Беседа с подростками «Наши вечные ценности. Вечные духовные ценности человека Какие ценности я считаю вечными

Беседа с подростками «Наши вечные ценности. Вечные духовные ценности человека Какие ценности я считаю вечными

Причины болезней

За несколько десятилетий врачебной работы мне стало ясно, что причина многих болезней – в поведении человека. Возникла идея воздействовать на поведение еще до того, как у человека появятся отклонения в здоровье. Мне хотелось изменить отношение детей к здоровью и вообще к образу жизни, но не только привитием гигиенических правил поведения. Появилась потребность обратиться к вечным, общечеловеческим, жизненно необходимым духовным ценностям – любви, доброте, красоте… Отсутствие осознанного отношения к этим духовным ценностям, на наш взгляд, препятствует и проявлению заботы о здоровье в целом.
Мы вводим новое понятие – целостное здоровье, потому что заботы только о своем собственном здоровье, к чему раньше призывали медики, оказались неэффективными. Вести же разговор о целостном здоровье, не меняя отношения к духовным ценно­стям и представлению о человеке как части природы, невозможно.
На основании этой концепции мы создали учебные программы для школьников с 1-го по 9-й класс и для молодежи (отдельно для 10-го и 11-го классов), родителей и воспитателей. В этих программах весь материал разбит на 10 основных тем, содержание которых постепенно раскрывает и углубляет сущность поднятой проблемы.
Воспитатель наряду с демонстрацией разнообразных привлекательных сторон действительной доброты обязательно скажет о существовании ложной доброты.
Отличить истинную доброту от ложной трудно, и пусть взрослые зачастую перестраховываются, все же они должны внушать детям, что без разрешения родителей нельзя, например, принимать угощения или иные подношения от чужих людей. Это правило должно строго соблюдаться.
В отношении воспитателя к ребенку должны присутствовать доброта и вежливость. Такое отношение создаст благоприятный климат для учебного процесса и оздоровит ребенка.
Вспоминаю свое давнее посещение испанской школы вместе со студентами МГПИ им. В.И. Ленина. Мы вошли во 2-й класс, когда уже шел урок арифметики. На нас никто не обратил внимания. Преподаватель продолжала объяснять задание и подчеркнула, что ребята будут сами проверять домашнюю работу друг у друга с полной доброжелательностью – по-братски. Спустя некоторое время, когда проверка «правых и левых рядов» была закончена, к учителю подошли две ученицы. Одна из них (ответственная за проветривание класса) приоткрыла окна, а вторая начала проводить физкультурную паузу.
Через 5–7 минут обе дежурные вернулись на свои места, и преподаватель начала вызывать к доске поочередно нескольких человек, которые на доске решали арифметические примеры, а остальные эти же примеры решали в своих тетрадях. Затем примеры с комментариями учеников проверяли. Обращала на себя внимание спокойная, доброжелательно-уважительная форма общения как между учениками, так и между педагогом и учениками. После звонка учащиеся без толчеи и шума стали спокойно выходить из класса.
Преподаватель, чей урок мы посетили, вела себя так естественно и так тепло разговаривала с детьми, что мы, гости, были поражены, тем более что о нашем визите в этот класс никто заранее не знал, мы просто открыли ближайшую дверь.
Этот урок я помню уже 20 лет, полагаю, что и для студентов он оказался поучительным. Преподаватель продемонстрировала высокую культуру поведения, а дети перенимали тактичность и доброту учителя и сами пытались их проявить.
Материальные ценности всегда ограниченны, а духовные – безграничны. Каждый человек может назвать несколько вещей, которые ему особенно нравятся и с которыми он не хочет расставаться. Но число их ограниченно. А мамина любовь, которую она распространяет на своих детей, безгранична.
Кроме любви, к вечным общечеловеческим духовным ценностям относятся доброта и красота. Доброта проявляется в нашем поведении и поступках. Доброта сочетается с внутренней, духовной красотой.
Вежливость – тоже вечная и общечеловеческая ценность, но у разных народов в зависимости от сложившихся традиций она может проявляться различно. Постарайся подготовить рассказ о вежливости, которая существует в вашей семье. А когда будешь рассказывать про свои занятия, которые тебе нравятся, то постарайся выделить среди них духовные и материальные. Самые любимые занятия попробуй зарисовать.
Для примера мы приводим две темы, связанные с вечными общечеловеческими ценностями, такими, как любовь, доброта, красота…

1–2-е классы

С понятием истинная и ложная доброта вы уже встречались в прошлом году. Попытайтесь нарисовать, как вы понимаете истинную и ложную доброту.
Детская поэтесса Агния Барто написала такие стихи:
Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу, потому что он хороший!

Как вы представляете события, о которых рассказала А.Барто, и почему ребенок считает мишку хорошим? Наверное, это и есть проявление настоящей доброты, пусть даже к игрушке? (Желательно привести примеры нескольких рассказов детей с их иллюстрациями.)

Художница Наталья Бондырева изобразила историю о мишке, у которого оторвали лапу. Мальчик оторвал у него лапу, рассердившись за что-то, а девочка очень огорчена и даже плачет, держа в руке мишкину лапу. Хорошо, если у вас появится желание разобраться в содержании предложенного художницей рисунка. Попробуйте объяснить оба сюжета (от поэта и от художника) с позиции истинной и ложной доброты. А если получится, запишите свои рассуждения.
Еще на этой картинке получило отражение другое человеческое чувство – бережливость. Всем хорошо знакомо чувство бережливости, особенно по отношению к тем материальным ценностям, которые вам дороги. А как и какие духовные ценности вы бережете?

Художница Н.Бондырева предлагает обсудить ее рисунок «Лебединая семья, или родительская любовь». Что вы думаете по поводу этого рисунка? Постарайтесь привести примеры или зарисовки своего вежливого и добропорядочного поведения или такого поведения своих друзей.

Поэт В.Д. Берестов написал стихотворение:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож,
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

