План троицкой крепости. Карты Троицкой крепости. Возрождение крепости и гибель

План троицкой крепости. Карты Троицкой крепости. Возрождение крепости и гибель

© Игорь Пащенко, 2016


ISBN 978-5-4483-1387-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Книга «Сказки старого Таганрога» – это первая попытка собрать мифы и легенды Таганрога, история которого разменяла уже три столетия. В былях-небылях неразрывно сплелись рассказы о реальных людях, запечатленные в переломные моменты жизненного пути, исторические факты, сплавленные с художественным вымыслом, что создает ощущение близости с нашими далекими предками. Книга привлечет читателей занимательным изложением, стилевым многообразием, созвучным каждой эпохе.

Троицкая крепость

Пожалуй, нет других городов в России, кроме Таганрога, родившегося волею Петра Великого на Таганьем мысу в Азовском море, да его младшего балтийского брата Санкт-Петербурга, так накрепко связанных с бурной историей века XVIII-го, его завораживающими взлетами и безудержными падениями.

26 июля 1696 года, уже через несколько дней после взятия Азова, царь Петр I, прихватив с собой воеводу Алексея Семеновича Шеина и генерала Патрика Гордона, отправился подбирать место для будущей крепости и гавани, дабы закрепиться на отвоеванных у Оттоманской Порты приазовских землях. Царю сразу же глянулся Миусский полуостров с его Таганьим мысом-рогом, и он 12 ноября 1696 года назначил думного дворянина, члена Боярской думы Ивана Елисеевича Цыклера руководить строительством новой крепости. Но вскоре тот, как участник заговора против царя, был смещен и отправлен на казнь. Тогда в марте 1697 года в Таганрог направляется думный дьяк Иван Иванович Щепин с той же задачею. А общее техническое руководство восстановлением Азова и строительством новых укреплений по всем правилам фортификационного искусства поручается инженеру Антонию де Лавалю, австрийцу на российской службе. Но де Лаваль заложил первый шанец небольшое земляное фортификационное сооружение) во имя святого Павла, у Петрушиной косы (в семи километрах западнее нынешнего Таганрога), а не на самом мысе, как приглянулось царю Петру. Еще год спустя крепость Павловскую построят, но уже на новом месте, в устье Миуса (ее земляные валы и сейчас можно видеть у села Гаевка). Ее воеводой станет И. И. Щепин. Но Пушкарский приказ, рассмотрев несколько вариантов для строительства основной крепости, возвращается к первоначальному замыслу царя – строительству крепости и гавани на Таганьем мысу. Подтвердил правильность этого выбора и специально присланный морской капитан итальянец Матвей Симонт, лично промеривший море и Миусский лиман.

Что же касается де Лаваля, то жестокий и надменный, измучивший войска работами и придирками, он будет в следующем году арестован по подозрению в измене и доставлен в Москву для следствия. Следы его после этого теряются. 12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристань морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…, а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было можно и сидеть 1000 человекам».

С тех пор дату 12 сентября принято считать официальным днем основания города Таганрога. Строительными работами по постройке крепости был назначен руководить А. С. Шеин, фортификационными – австрийский барон военный инженер-строитель Эрнест фон Боргсдорф и голландец Рейнгольд Трузин, «инженер городового дела». Строительством гавани заведует капитан Матвей Симонт. 1-го сентября 1699 года Петр Первый, прибывший на Таганий мыс с эскадрой от Керчи, присутствует при освящении первой построенной церкви во имя св. Живоначальной Троицы, что и дает крепости первоначальное название Троицк или Троицкая крепость. Она имела форму пятиугольника с четырьмя полигонами и равелинами и была обнесена земляным валом с бастионами по углам общей протяженностью 3 километра. Высота вала – 8 м, глубина же рва – 5 м при ширине 40 метров. Боковые стороны вала упирались в обрывы мыса. В вал были встроены три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Со стороны крепости вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На ней же были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работает известный строитель Осип Старцев, представитель «московского барокко». Таганрогский порт становится первым в мире, построенным не в естественной бухте, а в открытом море с искусственным молом. Он много десятилетий восхищает своей дерзостью и изящной рациональностью зарубежных строителей. Акватория гавани занимала 774 тысячи квадратных метров, имела прямоугольную форму и была обнесена молом, набученным камнем. Единовременно она вмещала до 250 кораблей. Со стороны моря размещались главные входные ворота, обороняемые башней. Прикрывались бастионом и боковые ворота. Вход в гавань дополнительно оборонял и форт «Черепашка» площадью 1200 квадратных метров со 127 пушками, устроенный в море в двух километрах от берега на рукотворном островке. Для его сооружения между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, укладывали деревянные ящики с камнями. И в этом Таганрог в мировых лидерах – подобный способ возведения молов и искусственных островов применялся впервые в истории. В наши дни остатки форта Черепашки еще видны при восточных отгонных ветрах справа от порта. И вот Матвей Симонт сообщает в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена».

К 1709 году строительство основных сооружений в гавани было завершено. Общая протяженность молов достигала 1700 метров, для их возведения было забито 30 тысяч дубовых свай, изготовлено и уложено в подводную часть двести деревянных ящиков, в которые было загружено свыше 50 тысяч кубометров камня.

Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих «Записках о России. 1727-1744» писал: «…Он (Петр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

Таганрог стал в истории России первым городом, построенным по заранее разработанному генеральному плану и чертежам, с использованием радиально-лучевой планировки, а также первым российским военным портом. Царь неустанно следит за развитием Таганрога.

