Почему мцыри оставили в монастыре. Сочинение почему мцыри бежал из монастыря? Каково было последнее желание юноши

Почему мцыри оставили в монастыре. Сочинение почему мцыри бежал из монастыря? Каково было последнее желание юноши

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

В поэме «Мцыри», написанной в 1839 году, М. Ю. Лермонтов повествует о трагической судьбе мо­лодого послушника, о его побеге из монастырских стен и о его гибели. Перед смертью он исповедуется старо­му монаху, но его речь совсем не похожа на исповедь, потому что он не раскаивается и не сожалеет о том, что совершил. Этот рассказ приоткрывает перед чита­телем загадочную и мятежную душу героя. Так поче­му же Мцыри бежал? Что движет им и к чему он стремится? Мцыри горд и силен. Он дитя гор, сын отважного и свободолюбивого народа. Эти качества проявились у него уже очень рано: плененный в детстве, он тяже­ло заболел и был готов умереть так, как умирают на его родине: без слез и жалоб. Но судьба зло подшути­ла над ним, оставив жить, но лишив того, что дороже жизни, - свободы. Мцыри остался пленником на чужбине. Несмотря на то что Мцыри всю сознательную жизнь провел в монастыре, мрачные стены не стали ему род­ными. Юный кавказец остался таким же чужаком, по­тому что принадлежал совершенно иному миру - миру свободы, необъятным просторам, горам… Он был рож­ден с пылким сердцем, которое жаждало бурной, яркой жизни, и потому он никогда не смог бы приспособиться, смириться со своей участью. Люди, окружавшие Мцыри, не были ему врагами. Напротив, они спасли его от смерти, дали кров, пи­щу - ему не в чем упрекнуть их. Они видели в нем брата, желали ему добра. Но он не мог быть счастлив среди них, потому что отказ от мирской жизни для не­го не результат свободного выбора, как для других обитателей монастыря. Те, кто принял монашество со­знательно и добровольно, имели на то какие-то причи­ны. Они хотели этого, им по душе такая жизнь. А Мцыри был вынужден принять навязанный ему об­раз жизни. Он говорит монаху, спасшему его: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб, ты сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, - я также мог бы жить! Он даже не успел узнать, чего его лишили, но чув­ствовал, что не сможет без этого жить. Как бы ни был благороден и достоин путь служения Богу и людям, человек вправе ненавидеть то, что ему навязали без его согласия. Поэтому Мцыри нельзя упрекнуть в том, что он так дерзко отзывается о монастыре, называет его тюрьмой. Для него это действительно так. Скучная, серая, монотонная и безрадостная жизнь в монастыре тяготит Мцыри. Он готов променять Таких две жизни за одну, Но только полную тревог. Он мечтает о жизни, полной событий и пережива­ний. Отказ от всего мирского неприемлем для него, по­тому что как раз то, от чего он готовился раз и навсег­да отречься, и представлялось ему истинным счастьем. Ему опостылел монастырь. Его божество - свобода. Он бежит …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Безусловно, Мцыри имеет в виду Кавказ, свою ро­дину. Именно туда и устремлены все его помыслы. Об­раз родины для Мцыри свят, светел и прекрасен. Он стремится туда, где осталось все, чего он был лишен на чужбине, в том числе и самое главное - свобода. Ро­дина в поэме - воплощение свободы, символ другого, идеального мира, где обитает счастье. Кроме того, одна из главных причин побега - это желание Мцыри обрести то, что у него отняли еще в детстве, вместе со свободой. Сам Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклял­ся разыскать свою семью, своих родителей. Этот по­рыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать челове­ку, который вырос без материнского тепла и отцов­ской заботы. Одиночество тяготит героя. А жизнь в монастыре обрекает его на вечное одиночество, так как никто из тех, кто его там окружает, не в состоянии понять и разделить его чувства. Он хотел встретить людей, сходных с ним по духу; наконец, хотел любить - это так естественно для молодого человека. Ему хотелось увидеть мир, увидеть красоты приро­ды, о которых он уже потом, на смертном одре, будет так восторженно рассказывать старцу. Разве справед­ливо было бы, если бы он так и не узнал самых про­стых, самых естественных человеческих радостей: ви­деть, слышать, чувствовать природу. Быть одним це­лым с природой, просить у нее убежища, общаться с ней на равных было для Мцыри счастьем. Там, среди необъятных просторов, он чувствовал себя свободным, и это чувство было для него настоящим раем. Счастье в поэме приравнивается к свободе. Выхо­дит, что Мцыри бежал, чтобы познать счастье. А нужно было, если разобраться, не так уж и много. Пусть он и не смог осуществить свою мечту, но он по­лучил, как мне кажется, не меньше: он вкусил немно­го свободы, хоть и поплатился за это жизнью. Он сам сделал выбор и не пожалел об этом. Он сам сказал, что его жизнь была бы убогой «без этих трех блажен­ных дней». Лермонтов композиционно подчеркивает это. Вся жизнь Мцыри, с шести лет и до смертного часа, уместилась в одном стихе; исповедь героя - почти вся поэма - это его рассказ о трех днях, про­веденных на свободе, которые оказались важнее, ве­сомее и памятнее, чем долгие дни, месяцы, годы в угрюмых стенах монастыря. За три дня Мцыри успел испытать столько, сколько не испытал бы за всю жизнь в монастыре. Я утверждаю, что он был счаст­лив. Не каждый способен понять это счастье, но мя­тежный гений Лермонтова именно таким счастьем на­делил своего героя. По духу Мцыри близок поэту, он разделяет все порывы и переживания молодого по­слушника. Мцыри - романтическое воплощение сво­бодолюбия и храбрости.

Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри.
«Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию.
Эмоциональная речь Мцыри с необыкновенной силой выражает его пылкую, вольнолюбивую натуру, возвышает его настроения и переживания.
Своеобразие личности юноши подчеркивают необычные обстоятельства его жизни. Судьба с детства обрекла его на унылое монастырское существование, которое было чуждо его пламенной натуре. Неволя не смогла убить в нем стремления к свободе, наоборот, она укрепила его. И это разожгло в его душе желание любой ценой увидеть Родину.
Находясь в монастыре, Мцыри томился от одиночества. Он не находил ни одной родственной души, с кем он мог поговорить, кому мог открыться. Монастырь превратился для него в тюрьму. Все это подтолкнуло его на побег. Он хочет убежать от людской жизни и спастись в объятиях природы.
Убежав во время грозы, Мцыри впервые видит мир, который был скрыт от него стенами монастыря. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину. Красота, великолепие Кавказа ослепляет Мцыри. Он сохраняет в памяти «пышные поля, покрытые венцом дерев, разросшихся кругом», «горные хребты, причудливые, как мечты». Эти картины всколыхнули в герое смутные воспоминания о родной стране, которой он был лишен ребенком.
Пейзаж в поэме составляет не только фон, который окружает героя. Он помогает раскрыть его характер и становится одним из способов создания образа. О характере Мцыри можно судить по тому, как он описывает природу. Юношу привлекает могущество, размах кавказской природы. Его совершенно не пугают опасности, которые таятся в ней.
Мцыри воспринимает природу во всей ее цельности, а это говорит о его душевной широте.
Восприятие пейзажа усиливается благодаря красочным эпитетам, которые использует Мцыри в своем рассказе («сердитый вал», «сонные цветы», «горящая бездна»). Эмоциональность образов усиливается с помощью необычных сравнений. Например, деревья на холме напоминают ему «братьев в пляске круговой». Этот образ как будто навеян воспоминаниями о родных, о родном ауле.
Кульминацией трехдневных скитаний Мцыри является его схватка с барсом. Он мечтал о битве с достойным соперником. Барс и стал для него этим противником. В этом эпизоде раскрылось бесстрашие Мцыри, жажда борьбы, презрение к смерти.
Через всю свою короткую жизнь Мцыри пронес могучую страсть к свободе, к борьбе.
Своеобразие образа Мцыри состоит в том, что в нем отразились реальные черты человека-горца. Белинский назвал Мцыри «огненной душой», «исполинской натурой», «любимым идеалом поэта». Романтический образ Мцыри в этой повести продолжает пробуждать в людях стремление к действию, боренью.

    Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

    Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слово Лермонтова- романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году;...

  1. Новое!

    Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место...

  2. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник....

Кавказ с ранних лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы и чести, как родина благородных и возвышенных стремлений. Пребывая на Кавказе, поэт собирает материалы для одной из лучших своих поэм - «Мцыри». Она построена как монолог-исповедь главного героя Мцыри, где он не кается в грехах перед свя­щенником, а открывает ему свои мысли, взгляды. И здесь мы сталкиваемся с двумя различными точками зрения, двумя взглядами на жизнь - монаха из монастыря и Мцыри.

Мцыри - на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде послуш­ника. Попав в обитель шестилетним ребенком, Мцыри долго не мог привыкнуть к монастырю, который для него, сына гор, был сродни тюрьме. Он не мог привыкнуть к тихой обители, где все, казалось, желали ему только добра. Монахи вылечили его, научили понимать чужой язык. Здесь он нашел теплый кров, пищу и одежду. И уже готовился стать священнослужителем, дать монашеский обет, но бежал из монастыря, однако сбился с пути. Обессиленного, полуживого его нашли монахи и опять возвратили в монастырь - его «тюрьму».

Монах, пришедший исповедовать Мцыри перед смертью, недоумевает: почему юно­ша так поступил? Ведь впереди у него была тихая, смиренная, спокойная и размеренная жизнь, посвященная служению Богу. Именно так он сам прожил свою долгую жизнь, таков, по мнению монаха, был ее смысл, и к такой жизни он готовил Мцыри. Но для юноши смысл жизни - свобода.

Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь силы власть, Одну, но пламенную страсть...

Всеми силами своей души он стремится обрести свободу, попасть на родину, туда, «где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Мцыри упрекает монаха за то, что тот спас его от смерти.

Зачем?.. Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, Я вырос в сумрачных стенах Душой дитя, судьбой монах.

