Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос. "Во весь голос" (Маяковский): анализ произведения

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь голос.

Поэма Маяковского «Во весь голос» была написана автором в стихотворной форме. При великом сожалении, поэма не была издана, поэтому читатели не были удостоены возможности ознакомиться с ней. Писалась поэма еще в 30-х годах, которая была выставлена как экспонат на выставке двадцатилетнего творчества Маяковского. По словам Маяковского, первые строки поэмы написаны как отображение сути работы поэта, которые стали стартом в творческой работе автора. Замыслом написания «Во весь голос» был взгляд на самого себя с будущего: «Уважаемые товарищи потомки! Наших дней изучая потемки».

С этих строк сразу понятно, что поэт пишет их для будущего поколения, а так же рассказывает о себе. Но Маяковский так же пишет строки, просто предаваясь поэзии, но немного шутя над бабой, сажавшей сад: «Засадила садик мило, дочка, дачка, водь и гладь, сама буду поливать».

Своими стихами поэт серьёзно боролся за коммунистическое дело, ни боясь не правительства, ни тайных организаций. Строчками со стихов он просто пронзал душу Советского народа: «Парадом развернув моих страниц войска. Стихи стоят свинцово-тяжело».

Во время революции все очень быстро менялось. Это означало, что Маяковский должен войти в этот темп, присоединиться к народу, и вместе с ним переустроить мир на новое, социалистическое направление. Своей поэзией он двигался вперед, при этот задавал это движение и для остальных. Признать эту поэзию означало сделать свои намеренья реальными, шаг за шагом стремясь к светлому, прекрасному будущему.

Этими строками поэт закончил свой стих «Во весь голос»: «я подыму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Его стихи заставляли задуматься о многом. Они пробуждали народ действовать, к чему, по своему замыслу, поэт и стремился.

Интересный парадокс заключается в том, что эта поэма так и не была написана Маяковским. Буквально перед своей смертью он написал всего лишь вступление к ней, которое он посвятил первой советской пятилетке в конце 1929 - начале 1930 гг.

Приступая к теме «Анализ: «Во весь голос» Маяковский», надо отметить, что этот стих поэт приурочил к юбилейной выставке - 25-летию своего творческого пути. Сам он, выступая перед собравшейся публикой, говорил, что это произведение полностью и целиком отражает все то, над чем он так работал все эти долгие годы, и представил его как отчет о проделанной творческой работе. Так, сам того не подозревая, он продолжил этим классическую тему «памятника», начатую еще Державиным и Пушкиным.

«Во весь голос», Маяковский: анализ

В этом вступлении знаменитый поэт противопоставляет себя чистому искусству, которое не признает никакой политики. Именно в этом амплуа складывается общее впечатление о его отношении к творчеству вообще и к его отдельным представителям в частности.

В некотором роде стало неким посланием будущим потомкам. Поэт как будто оценивает себя взглядом из будущего, глядя в настоящее, где сразу поражает строчками: «Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный…».

Этими словами он создает некий образ поэзии без смысла и цели, которую саркастично и остро высмеивает, называя «капризной бабой».

Стихи как орудие

Стихи его не просто строчки на бумаге, он использует их как серьезное оружие в борьбы за коммунистическое дело.

Поэт-агитатор намекает на то, что ни правительства, ни «лирических томиков», ни «хребтов веков» не боится. Это открыто заявляет во весь голос Маяковский. Анализ произведения сводится к тому, что его оружие не ранит и не убивает человека, но оно может очень сильно поразить душу и сердце человека. Он пишет пророческие строчки, в которых намекает на то, что его стихи стоят свинцово и готовы к смерти.

Вдохновение

Все свое самое желанное написал в поэме «Во весь голос» Маяковский. Анализ ее говорит о том, что все, чем занимался поэт, создавалось совсем не для эстетического наслаждения потому, что оно строит, вдохновляет и борется с бессмысленностью, двигается вперед и ведет за собой массы. Он думал, что его призвание - реализовывать социалистические мечты и с широкими массами идти в светлое будущее.
Писатель призывает: «Умри мой стих как рядовой». Он считает, что для общественного благополучия поэт должен трудиться в поте лица, забывая о себе и не думая о вознаграждении, принося в жертву свое творчество.

Он пишет в своем стихотворении, что, кроме свежевымытой сорочки, ему ничего не нужно, а еще что поэт и общество неразделимы.

Судьба и Родина

В продолжение темы «Маяковский «Во весь голос»: анализ стихотворения» надо отметить и то, что дейный творец называет потомков ловкими и здоровыми, и, по его мнению, они должны помнить, каким трудом все оплачено, он сравнивал его с вылизыванием «чахоткиных плевков».

