Алфавит флажками. Флажный семафор (семафорная азбука). Русская семафорная азбука

Алфавит флажками. Флажный семафор (семафорная азбука). Русская семафорная азбука
  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

Во второй половине ХIХ века на флоте была введена особая должность - сигнальщик. А в конце ХIХ века изобретена сигнальная азбука вице-адмиралом С.О.Макаровым, которая нужна была для передачи сообщений на расстоянии между проходящими мимо кораблями, а также на сушу.

Русская семафорная азбука

Каждая буква русского алфавита закодирована особым положением рук с флажками. Русская семафорная азбука включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Следующие знаки передаются одинаково:
е, ё, э;
и, й;
ъ, ь.

В азбуке нет цифр и знаков препинания. Они передаются по буквам, например, цифра «3» - «три».

В светлое время суток используются флажки с темной тканью, а в темное - со светлой тканью. Если флажки отсутствуют, то сообщение передается бескозырками. Дальность передачи такого сообщения около 3 км, а при использовании бинокля еще больше.

Хороший специалист-сигнальщик за минуту может передать от 60 до 80 знаков, но этот показатель в редких случаях может достигать до 110.

Отмена семафорной азбуки в ВМФ России

В наше время к семафорной азбуке начал пропадать интерес, так как новые средства сигналов оказались лучше и не такие затратные по времени. С 1 декабря 2011 года «Флажное сигналопроизводство» исключено из учебной программы младших специалистов связи МВФ, но оно преподается в военно-морских училищах в качестве ознакомления. Вместо семафорной азбуки на флоте оставили световую сигнализацию с помощью прожектора и азбуки Морзе, а также радиосвязь. Они сегодня больше распространены для связи между кораблями. Но, по мнению опытных капитанов, семафорную азбуку необходимо знать, так как могут быть экстренные случаи, когда она просто незаменима, поэтому не исключено ее возвращение.

Международная семафорная азбука

Данная флажковая система применяется за границей с некоторыми особенностями.

Программа курса c емафорная азбука для летней практики в кадетской школе 1-4 класс.

Кол-во

часов

Введение: « Что такое семафорная азбука и где ее применяют»

Учащиеся познают основы семафорной азбуки, для чего и где она применяется. А так же изготовляют сами себе флажки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение первой и второй группы букв»

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение третьей группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение четвертой группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Итоговое показательное выступление

Отчетное занятие по приобретенным навыкам семафорной азбуки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Курс семафорная азбука для начальной школы

Тема занятия

Кол-во часов

Значение «Семафорная азбука»

Изучение первой и второй группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение четвертой группы букв

Показательное выступление

Итого

РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;

Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;

Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.

Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.

На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.

1 ЗАНЯТИЕ.

ВВДЕНИЕ.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.

Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.

Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.

Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.

Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.

Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,

причём парам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.

О Г С - изображаются левой рукой.

Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.

НОГА

ВАТА

СЕТТИ

ВЕСНА

ВИЙ

ТЕНЬ

НЕГА

ГОТИС

СУЕТА

ВЕС

ЕСТЬ

НИВА

ВАЙГА

АГОНА

ГИГ

ГИГА

СНОС

НЕТТО

ВАНГА

ВЕС

НАСТ

ВАГА

ВЕСТИ

СОСУН

ВИВ

ГОУТ

ВИНТ

ГАВАНЬ

НАВЕСЬ

ОГОН

НИВА

ЕСТЬ

ОГОНЬ

НАГОН

ОВНА

СВАИ

НАСОС

НАСОС

ОГНИВО

НИТЬ

ОГНИ

АГЕНТ

ВАТАГА

ОСТОВ

СНОУ

СНАГ

СНАСТЬ

СОСНА

НАЙТОВ

ОСЕНЬ

СЕНО

ГОСТЬ

СЕЛЬ

ТАЙГА

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.

2 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.

Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы

Ц - Ч Ш - Щ

К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.

