Бутлеров и менделеев. Бутлеров Александр Михайлович — интересные факты. Факты о деятельности и увлечениях

Бутлеров и менделеев. Бутлеров Александр Михайлович — интересные факты. Факты о деятельности и увлечениях

Всегда славились своим вкладом в эту постоянно развивающуюся науку. Но, пожалуй, одними из самых выдающихся являются такие химики, как Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Менделеев, которые стали легендарными учеными, а сегодня известны не только в России, но и во всем мире. В нашей статье мы расскажем о биографии и научной деятельности этих великих людей.

Александр Михайлович Бутлеров: биография

Александр Бутлеров родился в первой половине 19 века в городе Чистополь. Благодаря тому, что появился он в семье зажиточного помещика, мальчик получил хорошее образование. Сначала обучался в частном пансионе, затем в гимназии, после чего поступил в университет. С самого начала обучения в вузе его заинтересовали зоология, химия и ботаника.

Александра Михайловича

Такие великие русские химики, как Александр Михайлович Бутлеров, внесли огромный вклад в науку. После окончания университета молодой человек принимает решение посвятить себя науке и уже через несколько лет становится профессором.

Однако в юношестве из-за пристрастия к химии Александр Михайлович терпел и наказания. Он увлекался тем, что со своими друзьями делал и однажды даже по его вине произошел взрыв в пансионе. Это стало результатом одного из его опытов. Александр был наказан. В течении нескольких дней он стоял в столовой у всех на виду, а на шее у него висела табличка с пророческой надписью - "Великий химик".

Александр Михайлович Бутлеров, как и другие великие русские химики, был увлечен изучением органики. Среди его самых величайших открытий можно отметить создание знаменитой теории о химическом строении.

Дмитрий Иванович Менделеев: биография

Дмитрий Менделеев родился в Тобольске. С самого раннего детства его мать начала замечать, что ее самый младший ребенок (семнадцатый по счету), Дмитрий, невероятно одаренный подросток. Однако в школе его химия не интересовала вовсе - он увлекался только математикой и физикой.

В 1855 году Менделеев Дмитрий Иванович окончил Санкт-Петербургский Главный педагогический институт, после чего незамедлительно последовали его многочисленные научные работы, доклады и диссертации.

Научная деятельность Дмитрия Ивановича

Дмитрий Иванович Менделеев является великим исследователем в области физики, математики, экономики, метеорологии и др. Но особенно важен его вклад в химию. Помимо того, что великий ученый сделал множество исследований и опытов, написал массу диссертаций и научных работ, исследовал газы, растворы, обучал молодых людей, написал первый в России учебник - "Основы химии", он еще и сделал ключевое открытие в этой области. Это была всех химических элементов, то есть знаменитая таблица Менделеева.

Многие великие русские химики были удивлены этим открытием и поражены. Менделееву удалось не только внести в таблицу все элементы, но и предсказать существования тех, которые никто никогда не видел. Благодаря таблице Менделеева школьникам и студентам стало намного проще изучать химию, а самим ученым - легче делать открытия и сверять данные.

Менделеев после своей смерти оставил поколению более 1500 научных трудов. В честь Дмитрия Ивановича назвали 101-й химический элемент - менделевий.

Александр Михайлович Бутлеров и Дмитрий Иванович Менделеев - это два очень интересных человека, которые посвятили свою жизнь научной деятельности и сделали множество важных открытий. Как и все великие русские химики, они являются уникальными, а их работы изучают в русских и иностранных университетах.

Менделеев Д. И. Познание России. Заветные мысли М., "Эксмо", 2008.

