Анализ работы учителя- логопеда. Анализ деятельности логопеда в дошкольном учреждении Анализ работы логопункта в школе за год

Анализ работы учителя- логопеда. Анализ деятельности логопеда в дошкольном учреждении Анализ работы логопункта в школе за год

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Сайзанак»

с. ХайыраканскийУлуг-Хемскогокожууна

Анализ работы учителя-логопеда

ХууракАйлана Васильевны

на 2015-2016 учебный год

с. Хайыракан

2016 г.

Анализ работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год

Мое жизненное кредо:

«Всегда оставаться в поиске, учить и учиться.

Видеть в каждом ребенке только

доброе начало и уметь раскрывать его»

Направлением работы является «Инновационные формы работ над составлением рассказа», с целью повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6-7 лет с нарушениями речи в 2015-2016 учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2015-2016 учебном году осуществлялась по программе Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной.

В соответствии с поставленной целью, а именно: создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном процессе. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения;

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие);

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

В соответствии с целью и учетом учебного плана учителя-логопеда осуществлялась по следующим направлениям:

Диагностическое;

Консультативно-профилактическое;

Коррекционно-развивающее;

Методическое

Целью направлений является: устранить дефекты звукопроизношения, создать условия для формирования правильного речевого развития дошкольников.

Диагностическое направление:

В период с 1 по 15 сентября 2015 года проведено логопедическое обследование детей и подготовительной группы и составлена программа коррекционной работы на год. С целью, выявления детей, нуждающихся в профилактической помощи учителя-логопеда. Во время обследования рассмотрели общее звучание речи, разговорную речь, состояние артикуляционного аппарата, слух, общую речевую моторику, слуховое внимание, память, фонематический слух, звуковой анализ, общее развитие речи, составление разрезных картинок, обобщающие понятия, подбор слов – антонимов, грамматический строй речи, словообразование, слоговая структура слов, составление рассказа, пересказа, звукопроизношения. Всего обследовано 27 детей. Из 27 обследованных детей по результатам логопедического обследования выявлены 16 детей с нарушениями речи в звукопроизношениях. Заключение учителя-логопеда по результатам логопедического обследования обсуждено на заседании ПМП консилиума ДОУ, и намечены пути дальнейшей работы с детьми, нуждающимися в логопедической поддержке. На основании результатов логопедического обследования компонентов речи для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:

  • Фонетический дефект – 3 ребенка;
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 8;
  • Общее недоразвитие речи – 5.

По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей было решено проводить с детьми индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Консультативно-профилактическое направление: одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. По результатам логопедического обследования было выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Сделаны папки-передвижки, где отражались консультации родителям – «Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду», «Для чего нужны занятия с логопедом?», «Общие движения» (кинезитерапия), «Развитие мелкой моторики», «Портфель в дорогу – что делать летом тем, кто уходит в школу?».

Проводимая коррекционная работа дает положительные результаты. В результате целенаправленной и систематической работы:

У детей развивается интерес к языку, внимание к слову;

Развивается фонематическое восприятие, т. е умение различать фонемы, имеющие сходные характеристики;

Формируются навыки звукового анализа слов (от простых форм к сложным);

Автоматизируются произносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;

Совершенствуются просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений;

Стимулируется развитие психических функций и операций.

Коррекционно-развивающее направление осуществлялось в виде индивидуальных, и фронтальных занятий. Велось перспективное, календарное планирование занятий, а также индивидуальные занятия с каждым ребенком.Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводились 2-3 раза в неделю по 15 мин. На индивидуальных занятиях использовался массаж органов артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация, дифференциация звуков. Использовались игровые приемы по развитию фонематического восприятия, звукового анализа, речевого дыхания, психических процессов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, дидактических и логопедических игр, упражнения на развитие фонематического восприятия слуха и мелкой моторики, используемые технологии – психогимнастика, прием релаксации «Минута шалости», «Минута тишины». Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт , в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т.д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 уч.год.Групповые занятия по лексическим темам проводятся 2 раза в неделю по технологиям Н.В. Нищевой «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей речевой группе детского сада для детей с ОНР», и Н.В. Рыжовой «Логопедические занятия с детьми» с продолжительностью 30-35 мин, дыхательные упражнения по Стрельниковой, пальчиковые гимнастики по Крупенчук.

Положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в коррекционной работе разнообразных методов, способов и приемов обучения, а также привлечение к коррекционной работе воспитателей речевой группы и тесное сотрудничество с педагогом-психологом - совместное выявление детей для коррекции, проведения профилактических мероприятий с детьми, проведения коррекционного воздействия для нуждающихся детей.Каждый день совместно с воспитателями группы ведется тетрадь-контакт, в которой фиксировались индивидуальные задания после сна с воспитателем. Велись работы на индивидуальных тетрадей детей, где отражались характеристика индивидуальных затруднений ребенка, фиксировались комплекс упражнений для активизации артикуляционного аппарата.

Также применялся вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются занятия по заданию логопеда. Работа велась в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества.

В результате коррекционно-развивающей работы исправления звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи, грамматического строя речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики достигнуто хорошие результаты в речи детей.

В течение года проводилась систематическая работа над коррекцией звукопроизношения и лексико-грамматическим строем речи, развитием связной речи, фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза. Для закрепления пройденной темы давались дополнительные задания.

Были проведёны логопедическиемониторинги – в ноябре и итоговый в апреле, с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка.

Итоговая диагностика в конце учебного года для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:

Мониторинг коррекционно-логопедической работы

На 2-ое полугодие 2014-2015 у.г.

По результатам мониторинга выявлены 38% - высокий уровень, 50% - на среднем уровне, 12% - % на низком уровне. Мониторинг проведен по следующим параметрам: звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй речи, связная речь, словарный запас, артикуляционная и мелкая моторики.

Всего дети с нарушениями речи – 16, из них

88% - на хорошем уровне, по всем параметрам развиты на достаточном уровне, т.е. состояние звукопроизношения в результате коррекционного воздействия с использованием различных методов, приемов улучшился, словарный запас соответствует возрастной норме и достаточно развит. Дети сами составляют мини-рассказы по картинкам, мелкая моторика рук в норме, в потоке речи у них иногда заметны искажения и смешения звуков, но сами замечают ошибки и исправляют сами.

12% - низкий уровень. На этом уровне остается 1 ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Звукопроизношения нарушенных звуков остаются нарушенными, заметны в речи смешения, искажения и замены звуков, т.е. в потоке речи звуки теряются, речь становится непонятной.

Из всего 12 детей, остаются 4 детей на второй курс: это дети из старшей группы – ЧамзырынАйрат, СундуйНомина, Бай-Кара Ангелина, ДулушСуге-Маадыр.

Графический анализ мониторинга по коррекционно-логопедической работы на 2-е полугодие 2014 – 2015 у.г.

полугодие

полугодие

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Логопедия

Итого

Результаты коррекционной работы на 2015– 2016у.г.

Показатели

Количество детей за учебный год

Число

Общее количество

100%

ОНР

ФФНР

ФНР

Выпускаемые

С хорошей речью

Со значительным улучшением

Без улучшения

В массовую школу с обязательными занятиями в логопункте

В речевую школу

Остались на второй курс

Выбыли в течение года

В ноябре 2015 года участвовали в кожуунном конкурсе стихов среди детей дошкольного возрасте, участвовали дети из речевой группы – Аракчаа Найдан, Тюлюш Намчал в результате заняли первые места по возрастным категориям.

В результате совместной работы учителя-логопеда с воспитателями речевой группы, дети стали хорошо выговаривать все звуки.

Методическое направление

В октябре месяце показала презентацию из опыта работы в Республиканском семинаре по теме «Инновационные формы работ над составлением рассказа» и в апреле месяце выступала с докладом по теме «Использование ИКТ на занятиях логопедии» на Республиканском научно-практическом конференции «Бичелдеевские чтения», была награждена грамотой в номинации «За творческий подход в работе»

В декабре принимала участие на кожунном конкурсе «Лучший специалист года » и заняла 3 место.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу на 2015 – 2016 учебный год, результаты, можно считать, что поставленные задачи в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты: это такие работы, как

Участие в педагогических советах и семинарах внутри ДОУ

Посещение кожуунных методических объединений старших групп и республиканского учителей-логопедов

Проводилась работа по повышению квалификации:повышение в ТГИП, изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию – подбор и сбор материалов по теме, обмен опыта, участие в муниципальных и региональных конкурсах.

Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр.

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования сайт) и обновления своего сайта.


Анализ работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР д/с №5 «Золотая рыбка» Романовой Е.Г. за 2013-2014 учебный год.

Работа по коррекции и развитию речи у детей 6 лет с нарушениями речи в 2013-2014 уч.гг. проводилась в условиях специальной логопедической подготовительной группы. Эта группа была укомплектована детьми, которые прошли ПМПК и были направлены в мае 2012г. сроком на 2 года.

