Война унесла миллионы человеческих жизней. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Информационная война: все методы хороши

Война унесла миллионы человеческих жизней. Двадцать семь миллионов человеческих жизней унесла война. Информационная война: все методы хороши

По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным.

Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали всё это партизанам, конечно, они серьёзно рисковали. Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым он был в Белоруссии.

В частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами и командирами нередко воевали подростки 13-15 лет. В основном это были дети, лишившиеся своих родителей, в большинстве случаев убитых или угнанных немцами в Германию. Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д.

Кроме этого, немцы в тылу совсем не стеснялись, и со всей жестокостью расправлялись с детьми. "...Часто из-за развлечений группа немцев на отдыхе устраивала себе разрядку: бросали кусок хлеба, дети бежали к нему, а вслед им автоматные очереди. Сколько детей погибло из-за таких забав немцев по всей стране! Опухшие от голода дети могли что-то взять, не смысля, съестное у немца, и тут же очередь из автомата. И наелся ребенок навек!" (Солохина Н.Я., Калужская область, г. Людиново, из статьи «Мы родом не из детства», «Мир новостей», №27, 2010, с. 26).
Поэтому, проходящие по этим местам части Красной Армии чутко относились к таким ребятам и часто забирали их с собой. Сыны полков – дети военных лет воевали против немецких оккупантов наравне со взрослыми. Маршал Баграмян вспоминал, что смелость, отвага подростков, их изобретательность в выполнении заданий поражали даже старых и опытных солдат.

"Федя Самодуров. Феде 14 лет, он воспитанник мотострелковой части, которой командует гвардии капитан А. Чернавин. Подобран был Федя на своей родине, в разрушенном селе Воронежской области. Вместе с частью участвовал в боях за Тернополь, с пулемётным расчётом вышибал немцев из города. Когда почти весь расчёт погиб, подросток вместе с уцелевшим бойцом взялся за пулемёт, долго и упорно отстреливаясь, задержал врага. Федя был награждён медалью «За отвагу».
Ваня Козлов. Ване 13 лет, он остался без родных и уже второй год находится в мотострелковой части. На фронте он доставляет пищу, газеты и письма бойцам в самых сложных условиях.
Петя Зуб. Не менее трудную специальность избрал себе Петя Зуб. Он давно решил стать разведчиком. Родители его убиты, и он знает, как можно рассчитаться с проклятым немцем. Вместе с опытными разведчиками добирается до врага, сообщает по радио его местонахождение, и артиллерия по их указке даёт огонь, сокрушая фашистов". («Аргументы и факты», №25, 2010, с. 42).


Воспитанник 63-й гвардейской танковой бригады Анатолий Якушин за спасение жизни командира бригады получил орден Красной Звезды. Примеров героического поведения детей и подростков на фронте существует достаточно много…

Таких ребят во время войны погибло и пропало без вести очень много. В повести Владимира Богомолова «Иван» можно прочитать о судьбе юного разведчика. Родом Ваня был из Гомеля. В войну погибли его отец и сестрёнка. Мальчику пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце – в лагере смерти. Массовые расстрелы, жестокое обращение с населением вызывали и у детей огромное желание мстить. Попадая в гестапо, подростки проявляли удивительные мужество и стойкость. Вот как описывает автор гибель героя повести: "...21 декабря сего года в расположении 23-го армейского корпуса, в запретной зоне близ железной дороги, чином вспомогательной полиции Ефимом Титковым был замечен и после двухчасового наблюдения задержан русский, школьник 10 – 12 лет, лежавший в снегу и наблюдавший за движением эшелонов на участке Калинковичи – Клинск... На допросах держался вызывающе: не скрывал своего враждебного отношения к немецкой армии и Германской империи. В соответствии с директивой Верховного командования вооруженными силами от 11 ноября 1942 года расстрелян 25.12.43 г. в 6.55".

Девочки тоже активно участвовали в подпольной и партизанской борьбе на оккупированной территории. Пятнадцатилетняя Зина Портнова приехала из Ленинграда к родственникам в 1941 г. на летние каникулы в деревню Зуй Витебской области. Во время войны стала активным участником Обольской антифашистской подпольную молодёжной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Участвовала в других диверсиях, распространяла листовки среди населения, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 г., возвращаясь с задания, она была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена, зверски замучена и 13 января 1944 г. расстреляна в тюрьме г. Полоцка.


А шестнадцатилетняя школьница Оля Демеш со своей младшей сестрой Лидой на станции Орша в Белоруссии по заданию командира партизанской бригады С. Жулина взрывали с помощью магнитных мин цистерны с горючим. Конечно, девчонки привлекали к себе куда меньше внимания немецкой охраны и полицаев, чем мальчики-подростки или взрослые мужчины. Но ведь девочкам впору в куклы было играть, а они сражались с солдатами вермахта!

Тринадцатилетняя Лида часто брала корзину или сумку и уходила на железнодорожные пути собирать уголь, добывая разведданные о немецких военных эшелонах. Если ее останавливали часовые, она объясняла, что собирает уголь, чтобы отапливать комнату, в которой живут немцы. Маму Оли и младшую сестрёнку Лиду фашисты схватили и расстреляли, а Оля продолжала бесстрашно выполнять задания партизан. За голову юной партизанки Оли Демеш фашисты обещали щедрую награду – землю, корову и 10 тысяч марок. Копии ее фотографии были розданы и разосланы всем патрульным службам, полицаям, старостам и тайным агентам. Захватить и доставить ее живьем – таков был приказ! Но поймать девочку не удалось. Ольга уничтожила 20 немецких солдат и офицеров, пустила под откос 7 вражеских эшелонов, вела разведку, участвовала в «рельсовой войне», в уничтожении немецких карательных подразделений.

С первых дней войны у детей было огромное желание хоть чем-нибудь помочь фронту. В тылу дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: участвовали в противовоздушной обороне – дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, собирали черный и цветной металлолом, лекарственные растения, участвовали в сборе вещей для Красной Армии, работали на воскресниках.

Сутками трудились ребята на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт братьев и отцов. Дети трудились и на оборонных предприятиях: делали взрыватели к минам, запалы к ручным гранатам, дымовые шашки, цветные сигнальные ракеты, собирали противогазы. Работали в сельском хозяйстве, выращивали овощи для госпиталей. В школьных пошивочных мастерских пионеры шили для армии белье, гимнастерки. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака. Ребята помогали раненым в госпиталях, писали под их диктовку письма родным, ставили для раненых спектакли, устраивали концерты, вызывая улыбку у измученных войной взрослых мужчин. Об одном таком концерте есть трогательное стихотворение у Е. Евтушенко:

"В палате выключили радио...
И кто-то гладил мне вихор.
В Зиминским госпитале раненым
Давал концерт наш детский хор..."