Немного удивительно, но Владимр Владимирович описывает будущее, что уже наступило «коммунистическое далеко», в которое он вложил максимум усилий, ведь каждый свой трудовой наступивший день он инвестировал в будущее.

Поэт считает это своим гражданским долгом - построить достойное будущее, и это желание буквально обессилило его душу.

Крик души

Об этом и кричит в своем стихотворении «Во весь голос» Маяковский. Анализ вступления говорит о том, что поэт вдохновляет народ к строительству светлого будущего, и что все должны помнить тех, кто был причастен к бою за социализм и коммунизм, и не забывать их отчаянный труд. Их душа живет в каждой строчке его и обязательно пройдет сквозь столетия.

Великий идейник обращается к ним как к тем, кто по-настоящему верит в коммунизм, и выражает себя потомком этих людей, которые и представить себе уже не могут, во что можно было так искренне и глубоко верить, и найдется ли столько сил, сколько было в праотцах октябрьской революции.

Заключение

Из вступления к поэме «Во весь голос» стало понятно, что оно представляет собой в некотором виде завещание, написанное практически за три месяца до его трагической гибели. Этот вопрос еще более интересен, так как осталось неясным, убили поэта или это было самоубийство. Многие историки и эксперты криминалистики, исследуя все факты, документы и свидетельства, пришли к мнению, что его все-таки убили. А убили из-за того, что он начал вникать в дела правительства Сталина, который уклонился от того ленинского курса, о котором так мечтали миллионы людей. Темное это дело, такое же, как и с Есениным.

Однако самым интересным остается то, что вера его все-таки стала колебаться в конце жизни, и на то были у него свои причины. Даже у такого отъявленного коммуниста в итоге вечером 13 апреля 1930 года вырвется из души «О, Господи!». В эту минуту рядом с ним будет находиться его любимая женщина, Полонская, которая очень удивится этому восклицанию и переспросит его о том, верующий ли он. И Владимир ответит ей, что уже и сам не понимает, во что он верит...

О роли поэта и назначении поэзии в жизни рассуждали практически все крупные писатели. Русская литература всегда была тесно связана с общественным движением и обсуждала самые актуальные проблемы той или иной эпохи. Тема поэта и поэзии занимает важное место в творчестве В. Маяковского. Автор призывал подходить к явлениям искусства с позиции общественной значимости. Он считал, что каждый художник должен нести народу прежде всего правду.

Во вступлении к поэме «Во весь голос», которая так и не была окончена, В. Маяковский заявляет о том, что хочет рассказать о времени и о себе. Лирический герой и автор буквально сливаются в единое поэтическое «я» - центральный образ во вступлении. В. Маяковского часто упрекали в эгоцентризме, в том, что его лирический герой воспринимает себя как центральную точку, вокруг которой вращается и мир, и космос, и вся вселенная. Поэт же, наоборот, воспринимал себя «революцией мобилизованным и призванным».,

В произведении содержится скрытая полемика с С. Есениным, всей силой своего поэтического таланта воспевшего неповторимые пейзажи, а также создавшего большой пласт любовной лирики, которую В. Маяковский иронично называет «амурно-игривой охотой».

Кто стихами льет из лейки,

кто кропит,

набравши в рот -

кудреватые Митрейки,

мудреватые Кудрейки -

кто их, к черту, разберет!

Сам ритм стиха в этом отрывке убыстряется, чтобы показать, как тематически мелка и ритмически однообразна подобная поэзия. В двадцатые годы действительно существовали поэты К.Н. Митрейкин и А.А. Кудрейко, принадлежащие к литературной группировке конструктивистов. Сейчас они неизвестны читателю. Этот факт лишний раз подчеркивает справедливость критики В. Маяковского. Но возможно, что забвению как раз и способствовала столь уничтожающая и оглушительная критика.

Важно, что поэт в произведении В. Маяковского не ищет личной выгоды от своего нелегкого ремесла.

Для В. Маяковского на первом месте стоит идея гражданского и общественного долга. Он восклицает:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

не так

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

и через головы

поэтов и правительств.

Поверхностно было бы видеть в этих строках манию величия. Цель поэта не самоутвердиться, а донести свои убеждения. Именно поэтому он стремится писать.громче, плакатнее, рельефнее. Именно таким масштабным, размашистым, укрупненным, по мнению автора, должен быть стих, который будут знать и помнить потомки через столетия.

В. Маяковский гневно клеймит поэзию-однодневку, награждая ее рядом красноречивых сравнений («как стершийся пятак», «как свет умерших звезд»). Для поэта стихотворение - важнейший труд. Новизна его столь же значима и прогрессивна, как, например, водопровод:

Мой стих

трудом

громаду лет прорвет

и явится

весомо,

грубо,

зримо,

как в наши дни

вошел водопровод,

сработанный

еще рабами Рима.