Работа по коррекции нарушений речи детей в подготовительной логопедической группе МДОУ ЦРР д/с № 5 «Золотая рыбка осуществлялась по «Программе логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б.Филичева, Т.В.Чиркина.

Основная цель коррекционной работе: Оказание помощи в нормальном формировании и дальнейшем развитии речи детей, имеющим какой-либо дефект речи.

Задачи коррекционной работы:

1.Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.

2. Предупреждение и устранение различных речевых расстройств методами и средствами специального обучения и воспитания.

3. Организация логопедической помощи, коррекция речевых расстройств.

4. Работа над звуковой и лексико-грамматической стороны речи.

Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза;

Обобщать и активировать словарный запас детей;

Формировать понятие о грамматических категориях;

Развивать творческие способности детей и воображения.

В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель – стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку физически, социально и интеллектуально совершенным.

Методы работы:

1. Пальчиковые игры;

2. Артикуляционная гимнастика;

3. Звукоподражание;

4. Проговаривание различных форм слов;

5. Составление и проговаривание различных форм слов (словоизменение: по роду, числу и по части речи);

6. Составление различных слов с заданным слогом - видоизменение;

7. Составление различных конструкций предложений;

8. Игры на развитие восприятия, память и мышления;

Проговаривание слов по слогам,

Доскажи, отгадай слово,

Кто больше знает слов с определенным звуком?

Назови слова по порядку или подбери признаки к предметам?

Повтори название слов в определенной последовательности,

Выбери слова с заданным звуком,

Назови, какой звук повторяется в этих словах.

9. Работа над активизацией словаря:

Однокоренные, родственные слова;

Отгадывание загадок;

Составление предложений и рассказов по картинкам.

10. Проговаривание скороговорок, чистоговорок, пословиц, стихов и рассказов.

11. Упражнения на развитие фонематического слуха:

Выбери звук из слова, текста;

Место звука в слове.

12. Собери разрезную картинку;

13. Выкладывание букв, картинок из палочек, фишек;

14. Составление рассказов по описанию погоды, предметов, праздников. Действий и деятельности людей.

Контингент детей логопедической группы.

Подготовительную логопедическую группу в течение года посещали 16 детей с разными речевыми патологиями:

НСЯ уровня у ребенка с дизартрией -2 чел. (Исмагилов Ж., Кашина М.)

ОНР III уровня у ребенка с дизартрией - 3 чел. (Бобин Д., Спасских К., Шиховцева М.)

ФФНР у ребенка дизартрией - 3 чел. (Помехин А., Недбаев Р., Сытытов Л.)

ФФНР у ребенка с дислалией - 6 чел. (Гордеева А., Лозовая А., Макаров И., Плешивцев С., Симонов Е., Шудренко М.)

ФФНР у ребенка с ринолалией – 1 чел. (Валиахметова А.)

НРСХ, у ребенка у моторной алалией- 1чел. (Кузин И.)

В мае 2014 года дети логопедической группы были выпущены из логопедической группы, и результаты ПМПК таковы:

Всего детей в подготовительной логопедической группе

Детей выпущены из логопедической группы с чистой речью

Детей выпущены из логопедической группы со значительными улучшениями

Дети оставленные на повторный курс обучения в группе.

Дети выбывшие

из логопедической группы в течении года

Кол-во человек

Проценты

100 %

69,2%

30,8%

15,4%

Сведения о повышении квалификации и участии в методической работе за 2013-2014уч.гг.

С декабря 2013года вхожу в состав районной аттестационной комиссии.

Курсы ПК:

Постоянный участник вебинаров на педагогическом портале МЕРСИБО. Сертификаты участника вебинаров.

Самообразовательная работа над темой:

  1. Общедетсадовские темы:
  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
  1. Индивидуальная тема :
  • Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда.

В течение года посетила 4 методических объединения учителей-логопедов ДОУ :

  • Консультации
  • Мастер класс: «Постановка шипящих звуков»
  • Просмотры открытых НОД
  • Участие в методической выставке: «Картотека по постановки звуков»
  • Участие в группе поддержки на конкурсе «Педагог ДОУ»

В течение года мною были проведены беседы с воспитателем на следующие темы:

1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно – воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста

3. Загадка как средство развития речи и мышления.

4. Работа по развитию артикуляционной моторики.

5. Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

6. Вербальные и невербальные коммуникации.

7. Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

8. Развитие внимания и памяти детей.