А тем временем голод, холод, болезни в два счета расправлялись с хрупкими маленькими жизнями.
Ряд объективных причин: уход учителей в армию, эвакуация населения из западных районов в восточные, включение учащихся в трудовую деятельность в связи с уходом на войну кормильцев семьи, передача многих школ под госпитали и др., помешали развёртыванию в СССР во время войны всеобщего семилетного обязательного обучения, начатого в 30-е годы. В оставшихся учебных заведениях обучение велось в две-три, а иногда и четыре смены. При этом дети вынуждены были сами запасать дрова для котельных. Учебников не было, а из-за нехватки бумаги писали на старых газетах между строчками. Тем не менее, открывались и новые школы, создавались дополнительные классы. Для эвакуированных детей создавались школы-интернаты. Для той молодежи, которая в начале войны оставила школу и была занята в промышленности или в сельском хозяйстве, в 1943 году были организованы школы рабочей и сельской молодежи.

В летописи Великой Отечественной войны до сих пор остаётся ещё много малоизвестных страниц, например, судьба детских садов. "Оказывается, в декабре 1941-го в осажденной Москве в бомбоубежищах работали детские сады. Когда враг был отброшен, они возобновили свою работу быстрее, чем многие вузы. К осени 1942 года в Москве открылись 258 садиков!


Более пятисот воспитателей и нянь осенью 1941-го рыли окопы на подступах к столице. Сотни работали на лесозаготовках. Воспитательницы, еще вчера водившие с детьми хоровод, сражались в московском ополчении. Под Можайском героически погибла воспитательница детскою сада Бауманского района Наташа Яновская. Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души – для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение". (Д. Шеваров «Мир новостей», №27, 2010, с. 27).

"Играйте же, дети
Растите на воле!
На то вам и красное
Детство дано"
, – писал Некрасов Н.А., но война лишила и детсадовцев «красного детства». Рано повзрослели и эти маленькие детишки, быстро разучившись шалить и капризничать. На детские утренники в садики приходили из госпиталей выздоравливающие бойцы. Раненые солдаты долго аплодировали маленьким артистам, улыбаясь сквозь слезы... Тепло детского праздника согревало израненные души фронтовиков, напоминало о доме, помогало вернуться с войны невредимыми. Ребята из детских садов и их воспитательницы тоже писали письма солдатам на фронт, посылали рисунки, подарки.

У детей изменились игры, появилась "…новая игра – в госпиталь. В больницу играли и раньше, но не так. Теперь раненые для них – реальные люди. А вот в войну играют реже, потому что никто не хочет быть фашистом. Эту роль у них выполняют деревья. В них стреляют снежками. Научились оказывать помощь пострадавшим – упавшим, ушибленным". Из письма мальчика фронтовику: "Мы раньше тоже часто играли в войну, а теперь гораздо реже – надоела война, скорее бы она кончилась, чтобы мы опять хорошо жили…" (Там же).

В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных детей. Советское государство, несмотря на тяжелое военное время, все же выполняло свои обязательства перед детьми, оставшимися без родителей. Для борьбы с безнадзорностью была организована и открыта сеть детских приемников и детских домов, организовано трудоустройство подростков. Многие семьи советских граждан стали брать к себе на воспитание детей-сирот, где они обрели себе новых родителей. К сожалению, далеко не все воспитатели и руководители детских учреждений отличались честностью и порядочностью. Вот некоторые примеры.


"Осенью 1942 г. в Починковском районе Горьковской области были пойманы одетые в лохмотья дети, воровавшие картофель и зерно с колхозных полей. Выяснилось, что «урожай собирали» воспитанники районного детского дома. И делали они это отнюдь не от хорошей жизни. При проведении дальнейшего расследования местные милиционеры раскрыли преступную группу, а, по сути, банду, состоявшую из сотрудников данного учреждения. Всего по делу были арестованы семь человек, в том числе директор детдома Новосельцев, бухгалтер Сдобнов, кладовщица Мухина и другие лица. При обысках у них были изъяты 14 детских пальто, семь костюмов, 30 метров сукна, 350 метров мануфактуры и другое незаконно присвоенное имущество, с большим трудом выделенное государством в это суровое военное время.

Следствие установило, что путем недодачи полагающейся нормы хлеба и продуктов указанные преступники только в течение 1942 г. расхитили семь тонн хлеба, полтонны мяса, 380 кг сахара, 180 кг печенья, 106 кг рыбы, 121 кг меда и т.д. Все эти дефицитные продукты работники детдома распродавали на рынке либо просто сами проедали. Только один товарищ Новосельцев ежедневно получал на себя и членов своей семьи пятнадцать порций завтраков и обедов. За счет воспитанников неплохо питался и остальной обслуживающий персонал. Детей же кормили «блюдами», приготовленными из гнилья и овощей, ссылаясь при этом на плохое снабжение. За весь 1942 г. им лишь один раз выдали по одной конфетке к 25-й годовщине Октябрьской революции… И что самое удивительное, директор детдома Новосельцев в том же 1942 г. получил от наркомата просвещения почетную грамоту за отличную воспитательную работу. Все эти фашисты заслуженно были приговорены к длительным срокам заключения". (Зефиров М.В., Дектярёв Д.М. «Всё для фронта? Как на самом деле ковалась победа», с. 388-391).

"Аналогичные случаи преступлений и невыполнения педагогическими работниками своих обязанностей выявлялись и в других регионах. Так, в ноябре 1942 г. в Саратовский городской комитет обороны было направлено специальное сообщение о тяжелом материально-бытовом положении воспитанников детских домов… Интернаты отапливаются плохо или вообще находятся без топлива, теплой одеждой и обувью дети не обеспечены, в результате несоблюдения элементарных социально-гигиенических правил наблюдаются инфекционные заболевания. Воспитательная работа запущена… В интернате в селе Нестерове в некоторые дни дети вовсе не получали хлеба, словно проживали не в тыловой Саратовской области, а в блокадном Ленинграде. Учеба из-за отсутствия учителей и нехватки помещений была давно заброшена. В интернатах Ровенского района, в селе Волкове и других, дети также по нескольку дней вообще не получали хлеба". (Там же с. 391-392).

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая...» За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами… И никакое время не сможет вылечить раны от войны, тем более детские. «Эти годы, что были когда-то, горечь детства забыть не дает…»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

краткое содержание других презентаций

«Ход Великой Отечественной войны» - Гитлер не смог захватить Сталинград. Гко. Переход к стратегической обороне. Автограф Гитлера: Из воспоминаний участника боев. Документы и материалы: Оставило и техническое обеспечение – наличие танковых и воздушных армий, артиллерийских резервов. И. В. Сталин. Районные Советы. Генеральный штаб РККА. Контрнаступление Красной Армии. Уполномоченные ГКО. Начало войны. Враг стремился уничтожить штабы, узлы связи, железнодорожные коммуникации, мосты.

«Великие битвы великой войны» - Город - герой. На фото венчающая мемориал 85-метровая скульптура «Родина-Мать зовет». Во имя живущих – Победа! Парад Победы. Во имя грядущих – Победа! Великая Отечественная война 1941 - 1945. Оборона Брестской крепости. Уличные бои в Сталинграде. 12 июля в районе Прохоровки произошел крупнейший в истории встречный танковый бой. 30 июня был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО). Во имя Отчизны – Победа!