Сколько горя и несчастий принесла ему эта тихая обитель! Он «никому не могска- затьсвященныхслов «отец» и «мать», не слышал звуков родной речи, не мог любоваться красотами родного Кавказа. Бежав из монастыря, Мцыри целых три дня был свободен. Но эти три дня стоили всей предыдущей его жизни. Общаясь с природой, он вспомнил родной край, отца, мать, сестер, свое недолгое счастливое детство в родном краю. Монах, не разделяя взглядов Мцыри, пытается узнать, что же делал он вне стен монастыря, на воле? И удивился, когда услыхал:

Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

И приходит к выводу: конечно, для воли! И пусть она была недолгой - всего три дня, - пусть даже жестокой - юноша получил в схватке с барсом тяжелые смертельные ранения, - но это была свобода.

Увы! за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял.

Всю свою недолгую жизнь Мцыри стремился уйти «от келий душных и молитв в... чудный мир тревог и битв», но мечте его не суждено было сбыться.

Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз, Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет.

Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить стремление человека к свободе, к свету, не остановят стремление познать мир. И подтверждение тому - жизнь Мцыри.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тема 6. Поэма «Мцыри»

Задание 1 . Прочитайте в учебнике поэму «Мцыри» и ответьте на вопросы.

    Что означает слов «мцыри»? Есть ли имя у героя поэмы? Почему?

    Какие исторические факты упоминаются в 1-ой главе поэмы?

    Как мальчик-горец попал в монастырь? Сколько лет ему было? Почему ему пришлось остаться в монастыре?

    Какое значение имеет слово исповедь ? Почему Мцыри не сразу стал отвечать на вопросы, но потом решил «словами облегчить» грудь?

    Можно ли по рассказу Мцыри утверждать, что к нему плохо относились в монастыре? Почему он считает свою жизнь здесь пленом? На что готов променять такую жизнь? О чем это говорит читателю?

    О какой «пламенной страсти» говорит Мцыри? С чем он ее сравнивает и почему?

    О ком тосковал Мцыри в стенах монастыря? Какую клятву он себе дал?

    Почему Мцыри спрашивает старого монаха о юности?

    Как Мцыри описывает то, что он видел на воле? Как можно объяснить, что, вспоминая картины кавказской природы, он отмечает: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»?

    Сколько дней провел Мцыри на воле? Как он объясняет свое стремление попасть за пределы монастыря? Случаен ли выбор момента, когда он совершает побег?

    В чем причина того, что Мцыри не боится грозы и опасностей пути среди гор? С кем он себя сравнивает и почему?

    Как описывается битва Мцыри с барсом? Почему Мцыри называет зверя «бойцом»?

    Что обнаружил Мцыри, когда он вышел из леса? Почему он говорит: «Но тщетно спорил я с судьбой»?

    Почему Мцыри сравнивает себя с «цветком тепличным»?

    Что видит Мцыри в предсмертном бреду?

    Почему в предсмертной исповеди Мцыри говорит, что готов «рай и вечность» променять на несколько минут в родном краю?

    Куда просит Мцыри отнести его перед смертью? О чем его последние мысли?

Задание 2. В тексте поэмы вам встретились слова и выражения, которые требуют комментария. Дайте объяснение этим словам, при затруднении обратитесь к сноскам в учебнике, словарям или ресурсам Интернета.

Инок_

Благодать __

Монашеский обет ________________________________________________

Обитель

Чернец _

Кадильница _____________________________________________________

Келья

Клятва _________________________________________________________

Исповедь ________________________________________________________

Жребий _________________________________________________________

Терновый венец __________________________________________________

Проклинать _____________________________________________________

Ниц

Аул ____________________________________________________________

Чадра __________________________________________________________

Сакля ___________________________________________________________

Задание 3 . Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я / на воле? Жил…»? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста.

Задание 4. Проанализируйте сцену боя с барсом . Какое место занимает она в поэме? Какой основной художественный прием использует в изображении сражения человека и зверя автор? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задание 5. Подготовьте рассказ о Мцыри по плану:

План

    Место, занимаемое персонажем в произведении.

    Возраст, положение в обществе.

    Образование и воспитание

    Основные интересы, идеалы, жизненные цели.

    Внешность, манера держаться.

    Речь персонажа.

    Поступки, особенности поведения.

    Взаимоотношения с другими персонажами.

    Значение в раскрытии идеи произведения.

Задание 6. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией поэмы и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается идея произведения?

Задание 7. Вспомните, что называется эпиграфом ? Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»? Выпишите его. Что он означает? Как вы думаете, какую важную для автора мысль призван подчеркнуть этот эпиграф?

Эпиграф к поэме _________________________________________________

Задание 8. Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описания природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя? Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри?

Задание 9.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Задание11. Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной,

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в этом фрагменте.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу

Задание 12. Докажите, что Мцыри – романтический герой, поэма Лермонтова – романтическое произведение. В качестве аргументов используйте основные положения статьи учебника о романтизме и примеры из текста поэмы.

Задание 13. Напишите сочинение на одну из следующих тем:

    «Одна – но пламенная страсть…»

    Три «блаженных дня» Мцыри.

    «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!...»

    Природа в поэме «Мцыри».


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top