3-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Мы уже знаем, что истинная доброта – это когда человек совершает поступок по доброте душевной, без расчета на собственную выгоду, а тем более на причинение вреда другому: человеку, животному, предмету или природе…
Доброта ложная связана с корыстью, выгодой для себя. Поэтому надо отказываться от подарков, сделанных посторонними людьми! Под видом доброты люди могут преследовать собственную выгоду.
Теперь давайте подумаем, что испытывает каждый из нас, когда получает или сам делает подарки. Что приятнее – дарить или получать подарки? Какие именно подарки приятнее дарить родителям – самодельные или покупные – и какие ваши подарки их больше радуют? Какие подарки радуют тебя? Тебе важно, от кого они, нужны ли тебе эти вещи и какова их цена?
Наверное, кто-то предпочитает получать подарки, а кто-то – дарить, ведь все мы – люди разные, но, вероятно, большинству родителей дороже подарки, сделанные ребенком самостоятельно. Они говорят о любви к родителям.
Когда моя дочь училась во втором классе, она подарила мне на 8 Марта сережки, точно подобранные под имеющуюся у меня брошку. Меня этот подарок больше огорчил, чем обрадовал. До этого она дарила мне что-либо, сделанное своими руками, и меня ее подарки очень радовали. В них были умение, творчество и ее любовь ко мне. В подаренных серьгах тоже были любовь, внимание к красоте, большое желание порадовать маму, но какой ценой? Ведь она копила деньги, отказываясь от обедов в школе, наносила вред своему здоровью, да еще обманывала меня, нарушала наши искренние отношения.
Теперь у меня уже внуки, им уже больше лет, чем тогда было моей дочери, а мы до сих пор продолжаем обсуждать этот эпизод и не приходим к единому мнению. Для меня те события остались как пример ложной доброты. Дочь проявила добрую волю порадовать маму к Международному женскому дню. Но какой ценой? Цена – ущерб для здоровья, обман или скорее временная закрытость во имя сюрприза – нарушены искренние отношения между любящими дочерью и мамой.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Такие духовные ценности, как любовь, доброта, красота и другие, называют вечными, общечеловеческими, потому что они живут в веках и признаются всем человечеством. А к каким ценностям следует отнести вежливость и чувство собственного достоинства? Конечно, к духовно-нравственным, но о них говорят реже. Между тем для младшего школьника понятие вежливость должно быть разъяснено в первую очередь. Это – деликатное отношение к другим людям, учтивость. Эти качества высоко ценятся, хотя вежливому человеку ничего не стоят. Но внутреннее уважение к самому себе, то есть чувство достоинства, в нем повышается.
В предыдущей теме мы уже рассматривали разные варианты добра – от искреннего желания вызвать радость у другого человека до ложной доброты, которая в действительности направлена на разрушение здоровья. «Злые языки страшнее пистолета», – говорил Александр Грибоедов. Действительно, слово может как порадовать человека, так и глубоко ранить его.
Истинно духовной ценностью является любовь, которую еще древние люди в первую очередь адресовали к Богу как высшему образцу духовной ценности. Жизненно необходимой любовь является в силу того, что без нее, без цели и смысла, человеку трудно жить. Любовь является одним из проявлений инстинкта – врожденным влечением к индивиду противоположного пола, возможностью продолжения человеческого рода. Но, чтобы любовь была чем-то большим, чем животное влечение, в ней должна присутствовать следующая духовная ценность – красота. Красивая любовь – это романтическая, настоящая человеческая любовь, а не только инстинктивная потребность.
Сама же по себе красота – это прекрасное в гармонии. Гармония в человеческих отношениях в первую очередь проявляется вежливостью, когда человек, помогая другим, получает личное удовольствие.

4-й класс

Тема: «Истинная и ложная доброта»

Один король любил охотиться. Однажды он отправился в лес за добычей. Увидел в лесу оленя, выстрелил в него, но промахнулся. Олень успел умчаться от коварной пули. Король был раздосадован неудачей и поэтому, когда он увидел медведя, стал целиться тщательнее. Но за это время медведю тоже удалось скрыться. Совсем расстроился король и решил вместо охоты на дичь собирать грибы. Но в грибах он плохо разбирался, и когда съел собранные им грибы, то почувствовал себя плохо, потерял сознание и свалился в глубокую яму. Подданные, обнаружив короля в яме, пытались его вытащить, но им это не удалось. Король был обречен на гибель. Тогда подданные обратились к зверям и спросили: найдется ли среди них такой сильный, который сможет высвободить короля из ямы? На помощь пришли медведь и олень, которых король чуть не застрелил. Они были очень сильными и добрыми, а такие никогда не мстят. Олень попросил намотать ему на рога один конец длинной веревки, а другой опустить в яму к королю. Так оленю и медведю удалось вытащить полуживого короля. А когда он пришел в себя, они спросили его: «Ну как, хорошо прежде­временно уходить из жизни?». Король согласился, что убивать – дело плохое.
С этого дня король распорядился уничтожить в своем королевстве все ружья и превратить королев­ство в заповедник, где животных не только не убивали, а, наоборот, помогали им жить. Зимой, когда им не хватало корма, животных подкармливали. А летом, когда пересыхала река, доставляли воду в лес по специальным трубам.

Тема: «Вечные общечеловеческие духовные ценности»

Попробуем дать определения понятиям, которые мы используем.
Доброта – черта характера и поступки: отзывчивость, милосердие, душевное расположение к добру и стремление делать его другим.
Достоинство – это внутреннее чувство самоуважения и ответственности за сделанный выбор, порой превозмогая собственное малодушие, безволие и даже трусость. Но сила человеческого духа помогает нравственной личности выстоять.
Духовность начинается с устремленности к вечным общечеловеческим ценностям – любви, красоте, доброте...
Целостное здоровье включает здоровье человека, общества, единение их с природой. Оно может быть достигнуто благодаря постоянной работе над собой, стремлению к нравственному совершенству.
Здоровье личности в правовом, гражданском обществе – это высшая степень ответственности личности за целостное, заботливое и бережное отношение к полному благополучию в себе и вне себя. Когда человек ощущает полноту жизненной энергии, радость бытия, способность к ежедневному труду, особенно творческому.
Красота – универсальная форма бытия предметного (материального) и духовного мира в человече­ском сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и/или внутренние качества, которые вызывают удоволь­ствие, наслаждение, моральное удовлетворение.
Любовь – высшее, многогранное, эмоционально позитивно окрашенное чувство к человеку, идее, предмету, Родине или другому объекту. Любовь основана на доверии, заботе и ответственности.

Прямую иллюстрацию духовных ценностей демонстрирует следующая притча.
Принцесса никого не любила, хотя ей уже пришла пора создавать семью. Юноши, которые могли стать ее женихами, не делали ей предложений. Но вот однажды возвратился с войны солдат без одной ноги и слепой. У него было много боевых заслуг, но особенно он славился своей добротой и отзывчивостью. Солдат сделал предложение принцессе, и она приняла предложение стать его женой. Они очень полюбили друг друга, и через год у ее мужа выросла нога. Когда же он прозрел, то увидел, что его жена необыкновенно красива. Бывшие кавалеры принцессы не могли понять, как они раньше не разглядели ее красоты. А она и не была раньше красивой, такой ее сделала любовь!

Мария КУЗНЕЦОВА,
кандидат медицинских наук,
доцент АПКиППРО
Окончание следует

Публикация статьи произведена при поддержке сайта практикующего пластического хирурга – доктора Захарова. Беременность и роды, резкие колебания веса, травмы и просто время не всегда проходят бесследно, но умелыми руками хирурга можно скорректировать недостатки, подчеркнуть естественную красоту, убрать недочеты внешности, что может улучшить качество вашей жизни. На сайте http://www.drzakharov.ru/ вы сможете узнать о возможностях пластической хирургии, ценах на операции.

Хачатрян Л.А.

Цель: расширять представления учащихся о главном в жизни человека, через осознание истинных ценностей.

