Кем назначен бывший министр образования ливанов. Министры образования РФ. Досье. Происхождение и образование

Кем назначен бывший министр образования ливанов. Министры образования РФ. Досье. Происхождение и образование

Министром образования и науки России назначена Ольга Васильева, сотрудница администрации президента РФ. Она сменила на этой должности Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 года.

По социологическим опросам он считался одним из самых непопулярных министров. В том числе и потому, что некоторые меры, которые предпринимало министерство, были болезнено восприняты многими педагогами. Среди недостатков отмечали низкие заработки, высокие нагрузки, бумажную волокиту, отсутствие в некоторых школах условий для выполнения новых федеральных стандартов. Еще одна ощутимая сфера, где так и не удалось навести порядок, - обеспечение учебниками. По закону они должны быть бесплатными, но в некоторых регионах продолжают собирать с родителей деньги на книги.

При Дмитрии Ливанове остановилось закрытие сельских школ, многие из них получили деньги на ремонт и новые спортзалы, но нормативно-подушевое финансирование привело к тому, что классы оказались переполненными. Кроме того, добавились сложности, связанные с инклюзивом, когда от учителя требовали заниматься в одном классе и с обычным учеником, и с учеником с синдромом Дауна или аутистом. В итоге введение стандарта для инклюзивных школ пришлось отложить, и он не вступит в силу с 1 сентября 2016 года, как предполагалось.

В последнее время активно шло закрытие вузов и филиалов, которые по сути торгуют дипломами, но этот процесс был очень ощутимым для студентов, которые иногда за неделю до защиты выпускных работ узнавали, что останутся без дипломов гособразца. Не все были довольны объединениями вузов в регионах, где появляются опорные университеты. Логика недовольных понятна: если взять три плохих вуза, хороший не получится.

Наконец-то в этом году министерству и Рособрнадзору удалось провести ЕГЭ без ЧП, массовых списываний и "туризма", выросло число отличников и уменьшилось количество двоечников. Тем не менее ректоры в один голос говорят о том, что в вузы приходят слабые студенты, которые просто научились заполнять тесты и давать ответы, которые от них ждут. А экономике нужна креативная молодежь, которая мыслит не шаблонами и стандартами. Таких помогают выявлять олимпиады, список которых с каждым последующим годом сокращался.

Пожалуй, меньше всего проблем будет у Ольги Васильевой с системой дошкольного образования и инженерным направлением в вузах. Очередей в детские сады сейчас действительно нет, а технические вузы получают дополнительные средства на продвижение и развитие и показывают хорошие результаты. В том числе, в международных рейтингах.

Что касается науки, на период руководства Дмитрия Ливанова приходится радикальная реформа Российской академии наук. Впервые за 300 лет существования академии из ее состава были выведены институты и переданы в специально созданное Федеральное агентство научных организаций. Практически за все время, когда Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки, у него сложились непростые отношения с руководством РАН. Так, 24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" он назвал Российскую академию наук" неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают". В ответ ученые потребовали отставки министра.

Комментарий

Владимир Иванов, заместитель президента РАН:

Исполняется три года с начала реформы РАН, инициатором которой был Дмитрий Ливанов. Реформой был предусмотрен переходный период, который сейчас истекает. На общем собрании РАН была дана оценка этим реформам. Ученые отмечали, что реформа РАН пошла не по тому пути. И более того, не выполнены самые главные направления, ради которых все и затевалось. Так было декларировано, что наукой будут заниматься ученые, а академическим хозяйством чиновники ФАНО. Однако этого не произошло. Вполне очевидно, что в такой ситуации инициатор обязан уйти в отставку. Считаю, что ничего неожиданного в ней нет, так принято во всех цивилизованных странах.

Что касается нового министра, то хорошо, что Ольга Васильева работала в системе РАН. Сейчас в министерстве нет ни одного руководителя, который бы работал в научной организации. Так что придет человек, который знает специфику академической среды, а значит есть надежда, что некоторые перекосы будут поправлены.

Справка "РГ"

Ольга Юрьевна Васильева (родилась в 1960 году) - профессор истории, доктор исторических наук. Первое образование - дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем окончила исторический факультет Московского педагогического института и факультет "Международные отношения" Дипломатической академии. В 1987-1990 гг училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию

Дмитрий Викторович Ливанов – спецпредставитель президента по торгово-экономическим связям с Украиной (с 19.08.2016). Экс-министр Минобрнауки РФ. Ранее – ректор, профессор Московского института стали и сплавов (ныне переименованного в НИТУ «МИСиС»).

