Что такое свойства системы. Лекция: система. основные характеристики системы. Понятие системы, свойства систем

Что такое свойства системы. Лекция: система. основные характеристики системы. Понятие системы, свойства систем

Существует множество понятий системы. Рассмотрим понятия, которые наиболее полно раскрывают ее существенные свойства (рис. 1).

Рис. 1. Понятие системы

«Система – это комплекс взаимодействующих компонентов».

«Система – это множество связанных действующих элементов».

«Система – это не просто совокупность единиц... а совокупность отношений между этими единицами».

И хотя понятие системы определяется по-разному, обычно все-таки имеется в виду, что система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Мы можем определить систему как нечто целое, абстрактное или реальное, состоящее из взаимозависимых частей.

Системой может являться любой объект живой и неживой природы, общества, процесс или совокупность процессов, научная теория и т. д., если в них определены элементы, образующие единство (целостность) со своими связями и взаимосвязями между ними, что создает в итоге совокупность свойств, присущих только данной системе и отличающих ее от других систем (свойство эмерджентности).

Система (от греч. SYSTEMA, означающего «целое, составленное из частей») представляет собой множество элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующих определенную целостность, единство и целенаправленность. Практически каждый объект может рассматриваться как система.

Система – это совокупность материальных и нематериальных объектов (элементов, подсистем), объединенных какими-либо связями (информационными, механическими и др.), предназначенных для достижения определенной цели и достигающих ее наилучшим образом. Система определяется как категория, т.е. ее раскрытие производится через выявление основных, присущих системе свойств. Для изучения системы необходимо ее упростить с удержанием основных свойств, т.е. построить модель системы.



Система может проявляться как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов.

Важным средством характеристики системы являются ее свойства . Основные свойства системы проявляются через целостность, взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду.

Свойство – это качество параметров объекта, т.е. внешние проявления того способа, с помощью которого получают знания об объекте. Свойства дают возможность описывать объекты системы. При этом они могут изменяться в результате функционирования системы . Свойства – это внешние проявления того процесса, с помощью которого получается знание об объекте, ведется за ним наблюдение. Свойства обеспечивают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов системы могут изменяться в результате ее действия.

Выделяют следующиеосновные свойства системы :

· Система есть совокупность элементов . При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

· Наличие существенных связей между элементами . Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы.

· Наличие определенной организации , что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент.

· Наличие интегративных свойств , т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы, хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; декомпозируя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом.

· Эмерджентностъ несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом.

· Целостность – это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы.

· Делимость – возможна декомпозиция системы на подсистемы с целью упрощения анализа системы.

· Коммуникативность . Любая система функционирует в окружении среды, она испытывает на себе воздействия среды и, в свою очередь, оказывает влияние на среду. Взаимосвязь среды и системы можно считать одной из основных особенностей функционирования системы, внешней характеристикой системы, в значительной степени определяющей ее свойства.

· Системе присуще свойство развиваться , адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения. Развитие – объясняет сложные термодинамические и информационные процессы в природе и обществе.

· Иерархичность . Под иерархией понимается последовательная декомпозиция исходной системы на ряд уровней с установлением отношения подчиненности нижележащих уровней вышележащим. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

· Важным системным свойством является системная инерция, определяющая время, необходимое для перевода системы из одного состояния в другое при заданных параметрах управления.

· Многофункциональность – способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести.

· Гибкость – это свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем.

· Адаптивность – способность системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями системы и под воздействием факторов внешней среды. Адаптивная система – такая, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.

· Надежность это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.

· Безопасность способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании.

· Уязвимость – способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов.

· Структурированность – поведение системы обусловлено поведением ее элементов и свойствами ее структуры.

· Динамичность – это способность функционировать во времени.

· Наличие обратной связи .

Любая система имеет цель и ограничения. Цель системы может быть описана целевой функцией U1 = F (х, у, t, ...), где U1 – экстремальное значение одного из показателей качества функционирования системы.

Поведение системы можно описать законом Y = F(x), отражающим изменения на входе и выходе системы. Это и определяет состояние системы.

Состояние системы – это мгновенная фотография, или срез системы, остановка ее развития. Его определяют либо через входные взаимодействия или выходные сигналы (результаты), либо через макропараметры, макросвойства системы. Это совокупность состояний ее n элементов и связей между ними. Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний, начиная с зарождения и кончая гибелью или переходом в другую систему. Реальная система не может находиться в любом состоянии. На ее состояние накладывают ограничения – некоторые внутренние и внешние факторы (например, человек не может жить 1000 лет). Возможные состояния реальной системы образуют в пространстве состояний системы некоторую подобласть Z СД (подпространство) – множество допустимых состояний системы.