С. Ф. ГЛИНКА

"После кончины H. H. Зинина (в феврале 1880 г.) в Академии освободилась кафедра химии, и возник вопрос о замещении ее. А. М. Бутлеров был всегда высокого мнения о Д. И. Менделееве, как о выдающемся русском химике, и, конечно, прежде всего, вспомнил о нем. В это время отношения между Бутлеровым и Менделеевым были несколько испорчены по следующим причинам: Менделеев незадолго перед этим повел систематическую борьбу со спиритизмом, которым усердно занимался Бутлеров, прочитал лекцию и напечатал книгу против спиритизма, кроме того, он, отрицательно относясь к учению о структуре органических соединений, которое развивал Бутлеров в университете на своих лекциях, иногда позволял себе резкую критику в этом направлении. Как мне пришлось слышать, на той же почве во время съезда естествоиспытателей и врачей в 1879 г. по поводу доклада одного из учеников Бутлерова у него произошло довольно резкое столкновение с Менделеевым. Несмотря на все это, Бутлеров продолжал относиться к Менделееву с полным беспристрастием. Однажды он показал мне только что полученную им книгу английского химика Рейнольдса, присланную ему автором, и сказал: "Рейнольдс оспаривает первенство Менделеева в открытии им периодической системы элементов, но ведь Менделеев один предсказывает новые элементы". Это было сказано после открытия галлия и скандия, но раньше открытия германия, что, как известно, произошло в 1886 г. Лотар Мейер и Ньюлэндс, которые являются соперниками Менделеева в основании периодической системы элементов, как справедливо сказал Бутлеров, новых элементов не предсказывали. Описание свойств экакремния и его соединений, сделанное Менделеевым за 15 лет до открытия соответствующего этому элементу германия, говорит само за себя. Как-то в начале осени 1880 г., когда я был у Бутлерова, он разбирал бумаги и нашел среди них письмо от одного из провинциальных химиков, не имевшего, впрочем, отношения к университетам, в котором он просил А. М. Бутлерова иметь его в виду при замещении вакантной кафедры в Академии. Письмо это было прислано еще летом, во время отсутствия Бутлерова, и он тотчас же написал на него ответ, извиняясь в промедлении и объясняя причину; он написал, что, делая представление в Академию о замещении вакантной кафедры химии, он, согласно § 2 действовавшего тогда устава Академии, должен будет представить Д. И. Менделеева. Стало известным, что президент Академии Литке, непременный секретарь Веселовский и большинство академиков являются решительными противниками кандидатуры Менделеева, противопоставляя ему профессора Технологического института Бейльштейна. Менделеев был забаллотирован. После этого профессора университета в виде протеста устроили обед в честь Менделеева, во время которого говорены были соответствующие речи; полемика в газетах, которая началась еще раньше, оживилась особенно теперь. Статьи против Менделеева появились преимущественно в "St. Petersburger Zeitung". Вопрос перешел на национальную почву и обострился еще более. Я не буду останавливаться на подробностях этой борьбы, которая завершилась окончательным забаллотированием Менделеева, представленного вторично, и избранием Бейльштейна. На другой день после заседания Академии, на котором была решена судьба Менделеева, мне случилось зайти в академическую библиотеку, и при мне шел разговор между академиком и лицом из штата библиотеки; академик говорил, что Менделеева невозможно было допустить в Академию из-за его тяжелого характера; других причин не избрания Менделеева в члены Академии он не приводил. Другим и еще более печальным эпизодом в жизни Менделеева является оставление им университета; подробное описание этого эпизода отвлекло бы меня слишком далеко, и на нем я останавливаться не буду. Менделеев был немыслим без лаборатории и без университетской кафедры; не попав в Академию и выйдя из университета, он остался без того и без другого. Как известно, впоследствии он имел занятия в Министерстве финансов. Однажды весною 1891 или 1892 г, ранним утром, в холодную и ветреную погоду я, взглянув в окно своей квартиры, которую имел в одном из зданий Института инженеров путей сообщения, увидел, к своему удивлению, Менделеева, который в шубе нараспашку бегал по обширному двору института и, видимо, кого-то разыскивал. Я поспешил к нему на помощь. Увидев меня, Дмитрий Иванович сказал: "Вот, полюбуйтесь, до чего я дожил на старости лет -- вчера до 12 часов ночи сидел в заседании, теперь рано утром (было не более 9 часов) бегаю: не знаете ли вы, где живет N (он назвал одного из живших в институте, который раньше был в Баку на нефтяных заводах)?" Я указал ему, где живет N, с которым он хотел посоветоваться по вопросу, затронутому на бывшем накануне заседании. Эпизод этот случайного характера открыл мне ту обстановку, в которой должен был жить и работать Дмитрий Иванович в возрасте, близком к 60 годам. Светлыми проблесками на этом темном фоне жизни Д. И. Менделеева были его поездки в Англию, где он получил медаль имени Гэмфри Дэви за свои труды. В связи с этим интересно сопоставить следующие строки из предисловия к изданию "Основ химии" в 1906 г.: "Когда (1897) явилось второе и особенно третье (в 1905 г. с 7-го русск. издания) английское издание, мне стало очевидным, что этою книгою пользуются английские и американские студенты, чего, признаюсь, ожидать никак не смел и что глубоко тронуло мое русское сердце". Эти слова очень грустно читать: чувствуется, что Дмитрий Иванович среди равнодушия и недоброжелательства соотечественников отдыхал душою, находя сочувствие среди чужеземцев. Время до назначения Менделеева на место управляющего Палатою мер и весов, где он мог наконец устроить себе лабораторию, и устроения ее мне представляется периодом скитания его в тщетных поисках лучшего -- ему было 56 лет, когда он должен был оставить университет, а в такие годы всякая жизненная ломка переносится нелегко. Палата мер и весов находится против Технологического института, где Менделеев в 1864 г. начал свою профессорскую деятельность и где, вероятно, провел лучшее время своей жизни, когда полный надежд он вступил на ту дорогу, которая превратилась впоследствии в тернистый путь...""