9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

Обсуждение рабочих моментов.

Взаимодействия со специалистами ДОУ: с инструктором по физ. развитию, муз. руководителем, психологом, воспитателями групп для детей с НР.

Выступления на родительских собраниях:

  • « Цели и задачи коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе для детей с нарушениями речи». Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий.
  • «Подведение итогов коррекционного обучения в подготовительной логопедической группе. Рекомендации родителям на летний период».

Консультации для родителей:

1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования.

2. Как организовать логопедические занятие дома.

3. Зеркальное написание букв

4. Роль родителей в развитии речи детей.

5. Развитие внимания и памяти детей.

6. Игры по развитию словаря.

7.Как помочь ребенку, если забывает, путает, неправильно пишет буквы он?

8. Речевая готовность ребёнка к школе.

Участие Интернет в конкурсах методических наработок:

1. Статья на тему: «Система логопедической работы с применением ускоренной методики коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией» . Диплом лауреата международного фестиваля педагогического мастерства «Аксиус»;

2. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте детского сада МКДОУ ЦРР детский сад № 5 «Золотая рыбка» г. Пласт.

3. Сайт - Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте , ссылка на портфолио. Сертификат о создании персонального сайта, сертификат на электронное портфолио, благодарность от администратора социальной сети за активное участие в работе сайта (2013 г.); Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

4. Участие в III Всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых "Талантоха" ("Талантоха - III"), Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р. Диплом лауреата

6. Фото на сайте газеты "Вектор образования" Челябинск
7. Электронный педагогический журнал "Большая перемена", материал на Конкурс эссе ко дню учителя "Я - воспитатель!", посвященный дню дошкольного работника: Эссе учителя-логопеда . Диплом участника конкурса.

8. "Талант с колыбели"

Участие во Всероссийском творческом конкурсе для педагогов и родителей «ОТКРЫТАЯ КНИГА - III», электронного портфолио учителя-логопеда . Диплом лауреата конкурса.

10.Клуб логопедов "Логобург" , участие в конкурсе "Лучший логопед - Осень 2013год". Диплом участника конкурса.

11. Портфолио учителя-логопеда Романовой Елены Григорьевны на сайте МААМ.RU . Свидетельство о создании электронного портфолио; Свидетельство о публикации Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ФФНР «Кот Том идет на день рождения»

12. Публикация на творческом Центре СФЕРА, Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки Р-РЬ. Буква Р.»

13. Участие в IХ Всероссийском конкурсе "Творчество умников и умниц". Конспект подгруппового НОД в подготовительной логопедической группе «В гости к лесным друзьям». Диплом победителя конкурса, I место.

Пополнение учебно-методического комплекса:

  • новинки методической литературы
  • пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми
  • пополнение консультаций для педагогов и родителей

Пополнение учебно-дидактического комплекс:

  • новые игры и игрушки для работы с детьми
  • пособия для фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

Анализ работы учителя-логопеда

Митрохиной Елены Ливьевны

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» за 2010-11 учебный год.

Целью деятельности является коррекционная работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей, социализацию ребёнка в обществе.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

    своевременное выявление нарушений речи и предупреждение возможных вторичных дефектов, вызванных уже имеющимися речевыми нарушениями;

    совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;

    пропаганда коррекционно-логопедических знаний среди педагогов и родителей;

    осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и начальным звеном школы.

Диагностика

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи. Изучение этимологии и патогенеза. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.

3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:

а) логопедическое обследование детей;

б) анализ медико-педагогической документации.

в) опросы педагогов и родителей, анкетирование;

г) изучение данных психологической диагностики.

Анализ документации предусматривает работу с тетрадями для контрольных работ школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка. В рамках данного направления в течение учебного года проводилось исследование сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.) Данные вносились с таблицу «Учет специфических ошибок письма» по классам. У учащихся, зачисленных на логопедические занятия, проводился анализ ошибок.

д) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей направлялись в лечебно - профилактические учреждения для обследования врачами - специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проведена по таким направлениям:

Звукопроизношение;

Обследование артикуляционного аппарата;

Фонетико-фонематических представлений;

Звукового анализа и синтеза;

Зрительного восприятия и узнавания;

Пространственных представлений и ориентации;

Общих представлений о предметах;

Лексико-грамматического строя речи;

Обследование состояния общей моторики;

Исследование произвольной моторики пальцев рук;

Умения работать по словесной и письменной инструкции.

Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям были предложены такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же были предложены тематические картинки, тесты, пробы. Обследование устной речи учащихся первых классов проводилось по альбому О.Б. Иншаковойи «Экспресс-обследованию фонематического слуха и готовности к звуковому анализу», В.В. Коноваленко и В.С. Коноваленко.

Сводная таблица по направлениям диагностики

Направления диагностики

Кол-во методик

Учащиеся (класс, кол-во)

Педагоги

(кол-во)

Родители (кол-во)

Обследование устной речи учащихся:

При поступлении в школу первоклассников

119 (100%)

Вновь прибывшие

Конец учебного года

дети, состоящие на учете в логопункте

68 (100%)

Обследование письменной речи учащихся:

На начало года, учащиеся 2-4 классов

277 (100%)

На конец года, учащиеся 1-3 классов

Обследование уч-ся для ПМПК

Итого

За 2010-2011 учебный год обследовано 407 учащихся начальных классов. Из них 119 первоклассников. По сравнению с прошлым годом, увеличилось число детей со сложными речевыми нарушениями. Что значительно влияет на качество и продолжительность коррекционной работы всех педагогов, работающих с этими детьми.

Выявлено с нарушением устной речи- 67 учащихся.

Из них: с общим недоразвитием речи-19 учащихся.

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 18 учащихся.

С фонетическим нарушением- 19 .

С фонематическим недоразвитием-5 учащихся.

Заикание-6

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи -32 учащихся (48% от нуждающихся), 19 (28%) получали помощь консультативно. Т.о, было охвачено 51 учащийся (76%). В 2009-10 уч.г. -89 учащихся (83% от числа нуждающихся). Нагрузка учителя-логопеда в прошлом году составляла 40 часов, в этом учебном году – в соответствии со штатным расписанием-20 часов. Соответственно, количество детей, получивших логопедическую поддержку, сократилось.

Результаты обследования учащихся первых классов. Выявлено с нарушениями речи 44 человека.

Количество

обследуемых

Выявлено с

Выявлено с

Фонетическое

нарушение

Фонематическое недоразвитие

заикание

Зачислено на школьный логопункт для занятий по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи 17 первоклассников (39% от числа нуждающихся).

Из них: с общим недоразвитием речи- 8 (89% от числа нуждающихся с данной патологией) учащихся;

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи- 7 (70%)учащихся,

с фоне-тическими-4 (15%).

В письменных работах вторых - третьих классов выявлено 15 учащихся с нарушением письма и чтения. Из них дисграфия, обусловленная фонетико - фонематическим недоразвитием речи - 7 учащихся, 8 учащихся с нарушением письма и чтения, обусловленного ОНР (эти дети испытывают трудности при усвоении программы по русскому языку, окружающему миру, чтению). Из них 7 учащихся с ОВЗ: 4 ученика, которым рекомендовано обучение по программе VIII вида, 2 ученика-VII вида. 1 учащийся второго класса (ребенок-инвалид по слуху) с нарушением письменной и устной речи.

Коррекционно-развивающее направление

Учебный год

Кол-во детей в школе

Кол-во и % детей, прошедших обследование

Кол-во детей, нуждающихся в коррекции

Охвачены коррекционной работой

Динамика

Всего кол-во, % от нуждающихся

Индивидуальной (кол-во, % от охваченных)

Групповой

(кол-во, % от охваченных)

Консультативной

(кол-во, % от охваченных)

Положительная

(кол-во, % от охваченных)

Отрицательная

(кол-во, % от охваченных)

Не наблюдается (кол-во, % от охваченных)

По данному направлению была проведена следующая работа: групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащения словарного запаса, развития фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза. Совершенствовались навыки мелкой моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционного праксиса, отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций, коррекции звукопроизношения. На индивидуальных занятиях использовались техники зондового массажа.

Занятия проводились в соответствии с планом коррекционной работы, составленным на основании проведенной диагностики. Дети были распределены в 7 групп в соответствии с речевым нарушением, для каждой группы разработано календарно - тематическое планирование.

Контроль посещения занятий осуществляли учитель-логопед, классный руководитель и родители. Посещаемость отмечалась в журнале.

Повторное обследование показало: выпущено по окончании курса коррекционной работы- 22 (69%) учащихся (1класс -10человек, 2-4 классы -12 учащихся). Снята инвалидность по речи с одного ребенка. Еще 19 учащихся (с изолированными нарушениями звукопроизношения), не имеющими возможности быть зачисленными на логопедические занятия в связи с отсутствием на логопункте мест, во втором полугодии посещали консультации логопеда. Из них 12 детей сняты с учета в связи с улучшениями речи.