Равновесие – способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое состояние сколь угодно долго.

Устойчивость – это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних или внутренних возмущающих воздействий. Эта способность присуща системам, когда отклонение не превышает некоторого установленного предела.

3. Понятие структуры системы .

Структура системы – совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.Структура системы означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

Система может быть представлена простым перечислением элементов, однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно, т.к. требуется выяснить, что представляет собой объект и что обеспечивает выполнение поставленных целей.


Рис. 2. Структура системы

Понятие элемента системы. По определению элемент – это составная часть сложного целого. В нашем понятии сложное целое – это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Элемент – часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними прояв­лениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элемен­тами и внешней средой.

Понятие связи. Связь – совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами – это значит выявить наличие зависимостей их свойств. Зависимость свойств элементов может иметь односторонний и двусторонний характер.

Взаимосвязи – совокупность двухсторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

Взаимодействие – совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Понятие внешней среды. Система существует среди других материальных или нематериальных объектов, которые не вошли в систему и объединяются поняти­ем «внешняя среда» – объекты внешней среды. Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход – воздействие системы на внешнюю среду.

По сути дела, очерчивание или выявление системы есть разделение некоторой области материального мира на две части, одна из которых рассматривается как система – объект анализа (синтеза), а другая – как внешняя среда.

Внешняя среда – набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему.

Внешняя среда – это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Типы структур

Рассмотрим ряд типовых структур систем, использующихся при описании организационно-экономических, производственных и технических объектов.

Обычно понятие "структура" связывают с графическим отображением элементов и их связей. Однако структура может быть представлена и в матричной форме, форме теоретико-множественного описания, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем .

Линейная (последовательная) структура (рис. 8) характеризуется тем, что каждая вершина связана с двумя соседними При выходе из строя хотя бы одного элемента (связи) структура разрушается. Примером такой структуры является конвейер.

Кольцевая структура (рис. 9) отличается замкнутостью, любые два элемента обладают двумя направлениями связи. Это повышает скорость общения, делает структуру более живучей.

Сотовая структура (рис. 10) характеризуется наличием резервных связей, что повышает надежность (живучесть) функционирования структуры, но приводит к повышению ее стоимости.

Многосвязная структура (рис. 11) имеет структуру полного графа. Надежность функционирования максимальная, эффективность функционирования высокая за счет наличия кратчайших путей, стоимость - максимальная.

Звездная структура (рис. 12) имеет центральный узел, который выполняет роль центра, все остальные элементы системы являются подчиненными.

Графовая структура (рис. 13) используется обычно при описании производственно-технологических систем.

Сетевая структура (сеть) - разновидность графовой структуры, представляющая собой декомпозицию системы во времени.

Например, сетевая структура может отображать порядок действия технической системы (телефонная сеть, электрическая сеть и т. п.), этапы деятельности человека (при производстве продукции - сетевой график, при проектировании - сетевая модель, при планировании - сетевая модель, сетевой план и т. д.).

Иерархическая структура получила наиболее широкое распространение при проектировании систем управления, чем выше уровень иерархии, тем меньшим числом связей обладают его элементы. Все элементы кроме верхнего и нижнего уровней обладают как командными, так и подчиненными функциями управления.

Иерархические структуры представляют собой декомпозицию системы в пространстве. Все вершины (узлы) и связи (дуги, ребра) существуют в этих структурах одновременно (не разнесены во времени).

Иерархические структуры, в которых каждый элемент нижележащего уровня подчинен одному узлу (одной вершине) вышестоящего (и это справедливо для всех уровней иерархии), называют древовидными структурами (структурами типа "дерева"; структурами, на которых выполняются отношения древесного порядка, иерархическими структурами с сильными связями) (рис 14, а).

Структуры, в которых элемент нижележащего уровня может быть подчинен двум и более узлам (вершинам) вышестоящего уровня, называют иерархическими структурами со слабыми связями (рис 14, б).

В виде иерархических структур представляются конструкции сложных технических изделий и комплексов, структуры классификаторов и словарей, структуры целей и функций, производственные структуры, организационные структуры предприятий.

В общем случае термин иерархия шире, он означает соподчиненность, порядок подчинения низших по должности и чину лиц высшим, возник как наименование "служебной лестницы" в религии, широко применяется для характеристики взаимоотношений в аппарате управления государством, армией и т.д., затем концепция иерархии была распространена на любой согласованный по подчиненности порядок объектов.

Таким образом, в иерархических структурах важно лишь выделение уровней соподчиненности, а между уровнями и компонентами в пределах уровня могут быть любые взаимоотношения. В соответствии с этим существуют структуры, использующие иерархический принцип, но имеющие специфические особенности, и их целесообразно выделить особо.