Глинка С. Ф. Личные воспоминания о Менделееве.
Почему Д. И. Менделеев не был избран в Академию наук.
"Журнал химической промышленности", 1925, No 1 (7), с. 25--27.

ПРИМЕЧАНИЯ

Глинка С. Ф. (1855--1927 г.) -- минералог, окончил Санкт-Петербургский университет, был профессором Московского университета, Института инженеров путей сообщения.

Разделы: Химия , Внеклассная работа

Цели:

  • Сравнить жизнь и деятельность двух великих русских ученых и найти общее в судьбе, научных теориях, значении для науки
  • Почувствовать гордость за нашу Русскую землю, подаривших миру этих великих людей.
  • Развитие исследовательских навыков, творческих способностей.

А.М. Бутлеров – один из величайших русских ученых, он русский и по ученому образованию, и по оригинальности трудов.

(Д.И.Менделеев)

“… я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.

(Д.И.Менделеев)

При изучении этого раздела мы с учащимися выбрали форму защиты учебных проектов.

Защита учебного проекта включает в себя написание реферата и его презентацию другим участникам.

Подготовка конференции включала несколько этапов:

  1. Выбор темы учебного проекта.
  2. Написание реферата.
  3. Защита проекта.

Темы рефератов:

  • Дмитрий Иванович Менделеев – гениальный русский химик.
  • Александр Михайлович Бутлеров – величайший русский ученый.

Литература:

  1. Гроссе Э. Химия для любознательных. 1987 г.
  2. Тищенко В.Е., Младенцев М.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность (Университетский период) 1861-1890 М. 1993 г.
  3. Дмитриев И.С. “Особая миссия Менделеева – Аргументы и факты, Санкт-Петербургский университет” 1996 г.
  4. Стариков В.И. “Д.И. Менделеев” 1984 г. Свердловск.
  5. Макареня А.А. “Менделеев в Петербурге” Лениздат. 1982 г.

На первом этапе подготовки учащимся дается примерный перечень тем для работы:

  • Годы жизни. Место рождения. Семья. Увлечение.
  • Личностные качества.
  • Совместная деятельность
  • Предпосылки.
  • История открытия.
  • Научные теории
  • Триумф.
  • Основные направления развития двух теорий.
  • Философские законы развития.
  • Значение

П этап – этап самостоятельной работы учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Ш этап – обмен информацией, запись учащимися основного содержания в тетрадь.

Годы жизни. Место рождения Семья. Увлечения.

Бутлеров Александр Михайлович 1828-1886 гг.

Менделеев Дмитрий Иванович 1834-1907 гг

Выступления учащихся в тезисах:

Бутлеров А.М. – родился 15 сентября 1828 г. в городе Чистоноле Казанской губернии. Отец Бутлерова, Михаил Васильевич, участник Отечественной войны 1812 года, после отставки в чине подполковника жил в родовом селе Бутлеровка; мать Софья Александровна, скончалась в 19 лет, через несколько дней после рождения сына. Воспитанный отцом, человеком образованным, Саша во всем хотел походить на него.

Учился Бутлеров в частном пансионе, потом в первой Казанской гимназии. В 10 лет хорошо владел французским и немецким языками, занимался химическими опытами (один из них закончился взрывом, и преподаватели пансиона отправили провинившегося в карцер, повесив ему на грудь дощечку с надписью “великий химик”, собирал коллекции растений и насекомых.