Он был включен в состав резерва кадров под патронажем главы государства, стал создателем более шести десятков научных изысканий, составителем вузовского учебника «Физика металлов». В 2000 году он удостоен Золотой медали РАН, в 2011 – премии высшего исполнительного органа госуправления в сфере образования РФ.

Однако отношение к руководителю ведомства в обществе – неоднозначно. До 2013 года у него был самый низкий рейтинг среди членов кабинета министров. Но затем в списке ста ведущих политиков от «Независимой газеты» он поднялся на 18 строчек и оказался на 63 позиции.

Детство Дмитрия Ливанова

Будущий член правительства появился на свет 15 февраля 1967 года в семье столичных интеллигентов. Его папа, Виктор, учился тогда на последнем курсе Московского авиационного технологического института (МАТИ). Затем около полугода он стажировался при Университете Оклахомы, позже – стал известным создателем линейки самолетов ИЛ, гендиректором Авиакомплекса им. С.Ильюшина, почетным авиастроителем, лауреатом Госпремии. В 2014 году он ушел из жизни.


Относительно матери Дмитрия – информация табуирована. Но декларируется, что супругой авиаконструктора была Татьяна Филиппова (до первого замужества – Рогозина), сестра вице-премьера Дмитрия Рогозина , 1953 года рождения. Она – инженер-конструктор, получила награду имени Петра Великого, ранее возглавляла «Титан Аэро».

В момент появления на свет Дмитрия Ливанова ей было всего 14 лет. Но некоторые библиографы не исключают возможности того, что он может быть ее сыном, а отсутствие в официальных источниках данных о матери чиновника связывают с ее чрезвычайно юным для деторождения возрастом и моральным аспектом.

Но основные источники подчеркивают, что Татьяна – его не родная мать, не отрицая их очень теплых отношений. У Дмитрия есть младшая сестра Дарья, которая родилась в 1975 году. Она окончила МГУ и трудится журналистом в рекламной сфере.

В детстве Дима занимался спортом, музыкой, учился в средней школе №91 с математическим уклоном, среди знаменитых выпускников которой числится разработчик «Тетриса» Алексей Пажитнов, поэт Борис Пастернак и другие.

Учился юноша отлично, но золотой медали не получил из-за низкой оценки по военной подготовке. Затем он поступил в Московский институт стали и сплавов (МИСиС), где приобрел квалификацию инженера-металлурга.

Карьера Дмитрия Ливанова

Окончив в 1990-м ВУЗ, юноша 2 года (вместо 3-х) обучался в очной аспирантуре, но жил и трудился за рубежом. В 25 лет он стал кандидатом технических наук, в 30 – доктором наук, а еще через 3 года - проректором своего родного ВУЗа.


Некоторые коллеги-недоброжелатели связывали головокружительную карьеру молодого человека не с его выдающимися способностями, а с тем, что он вступил в брак с дочерью Юрия Карабасова, ректора и партийного функционера, который был его научным руководителем.

Занимаясь наукой на кафедре теоретической физики в качестве профессора и исполняя функции проректора, в 2003 году он сумел на очной форме обучения окончить столичную юракадемию, а также был зарегистрирован кандидатом в членкоры РАН, но не был избран. В 2000 году он был удостоен Золотой медали данного центра фундаментальных изысканий.

В 2004 году произошел очередной карьерный взлет чиновника – его пригласили на работу в Минобрнауки на должность руководителя департамента. Параллельно он стал трудиться на кафедре металловедения родного ВУЗа.

Дмитрий Ливанов и Иван Ургант пишут диктант

С 2005 по 2007 год он трудился как замминистра Андрея Фурсенко и подвергал критике низкую научную продуктивность РАН, ее устав. Затем он перешел на должность ректора МИСиС.

Возвратившись в 2007 году с кресла замминистра в родные пенаты в качестве главного руководителя, инициативный ректор добился динамичного развития образовательного заведения и более престижного и высокого правового положения – Национальный исследовательский технологический университет, включивший впоследствии девять институтов.

Его деятельность по совершенствованию научного центра были отмечены руководством страны, и в начале 2012 года он стал членом кабинета министров в качестве руководителя Минобрнауки.

Путин объявил выговор министру образования и науки Дмитрию Ливанову

В конце того же года, после полученного от Владимира Путина выговора, он решил для себя, что обязан действовать намного активнее. В 2016 году он объявил о масштабных планах ведомства на год. Они предусматривают запуск «Российского движения школьников», созданного по образу и подобию пионерской организации СССР, открытие школьных музеев, внедрение «электронной школы», мер по обеспечению вхождения отечественных университетов в рейтинги лучших в мире, программы обучения родителей методам воспитания детей.