управление менеджмент хозяйственный

Характеристика - то, что отражает некоторое свойство системы.

Из определения "системы" следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают.

Это свойство эмерджентности (от анг. emerge - возникать, появляться).

Эмерджентность - свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность - интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность - сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность - это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность - это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения - действия, изменений, функционирования и т.д.

Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов "развитие" и "движение" позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае - системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности.

Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития - это блуждание в потемках.

Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия.

Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

Если перечисленные формы устойчивости простых систем (кроме прочности) касается их поведения, то определяющая форма устойчивости сложных систем носят в основном структурный характер.

Надежность - свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть - как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

Адаптируемость - свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации. Можно выделить два аспекта взаимодействия:

Во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);

Среда обычно является источником неопределенности для систем.

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антагонистическую по отношению к исследуемой системе.3. Характеристики строения систем

Система может быть представлена простым перечислением элементов, или "чёрным ящиком" (моделью "вход - выход"). Однако чаще всего при исследовании объекта такое представление недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представляет объект, что в нём обеспечивает выполнение поставленной цели, получение требуемых результатов. В этих случаях систему отображают путём расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры.

Одна и та же система может быть представлена разными структурами в зависимости от стадии познания объектов или процессов, от аспекта их рассмотрения, цели создания. При этом по мере развития исследований или в ходе проектирования структура системы может изменяться.

Структуры могут быть представлены в матричной форме, в форме теоретико-множественных описаний, с помощью языка топологии, алгебры и других средств моделирования систем.

Структуры, особенно иерархические, могут помочь в раскрытии неопределённости сложных систем. Иными словами, структурные представления систем могут являться средством их исследования. В связи с этим полезно выделить и исследовать определённые виды (классы) структур.

В соответствии с задачами системного исследования можно выделить два типа определения системы - дескриптивное и конструктивное.

Дескриптивное (описательное) - определение системы через ее свойства, через внешние проявления. Например, ключ - это предмет, легко открывающий замок.

Конструктивное определение - описание через элементы системы, связанные с основным системообразующим фактором - с функцией. В конструктивном плане система рассматривается как единство входа, выхода и процессора (преобразователя), предназначенных для реализации определенной функции.

Система обладает рядом свойств.

Свойства системы - это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • · система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации - законе самосохранения);
  • · система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • · в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности - это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь

Рисунок 1.- Схема функционирования системы

Итак, состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

Характеристика -- то, что отражает некоторое свойство системы.

Какие свойства систем известны.

Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge -- возникать, появляться) .

  • 1. Эмерджентность -- степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
  • 2. Эмерджентность -- свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Эмерджентность -- принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность -- интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность -- сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность -- это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность -- это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения -- действия, изменений, функционирования и т.д.

Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

Поведение каждой системы объясняется структурой систем низшего порядка, из которых состоит данная система, и наличием признаков равновесия (гомеостаза). В соответствии с признаком равновесия система имеет определенное состояние (состояния), которое являются для нее предпочтительным. Поэтому поведение систем описывается в терминах восстановления этих состояний, когда они нарушаются в результате изменения окружающей среды.

Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов «развитие» и «движение» позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае -- системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности. Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития -- это блуждание в потемках.

Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия. Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

Надежность -- свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть -- как активное подавление вредных качеств.

Адаптируемость -- свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации. Можно выделить два аспекта взаимодействия:

  • · во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);
  • · среда обычно является источником неопределенности для систем.

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антогонистическую по отношению к исследуемой системе.

Всего выделяют 30 свойств систем, которые предлагается подразделять на четыре группы:

  • 1) свойства, характеризующие сущность и сложность систем;
  • 2)свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
  • 3)свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
  • 4)свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.

Исследование сущности управления следует начинать, как отмечает В. А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае -- ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором -- перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружения. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.

В. А. Елисеев сущность управления рассматривает как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация.

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффектность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Существовавшие до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого -- знать и уметь их использовать.

ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Основные принципы системного подхода

Моделирование социально-экономических процессов является сложной зада­чей. Сложность обусловлена разнообразием общественной жизни, в которой одинаково важны как общие, так и частные, и индивидуальные особенности поведения структурных образований. Чтобы создаваемая модель в наибольшей степени была согласована с реальной действительностью используется системный подход.

Системный анализ - научное направление, связанное с исследованием слабострук­турированных, сложных проблем междисциплинарного характера на основе систем­ного подхода и представления объекта исследования в виде системы.

Основные принципы системного подхода.

Принцип системности требует всестороннего, целостного подхода к исследуемому предмету задачи и процессу ее решения.