В 1846 г. Александр заболел тифом и чудом выжил, а вот заразившийся от него отец скончался. Бутлерову было 18 лет, учился он на естественном отделении Казанского университета.

Менделеев Д.И. – родился в Сибири, в городе Тобольске. 8 февраля 1834 года семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Минделеева, директора Тобольской гимназии. В том же году отец Д.И. Минделеева ослеп. Когда Дмитрию было 13 лет – умер отец и все заботы о семье перешли к матери, Марии Дмитриевне, женщине выдающегося ума и энергии. Она успевала одновременно вести небольшой стеклянный завод и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Она умерла в 1850 г. Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Учился Д.И. Менделеев в Главном педагогическом институте в Петербурге у выдающихся учителей, умевших вызвать глубокий интерес к науке. Это были лучшие научные силы, того времени, академики и профессора Петербургского университета, такие, как математик М.В. Остроградский, физик Э.Х. Ленц, химик А.А. Воскресенский.

В 23 года от роду Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень магистра и стал доцентом Петербургского университета, где читал сначала неорганическую, а затем органическую химию.

В 1865 году он защитил диссертацию “О соединении спирта с водой” на степень доктора химии и через два года становится во главе кафедры неорганической (общей) химии.

Личностные качества.

А.М. Бутлерова

По свидетельству современников, Бутлеров был одним из лучших лекторов своего времени: он безраздельно владел аудиторией благодаря ясности и строгости изложения, которые сочетались у него с образностью языка.

Умение отдыхать – и в студенческие и в зрелые годы помогало Александру Михайловичу самозабвенно работать.

Общительный и дружелюбный, готовый к шутке и спору, скромный и трудолюбивый – таким запомнили Бутлерова многочисленные друзья, коллеги и ученики.

Д.И.Менделеева

Д.И. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу.

Это был могучий человек, потому что сделанное им под силу только гиганту, благодаря крепости духа, уверенности в том, что дело его необходимо.

Д.И. Менделеев – настоящий патриот. Это человек, любящий свою родину, страну, где родился. Он своей работой, всей своей жизнью способствовал благу и процветанию своей родины. Дмитрий Иванович – классический пример патриота России.

Обоих ученых отличали от других химиков:

  • Энциклопедичность химических знаний;
  • Умение анализировать и обобщать факты;
  • Научное прогнозирование;
  • Русский менталитет и русский патриотизм.

Совместная деятельность.

Весной 1868 г. по инициативе знаменитого химика Менделеева Александра Михайловича Бутлерова пригласили в Петербургский университет, где он начал читать лекции и получил возможность организовать частную химическую лабораторию. Бутлеров разработал новую методику обучения студентов, предложив ныне повсеместно принятый лабораторный практикум.

Сохранились сведения о совместной преподавательской работе Бутлерова и Менделеева на кафедре химии Петербургского университета:

Неоднократно Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров принимали вместе экзамены по химии.

Совместно участвовали в работе совета по защите диссертаций.

В их отношениях была и взаимная поддержка и практика заблуждений.

В 1861 г. Бутлеров излагает свою теорию строения органических соединений, и, любопытное совпадение

В том же году Менделеев публикует две работы, целиком посвященные органической химии. Выходит его учебник “Органическая химия”, через два года появляется второе издание. За свой труд Д.И. Менделеев удостаивается Демидовской премии – высшей научной награды России того времени.

Предпосылки периодического закона:

Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 элемента и описаны свойства их многочисленных соединений.

Работы ученых – предшественников Д.И. Менделеева: классификация Берцелиуса, триады Деберейнера, спираль Шанкуртуа, октавы Ньюлендса, таблица Мейера.

Съезд химиков в Карлсруэ, когда окончательно утвердилось атомно-молекулярное учение.

Предпосылки теории химического строения:

Известны сотни тысяч органических соединений, состоящих из углерода, водорода, кислорода, реже – азота, фосфора и серы.

Работы предшественников А.М. Бутлерова: введение термина радикал и теории радикалов; теория типов; введение термина “изометрия”; Франкланд и Кекуле утвердили понятие о валентности элементов; Кекуле развил представление о четырех-валентности углерода; Канницаро уточнил атомные и молекулярные массы.

Оба признавали заслуги Берцелиуса как разработчика первооснов классификации.

История открытия Периодического закона и теории строения.

