Что такое сампо в военном училище. Сампо - что это? Самоподготовка к экзаменам

Что такое сампо в военном училище. Сампо - что это? Самоподготовка к экзаменам


Фольклор часто называют коллективной памятью народа, сохранённой в художественных образах. К произведениям такого рода относят и знаменитый карело-финский эпос «Калевала». Современным читателям он известен как фольклорный материал, который был собран и структурирован финским лингвистом Элиасом Лённротом в XIX веке. Карелы и финны на протяжении многих веков бережно хранили старинные руны, возраст которых исчисляется тысячами лет, и теперь «Калевалу» считают одним из древнейших произведений в масштабах всего человечества. Время появления большей части сюжетов эпоса невозможно установить даже примерно.

«Калевалу» можно рассматривать как языческую книгу. Культурная среда, в которой жили поэты древних времён, была тесно связана с шаманами. Волшебники и колдуны играли очень важную роль не только в религиозной, но и в социальной жизни древних карел и финнов. Язычники, которые в своё время жили на территории современной Финляндии и Карелии, поклонялись огню и солнцу, а все их заклинания подчёркивали любовь к свету. Природные явления у них считались отражением духа человеческого и почитались в особенной степени.
Основой колдовства шаманов было понимание сил природы. С их помощью они пытались лечить болезни и насылать на недругов проклятия. Согласно преданиям, первые шаманы переняли способность колдовать у некого племени великанов, которое, в свою очередь, состояло из предков северных народов. Обрывочные сведения о таинственных великанах можно найти в сказаниях и песнях, которые не вошли в основной текст эпоса. Из них следует, что карело-финские племена появились благодаря Калеву – древнему великану, у которого было целых двенадцать сыновей.
Обычаи, традиции и знания передавались из поколения в поколение посредством рунопевцев. Древние сказители обычно были просто одарёнными личностями, однако нередко их специально обучали этому мастерству. Будущие рунопевцы запоминали сказания и песни от представителей старших поколений и хранили их в своей памяти. Через время приходил их черёд передавать руны новым поколениям. Считалось, что рунопевцы были носителями особого знания, которым боги поделились с людьми, но скрыли от непосвящённых в мифах и сказаниях. В мифологических образах «Калевалы» можно отыскать упоминания о нормах поведения, происхождении всего живого и великих катаклизмах, которые случались в далёком прошлом. Карелы и финны всегда почитали хранителей коллективной памяти своих народов.
Древние герои эпоса отличались мудростью. Одними из главных персонажей являются отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Примечательно, что Вяйнямейнен позиционируется как сильнейший из героев по причине того, что он был самым мудрым человеком. В этом и проявляется основная особенность карело-финского мировосприятия, в котором геройство заключалось не в военных подвигах, а в силе духа. В их понимании дух имел куда большую важность, а сила была лишь следствием мудрости. Без мудрости любая сила считалась бесполезной.

В эпосе «Калевала» описаны взаимоотношения между двумя народами, один из которых жил в стране Похьёле, а другой – в Калеве. Однажды они поссорились из-за сокровища Сампо. К сожалению, до сих пор не ясно, что же представляет из себя окутанное пеленой неизвестности Сампо. В рунах упоминается о благодетельной силе, которой обладает это таинственно нечто, поскольку с его помощью можно было получать хлеб. Быть может, Сампо представляет собой какую-то волшебную мельницу?
Исследователи предприняли множество попыток объяснить, что же на самом деле представляло собой Сампо. Мельница, музыкальный инструмент, торговое судно – догадок было действительно много, однако наиболее правдоподобным выглядит предположение о зернотёрке. Каменная зернотёрка у карелов и финнов в древности олицетворяла счастье и благоденствие. Тем не менее, все трактовки образа говорят лишь о неспособности современных людей понять послание, заложенное в рунах. Сказания нельзя объяснить с позиции рационализма, а вот интуитивная традиция здесь была бы весьма кстати, однако в современном мире люди мыслят по-другому, да и всякие магические штуки интересуют их всё меньше и меньше.
Таинственность, которая окружала образ Сампо, заинтересовала и Элиаса Лённрота. Финский этнограф предполагал под этим обозначением подразумевали не мельницу, а истукан верховного божества Укко, название которому жители Похьёлы дали от русских слов «сам» и «бог».
Существует ещё одно объяснение загадки Сампо, связанное с известным мифом о «Золотом веке» человечества, который стал эпохой благоденствия и справедливости. Античные историки связывали этот период истории с так называемой «Гипербореей», которая представляла собой страну, в которой обитал блаженный народ. По одному из предположений, она могла располагаться и на территории современной Карелии. У финно-угорских народов воспоминания о тех временах запечатлелись в образе упомянутой мельницы Сампо, у других же народов представления могли различаться. Тем не менее, за этим символом скрывается что-то по-настоящему важное, о чём было известно почти всем народам нашей планеты. Образ мельницы в таком случае выступал просто как обобщённый символ. Какое же сообщение может передать мельница?