Принцип иерархичности требует многоуровневого подхода. К числу связанных с данным принципом проблем можно, например, отнести проблему «роли личности в исто­рии». Так, судьба целого народа или государства, или отдельной организации иногда зависит от одного единственного поступка одного единственного человека.

Принцип интегральности требует подхода к исследуемому объекту с точки зрения отражения общих интегральных его свойств, оказывающих на него существенное влияние. Он базируется на фундаментальном свойстве систем: свойства системы не есть простая сумма свойств составляющих ее частей.

Принцип физической содержательности запрещает использование модельных представлений, элементы которых не имеют физически содержательного объяснения.

Принцип формализма требует использования формальных моделей, позволяющих получить конструктивные результаты и сде­лать необходимые позитивные выводы.

Принцип эмпирической согласованности требует, чтобы в пределах области своей применимости используемые модели не противоречили эмпирическим данным.

Пример. В качестве примера использования принципов систематики можно привести фрагмент видов ресурсов власти, отражающей их многоаспектность.

Виды ресурсов власти:

Экономические (финансы, налоги, патронат, собственность и др.).

Технологические (организационный ресурс, технологии управления, опыт и др.).

Физические (минеральные ресурсы, энергетические ресурсы, физические явления и др.).

Биологические (продовольствие, демографические ресурсы, экология и др.).

Психологические (имидж, ментальность, психологические чувства и др.).

Социально-политические (права, насилие, социально-политические идеи, общественные блага и др.).

Информационные (духовность, культура, знания, информация и др.).

Данная схема с системной точки зрения является достаточно полной. Она охватывает не только традиционные виды ресурсов власти, но и ряд таких, которые обычно мало кем осознаются в полной мере. К числу подобных ресурсов можно отнести некоторые ресурсы физической сферы.

Например, физические явления. Данные явления (метеорологические, климатические, геофизические и даже космические) во многих случаях могут быть использованы в интересах власти (в интересах ее укрепления и расширения). Так в интересах правящей политической группировки назначается дата выборов. Как правило, при этом учитывается не только экономическая и социально-политическая ситуация, но и время года и ожидаемая погода. И в этом смысле жаркую, сухую или прохладную, дождливую погоду следует рассматривать как соответствующий ресурс, с помощью которого можно повлиять на социальный состав участников голосования, а в некоторых случаях и на их предпочтения. Так в романе Пруса «Фараон» описывается ситуация, когда египетские жрецы в интересах борьбы за сохранение своей власти воспользовались солнечным затмением и своим знанием о моменте его наступления.

Основные понятия и отношения

Структура отражает наиболее существенные и устойчивые связи и отношения между элементами, принадлежа­щими изучаемому объекту. К числу наиболее важных структурных образований относятся те, которые проявляют себя как некоторые целостные объекты. Такие структурные образования называются системами.

Система - есть совокупность элементов (подсистем) и связей между ними, обла­дающая свойствами целостности, целесообразности и открытости.

Со структурной точки зрения реальная система есть неразрывная совокупность че­тырех взаимосвязанных, взаимозависимых фундаментальных систем: структур (элементы, связи, структуры, законы организации), процессов (процессы, факторы, состояния, законы изменения), ценностей (ценности, принципы, цели, законы пре­вращений) и знаний (язык, память, информация, законы интерпретации).

Подсистема - часть системы, выступающая по отношению ко всей остальной части системы как некоторое целостное структурное образование, обладающее признаками системы.

Типичными подсистемами, например, являются: органы кровообращения, дыхания и пищеварения животного; министерство эконо­мики в общей системе исполнительной власти.

Элемент - наименьшая часть системы, внутренняя структура которой не проявля­ется во взаимодействии с системой-наблюдателем в течение некоторого заданного отрезка времени или не учитывается при решении поставленной задачи анализа или синтеза. Так элементами общества являются его граждане;

Часть внешнего мира, непосредственно взаимодействующая с системой или оказывающая на нее существенное влияние, называется внешней средой.

Поэтому при анализе экономической или политической ситуации внутри какого-либо государственного образования необходимо выйти за его пределы и проанализировать экономические и социально-политические ситуации в системах внешнего окружения с целью учета их влияния на состояние рассматриваемого объекта. Любая реально существующая система отделена от внешней среды некоторой границей. Граница является особой функциональной подсистемой (кожа человека, службы охраны государственной границы и т. п.). Наличие границы есть одно из необходимых условий существования системы.

Связи выражают активные отношения, существующие между структурными образованиями.