Наречия «весомо», «грубо», «зримо» здесь словно усиливают друг друга, характеризуя стиль настоящего талантливого произведения. Известно, что критики частенько упрекали самого Владимира Маяковского в излишней грубости и эгоцентризме. Действительно, в данном произведении вынесенное в начало строки местоимение «я» звучит величественно и торжественно. Однако это поэтическое «я» несколько шире авторского. Под ним правильнее понимать не конкретного человека»та творческого художника вообще. Что касается грубой лексики, то эти упреки представляются более справедливыми. И хотя бранные" словечки, несомненно, привносят в произведение яркие, запоминающиеся краски, они одновременно и снижают эстетическое качество поэтического текста. В связи с этим данным прием трудно оправдать в художественном смысле. В современной поэзии стало модным включение в текст стиха откровенной брани, но это качество как раз не способствует увеличению жизненной силы произведения, а лишь сужает круг поклонников того или иного автора.

Прием, призванный шокировать читателя, называется эпатажем. В. Маяковский любил и часто применял его. Возможно, поработав над поэмой чуть больше, автор и отказался бы от откровенно бранной лексики, но в существующем варианте она занимает хоть и небольшое, но ключевое по местоположению в произведении место своих идей и своего поэтического голоса: иными словами, накричаться вдоволь, чтобы быть, наконец, услышанным и признанным.

Стихотворения В. Маяковского создавались, чтобы защищать одно и ниспровергать другое. Его философское мировоззрение включало ряд утопических черт. Поэт верил в идею создания идеального будущего и оценивал прошлое и настоящее с позиций этого будущего. При этом В. Маяковский соглашался с мыслью о том, что величие цели оправдывает средства.

В. Маяковский сравнивает поэзию с непримиримой борьбой, с грозным оружием. Ему помогает в этом ряд выразительных метафор, связанных с военными реалиями («страниц войска», «строчечный фронт», «кавалерия острот», «рифм пики»). Поэт считает, что злободневные в его историческую эпоху произведения переживут века и будут актуальны и для благодарных потомков, рассказывая им о мятежной эпохе начала XX века. Ведь именно для тех, кто будет жить в новом, справедливом обществе будущего, претерпевают все лишения и трудности борцы за победу социализма.

Поэма “Во весь голос” Маяковского, строго говоря, таковой не является: поэт написал только вступление, но и критики, и литературоведы считают его полноценным произведением. Краткий анализ “Во весь голос” по плану поможет ученикам 11 класса понять, почему литературоведы так полагают, а также глубже оценить художественное совершенство произведения. На уроке литературы этот разбор может быть использован и в качестве основного, и как дополнительный материал.

Краткий анализ

История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929-1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.

Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.

Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.

Жанр – лирическо-публицистическая поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .

Метафоры “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.

Сравнения “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .

История создания

Произведение было написано незадолго до самоубийства его автора. Это был период, когда Маяковский готовился к особенной выставке, приуроченной к двадцатилетию своего творчества. Но это радостное, казалось бы, время, на деле вышло для него мрачным – было очень много критики, многие коллеги по цеху и критики выступали с резкими заявлениями в его адрес.

Видимо, это и породило во Владимире Владимировиче желание поговорить со своим читателем напрямую. Он задумал грандиозный труд – поэму “Во весь голос”, однако написал только ее вступление. Дальше работать над произведением он не смог или не захотел: стих с подзаголовком “Первое вступление к поэме” был завершен в январе 1930 года, а уже в апреле произошло трагическое самоубийство.

Поэмой произведение называют лишь по традиции, но это достаточно знаково.

Тема

В конце своего жизненного пути (хотя и неизвестно, планировал ли поэт свое самоубийство уже тогда) Маяковский в очередной раз обратился к важной для себя теме творчества – точнее, его назначения и своего места в творческом процессе. Он выбирает непростой путь – рассказать о себе и времени, в котором он живет, только правду. И он говорит – жестко и без излишней вежливости.

Композиция

В своем произведении Владимир Владимирович выступает и как автор, и как лирический герой. Он продвигают неприятие искусства как эстетского подхода, говорит о социальной составляющей поэзии и даже называет себя “ассенизатором-водовозом”, то есть, с одной стороны, он дает людям то, что им необходимо, с другой – часто имеет дело с самой неприглядной стороной действительности.

Основная идея поэмы заключается в том, чтобы точно выразить творческое кредо Маяковского: поэзия – это труд, она должна мотивировать людей, там не место красивостям, она – часть жизни, повседневности.