Вот что пишет Петр азовскому губернатору Ивану Андреевичу Толстому: «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог». Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель в Таганрог направлялись пленные турки и татары, а с началом Северной войны – в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которых селят на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма. Зимой и весной 1709 года Петр I находится в Воронеже, Азове и Таганроге, которые активно укрепляются на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечается решающая баталия со шведами, Петр 4 мая пишет А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть».

В это время в гавани Таганрога базируется сильный флот, основу которого составляют 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Шпага» и «Гото-Предестинация», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка», «Уния» и другие. В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Петр 23 мая 1709 года приказывает адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой – гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана».

В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г., Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю».

Всего за одиннадцать лет на продуваемом ветрами Таганьем мысу вырос каменный город, первая военно-морская база, в которой было построено более 200 казенных зданий, а в 1357 жилых домах проживало около 10 тысяч человек. В крепости находился гарнизон в несколько тысяч человек, на вооружении которого было 238 пушек. В гавани и в крепости на острове Черепаха находилось еще свыше ста пушек. Кроме того, в гавани стояло 10 военных кораблей, вооруженных 360 пушками, с командой в 1500 человек. Внушительная сила. К созданию Троицкой крепости, гавани, а затем и города Таганрога в разное время были причастно много известных военачальников и инженеров, составивших славу Петровской эпохи. Вспомним их славные имена: Э. Ф. Боргсдорф, Е. Крафорт, Л. И. Руск, де Лаваль, М. Симонт, Ф. П. Деволан, А. Моллер, Р. Трузин, Дюпон де Ларю, А. И. Мельников О. Старцев. В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гавани и крепости в Таганроге служили практически все адмиралы той поры: Ф. М. Апраксин,

Ф. Я. Лефорт, П. П. Бредаль, Ф. А. Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов, Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, В. Беринг, Ф. Ф. Ушаков и другие.

Екатерина II в письме Вольтеру писала: «Петр Великий предполагал даже перенести сюда столицу державы». Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией в 1711 году, когда по условиям Прутского мира Россия обязалась срыть возведенную крепость и гавань, что и было сделано в феврале 1712 года.

«Как не своею рукою пишу, – сообщал царь Петр Апраксину – нужно турок удовлетворить… пока не услышишь о выходе короля шведскаго и к нам не отпишешься, Азова не отдавай… Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо может быть Бог иначе совершить».

Все работы в Таганроге прекращаются. Свыше двадцати недостроенных кораблей разбираются. К сожалению, не увенчиваются успехом попытки перевести исправные корабли из Азовского флота на Балтийское море. Поэтому некоторые из них продаются Турции, другие сжигаются. Среди проданных кораблей оказались краса и гордость Азовского флота «Гото-Предестинация» и «Ласка». Были срыты крепостные валы Таганрога, взорваны его укрепления и гавань, разобраны доки. Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами передислоцируется в крепость недалеко от Черкасска (ныне – станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 21 мая 1712 года ущел последний русский караул из Троицкой крепости на Таганроге. Лишь только турки вступили в покинутый город, как бросились на остатки укреплений, чтобы не оставить камня на камне от ненавистной крепости.

«Таганрогскую крепость и цитадель, – доносил царю в сентябре 1712 года Ф. М. Апраксин. – турки до основания разоряют». А затем 24 долгих года Приазовье находится под властью турок. Если Азов они еще по старой памяти старались укреплять, то чуждый им Таганрог полностью ими заброшен. Лишь в ходе очередной русско-турецкой войны в 1736-39 годы в царствование Анны Иоанновны после четырехмесячной осады Азов был вновь взят фельдмаршалом Минихом. Отходят к России и остатки Таганрога. И сразу же начинается его восстановление. Но только недолго длилась радость возвращения: после заключения союзником России – Австрией предательского сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления вновь приходится уничтожать, хотя эта территория и остается за Россией. И только после победоносной войны 1768-1774 годов, уже в эпоху Екатерины Великой, Россия возвращает себе эту землю окончательно. Троицкую крепость быстро восстанавливают на старых фундаментах, а гавань становится базой для Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II пишет: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов… и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла…».

Восстановление Азова и Троицкой крепости поручается генерал-поручику Фридриху Вернесу. Правда, теперь Троицкую крепость больше величают Таганрогской крепостью или Таганрогом. Воссоздается и крепостной Петровский вал со рвом да с двумя крепостями – на Петрушиной косе и Павловской на лимане, а также с дополнительным редутом посредине. Вдоль вала расселяют 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк под командованием полковника Якова Ханженкова.

Первым комендантом Таганрогской крепости становится бригадир Иван Петрович де Жедерас. В конце апреля 1771 года адмирал А. Н. Сенявин сообщает президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Петра Великого… здесь не видали».

А в конце мая 1771 года под командой Сенявина уже находится 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживает с моря взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивает попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивает другие действия армии генерала В. М. Долгорукова. В сентябре 1773 года академик Санкт-Петербургской академии наук, немецкий врач и естествоиспытатель Антон Иоганн Гюльденштедт, совершающий обширное путешествие по юго-востоку Европейской России и Кавказу, так описывает в своем дневнике Таганрог: «Крепость стоит на совершенно ровной возвышенности, поднимающейся на 30 саженей над уровнем моря, у которого она с южной стороны обрывается крутым берегом…

Длина крепости с востока на запад пятьдесят саженей, а ширина с севера на юг четыреста. Она окружена сухим рвом с палисадом и правильным валом с батареями и бастионами… Противолежащую крепости часть моря занимает гавань, объединенная деревянным молом. Мол имеет в окружности шестьсот саженей, в ширину три саженей и в вышину 10 футов… Он возведен на старом фундаменте времен Петра Великого… Насупротив гавани в верстах трех на юг лежит остров, на котором устроен теперь карантин для судов, приходящих из Крыма».