При изучении большого количества фольклорных источников многие исследователи приходили к выводу о том, что «мельница» в понимании древних людей описывала какое-то глобальное событие, связанное с космосом. Образ вполне безобидного сооружения может символизировать разрушительные космические процессы, свидетелями которых приходилось становиться древним народам. Тут же возникла гипотеза происхождении самого слова «сампо». Ряд исследователей утверждает, что оно образовано от санскритского «скамбха», которое в одном из произведений древнеиндийской литературы истолковывают как «каркас вселенной». Народы, которые когда-то проживали на территории современной Индии, заключали в значении упомянутого слова описание некоего космического механизма, который сменял земные эпохи.
Как известно, любая мельница рано или поздно ломается. В случае с Сампо это может быть символическим изображением глобальных катастроф, таких как потопы и оледенения, ведь большое количество древних мифов посвящено именно глобальным катаклизмам, которые описаны подробно и очень ярко. Источниками нескончаемых преданий о катастрофических изменениях земного климата обычно основаны на реальных событиях. Канувшие в небытие цивилизации сохранили воспоминания о тех грандиозных катаклизмах и передали их последующим поколениям. Теперь о них знают и современные люди.

Могут ли катаклизмы общемирового масштаба произойти в будущем? Не исключено. Быть может, в данную минуту человечество и стоит на грани какой-нибудь катастрофы. Всё дело в том, сумеют ли люди прислушаться к сообщениям своих предков, переданных в различных сказаниях. Многие мифы прямо намекают на то, что периодическое и почти полное уничтожение человечества является неотъемлемой частью жизни на планете Земля. Правы ли древние? Кто знает…

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Гора Сампо приобрела популярность сравнительно недавно. В 60-х годах XX века в этих местах снимали советско-финский фильм «Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Название «Сампо» прочно закрепилось за горой, и вскоре сюда потянулись туристы, путешественники и искатели тайн. Так она обрела новую жизнь в качестве интересной природной достопримечательности в окрестностях Петрозаводска.

  • По теме:

На ветвях нескольких сосен на вершине горы Сампо повязаны разноцветные «ленточки желаний»

Чудесная мельница Сампо — один из центральных предметов, вокруг которого разворачивается действие карело-финского эпоса «Калевала». В кратком изложении сюжетная линия о Сампо звучит следующим образом.

В стране под названием Калевала живут главные герои: мудрец Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и удалой охотник, весельчак Лемминкяйнен.

Вяйнямёйнен по совету своей матери Илматар отправляется в страну Севера Похъёлу свататься к красавице Деве Севера, дочери хозяйки Похъёлы — злобной старухи Лоухи. Лоухи согласилась на брак, но при условии, что Вяйнямёйнен выкует для неё волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен отказался, сказав, что пошлет вместо себя кузнеца Ильмаринена.

Сампо — это чудесный предмет, подобный мельнице, источник счастья и изобилия. Она намалывает сколь угодно много хлеба, соли и денег. «В «Калевалу» Элиас Лённрот (собиратель и составитель «Калевалы», — М.А.) постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямёйнена» (Э. Киуру, А. Мишин. Фольклорные истоки «Калевалы», Петрозаводск, 2001)

Ильмаринен не захотел ехать в Похъёлу, и тогда Вяйнямёйнен перенес его туда силой волшебства. Увидев Деву Севера, Ильмаринен за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо. Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.

Тогда на помощь Ильмаринену пришли ветры, которые за три дня раздули в кузне большой огонь. И на седьмые сутки Ильмаринен выковал Сампо. Старуха Лоухи схватила Сампо и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками. От Сампо проросли три корня: один ушёл от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу. Однако не отдала Лоухи свою дочь за Ильмаринена, отправила кузнеца обратно в Калевалу.