«Великая Отечественная война» - Освободительная война. Летне-весенняя кампания. Фашистская Германия. Летне-осенняя кампания. Потери. Наступательные действия. Советские войска. Основные события летне-осенней кампании. Немцы открыли церкви. Договорённость о формировании в СССР армии. Наиболее крупные сражения. Зимне-весенняя кампания. Финляндия. Война Советского Союза против нацистской Германии. Ялтинская конференция. Контрнаступление под Москвой.

«История ВОВ» - Подготовка к войне с СССР. Для нападения на СССР было создано три группы армий. Южное направление. Великая Отечественная война. Командующий Ф.И. Кузнецов. Оказался в блокаде Ленинград. Блицкриг. Стратегических целей, намеченных Германией по плану «Барбаросса», достичь не удалось. Группа армий «Центр». Центральное направление. С середины июня были отменены отпуска личному составу. В результате приграничных сражений вермахт нанёс тяжелое поражение Красной армии.

Гитлеровцы планировали промаршировать по Москве в парадном строю. Под водой на танках. По улицам с позором. Море огня упало с неба. Девять в одном бою. Угрозы и прогнозы. Пилот «мессера» выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Стальные ежи. На машину Горовца напали немецкие истребители. Коктейль Молотова. В «молниеносную войну» в 1941 году верил не только Гитлер. Строка в истории.

«Коротко о войне 1941-1945» - Зина Портнова. Шла священная война против фашизма. Люди. Поколение победителей. Лёня Голиков. Гавриил Епифанович Собянин. Враг разбит. Салют Победы. Оборона Севастополя. Великая Отечественная война. Чупров Александр Емельянович. 13 городов были удостоены почетного звания «город-герой». Брестская крепость. Блокада Ленинграда. Люди Земли. Сколько было безымянных героев. Собянин погиб смертью храбрых.

Великая Отечественная война никогда не перестанет волновать людей, терзая старые раны. Мы не хотим войны, но ведь её не хотели и те, кто погиб тогда, не думая о том, что не увидит больше ни солнца, ни детей, ни своего дома.

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Моя семья не исключение. Мой прадед прошёл всю войну. Он воевал за Родину, за нас, за то, чтобы все мы жили в мире, за спокойную дорогу в школу, за моих друзей и радость общения с близкими людьми. К сожалению, моего прадеда давно нет в живых. В нашей семье редко говорили о войне, наверное, слишком тяжелы были воспоминания о ней. Но я бесконечно благодарна прадеду и всем защитникам нашей Родины.

Спасибо им за то, что они не щадили свои жизни, сражаясь с фашистами. Спасибо женщинам, старикам и детям, которые стояли у станка и повторяли бессмертную фразу: «Всё для фронта, всё для Победы!». Спасибо тем, кто, пройдя через страшное испытание пленом, шёл освобождать захваченные города. Спасибо вам, что теряя близких, не сдавались, не опускали рук; за то, что в ваших глазах горел, горит и будет гореть огонь, огонь надежды.

Мы, молодое поколение, должны научиться ценить мирную жизнь, ведь именно за неё бились на войне наши деды и прадеды. Вечный огонь Победы не должен потухнуть в наших сердцах!

Много страдала наша земля от иноземцев. Кто только не нападал на неё: татаро-монголы, шведы, французы. Но наш народ выстоял!

Слёзы и горе пришли в каждый дом, наступило тяжёлое военное время. Борьба с фашистами шла везде: в небе, на земле, на море. Какие муки пришлось перенести нашему народу: холод, голод, пытки, издевательства! Но люди, совершая свои ежедневные подвиги, выстояли! Они прошли свой путь от жизни к смерти и к бессмертию.

Мой прадедушка, Трофимов Василий Григорьевич, ушёл на фронт в 1941 году. Из Рязани эшелоны отправлялись прямо в бой. Прадед воевал в танковых войсках, дошёл до Кёнигсберга. Был обстрелян, горел в танке, получил контузию, долго лечился в госпитале. После войны вернулся в родное село - и снова на войну, с японцами. Вот таким был мой прадед! И если я встречу ветерана войны, обязательно скажу ему: «Спасибо Вам за чистое небо над головой! Если бы не Вы, нас бы не было на свете!»

Великая Отечественная война оставила свой след в каждой семье. Истории о ней передаются от старших к младшим, живущим сейчас, в наше мирное время.

Я знаю о войне из кинофильмов, книг, рассказов ветеранов. Нас учат тому, что Родина – это святое слово для каждого человека. В тяжкие для нашей страны времена весь советский народ объединился и защищал свою Родину до последней капли крови.

Мой прадедушка в начале сентября 1941 года ушёл на фронт. Его звали Муродов Мамашариф. Ему тогда было 17 лет. Он воевал под Сталинградом, освобождал Белоруссию, Украину и Польшу. День победы встретил в Берлине. Прадед прошел всю войну, домой вернулся без ноги.

К сожалению, я его никогда не видел, но мне кажется, что он был очень добрым и сильным.

Дорогие ветераны, спасибо вам за то, что бесстрашно сражались за Родину, близких, за наше будущее. Мирное небо над головой – это ваша заслуга. Вы достойны самых высоких слов и добрых пожеланий. Здоровья вам, счастья и долголетия!

Я тоже буду служить в армии и постараюсь стать хорошим солдатом, настоящим защитником своей Родины!

72 года прошло с того дня, когда весь мир услышал долгожданное слово «Победа!»

9-ое мая. Добрый девятый майский день. В это время, когда оживает вся природа, мы ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И вместе с этим ощущением приходит понимание, что жизнью мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал и выживал в тех адских условиях. Тем, кто, не щадя себя, работал в тылу, тем, кто погиб при бомбежках городов и сел, тем, чья жизнь мучительно оборвалась в фашистских концлагерях.

В День Победы мы соберемся у вечного огня, возложим цветы, вспомним, благодаря кому мы живем. Помолчим и в который раз скажем им «Спасибо!». Спасибо за нашу мирную жизнь!

А в глазах тех, чьи морщинки хранят ужасы войны, помнят осколки и раны, читается вопрос «Сохраните ли вы то, за что мы проливали кровь в те страшные годы, будете ли помнить о настоящей цене Победы?»

У нашего поколения меньше возможности увидеть живых участников боев, услышать их рассказы о том тяжелом времени. Поэтому так дороги мне встречи с ветеранами. Когда вы, герои войны, вспоминаете о том, как отстояли, защитили Родину, каждое ваше слово отпечатывается в моем сердце. Для того чтобы передать грядущему поколению услышанное, сохранить благодарную память о великом подвиге народа-победителя, чтобы сколько бы лет ни прошло со дня окончания войны, помнили и чтили завоевавших для нас мир.

Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Свой долг перед вечно живыми солдатами Великой Отечественной войны, перед вами, ветераны, перед светлой памятью павших я вижу в том, чтобы прожить свою жизнь честно и достойно, чтобы своими делами крепить могущество Родины.

Вся страна готовится к празднованию 70-летия Великой Победы. Готовится и наша школа. На уроке литературы нам предложили написать сочинение на тему: «Что бы я сказала герою-освободителю».

О войне я знаю только из книг, из фильмов, из истории. Но я уверена, что никакие художественные произведения не смогут передать всего того, что пережили солдаты за те далекие годы войны ради нашего будущего. 9 Мая вот уже на протяжении многих лет проходит парад Победы, на котором можно увидеть сильно поредевшие ряды ветеранов.

Я родилась под мирным небом, никогда не слышала воя бомб или грохота канонады. Великая Отечественная… Что я знаю об этой страшной войне? Я знаю, что она была очень долгой и тяжелой, что погибло много людей. Больше 20 миллионов! Наши солдаты были храбрыми и очень часто поступали как настоящие герои.

Слушая рассказы ветеранов, я не могла остаться равнодушной к подвигу простых солдат, которые прошли эту страшную войну, которых ничто не могло сломить, ничто не заставило дрогнуть, предать, отступить.

Сейчас совсем другое время по сравнению с временами Великой Отечественной войны. Мое поколение взрослеет поздно, но оно знает и помнит, какой ценой завоевано счастье. Забыть прошлое – значит предать память о тех, кто отдал жизнь и сражался за наше будущее.

Дорогой солдат! Мне так хочется рассказать тебе о том, как хорошо, спокойно жить в мире без войны. Мир без войны – это моя мама, братья, сестра, друзья, родные. Мир без войны – это радостная трель школьного звонка, это завтрашний день и моё будущее. Мир без войны прекрасен. Он весь в цветах – розовых, небесных, желтых, зеленых. Я буду радоваться первому подснежнику, радуге после дождя, щебечущим птицам и ярко-зеленым листьям деревьев.

Спасибо тебе, солдат, за мир без войны! Спасибо за то, что ты отстоял нашу землю! Низкий поклон тебе, солдат!

В 2015 году мы отмечаем великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Из поколения в поколение передается память о мужестве, подвиге наших отцов, дедов и прадедов, гордость за великую победу и боль невосполнимых утрат.

Эта война унесла миллионы человеческих жизней, и мы всегда должны помнить о тех, кого нет рядом с нами. Каждую семью в России, так или иначе, коснулась война: у кого-то на ней погиб дед, у кого-то прадед, но благодаря их подвигу мы все получили возможность счастливо и свободно жить.

Наши воины-победители шли в бой по зову сердца, чтобы отстоять независимость нашей Отчизны, чтобы мы могли свободно жить под мирным небом. И сегодня все мы приносим самые искренние слова благодарности нашим дорогим ветеранам, тем, кто принимал участие в сражениях, кто трудился для фронта, кто прошел партизанскими тропами. Мы помним наших ровесников, отличившихся в годы Великой Отечественной Войны. Четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза – Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и Лёня Голиков.

Сейчас идет весна 2015 года. Скоро 9 мая. Вся страна будет отмечать этот Великий Праздник, День Победы. Я с удовольствием и с большой гордостью пойду на парад, посвящённый Дню Победы. Я не хочу, чтобы была война на земле. Ведь лучше жить в мире и согласии.

Мы помним ваш великий подвиг, ценим его, и это уважение к воинам-победителям пронесем через время. Мы должны быть достойными памяти воинов-победителей и передавать ее из поколения в поколение. Вечная память тем, кто не вернулся с полей сражений, низкий поклон и благодарность всем ветеранам! Слава воинам-победителям за Победу, за май 1945!

70 лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остается ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне, но как можно забыть тот ужас, который пережили наши близкие?

Мой прадедушка – участник войны. Будучи молодым, он испытал все ужасы Великой Отечественной. Он был молод, ему страшно было умирать, но он смог выстоять и донести правду этой войны.

Когда я была маленькой, то очень любила день накануне 9 мая. В этот вечер прадед очень волновался, а прабабушка тщательно готовила парадный китель прадедушки к предстоящему празднику. В доме была приподнятая радостная атмосфера ожидания праздника. Однажды, уже поздно вечером, когда мы никак все не могли заснуть, я пришла к прадедушке и увидела, что он задумчиво смотрит на свои боевые ордена. Я знала, что он был на многих фронтах, и решилась спросить у него: «Дед, а тебе было страшно?» Мой прадедушка задумался и ответил: «Я мог бы сказать, что нет, но, поверь, умирать молодым так не хотелось. Хотелось дожить до Победы, увидеть поверженного врага, которого никто не звал на нашу землю».

Многим товарищам прадеда не суждено было вернуться. Однажды он и сам чуть не погиб.

В одном из боев прадедушка был контужен. Когда он очнулся, рядом на развороченной ударом земле лежали его погибшие товарищи. Над ним, расставив широко ноги и пристально глядя в лицо, стоял немец. Он посчитал, что все уже погибли и решил удостовериться в этом. Из нагрудного кармана гимнастерки прадеда был виден уголок фотографии. Фашист наклонился, держа пистолет наготове, взял в руки фотографию и замер, поразившись красотой девушки, изображенной на фотографии. Это был снимок невесты прадедушки, моей будущей прабабушки. Этих минут, во время которых фашист отвлекся, разглядывая фотографию, хватило, чтобы прадедушка вскочил на ноги и вступил в схватку с врагом. Вот так фотография спасла жизнь прадедушке. Он встретил окончание войны в Берлине, еще не раз заглядывая смерти в глаза.

Вернувшись с фронта, он женился на моей прабабушке, и они прожили долгую жизнь вместе. Их давно уже нет, но я помню, что именно мои родные люди, прошедшие через ад войны, сохранили в себе до конца своих дней доброту, сострадание и милосердие.

Уже много лет, накануне 9 Мая, я смотрю на фотографии своего прадеда, прабабушки и мысленно говорю им: «Спасибо Вам, мои родные! Спасибо Вам за то, что я есть, что я могу дышать, жить, дружить, горевать и радоваться. Спасибо всем ветеранам! И пусть Вас осталось очень мало, я хочу еще раз сказать: «Мы Вас помним и любим!»

Великая отечественная война для меня она, как и для многой молодежи, отголосок чего-то страшного, чего-то горестного, того, что никогда б не захотелось, что б это вновь случилось. Никогда ни кому не пожелаешь, чтоб это горе случилось вновь. Сколько слез, сколько бед принесла эта злая вещь, эта война, и как долго люди отходили от нее и забыто ли это, да и возможно даже предположить, что забудется она когда-то.