Д.И. Менделеев и А.М. Бутлеров обобщили накопленный фактологический материал и дополнив его, положили в основу своих трудов.

Однако Д.И. Менделеев расположил элементы в ряд по возрастанию атомного веса.

Главная особенность таблицы Д.И. Менделеева в том, что в вертикальных рядах размещены химически сходные элементы: литий и натрий, бериллий и магний, фтор и хлор, кислород и сера. При таком расположении ясно проявилась периодичность свойств у химических элементов. Так было сделано величайшее открытие эпохи.

Научные теории:

Теория периодичности.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Теория строения.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Обе ведущие теории современной химии были созданы великими русскими учеными и составляют вклад отечественной химии в мировую химическую науку. Обе теории прошли испытание временем и блестяще его выдержали, развиваясь и обогащаясь современными открытиями в химии.

Д.И. Менделеев предсказывает, описывает и указывает пути открытия еще неизвестных науке галлия, скандия и германия, назвав их экабор, экаалюминий, экасилиций.

Менее чем через шесть лет предсказания Д.И. Менделеева подтвердились. Жизнь продолжала проверять менделеевский закон на прочность.

Наконец пришло время триумфа. В 1875 г. был открыт галлий, 1879 г. – скандий, 1886 г. – германий. Существование в природе более 10 элементов предсказал Д.И. Менделеев.

Триумфом теории химического строения органических соединений Бутлерова явилось правильное объяснение на основе этой теории явлений изометрии.

В 1864-1866 годах выходит из печати тремя выпусками книга Бутлерова “Введение к полному изучению органической химии”. Этот вдохновенный труд был откровением Бутлерова – химика экспериментатора и философа, перестроившего весь накопленный наукой материал по принципу химического строения.

Книга Бутлерова вызвала настоящую революцию в химической науке. Она стала путеводной звездой в громадном большинстве исследований в области органической химии. Вышли издания почти на всех европейских языках.

Основные направления развития двух теорий:

Развитие обоих теорий происходит по философским законам (по спирали): формулировки положений корректируются в связи с новейшими научными открытиями, однако суть их остается прежней.

Философские законы развития:

Свойства химических элементов зависят от:

Их относительных масс,

Зарядов их атомных ядер;

Периодичности в изменении внешних электронных слоев атомов;

Свойства органических веществ зависят от:

Их химического строения,

Их пространственного строения,

Их электронного строения.

Значение:

Периодический закон оказался могучим научным орудием исследования, т.к. все дальнейшие поиски элементов осуществлялись с помощь этого закона.

Периодический закон является всеобщим законом природы, т.к. все физические и химические свойства вещества определяются строением атомов.

Созданная Д.И. Менделеевым на основе периодического закона периодическая система химических элементов играет роль путеводной звезды в развитии химии, физики и всего естествознания.

Последующее развитие атомной физики, открытие строения атомов позволили раскрыть причины периодичности в свойствах химических элементов, открытой Д.И. Менделеевым.

Создание теории химического строения органических веществ сыграло важнейшую роль в развитии органической химии. Из науки описательной она превращается в науку созидательную, синтезирующую, появилась возможность судить о взаимном влиянии атомов в молекулах различных веществ.

Теория химического строения создала предпосылки для объяснения и прогнозирования различных видов изомерии органических молекул, а также направлений и механизмов протекания химических реакций.

На основе этой теории химики создают вещества, которые заменяют природные, а иногда и превосходят по свойствам (каучуки, пластмассы, красители).

В обеих теориях так много общего в путях их становления, направлениях развития, общее в прогностической роли, общенаучном значении.

Завещание Д.И. Менделеева.

“Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а лишь развитие и надстройки обещаются”.

Завещание А.М.Бутлерова.

“… когда мы будем знать ближе натуру химической энергии, самый род атомного движения – когда законы механики получат и здесь приложение, тогда учение о химическом строении падет, … чтобы войти в низменном виде в круг новых, более широких воззрений.”

“Менделеев и Бутлеров! Это два титана, которые держат на своих плечах восточный портал всемирного интернационального здания химии” - так высоко оценил заслуги ученых академик А.Е. Арбузов на Менделеевском съезде проходившем в Казани в 1928 году.

Итак рассмотрены все вопросы плана. В тетрадях у учащихся записана важнейшая информация по данной теме.

Много дополнительной информации они услышали.

