Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика. Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика Игровое занятие по предмету «Заниматика»

Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика. Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика Игровое занятие по предмету «Заниматика»

Дети, словно крохотные губки, вбирают в себя информацию об окружающем мире. Однако если годовалые крохи могут лишь наблюдать за происходящим, то дошкольники отличаются способностью анализировать и размышлять. Они уже начинают сравнивать предметы по количеству, устанавливать связи между ними, решать логические задачи. Все эти навыки непременно пригодятся ребятам в школе. А, значит, родители должны бросить все силы на их развитие и поддержание. Справиться с данной задачей поможет математика для детей 5-6 лет. Расскажем о тонкостях обучения ребят этой непростой, но очень увлекательной науке.

Что должны знать и уметь дошкольники

Как правило, дети осваивают счет до десяти уже в трех-четырехлетнем возрасте. Ближе к школе родители знакомят их с двузначными числами и простыми математическими действиями. Чтобы ребята не растеряли полученные знания, необходимо повторять пройденный материал, со временем увеличивая его сложность.

Согласно мнению педагогов, подготовленные к школе дети должны обладать следующими умениями:

  • решать простейшие головоломки и задачи;
  • владеть понятиями «назад-вперед, верх-низ, право-лево»;
  • вычитать и складывать простые числа;
  • проводить сравнительный числовой анализ с употреблением слов «больший, меньший, равный»;
  • самостоятельно считать до десяти и обратно;
  • отвечать на вопросы: «какой по счету?» и «сколько?»;
  • осуществлять деление круга и квадрата на одинаковые части;
  • знать геометрические формы предметов.

Овладеть перечисленными навыками дети должны в возрасте 5-7 лет. Как быстро это произойдет, зависит преимущественно от родителей дошколят, тяги ребят к обучению и формы организации уроков. Благо, на сегодняшний день существует множество пособий и рабочих тетрадей для детей старшего дошкольного возраста. Взять хотя бы обучающие книги от «Школы семи гномов» или «Учимся считать» от Тору Кумон. Занимаясь с детьми по специальной литературе, родители уже очень скоро заметят первые успехи. Но как правильно обучать ребенка 5 и 6 лет математике, чтобы не допустить ошибок и не привить отвращение к точным наукам?

Начнем с того, что занятия по математике для детей 5-6 лет должны проходить в игровой форме. Такой способ усвоения материала является оптимальным для дошкольников. Если просто усадить ребенка перед учебниками, он может быстро заскучать и переключить свое внимание на что-то более интересное (пейзаж за окном, причудливые узоры на стене и т.д.). В результате столь «обременительные» и «утомительные» уроки будут вызывать у него лишь раздражение. А каждое приглашение со стороны родителей позаниматься математикой станет восприниматься в штыки. Приведем другие советы по организации уроков:

  • Занимайтесь лишь тогда, когда ребенок пребывает в хорошем расположении духа. Попытки заставить дошкольника учиться без его желания могут повлечь за собой рассеянность и плохую концентрацию внимания. Поскольку детки 5-6 лет обладают преимущественно непроизвольной памятью, им гораздо проще запоминается информация, вызывающая положительные эмоции.
  • Занимайтесь регулярно, периодически внося в уроки что-то новое. Не секрет, что маленьким детям однообразие приедается очень быстро. А при потере интереса информация едва ли отложится в головках юных учеников. Кроме того уроки должны проводиться систематически, чтобы дошкольники могли постоянно актуализировать свои знания, развивать полученные навыки и умения.
  • Если ребенку что-то не удается или он не может вникнуть в суть задачи, не стоит нервничать и раздражаться . Нужно методично объяснять дошкольнику задание до тех пор, пока у него не останется вопросов. Завышенные родительские требования и негативные оценки действий ребенка могут раз и навсегда отбить у него желание заниматься математикой.
  • И наконец, нельзя «стоять» над детьми, заставляя их решать одну задачу за другой. Такой метод обучения хоть и приведет к усвоению материала, но при этом отобьет у дошкольника тягу к обучению. Поэтому все занятия должны проходить в легкой и интересной форме. Развивающая математика для детей 5-6 лет требует вовлеченности ребенка в процесс, его непосредственного участия в разработке и решении задач, личной инициативы, подключения фантазии и воображения. Совокупность всех этих составляющих является залогом эффективного обучения.