Указом от 5 февраля 1776 года Темерницкая портовая таможня переносится в Таганрог. Скоро в Таганроге откроется первая контора торгового дома «Сидней, Джеймс и Ко», основанная тульским купцом Сидневым, английским моряком Джеймсом и купцом Этоном. Азовская же флотилия перебазируется в Керчь, а строительство военных кораблей переносится в Херсон. Так Таганрог начинает превращаться в купеческий портовый город.

История сооружения фортификационных сооружений вокруг Таганрога уходит на три столетия вглубь. После взятия Азова в 1696 году по приказу царя Петра I сразу начались инженерные изыскания и работы по укреплению береговой зоны Азовского моря в районе мыса Таганьего Рога. Для России петровского времени выход к морю имел стратегическое значение, а мыс Таганий Рог как нельзя лучше подходил для первой крепости.

Для безопасности гавани создавался укрепленный район, с севера был оборудован непрерывный трехметровый земляной вал протяженностью почти восемь километров, на его концах решено было поставить две крепости – Павловскую на берегу реки Миусс и Чепахинскую на берегу Азовского моря, а у Беглицкой косы строилась Семеновская крепость.

Строительство началось в 1697 году, когда под руководством австрийского инженера де Лаваля был заложен шанец на Петрушиной косе Азовского моря. В марте 1698 года строительство было прекращено, де Лаваль был отстранен от проекта и строительство продолжилось уже в устье Миусского лимана (Семеновская крепость) под руководством барона Эрнеста фон Боргдорфа, Юрия Франка и Рейнгольда Трузина. Но позже и это решение признано тоже неправильным и строительство укреплений перенесено на место нынешнего Таганрога.

Структура укреплений состояла из природных преград, искусственных валов и рвов, и включала в себя несколько крепостей (Семеновскую, Троицкую, Павловскую и Черепахинскую). В крепостях размещались гарнизоны, а между Павловской и Семеновской крепостью расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Крепости строили земляными, так как они выдерживали артиллерийский огонь лучше каменных и их легче было восстановить. А вот за земляными валами строили каменные так называемые «загрудные стены» для защиты стрелков.

С 1701 года на строительстве укреплений и оборонительных сооружений порта постоянно трудилось несколько тысяч человек: крестьяне, заключенные, солдаты гарнизона, пленные шведы.

Павловская крепость была спроектирована в форме четырехугольника 80 на 237 метров с выступающими по углам бастионами для свободного обстрела как минимум двух сторон. Обороноспособность крепости усиливала крутизна берегов лимана. Крепость была рассчитана на гарнизон в 500 человек, замыкала западный конец укрепления и входила во вторую линию обороны Троицка со стороны степи. Основная задача крепости – защита Таганрога с севера от набегов крымских татар. К 1705 году здесь появился целый городок Павловск.

Крепость известна в истории фортификации России как первая земляная крепость, спроектированная по точным инженерно-математическим расчетам. Сама крепость принимала участие в военных действиях трижды. Первый раз с момента начала строительства в 1700 году до 1712 года, когда ее пришлось отдать туркам по Прутскому договору. Во второй раз - с 1736 года, после взятия Азова с Таганрогом Минихом и Ласси, до 1739 года – опять передали туркам. В третий раз Азов взяли в 1769 году и крепость просуществовала как оборонительное сооружение по 1783 год, но после взятия Крыма, она потеряла свое стратегическое значение, оказавшись в глубине территории России. Как свидетельствуют историки, непосредственные боевые действия рядом с Павловской крепостью никогда не велись, но она была важным звеном в цепи оборонительных сооружений Таганрога.

За три столетия оборонительные сооружения практически уничтожены: Троицкая (Таганрогская) крепость покрыта сетью городской застройки, Семеновская крепость – находится под дачными застройками, Черепахинская оказалось на территории металлургического завода. Взору туриста открываются только валы Павловской крепости.

Найти место остатков Павловской крепости можно в двух километрах от Таганрога, на околице села Гаевка.

Следуя завету Шефа из "Бриллиантовой руки" решил "ковать железо, не отходя от кассы". Вдогонку посту про меновую торговлю у Челябинска.
В 1743-1745 годах обустраивается Уйская пограничная линия -- крепости Троицкая, Круточрская, Степная, Усть-Уйская. Челябинск остается в "тылу", в ста верстах от границы. Естественно, что меновая торговля смещается от Челябинска к новой пограничной линии, а точнее - к Троицкой крепости.


Карта, на которой показаны Часть Яицкой и Уйская пограничные линии.

