Исповедь Сонечки Мармеладовой по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Проблема семьи Мармеладовых. Преступление и наказание Достоевский Ф. М Портрет Сони Мармеладовой

Исповедь Сонечки Мармеладовой по роману Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Проблема семьи Мармеладовых. Преступление и наказание Достоевский Ф. М Портрет Сони Мармеладовой

(11 )

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Проблема семьи Мармеладовых. Роль семьи Мармеладовых в романе "Преступление и наказание" не ограничивается одним лишь созданием фона, она играет особую роль в этом произведении. Ведь именно Соне Мармеладовой Раскольников обязан своим духовным возрождением. Впервые мы слышим об этой семье в бедной и душной распивочной, когда у Раскольникова завязывается разговор с Семёном Захарычем Мармеладовым. Это был не совсем разговор, скорее пьяная исповедь Семена Захарыча, в которой он повествует о бедственном положении его семьи, описывает общую картину тяжёлого существования Мармеладовых. Семён Захарыч презирает себя за то, что при всём желании не может исправить положение своих родных. Некоторое время он был чиновником, приносил в семью деньги. Этот период был самым счастливым в жизни его семьи, все её члены будто воспряли духом, поверили что ещё не всё потеряно. Но как бы не боялся Мармеладов разочаровать свою семью, он это делает, полностью отдавшись в лапы своей слабости-пьянству. Теперь же боится показаться дома, и не из-за того что жена его обругает или станет бить, этому он даже рад, этого он сам желает, жаждит понести телесное наказание, он боится взглянуть ей в глаза и увидеть там боль разочарования, он боится увидеть голодных, босых детей. Семён Захарыч понимает что может исправить все беды, обеспечить родных, однако, вместо этого уносит из семьи последнюю копейку, чтобы потешить свою слабость, которой не в силах противостоять, и которая, по большому счёту, является основой несчастий.

Он пьёт чтобы забыть своё горе, забываясь, запускает его и снова с той же целью напивается, ещё более усугубляя положение. В очередной раз напившись, он не находит сил, для того чтобы ещё раз взглянуть в глаза жене, увидеть босых детей и решается на самоубийство. Пытаясь спасти жизнь Мармеладова, Раскольников доставляет его домой, где впервые встречает Софью Семёновну. Соня-это молодая, застенчивая девушка, перетерпевшая, не смотря на свой юный возраст, много страданий. Особого образования и воспитания она не получила, глядя на своего отца унаследовала одну черту характера-робость: она никогда не пыталась защититься, всегда молча принимала все обвинения или оскорбления и считала, что лучше стерпеть обиду, чем вступать в конфликт. Свою семью она любила до самопожертвования, и, пытаясь прокормить отца-пьяницу, больную мачеху, маленьких братьев и сестрёнку, пошла на самопродажу.

Однако вынужденая зарабатывать таким неприглядным образом, не потеряла высоких человеческих качеств, душа её осталась неосквернённой. Катерина Ивановна Мармеладова, её мы встречаем после "исповеди" Семёна Захарыча, когда Раскольников помогает ему вернуться домой. На мой взгляд, именно ей пришлось тяжелее всех из этого семейства. Она имела счастливое детство и юность, видела богатство и роскошь, красивую жизнь. И после этого она оказывается на самом дне, в нищете, с тремя детьми, с тяжёлой болезнью.

К тому же у неё не было никакой отдушины, Семен Захарыч находил утешение в вине, Соня в библие и вере в Бога, а у Катерины Ивановны не было ничего, она всё время только и думала о своей тяжелой судьбе, что не могло не отразиться на её душевном здоровье. Также она была очень наивна, имела привычку превозносить едва знакомого человека до уровня благодетеля, а чуть только узнав его получше, больно ранясь, разочаровывалась в нём. Семён Захарыч характером слабее и Сони, и Катерины Ивановны, а мужчина, как известно, это глава и защитник семьи. Беда семьи Мармеладовых, по моему мнению, в том, что она не имеет своего заступника.

Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В глубине России, в далекой Сибири на месте жестокой каторги недавно археологи обнаружили потрясающую находку - письмо одной известной заключенной - Сони Мармеладовой под названием "Исповедь Господу". Наш журнал предоставляет читателям уникальную возможность прочитать эту легендарную исповедь.

