобретенных, включая в себя те или иные их элементы. Поэтому одно из решающих методических условий доступности в процессе физического воспитания-это преемственность физических упражнений. Она обеспечивается использованием естественных взаимосвязей между различными формами движений, их взаимодействий и структурной общности. Необходимо так распределять изучаемый материал, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей кратчайшим путем к освоению содержания очередного занятия.
Столь же важное условие-постепенность в переходе от одних заданий, более легких, к другим, более трудным. Поскольку функциональные возможности организма повышаются постепенно, то и требования, предъявляемые к ним в процессе физического воспитания, не должны возрастать чрезмерно резко. Постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм движений, рациональным чередованием нагрузок и отдыха, ступенчатым и волнообразным изменением нагрузок на протяжении недельных, месячных и годичных периодов времени и другими путями.
При оценке трудности физических упражнений следует различать их координационную сложность и величину затрачиваемых физических усилий. То и другое не всегда совпадает. Напротив, ряд координационно трудных гимнастических упражнений не требует больших физических усилий. Правило от легкого к трудному предусматривает, что переход от одних упражнений к другим осуществляется так, что упражнения менее трудные и в координационном отношении, и по степени физических усилий предшествуют более трудным.
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
выполнение упражнений в замедленном темпе;
фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.
Страница 2 из 2
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности
Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации
Методы срочной информации предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки (рис. 6).
Рис. 6. Использование метода срочной информации: автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки
Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. - С. 32-52.
Страница 2
Опосредованная наглядность помогает восприятию параметров временных, пространственных и динамических характеристик техники физических упражнений. Это световая или звуковая информация, которая сигнализирует о скорости, частоте, темпе, ритме движений.
В последние годы в практике физического воспитания широко применяются так называемые учебные карточки. В них может содержаться информация о комплексах физических упражнений для решения конкретных прикладных задач: формирования осанки, развития различных групп мускулатуры, быстроты, выносливости, мышечной силы, гибкости, а также подводящие физические упражнения, облегчающие усвоение сложных двигательных действий.
Взаимосвязь непосредственной и опосредствованной наглядности. Первостепенную роль в осуществлении принципа наглядности играют непосредственные контакты с действительностью. Вместе с тем нельзя недооценивать опосредствованную наглядность. Иногда она оказывается не менее, а даже более доходчивой, чем прямое восприятие. Речь идет, в частности, о пояснении деталей и механизмов движений, с трудом поддающихся непосредственному наблюдению или вообще скрытых от него. Не случайно в современную практику физического воспитания все шире внедряются кино, видеомагнитофоны и другие технические средства, с помощью которых создается четкое представление о движениях,
Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и по своему действию переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственной и логической ступеней познания, а с физиологической точки зрения – единством первой и второй сигнальных систем действительности.
Слово, таким образом, можно рассматривать как одно из важных средств обеспечения наглядности. Следует, однако, иметь в виду, что в процессе физического воспитания слово лишь тогда приобретает значение такого средства, когда находит конкретную опору в двигательном опыте занимающихся. Если же слово не связывается, хотя бы отчасти, с представлениями, в частности двигательными, оно "не звучит", не вызывает живого образа движений, в какую бы внешнюю образную форму ни облекали словесное пояснение. Роль слова как фактора опосредствованной наглядности возрастает в процессе физического воспитания вместе с расширением двигательного опыта занимающихся. Чем он богаче, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений с помощью образного слова. В этом одна из причин неодинакового удельного веса методов использования слова в процессе физического воспитания людей различных возрастных групп.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
физический воспитание школьник обучение
Нюансы образования:
Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие: ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьм...
Особенности организации уроков технологии в начальной школе
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвига...
Николаеня Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 11 г. Слуцка», победила в номинации «Русский язык и литература,
белорусский язык и литература».
Использование принципа наглядности на уроках литературы
1 Принцип и средства наглядности на уроках литературы
Одним из основных принципов, на котором базируется изучение литературы, является принцип наглядности, который реализуется через активизацию чувственно-зрительного восприятия школьников, через воспитание культуры их умственного труда, через освоение ими таких мыслительных операций, как сравнение, сопоставление, классификация, идентификация.