Город Троицк один из самых «историчных» городов области, о нем вспоминают едва ли не вперед прочих, когда речь заходит о поселениях с богатым прошлым. И тем удивительнее становится, когда понимаешь, насколько мало мы знаем о его истории и насколько часто вместо реальных знаний у нас имеются некие «представления» о том, как и что происходило с этим городом. Не претендуя на подробный рассказ об истории Троицка, которой я и не смогу изложить, поскольку не знаю, остановлюсь лишь на некоторых моментах. Чтобы было понятнее, в некоторых случаях (довольно часто) я буду давать сопоставления с Челябинском - городом, расположенным в каких-то 120 км и возникшим лишь на семь лет раньше Троицка. Прошу прощения у троичан, если какие-то моменты моей статьи покажутся им сильно расходящимися с их представлениями, но я стараюсь опираться на архивные данные и описывать то, что имеет документальное подтверждение.
Одна из легенд утверждает, что Троицкая крепость была поставлена на месте татарской деревни, которая существовала здесь задолго до этого знаменательного события. Пока что ни одного реального подтверждения этой версии нет. Поэтому будем придерживаться традиционной (и документально подтвержденной) точки зрения, согласно которой Троицкая крепость была построена в 1743 г. на месте, которое выбрал Начальник Оренбургской комиссии и будущий первый губернатор Оренбургской губернии Иван Иванович Неплюев. Крепость была заложена на одном из традиционных путей (как и другие крепости), что, в сочетании с другими обстоятельствами, определило ее будущую роль как центра торговли. Планировка Троицкой крепости отличалась от большей части укрепленных поселений Оренбургского края - в ней не было деления на «цитадель» и «посад», она с самого начала строилась с таким расчетом, что все строения будут находиться за единой оборонительной стеной. Первоначально, стена крепости представляла деревянный заплот, а впоследствии вместо него с трех сторон был отсыпан оборонительный вал с бастионами и «реданами» -- треугольными выступами в валу. Хотя со стороны реки до конца существования укреплений Троицк был прикрыт деревянной стеной.
В отличие от построенных ранее крепостей Исетской линии (Челябинской, Миасской, Чебаркульской и Еткульской), где основное население составляли казаки, набранные из крестьян зауральских слобод, в Троицкой и прочих крепостях Уйской линии, изначально гарнизон состоял из служащих регулярных частей. Сначала это были роты Оренбургского драгунского и Уфимского гарнизонного полков, а затем были сформированы линейные (или пограничные) части. Судя по всему, командование Уйской линии с самого начала располагалось в Троицкой крепости. И в том, что меновая торговля перешла от Челябинской именно к Троицкой крепости, "виновато", скорее всего, не только расположение на исторической дороге, но и, в значительной степени, то, что именно здесь располагалась "ставка" командира всей Уйской линии, а до весны 1746 года, этот командир (подполковник П. Бахметьев) был еще и воеводой Исетской провинции. то есть то же самое, что было и в Челябинской крепости - гораздо проще договориться об организации менового торга у крепости, где располагается начальство))) Дело в том, что практически все крепости были поставлены в наиболее уязвимых местах, то есть рядом с бродами через реку, иначе говоря, на дорогах. и Теоретически торговля могла начаться в любом месте. Казахам, например, вполне удобна была бы Усть-Уйская крепость и там дорог было совсем много -- это мощный узел исторических путей. Но командование находилось в Троицкой крепости, я полагаю, именно это сыграло определяющую роль на начальном этапе. Конечно же, наряду с наличием традиционных, уже "нахоженных" дорог.
Немного повторю текст предыдущего поста. С 1745 года, как минимум, у Троицкой крепости начинается меновой торг с казахами. Поначалу меняют только "хлеб на баранов". Затем решили развивать торговлю.
В 1750 г. И.И. Неплюев и А.И. Тевкелев организовали пробную меновую торговлю при Троицкой крепости в течении всего теплого времени года, а точнее восьми месяцев, уже не ограничиваясь хлебом. Товары для торговли были привезены из Оренбурга, где меновая и ярмарочная торговля к этому времени уже существовала. За восемь месяцев было получено пошлин на 9000 рублей, а кроме того, выменяно приличное количество серебра. Уже в январе 1751 г. губернатор И.И. Неплюев и бригадир А.И. Тевкелев входят в правительствующий Сенат с представлением о том, что «для произведения с киргиз-кайсаками торгу и мены, сверх Оренбургской, в Троицкой крепости, торг и мену необходимо учредить определено». И дальше руководители Оренбургской губернии пытаются убедить Сенат в необходимости «открыть» для купцов прямую дорогу в Сибирь через Южный Урал. Дело в том, что с конца XVI в., с постройки г. Верхотурья, единственной официальной дорогой в Сибирь являлась так называемая «Верхотурская государева дорога», она же «Бабиновская». В 1739 г. царским указом был подтвержден запрет купцам ездить в Сибирь и из Сибири другими дорогами, кроме как через Верхотурье. В какой-то мере эти странные запреты объяснялись наличием в России того времени… внутренних таможен. То есть, в XVII веке купец должен был платить пошлину при пересечении границ уездов (обычно, пошлина составляла 10%, на некоторые товары - 5%), после организации губерний пошлина взималась при пересечении их границ. Проезжая с товарами из европейской части России в Сибирь, купец также платил таможенную пошлину. Таможня на пути в Сибирь традиционно располагалась в Верхотурье. А теперь представьте себе, что из Ирбита, Тюмени, или Тобольска в Троицк купцу нужно было ехать через Верхотурье - путь выходил длиннее более чем в два раза. В 1752 г. Сенат по представлению Неплюева и Тевкелева дважды выходил на императрицу Елизавету Петровну с прошениями открыть прямой путь «из России» в Сибирь, «для того наипаче, что Троицкая крепость к Сибири весьма близкая, а чрез Верхотурье во оную, так же и в Оренбург из Сибири, ездить весма далеко и убыточно, торг же при оной Троицкой крепости для Российскаго купечества, также как и в Оренбурге, полезный зачинается еще вновь, и тем надежда подается привлечению и Средней Киргис-Кайсацкой Орды…». Словно в насмешку, 27 сентября 1754 г. выходит указ Сената, который подтверждает царский указ 1739 г. о запрете купцам ездить в Сибирь другими дорогами кроме Верхотурья… То есть Сенат, с одной стороны ходатайствует об отмене указа 1739 г., а с другой - сам же его и подтверждает. Надо полагать у Неплюева с Тевкелевым было о чем поговорить в связи с этой ситуацией. Ситуация выглядит еще более нелепой, если учесть, что в конце 1753 г. внутренние таможни в России были ликвидированы, хотя оставались пошлины в 10% в отношении товаров ввозимых из Сибири.
Но, как бы то ни было, Меновой двор был организован. Поставлен он был на правом, противоположном от крепости, берегу реки Уй.


