Общая часть родственных. Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Формирование новых знаний

Общая часть родственных. Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Формирование новых знаний

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа №2»

Бийского района Алтайского края

Тема урока:

Корень как общая часть родственных слов

2 класс (1-4)

УМК «Перспективная начальная школа»

(Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»)

учитель начальных классов

Прочитайте слова.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква.

На какие две группы она может разделить данные слова? (слайд 3)

е Е (слайд 4, 5)

- Пропишите.

Определите закономерность последовательности букв во втором ряду: ера ерб ерв ер… (слайд 6)

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

Какую букву нам нужно запомнить?

Почему?

Назовите существенные признаки дерева березы.

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 7)

А как бы вы назвали ласково березу?

Как называется гриб, который растет под березой?

Как называется лес, в котором растут только березы?

Сравните эти слова по значению.

Сравните эти слова по написанию.

Буква е

в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й’ ] и [э]

строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита

береза

лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка

березонька, березка

подберезовик

березняк

близкие по значению

общая часть – берез

Регулятивные:

высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

Познавательные:

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

3.Постановка учебной задачи

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

- Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

- А, может быть, кто-то знает, как называется эта общая часть родственных слов?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Какова будет тема урока?

Прочитайте в оглавлении тему урока, откройте нужную страницу.

Какова цель нашего урока?

Спланируем свою деятельность на уроке:

- Где может об этом узнать?

Начнем с учебника.

Открывают учебник. Определяют тему урока. Ставят для себя учебную задачу.

Планируем деятельность на уроке.

У учителя, в учебнике, …

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

Развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

Работа с учебником .

Прочитайте правило в учебнике на

с. 96 (Чуракова Н.А.) (

(слайд 9)

Как называется общая часть родственных слов?

Как иначе называются родственные слова?

Графически корень выделяется дугой (показ)

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 10)

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Упр. 68 с. 96 (

Какие слова будут являться родственными?

Какие слова оказались «лишними»?

Ученик читает правило

Корень

Однокоренные

Отвечают

Регулятивные:

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

5.Реализация построенного проекта

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Как определить, являются ли слова родственными? Давайте составим алгоритм.

Составляется алгоритм: (слайд 11)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

Работают в соответствии с составленным планом

Регулятивные :

Познавательные:

создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные :

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

6.Физминутка

Цель: восстановление физических и духовных сил, снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

    Упражнение для глаз

    Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы делаете наклоны вправо, влево. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

Лес - лесник, река – плот, стена – гвоздь, кот - котик, сад – садовый, обед – стол, дом – домашний, дом- дым, гриб – грибной. (слайд 12)

Дети выполняют упражнения

Регулятивные :

формирование умения контролировать и оценивать свои действия

7.Первичное закрепление учебного материала

Работа в группах на ноутбуках.

Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.

Задание будете выполнять по алгоритму на ноутбуках в группах.

Инструкция:

Вам необходимо выбрать один из предложенных вариантов. Если фон слова окрасится в красный цвет, то вы допустили ошибку, если в зеленый- то ответ верный.

Что наблюдали в этом задании?

Назовите два признака однокоренных слов.

Повторение правил работы в группе.

Повторение правил работы на ноутбуках.

Работают в группах на ноутбуках по ЭОР учебному тренажеру «Однокоренные слова»

Дети выполняют, учитель контролирует.

Регулятивные :

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Коммуникативные :

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Познавательные :

освоение умения однокоренные слова и выделять корень слова;

выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Включение новых знаний в систему

Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания Приложение 1

Выполнение самостоятельной работы

Регулятивные:

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

Личностные :

осознание алгоритма учебного действия;

8. Итог урока.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке.

- Над какой темой урока мы работали?

Назовите цель урока?

Мы ее достигли?

- Назовите два признака родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

Повторите алгоритм.

Что интересного было?

Для чего нам надо знать эти правила?

На полях поставьте себе оценку за урок.

(слайд 13)

Отвечают

Оценивают свою работу на уроке, свои знания по теме

Личностные:

Регулятивные:

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность Коммуникативные:

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

9.Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Д/З

Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха»

Зелёный листик прикрепляют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

уч. с. 96 упр. 69

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Литература:

    Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Москва: Владос, 1999 г.

    Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением. Екатеринбург, 2003г.