Задачи:

— раскрывать сущности взаимосвязи жизни человека и общечеловеческих ценностей;

— развивать умения отличать вечные ценности от временных;

— воспитывать стремление к осмыслению жизненных ценностей и веры в себя;

Ход урока

  1. Орг.момент. Позитивный настрой. Концентрация на Свет.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается к вашему сердцу, там находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

  1. Проверка домашнего задания.

«Прощальное письмо человечеству Габриэля Гарсии Маркеса» стр. 173

Вопросы:

  1. О каких ценностях говорит в прощальном письме автор?

2 .В чем ценность времени?

3.Согласны ли вы с его утверждениями? Почему?

4. Что важного для себя вы прочитали в этом письме?

  1. Позитивное высказывание (цитата) .

« Кто может наполнить каждое мгновение глубоким содержанием, тот бесконечно продлевает свою жизнь»

Изольда Курц

Вопросы:

— Как вы понимаете это высказывание?

  1. Рассказывание притчи. Подарок от учителя.

Притча о ценностях жизни. «Чашки и кофе»

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.

Вопросы:

1.Кто герои притчи?

2.Что профессор предложил гостям?

  1. С чем можно сравнить кофе?
  2. С чем сравниваются чашки в притчи?

5.Часто ли в жизни случается, когда за «мишурой» мы не замечаем самого важного? Приведите примеры.

Видео «Притча: тысяча шариков»

Вопросы:

— Кого вы назвали бы богатым человеком?


Выдающийся французский писатель и общественный деятель, признанный мастер жанра «биографического романа» Андре Моруа (1885-1967) в своем эссе «Во что я верю» обсуждает вопросы материализма и идеализма, религии и теории эволюции, свободы и разделения властей, семьи и дружбы. Этот текст - кредо одного из самых ярких европейских интеллектуалов середины XX века.

Я верю в то, что независимо от меня существует внешний мир, который я, однако, могу воспринять, только пропустив его через свое сознание. Я вижу за окном облака, холмы, качающиеся под ветром деревья, коров на лугу; ближе я вижу часть меня, которую я называю «моя рука» и которая пишет эти строки. Я верю в то, что рука эта по природе своей глубоко отлична от всего остального мира. Когда птица садится на ветку липы или кедра, я не ощущаю ничего; когда муха садится на мою руку, мне щекотно. Стоит мне захотеть - и я пошевельну рукой; но я не в силах сдвинуть с места облака и холмы. Да и рука в состоянии исполнить далеко не всякое мое желание. Не надо требовать от нее невозможного. Палач может отрубить ее, я по-прежнему буду ее видеть, но она превратится для меня в посторонний предмет. Таким образом, тело мое занимает промежуточную позицию: с одной стороны, оно подчиняется моей воле, с другой - внешнему миру. Я могу послать его навстречу испытаниям и даже опасности, я могу путем тренировки или с помощью машин увеличивать его силу и расширять сферу его деятельности, но не до бесконечности; не в моей власти уберечь его от несчастных случаев и старости. В этом отношении я весь, с головы до пят, принадлежу внешнему миру.

Мой внутренний мир - более надежное убежище. Назовите его как угодно - духом, мыслью, душой; название не имеет значения. Здесь власть моя куда больше, чем в мире внешнем. Я волен не соглашаться с теми или иными взглядами, строить умозаключения, погружаться в воспоминания; я волен презирать опасность и с мудрым смирением ожидать старости. И все-таки даже в этой крепости я не изолирован от внешнего мира. Сильная боль мешает свободной работе мысли; телесные страдания влияют на умственную деятельность; навязчивые идеи с изнуряющим постоянством лезут в голову; болезни мозга приводят к душевному расстройству. Таким образом, я принадлежу внешнему миру и одновременно не принадлежу ему. Мир обретает для меня реальность лишь внутри меня. Я сужу о нем лишь по моим ощущениям и по тому, как интерпретирует эти ощущения мой разум. Я не могу перестать быть собой и стать миром. Но без «этого странного хоровода» вокруг меня я лишился бы разом и ощущений, и мыслей. В голове моей теснятся образы внешнего мира - и только они. Вот почему я не разделяю взглядов епископа Беркла и не причисляю себя к чистым идеалистам; я не верю в то, что, пересекая Ла-Манш или Атлантику, я всякий раз заново создаю Лондон или Нью-Йорк; я не верю в то, что внешний мир не более, чем мое представление о нем, которое исчезнет вместе со мной. «И умирая, уничтожу мир», - сказал поэт. Мир перестанет существовать для меня, но не для других, а я верю в существование других людей.

Однако я не могу назвать себя и чистым материалистом. Конечно, я верю, что мир, частью которого я являюсь, подчиняется определенным законам. Я верю в это, потому что это очевидно; Я пишу эти строки в начале осени: я знаю, что листья за окном пожелтеют; знаю, что завтра в этот час солнце будет стоять на небосклоне чуть ниже, чем сегодня; знаю, что созвездия, эти золотые гвоздики, забитые в черную небесную твердь, вскоре изменят свое положение, и изменения эти можно предсказать; знаю, что, если я выпущу из рук книгу, она упадет на пол со скоростью, которую можно вычислить заранее. Знаю я и другое: некоторые современные ученые утверждают, что в масштабе бесконечно малых величин невозможно точно предсказать ни одно событие и что законы наши - законы статистические. Ну и что из этого? Статистические законы учитывают существование случайностей. Любые законы, в том числе и, статистические, действенны и полезны, поскольку позволяют предвидеть немало явлений. Некоторые материалисты делают отсюда вывод, что все явления предсказуемы, что будущее полностью предопределено и что единственно по невежеству своему мы не можем построить механическую модель мира, которая позволила бы нам прогнозировать не только расположение созвездий в тот или иной день и час, но и все грядущие события человеческой истории. Такая модель мира ничем не отличалась бы от самого этого мира. Если бы она была возможна, это означало бы, что органическая материя сама, по законам своего внутреннего развития, автоматически порождает все, что происходит в мире, включая наши поступки. В этом случае история, как социальная, так и индивидуальная, была бы абсолютно детерминированной, а наша свобода выбора - иллюзорной.

Еще в начале нашего столетия самые знающие люди имели все основания думать, что наступает новый Золотой Век. На деле Золотой Век оказался Веком Огня и Позора. В то время как терапия и хирургия боролись за жизнь человека и облегчали его муки, война, сделавшаяся жестокой, как никогда, несла народам немыслимые страдания. Напуганные, несчастные, эти люди уподобились своим далеким предкам и, приписав своим страхам и надеждам сверхъестественную силу, населили равнодушный мир богами и чудовищами.