План Троицкой крепости и Менового двора из книги "Русское градостроительное искусство". В книге он датирован 1740-ми годами, но скорее относится к началу 1750-х годов, когда Меновой двор и таможня уже были организованы. Характерная деталь - на плане у Троицкой крепости показана существовавшая деревянная стена с небольшими треугольными реданами и проектируемая грунтовая стена, фактически состоящая из реданов и треугольных угловых бастионов. Реализация будет намного скромнее.
Очевидно в 1751 г., после учреждения постоянного менового торга при крепости, была создана пограничная таможня. На противоположном, правом берегу р. Уй, напротив крепости, было обустроено место для постоянного размещения менового двора. Там же помещалась и таможня, что вполне естественно - отслеживать торговые операции и взимать таможенные пошлины было удобнее и вернее прямо на месте. Укреплен меновой двор был не хуже, если не лучше, чем собственно крепость - помимо внешнего и внутреннего укрепленных периметров, уже внутри второй оборонительной стены, при въезде со степной стороны были поставлены дополнительные стенки, образующие узкие коридоры, по которым были вынуждены продвигаться въехавшие внутрь. Сам меновой двор состоял из двух корпусов лавок, каждый из которых замкнут в «каре». Очевидно, один корпус, или «двор» был для российских купцов, а другой для «азиатских».

На мысе Таганий Рог когда-то возвышалась неприступная и непоколебимая Троицкая крепость. Таганрог ведёт свою историю именно с момента строительства этого фортификационного сооружения, начавшегося в 1699 году и длившегося целых десять лет. Немало на своём веку повидала величественная твердыня, но, к сожалению, до наших дней смогла уцелеть лишь малая часть этой старинной постройки.

История основания

Летом 1696 г., когда был взят Азов царём Петром І и его могучим войском, государь отправился в эти места подбирать подходящее место, где можно возвести крепость и построить гавань, чтобы основательно закрепиться на недавно отвоёванных землях. Ему приглянулся Таганий мыс. В тот же год он принимает решение о том, что именно там должно находиться

Укрепление было поручено возводить австрийскому инженеру и архитектору Антонио де Лавалю, который, приехав в эти места, решил начать строительство в нескольких километрах от Таганрога, а не на мысе, который понравился царю. Благодаря этому, появилась Павловская крепость. Троицкая твердыня начала обустраиваться лишь год спустя, после того, как де Леваль был арестован и доставлен в Москву на допрос.

Новый проект разработал талантливый инженер и градостроитель фон Боргсдорф. Все строительные работы были окончены в 1709 году. Находившаяся на территории этого сооружения церковь была освящена во имя святой Живоначальной Троицы. В честь неё и получила своё наименование крепость. Троицкая - так стали её называть.

Какой вид имела твердыня?

Таким образом, всего за одно десятилетие на обдуваемом со всех сторон ветрами Таганьем мысу был возведён настоящий представлявший собой первую российскую военно-морскую базу. Троицкая крепость (Таганрог) на своей территории размещала около двухсот казённых сооружений, а также примерно 1500 жилых зданий, где проживало более десяти тысяч человек. Здесь находился целый гарнизон, имевший на своём вооружении больше 250 пушек. Помимо этого, в гавани расположились ещё десять кораблей с командным составом.

Само сооружение имело интересную форму. По схеме видно, что была построена в виде пятиугольника Троицкая крепость (Таганрог). Фото, на которых запечатлены карты твердыни, дошедшие до нас с тех времён, показывают, что она была обнесена большим земляным валом, который имел протяжённость более трёх километров. Со стороны моря особого укрепления не имелось, так как вся ставка при строительстве была сделана на высокие и крутые берега мыса. На территории фортификационного сооружения находились ещё базар, государев двор, жилище для обычных людей и храм. В центре всех построек располагалась большая площадь.

Разрушение и возрождение крепости

К сожалению, дальнейшая история этой твердыни такая же печальная, как и многих аналогичных фортификационных сооружений того времени. Крепость Троицкая была разобрана до основания согласно подписанному соглашению между Петром І и Османской империей. Год спустя эту постройку покинул последний русский караул. И турецкое войско полностью заняло эту территорию, разграбив всё, что ещё здесь оставалось.

Затем последующие четверть века приазовские земли находились под властью турок. Только в ходе очередных военных действий в 1736 г. Азов и Таганрог были вновь возвращены России. Но возрождение твердыни стало возможным только в 1770 году - в эпоху Екатерины Великой. Крепость Троицкая была быстро восстановлена на остатках старого фундамента, а в гавани обосновалась база Азовской флотилии.