ЛЕТО

ГОРА

ТЕАТР

ШТОПОР

РОГ

ЗИМА

ЗОНТ

ЗВЕРЬ

РЕМЕНЬ

НОС

ПЛОТ

СТОЛ

СТВОР

СРЕЗ

ГУЛ

МОРЕ

МАМА

ОТЕЦ

СПОНСОР

ШПОР

СЛИП

ПРОА

ТРАЛ

ВЕРФЬ

ГУАРИ

ЛАТ

ПИРС

ВОРСТ

ИОЛ

РЕЙ

ШТАГ

ПЛОТ

ТРАП

ТОП

МАРС

ГАЛС

НИРАЛ

ПОНТО

ЛАГ

ЛИНЬ

ПЕРТЫ

СТРОП

ФАЛ

ШПУНТ

РЕПРИЗ

РЕМУ

РЕЛЕ

РЕМЕНЬ

РЕЛИНШ

СТОПОР

ВЕРП

СПЛАВ

МОРОЗ

МОЛОТ

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.

Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.

Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.

3 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Б - Д, Х - К, Ю – Я

Повторение показа.

Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.

Чтение слов.

БОЛЬ

ШЛЮП

ДРОБЬ

БУХТА

ДОМ

ХРЕН

КЛОТ

КАЮТА

СКАФО

ДАУ

ШКОТ

КРОТ

КРЮК

ЯКОРЬ

КОФ

РУКА

РУМБ

ДОБРО

БЛИНД

КУБ

БУЛЬБ

ШНЯК

ГУКЕР

ДИКАРЬ

ЮЛА

ЯХТА

КЛЮЗ

ЯГОДА

КРУЖКА

КЕЧ

ТРЮМ

ДРЕК

КОРМА

ЛЮБОВЬ

ЯМБ

ШТЫК

КАДЕТ

ЛЮГЕР

КУБРИК

ГИК

БРЮК

БОНЕТ

КАТЕР

РЯБИНА

ХЕК

ЧИКС

ХОЛОД

ДРАКА

ДЯГЕЛЬ

Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.

Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.

Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.

В начале XIX века во Франции был изобретен особый способ передачи информации с корабля на сушу, так называемая семафорная азбука. На мачте поднимали несколько перекладин и путем их перемещения складывали буквы, а затем слова. "Семафор" в переводе с греческого означает "знак несущий". Почти два века данная система знаков активно использовалась по всему миру. Позже ее сменили радиосвязь и азбука Морзе. Сегодня флажковую связь на флоте практически не используют.

Семафорная азбука в России

В России появление семафорной азбуки связано с именем вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. В конце XIX века он разработал систему передачи русских букв при помощи флажков. Русская семафорная азбука состоит из двадцати девяти буквенных символов, к которым в случае необходимости могут добавляться и три служебных символа. Все цифры и знаки препинания передаются по буквам, так как она не имеет отдельного обозначения для цифр или знаков.

Каждая буква или служебный знак - это установленное положение рук с флажками. Иногда, если отсутствуют флажки, передачу сигналов производят с помощью бескозырок. Считается, что матрос, хорошо обученный азбуке флажков, может отчетливо воспроизводить 60-80 букв или знаков в минуту. Вечером или ночью ипользуют флажки ярких и светлых цветов, например желтого или белого. В светлое время суток - черные или красные. В настоящее время обучение семафорной азбуке проводится только на специальных курсах. Ведь на смену флажкам пришли прожектора с азбукой Морзе и радиосвязь.

Семафорная азбука за рубежом

В XVII веке в Англии для передачи информации на расстоянии применялись картинки. Семафорная азбука в современном виде была создана во Франции лишь спустя два столетия. Флажковая система, которая используется за рубежом, немного схожа с российской. Она также использует флажки для обозначения букв, из которых складываются слова и предложения. Но есть между ними и некоторые отличия. Первое заключается в том, что флажки используются не одноцветные, как обычно в России, а цветные, с различным сочетанием цветов и символов. Каждый такой флажок - это отдельно взятая буква. То есть можно вывешивать флажки в определенном порядке, составляя из них слова и предложения. За основу взят латинский алфавит. Еще одно отличие заключается в том, что западная семафорная азбука имеет специальные обозначения и для цифр. При этом допускается способ передачи информации и двумя флажками.