Фильм, книги, рассказы наших дедов и бабушек, все это навеки останется и в нашей памяти.
Война ворвалась неожиданно, незвано, в теплый день 22 июня утром 1941 года, когда все мирные жители спокойно спали и думали о завтрашнем дне, как об обычном. У всех были свои планы, свои мысли на это «завтра» и никто не думал, что для многих этот день так и не наступит. Прогремела война…

Она, жесткая и коварная, унесла за собой миллионы жизней, а те, кто остался, перенес много горя, страха и ужаса. Долгие годы люди не могли отойти от нее. Много деревень спалили, много полей и пастбищ растоптали…
И, хотя прошло уже много лет, больше семидесяти лет, а в памяти воинов войны навсегда остались отпечатки той страшной поры. Сколько благодаря им было освобождено сел и городов, сколько людей они сумели спасти. А слезы матерей? Те, которые ждали с войны своих детей? И те, кто не дождавшись, с ума от горя сходили, а те, кто видел и мог созерцать своего ребенка, пусть и раненого, пусть лишенных конечностей, но своего родного, любимого ребенка. Эти чувства не описать словами, не передать их на бумаге, это чувства маминых слез.

Нет такой семьи, чтоб война, так или иначе, не коснулась их. Многие мужчины ушли на фронт, многие работать на заводах, в больницах, делать все то, чтоб хоть как-то приближать конец этой подлой жесткой войне.

И мой дедушка участвовал в военных делах. В 1941 году служил в Белоруссии. До дембеля оставалось всего ничего - 2 месяца и началась война. Дедушка служил на передовой, возле него взорвалась немецкая бомба, которая оглушила его, и он потерял сознание. Очнулся в плену. Зима 1941-1942 была холодной. Дедушка, чтоб ноги обогреть решил от одеяла на портянки немного оторвать… Утром кто-то из своих доложил, что ночью одеяло кто-то рвал. Немцы стали у всех одеяла проверять. Увидели, что он. В наказание, чтоб неповадно было другим, деда на виселицу. На виселице дед потерял сознание, очнулся в машине. Немцы, чтоб не везти его обратно, перевезли в другой конец лагеря. Где за забором был лагерь с Поляками. Дед знал, что Польским немцам выдавали сигареты и начал ходить вдоль забора и говорить по-польски. Один из Поляков откликнулся. Они начали общаться и вечером тот на свой страх, и риск перебросил блок сигарет деду. Наутро наш дедушка записался к врачу, очень боялся, что врачом окажется немец. Но на его благо врач был русским. Дед не заметно в карман положил 50шт сигарет. Врач сказал, что дед серьезно болен и нужно его к хозяину. Немцы его записали. На оставшихся 50 штук сигарет дед смог купить фуфайку и обувь себе. Когда из лагеря выходил, боялся, что немцы при осмотре найдут обувь и фуфайку… Но на его благо немцев в тот момент, когда он выходил, куда-то позвали и его осматривал русский, который выпустил его. Через какое то количество метров дед переобулся - сопровождающие немцы были удивлены его вещам и похвалили деда. У хозяина была возможность, какое-то расстояние проходить без сопровождения, и дед, накопив продукты - сбежал от них. Попал в русский отряд. И оказавшись не далеко от хозяина в затишье между боями, сходил к хозяину поблагодарить о хорошем обращении. Хозяин сначала испугался приходу деда. Но потом вместе чай пили.

Сейчас все это кажется интересными захватывающими историями, но я помню лицо деда, когда он рассказывал их, и что при этом творилось с его душой…

Уже много лет просыпаемся мы и видим яркое солнце, мирное небо, не слышим взрывов бомб и свиста пуль. За это мы должны благодарить наших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек.

Война….Какое беспощадное и тяжелое время, которое уносит жизни многих ни в чем не повинных людей. Уже семьдесят лет прошло с тех пор, как раздались последние взрывы.

Война отозвалась огромной болью: нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. С огромной болью в душе мы вспоминаем тех, кто с мужеством шел на войну, защищая не только свою родину, но и семью. Именно из-за необходимости защищать дом, родных и близких рождается сила духа. Только человек, обладающей такой силой и стойкостью, способен преодолеть страх смерти во имя победы.

Когда я пытаюсь представить себя на месте молодых людей, выдержавших те испытания, поражаюсь: ведь это были вполне обычные люди, они не хотели умирать, им не хватало тепла, еды, а зачастую просто человеческих сил! Они были такие же, как мы! И они выстояли! Поэтому, я считаю, мы должны собрать по крупицам всю информацию о наших дедах, чтобы Книга истории Великой Отечественной войны была полной, чтобы никто и никогда не смел искажать правду о победе над фашизмом, чтобы мы, наши дети и внуки никогда не забывали, кому мы обязаны свободой и своей сохраненной от варваров Родиной!

Я очень хотела бы рассказать о прадедушке, который принимал участие в Великой Отечественной войне. Я часто спрашиваю свою бабушку об её отце, о том, как он воевал. Но на самом деле она мало, что может рассказать. Вспоминая, бабушка говорит, что в своё время почти не расспрашивала его об этом, и сегодня очень жалеет.

Да еще прадедушка не любил говорить о войне: слишком тяжелы были воспоминания. Бабушка вспоминает: «Дед начинал рассказывать, и глаза его наполняются слезами, все тело сжималось, и казалось, что он снова испытывал ту боль, которую когда-то принесла ему война». Я думаю, что невозможно передать словами, те эмоции, чувства и ощущения, которые испытывали люди на войне. Любой нормальный человек, оказавшись на войне, потом навсегда остается с душевной травмой. Попадая на войну, он вынужден убивать человека, потому что он - твой враг, он пришел с оружием на твою землю, в твой дом, он пришел грабить, насиловать и убивать. И страшно представить, что тогда творилась в душе человека.

Сегодня мы много вспоминаем и говорим о событиях войны, но на самом деле мы никогда не поймем и не почувствуем, каково это очутиться на грани жизни и смерти.

Мой прадед, родился 11 марта 1924 года в с.Бороздинка Челябинской области. Его семья была большая, у него было 4 брата и сестра, он был самый младший. В 1932 г. их семью репрессировали (раскулачили), так как жили они зажиточно, потому что работали всей семьей. Старшие братья были уже женаты и имели семьи. Их сослали в Сибирь. Мой прадед в 6 лет остался один, с семьей его не отправили. Он несколько лет скитался, просил милостыню, чтобы выжить.

Мне трудно представить и ощутить себя шестилетним ребенком, оставшимся без родителей и лишенным любви и детства. Ведь детство - это самая счастливая пора. Когда ты не заботишься ни о чем, ты знаешь, что мама и папа любят тебя, они рядом, всегда помогут. А прадедушка уже с шестилетнего возраста должен был стать взрослым, чтобы выжить. У него не осталось никого: ни мамы, ни папы, ни братьев. Он остался один. Весь мир, который был загадочным для ребенка, вдруг стал сложным, чужим и даже страшным. Видимо, уже с этого момента душа маленького ребенка страдала и испытывала ужасную боль. Но я думаю, что это помогло прадедушке выжить на войне. Именно тот закаленный характер помог справиться с тяжелыми военными буднями. Через некоторое время старшему брату прадедушки разрешили вернуться обратно, в село Бороздинка, и потом он уже жил с ними.