Упадок

Но после присоединения Крымского полуострова к Российской империи это фортификационное сооружение потеряло своё первоначальное предназначение. Все корабли с порта были перевезены в Севастополь, а твердыня упразднена по распоряжению российской императрицы. В 1803 г. прибыл батальон из Ростова. Поэтому на территории началось возведение новых зданий для военных.

Таким образом, на том месте, где когда-то располагалась величественная крепость, появились «образцовые» ячейки казарм для солдат в количестве десяти штук. Все они были обнесены массивным двухметровым забором. В дальнейшем Таганрог уже не развивался как военный порт, так как в его акватории строились торговые отношения с другими государствами. Поэтому здания, оставшиеся от фортификационного сооружения и солдатских казарм, использовались для различных целей, а со временем вообще были окончательно разобраны.

Современный облик

Одна «образцовая» солдатская ячейка - это единственное напоминание, которое оставила о себе после полного разрушения Троицкая крепость (Таганрог). Где находится это аутентичное сооружение, знает каждый местный житель. Оно расположено по адресу: первый Крепостной переулок, дом 46. Эти остатки являются объектом культурного наследия федерального значения. В таком виде и дожила до наших дней Троицкая крепость (Таганрог). Как добраться туда, также подскажет любой горожанин. Эта ячейка находится в начале города на мысу. И курсируют туда маршрутные такси № 19 и № 56.

Память

Кроме фортификационное сооружение увековечено в книге «Укрепления Петра на Миусском полуострове» благодаря стараниям местного исторического фонда. Также в 2015 г. на том месте, где когда-то располагался третий бастион твердыни, усилиями той же некоммерческой организации был возведён памятник. Этот мемориал имеет вид пушки, установленной рядом с фрагментом фортификационного сооружения, для строительства которого были использованы материалы, полученные при недавней реконструкции города. Во время торжественного открытия памятника прозвучало сообщение о том, что в ближайшем будущем должно появиться в Таганроге ещё тринадцать подобных мемориалов.

Город гордится этой удивительной крепостью и портом, та как они первыми в мире были построены в открытом море, а не в искусственной или естественной бухте. Поэтому ещё много десятилетий эти сооружения восхищали своей рациональностью возведения и дерзостью всех зарубежных строителей.

26 июля 1696 года, уже через несколько дней после взятия Азова, царь Пётр I прихватив с собой воеводу Алексея Семеновича Шеина (1662–1700) и генерала Патрика Гордона (1635-1699), отправляется подбирать место для будущей крепости и гавани, дабы закрепиться на отвоеванных у Оттоманской орды приазовских землях. Царю приглянулся Миусский полуостров с его Таганьим мысом, и он 12 ноября 1696 года назначает думного дворянина, члена Боярской думы Ивана Елисеевича Цыклера руководить строительством новой крепости. Но вскоре тот был казнен, как участник заговора против царя. В марте 1697 в Таганрог направляется думный дьяк Иван Иванович Щепин. Общее руководство восстановлением Азова и строительством новых укреплений по всем правилам фортификационного искусства поручается инженеру Антонию де Лавалю, австрийцу на российской службе. Но де Лаваль заложил первый шанец (небольшое земляное фортификационное сооружение) во имя святого Павла, будущую крепость Павловскую, у Пётрушиной косы (в семи километрах западнее нынешнего Таганрога), а не на мысе, приглянувшимся царю Пётру. Воеводой новой крепости стал И.И. Щепин. Лишь год спустя, рассмотрев данные еще о нескольких местах в устье Миусса и лимана Пушкарский приказ за явным мелководьем означенных мест вернулся к строительству крепости и гавани на Таганьем мысу, согласно первоначального замысла царя. Подтвердил выбор и присланный морской капитан Матвей Симонт, лично промеривший море. А жестокий и надменный, измучивший войска работами и придирками, де Лаваль в следующем году был арестован и доставлен в Москву для следствия. 12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил: «Пристань морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога..., а для бережения той пристани на берегу сделать шанец, чтоб в том шанце ратным людям зимовать было можно и сидеть 1000 человекам». С тех пор сентябрьскую дату и принято считать официальным днем основания города. Строительными работами руководил И.И. Шеин, фортификационными – австрийский барон военный инженер-строитель Эрнест фон Боргсдорф, швед Рейнгольд Трузин, «инженер городового дела», а также и датчанин Юрий Франк. 1-го сентября 1699 года Пётр Первый, возвратившись с эскадрой от Керчи, присутствует при освящении церкви во имя св. Живоначальной Троицы, что и дало крепости первоначальное название Троицк или Троицкая крепость. Как уже было сказано выше, строительство гавани велось под руководством Матвея Симонта, итальянского капитана на русской службе, а крепостное строительство возглавил – Рейнгольд Трузин, ставший преемником Боргсдорфа (автора первого плана крепости при личном участии царя), который разработал «Исправный чертеж и размер строений нового города, что на Таган-Роге на Азовском море строят..» Крепость имела форму пятиугольника с четырьмя полигонами и равелинами и была обнесена земляным валом с бастионами по углам общей протяженностью 3 километра. Высота вала – 8 м, глубина же рва – 5 м при ширине 40 метров. Боковые стороны вала упирались в обрывы мыса. В вал были встроены три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащенные пушками и гаубицами. Со стороны крепости в нем были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Территория крепости имела радиально–лучевую планировку, объединенную центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко».