Систематизация языка флажков

Ввиду того, что способ передачи информации с помощью семафора был признан очень успешным, появилась необходимость упорядочить все сигналы. В XIX веке увеличилось количество судов, многие страны обзавелись собственным флотом, поэтому возникла необходимость в создании единого морского языка для общения на расстоянии. В 1857 году был разработан Свод сигналов, где были обозначены международные флаги, их цвета и значение. В него вошли восемнадцать основных флагов, постоянно используемых на флоте. Изначально в разработке этого свода принимали участие четыре морских державы: США, Канада, Франция и Британия. В 1901 году все государства, имеющие военный и торговый флот, утвердили этот документ к использованию. Считается, что с этого момента морская семафорная азбука была принята и зарегистрирована официально как единая система общения.

В 1931 году Свод сигналов претерпевает небольшие изменения. Ввиду того, что все активнее стали использоваться радиосвязь и прожекторы для передачи информации при помощи азбуки Морзе, часть флажков убрали, а для остальных изменили значение. В 1969 году был сделан перевод флажковых сигналов не только на латиницу, но и на кириллицу. Система стала действительно международной и понятной для мореплавателей практически в любой точке планеты.

Флаги и их значение

На данный момент Международный свод сигналов состоит из трех блоков. В первый входят двадцать шесть флажков, которые обозначают исключительно буквы. За основу взят, естественно, латинский алфавит. Второй содержит десять флажков для обозначения цифр от нуля до девяти. В последнем блоке три заменяющих флажка. Они используются в исключительных случаях: если на судне только один комплект флагов и возможности вывесить, например, повторяющиеся буквы в слове, нет. На помощь приходят заменяющие.

После распада система флажковых сигналов в России и в странах СНГ почти не изменилась.

Использование семафорной азбуки в наши дни

С появлением радиосвязи и электричества флажковая система сигналов постепенно утратила свою актуальность и на данный момент практически не применяется. Но почти в каждой стране на случай критической ситуации на судне находится матрос, умеющий передавать информацию при помощи флажков. Также семафорная азбука активно используется на парадах и во время показательных выступлений. Теперь это скорее дань традиции, чем средство общения на расстоянии.

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице адмирал Степан Осипович Макаров. Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных и 3 служебных знака. Она не… … Википедия

В Викисловаре есть статья «азбука» Азбука (от аз и буки) то же, что алфавит, чаще всего исп … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Азбука. Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе … Википедия

Азбука семафорная - условное обозначение букв и служебных знаков, изображаемое различным положением рук с семафорными флажками. Применяется для связи кораблей между собой на ходу и стоянке, а также с береговыми постами … Словарь военных терминов

Радист передаёт сигнал при помощи азбуки морзе Азбука Морзе Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка» способ кодирования букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов при помощи длинных и коротких сигналов, так называемых « … Википедия

- (или шифр Полибия, квадрат Полибия) способ кодирования букв алфавита, с целью его приведения к виду, удобному для передачи по каналу связи (через стенку). Нередко в таблице использовался естественный порядок расположения букв алфавита,… … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Абур / Древнепермская письменность Тип: консонантно вокалическое Языки: коми Территория: Пермский край Создатель: св. Стефан Пермский … Википедия

Греческий алфавит Тип: консонантно вокалическое Языки: греческий Дата создания: около VIII века до н.э. Период: до настоящего времени … Википедия

Книги

  • Справочник по иностранным флотам , . Основные тактико-технические данные, фотографии и силуэты военных кораблей, судов, самолетов и вертолетов морской авиации, а также некоторых образцов ракет, реактивных бомбометов, мин, торпед…
  • Основы классической криптологии. Секреты шифров и кодов , Адаменко Михаил Васильевич. Предлагаемая книга посвящена вопросам, касающимся истории появления и развития шифров и кодов, а также основам криптографии, криптоанализа и криптологии. Особое внимание уделено особенностям…

Самое обсуждаемое
Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения


top