Под наглядностью подразумеваются прежде всего те средства конкретизации и обогащения знаний о художественной литературе, которые лежат вне её текстов и имеют по преимуществу либо образный, либо документальный характер, то есть произведения изобразительного искусства, а также грамзаписи, кинокадры, фотографии и т.д. К непосредственной наглядности относят предметы, которые помогают воссоздать облик эпохи, отображённой в литературном произведении. Но это может быть и их изображение на картинах, способных выполнить функцию исторического комментария к произведению. К непосредственной наглядности также относят иллюстрации, фотографии, портреты писателей и поэтов, изображения героев или эпизодов произведения, свидетельства современников изучаемого периода, публикации музейных фондов и др.
Уроки, на которых используются разного рода наглядные средства, имеют, несомненно, больший результат. Однако обращение к наглядности не есть самоцель, а активное рациональное включение в учебный процесс наглядных помощников.
Выделяются следующие виды наглядности:
Словесная наглядность – слово учителя, прослушивание звукозаписей, выразительное и творческое чтение или пересказ.
Предметная наглядность используется в виде книжных выставок, репродукций, портретов, иллюстраций, фотографий, скульптурных фигурок, макетов и т.д.
Графическая наглядность – таблицы, схемы, алгоритмы, эпиграф к уроку.
Синтетическая наглядность объединяет в себе зрительную и слуховую наглядность: кинофрагменты, инсценирование, использование мультимедийной установки или интерактивной доски.
Согласно школьной программе при изучении литературы необходимо обращать внимание и на такой важный аспект литературного образования и нравственно-эстетического воспитания, как использование произведений смежных видов искусства на уроке.
Произведения смежных видов искусства, которые используются на уроках литературы, можно сгруппировать следующим образом:
1.Произведения живописи
*портреты писателей (О.А.Кипренский "Портрет А.С.Пушкина", К.Брюллов "Портрет баснописца И.А.Крылова", Н.Ге "Портрет Л.Н.Толстого");
*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы (И.Левитан "Весна - большая вода", П.Федотов "Завтрак аристократа", И.Крамской "Осмотр старого дома");
*полотна, созданные на основе литературных произведений (К. Васильев "Плач Ярославны", Ю. Непринцев "Отдых после боя", М.Врубель "Царевна – лебедь", В.Серов цикл "Кому на Руси жить хорошо").
2.Музыкальные произведения
*произведения, созвучные с произведениями художественной литературы
(П.И.Чайковский "Времена года", Людвиг ван Бетховен " Largo Appassionato ");
*произведения, созданные на основе литературных произведении (Н.Римский – Корсаков "Сказка о царе Салтане", П.И.Чайковский "Евгений Онегин", Р.Щедрин "Чайка");
*произведения определённого периода, соответствующие аналогичной изучаемой тематике (русские народные песни, песни о Великой Отечественной войне, песни о Родине, о маме и др.).
3.Произведения графики (рисунки А.С. Пушкина).
4.Фотографии или цветные иллюстрации скульптурных или архитектурных памятников.
5.Театр или киноискусство (спектакли "Ревизор", "Алеко и другие"; С.Бондарчук "Война и мир", В.Бортко "Мастер и Маргарита", С.Ростоцкий "Белый Бим – Чёрное ухо").
Использование произведений смежных видов искусства имеет свою специфику. Учащихся нужно готовить к такому непростому виду деятельности на уроке, обращая особое внимание на речевой материал. Учителю желательно использовать специальную лексику, которая обеспечит учащимся возможность свободного оперирования искусствоведческой терминологией на уровне школьной программы.
Знакомство с произведениями смежных видов искусства не только обогащает словарный запас учащихся, но и расширяет их эстетические представления, формируя художественный вкус.
2. Иллюстрация как средство наглядности на уроках литературы
Заявленная мною тема обобщения опыта «Реализация принципа наглядности на уроках литературы» достаточно объёмна, поэтому я в своей работе ограничусь одним, но очень важным её аспектом.