Личная жизнь Дмитрия Ливанова

Глава Минобрнауки женат на Ольге Анатольевне Мордкович, дочке нынешнего главы НИТУ «МИСиС» Юрия Карабасова. Она – математик по профессии, выпускница Госуниверситета нефти и газа имени И.Губкина. Позже девушка приобрела также универсальную квалификационную степень МВА в части менеджмента, пройдя обучение в международной школе бизнеса «МИРБИС».


Супруга нынешнего министра по окончании учебы работала в качестве сотрудника «Релкам», компании интернет-провайдера. Затем она руководила в операторе сотовой связи «Tele2 Россия» департаментом, специализирующемся на важнейшем компоненте его деятельности – биллинге и информационным технологиям. Позже ее назначили на должность IT-директора данной телекоммуникационной компании.

Семейная пара воспитывает троих детей – дочку Ксению и двоих сыновей, одного из которых в 2007-м, в возрасте одного года, они усыновили. Все дети чиновника серьезно и успешно занимаются музыкой, большим теннисом. Он гордится их успехами, позиционирует себя примерным семьянином, регулярно публикуя в Twitter личные фотографии.

Дмитрий Ливанов усыновил ребенка

Министр – приверженец путешествий под парусом, раньше был альпинистом. Ему нравятся английские детективы в оригинале. Кроме языка Шекспира, Ньютона и Конан Дойля, он овладел так же итальянским языком.

Дмитрий Ливанов сегодня

19 августа 2016 года Ливанов покинул министерский пост и был переведен на должность спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной. Его место заняла служащая Администрации президента

Владимир Путин уволил Дмитрия Ливанова с должности спецпредставителя Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Украиной . Соответствующий указ №570 опубликован на официальном портале правовой информации.

Должность была во многом номинальной. Дмитрий Викторович тихо протирал филейной частью кресло в московском офисе. Но и тут, говорят, успел отметиться с наихудшей стороны.

Физик-теоретик, инноватор и оптимизатор Ливанов в 2012-16 годах занимал пост министра образования и науки Российской Федерации. Педагоги и учёные до сих пор поминают "Чубайса от образования" крепким словцом. Самые безобидные эпитеты, встречающиеся в разговорах - враг, дурак и хам.

"Считаю, ставить оценку за грамотность не нужно! " - провозгласил Ливановна первом заседании Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах 8 июля 2014 года. Он резко критиковал закон Димы Яковлева (предусматривающий запрет на усыновление российских детей американцами), выступал против единого учебника истории и уроков патриотизма в школах, активнейшим образом продвигал ЕГЭ, лоббировал идею сокращения числа мест в государственных образовательных учреждениях и т. д. Интенсивно шла бездумная реорганизация школ и вузов ("Уменьшение числа школ в российских городах не влияет на качество образования ", - сказал министр 26 августа 2015 года), Ливанова обвиняли в целенаправленном уничтожении педагогических вузов. Отдельная тема - масштабная реформа РАН с выводом имущества в загребущие ручонки ливановских мальчиков из ФАНО (упразднено 15.05.2018).

Ещё весной 2013 года все четыре фракции Госдумы признали работу Ливанова неудовлетворительной, три фракции - КПРФ, ЛДПР, СР - подписали обращение к Путину с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшей работы Ливанова в должности министра образования и науки, тогдашний спикер ГД Сергей Нарышкин подчеркнул, что "эту позицию поддержала и фракция «Единая Россия» "; чуть ли не единственным публичным защитником Ливанова выступил глава кабмина Дмитрий Медведев. Депутат Госдумы от ЕР Владимир Бурматов требовал привлечь г-на министра к уголовной ответственности за хищения, происходившие в МИСиС в бытность Ливанова ректором (2007-12).

Но лишь 19 августа 2016 года Ливанова освободили от должности министра. В этот же день его назначили спецпредставителем Президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной. Вместо Михаила Зурабова - бывшего посла России на Украине, экс-министра здравоохранения и социального развития РФ, экс-руководителя Пенсионного фонда РФ, экс-советника Бориса Ельцина по социальным вопросам, крайне одиозного персонажа, успешного бизнесмена и владельца крупнейшей сети аптек в Киеве.