Оставлено для продолжения занятий 10(31%) учащихся, т.к., программа обучения для этих детей составляет от 1,5 до 2-х лет, в зависимости от структуры дефекта.

В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, чтению, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. Результаты обучения в логопункте представлены в приложении №1.

Консультирование.

Сводная таблица по консультированию

Виды консультирования

индивидуальное

групповое

учащиеся

педагоги

родители

Сводная таблица по направлениям консультирования

Направление

учащиеся

педагоги

родители

По результатам диагностики

С результатам коррекционной работы

Индивидуальное консультирование по запросам

В этом учебном году большее число консультаций пришлось для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, не имеющих возможности быть зачисленными на занятия, в связи с отсутствием на логопункте свободных мест. Высоко и количество консультирования родителей.

Профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение

Кол – во мероприятий

Родительские собрания

Родители – 163, педагоги-6

Родители – 35

Сообщене на городском МО учителей-логопедов

Учителя – логопеды - 11

Учителя-логопеды – 7

Посещение на дому неорганизованных детей

Семьи учащихся

Открытые логопедические занятия с использованием ИКТ

Родители-3

Педагоги-1

Подготовка информации на школьный сайт

Страничка логопеда

Логопедическое занятие

Информация для педагогов

Информация для родителей

Дети с ОВЗ

Педагоги, родители, общество

Родители- 12

Оформление стендов

Педагоги, родители, учащиеся

«День здоровья»

Учащиеся – 32 (дети-логопаты)

Посещение уроков

педагоги – 5

Работа в экспертнойгруппе городской аттестационной комиссии.

Логопеды школ города № 5, 1

Логопеды ДОУ № 2,3,

Психологи ДОУ № 4,7

2 (консультации по подготовке уроков, документации)

Работа с мед. картами учащихся

Карты учащихся 1-х классов

Прибывших -7

Индивидуальная и групповая коррекционная работа (по расписанию)

Дети-логопаты

Проверка тетрадей для контрольных работ по русскому языку

2-4 классы (277)

Посещение семинаров

Завучи по ВР

ИТОГО

Направление взаимодействие логопеда с педагогом

Так как у логопеда и учителя общая цель - дать школьникам качественное образование, сообщаю педагогам об особенностях речевого развития детей в классе, содержании коррекционной логопедической работы. От педагогов получаю информацию об успеваемости обучающихся. При планировании обязательно учитываю программные требования по русскому языку, чтению, последовательность и время прохождения отдельных тем. Оказываю помощь педагогам в соответствии с содержанием уроков в подборе дидактического материала, во время проведения «речевых разминок» даю рекомендации по работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. В целях профилактики зубо-челюстных аномалий с учащимися 1-х классов провожу артикуляционную гимнастику (на которой присутствуют педагоги). Рекомендую на уроках обучения грамоте использовать артикуляционные профили, для уточнения правильного произнесения звуков. В этом учебном году просветительская работа с педагогами проводилась в основном с помощью компьютерных технологий. Информация была помещена на школьный сайт. В связи с высокой загруженностью педагогического коллектива очень трудно найти время для всеобучей. А школьный сайт хорошая возможность для получения информации. Для родителей, коллег были предложены: конспект и презентация логопедического занятия и другие формы работы.

По запросам педагогов были проведены беседы с родителями первых классов на родительских собраниях «Роль родителей в исправлении речи детей», «Предпосылки обучения грамоте», «Полноценная речь - необходимое условие успешного обучения школьника», «Принципы письма». Участвовала в собрании для родителей будущих первоклассников. В течение года велась тесная работа с учителями первых классов по выявлению детей с проблемами в речевом развитии и обучении их на логопункте.

Педагогам был предложен дидактический материал, для работы с детьми, имеющими трудности при усвоении программы. Работала над методической темой: «Использование новых технологий по преодолению тяжелых нарушений речи у учащихся». Было подготовлено сообщение для обмена опытом на городском МО учителей-логопедов. 2010-2011 учебном году посещались уроки учителей с целью выработки единых требований к детям-логопатам, отслеживанию результативности работы.

Побывала на занятиях учителей-логопедов при МОУ СОШ №1,2,5. Дошкольных учреждений.

В течение учебного года проводилось пополнение логопедического кабинета дидактическими материалами:

карточки по развитию моторики, автоматизации звуков.