Л.Г. Петерсон, разработчик начального математического курса «Игралочка»: «Зачастую подготовка дошкольников сводится к их обучению чтению, письму и счету. Согласно проведенным исследованиям, с серьезными сложностями в начальной школе сталкиваются вовсе не те дети, которые обладают скудным объемом умений и знаний, а те, которые демонстрируют пассивность, не хотят думать и узнавать что-то новое. В связи с этим основной целью первичной подготовки должно выступать разностороннее развитие ребенка: его творческих и интеллектуальных способностей, качеств личности, мотивационных факторов. При этом особое внимание необходимо уделять подключению фантазии и воображения. Именно творчество наравне с умением создавать и придумывать что-то новое способствует формированию личности дошкольника, развитию его самостоятельности и познавательного интереса».

Занятия по карточкам

Рассмотрим несколько упражнений, способствующих развитию у ребенка математических способностей. Для их проведения потребуются карточки с числами от 1 до 10. Конечно, родители смогут быстро и без труда изготовить их. Однако куда лучше вовлечь в этот процесс ребенка, доверив ему самую интересную и ответственную работу. Итак, готовим обучающие карточки. Предлагаем дошкольнику самостоятельно поделить альбомный лист на четыре равные части и вырезать по линиям карточки. Отсчитав 10 штук, даем их ребенку и просим написать на каждой по числу и нарисовать соответствующее количество картинок. Это могут быть круги, цветочки, сердечки и т.д. Если ребенок затрудняется в написании каких-либо чисел, следует помочь ему в этом. После того как карточки будут готовы, можно приступать к занятиям:

«Разложи по порядку»

Данное упражнение поможет ребенку вспомнить числовые значения и понятия «больше – меньше». Просим дошкольника разложить по порядку карточки, начиная с наименьшей и заканчивая наибольшей цифрой. Упражнение не только способствует закреплению изученного материала, но и отлично тренирует память и воображение.

«Сравни числа»

Показав ребенку две карточки, предлагаем сопоставить их. Для начала дошкольник называет значения чисел, потом отвечает на вопрос, какое из них больше и на сколько единиц. Затем следует заменить одну из карточек и повторить те же вопросы. Такое занятие может продолжаться достаточно долго, пока ребенок не потеряет к нему интерес.

«Сосчитай предметы»

Поскольку помимо чисел на карточки нанесены различные изображения, стоит предложить ребенку сосчитать их. Можно также усложнить задачу, подготовив листы с рисунками различных животных и числовым рядом от 1 до 10. Сосчитав количество зверей, дошкольник должен обвести соответствующую ему цифру. Как правило, данное упражнение очень нравится детям и не вызывает у них особых затруднений.

«Пропавшие числа»

Ребенок держит карточки в своих руках. Взрослый называет ему два числа, к примеру, 1 и 4. Юный ученик находит эти карточки и выкладывает на стол в некотором отдалении друг от друга. Теперь он должен заполнить пробелы между числами и отыскать два пропущенных звена. Соответственно это будут карточки с цифрами 2 и 3.



Занимательная математика

Родителям дошкольников стоит проявлять фантазию при разработке занятий. Вовсе не обязательно проводить уроки, сидя за столом, когда вокруг столько увлекательных дел и явлений. Так почему бы не использовать их в арифметических целях? К примеру, можно подключить детей к приготовлению их любимых блюд, будь то пицца или яблочный пирог. Попросите ребенка отсчитать два стакана муки и позвольте самостоятельно высыпать их в заранее подготовленную посуду. Дайте дошкольнику задание принести из холодильника пять яиц, аккуратно переложив их в мисочку. Пусть ребенок самостоятельно добавит в тесто три ложки сахара и т.д. Такая занимательная математика не только доставит ребенку огромное удовольствие, но и надолго отложится в его памяти.