Пока Ливанов занимал пост министра, в пятёрку богатейших министерских жён входила его супруга. Надо полагать, что и за время работы мужа спецпредставителем она не превратилась в нищеброда. Ольга Анатольевна Мордкович принадлежит к московской обеспеченной семье (папа Анатолий Григорьевич Мордкович занимается автоматизацией в сфере энергетики, генеральный директор, соучредитель ООО "АСУ-ВЭИ", работающего с ПАО "ФСК ЕЭС", ПАО "РусГидро" и другими гигантами; в 2013-м награждён медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени). Училась Ольга в знаменитой математической школе №57, часто именуемой "еврейской школой" (место недавнего громкого педофильского скандала) . Среди её одноклассников были, к примеру, будущий олигарх (Группа Русагро), сенатор, член президиума Российского еврейского конгресса и спонсор Еврейского музея и центра толерантности Вадим Мошкович или будущий миллиардер, владелец отеля "Метрополь" и крупнейшей в России сети бизнес-отелей AZIMUT Hotels , член Попечительского совета Еврейского музея и Центра толерантности , крупный землевладелец Александр Клячин , которого пресса именовала "наиболее агрессивным поглотителем", колхозным рейдером". В 1991 году Мошкович пристроил подругу Мордкович "главкомпьютерщиком" в Конгресс бирж Константина Борового, с чего началась её динамичная карьера. Далее г-жа Мордкович пребывала на заметных должностях в различных компаниях ("Релком", "Голден Телеком", "Совам Телепорт", Protek и др.), делала первый в России сайт о выборах, где результаты голосования публиковались онлайн, вышла замуж за будущего министра образования Дмитрия Ливанова. В 2004 году тот возглавил Департамент государственной научно-технической и инновационной политики в Министерстве образования - одновременно Мордкович возглавила департамент биллинга и IT в операторе мобильной связи Tele2. В 2012 году Ливанов стал министром - Мордкович немедленно стала директором холдинга Tele2 по информационным технологиям. "Жена министра образования Дмитрия Ливанова Ольга Мордкович и её компания Tele2 получают миллиарды на госзаказах ", - писал в 2015 году журналист Олег Ролдугин.

Ольга Мордкович:

Семья

Родился в семье авиаконструктора Виктора Ливанова , будущего генерального директора авиационного конструкторского бюро имени Ильюшина и одного из создателей самолета Ил-96-300 . Супруга отца Дмитрия Ливанова - Филиппова (Рогозина) Татьяна Олеговна , родилась 24 января 1953 года в городе Чкалов, доктор экономических наук, президент авиакомпании "Титан - Аэро" , является сестрой вице-премьера . Ливанов женат, у него двое детей и один приемный сын. Жена - Мордкович Ольга Анатольевна, родилась 15 июня 1967 года, в 1989 году окончила Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина по специальности "прикладная математика", затем получила степень MBA в Московской международной высшей школе бизнеса "МИРБИС", в 2004 году возглавила департамент биллинга и IT в операторе мобильной связи Tele2 Россия . Номинант национальной ежегодной премии "IT-лидер 2012" .

Биография

Учился Ливанов в московской школе № 91, в его аттестате были "пятерки" по всем предметам, кроме начальной военной подготовки. В 1990 году Ливанов с отличием окончил физико-химический факультет Московского института стали и сплавов (МИСиС), получив диплом по специальности "Физика металлов", после чего два года учился в очной аспирантуре института. Сам Ливанов при этом утверждал, что после окончания МИСиС работал за границей.

В 1992 году он защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме "Перенос тепла взаимодействующими электронами в сверхпроводниках и нормальных металлах" и впоследствии занимался научной деятельностью в области транспортных свойств металлов, флуктуационных явлений в сверхпроводниках, а также физических свойств низкоразмерных и аморфных металлических систем.

После защиты кандидатской диссертации Ливанов начал работу в институтской научно-исследовательской лаборатории синтеза, был научным сотрудником, позднее - старшим научным сотрудником, являлся доцентом кафедры теоретической физики МИСиС. Должности в НИЛ синтеза МИСиС занимал до 2000 года.

В 1997 году Ливанов, защитив диссертацию по теме "Термоэлектрический эффект и перенос тепла в электронных системах взаимодействия", стал доктором физико-математических наук.

С 1997 по 2000 год он занимал должность заместителя проректора МИСиС по научной работе, а в 2000 году стал проректором института по международному сотрудничеству, по совместительству работая профессором на кафедре теоретической физики МИСиС.