Я не разделяю этот чисто материалистический взгляд на мир. Тому есть три причины. Во-первых, я отказываюсь считать мой полностью зависимым от системы, которая создана самим этим разумом. Кто, как не человек, открыл законы развития внешнего мира? Кто, как не он, упорядочил мнимый хаос явлений? Было бы абсурдно, если бы могущество человеческого разума в конце концов привело нас к отрицанию этого могущества. Во-вторых, научные исследования, на которых зиждется наша вера в упорядоченность мира, никогда не давали оснований считать весь мир механизмом. Данные науки свидетельствуют, что при определенных условиях в рамках замкнутой системы, зная исходные параметры, можно предвидеть результат. Но предсказания такого рода ограничены в пространстве и времени, толковать их расширительно мы не вправе. Экономика и история одной только нашей планеты настолько сложны, что не поддаются прогнозированию. Что же тогда говорить обо «всем мире» - ведь мы даже не знаем наверняка, что обозначает это произвольное сочетание слов?

Наконец, в-третьих, я просто не понимаю, как может сознание зарождаться в недрах материи. Я всегда наблюдал обратное - как в недрах моего сознания зарождаются образы материального мира. Кроме того, опыт учит меня, что есть вещи, которые подвластны моей воле. Я хочу сразиться с врагом и сражаюсь с ним. Мне могут возразить, что воля моя предопределена моей природой. Не стану спорить. Говоря о воле, я не утверждаю, что она может приказать мне сделать то, чего я не хочу. Моя воля не является силой, существующей независимо от меня. Моя воля - это мое действующее я.

Конечно, материалист возразит мне: «Вам известно, что пропасть, разделяющая живую и неживую материю, с каждым днем становится все уже. Вам известно, что относительно некоторых вирусов невозможно сказать наверняка, к живой или к неживой материи они принадлежат. Вам известно, что химики научились синтезировать молекулы такой сложности, какая встречается только в живой природе. Не за горами тот день, когда наука объяснит нам, каким образом на заре существования вселенной исполинские катаклизмы привели к возникновению жизни на земле, каким образом медленная эволюция привела к образованию видов. Линия эволюции, идущая от бактерии к Платону, непрерывна. Человек, последнее звено в длинной цепи живых существ, занимает во времени и пространстве самое ничтожное место. Зачем придавать такое значение его разуму? Он - лишь более совершенная форма разума пчелы или муравья, рыбы или змеи, собаки или кошки...» Рассуждения такого рода оставляют меня совершенно равнодушным. Как бы ни сузилась пропасть, мост через нее до сих пор не перекинут. Разгадать загадку жизни до сих пор не удалось ни химикам, ни биологам; ни одно живое существо не обладает разумом, сравнимым с человеческим. Пропасть между примитивнейшим из людей и умнейшим из животных по-прежнему широка и глубока. Материалист слепо верует в науку, как во всемогущего бога, но мне такая религия чужда.

Что же касается происхождения видов, то мне кажется весьма существенным замечание Леконта дю Нуи*: если мы примем гипотезу о естественном отборе и выживании сильнейших, получится, что на развитие и совершенствование такого сложного органа, как человеческий глаз, ушло столько миллиардов лет, сколько не существует и сама земля. «Но в таком случае, - спросит Верующий, - вы, как и мы, считаете, что живые существа создал Господь?» Я верю лишь в то, что знаю, а в этой области я знаю лишь то, что я не знаю ничего. Я скептически отношусь к рассказам палеонтологов и геологов, жонглирующих тысячелетиями и основывающих смелые теории на докембрийских ископаемых, которые при ближайшем рассмотрении оказываются просто булыжниками причудливой формы. Но мне ничуть не легче поверить во всемогущего и милостивого Господа, который в здравом уме и твердой памяти создал палочку Коха, блоху и комара, а спустя множество веков увенчал свой труд новой победой: забросил во враждебный и загадочный мир человека, наделил его мыслями и чувствами и заставил это несчастное создание отвечать перед Создателем за свои поступки. Меня не волнует вопрос: как и почему человек попал в этот мир? Мы не знаем и, судя по всему, никогда не узнаем ответа. Я допускаю, что бесконечно малые существа, которые, быть может, обитают на электроне, способны открыть его ядро и несколько соседних атомов. Но разве могут они вообразить себе человека или циклотрон? Да и вообще все это неважно. Меня волнует другое: «Вот человек, вот мир. Каким образом человек, такой, как он есть, должен действовать, чтобы настолько, насколько позволяет его природа, подчинить своей власти окружающий мир и себя самого?»

Я не чистый материалист и не чистый идеалист. Во что же я в таком случае верю? Я ограничиваюсь констатацией фактов. Вначале был мой разум, который с помощью тела вступил в контакт с внешним миром. Но само тело - лишь чувственный образ, то есть образ, созданный моим сознанием, так что в конечном счете я отвергаю дуалистический взгляд на природу. Я верю в существование единой реальности, которую можно рассматривать как в аспекте духовном, так и в аспекте материальном. Создана ли эта реальность сверхчеловеческой волей? Управляет ли нашим миром какая-нибудь высшая сила?

Нравственна ли эта сила и воздает ли она по заслугам праведникам и грешникам? У меня нет оснований утверждать что бы то ни было по этому поводу. Миру вещей неведома нравственность. Удар молнии и рак так же часто поражают добрых, как и злых. Вселенная не дружественна и не враждебна людям доброй воли; скорее всего, она просто равнодушна. Кто создал ее? Почему в ней не царит полный хаос, почему она все же подчиняется законам? Какая сила забросила нас сюда, на этот комочек грязи, вращающийся в бесконечном пространстве? Я ничего не знаю об этом и думаю, что другие знают об этом не больше моего. Различные боги, которым на протяжении тысячелетий человеческой истории поклонялись народы, были воплощением страстей и потребностей верующих. Это не значит, что религии были бесполезны; это значит, что они были необходимы. Но в их задачу не входит познание мира. «Если вы заблудитесь в пустыне, - говорил мне один добряк священник, - я не дам вам карту, я только покажу, где можно напиться воды, и постараюсь вселить в вас бодрость, чтобы вы могли продолжить свой путь. Вот все, что я смогу для вас сделать».

«Христианство совершило переворот, перенеся рок внутрь человека. Оно увидело источник наших бедствий в нашей собственной природе. Для древнего грека мифы, как правило, были частью истории - и не более того. Он выпускал наружу демонов своей души, воплощая их в мифах. Христианин впускает мифы внутрь своей души, воплощая их в демонах. Первородный грех затрагивает каждого из нас. Распятие Христа затрагивает каждого из нас...» (Андре Мальро)*. Христианская религия человечна, а не бесчеловечна. Драма разыгрывается не во внешнем мире, рок грозит не извне, как думали Гомер и Эсхил; внешний мир нейтрален, драма и рок живут внутри человека. Догмат о первородном грехе обличает присутствие в душе всякого человека животного начала. Ребенок рождается диким, жадным; не будь он столь слаб, он был бы жесток. Наше первое побуждение - убивать. Но столь же верна и идея искупления. Человек не просто зверь. В человеке воплотился бог, «Человек и бог сливаются в свободном человеке» (Ален*). В этом источник наших мук, но в этом же причина наших побед.