  • Расстояние от центра Петрозаводска до горы Сампо — около 37 км.
  • Координаты горы Сампо: 62°2’26″N 34°5’41″E

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

САМПО САМПО

в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, С. выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь хозяйки Похьёлы, к которой сватался кузнец (иногда за Вяйнямёйнена, который попал во власть хозяйки Похьёлы). С. намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Похищение С. из Похьёлы - центральный сюжет финского и карельского эпоса (ср. добывание культурных благ у хозяев иного мира в германо-скандинавской мифологии и др.): Вяйнямёйнен отправляется в Похьёлу в сопровождении Ильмаринена, Еукахайнена и др., усыпляет её жителей и добывает С. из-под горы (из глубины в «девять саженей»). Он увозит С. на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похьёлы настигает похитителей; во время борьбы С. разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). По другому варианту, часть обломков прибивает к земле: они влияют на урожай.
Руны о С. исполнялись во время календарных праздников. По мнению У. Харва и других исследователей, представления о С. соотносятся с образом мирового столпа в финно-угорской мифологии.
Лит.: Krohn К., Kalevalastudien, IV - Sampo, Hels., 1927; Kuusi М., Sampo-eepos, Неls., 1949.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Смотреть что такое "САМПО" в других словарях:

    - «САМПО», СССР Финляндия, Суоми фильм/Мосфильм, 1958, цв., 97 мин. Легенда. По мотивам финского эпоса «Калевала». Пятеро старцев просят вековечного кователя Ильмаринена сделать для народа Калевалы волшебную мельницу сампо, чтобы она сама без зерна … Энциклопедия кино

    В карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Большой Энциклопедический словарь

    САМПО, в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Энциклопедический словарь

    сампо - Японский треугольный сюрикен. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины сюрикены … Справочник технического переводчика

    сампо - самоподготовка … Словарь сокращений и аббревиатур

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сампо (значения). А. Галлен Каллела «Создание Сампо» … Википедия

    "Сампо" - СÁМПО, балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело финского нар. эпоса Калевала). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – … Балет. Энциклопедия

    САМПО - сюрикен с тремя остриями … Энциклопедия вооружений

    сампо - Самоподготовка. После сампо рванем в самоход. Армейский жаргон … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

    Сампо - (фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к… … Мифологический словарь

Книги

  • Сампо-Лопарёнок , С. Топелиус. Сакариас Топелиус - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю финской и мировой литературы, прежде…

Сампо Самоподготовка. После сампо рванем в самоход. Армейский жаргон

Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Смотреть что такое "сампо" в других словарях:

    САМПО - «САМПО», СССР Финляндия, Суоми фильм/Мосфильм, 1958, цв., 97 мин. Легенда. По мотивам финского эпоса «Калевала». Пятеро старцев просят вековечного кователя Ильмаринена сделать для народа Калевалы волшебную мельницу сампо, чтобы она сама без зерна … Энциклопедия кино

    САМПО - в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Большой Энциклопедический словарь

    САМПО - в финской и карельской мифологии источник изобилия, чудесная мельница. Согласно рунам, С. выковал Ильмаринен «из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки» в качестве свадебного выкупа (вена) за дочь… … Энциклопедия мифологии

    САМПО - САМПО, в карело финской мифологии волшебная мельница, символ вечного изобилия … Энциклопедический словарь

    сампо - Японский треугольный сюрикен. [ГОСТ Р 51215 98] Тематики оружие холодное Обобщающие термины сюрикены … Справочник технического переводчика

    сампо - самоподготовка … Словарь сокращений и аббревиатур

    Сампо - У этого термина существуют и другие значения, см. Сампо (значения). А. Галлен Каллела «Создание Сампо» … Википедия

    "Сампо" - СÁМПО, балет в 3 актах 11 картинах (по мотивам карело финского нар. эпоса Калевала). Комп. Г. Н. Синисало, сцен. И. В. Смирнов. 27.3.1959, Петрозаводский т р, балетм. И. В. Смирнов, дирижёр И. Э. Шерман, худ. A. A. Шелковников; Илмаринен – … Балет. Энциклопедия

    САМПО - сюрикен с тремя остриями … Энциклопедия вооружений

    Сампо - (фин.) – источник изобилия, чудесная мельница, которая намалывает хлеб, соль и деньги. По мифу, ее выковал Ильмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь хозяйки Похьёлы, к которой он сватался. (Вариант: за Вяйнямяйнена, попавшего в плен к… … Мифологический словарь