Связи можно охарактеризовать направлением, силой, характером. По первому признаку связи делятся на направленные и ненаправленные. По второму - на сильные и слабые. По характеру различают связи подчинения, связи порождения, равноправые связи, связи управления, обратные связи. Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими признаками. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования. В исследованиях выделяются внутренние и внешние связи. Внешние связи системы - это ее связи со средой. Они проявляются в виде характерных свойств системы.

Цель - ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени. Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход - выход»). Однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно. В этих случаях систему отображают путем разбиения на подсистемы, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер и вводят понятие структуры. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение основных частей системы, ее устройство (строение),

Состояние системы - это множество значений характеристик системы в данный момент времени. Если система способна переходить из одного состояния в другое; говорят, что она обладает поведением.

Равновесие определяется как способность системы при отсутствии внешних возму­щающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго. Это состояние называют состоянием равновесия.

Под устойчивостью понимают способность системы возвращаться в состояние рав­новесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внеш­них (или в системах с активными элементами - внутренних) возмущающих воздей­ствий. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться называют устойчивым состоянием равновесия. В сложных системах возможны неустойчивые состояния равновесия.

Процессом - называется совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению какого-либо параметра, определяющего свойства системы. Эффективность процесса - степень его приспособленности к достижению цели.

Основные свойства систем

Интегративными называются свойства, присущие системе в целом и не присущие ни одному из ее элементов в отдельности. Так, государство не является простой суммой своих регионов.

Пример. Индивидуальным интегративным свойством самолета как технологической системы является его способность со­вершать управляемый полет. При этом ни одна из его частей сама по себе, включая и членов экипажа, этой способностью не обладает.

Задание 1.1. Приведите примеры проявления свойства интегративности в экономической и политической сфе­рах, а также в области человеческих отношений.

Целостность - способность системы проявлять себя во взаимодействии с внешним миром как единое целое.

Это свойство содержит два аспекта:

Свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов;

Свойства системы зависят от свойств составляющих ее элементов.

Объединенные в систе­му элементы могут утрачивать часть своих свойств, присущих им вне систе­мы, т. е. система как бы подавляет ряд свойств элементов. С другой стороны, элементы, попав в систему, могут приобрести новые свойства.

Связность заключается в наличии устойчивых и относительно мощных связей меж­ду структурными компонентами системы.

Временная согласованность существования элементов системы устанавливается посредством взаимодействий, обеспечивающих определенный порядок внутренней жизни системы, как в ситуационном, так и информационном, и в ценностном про­странствах.

Примеры. Взаимодействия членов некоторого сообщества в экономической сфере приводят к некоторому закону распределения населения по доходам. Харак­терным примером этой ситуации являются ситуации монополизирующего сго­вора нескольких производителей, работающих на один общий рынок.

Открытость - свойство взаимосвязи и взаимосогласованности системы и ее внеш­него окружения, проявляющееся в коммуникативности и расплывчатости. Откры­тость - это взаимопроникновение и взаимовлияние (взаимозависимость) системы и окружения. Открытость, с одной стороны, есть необходимое условие существования системы, а с другой - одна из основных причин ее изменения.

Коммуникативность представляет собой свойство системы, заключающееся в на­личии между системой и внешней средой множества связей (коммуникаций).

Пример. Различные государства могут быть связаны между собой линиями воздушного, железнодорожного, автомо­бильного и т. д. сообщения. Между ними осуществляются культурные, научные и другие виды обмена.

Расплывчатость есть свойство взаимопринадлежности, взаимного родства реаль­ных систем, свойство проявления в них единого целого. Расплывчатость системы порождает определенное противоречие во взаимодействии ее с внешним миром. Благодаря этому свойству система в какой-то степени входит в состав своего окружения и, взаимодействуя с ним, взаимодействует сама с собой.

Свойства системы –

Свойство эмерджентности

Свойство синергичности

Свойство мультипликативности

Природа и сущность менеджмента.

М. трактуется по-разному в мир и отеч лит-ре. Менеджмент как подходы, которые наиболее часто используются (между ними нет противоречий):

1) Менеджмент как процесс – это интеграционный процесс, с помощью которого подготовленные специалисты формируют организацию, управляют ею через постановку целей и разработку способов их достижения.

2) Функции управления. Процесс управления предполагает ряд функций: планирование, организация, координирование, контроль и мотивация.

3) Люди или органы, которые управляют организацией.

4) Аппарат или органы управления. Менеджеры часто идентифицируются с органами управления.

5) Наука управления. Менеджмент имеет эволюционный характер. Имеет своего рода теорию, содержащую закономерности, законы, принципы, функции, методы, целенаправления деятельности людей в процессе управления.

6) Менеджмент как искусство управления. На организацию действуют как внешние так и внутренние факторы. В организации люди – самый важный фактор, управление которыми требует разных качеств.