Я признаю существование в человеке высшего начала. «Никакое животное не могло бы сделать того, что сделал я», - говорил Гийоме, и в самом деле человек способен на бескорыстные геройские поступки, отнюдь не продиктованные животными инстинктами и даже противоречащие им. «Ничто не заставляет нас быть благородными, любезными, милосердными и отважными».

Есть только два способа править - рубить людям головы или считать их по головам. Государство, где рубят головы, идет по пути насилия. Вокруг одного диктатора собирается компания убийц, по недоразумению называемая партией, хотя гораздо больше она похожа на стаю волков. Этот способ правления жесток, слаб, недолговечен. Забыв о справедливости, единовластный правитель сеет вокруг себя разрушения и проливает реки крови. Всемогущество развращает его, пусть даже он по природе честен. Интуиция всех лучше мудрости самого гениального одиночки.

Конечно, циник ответит на это, что давление общественного мнения, тщеславие или стыд оказывают одинаковое действие на человека и волка, поскольку и тот и другой - стадные животные. Но эта точка зрения уязвима - она не может объяснить поведение мудрецов, героев, праведников. Есть целый ряд случаев, когда стадное чувство и тщеславие могли бы ужиться с лицемерием и заботой о спасении собственной шкуры, а человек тем не менее избирает другой путь и поступает «правильно». Почему он так поступает? Я полагаю, потому, что он повинуется голосу некоего высшего начала, постоянно живущего в его душе. «Человек бесконечно выше человека». Причем несомненно, что это начало которое можно назвать сверхчеловеческим, поскольку оно подвигает человека на деяния, идущие вразрез с его личной выгодой и интересами его клана, присутствует в сознании каждого человека и предъявляет ему свои требования, если только он не обманывает ни себя, ни других. Я готов называть богом эту общечеловеческую совесть, но мой бог не трансцендентен, а имманентен. «Итак, вы отрицаете существование трансцендентного бога и провидения, определяющего ход земных событий?» Я ничего не отрицаю, однако, повторяю, я никогда не видел в окружающем мире следов воздействия трансцендентной воли.

«Но неужели вам не страшно жить в равнодушном мире, который покинули боги?» Должен признаться, ничуть не страшно; скажу больше, на мой вкус гораздо спокойнее оставаться в одиночестве, чем быть вечно окруженным богами, как в гомеровские времена. На мой взгляд, моряку, застигнутому штормом, утешительнее считать бурю игрой слепых сил, с которыми он должен бороться, призвав на помощь все свои знания и мужество, чем думать, что он какой-то неосторожностью навлек на себя гнев Нептуна, и тщетно искать средства умилостивить бога морей.

Возможно, в сравнении с греком гомеровских времен мы одиноки - ведь нас не сопровождают бессмертные спутники, подсказывающие нам, как поступить, и держащие нашу судьбу в своих руках, но ведь и древнегреческого морехода удача ждала по сути дела, лишь в том случае, когда он действовал. Он греб, рулил, лавировал. Это доступно и нам. Только у нас это получается лучше, поскольку мы знаем гораздо больше. Мы научились, подчиняясь природе, управлять ею. В борьбе с окружавшим его огромным миром Улисс мог рассчитывать только на свои руки да на попутный ветер. Мы покорили и поставили себе на службу силы, о существовании которых он даже не подозревал: пар, электричество, химические и ядерные реакции. Почти всё, что герои «Илиады» и «Тысячи одной ночи» просили у богов и джиннов, мы научились делать сами. Наш мир не хаотичен, он подчиняется жестким законам, а не капризам фортуны, поэтому мы приобрели над ним такую власть, какая и не снилась нашим предкам.

Наука может даровать человеку многое из того, в чем отказала ему природа: она лечит болезни, регулирует рождаемость, увеличивает сельскохозяйственную и промышленную продукцию настолько, что кажется, будто люди на всем земном шаре вот-вот заживут без забот и в полном довольстве.

Еще в начале нашего столетия самые знающие люди имели, казалось бы, все основания думать, что наступает новый Золотой Век и остается только ликвидировать неравенство и несправедливость. Они полагали, что не за горами тот день, когда основной задачей станет не производство, а распределение. На деле Золотой Век оказался Веком Огня и Позора. Несмотря на свои знания и могущество, современные люди несчастны, как никогда. «Как злато чистое свинцом презренным стало?» В то время как терапия и хирургия боролись за жизнь человека и облегчали его муки, война, сделавшаяся жестокой, как никогда, несла народам немыслимые страдания. Свою власть над природой человек использовал не для созидания, а для разрушения. Политика и экономика не поспевали за развитием физики и биологии. Новые изобретения попали в руки людей, которые не смогли совладать с ними и поставить их себе на службу.

Напуганные, несчастные, эти люди уподобились своим далеким предкам и, приписав своим страхам и надеждам сверхъестественную силу, населили равнодушный мир богами и чудовищами... Неужели нам не на что надеяться, неужели несчастный род человеческий уничтожит себя вместе с планетой, служащей ему пристанищем?

Я верю, что катастрофы можно избежать. Повторяю еще раз: мир равнодушен, мир нейтрален. Никакой мстительный рок не прячется за черными тучами, грозя нам гибелью. Спасение человечества в руках самого человечества. В истории нередко бывали случаи, когда отчаявшимся людям казалось, что все потеряно. После нашествия варваров и падения Римской империи не один пессимист, глядя на руины галльских или бретонских городов и бедствия народа, должно быть, говорил себе: «Теперь роду человеческому никогда уже не жить в радости и довольстве». И тем не менее в чаще лесов выросли монастыри; монахи стали обрабатывать девственную землю и пестовать девственные умы; великие люди предприняли попытку возродить великие государства. Им это удалось. Наша задача легче - нам предстоит уберечь от гибели еще живую и во многих отношениях процветающую цивилизацию. Мы не уверены в успехе, поскольку порыв безумия может охватить те группы людей, на которые мы не имеем влияния, и они взорвут земной шар. Но все-таки мы можем - пусть косвенно - повлиять и на них. Твердость наших убеждений, быстрота наших решений обезоружат тех, кто угрожает будущему человечества.

Я верю, что новейшие открытия положат конец замкнутой жизни отдельных народов. Современные средства коммуникации позволяют управлять территориями, гораздо более обширными, чем прежние государства. Современная военная техника слишком мощна, чтобы стоило идти на риск и нападать друг на друга.

Цивилизации подобны «заколдованным замкам». Они существуют лишь до тех пор, пока мы в них верим. Международные организации станут мощной силой, если их признают граждане всех стран мира. Я считаю, что в наши дни долг всех писателей, ученых и государственных деятелей - убеждать людей в необходимости создания таких организаций. Быть или не быть земному шару - вот перед каким выбором мы стоим. Либо мы подадим друг другу руки, либо истребим друг друга в атомной войне.