Таганрогский порт стал первым в мире, построенным не в естественной бухте, а в открытом море. Он много десятилетий восхищал своей дерзостью и изящной рациональностью зарубежных строителей. Акватория гавани заняла 774 тысячи квадратных метра, имела прямоугольную форму и была обнесена молом, набученным камнем. Единовременно она могла вмещать до 250 кораблей. Со стороны моря были устроены главные входные ворота, обороняемые молом с башней. Прикрывались бастионом и боковые ворота, а по углам гавани воздвигнуты башни. Вход в гавань оборонял форт «Черепашка» площадью 1200 квадратных метров со 127 пушками», устроенный в море в двух километрах от берега на рукотворном островке. Для его сооружения между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, укладывали деревянные ящики с камнями. И в этом Таганрог был в мировых лидерах – подобный способ возведения молов и искусственных островов был применен впервые в истории. В наши дни остатки форта Черепашки видны лишь при восточных отгонных ветрах. И вот Матвей Симонт, сообщил в Москву: «Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена». К 1709 году строительство основных сооружений в гавани было завершено. Общая протяженность всех молов достигла 1700 погонных метров, для их возведения было забито свыше 30 тысяч дубовых свай, изготовлено и уложено в подводную часть около двухсот деревянных ящиков, в которые было загружено свыше 50 тысяч кубометров камня Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн (1711-1757) в своих «Записках о России. 1727-1744» писал: «... Он (Пётр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы». Таганрог стал в истории России первым городом, построенным по заранее разработанному генеральному плану и чертежам, с использованием радиально–лучевой планировки, а также первым российским военным портом. Царь неустанно следил за развитием Таганрога и писал азовскому губернатору Ивану Андреевичу Толстому (прадеду поэта Ф.Тютчева): «Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог». Начиная с августа 1696 года, для освоения новых земель, рядом именных царских указов Приазовье превращается в одно из крупнейших в России мест ссылки «на вечное житье». Направлялись в Таганрог также пленные турки и татары, а с началом Северной войны – в большом количестве шведы и жители Прибалтики. Значительную группу составляли казаки Слободской Украины, которые были поселены на реке Миус для охраны подступов к Таганрогу со стороны Крыма. Зимой и весной 1709 года Пётр I находился в Воронеже, Азове и Таганроге, которые укреплялись на случай нападения турок и крымцев. Перед своим выездом из Таганрога к Полтаве, где намечалась решающая баталия со шведами, Пётр 4 мая писал А. Д. Меншикову: «Сие место, которое перед десятью летами пустое поле видели (о чем сам сведом), ныне с помощью Божьей изрядный город, купно с гаванью, обрели, и хотя, где долго хозяин не был, и не все исправно, однако ж есть что посмотреть». В это время в гавани Таганрога базировался сильный флот, основу которого составляли 70-пушечный «Спящий лев», 60-пушечные «Гото-Предестинация» и «Шпага», 50-пушечные «Геркулес», «Скорпион», «Ласка» и «Уния», и другие. В честь окончания строительства гавани, верфи и города, подчеркивая особые заслуги Матвея Симонта, Пётр 23 мая 1709 года приказал адмиралу Ф. М. Апраксину изготовить памятную медаль: «Изволь приказать сделать Матвею Симонтову монету золотую с каменьями ценою в ста три, и на одной стороне чтобы была наша персона, а на другой – гаван здешний и подпись тут, что дана ему за труды гавана». В ответном донесении, посланном 2 июня 1709 г., Ф. М. Апраксин сообщает: «Монету Матвею Симонтову с персоною Вашего Величества, и на другой стороне с начертанием гавани и с подписанием по указу велю делать немедленно, и когда сделаю, немедленно до Вашего Величества пришлю». Медаль эта, известная в значительном количестве копий, была овальной формы, с ушком. На ее лицевой стороне действительно был изображен Пётр I, а на оборотной стороне - план крепости и гавани Таганрога, дата «1709» и надпись «ЗА ДЕЛО ГАВАНИ КАПИТАНУ МАТВЕЮ СИМОНТОВУ»…