На 2011-2012 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, разнообразить формы домашнего задания, пополнить логопедический кабинет необходимым оборудованием (список прилагаю).

Работа на школьном логопункте за 2010-2011 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась кропотливая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

По прогнозам логопедов дошкольных учреждений в этом учебном году увеличится количество детей с речевыми нарушениями поступающих в школу. Скажется и то, что в ДОУ №7 нет учителя-логопеда, коррекционная работа с детьми-логопатами там не проводилась, а значит, вся нагрузка ляжет на школьного логопеда.

Анализ анализ коррекционной работы ...

Приложение №________

к анализу работы МБОУ

«Новоаганская ОСШ № 2»

за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся через сайт школы.

Работа на логопедическом пункте строится согласно инструктивным документам.

Инструктивное письмо Минобразования РФ определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

обучающихся.

Логопедическая работа в школе

условно делится на III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Цели и задачи этапа:

1. Проведение первичного и углубленного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) учащихся, анкетирование родителей.

По результатам обследования в августе и сентябре выявлены и заявлены на тарификацию 32 уч-ся, имеющие недостатки в развитии речи.

Результаты обследования речи показали в большей степени несформированность у детей 1 классов фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связность речи, а также бедный словарный запас.

В связи с сокращением штатной единицы до 0,5 ставки были зачислены 15 человек, скомплектованы для коррекционных логопедических занятий три группы с общим недоразвитием речи и ФФН из учащихся 1-х классов. Учащиеся с недостатками письменной речи получали помощь на индивидуальных и консультативных занятиях.

17 учащихся поставлены на очередь.

Педагоги были ознакомлены с результатами обследования речи уч-ся, с расписанием занятий, воспитатели ГПД и родители принимали активную помощь в организации посещения детьми логопедических занятий.

Родителям учеников-логопатов было доведено расписание занятий. Ими заполнялись анкеты для оформления необходимой документации. На каждого учащегося заведена индивидуальная и речевая карта.

По результатам беглого и углубленного обследования были составлены и утверждены планы работы: методический план и коррекционные (как индивидуальные, так и групповые).

Поставленные цели и задачи данного этапа решены в полном объеме.

Задачи этапа :

Устранение речевых нарушений;

Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Обучение организовано с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений.

Кроме этого коррекционная работа II этапа с учащимися включала в себя:

Работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, задания с пуговицами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

В процессе работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

На занятиях сочетались учебные, коррекционные и игровые методы работы, происходил постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно велась работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Использовались компьютерные логопедические программы.

При организации коррекционной работы с детьми учитывалась «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, как для детей с сохранным интеллектом, так и для детей с задержкой психического развития и учащихся с системным нарушением речи. Для последних процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается.

С учащимися проводилась следующая работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания с помощью «звуковых дорожек», упражнения на развитие фонематического слуха.

Задания давались в игровой форме с присутствием элементов соревнования, сосредоточенности, внимания, наблюдения, сравнения. Использовались наглядный, дидактический материал и компьютерные технологии.

Для первоклассников : наблюдение и поиск соответствующих букв, шнуровка, работа с пуговицами, штриховка, узнавание и печатание букв, выкладывание фигур, а затем и букв по образцу, выделение нужного звука из ряда слогов, слов, определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение слогов в слове, слов в предложении, работа с деформированным текстом.

Для учащихся 2-3 классов : задания по звуковому составу слова, работа с речевыми профилями, зашифровка звука в словах, в предложениях, графическая запись слов, предложений, работа с деформированным предложением и текстом, работа с сигнальными карточками, методика медленного чтения вслух, работа над дикцией.

Задачи данного этапа решались на логопедических занятиях в течение всего учебного года. Учащиеся, успешно освоившие данный курс коррекционной программы и имеющие положительную динамику, выпускались из логопункта, на их место зачислялись другие учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи и ранее поставленные на очередь.

По мере необходимости проводилась консультативная работа с родителями или лицами, их заменяющими. Родители приглашались на беседу по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные собеседования по контролю за выполнением домашних заданий.

К семинару по преемственности с ДОУ была представлена информация о речевом развитии поступивших в школу детях. Был дан анализ и характеристика речевых нарушений с дальнейшими рекомендациями в работе с данным контингентом учащихся.

Для речи учащихся с ОНР (3 уровня) характерны недостатки в развитии активного словаря, грамматическом строе речи, звукопроизношении. Они также нуждаются в развитии связной речи, мелкой моторики и психических процессов.