Прадед учился на 1 курсе железнодорожного техникума, когда началась война. Практически сразу он ушел на фронт. Ему тогда было 17 лет. Призывался он в Альменевский РВК, это в Курганской области Альменевском районе. Прежде чем отправить необстрелянных мальчишек на фронт, их полгода обучали на артиллериста. В Красной Армии прадедушка состоял с 20 августа 1942 года. В 1944 году прадедушка участвовал в освобождении Пскова. 3 апреля при форсировании стрелковыми батальонами реки под городом Псковом в должности командира семидесятишестимиллимитрового орудия, поддерживая пехоту огнем, он был ранен разрывной пулей в левую руку с переломом кости. Руку перевязали, и прадед продолжал оставаться в строю. И только через несколько месяцев он смог добраться до госпиталя, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь.

Вы только представьте, сколько нужно иметь силы воли, чтобы с тяжелым ранением продолжать сражаться на фронте. Прадедушка рассказывал, что не было тогда хороших госпиталей. Госпиталем была простая палатка, в которой на ветках лежали раненые. Врачей не хватало, медикаментов не было, многие умирали, раны гноились, в них появлялись черви. Но прадедушка вылечился и снова вернулся в строй, продолжал воевать вместе со своими однополчанами. Позднее прадедушка был ранен в ногу и в грудь. За период пребывания в подразделении он проявил себя смелым, дисциплинированным и ответственным бойцом. Он стал не только отличным артиллеристом, но и в короткий срок овладел специальностью линейщика. Был награжден орденом «Красная звезда». Всякое было за эти годы.

Однажды прадедушка рассказал удивительную историю. К ним был назначен командир, который не умел обращаться с солдатами и не дорожил их жизнями, был готов под любой огонь кинуть ребят на верную смерть, и сам погиб от своей неосторожности. Всякое бывало на войне, потому что перед лицом смерти обнажается все: и самые лучшие стороны людей, и самые темные. Нелегко давалась победа! Войну мой дед закончил в Праге, это про таких, как он поется в известной песне: «Пол-Европы прошагали» ….

Весь израненный, он возвращается к мирной жизни, но снова не отсиживается в стороне. В 1956 г. уехал поднимать целину в Казахстан. Женился, вырастил четырех детей. Из-за войны он не получил образования, работал до пенсии трактористом в Казахстане. Умер в 1988 году. Война - это не только безумное убийство людей и проявление жестокости. На войне также надо быть профессионалом, чтобы беречь жизни своих солдат, принимать взвешенные решения, потому что слишком дорогая цена - чьи-то человеческие жизни, свобода.

Я не могу представить, какое мужество имел каждый из солдат, находясь в шаге от смерти. Герои войны…Мы так привыкли к этим словам…А вот когда ты понимаешь, что эти герои - чьи-то бабушки, дедушки, что они просто люди, начинаешь по-иному осознавать смысл слова «герой». Они видели смерть, кровь… Много крови…Им приходилось самим убивать а это ранит душу любого. Более того, память о войне навсегда останется жить в сердцах тех, кто был там, в окопах, на поле боя, на передовой. Поэтому у них удивительные глаза: в них словно застыл огонь войны, даже когда они улыбаются, чувствуется какая-то боль. Но ведь были те, кто не вернулся с поля боя?! Были матери, жены и дети, которые ждали солдат с войны. Каждая душа испытала потрясение.

Я очень горжусь своим прадедушкой. И думаю, что именно та сила духа, которая была в нем, помогла ему преодолеть тот страх смерти во имя победы. Мы должны гордиться каждым, кто защищал нашу страну, и каждый достоин звания Героя. Каждый год мы отмечаем День Победы, возлагаем цветы к памятникам, чтим память ушедших минутой молчания. Я с особым чувством гордости принимаю участие в несении Вахты Памяти в честь празднования Дня Победы.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский»

Война была исключительно жестокой, масштабы этой жестокости превзошли все, что знала история до этого. Число погибших среди тех, кто воевал с оружием в руках, составляет меньшую часть, на одного воевавшего на фронте приходится несколько погибших мирных жителей. В нашей стране это связано с тем, что оккупационная армия (я специально употребляю этот термин, потому что это были не только немцы) развернула страшный геноцид против мирного населения.

Протоиерей Александр Ильяшенко

Недавно я был в Белоруссии, которая страшно пострадала в Великую Отечественную войну, погиб каждый четвертый белорус. Численность населения Белоруссии до сих пор не вышла на довоенный уровень. Я был в Хатыни, это одно из сотен сел и деревень, полностью уничтоженных немцами вместе с их жителями.

На месте, где стоял каждый дом – стела с перечислением имен тех, кто там жил: старики, детишки, в том числе и грудные, двух-трехлетние, судя по именам – белорусы, поляки, евреи. Разные люди по национальности, по вере, по культуре, но они мирно жили друг с другом, пока не пришли оккупанты, принесшие новый мировой порядок.

Уничтожение Дрездена

В Германии тоже множество мирных жителей погибло, потому что союзники накрыли ее бомбовым ковром. Так называемые стратегические бомбардировки преследовали ту же цель, что преследовал, например, Тамерлан, который рубил головы своим врагам и из отрубленных голов складывал курганы – чтобы и отдаленные потомки не смели и подумать о борьбе с таким жестоким победителем.

Здесь это делалось не мечом, не саблей, а современным оружием – авиабомбой. Чтобы зажечь город, применялись зажигательные бомбы, которые весили всего несколько килограммов, зато их было множество. И в огне пожаров погибли сотни тысяч, если не миллионы людей.

Очевидно, что наши бывшие западные союзники не желают, чтобы их деятельность воспринималась как беспощадная, мягко скажем, поэтому они резко занижают потери мирного населения среди жителей Германии.

Общепринятая статистика утверждает, что в Германии от бомбардировок погибло 600 тысяч человек, при этом в Дрездене погибло, кто говорит – 50 тысяч, кто говорит – 120, кто – 150, широкое распространение получила величина 135 тысяч. Насколько я понимаю, просто взяли среднее арифметическое между 120 и 150 и получили 135 тысяч, такая средняя уравновешенная цифра.

Но вот в последние годы была издана книга генерала, который в Германии отвечал за гражданскую оборону. Он пишет, что в Дрездене до вступления советских войск успели насчитать 220-240 тысяч трупов, и это не окончательные оценки. К сожалению, можно только гадать.

Для того чтобы представить себе масштаб того, что могло быть на самом деле, я предлагаю проделать элементарные вычисления: в Дрездене было более миллиона человек; население города удвоилось из-за того, что в него прибыли беженцы, их размещали в школах, в театрах, в кинотеатрах, чтобы люди имели крышу над головой.