Характеристики организации как социально-экономической системы.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Роль организации в обществе определяется тем, что они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности и во-вторых, удовлетворяют общественным потребностям и создают полезные для общества блага: продукты и услуги.

Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей являются соц-эк системами.

Организация – это совокупность людей и групп, объединенных для достижения целей на основе установленных правил и процедур разделения труда и обязанностей.

Характеристики производства как соц-эк системы:

1) Наличие общих целей, отражающих предназначение компании, те виды продукции и услуг, которые она производит для удовлетворения общественных потребностей.

2) Процессы, протекающие внутри организации. В любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта, передача продукта во внешнюю среду.

В процессе производства продукта происходит добавление ценности, эта добавленная стоимость является источником жизнедеятельности и развития производственной организации.

Разделение труда и функциональная специализация. Результативность организации зависит от того, обладает ли она функциональными возможностями для осуществления процессов и реализации своих целей.

Производство, финансы, персонал, НИОКР, подсистема менеджмент.

Внутренняя среда организации.

Успех компании определяется не столько наличием конкретных видов ресурсов, сколько направлениями и эффективностью их использования, т.е. её организационными компетенциями.

Организационные компетенции формируются за счет согласованного взаимодействия ресурсов организации, основанной на приобретенном опыте и навыках. Они поддерживаются технологиями, процессами и ценностями. Внутренняя среда включает три основных составляющих: структура организации, ресурсы, культура организации.

Внешняя среда социально-экономической системы.

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации, руководитель не может оказывать на эти факторы влияние. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организации по степени, характеру и периодичности воздействия. Выделяют 2 составляющие внешней среды: макроокружение и микроокружение.

Макроокружение – среда косвенного воздействия. Микроокружение – среда прямого воздействия.

Макроокружение – часть внешней среды, общая для всех организаций. Она включает: экономические, политические, правовые, социальные, научно-технические, природно-географические факторы.

PESTE-анализ.

Микроокружение (деловая среда) – это непосредственное окружение организации, оказывающее прямое воздействие на ее работу.

В него входит: потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, организации инфраструктуры, гос и муниципальные органы, объединения и ассоциации, международный сектор.

Оценка деловой среды производится по 3 основным параметрам: сложность, стабильность, неопределенность.

Во взаимоотношениях с внешней средой организация решает 2 основные задачи: взаимодействие и адаптация.

Принципы управления, их развитие на современном этапе.

Тейлор – основатель школы научного менеджмента. 4 принципа управления: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору рабочего, обучению, тренировке; кооперация с рабочими и разделение ответственности труда между управленцами и рабочими; планирование, организация, руководство и контроль.

Фаёме впервые был выделен раздел: психология, управление.

Появились новые принципы в управлении. Отказ от управленческого рационализма. Успех предприятия определяется максимумом организационного управления. Вместо этого сейчас выдвигается проблема способности гибко адаптироваться к внешним условиям. Значение факторов внешней среды резко повысилось. Мы используем в управлении теорию систем, мы рассматриваем организацию в единстве ее составных частей. Рассматриваем систему в условиях ситуационного подхода. Центральное место занимает ситуация, конкретный набор обстоятельств. Эти обстоятельства оказывают влияние.

Цели управления, их классификация. Требования к постановке целей управления.

В управлении под целями понимают желаемый результат деятельности компании, к которому следует стремиться.

При разработке целей организации важно учитывать определенные требования:

1) Четкие временные рамки, на которые устанавливается цель.

2) Конкретность содержания и реальная достижимость целей.

3) Непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также ресурсами, необходимыми для их достижения.

4) Адресованность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля

SMART - требования постановки целей.

S – конкретная цель

M – измеримая цель

A – достижима ли цель

R – цели должны быть актуальными, насущными

T – ориентирование во времени.

Классификация целей.

Производственные организации – это многоцелевые системы. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет их рассматривать как систему целей.

Критерии классификации Группы целей
Период времени Стратегические, тактические, оперативные
Содержание Экономические, социальные, организационные, технические, научные, политические
Приоритетность Особо-приоритетные, приоритетные, остальные
Повторяемость Постояннорешаемые, разовые-новые
Деловая среда Внутренние, внешние
Организационная структура Цели организаций, цели подразделений, цели сотрудников
Функциональная подсистема Маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал, менеджмент
Стадии жизненного цикла 1) цели на этапе создания; 2) рост; 3) зрелость; 4) завершенность.

I. Внешняя среда

  • сложность, динамичность, неопределенность внешней среды

Требования к управленческим решениям.

  1. Целенаправленность
  2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.
  3. Своевременность
  4. Комплексность, необходимая полнота содержания
  5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)
  6. Экономичность.
  7. Полномочность.
  8. Адресность, конкретность, срочность.
  9. Директивность, общеобязательность.