Вероятнее всего, он и сам не поймет, что вовлечен в процесс обучения. К примеру, собираясь утром в детский сад, предложите дошкольнику сосчитать количество пуговиц на его рубашке. А придя в больницу – определить количество сидящих в очереди пациентов. А сколько объектов для счета можно найти, прогуливаясь по улице! Машины у дома, люди на остановке, пролетающие в небе птицы, этажи зданий – и этот список является практически неиссякаемым.

Александра, мама восьмилетнего Андрея: «Мы с сыночком учились складывать и вычитать в 5 лет. Причем делали это сразу в уме, без использования палочек и загибания пальчиков. Идем куда-нибудь, считаем предметы, а затем прибавляем к ним 1. К примеру, возле магазина припарковано три машины и вот к нему подъезжает еще одна. Сын складывает в уме и выдает ответ. Позже стали добавлять по 2, по 3 и так по нарастающей. Затем поменяли порядок расчетов. Начали прибавлять к меньшему числу большее. Это, конечно, давалось сложнее, но со временем привыкли. Пешком мы ходим много. Как минимум – ежедневная «прогулка» до сада и обратно. Сейчас уже посещаем школу, дорога до которой занимает 20 минут в одном направлении. Так что времени полно. Со счетом закончили, теперь начали учить тем же методом английские слова».

Математические игры

Многие дети, обладающие гуманитарным складом ума, склонны считать математику довольно скучной наукой. Однако достаточно показать ребятам обратную сторону данного предмета, как их мнение резко изменится. В этом взрослым помогут математические игры для детей 5-6 лет. Перечислим некоторые из них:

«Сосчитай хлопки»

Данная игра способствует развитию не только математических способностей, но и слухового восприятия. Хлопая в ладоши с различной силой и частотой, нужно попросить ребенка посчитать количество ударов. Усложнить задачу можно, попросив малыша воспроизвести услышанное.

«Фокус-покус»

Взяв несколько небольших предметов (конфет, пуговиц) взрослый зажимает их в кулаках и прячет за спиной. Далее ребенку задается несложная математическая задачка. К примеру: «У меня всего семь пуговиц. В правой руке я держу четыре, сколько зажато в левом кулачке?». Если дошкольник ответил правильно, можно предложить ему поменяться ролями. Пускай он сам придумает задачу и просчитает в уме ее решение. Если же ребенок дал неверный ответ, стоит вновь спрятать за спиной предметы, но уже в другом количестве.

«Найди лишнее»

Взрослый вырезает из журналов несколько десятков картинок различных категорий: транспорт, продукты питания, растения, мебель и т.д. Далее следует разложить на столе изображения одной тематики, добавив к ним несколько лишних объектов. Ребенку дается задание пересчитать все картинки, отыскать «посторонние» предметы и назвать их количество. В завершение осуществляется подсчет оставшихся изображений одной категории.

«Назови число»

Эта игра является групповой. Взрослый ведущий становится в центр образованного детьми круга и поочередно кидает малышам мячик, называя любое число. Каждый ребенок, дождавшись своей очереди, бросает предмет обратно, произнося следующее по порядку число. При этом желательно избегать повторений.

Рисование по точкам

Когда ребенок уже легко справляется с приведенными выше упражнениями, то можно предложить ему рисование по точкам. Это очень увлекательное занятие, так как в большинстве случаев, не известно какая картинка получится в итоге. Поэтому дети с удовольствием соединяют точки, проводя по порядку линии от одной цифры к другой.

Игры-ходилки

Многие помнят из детства такие игры. Суть их в том, что на игровом поле отмечен путь, по которому нужно добраться из одного места в другое. И игроки по очереди бросают игральные кости, считают количество выпавших точек и делают ход, опять же считая. Счет ограничивается цифрами от 1 до 12, зато ребенок учится складывать. Например, выпало 3 и 6 точек на костях. И задача игрока посчитать, сколько будет 3+6. Ход он сможет сделать только после того, как получит правильный результат. В процесс игры можно вовлекать всю семью, это будет увлекательным времяпровождением.