В результате бомбардировок было полностью разрушено более 60 процентов зданий. Значит, можно предположить, что 60 процентов от общего числа людей погибло. То есть речь может идти о 600 тысячах жертв, среди которых были и американцы, и англичане, и русские – военнопленные солдаты.

Один из главных символов Дрездена – Фрауэнкирхе – был разрушен в ходе бомбардировки в прямом смысле слова до основания

В Дрездене англичане добились возникновения огненного шторма, температура в центре была более 2000 градусов – кирпич рассыпался. И вполне возможно, что от людей просто ничего не осталось, а поскольку там были неучтенные беженцы, то поди сосчитай.

А вот сама бомбардировка была рассчитана с фантастической жестокостью и точностью. На город было сброшено огромное количество бомб, город запылал, были разрушения, но жители были своевременно информированы и смогли спрятаться в бомбоубежища. Самолеты улетели, люди начали выходить из убежищ, чтобы тушить пожары, помогать раненым, раскапывать попавших под обломки.

В штабе Королевских военно-воздушных сил было совершенно правильно рассчитано, что часа через три люди выйдут из бомбоубежищ, вернутся, если дома уцелели, к себе домой, кто-то будет работать на улице, и к ним как раз подойдет помощь из близлежащих городов. Так вот, через три часа, когда уже подошла помощь и все вышли из убежищ, налетела вторая волна бомбардировщиков, при этом система оповещения уже не сработала, потому что была уничтожена. И тут в городе возник огненный шторм.

Центр Дрездена пылал с такой интенсивностью, что людей срывало ураганом и бросало в огонь. С окраин стремительно шли потоки уже раскаленного воздуха, потому что сначала зажгли окраины, а потом подожгли центр. Все было рассчитано.

А днем остатки тех, кто выжил после этого кошмара, подверглись вновь бомбардировке, уже американцев. Они летали днем в сопровождении истребителей, которые, когда бомбардировщики отбомбились, снизились на бреющий полет и расстреливали всех, кого видели. На нашем сайте “ ” есть воспоминания тех, кто пережил эти кошмарные бомбардировки.

Если в Дрездене погибло не 100 тысяч, и не 150 тысяч, и даже не 200, а более полумиллиона человек, тогда оказывается, что стратегические бомбардировки в Германии вырвали жизни более миллиона человек.

Но что интересно: половина бомбового тоннажа была сброшена не на Германию, а на Францию, Бельгию, города бомбили, потому что там были немцы. Причем сейчас в открытой печати публикуется английская отчетность: на города сброшено столько-то бомб, на промышленные объекты столько-то бомб, на другие цели сброшено столько-то бомб.

Теперь спрашивается, а что такое – другие цели? Ведь англичане бомбили по ночам, вот в темноте и промахивались. Просто потрясающее умение англичан вести информационную войну – там грамотно работают над формулировками, чтобы сбить людей с толку.

И хочу еще добавить, что весь Запад критикует Сталина и сталинскую эпоху, но до войны никто так не критиковал, до войны товарищу Сталину писали дифирамбы. Англия подписала торговые договоры с Советским Союзом, зная, что здесь работают заключенные, они это прекрасно знали. А после войны, когда Россия проявила себя как могучая сверхдержава, вот тогда они испугались необыкновенной силы нашего народа, и тогда эпоху объявили сталинской. Это как бы некая ширма, потому что боятся не Сталина, а русскую нацию, потому что не Сталин победил в войне, а русский народ.

Вовсе не Сталин выдвинул полководцев Жукова, Рокоссовского, Конева, потрясающих ученых, инженеров, самолетостроителей, военных, – это русский народ их выдвинул. Сталин просто осознал, что ему по пути с народом, что если война будет проиграна, то речь будет идти о его жизни и смерти. То, что его именем называют эпоху, это тоже в некоторой степени пропагандистский ход, потому что эпоху создают не только диктаторы и их подручные, а великие люди: Курчатов, Королев, Туполев.

«Блистательное выступление» в Азии

Надо помнить, что во время Второй мировой войны больше половины общего мирного населения погибло в Азии. Особых жестоких, упорных боев на суше там не было, потому что, когда японцы наступали и захватили Сингапур, Бирму, английская армия не оказала практически никакого сопротивления: войска или уходили, или сдавались в плен. Как оказалось, англичане не желали бороться с подготовленной сильной армией, за что им проливать свою кровь?

В одном фотоальбоме, посвященном войне, я видел фотографию – такая размытая, надо приглядываться, чтобы понять: лежат человеческие тела и написано, что это результат бомбардировки. Если приглядеться, то видно, что разрушений нет, и видно, что лежит женщина на животе в луже крови, юбка задрана. Никакая это не бомбардировка, а чудовищная жестокость японцев – скорее всего, надругались над ней, а потом убили. Они зарывали китайцев по шею в землю, рубили им головы, морили голодом, но об этом мы практически ничего не знаем. Почему, трудно сказать.

Англичане в информационном пространстве работали исключительно тонко, грамотно и свои неудачи подавали как свои победы. В 1956 году на русский язык была переведена книга “История мировой войны”, в которой были статьи крупных немецких генералов.

Начальник штаба армии Рундштедта на Западе Вальтер Варлимонт пишет об эвакуации англичан из Дюнкерка. Дело в том, что немцы ударили в стык между английской армией и французской, английская была развернута от побережья, а французская дальше. И хотя английская армия была полностью приведена в боевую готовность – оснащена новейшим оружием, у нее были сотни танков, авиация, артиллерия – она сидела в окопах, но, как оказалось, была абсолютно не в состоянии сопротивляться.

Вместо того чтобы противопоставить немецким танковым дивизиям свои танки, артиллерию, авиацию, они просто драпали с поля боя, предавши и бросивши своих союзников. Не только с поля боя, но и материка, тут им надо отдать должное, они смогли эвакуировать почти всех своих солдат за исключением тех, кого они называют дезертирами. Они появились на берегу моря в самые последние дни, а до этого скрывались в подвалах и других укромных местах. Но эвакуировать их не стали, а оставили на берегу.

Теперь зададим себе вопрос: ведь вся армия отступает, и все стремятся скорее попасть на корабль, зачем тянуть время и где-то прятаться? Последними могли подойти только те, кто держал оборону вокруг Дюнкерка. Это не дезертиры, а защитники, но их дважды предали, бросив на берегу, обрекая на плен, вдобавок навесив на них ярлык дезертиров.

Так вот, генерал Варлимонт пишет: «Даже победные фанфары Геббельса не могли бросить тень на это блистательное выступление». Воинская терминология знает наступление и отступление, а «выступления» не знает. Очевидно, переводчик нашел прекрасный эквивалент английскому оригиналу. И блистательным бегство никак не может быть. То есть если вдумчиво прочитать эту фразу, то понятно, что немецкий генерал так написать не мог, это рука английского редактора.