Параллельно работе в МИСиС Ливанов продолжил получать образование в гуманитарной сфере и в 2003 году заочно окончил Московскую государственную юридическую академию , получив диплом по специальности "юриспруденция" (специализация "Гражданское право").

Весной 2004 году Ливанов покинул проректорский пост, получив должность директора департамента государственной научно-технической и инновационной политики министерства образования и науки РФ. Кроме этого, он перешел на работу профессором по совместительству на кафедру металловедения цветных металлов МИСиС и сохранял эту ставку до 2012 года.

С ноября 2005 по март 2007 году Ливанов был статс-секретарем - заместителем министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко . На этом посту известность ему принесли выступления, в которых чиновник лица министерства критиковал проект нового устава Российской академии наук (РАН).

В частности, Ливанов настаивал на том, чтобы все государственные академии приняли иной, подготовленный Минобрнауки, модельный вариант устава, который подразумевал разделение научных и управленческих функций академии, лишал ее права свободно распоряжаться денежными средствами и требовал введения наблюдательных советов с преобладанием представителей государства. По сведениям СМИ, в РАН такой вариант сочли неприемлемым и ущемляющим права академии, а самого Ливанова обвинили в попытке "развала фундаментальной науки".

В конечном итоге, в конце 2007 года правительством был утвержден устав, написанный самой РАН, однако из-за принятых поправок в закон "О науке" РАН частично лишилась независимости, потеряв, в частности, право самостоятельно утверждать своего президента и свободно распоряжаться земельным имуществом.

Работая в министерстве, Ливанов также выступал представителем государства в совете директоров ОАО "Российская венчурная компания" - структуры, созданной в соответствии с постановлением правительства РФ "с целью стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования" путем приобретения инвестиционных паев венчурных фондов, а также "развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов".

В апреле 2007 году Ливанов был избран ректором МИСиС; был переизбран на этот пост в феврале 2012 года.

При новом ректоре осенью 2008 года МИСиС указом президента РФ Дмитрия Медведева получил статус Национального исследовательского технологического университета . В прессе отмечалось, что как руководитель вуза Ливанов, называвший себя учеником Андрея Фурсенко, "начал воплощать в жизнь те самые стандарты модернизации науки, которые сам разрабатывал в министерстве ": в частности, МИСиС "одним из первых разработал самостоятельную стратегию развития вуза" и "перешел на систему бакалавриата и магистратуры".

Политика

21 мая 2012 года, после вступления в должность Владимира Путина , избранного на третий срок президентом России, и назначения премьер-министром Медведева Ливанов сменил Фурсенко на посту министра образования и науки в новом составе правительства РФ.


После своего назначения Ливанов сделал ряд программных заявлений. В частности, большой резонанс в прессе получило предложение министра сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе - образовательные кредиты.

Между тем еще до назначения главой ведомства Ливанов выступал против увеличения числа обучающихся в вузах, считая, что переизбыток учащихся высшей школы лишает престижа, в частности, образование в техникумах. Он призывал перейти вузам на стандартные иностранные системы тестирования, к примеру, по английскому языку.

Также Ливанов продолжал критиковать РАН, требуя дальнейшей реформы академии: он отмечал, что по научным публикациям академия отстает от вузов, и эксперты, комментируя назначение Ливанова, предполагали, что новый министр, возможно, снова вступит в жесткий конфликт с РАН. Обращали внимание также на то, что Ливанов должен будет отвечать за принятие нового закона "Об образовании" , разработанного еще при Фурсенко.

В середине сентября 2012 года президент Владимир Путин в ходе совещании по проекту бюджета на 2013-2015 годы заявил, что недоволен реализацией своих поручений. В частности, в своих указах, подписанных 7 мая 2012 года, Путин требовал увеличить зарплаты бюджетников, расходы на военнослужащих-контрактников, строительство дорог и ЖКХ. Отмечалось, что эти указы основывались на предвыборных обещаниях президента, и на их реализацию потребовалось бы 1,077 триллиона рублей бюджетных средств. Однако в новом бюджете, напротив, подразумевалось сокращение затрат на здравоохранение, образование и культуру.

В результате 19 сентября 2012 года Путин объявил выговор Ливанову, а также главам Минрегионразвития и Минтруда , Олегу Говоруну и .

Осенью того же года Ливанов и возглавляемое им ведомство подверглись критике после опубликованного Минобрнауки списка обладающих "признаками неэффективности" российских вузов. В него вошли более 130 высших учебных заведений страны, в том числе ряд известных московских высших школ, таких как РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького.