Проведение научно-практической конференции, посвященной изучению жизни и деятельности, выдающихся русских ученых Дмитрия Ивановича Менделеева и Александра Михайловича Бутлерова воспитывает у учащихся чувство гордости за свою страну и развивает интерес к изучаемому предмету.

Стала революционная для того времени теория химического строения органических веществ, которой он занимался долгие годы сам и вместе со своими учениками и последователями. В своей теории великий химик утверждал, что свойства органических соединений зависят не только от химических элементов и их количества, но и от структуры молекулы, то есть от того, как атомы связаны между собой. Его теория объяснила существование изомеров - соединений с одинаковым химическим составом, но с разным строением или расположением атомов в пространстве.

Правильность любой теории проверяется на практике. Подтверждением структурной концепции строения органических веществ Бутлерова стало получение в 1863-м году четырех изомеров бутилового спирта , один из которых был синтезирован непосредственно самим ученым. Кроме этого, Бутлеров на основе своей теории предсказал существование, свойства и поведение в химических реакциях изобутилена, двух бутанов, трёх пентанов.

В дальнейшем Александр Михайлович открыл и дал объяснение явлению таутомерии изомеров, введя в химическую науку понятие динамической изомерии. Сегодня именно таутомерия по Бутлерову является общепризнанной и заключается в том, что некоторые изомеры могут легко превращаться друг в друга, находясь в смеси в равновесном соотношении друг с другом.

Теория Бутлерова быстро завоевывала признание в международном ученом сообществе. Учебник с изложением его теории, законченный в 1866-м году, почти сразу же был переведен на все основные языки Европы.

В 1868-м году Бутлерову была присуждена Ломоносовская премия и по представлению Менделеева он был избран профессором химии Петербургского университета. Менделеев особо отмечал оригинальность трудов ученого, который развивал свои собственные идеи, а не идеи предшественников, а также то, что Бутлерову удалось создать свою химическую школу и оказать заметное влияние на развитие не только русской, но и мировой науки.

Чтобы показать, каким уважением и авторитетом пользовался Александр Михайлович, можно привести следующий факт: когда ему полагалась отставка по выслуге лет, университетский Совет дважды просил его остаться еще на пять лет. Последнюю лекцию ученый прочел всего за год до своей смерти.

Вклад А. М. Бутлерова в развитие отечественной химической науки невозможно переоценить. Он участвовал в создании российских химических школ ученых в Казани, Москве и Петербурге, воспитал более десятка учеников, ставших видными химиками, открыл множество новых химических реакций и соединений, синтезировал уротропин, триоксиметилен, этилен и этанол, третичные спирты, динзобутилен и многие другие вещества, важные для науки, промышленности и медицины. Он занимался исследованием явления полимеризации . На основании его работ другой знаменитый русский химик, С. В. Лебедев, разработал способ промышленного синтеза искусственного каучука.

Бутлеров еще при жизни избирался почетным членом многих научных обществ в России и за рубежом. В его честь назван кратер на Луне; улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Киеве и других городах. Ему установлены памятники в Казани и Москве. В Казани на основе химического факультета университета создан Химический институт им. А. М. Бутлерова.

Существует ряд заблуждений, касающихся результатов деятельности М.В. Ломоносова. В работах случаются следующие утверждения:

О корпускулах;

О сохранении массы;

Об опыте Бойля по обжигу металлов;

О природе теплоты.

Исходя из этих тезисов, делаются неверные выводы о том, что Ломоносов создал атомно-молекулярное учение, первым сформулировал закон сохранения массы и т.д.

О жизни и научных трудах Дмитрия Ивановича Менделеева ходят множество легенд.

Легенда 1 . Д.И. Менделеев предпринимал несколько попыток поступить в Университет и каждый раз заваливал химию.

Реальность. Он вообще не сдавал вступительные экзамены в университет, т.к. по существующим правилам не мог поступать ни в Московский, ни в Петербургский университеты (т.к. жил и учился в Тобольске, который относился к Казанскому учебному округу). Кроме того, вступительные экзамены по химии в университетах не проводились, т.к. химию начинали изучать лишь в университете.

Легенда 2 . Докторская диссертация Д.И. Менделеева «О соединении спирта с водой» была посвящена водке - определению и объяснению ее необычных свойств.