"Господи, я хочу исповедоваться перед тобой в последние дни своей жизни. На мою долю выпала нелёгкая судьба: рано ушла из жизни мама, отец, женившись на Катерине Ивановне, опустился и спился, а я была вынуждена жить "по жёлтому билету". Но, Господи, прости меня за это, я понимаю, насколько велик и тяжек мой грех, я очень виновата перед папой и Катериной Ивановной и нисколько не виню их, это был мой выбор. Мне стыдно, что я опозорила их имя, и я теперь понимаю, что возможно у меня был иной выход, но тогда я его не видела и поэтому решилась переступить грань нравственности и жить отвергнутой, в позоре и унижении. Все деньги, полученные мной, я отдавала семье, понимая, что там они нужнее. Но я знала, что все эти деньги отец пропивал, укоряя себя за это, но не мог остановиться. Но, тем не менее я никогда не держала на папу зла и никогда не упрекала его ни в чём, та как знала, что не имею права осуждать его, потому что я сама великая грешница.

После смерти отца и Катерины Ивановны мне помог господин Свидригайлов. Я не ожидала от него такой благосклонности и участия в моей судьбе и будущем детишек. Видимо, все, даже самые плохие люди способны на щедрые и благородные поступки. Я всегда буду молиться за успокоение его души, Господи, спаси и сохрани его.

Я считаю, что Соня - это идеал Ф.М.Достоевского. В ней он воплотил все самые лучшие и благородные человеческие качества: терпение, милосердие, сочувствие, безграничную любовь, безмерное желание помочь любимым людям, и, конечно, святую и непоколебимую веру в Бога. Соня в произведении выражает мысли и чувства самого Достоевского. Я считаю Соню святой и чистой девушкой, несмотря на грязный и жестокий мир, в котором она живет, она чиста душой, она не озлобилась, не очерственела. Соне счастье дается в награду за её страдания. Я считаю эту исповедь очень искренней, так как все мечты и мысли Сони идут из глубины сердца, а это невозможно подделать. Соня несёт с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - именно таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

Александр ШУРАЛЁВ,
с. Кушнарёнково,
Башкортостан

История постепенного обновления человека

Роль исповеди Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В рассказе И.А. Бунина «Лапти» замерзает некий Нефёд, но, погибнув, уже за пределами своей жизни спасает мечущегося в бреду мальчика и заплутавших в страшном снегу людей.

В определённом смысле бунинский персонаж повторяет парадоксальную роль Мармеладова, случайная встреча с которым в начале романа помогает Раскольникову впоследствии обрести надежду на новую жизнь, пройти путь "постепенного обновления" и "перерождения".

В исповеди-самобичевании "титулярного советника" доброе, трепетное сердце "бывшего студента", противоречащее жестокому, циничному разуму, угадало ту дверь, за которой его приветят и поймут, когда ему будет "уже некуда больше идти". За этой дверью его ждала "падшая женщина" с непорочной душой невинного ребёнка, несущая на хрупких плечах тяжёлый крест человеческого страдания ("Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился").

Неисповедимые пути Господни, избравшие проводником маленького чиновника, свели вместе убийцу и блудницу и озарили их, не дав погрязнуть во мраке безысходности, свечой Благой Вести о воскресении и прощении. В воскресении Лазаря, о котором вдохновенно прочитала кроткая ("Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю") и чистая сердцем ("Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят") Соня, для обиженного на Бога и оттого неверующего повзрослевшего "бедного мальчика", в исступлении бросившегося уже не с "кулачонками", а с топором на призрак Миколки, обернувшийся старухой процентщицей, начал открываться ответ на мучительный вопрос-просьбу: "Господи! Покажи мне путь мой". После чего между двумя кошмарными снами в Раскольникове в страшных конвульсиях испустил свой злой дух теоретизирующий террорист и в не менее страшных муках родился просто человек.

Так опустившийся до самого жизненного дна пьяница, называющий себя "прирождённым скотом" и раздавленный пороком нищеты, поднялся в последние мгновения своего никчёмного существования до евангельской правды исповедального завещания, ставшего спасительным для преданной им же самим несчастной дочери и воскрешённого её самоотверженной любовью страдальца, возомнившего себя сверхчеловеком ("И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём!.. Господи, да приидет Царствие Твое!").

"Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого". Вот та Церковь, к которой пришли мимо кабака нещадно битые кнутом несправедливости два заблудившихся в петербургских трущобах существа, одно из которых слезами скорби смыло с больной совести другого кровь преступления, и произошло чудо: сквозь изжёлта-красные тучи, на протяжении всего романа заслонявшие небесную чистоту, забрезжил Божественный свет истинного человеческого предназначения.

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда Сони Мармеладовой в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top