Что же касается внутренней политики, то я верю в защиту демократических свобод и прав человека. Я верю в них по двум причинам. Во-первых, я считаю, что без свободы не может идти речь ни о человеческом достоинстве, ни о счастье членов общества. Жить под надзором полиции, вздрагивать при каждом шорохе, страшась ареста, ссылки или смерти, бояться произнести лишнее слово, постоянно скрывать свои мысли - это не жизнь. Во-вторых, я считаю, что свобода - залог силы государства. Тоталитарные государства - колоссы на глиняных ногах; они выглядят могущественными лишь благодаря своей пропаганде, способности подавлять в зародыше любой конфликт, быстроте и секретности политических акций. Тоталитарный режим вводит в заблуждение только романтиков да слабых духом, принимающих тирана за избавителя. Но после долгой борьбы свобода торжествует: так случилось и в 1918, и в 1945 годах.

В свободной стране решения властей постоянно подвергаются критике. Эта критика сурова, подчас даже несправедлива, но она полезна. Она помогает исправлять ошибки. Тиран же никогда не исправляет своих ошибок, поскольку слышит лишь голоса льстецов. Что же до средств охраны свободы, то тут я не могу предложить ничего нового. Состояние ужаса и тревоги, в котором живут сегодня множество человеческих существ во множестве стран, властно напоминает нам о безотлагательной необходимости вернуть народам законность, служащую основой счастья. Конечно, всякое общество нуждается в полиции, охраняющей порядок, а полиции не пристало нежничать. Но человек может чувствовать себя в безопасности лишь под покровительством определенных законов. Я верю в то, что эти законы нужно уважать, и именно то общество, которое сохранит им верность, окажется наиболее долговечным.

Первый из этих законов - разделение власти. Исполнительная власть не имеет никакого права оказывать давление на власть законодательную. Члены суда должны назначаться пожизненно - иначе честолюбие не даст им покоя. Небольшое количество высокоплачиваемых и равных между собой судей - такова английская система. Опыт показал, что она оправдывает себя. Второй закон - наличие суда присяжных. Пусть даже присяжные руководствуются порой политическими или местническими пристрастиями - если они избраны из всех слоев населения, у подсудимого гораздо больше шансов быть судимым по справедливости. Ни в коем случае нельзя ни самовольно заменять одних присяжных другими, ни проводить заседания без наличия кворума. Третий закон: пока вина подозреваемого не доказана, он должен считаться невиновным. Арестовать его можно лишь в том случае, если, находясь на свободе, он угрожает общественной безопасности. Арестованный должен незамедлительно предстать перед судом, который, если преступление не будет доказано, возвратит ему свободу.

Я перечислил юридические гарантии свободы. Гарантией этих гарантий является свобода политическая. Я называю свободным или демократическим такое государство, где меньшинство признает власть большинства, честно завоеванную в ходе выборов, поскольку знает, что, придя к власти, большинство будет уважать интересы всех граждан, независимо от их убеждений. «Есть только два способа править, - говорил Киплинг, - рубить людям головы или считать их по головам». Государство, где рубят головы, идет по пути насилия. Кучка единомышленников может, опираясь на вооруженные банды или не знающую жалости полицию, внушить такой страх своим политическим противникам, что они тут же сойдут со сцены. Вокруг одного диктатора собирается компания убийц, по недоразумению называемая партией, хотя гораздо больше она похожа на стаю волков. И древняя, и новая история свидетельствуют, что этот способ правления жесток, слаб, недолговечен. Забыв о справедливости, единовластный правитель сеет вокруг себя разрушения и проливает реки крови. Всемогущество развращает его, пусть даже он по природе честен. Будь он сам хоть святым - его преемник непременно окажется чудовищем. Система эта была опробована сотни раз, и всякий раз дело кончалось провалом. Цезарь и Наполеон были людьми редкого ума и великодушия. Тем не менее Цезаря убили, а Наполеон, прославившийся столькими победами, привел Францию к поражению. Интуиция всех лучше мудрости самого гениального одиночки. Существование оппозиции - главная гарантия демократических свобод. Таково мое политическое кредо.

Что же до частной жизни, то я верю, что смелость, честность, верность, милосердие не утратили своей ценности и привлекательности и в наши дни. «Верность для мужчины - как клетка для тигра. Она противна его природе», - утверждал Бернард Шоу. Согласен, но добродетели не заложены в нас от природы. Все они - плоды человеческой воли, результаты самосовершенствования. Почему, даже оставшись один, без помощи и поддержки богов, человек не утрачивает нравственного чувства и не дает воли своим животным инстинктам? Потому что он знает, что в равнодушной вселенной выживает только тот, кто доверяет людям, кто связан с ними прочными узами любви, дружбы, брака, патриотизма. Внешнему миру неведома нравственность, но ничто не мешает человеку создать свой мир и жить в согласии с самим собой и с людьми, которых он уважает, по законам, которые даруют душевный покой и чувство собственного достоинства.

Нелегко воспитать в себе чувство долга, способность взять на себя обязательство и выполнить его. И душа, и тело наши запятнаны первородным грехом; их вечно мучат неправедные желания жадность, ненависть. Я вижу два способа противостоять искушениям. Во-первых, хранить верность своим убеждениям, чего бы это ни стоило. Мелких предательств не бывает. Спокойно слушать, как поносят вашего друга, - уже предательство. «В таком случае, - возразят мне, - все мы предатели». Нет, потому что дружба - вещь редкая и драгоценная и не надо путать ее с обычными знакомствами, заводимыми ради выгоды или развлечения. Истинная дружба бескорыстна и возвышенна.

Лучше раз и навсегда избрать политическую позицию и хранить верность своей партии, какие бы ошибки ни совершали ее члены, чем каждый день менять свои взгляды в зависимости от изменений политической обстановки. Тот, кто хочет отречься от своих убеждений, всегда найдет для этого основания. Ален недаром называл ум публичной девкой.

Ален говорил еще и о том, что «нужно класть низшее в основание высшего». Поэтому второй способ остаться верным долгу - брать обязательства, исходя не из абстрактных рассуждений, а сообразуясь со своей натурой и темпераментом. Чтобы плоть наша не мешала нам выполнять наши обязанности, возьмем ее в союзницы. Эффективность этого метода видна на примере брака.

Люди основали первую ячейку общества - супружескую пару - на инстинкте, на плотском влечении. Я долгое время считал, что супружеская верность противна человеческой природе. В браке желание притупляется; люди меняются; их притягивает новизна. Я был не прав: верность противна не человеческой природе вообще, а лишь животному началу, живущему в человеке. Тот, кто способен побороть власть инстинкта, сохранить верность взятому на себя обязательству, обратить любовь в дружбу, обретает в союзе душ, сердец и тел счастье, которое с лихвой вознаграждает его за принесенную жертву.