Поэт говорит о том, что есть поэзия, которая замкнута в своем мещанстве как цветы в барском садике. Она создается просто ради красивых слов и не имеет ни социальной нагрузки, ни права говорить людям, как им жить и что делать. Но его поэзия – не такая, она – оружие. А поэт – это ее служитель-полководец, выводящий слова на торжественный военный парад.

При этом он не ищет наград и признания, его войско даже может полностью погибнуть. Главное – это победа, а именно, гармоничное, здоровое и справедливое общество.

Жанр

Хотя к такому жанру, как поэма, “Во весь голос” относится несколько условно, произведение все же получилось достаточно эпическим. В данном случае главное – масштабность мысли, которая хоть и воплощена в небольшое в сравнении с поэмой стихотворении, но не теряет от этого свою силу и грандиозность.

Используя тоническую системы стихосложения, Маяковский, как обычно, делает упор на ритм и словесное ударение. Он выделяет те слова, которые, по его мнению, наилучшим образом выражают мысль и позволяют выразить обуревающие поэта бунтарские настроения и яркие эмоции.

Средства выразительности

Кроме характерных для своего поэтического слова неологизмов Владимир Владимирович использует и привычные художественные тропы, делая их яркими и жесткими. Так, в произведении употребляются:

  • Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия” .
  • Метафоры – “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
  • Сравнения – “поэзия – баба капризная”, “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни” .

Благодаря им стихотворение как будто высекается в вечном граните, сохраняя память о Маяковском-поэте.

Первое вступление в поэму

Уважаемые

Товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем дерьме,
наших дней изучая потемки,
вы,

возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет

ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор,

Снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени

и о себе.
Я, ассенизатор

и водовоз,
революцией

Мобилизованный и призванный,
ушел на фронт

Из барских садоводств
поэзии -

Бабы капризной.
Засадила садик мило,
дочка,

и гладь -
сама садик я садила,
сама буду поливать.
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,

Набравши в рот -
кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки -
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина -
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...»
Неважная честь,
чтоб из этаких роз
мои изваяния высились
по скверам,
где харкает туберкулез,
где б... с хулиганом

да сифилис.
И мне
агитпроп

в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас,-
доходней оно
и прелестней.
Но я

себя
смирял,
становясь
на горло

Собственной песне.
Слушайте,

товарищи потомки,
агитатора,

Горлана-главаря.
Заглуша

поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой

С живыми говоря.
Я к вам приду
в коммунистическое далеко
не так,
как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдет

Через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,

Но он дойдет не так,-
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих

Громаду лет прорвет
и явится

Весомо,
грубо,

Зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный

Еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы

с уважением

ощупывайте их,
как старое,

Но грозное оружие.
Я
ухо

Не привык ласкать;
ушку девическому

в завиточках волоска
с полупохабщины

Не разалеться тронуту.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу

По строчечному фронту.
Стихи стоят
свинцово-тяжело,
готовые и к смерти

и к бессмертной славе.
Поэмы замерли,

к жерлу прижав жерло
нацеленных

Зияющих заглавий.
Оружия
любимейшего

род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм

отточенные пики.
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах

Пролетали,
до самого

Последнего листка
я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Рабочего

Громады класса враг -
он враг и мой,

отъявленный и давний.
Велели нам
идти
под красный флаг
года труда

И дни недоеданий.
Мы открывали

каждый том,
как в доме

Собственном
мы открываем ставни,
но и без чтения

Мы разбирались в том,
в каком идти,
в каком сражаться стане.
Мы

диалектику
учили не по Гегелю.
Бряцанием боев

она врывалась в стих,
когда

Под пулями
от нас буржуи бегали,
как мы

Когда-то

Бегали от них.
Пускай
за гениями

Безутешною вдовой
плетется слава

в похоронном марше -
умри, мой стих,

умри, как рядовой,
как безымянные

На штурмах мерли наши!
Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать

На мраморную слизь.
Сочтемся славою -

Ведь мы свои же люди,-
пускай нам

Общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Потомки,
словарей проверьте поплавки:
из Леты
выплывут
остатки слов таких,
как «проституция»,
«туберкулез»,

«блокада».
Для вас,
которые
здоровы и ловки,
поэт

вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
С хвостом годов

Я становлюсь подобием
чудовищ
ископаемо-хвостатых.
Товарищ жизнь,

быстрей протопаем,
протопаем

По пятилетке

дней остаток.
Мне

Не накопили строчки,
краснодеревщики

Не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,

Мне ничего но надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих

светлых лет,
над бандой

Поэтических

рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов

партийных книжек.

Владимир Маяковский, 1929-1930


Самое обсуждаемое
Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк Как открыли днк Кто впервые установил структуру днк
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения


top