В адрес опубликовавших списки звучали упреки в некомпетентности и несовершенстве выбранной ими методики оценки вузов, которая учитывала количество квадратных метров на одного обучающегося, но не принимала в расчет "востребованность выпускников работодателями, уровень их трудоустройства в реальные сектора экономики, объемы инновационных проектов".

В декабре 2012 года Ливанов выступил с критикой закона, запрещающего гражданам США усыновление российских детей-сирот, внесённого депутатом Государственной думы от Екатериной Лаховой . В ответ Лахова обвинила Ливанова в некомпетентности в курируемых министром вопросах, а также заявила, что он "не понимает, что такое Министерство образования". В то же время согласно положению о Министерстве, вопросы прав детей относятся к его компетенции, а одним из структурных подразделений Минобрнауки является Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей.

24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" министр образования и науки назвал Российскую академию наук "неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают, организацией ", сказал, что РАН "деградирует с точки зрения научной продуктивности ", сославшись при этом на возраст руководителей академии. В ответ учёные потребовали отставки министра.

По мнению опрошенных ВЦИОМ в марте 2013 года, хуже всего в Правительстве России работает министр образования и науки (рейтинг составил 2,6 балла из 5 возможных). Однако уже в ноябре 2013 года Ливанов значительно укрепил свои позиции, заняв 63 строчку (плюс 18 пунктов) в рейтинге "100 ведущих политиков России" по версии "Независимой газеты" (автор - Д. И. Орлов - генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций).


2 июля 2013 года Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что не является автором законопроекта о реформе РАН, который вызвал негативную реакцию в научном сообществе.

9 июля 2013 года Генпрокуратура внесла представление министру образования РФ Дмитрию Ливанову - надзорное ведомство нашло нарушения при проверке реализации программ модернизации систем образования в российских регионах.

В феврале 2015 года Генеральная прокуратура РФ внесла представление министру образования и науки страны Дмитрию Ливанову из-за нарушения его подчиненными правил о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

По версии ведомства, министерство при обработке данных из региональных банков не информирует региональных операторов о невозможности включить недостоверную или неполную информацию в федеральный банк.

7 апреля 2015 года Ливанов заявил, что Минобрнауки планирует в ближайшие два года сократить количество слабых вузов и продолжать поддержку ведущих университетов страны. Он отметил, что на данный момент в проверке нуждаются около тысячи вузов РФ. Этот вопрос, по словам Ливанова, касается работы с большим количеством негосударственных вузов и различных филиалов государственных, которые, как отметил министр, не способны предоставить качественное образование.

"Вузов в стране оказалось в пять раз больше, чем было в СССР. Произошло это, потому что в 90-е годы появилось огромное количество негосударственных вузов. К сожалению, мониторинг качества образования, который мы провели, показал, что целый ряд вузов дает некачественное образование. Это просто конторы по продажам дипломов без налаживания учебного процесса, без квалифицированного преподавательского состава и т.д. Поэтому речь идет прежде всего о сокращении этих негосударственных вузов, дающих некачественные образование ", - заявил Ливанов.

В сентябре 2015 года Ливанов заявил, что в России, впервые за 15 лет возросло число ученых: "В 90-е годы произошёл очень сильный провал, он был связан и с финансированием, и с потерей интереса молодых людей к работе в научной сфере. Это привело к значительному исходу из науки людей, которые ею занимались, в другие сферы деятельности и в другие страны ", – отметил министр.

С тех пор, по его словам, год от года происходило уменьшение числа людей, которые занимаются в России научными исследованиями.

"В 2014 году впервые за 15 лет произошло увеличение этого числа. Мы считаем это крайне благоприятным фактором, свидетельством того, что государственная политика в сфере науки осуществляется в направлении развития ", – заключил Ливанов.

Доходы

Согласно антикоррупционной декларации, Ливанов за 2014 год заработал 37,5 млн рублей. Также он является владельцем части земельного участка 160 кв. м (0.2 шт.), жилого дома 49,2 кв. м (0.25 шт.), владеет двумя квартирами общей площадью 249,9 кв. м и гаражом в 20,7 кв. м.

Слухи (скандалы)

В сентября 2013 года громкий скандал разгорелся в Министерстве образования и науки после того, как московская прокуратура обнаружила хищение бюджетных средств в размере около $1 млн (30 млнруб.), которое произошло из-за того, что Дмитрий Ливанов незаконно передал подряд на реконструкцию одного из зданий Московского института стали и сплавов (МИСиС) некой фирме ООО "Теплокон" .

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top