Особое место в плане развития коммуникативных способностей учащихся и их эстетического воспитания занимает такой элемент наглядности, как иллюстрация. Сам термин происходит от латинского слова " illustratio " – освещение, наглядное изображение, то есть "изобразительное истолкование" литературного или научного произведения.
Первый интерес ребёнка к книге возникает чаще всего благодаря иллюстрации, потому что она открывает перед юным читателем дверь в многообразный мир литературы. Чем старше становится школьник, тем более осознанным и оценочным делается его отношение к иллюстрации.
Иллюстрация даёт возможность учащимся лучше представить замысел автора, историческую эпоху, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображённых событий, осознавая, какое участие принимает в них герой, учащиеся постепенно входят во внутренний мир персонажей, начинают эмоционально откликаться на их чувства, оценивать их нравственные качества, учатся открывать присутствие автора и постигать художественный смысл произведения. Наглядные образы иллюстрации помогают учащимся уяснить значение многих для них новых слов, относящихся к историческому быту или области духовной жизни человека.
Место иллюстрации на уроке, время, отведённое на работу с ней, вопросы по анализу, речевой материал, приёмы работы и задания – всё это зависит от темы занятия, методической задачи, специфики изучаемого произведения, характера отобранной иллюстрации. Важно, чтобы работа с иллюстрацией была не случайным методическим приёмом, а системным, продуманным элементом урока.
Используемую на уроках литературы иллюстрацию можно условно разделить на два вида:
1.Иллюстрации, выполненные профессиональными художниками
2.Детский рисунок
В своей работе на уроке с использованием иллюстрации, выполненной профессиональными художниками, я выделяю следующие этапы:
*Рассказ о художнике
Цель – дать общие сведения о художнике, истории создания картины, месте картины в его творчестве и в развитии русской живописи в целом. Эффективно сопроводить свой рассказ заочной экскурсией по историческим местам, по этапам жизни и творчества автора на примере нескольких иллюстраций.
*Рассматривание иллюстрации
Если есть такая возможность, то предварительно в качестве задания предложить учащимся выбрать из ряда иллюстраций ту, которая наиболее соответствует изучаемому материалу, и работать с понравившейся.
Молчаливое, неторопливое рассматривание иллюстрации имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку связано с восприятием. Рассматривание развивает у учащихся способность наблюдать, образно мыслить, воспринимать произведение живописи целостно, адекватно замыслу автора. Это нерасчленённое восприятие проходит на уровне подсознания, через чувства, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. В этот момент определяется отношение учащегося к увиденному, формируется его личностное понимание художественного образа.
*Беседа по иллюстрации
Цель – помочь учащимся понять образный язык искусства, сформировать умение анализировать иллюстрацию как произведение искусства в единстве содержания и формы, выработать адекватную эстетическую оценку произведения живописи, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно – выразительные средства русского языка, подсказанные рисунком. Глубина восприятия иллюстрации зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности.
С постановки каких вопросов начать беседу? Это не праздный вопрос. Учитывая эмоциональную сторону воздействия живописи, следует идти не от содержания, а от эмоционального толчка, вызванного зрительным впечатлением. Поэтому необходимо начинать с вопросов, выявляющих эмоциональное отношение учащихся к иллюстрации, их первое, наиболее яркое впечатление, например:
Нравится ли вам эта иллюстрация?
Какое впечатление производит на вас иллюстрация?
Как вы думаете, почему иллюстрация вызывает такое настроение?
Ощутили ли вы чувство радости (грусти) при взгляде на рисунок?
Удалось ли художнику пробудить в вас восхищение (разочарование)?
Учитель должен анализировать иллюстрацию в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых – помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения, например:
Что можно сказать о композиции этой иллюстрации?
Что изображено на переднем (заднем) плане?
Какой цвет является основным?
Какие цветовые оттенки использует художник, чтобы передать настроение (состояние) героя?
Какими выразительными или чуть заметными деталями художник передаёт
Движение жизни, её стремительность?
Таким ли вы представляли себе образ героя произведения?
Какие детали интерьера (одежды) показались вам странными?
Докажите, что эта иллюстрация относится, например, к пейзажно-бытовому жанру.