Все сказанное о браке относится и к другим узам, связующим людей. Никто не выбирает друга по каким-либо абстрактным соображениям. «Ибо он - это он, а я - это я». Дружба, подобно любви зиждется на родстве душ. Чтобы распознать это родство, как правило, необходимо познакомиться с человеком довольно близко. Сближает сама жизнь. В лицее, полку, лагере военнопленных, профсоюзе, политической партии - повсюду, где люди тесно общаются, живут общими интересами, поверяют друг другу свои тайны, они находят друзей.

Переселившись в Париж, человек не должен забывать свою деревню, свою провинцию. Связь с родной почвой придает силы. Любовь к «малой родине» не заглушает любви к родине «большой». Совсем наоборот. Любовь к «большой родине» складывается из привязанностей к родине «малой»...

Человеческое стремление наперекор слепой стихии построить свой собственный надежный и прочный мир прекрасно. Иногда человеку это удается, пусть ненадолго, чаще же он терпит поражение. Далеко не каждому выпадает счастье полюбить всем сердцем, обрести преданного друга. Те, кому это не дано, находят прибежище в занятиях искусством.

Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир. Человек знает два типа трагического. Он страдает от того, что окружающий мир равнодушен к нему, и от своего бессилия изменить этот мир. Ему тягостно чувствовать приближение бури или войны и знать, что не в его власти предотвратить зло. Человек страдает от рока, живущего в его душе. Его гнетет тщетная борьба с желаниями или отчаянием, невозможность понять самого себя. Искусство - бальзам для его душевных ран. Подчас и реальный мир уподобляется произведению искусства. Нам часто внятны без слов и закат солнца, и революционное шествие. В том и другом есть своя красота. Художник же упорядочивает и подчиняет себе природу. Он преображает ее и делает такой, какой создал бы ее человек, «будь он богом». Расин облекает самые мучительные страсти в строгие, чистые формы своего стиха. Боссюэ убаюкивает саму смерть мерным покачиванием своих долгих периодов*. Придя в театр, зритель попадает в новый мир, сотворенный для него автором пьесы, оформителем, актерами. Он знает, что увидит здесь свои собственные драмы, но они будут облагорожены. Ars est homo additus naturae [Искусство это человек плюс природа (лат.).]. Искусству нужен человек; этот человек - художник.

Похожий на нас с вами, он пытается создать для нас упорядоченный, внятный нам мир. Но искусству нужны также природа, разгул стихий и страстей, неумолимый ход времени; созерцание одного только абстрактного порядка не разбудит в нас никаких чувств. Мы желаем видеть в произведении искусства природу, преображенную духом человеческим. Там, где нет природы, художнику нечего преображать.

Без страстей нет искусства. Это относится и к художнику, и к зрителю. Бетховен не написал бы своих симфоний, не будь его жизнь полна страданий: тот, кто прожил безоблачную жизнь, не поймет симфоний Бетховена. Мы понимаем поэтов и музыкантов постольку, поскольку они близки нам по духу. Валери, не испытавший безысходной тоски Паскаля, не понимал и величия его творений*, а мы, разделяющие горестное смирение Валери, с наслаждением узнаем в «Морском кладбище» наши собственные чувства, облеченные в совершенную форму. Я верю в то, что человек не может жить без поэзии. Людей тянет к разным формам искусства, потому что их одолевают разные страсти и тревоги, но всем им необходимо, чтобы художник творил мир, внятный человеку. Я верю в то, что прекрасные полотна, прекрасные драмы и прекрасные романы так же необходимы человечеству, как мудрые законы или религиозные обряды. Я верю в то, что художник, созидая свой мир, спасает и себя, и других.

Наконец, я не верю в то, что мы будем вознаграждены за добродетели и наказаны за пороки на том свете; довольно часто, хотя и не всегда, мы получаем воздаяние на этом свете. Не знаю, есть ли у нас бессмертная душа. По-моему, маловероятно, чтобы мысль человека продолжала существовать после исчезновения органов его чувств, ведь мысли - следствие ощущений. Впрочем, механизмы памяти изучены еще далеко не достаточно, так что, быть может, вечный сон существует. Что бы то ни было, я не боюсь смерти. Тех, кто ждет ее со страхом, преследует мысль о мире, где они будут одновременно и присутствовать, и отсутствовать. Они представляют себе свою жену, своих детей, свой дом после своей смерти и отводят себе роль зрителя, взирающего со стороны на страдания близких. Но смерть нельзя вообразить, поскольку она - отсутствие образов. О ней нельзя думать, ибо с нею исчезают все мысли.

Поэтому нужно жить так, как если бы мы были бессмертны. Что - не для всего рода человеческого, но для каждого человека в отдельности - глубоко верно.

Примечания

Леконт дю Нуи, Пьер (1883-1947) - французский биолог.

«Христианство совершило переворот... Распятие Христа затрагивает каждого из нас...» (Андре Мальро). - Цитата из мемуарного произведения «Орешники Альтенбурга» (изд. в 1948 г.) Андре Мальро (1901-1976).

Ален (наст. имя Эмиль Огюст Шартье, 1868-1951) - французский философ и литературовед, оказавший огромное влияние на мировоззрение Моруа. Основное произведение - «Суждения» (опубл. в 1956 г.).

«Боссюэ убаюкивает саму смерть мерным покачиванием своих долгих периодов» - Речь идет об устных проповедях и «Надгробных речах» (1669) Бюссюэ (Жак Бенинь, 1627-1704); стиль этих произведений считается образцом ораторского искусства.

«Валери, не испытавший безысходной тоски Паскаля, не понимал и величия его творений...» - Мировоззрение Поля Валери (1871-1945) противоположно философской концепции Блэза Паскаля (1623-1662). Валери терзаем мыслью о трагическом бессилии человеческого разума проникнуть в сущность вещей. Паскаль видит трагедию человека в изначальной противоречивости его сущности: могуществу его разума, способного к познанию мира, противостоит ничтожество его натуры, неспособной победить страсти и страдания.

Система вечных ценностей – это что-то вроде координат, которые не видны, но помогают ориентироваться в момент выбора или принятия решения. Ценности – это то, что определяет наш , наши стремления и поддерживает нас в сложные минуты.

Источник

Из чего складываются духовные ценности человека, которые он относит к «вечным»?

Есть несколько сильнейших факторов влияния. Основные:

  1. Исторически сложившаяся культура и географическое окружение.
  2. Социальный слой, в котором был рожден данный конкретный человек.
  3. Жизненные установки и мировоззрение родителей, а также близких родственников, проживающих с растущим ребенком.
  4. Личные и культурные предпочтения самого человека.

Но, несмотря на то, что все эти факторы могут сильно различаться, есть несколько вечных семейных ценностей, которые признает большинство счастливых семей.

Вечные семейные ценности

  1. Ответственность в принятии решений.
  2. Возможность высказываться открыто и обсуждать то, что волнует каждого члена семьи.
  3. Возможность не только проводить время в кругу семьи, но и свобода каждого ее члена иметь собственные интересы, рассчитывать на поддержку остальных.
  4. Уважение к личному пространству друг друга.
  5. Создание семьи – не цель, а только начало большого пути.
  6. Желание показывать свою любовь друг к другу ежедневно, даже в мелочах.