Книги

  • Сампо-Лопарёнок , С. Топелиус. Сакариас Топелиус - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю финской и мировой литературы, прежде… Купить за 182 руб
  • Сампо-Лопарёнок , Топелиус Сакариас. Сакариус Топелиус (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он вошел в историю…

Высшее образование – это самообразование

Преподаватель математики

С моей точки зрения это лучшее, что есть в военной системе обучения. Каждый день с 15.20 по 19.05 (если правильно помню) в специально отведенном классе мы самостоятельно учились. Каждый день. Ровно 2 пары, 4 часа. Все 5 лет.

Спать, читать художественную литературу или играть в карты запрещено . За этим зорко должны были следить заместители командиров взводов, а на деле следили сами командиры, начальники и замы факультетов и специально назначенные офицеры с кафедр, которые проводили внезапный контроль.

Естественно самым большим соблазном после обеда и трудного дня учебы с подъемом в 7 утра, уборкой территории и прочими напрягами было уснуть. Но нельзя. Делать нечего, телефоны преимущественно не цветные (самым продвинутым до 3 курса был Самсунг С-100). Интернет запредельно дорогой, да и связь тоже. И что делать, если учесть, что свалить в принципе никуда нельзя? До 4 курса нельзя. На 4 тоже нельзя, но если осторожно, то можно.

Что делали

Что мы только не делали. Но в основном спали. Я прочитал почти все, что написал Пикуль, Ник Перумов, господин Акунин и много чего еще наплывами под настроение. Люди играли в морские бои, писали письма, искали где купить поесть (а было где), но только не учились. Хотя созданы все лучшие условия.

Специально назначенный человек – книгоноша, получал в библиотеке книги по завтрашним дисциплинам. Минимум одну на стол, а позже по просьбам трудящихся. Особенно секретные. То есть: учебники бесплатные, времени вагон, кабинеты светлые, сухие и теплые… А мы спали.

С одной стороны это было реальное время отдыха. Особенно я в него не верил первое время после КМБ, когда личного времени не было. Постоянные тренажи в казарме, давление и прочие невзгоды. А тут… Отдых.

Но когда все устаканилось захотелось большего. Чтобы быстрее уйти с сампо, чтобы скорее в увольнение, чтобы подальше от всех и потемнее класс (такой у нас и был на 4 курсе). На технической территории, среди машин и аппаратуры.

Я так и не понял постановочное видео или нет. Испуг не поддельный у них. Именно так и было, когда приходил проверяющий. Будились спящие, собирались телефоны, приемники и книги. Даже момент «дайте симку достану» заставил вспомнить улыбнуться. Но чтобы капитан РАЗГОВАРИВАЛ матом… Странно это, у нас так не было:

Самоподготовка к экзаменам

Это отдельный вид сампо. Потому что на подготовку к экзаменам выделялось три дня. И все эти дни вместо всех пар была самоподготовка, а потом еще и по распорядку. Можно было выучить все с начала семестра за эти дни почти с нуля.

На первом курсе именно так я поступил с физикой. Для меня принципиальным вопросом было сдать ее на отлично. Я снова, как и при поступлении добился не просто запоминания или умения решить любую задачу. Я выводил все формулы.

Именно во время такой подготовки я попался за игрой в карты и с тех пор вообще их недолюбливаю. Наказанием было нарисовать 36 колод карт на листиках в клеточку: «Чтобы дамы с сиськами, а вальты с пиками» (с). Не то чтобы я до конца справился с задачей, но даже нарезать 1296 прямоугольников из тетрадных листов само по себе рутинное занятие.

Именно во время самоподготовки мы бегали в буфет (старались успеть за большой перерыв), потому что не хватало организму сладкого. На одном из этажей процветала подпольная торговля разными сладостями. Мне кажется, поэтому большинство моих однокашников военных не любят орехи – за учебу отъедаются арахисом во всех его видах.

По окончании самоподготовки утренний уборщик исполнял свою последнюю в этот день миссию: убирал наш класс. Чем он еще занимался я писал и . Каждый год на весь год за нами закреплялся один класс, мы и содержали его в порядке.

В военном училище моего времени не было ни одной уборщицы.

Но было всегда чисто, все параллельно и перпендикулярно. Чьими силами? Все правильно. Но об этом чуть позже. А про сампо пока все.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top