Реальность. В диссертации Менделеев исследовал растворы спирт-вода с удельным весом спирта от 50 до 100 % и не уделял особого внимания растворам с содержанием спирта ниже 33% по весу. Он показал, что максимум контракции (сжатия раствора) наблюдается при 46 % по весу. Эти исследования Менделеева были важны для обоснования гидратной теории растворов.

Легенда 3 . Д.И. Менделеев увидел периодическую таблицу во сне.

Реальность. Последние исследования показывают, что периодическая таблица и закон создавались в течение нескольких лет. Не существует достоверных свидетельств о снах Д.И.Менделеева.

Легенда 4 . Состав бездымного пороха Менделеев определил, считая во Франции вагоны с грузами, поступавшими на пороховой завод.

Реальность. К тому времени способы получения пироксилина были давно известны. Образец бездымного пироксилинового пороха Менделеев получил официально, с разрешения французских властей.

8. Охарактеризуйте важнейшие элементы становления химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. (научные исследования, преподавание и пр.)

Элементами становленияхимии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности в России в XIX-нач. XX вв. являются:

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

2. Развитие терминологии

3. Институциональное выделение преподавания химии

4. Химическая периодика

5. Научные общества, научные форумы

6. История химии

1. Развитие предметной области. Научные исследования. Формирование научных школ

В 1840-х гг. в России начали появляться первые химические школы.

25 января 1755 г. был основан Московский университет, в начале XIX в. в России было открыто еще несколько университетов: Дерптский, Вильнюсский (1802-1803), Казанский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819), Киевский(1835). В развитии предметной области можно выделить следующие важные моменты: открытие университетов; появление русской профессуры, русских учебников по химии, химических лабораторий; постепенное перемещение научных исследований в университеты.

2. Развитие терминологии

В начале XIX в. начинает развиваться химическая терминология. В.М.Севергин, перевод труда Ж.Л.Каде: «Словарь химический, содержащий в себе теорию и практику химии», а также книга Севергина: «Руководство к удобнейшему разумению книг иностранных, заключающее в себе химические словари». Над созданием русской химической терминологии также работали Г.И.Гесс (работа Г.И.Гесса и соавт.: «Краткий обзор химического именословия», 1836), Д.И.Менделеев (1860-е гг., номенклатура неорганических соединений). В 1912 г. при Русском физико-химическом обществе была создана Комиссия по номенклатуре, которая взяла за основу номенклатуру, предложенную Гессом и разработанную Д.И.Менделеевым.

3. Институциональное выделение преподавания химии.

С 1804 г. по университетскому уставу на физмат факультетах учреждалась основная кафедра химии; позднее появились кафедры технической химии (химической технологии), агрохимии. В начале ХХ в. начали появляться самостоятельные химические факультеты (в Московском университете – в 1929 г.).

С 1819 г. в России начала складываться система аттестации научных и преподавательских кадров. В 1819 г. – закон «О производстве в ученые степени» (кандидат наук, магистр наук, доктор наук). В 1835 г. университетский устав закрепил соответствие ученых степеней преподавательским должностям (профессоре и доценты).

В системе преподавания можно выделить два основных этапа: в XIXв. преобладает курсовая система преподавания; в 1906-1920 гг. вводится предметная система преподавания; с 1920 г. при советской власти вновь вернулись к курсовой системе.

Учебники по химии: в начале XIX в. использовались в основном переводные учебники, с 1820-х гг. начали появляться оригинальные учебные пособия (А.Иовский, Г.Гесс и др.), с середины столетия появляются учебники по отдельным областям химии (органической, аналитической и т.д.). Подробнее см. вопрос № 9.

4. Химическая периодика

Подробнее см. вопрос № 9.

5. Научные общества, научные форумы

Важным элементом формирования химии как научной дисциплины и области профессиональной деятельности является объединение химического сообщества в специальные организации – научные общества, а также необходимость обмена информацией и профессионального общения посредством научных форумов – съездов, конференций, конгрессов. Подробнее см. вопрос № 10.

6. История химии

Свидетельством формирования научной дисциплины является также внимание к ее истории. Первые историко-научные монографии в России начали появляться в 1870-х гг. (напр., Ф.И.Савченков, "История химии"), на рубеже XIX-ХХ вв. история химии начинает преподаваться как отдельная дисциплина в университетах, появляются дипломные работы историко-научной тематики, первые конференции.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top