Есть также и вечные нравственные , общие для всех. Например:

  • быть честным в своих намерениях;
  • быть человеком, на которого можно положиться;
  • быть мужественным;
  • быть терпеливым и понимающим;
  • быть готовым отвечать за свои поступки и слова.

Некоторые «вечные ценности» касаются работы. Вот примерный список, который называют многие философы и педагоги:

  • прилагать все возможные усилия, чтобы работа была сделана хорошо;
  • развиваться в своей работе, всегда искать пути оптимизации;
  • быть бережливым и думать о будущем;
  • ко всему подходить творчески;
  • гордиться своими успехами;
  • считать образование и постоянное обучение высшим приоритетом;
  • служить своим трудом обществу;
  • помогать коллегам и стажерам, заботиться о них, как о себе.
Строительство жизни

И, наконец, общие «вечные ценности», которые касаются жизни вообще:

Как определить, какие «вечные» ценности жизни действительно важны именно для вас? Запишите десять самых важных принципов, в которые вы верите и которые влияют на ваши жизненные приоритеты. Какие из них влияют на ваши решения? О каких вы забываете в повседневной суете?

Пишите, даже если эти утверждения кажутся вам очевидными или слишком простыми. Этот список не должен никого впечатлять; он призван поддерживать вас и позволить вам еще раз соприкоснуться с глубинными основами вашей жизни. А еще можно положить этот список в книгу и прочесть через десять лет.

Как бы не изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности человека, которые имеют большое для людей всех поколений, конфессий и культур. И они никогда не потеряют своей актуальности.

ВЕРА
Взрослые верят кукушке и не верят врачам, верят гороскопам и не доверяют науке. Дети же легко верят в чудеса и до определенного возраста живут фантазиями. Кстати, очень опасно в раннем возрасте разбивать детскую веру в чудо. Вера ребенка в Деда Мороза не проходит бесследно. Она оставляет в подсознании отчетливый след и твердую уверенность: чудеса возможны. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда остается надеяться лишь на чудо.

ЗДОРОВЬЕ
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно. Статистика дает нам следующие цифры. На 20% здоровье человека зависит от наследственности. Еще на 20% состояние здоровья определяется экологической обстановкой. От здравоохранения здоровье человека зависит всего лишь на 10%. И 50% здоровья человека определяется его образом жизни.

ДРУЖБА
Друзья - это особая категория людей, которая во все времена была особо ценна. Именно дружба считалась всегда самым прочным союзом. На различных этапах общественного развития она приобретала новые качества и реализовывалась в различных формах: братство по оружию, отношения, основанные на общности духовных интересов, эмоциональная привязанность. Кстати, существует Международный день друзей, который отмечается 9 июня.

ЖИЗНЬ
Помните любимый мультфильм детства «Малыш и Карлсон»? В одном из его эпизодов Малыш задал отцу совершенно уникальный вопрос: «Послушай, пап, если я действительно стою сто тысяч миллионов, то нельзя ли мне получить немного наличными…?» Мы не знаем, что ответил папа. Хотя хочется верить, что он сказал: «Человеческая жизнь бесценна, сынок».

КУЛЬТУРА
Культура - основа народного достояния. Именно она представляет собой ту ценность, которая одна лишь способна служить вечным фундаментом для построения будущего. Нет необходимости , что накопленный человеком положительный потенциал культуры становится его совестью, оберегом. Сейчас вряд ли можно представить современную действительность без великих произведений искусства, музыки и литературы: музыкальных шедевров Бетховена, произведений Гомера, картин Ван Гога, Стоунхенджа и Крепости Мариенберг.

ЛЮБОВЬ
Все мы без исключения стремимся любить и быть любимыми. Любовь - это то, о чем постоянно думаем, о чем во все века пишут поэты, а певцы сочиняют песни.
Кстати, медики полусерьезно выделяют «синдром Дон Жуана», свойственный некоторым людям, которые не могут обходиться без любви и желают пребывать в таком состоянии всегда. Повышенный уровень гормонов обеспечивает им всегда хорошее настроение, активность, что положительно влияет на весь организм в целом.

МИР
Вечный мир является идеалом человечества, не достижимым по сей день. Но все страны планеты стремятся к нему. Ежегодно вручается Нобелевская премия людям, внесшим значительный вклад в дело мира и дружбы народов. В основном премии удостаиваются борцы с милитаризмом, участники международных организаций, правозащитники. Например, в 2011 году премию вручили Лейме Роберте Гбови, Тавакуль Карман и Элен Джонсон-Серлиф «за полноправное участие женщин в построении мира».

РОДИНА
Родина - синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность. В России Родина является главной ценностью: ее защищают, за нее борются. Кстати, по-китайски «родина» - это цзу-го, то есть страна предков, цзя-сян - отчий дом, а гу-сян - родное место. Интересно, что китаец, переменивший место жительства, числится по месту происхождения, то есть человек считается шанхайцем, даже если он родился в Пекине в третьем поколении выходцев из Шанхая.

НЕЗАВИСИМОСТЬ
Во все времена многие государства сражались за свою независимость и свободу. И самым популярным праздником в этих странах является День независимости. Например, День независимости Бразилии празднуется 7 сентября, Греции - 25 марта, Финляндии - 6 декабря, Швеции - 6 июня. Этот праздник считается одним из главных в США. Вся страна с большим размахом ежегодно отмечает его 4 июля. Кстати, в 2011 году американцы потратили на празднование главного национального праздника около 2,8 миллиардов долларов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальной Федерацией розничной торговли США.

СЕМЬЯ
История жизни каждого человека - это, прежде всего, история его семьи. Нет связи более крепкой, чем семейные узы. Нет чувства более сильного и искреннего, чем родительская любовь. Теплота семейных отношений во все времена делала человека добрее, заботливее и терпимее к окружающим. Интересно, что самая многочисленная семья в мире живет в Индии в деревушке Бактванг. Она состоит из 181 человека. У 67-летнего Зиона Чана 39 жен, 94 ребенка, 33 внука и 14 невесток.

ПРАВДА
Ее никто не видел, ее нельзя потрогать… Хотя ее часто ищут, еще чаще ждут (в основном от других), иногда ее бывает мало, иногда она бывает частичной, ее можно выдать, ею можно колоть глаза. Она не горит в огне и не тонет в воде - правда.Кто-то любит ее, а кто-то боится. Но никто не будет спорить, что правда бесценна. А фильм «Цена правды» рассказывает о том, сколько нужно заплатить за то, чтобы узнать правду.

ЧЕЛОВЕК
Человек - это не только высшая ценность, признанная во всем мире, но и собрание множества интересных фактов. Например, человек является единственным представителем животного мира, который способен рисовать прямые линии. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира вместе взятые. Кроме того, в теле взрослого человека около 75 километров нервов.
Опубликовано


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top