    Чуракова Н.А.. Русский язык. 2 класс, часть1, Москва, Академкнига/Учебник, 2012 г

Приложение 1

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

Приложение 2

Лепихова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Русско-Высоцкая школа"
Населённый пункт: Ленинградская область, Ломоносовский район, с.Русско-Высоцкое
Наименование материала: конспект
Тема: Как устроен наш язык. Корень как общая часть родственных слов.(урок 32, 2 класс)
Дата публикации: 18.09.2016
Раздел: начальное образование

Урок 32
Тема:
Как устроен наш язык Корень как общая часть родственных слов
Задачи урока
:
Обучающая:
закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)
Развивающая
: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
Воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать само стоятельно сть, организованность.
УУД:

Познавательные:
ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные:
применять установленные правила, последовательности действий. Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
1.

Организационный момент.

Слово учителя. Эмоциональный

настрой.
Учитель. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.
2.Чистописание
На доске слова: звонит, звонят, позвонит - Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной буквы В и научимся правильно произносить слова Спишите слова в тетрадь. На какие вопросы отвечают эти слова? Как называются такие слова? Что интересного вы заметили?
3.Словарная работа - В новом словарном слове также встретиться строчная буква в. Откройте словарь в конце учебника. Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в словаре Корова комола, Лоб широк, глаза узеньки. В стаде не пасётся, В руки не даётся. Летом наедается, Зимой высыпается. (МЕДВЕДЬ) Значение слова Ударение Опасное место в слове _Спишите слово в тетрадь -А теперь (показываю знак «работа в паре»). - Придумайте и запишите родственные слова к новому словарному слову. -Какие слова вы придумали? -Как называются такие слова? -Выделите корень.
Взаимопроверка тетрадей.

4Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Чему мы будем должны научиться сегодня на уроке? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

-Давайте проверим по учебнику, верно ли вы определили тему урока (урок 32)
.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе
однокоренные
-Чтобы правильно выполнить
Упражнение 1
вспомните: - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? Читаем задание. Прочитайте образец. У кого есть вопросы по заданию? Кто может помочь? -На доске выполняют 2 строки, 2 следующие – самостоятельно. Кому нужна помощь? -Какое слово нам уже встречалось сегодня на уроке? -Как называются слова, записанные в 1 столбике? Во 2? В 3? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, При выполнении
2 упражнения
надо быть очень внимательными. Прочитаем задание. -Кто готов ответить на вопросы? -О каком признаке родственных слов зыбыл тот, кто составил эти ряды? -ПРАВИЛО. -РУБРИКА «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ»

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

РАБОТА В ПАРАХ. УПРАЖНЕНИЕ 3.

Дополнительно.

Игра «Верно ли что….»
1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2.Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов? 3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть». (
Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)

14. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.


- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? - Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке. Я понял... Я узнал... Я открыл для себя... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось...
(слайд)

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили оценки... - Спасибо за работу. Урок окончен.
15. Домашнее задание.
- Выучить правило.

Я понял...

Я узнал...

Я открыл для себя...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Молчанова Наталья Николаевна учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе

(учебник Рамзаева Т.Г.)

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цели: Создать условия для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие о родственных словах, о значении слова в группе родственных

Учить выделять корень;

Развивающие :

Развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов;

Развивать речь, пополнять словарный запас;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

Воспитывающие:

Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование:

    Раздаточный материал:

    Задание на каждую группу

    Карточки трех уровней

    Рисунок березы

    Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета

    Проектор, компьютер

    Презентация Microsoft Power Point

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Пояснительная записка

Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.

Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.

В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.

На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.

Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»

дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.

Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.

Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.

Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2. Минутка чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)

Прочитайте слова.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (е)

На какие две группы она может разделить данные слова?

(в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й ] и [э])

е Е (слайд 3, 4)

- Пропишите.

Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:

ера ерб ерв ер… (слайд 5)

(строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно – орфографическая работа

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 6)

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

    Постановка учебной задачи

- Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

- А может быть кто-то знает как называется эта общая часть родственных слов?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Чему хотели бы научиться? (слайд 7)

- Где может об этом узнать? (у учителя, в учебнике, …)

- Начнем с учебника.

    Формирование новых знаний

Прочитайте правило в учебнике на с.43 (Рамзаева Т.Г.)

Какие слова называются родственными? (слайд 8)

общая часть


Как называется общая часть родственных слов?

общее значение


Как иначе называются родственные слова?

однокоренные

Графически корень выделяется дугой (показ)

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 9)

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм: (слайд 10)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

6. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

7. Закрепление. Работа в группах. (слайд 11)

Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

    Час, часок, часовщик, часть

    Нос, носильщик, носик, носатый.

    Морозный, холодный, мороз, морозить.

    Вода, водный, водичка, водить.

    Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

    Соринка, сор, сорвал, насорил.