30. Классификация управленческих решений.

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов.

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

  • Упорядочить и структурировать управленческие решения,
  • Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.
  • Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.
  • Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.
  • Систематизировать производственные ситуации и информацию.
Признаки классификации Виды решений
1. Содержание - по характеру целей и задач - по функциям управления Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные
2. Среда принятия решений (по степени риска) Решения в условиях определенности Решения вероятностной определенности (риска) Решения в условиях неопределенности
3. Действие во времени Стратегические Тактические (плановые) оперативные
По причинам возникновения Ситуационные По предписанию Программные Инициативные
4. Количество лиц, принимающих решение Индивидуальные Групповые (коллегиальные, коллективные)
5. По способам обоснования и принятия решения Интуитивные Основанные на суждениях рациональные
6. По степени структурированности Высоко структурированные (программируемые) Слабо структурированные (непрограммируемые)
7. Уровень иерархии системы управления Решения 1 уровня Решения 2 уровня Решения 3 уровня
8. По способам фиксации Устные распоряжения Документально фиксированные
9. Направление решения Внутрь организации как системы За её пределы – во внешнюю среду

31. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческих решений.

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.
  • получение и подготовка данных
  • анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы
  • определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения
  • определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется
2. Разработка УР
  • разработка модели и выбор методов решения задачи
  • разработка вариантов решения (альтернатив)
  • сравнение и оценка вариантов решения
  • выбор предпочтительного варианта решения
3. Принятие УР
  • согласование решения
  • принятие решения (окончательная формула решения)
  • утверждение и документирование решения
4. Выполнение (реализация) УР
  • разработка плана реализации решения
  • подбор исполнителей
  • постановка задач исполнителям
  • разъяснение, пропаганда решения
  • установление системы стимулирования и ответственности
  • контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки
5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

32. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческих решений.

1. При разработке и принятии решения

  • Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)
  • Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)
  • Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)
  • Квалификация работников аппарата управления (ЛПР – знания, способности, мотивация)
  • Объем и ценность информации
  • Организация и методы разработки решения
  • Использование современных информационно-компьютерных технологий
  • Организация управленческого труда
  • Стиль руководства
  • Система контроля исполнения
  1. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

33. Мотивация как функция управления.

Процесс проектирования или перестройки организационной структуры управления неразрывно связан с разработкой систем уп­равления персоналом, контроля и информационного обеспечения. По существу, речь идет о том, что эффективное функционирова­ние любой структуры управления зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи; от наличия обратной связи, получаемой в результате осуществления конт­рольной функции, и от информационного обеспечения всех управ­ленческих процессов, протекающих в рамках построенной структу ры. В завершающей главе учебника мы познакомимся с содержани­ем функций мотивации и контроля, после чего перейдем к изуче­нию проблем эффективности управления.

Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. МакКлеландом и Ф.Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недо­статки описаны достаточно полно в специальной литературе, по­этому для наших целей мы приводим их обобщенную характерис­тику.

А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерар­хию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне - это физиологические потребности, на втором - потреб­ности в безопасности, на третьем - потребность в социальном признании, на четвертом - потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком - потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стре­мится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это не­прерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в само­выражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это оз­начает, что процесс мотивации поведения через потребности явля­ется бесконечным.

Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: по­требности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна лю­дям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому счи­тают, что на практике эта теория в большей мере применима к мо­тивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации. В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцбер-га все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факто­ры мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы - это размер оплаты, условия труда, меж­личностные отношения и характер контроля со стороны непосред­ственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удов­летворены, у работника не развивается чувства неудовлетвореннос­ти работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с дву­мя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выража­ют мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. Всовременных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценност­ным ориентациям.

35. Процессуальные теории мотивации

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребнос­тях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведе­нию, зависят от величины ожидания того, что это поведение при­ведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграж­дением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвеши­вают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный ре­зультат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напря­жение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л.Портера-Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его полу­чении.Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли оп­ределенное отражение в методах мотивации работников, использу­емых организациями.

36. Понятие и классификация методов управления.

В процессе управления используется множество разнообраз­ных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, этапов, процедур и операций, необходимых для принятия реше­ний. Всовокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее це­лей.

Методы занимают особое место в управлении, так как на их базе происходит взаимное обогащение его теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнять ту или иную уп­равленческую работу, методы позволяют сформировать систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на установление и реализацию целей. Одновре- менно с этим использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знание об управлении и о закономерностях протекающих в нем процессов и явлений, способствуя развитию теории управления.