Формированию собственных суждений учащихся и их эстетических представлений способствуют вопросы на выявление авторской позиции и личного отношения, которые целесообразно задать в конце беседы, например:
Что чувствуете вы и о чём думаете, когда смотрите на эту иллюстрацию?
Что дорого художнику в изображённом?
Как вы думаете, изменился ли бы характер изображённого, если бы автор использовал более тёплые (холодные) тона?
Как художник творчески переосмыслил фрагмент произведения?
Итак, успех беседы по иллюстрации предопределяется формулировкой и последовательностью вопросов, которые следует строить в зависимости от искусствоведческих знаний учащихся, от содержания и жанра иллюстрации, от целей и задач урока и, конечно, от настроения в классе.
*Проведение словарно-стилистической работы
В процессе беседы по иллюстрации обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление её содержания сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения мыслей и чувств. Если учитель умело организует этот вид работы, помогает в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются между собой в подборе нужных определений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображённый предмет (персонаж, явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словами и реалиями, чтобы у них формировалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию иллюстрации.
В процессе беседы учащиеся могут записывать слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении. Однако лучше это делать до беседы или после, чтобы не разрушать эмоциональный настрой и не затягивать беседу.
*Обобщение сказанного по иллюстрации
Закончить работу по иллюстрации можно, предложив учащимся следующие задания:
Составить связный рассказ по иллюстрации;
Подписать иллюстрацию словами из текста;
Найти фрагмент текста и сравнить с изображённым на рисунке;
Придумать новое название иллюстрации;
Сопоставить изображение героя (эпизода) у разных художников;
Предложить вместо литературных тем сочинения по изученному произведению сочинение по иллюстрации (для старших школьников).
Работой с иллюстрацией профессионального художника вовсе не ограничивается деятельность по развитию коммуникативных способностей учащихся и их эстетического вкуса. Развитию образного видения мира содействует, в частности, творческое домашнее задание: проиллюстрировать какой-либо эпизод текста, изобразить одного из героев, сделать пейзажную зарисовку, то есть детский рисунок (особенно ценен этот вид работы на параллелях 5 – 7 классов).
Иллюстрируя, учащийся, заинтересованный в успехе и признании своей работы, неоднократно перечитает текст, вспомнит всё, что обсуждалось на уроке, чтобы отобразить на рисунке не только главное, но и детали. Оценивая работу, мы с детьми обращаем внимание на качество выполнения и авторскую позицию. Очень важно и полезно разбирать и не совсем точные рисунки, так как в процессе спора учащиеся учатся доказывать свою авторскую и эстетическую позицию.
Наблюдая над профессиональной иллюстрацией или детским рисунком, учащиеся получают не только литературоведческие, но и искусствоведческие знания, формируют умение выражать и отстаивать свою точку зрения и
оттачивают навык внимательного и вдумчивого чтения.
Список использованных источников
1. Арсенович, И.В. Индивидуальная, парная, групповая работа: оптимальное сочетание/И.В. Арсенович // Народная асвета.–2006.–№ 9. – С. 12-16.
2. Буслакова, Т. П. Как анализировать лирическое произведение: учебное пособие /Т. П. Буслакова. – М., 2005.– 234 с.
3. Восприятие и изучение произведений в их родовой и жанровой специфике // Методика преподавания литературы: в 2 ч. / под ред. О. Ю. Богдановой, В. Г. Маранцмана. – М.,1994. – Ч. 2.– С. 23-42.
4. Дёмина, Н.П. Литературное произведение: теория и практика анализа: учебно-метод. пособие/ Н.П. Дёмина, С.В. Карпушин, Е. А. Моховикова. – Мн., 2010. – 123 с.
5. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я.А. Комснский. – М., 1982. –Т. 1.–С. 384.
6. Медведев, В. П. Изучение лирики в школе / В. П. Медведев. – М., 1985. – 111 с.
7. Руцкая, А. В. Методыка выкладання беларуская літаратуры / А. В. Руцкая , М. У.Грынько . – Мн., 2010. – С. 59.
8. Интернет-ресурсы