Проверка (слайд 12)

Что наблюдали в этом задании?

Назовите два признака однокоренных слов.

    Упражнение для снятия напряжения с глаз (слайд 13)

    Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках трех уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

    Итог

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового узнали?

- Назовите два признака родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

    Рефлексия

(слайд 14)

Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха.

Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Составить цепочку родственных слов с корнем лес.

С одним из слов составить предложение.

Тема урока: Корень слова как общая часть родственных слов

Цели урока: Познакомить с понятием корень слова, родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

Находить корень в родственных словах.

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

Различать родственные слова и синонимы.

Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2.Актуализация знаний.

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)


Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
ПРОВЕРКА

Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их.

На доске: енот, сетка, ежиха, береза.

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной является словарным?(береза)

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

4. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

Назовите эту общую часть. (берез -).

Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) часть слова.

Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

5 . Понятие об однокоренных словах.

Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

6. Формирование новых знаний

Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

Прочитайте правило в учебнике на с.91

Какие слова называются родственными?

Как называется общая часть родственных слов?

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк.

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.


3. Найти общую часть – корень.

7. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

8. Закрепление.

Работа в парах. Упр.1 стр.91

Индивидуальная работа по выбору. Упр.4 стр.92.

9.Самостоятельная работа для тех, кто раньше справился с заданием.

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках двух уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

Над какой темой урока мы работали?

Что нового узнали?

Назовите два признака родственных слов.

Как иначе называются родственные слова?

11. Рефлексия

Закончите предложения:

Давайте вспомним, о каком дереве мы сегодня говорили? Нарисуйте в тетради на полях листик березы и раскрасьте его тем цветом, каким обозначена ваша работа.

Зелёный листик рисуют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красненский район Белгородская область

Материалы для муниципального конкурса

«Мой лучший урок»

«Корень как общая часть родственных слов»

План-конспект урока русского языка

2 Б класс

Учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Аксёнова Галина Валентиновна

2017 год

Технологическая карта изучения темы

«Корень как общая часть родственных слов» 2 класс

закрепление представлений обучающихся о двух признаках родственных слов. (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению.)

Задачи:

воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии;

предметные: расширить знания обучающихся о родственных словах; учить пользоваться разными видами словарей;

создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Планируемый результат

Познавательные умения:

- объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

_ понимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Допускать существование различных точек зрения.

Контролировать действия портнёра.

Предметные умения:

Знать и уметь применять общее правило написания корней родственных слов.

Закрепить представление о двух признаках родственных слов.

Уметь находить родственные слова.

Уметь решать проблемные ситуации.

Основные понятия

Понятия: родственные слова;

корень.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

Учебник С.В.Иванов, А.О.Евдокимова « Русский язык» 2 класс, 1 часть.

Презентация, видеоматериал.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Деятель

ность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап . Организационный момент

Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Настраивает детей на работу, создает доброжелатель-ную рабочую атмосферу в классе.

I этап. Организационный

момент.

Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту осеннего утра, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного дня.

Личностные: самоопределе-ние;

Коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания обучающихся;

сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке;

упражняться в умении работать со словарём.

развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас, развивать речь.

Работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументиро-вать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм,

создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов;

организовать работу с со словарём.

II этап. Актуализация знаний.

Внедрение в учебную деятельность.

1.Чистописание.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Прочитайте скороговорку,

расскажите соседу.

Кто готов быстро произнести?.....

Какой звук повторяется в скороговорке? (м м*)

Какой буквой обозначается на письме? («эм»-Мм)

Вспомним написание этой буквы.

Слайд 1. Каллиграфия.

Посмотрите на слайд и продолжите цепочку букв.

Мм Ммм…(Мммм Ммммм….)

2. Словарная работа .

Куда грибники складывали грибы? (Корзина) Слайд 2.

Как произносится это слово, а как пишется?

Где можно проверить написание слова?

Откройте орфографический словарь и найдите это слово.

Запишите его в следующей строке.

Составьте и запишите предложение с новым словом.

3 . Формулирование темы урока и целеполагание.

Прочитай слова под картинками. Слайд 3.

Одинаковое ли значение у этих слов? (общее значения слов – место, где живут)

Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)

Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение

Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?

Что их ещё объединяет?

Может кто-то знает, как называется эта часть слова?

Что имеют родственные слова? (корень)

Сформулируйте тему урока.(Корень как общая часть родственных слов). Слайд 4

Какие цели поставим перед собой?

- упражняться , в чем? …..(в умении находить родственные слова, выделять корень);

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).

Коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

III

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

III . Актуализация и обобщение знаний.

Работа по учебнику

Откройте урок № 27

Упражнение1. Найди и назови общую часть в группах слов.

Докажите, что слова являются родственными.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникатив-ные : управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные : общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Физкультминутка. Приложение1.

Организовать работу в парах и группах,

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

-Упр.2 Читаем задание.

Что будете делать? (Найти слова с одинаковым корнем. Выписать их и обозначить корень.)

Итак, что же заключено в корне?

-(общее значение)

Сравним свой вывод с правилом учебника стр. 81.

Как находили корень?

(подбирали родственные слова).

Правильно ли мы делали?

Упр.3. Работаем по группам.

Записать пары слов в таком порядке:

1 группа - родственные слова;

2 группа – формы одного и того же слова.

I V этап.

Цель –

Закреплять знания о родственных словах и корне слова;

Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Развивать умение находить родственные слова;

Создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.

Организовать работу

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

I V этап.

Закрепление пройденного материала

1.) Послушайте сказку «Сказ про воду» (видеоролик 1)

О каких корнях шла речь в сказке? (Корень дерева и корень слова)

2.)-Что же такое корень?

-(общая часть родственных слов)

3.) -За хорошую работу на уроке - вам игра

«Рассели жильцов» (видеоролик 2)

Регулятивные:

Самостоятель-ное применение изученных знаний

V . Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник .

Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями:

вар, корм, холод. Слайд 5.

Регулятивные:

Работа с дневником

V I . Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать

личную ответственность за результаты своего труда.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

V. Подведение итогов урока.

Какие цели ставили в начале урока?

(подбирать родственные слова, выделять корень)

Удалось ли их решить?

Где нам могут пригодиться эти знания?

Рефлексия. Слайд 6.

А сейчас продолжите предложения…

- Я узнал, что…..

-Я понял, что……

-Чем больше мы знаем, тем…..

Кто доволен своей работой на уроке-

выйдите к доске (аплодисменты),

кто хорошо работал- встаньте,

остальным быть чуть внимательнее и всё у вас получится.

Коммуникатив-ные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразова-ние.

Анкета-заявка

на участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению начальная школа на 2016/2017 учебный год


1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Аксёнова Галина Валентиновна

2. Год, месяц, день рождения 30 апреля 1976
3. Место работы
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Полный адрес: индекс 309875 село Новоуколово улица Школьная ,1

телефон/факс 8-(47-262)-5-41-72 Е-mail nukolovo @ inbox . ru

4. Должность учитель
5. Педагогический стаж работы
23 года
6. Преподаваемый предмет
начальные классы
7. Класс проведения урока ___ 2 Б __ Количество детей в классе 14
8. Домашний адрес автора (полностью): индекс
309584

с.Ларисовка , улица Зелёная, 99

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Конищева Светлана Александровна

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.
Подпись руководителя образовательного учреждения

________________________________
М.П. Дата заполнения 08.04.2017.

Пояснительная записка к уроку

Аксёнова Галина Валентиновна

Класс 2 Б

Профессия учитель начальных классов

Предмет русский язфк

Тема урока Корень как общая часть родственных слов.

Тип урока Урок постановки учебной задачи

Характеристика класса :

Во 2 Б классе обучаются 14 ученика, из них 3- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 8 семей. В основном, психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива где-то 80%.

Уровень учебной мотивации средний. Двоих обучающихся можно отнести к педагогически запущенным, 10 обучающихся обладают учебными способностями и стремлением к учебе.

Для активного участия в подготовке и проведении открытого урока удалось привлечь всех обучающихся. Привлечь к активной работе на уроке всех учащихся помогла работа в группах. Во время проведения урока микроклимат в классе был доброжелательный и комфортный.

Методическая цель урока :

показать коллегам методику проведения урока постановки учебной задачи.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения поставленных задач.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки обучающихся (учитывался уровень подготовленности обучающихся класса)

Структура урока строится на сочетании следующих этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и различными способами деятельности, подведения итогов и формулирования выводов.

Цели и задачи урока: закрепление представлений обучающихся о двух признаках родственных слов.

Формировать УУД :

- Личностные УУД: Развивать способность к рефлексии, формировать нравственно-этические ориентиры.

- Регулятивные УУД: Формировать способность к контролю и самоконтролю.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения; ориентироваться в книгах; анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, определения авторского отношения к персонажу, определения личного отношения к персонажу, с целью характеристики персонажа.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеоматериалы, учебники, словари.

Физминутка Приложение 1.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top