Общенаучные методы

Основу системы методов, используемых в управлении, состав­ляет общенаучная методология, предусматривающая системный, комплексный поход к решению проблем, а также применение та­ких методов, как моделирование, экспериментирование, конкрет­но-исторический подход, экономико-математические и социоло­гические измерения. Специфика управления как вида деятельнос­ти оказывает существенное влияние на формы, масштабы и ре­зультативность применения общенаучных методов.

Лидер и менеджер.

Теория лидерских качеств.

Теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в

изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пыта_

лись выявить те качества, которые отличают «великих людей» в ис_

тории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой_то

уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во

времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого

подхода, ученые пытались определить лидерские качества, нау_

читься измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот

подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не ста_

В этом направлении были проведены сотни исследований, по_

родивших предельно длинный список выявленных лидерских ка_

честв. Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались

обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские каче_

ства. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств

характеризуют лидера:

Ум или интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими;

Уверенность в себе;

Активность и энергичность;

Знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Мно_

гие люди с этими качествами так и оставались последователями.

Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личност_

ных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим пред_

сказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практи_

ка этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских ка_

честв было продолжено вплоть до середины 80_х гг.

Наиболее интересный результат был получен известным аме_

риканским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успеш_

ных лидеров и определившим следующие четыре группы лидер_

ских качеств:

Управление вниманием, или способность так представить

сущность результата или исхода, цели или направления движе_

ния/действий, чтобы это было привлекательным для последова_

управление значением, или способность так передать значе_

ние созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты

и приняты последователями;

управление доверием, или способность построить свою дея_

тельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы по_

лучить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и

вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для

усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы,

включая ресурсы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации

для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и

возможность познания того, что они делают, а также то, что они

часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организаци_

онная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество

работы и посвященность работе. Последующее изучение привело к

выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, пси%

хологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуаль%

ные, и личностные деловые (табл. 12.2).

К физиологическим относят такие качества человека, как рост,

вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность,

энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой_

то степени может существовать связь между наличием этих качеств

и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем сред_

ний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лиде_

ром. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди под_

тверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую

сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур ми_

ровой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических ка_

честв, полагаются в своем суждении в значительной мере на ис_

пользование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже от_

мечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные , качества проявляются на

практике главным образом через характер человека. Они имеют

как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их

взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного

списка этих качеств. Большинство из них так и не получило под_

тверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет

сделать вывод, что дело обстоит не так просто и что нельзя в пол_

ной мере и непосредственным образом полагаться на приведенные

в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в ор_

ганизации.

Изучение умственных , или интеллектуальных , качеств и их свя_

зи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их ре_

зультаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров

выше, чем у нелидеров. К этому, видимо, привело то, что успех ли_

дера во многом зависит от его способностей и умения решать про_

блемы и принимать правильные решения. Эффективное выполне_

ние этих функций, как известно, связано с наличием рассматри_

ваемых способностей. Однако последующие исследования

показали, что корреляция между этими качествами и лидерством

достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень по_

следователей невысок, то быть для лидера слишком умным значит

сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер

приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполне_

нии своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уров_

ням организационной иерархии. Однако точное их измерение

затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются__ определяющими для эффективного лидерства. Так, например, де_

ловые качества, сделавшие кого_то лидером в коммерческом бан_

ке, вряд ли пригодятся для лидерства в исследовательской лабора_

тории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостат_

ков. Во%первых, перечень потенциально важных лидерских качеств

оказался практически бесконечным. По этой причине стало невоз_

можным создать «единственно верный» образ лидера, а следова_

тельно, заложить какие_то основы теории.

Во%вторых , по различным причинам, таким, например, как не_

удача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в

силу непризнания возможных различий в зависимости от организа_

ции или ситуации, не удалось установить тесную связь между рас_

смотренными качествами и лидерством и помочь практическому вы_

явлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход,

изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к со_

жалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послу_

жил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства

и оказался надежным сдерживающим средством в переоценке по_

веденческих и ситуационных основ лидерства.

Концепции лидерского поведения

Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накану_

не Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до сере_

дины 1960_х гг. Общим с рассмотренной концепцией лидерских

качеств было то, что опять начался поиск одного единственно вер_

ного пути, но по другому направлению: лидерское поведение . Важ_

ным отличием от концепции врожденных качеств было то, что дан_

ная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по

специально разработанным программам.

Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос,

кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры дела_

ют. Наиболее известными концепциями данного типа являются сле_

Три стиля руководства;

Исследования Университета штата Огайо;

Исследования Мичиганского университета;

Системы управления (Ликерт);

Управленческая сетка (Блейк и Моутон);

Понятие системы, свойства систем.

Система – это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование с новыми свойствами, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • – система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top