Анализ рисунков поступивших в 1 класс детей показывает то, что дети не видят мелких деталей, в рисунках человека отсутствуют глаза, уши, пальцы на руках. Нажим карандаша говорит о слабости мышечной моторики рук.

Отсюда даны участникам семинара были следующие рекомендации в работе с детьми:

Учителю: работать спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопить ребёнка, пусть работает медленно. Постараться каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. При неудаче повторять задания, давая аналогичные. Усложнять задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешить получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе. Во время занятий с ребёнком не отвлекаться. Помнить, если не можете найти полчаса для такой работы в день, помощь невозможна.

Воспитателям и родителям: Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. Закреплять дома поставленные логопедом звуки. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Контролировать посещение детьми логопедических занятий.

В первом полугодии учебного года содействовала в подготовке документов на учащихся для районной ТПМПК. По результатам обследования на этих учащихся подготовлены логопедические Представления. В октябре, ноябре и декабре работала в составе районной комиссии согласно приказам МАУ «ЦРО».

В октябре присутствовала на районном МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

10 февраля выступила с обобщением опыта работы «Роль логопедических занятий в развитии памяти детей-логопатов» на районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов (г.п. Излучинск).

17 февраля участвовала в работе кустового семинара «Организация работы ПМПк в ОУ» (пгт Новоаганск).

Поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов, которые получают рекомендации по содействию в выполнении домашнего задания с ребёнком. Консультативную помощь за год получили 32 человека.

Задачи этапа:

Подведение итогов;

Проведение анализа коррекционной работы;

Определение перспективы дальнейшей деятельности.

По текущему учебному году получены следующие результаты:

Количество учащихся - логопатов

Устная речь

Письменная речь

(дисграфики)

Зачислено на логопункт

Выпущено из логопункта

Оставлено для продолже-ния занятий

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-педагогическое воздействие со стороны школы и родителей. Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием успешности воздействия на ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

В беседах с родителям объяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

Создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам;

Проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах;

Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений.

По мере необходимости проводилась индивидуальная работа с родителями. Они приглашались на собеседования по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные беседы по контролю за выполнением домашних заданий.

По заявкам оказывалась консультативно-методическая помощь учителям школы. На школьном семинаре по преемственности между I и II ступенями прослеживалась интеграция детей-логопатов в основное звено школы. Результаты презентации «Фонематические процессы, как показатель успешности учащихся» опубликованы в «Логопедической страничке» на сайте школы.

Повышая свой профессионализм, участвовала в заочных конкурсах муниципального и федерального уровней. Результаты:

- «Диплом за III место во Всероссийском конкурсе презентаций «Консультация логопеда».

(ДП-№17022015-9)

- «Диплом участника во Всероссийском конкурсе презентаций «Лучший конспект логопедического занятия». (№ПП-13022015-3)

Победитель районного конкурса - «Диплом III степени в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для обучающихся с ОВЗ в школе».

(Приказ МАУ «ЦРО» от 24.02.2015г № 41).

На сайтеВсероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» опубликована статья: «Дифференциация согласных Ц-Ч». Получены Диплом и Сертификат о публикации. Материалы статьи на диске и в сборнике тезисов: 206-773-525/ОУ-12.

В настоящее время прохожу дистанционный курс повышения квалификации по теме «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей».

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися-логопатами по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Анализ работы

учителя – логопеда за 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопеда определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

    Организационному,

    Диагностическому,

    Коррекционно-развивающему,

Для занятий использовались различные кабинеты (отдельного помещения нет), подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования:

    Набор «Логопедки»

    Пособия серии «Уроки логопеда»

    Рабочие материалы «Коррекция дисграфии»

    Христоматия стихов «Шипим, свистим, рычим»

    Диагностический комплект

    Домашние тетради «Учим звуки»

    Комплекты развивающих карточек

Разработаны и реализованы адаптированные программы по логопедии:

    1 класс Поморова Алена (

    3 класс Машукова Карина (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

    7 класс Ермалаев Даниил (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено и утверждено расписание занятий.

С января ведется документация:

1. Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

2. Журнал консультаций.

3. Речевые карты.

4. Журнал логопедических занятий

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной и районной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2016-2017 учебный год выполнен.

2. В МКОУ Новотроицкая ООШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

4. Материально-техническая база удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

5. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Учитель – логопед Ляхно С.А. /____________/


Самое обсуждаемое
Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе
Крымская война: основные события Результаты и историческое значение войны Крымская война: основные события Результаты и историческое значение войны
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики


top