Всего за одиннадцать лет на продуваемом ветрами Таганьем мысу вырос каменный город, первая военно-морская база, в которой было построено более 200 казенных зданий, а в 1357 жилых домах проживало около 10 тысяч человек. В крепости находился гарнизон в несколько тысяч человек, на вооружении которого было 238 пушек. В гавани и в крепости на острове Черепаха, находилось еще свыше ста пушек. Кроме того, в гавани стояло 10 военных кораблей, вооруженных 360 пушками, с командой в 1500 человек. В разные периоды создания Таганрога и Азовской флотилии, строительства гавани и крепости в Таганроге служили адмиралы Ф. Я. Лефорт, Ф. М. Апраксин, П. П. Бредаль, Ф.А.Головин, Ф. А. Клокачев, А. Н. Сенявин, К. И. Крюйс, В. Я. Чичагов, Я. Ф. Сухотин, Д. Н. Сенявин, Витус Беринг, Ф. Ф. Ушаков и многие тысячи офицеров и матросов. Надо добавить, что по некоторым сведеньям, Екатерина II, в письме Вольтеру обронила как-то: «Пётр Великий предполагал даже перенести сюда столицу державы». Но судьбу города вскоре решила неудачная для России война с Турцией в 1711 году, когда по условиям Прутского мира Россия обязалась срыть возведенную крепость, что и было сделано в феврале 1712 года. «Как не своею рукою пишу – пишет Пётр Апраксину, – нужно турок удовлетворить... пока не услышишь о выходе короля шведскаго и к нам не отпишешься, Азова не отдавай... Таганрог разорить как можно шире, однако же не портя фундамента, ибо может быть Бог иначе совершить». Все работы в Таганроге прекращаются. Свыше двадцати недостроенных кораблей разбираются. К сожалению, не увенчивается успехом попытки перевести исправные корабли из Азовского флота на Балтийское море. Поэтому некоторые из них были проданы Турции, другие сожжены. Среди проданных кораблей оказались краса и гордость Азовского флота «Гото-Предестинация» и «Ласка». Были срыты крепостные валы Таганрога, взорваны его укрепления и гавань, разобраны доки. Гарнизон Троицкой крепости с пушками и припасами был передислоцирован в крепость недалеко от Черкасска (ныне – станица Старочеркасская), в Хоперскую, Тавровскую и Ново-Павловскую крепости. 21 мая 1712 года уходит последний русский караул из Троицкой крепости на Таганроге. Лишь только турки вступают в покинутый город, как бросаются на остатки укреплений, чтобы не оставить камня на камне от ненавистной крепости. «Таганрогскую крепость и цитадель турки до основания разоряют» – доносил царю уже в сентябре 1712 года Ф.М. Апраксин. А затем 24 года Приазовье находится под властью турок. Если Азов они еще стараются укреплять, то Таганрог полностью ими заброшен. Лишь в ходе очередной русско-турецкой войны в 1736 году в царствование Анна Иоанновны после четырехмесячной осады Азов был вновь взят фельдмаршалом Минихом, отходит к России и Таганрог. Сразу же начинается его восстановление. Но после заключения союзником России Австрии предательского сепаратного мира с турками все восстановленные укрепления вновь приходится уничтожать, хотя эта территория и остается за Россией. И только после победоносной войны 1768-1774 годов, уже в эпоху Екатерины Великой Россия вернула себе эту землю уже окончательно. Троицкую крепость быстро восстановили на старых фундаментах, а гавань стала базой для воссоздания Азовской флотилии. В соответствующем указе (ноябрь 1769 года) Екатерина II писала: «Таганрогскую гавань отдаем мы совсем в ведомство вице-адмирала Сенявина с тем, чтобы оную поставить в такое состояние, чтоб она могла служить убежищем судам, так и для построения оных, а тем паче галер и других судов... и чтоб в будущую кампанию 1770 года флотилия во оной уже зимовать могла...». Восстановление Азова и Троицкой крепости было поручено генерал-поручику Фридриху Вернесу. Правда теперь ее больше величают Таганрогской крепостью или Таганрогом. Были восстановлен и крепостной Пётровский вал со рвом, да с двумя крепостями – Павловской на Петрушиной косе и что на лимане, а также с дополнительным редут посредине, а также расселены вдоль вала 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк по командование полковника Якова Ханженкова. Первым комендантом Таганрогской крепости становится бригадир Иван Петрович де Жедерас. В конце апреля 1771 года адмирал А. Н. Сенявин сообщал президенту Адмиралтейской коллегии графу И. Г. Чернышеву: «При всей моей скуке и досаде, что флот еще не готов, Ваше сиятельство, вообразите мое удовольствие видеть с 87-футовой высоты стоящие перед гаванью (Да где ж? В Таганроге!) суда под военным российским императорским флагом, чего со времени Пётра Великого... здесь не видали». А в конце мая 1771 года под командой Сенявина находился уже 21 корабль с 450 орудиями и 3300 членами экипажей. В июне Азовская флотилия поддерживала взятие Перекопа, крепостей Керчь и Ени-Кале, отбивала попытки турецкого флота блокировать продвижение русских по восточному берегу Крыма и обеспечивала другие действия армии генерала В. И. Долгорукова. В сентябре 1773 года, академик Санкт-Петербургской академии наук немецкий врач и естествоиспытатель Антон Иоганн Гюльденштедт (1745-1781), совершавший обширное путешествие по юго-востоку Европейской России и Кавказу, так описывал в своем дневнике увиденный Таганрог: «Крепость стоит на совершенно ровной возвышенности, поднимающейся на 30 саженей над уровнем моря, у которого она с южной стороны обрывается крутым берегом… Длина крепости с востока на запад пятьдесят саженей, а ширина с севера на юг четыреста. Она окружена сухим рвом с палисадом и правильным валом с батареями и бастионами... Противолежащую крепости часть моря занимает гавань, объединенная деревянным молом. Мол имеет в окружности шестьсот саженей, в ширину три саженей и в вышину 10 футов… Он возведен на старом фундаменте времен Петра Великого… Насупротив гавани в верстах трех на юг лежит остров, на котором устроен теперь карантин для судов, приходящих из Крыма». Указом от 5 февраля 1776 г. Темерницкая портовая таможня была перенесена в Таганрог уже как Таганрогская главная портовая таможня. Скоро в Таганроге была открыта для внешнеторговых операций контора торгового дома «Сидней, Джеймс и Ко», основанное тульским купцом Сидневым, английским моряком Джеймсом и купцом Этоном. Азовская флотилия перебазировалась из Таганрога в Керчь, а строительство военных кораблей перенесли в Херсон, Таганрог же со временем превратился в купеческий портовый город. Но это уже другая история…


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top