Я так понял, что немецким генералам на Западе разрешили публиковать свои мемуары при условии, что они исполнят некоторые требования английских спецслужб. Так вот, не может быть «блистательного выступления», в переводе на русский язык это называется «позорное бегство». Но тем, кто ведет в Англии информационную войну, безусловно, надо отдать должное, просто молодцы. К сожалению, мы так не умеем. Они в информационном пространстве выигрывают проигранные сражения, а мы проигрываем выигранные.

Говорят, что в Германии в школьных учебниках уже пишут, что победу в войне одержала Америка, просто потрясающе! Но что касается победы над Японией, тут, конечно, приоритет действительно принадлежит Америке. На протяжении 1942-44 годов война велась на море, а война на море, хочешь, не хочешь, ведется по каким-то правилам: ведь враги не видят друг друга в лицо, нет местных жителей, нет неоправданного беспощадного зла.

Но вот когда война приблизилась к границам Японии, американцы применили тот же метод, что и в Европе: огромные воздушные армады сбрасывали бомбовый груз на мирные японские города, на мирных жителей. Например, в Токио они устроили такой же огненный шторм, как и в Дрездене. По оценкам, погибло около 100 тысяч человек, больше чем в Хиросиме или в Нагасаки, такая массированная бомбардировка по своей эффективности и результативности превосходит атомные бомбардировки.

Информационная война: все методы хороши?

Американцы применили атомные бомбы, это проявление научно-технической мощи, с одной стороны, а с точки зрения военной – это демонстрация собственного малодушия и отсутствие элементарного тактического и стратегического уровня, ведь они, по сути, воевали не с армией, способной отвечать ударом на удар, а с мирными жителями, которые не могут оказать сопротивления.

Когда я в Интернете стал собирать воспоминания людей, переживших атомные бомбардировки, то, к моему удивлению, их оказалось совсем немного, где-то максимум десятка полтора нашел. Не публикуют. И все они заканчиваются призывом к миру.

Но наряду с воспоминаниями переживших бомбардировки всплывают названия художественных фильмов, например, “Лондон после советской ядерной бомбардировки” и еще несколько фильмов, где русские кого-то бомбят. Гениально, просто гениально ведется информационная война. Используются, конечно, недозволенные приемы, но и требовать дозволенных приемов не приходится, если были применены атомные бомбы против мирного населения, почему надо соблюдать историческую правду? И вот у неподготовленного читателя создается впечатление об агрессии и чудовищной жестокости Советского Союза.

У меня есть видеодиск “Битва за остров Гуам”, там две поразительные вещи. Первая – американское командование приняло решение о захвате острова, ясное дело, что надо высадить десант. И вот морские пехотинцы с десантных кораблей высаживаются и идут в атаку, но, как говорит диктор, оказалось, что они высаживаются в отлив, когда море отступает на несколько километров от берега. Это значит, что какой-то штабной чиновник перепутал время прилива и отлива, ему-то все равно, он сидит в штабе, и ему ничего не будет.

«Героические морпехи, преодолевая трудности, идут по дну, молодцы», – но это же ужас. Приказ есть приказ, приказ не обсуждается, и тысячи молодых ребят гибнут под пулями японских пулеметов. А если бы они подошли в прилив, то и корабельная артиллерия могла бы эффективнее действовать. Это один момент.

И второй момент: диктор говорит, что японцы ужасно обходились с местным населением, это, видимо, правильно, но «эти японцы сказали, что американцы ужасно относятся к мирному населению и так их бедных напугали, что они просто разбегаются».

Голос диктора комментирует документальные кадры: «Видите, бежит женщина?» Действительно, камера держит бегущую женщину: «она бежит от американского солдата, который хочет ее догнать, сказать, что он ничего плохого не хочет, а она бежит, видите, подбегает к обрыву и прыгает с обрыва». Она действительно прыгает и разбивается. «А вот смотрите, стоит ребенок, и его бьет крупная дрожь: вот как японцы напугали местных мирных жителей». Тут случайно в кадре появляется американский солдат с винтовкой, и тут же убирается.

Доблесть русских солдат

И в противовес этому на нашем сайте “Непридуманные рассказы о войне ” есть воспоминание уникального человека – Виктора Николаевича Леонова . Морской пехотинец, офицер, дважды герой Советского Союза – эпическая личность былинного масштаба. Дважды герои – летчики есть, дважды герои – полководцы есть, а вот дважды герои – пехотинцы, я не знаю, сколько таких героев, которые были на передовой, ведь там быстро погибали.

«Одно из самых громких дел леоновского отряда - пленение в корейском порту Вонсан 3,5 тысяч японских солдат и офицеров.

– Нас было 140 бойцов, – рассказывает Леонов. – Мы внезапно для противника высадились на японском аэродроме и вступили в переговоры. После этого нас, десять представителей, повезли в штаб к полковнику, командиру авиационной части, который хотел сделать из нас заложников.

Я подключился к разговору тогда, когда почувствовал, что находившегося с нами представителя командования капитана 3-го ранга Кулебякина, что называется, приперли к стенке…

Глядя в глаза японцу, я сказал, что мы провоевали войну на западе и имеем достаточно опыта, чтобы оценить обстановку, что заложниками мы не будем, а лучше умрем, но умрем вместе со всеми, кто находится в штабе. Разница в том, добавил я, что вы умрете как крысы, а мы постараемся вырваться отсюда…

Герой Советского Союза Митя Соколов сразу встал за спиной японского полковника, остальные также знали свое дело. Андрей Пшеничных запер дверь, положил ключ в карман и сел на стул, а богатырь Володя Оляшев (после войны – заслуженный мастер спорта, неоднократный чемпион Союза по лыжным гонкам) поднял Андрея вместе со стулом и поставил прямо перед японским командиром. Иван Гузненков подошел к окну и доложил, что находимся мы невысоко, а Герой Советского Союза Семен Агафонов, стоя у двери, начал подбрасывать противотанковую гранату. Японцы, правда, не знали, что запала в ней нет. Полковник, забыв о платке, стал вытирать пот со лба рукой и спустя некоторое время подписал акт о капитуляции всего гарнизона.

Построили три с половиной тысячи пленных в колонну по восемь человек. Все мои команды они исполняли уже бегом. Конвоировать такую колонну у нас было некому, тогда командира и начштаба я посадил с собой в машину. Если хоть один, говорю, убежит – пеняйте на себя… Пока вели колонну, в ней стало уже до пяти тысяч японцев…»

И вот второго сентября 1945 года был подведен, наконец, итог этому чудовищному кровопролитию, проявлению самых крайних пределов человеческого духа – от самых низменных, куда можно включить и газовые камеры, и стратегические бомбардировки, медицинские эксперименты над живыми людьми, до необыкновенных высот великодушия и доблести. И мы благодарны тем, кто пал на полях этой кровопролитной войны, сражаясь не за какие-то классовые, политические, национальные интересы, а за правду Божью.

Советский Союз и русский солдат оказались в духовном смысле достойными, и Господь именно нашему Отечеству даровал Великую победу.

Подготовила Тамара Амелина


Самое обсуждаемое
Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения


top