«Магазин»

Эта ролевая игра знакома многим взрослым. Ведь маленькие выдумщики периодически вовлекают родителей в свои забавы. Вот они становятся продавцами и предлагают покупателям приобрести у них продукты. Или же сами приходят в магазин за игрушками. Обычно в качестве денег выступают различные бумажки. Но куда полезнее будет взять несколько настоящих монеток или пуговиц и осуществлять с покупателями вполне реальный расчет. Со временем можно ввести понятие «сдача». Если сыр стоит 3 рубля, а покупатель дает одну пятирублевую монету, необходимо вернуть ему лишние деньги. Вовлеченный в игру ребенок гораздо быстрее научится счету и простейшим математическим действиям.

Ева мама семиклассницы Вари: «Учила дочку считать в уме еще до школы. Начинали с простейших цифр, затем ввели двухзначные и трехзначные числа. Сейчас Варе 12, она считает быстрее нас с папой. А секрет очень прост: главное, чтобы ребенок был вовлечен в процесс обучения. Мы очень рано познакомили дочку с деньгами. Забирая ее из садика, я давала Варе сначала по 5 рублей на конфетку или жвачку. Она сама рассчитывала, хватит ли ей денег, сколько должно остаться и т.д. Постепенно сумма увеличилась до 20 рублей. Дочка умудрялась раскладывать ее на несколько покупок, совершая в уме нужные вычисления. Сейчас математика – ее любимый школьный предмет, она стабильно принимает участие во всех олимпиадах».

Если ребенок отказывается считать

Некоторые дети категорически отказываются обучаться навыкам счета даже в игровой форме. Нередко причиной этому становится неправильный подход родителей к проведению занятий. Попытавшись пару раз позаниматься с дошкольником по схеме «сиди и решай», многие взрослые надолго отбивают у них тягу к математике. Впрочем, нелюбовь к счету может объясняться перегруженностью ребенка различными развивающими занятиями или секциями. А может быть дошкольнику просто не нравится реакция родителей на неверные ответы. И подобных причин может быть огромное множество. Как же вести себя родителям в случае отказа детей обучаться счету?

Запастись терпением

Возможно, ребенок не понимает математику ввиду своего юного возраста. Ведь далеко не все пятилетние дети обладают способностями к вычислению. Кроме того, дошкольники с гуманитарным складом ума могут игнорировать цифры вплоть до похода в первый класс. С другой стороны, многие из них к этому времени уже достаточно бегло читают и даже умеют писать. Поэтому не стоит остро реагировать на нежелание ребенка считать. Ведь быть успешным «на всех фронтах» попросту нереально.

Использовать метод «принуждения убеждением»

Если дошкольник обладает способностями к математике, но попросту не хочет учиться, нужно донести до него необходимость данного процесса. Ведь без навыков счета никак не обойтись. Об этом нужно говорить как можно чаще, демонстрируя данный факт на жизненных примерах. Так, передвигаясь с ребенком по городу на автобусе, мама может сказать ему «Помоги мне, пожалуйста, у меня заняты руки. Достань из кармана моей куртки мелочь, отсчитай пятнадцать рублей и заплати за проезд. Ах, я же совсем забыла, ты не умеешь считать. Придется справляться самой». Периодически создавая подобные ситуации, можно постепенно убедить ребенка в том, что пора учиться считать.

Устраивать «числовые атаки»

Если ребенок не хочет воспринимать цифры, нужно окружить его ими. Для этого следует подготовить множество карточек с числами и рисунками. Развесив листы бумаги по периметру квартиры и время от времени акцентируя на них внимание, научить ребенка счету будет гораздо легче. Также необходимо как можно чаще включать цифры в речь при общении с ребенком. Можно играть с ним в прятки, громко отсчитывая время, учить стихи из разряда «раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять», показывать ненавязчивые обучающие мультфильмы с присутствием чисел и т.д. Со временем дошкольник непременно проникнется интересом к математике.

Проводить «сладкие занятия»

Если дошкольник не желает воспринимать ни классические, ни игровые методы обучения счету, можно пустить в ход беспроигрышный прием. Пожалуй, ни один ребенок не откажется от сладкого. Так почему бы не поставить детям условие, что они будут получать конфеты только тогда, когда сумеют назвать их правильное количество. Это подстегнет в дошкольниках желание поскорее овладеть навыком счета.

Таким образом, математика для дошкольников является безумно интересной и увлекательной наукой. Главное выбрать правильную форму обучения, которая будет максимально приятной и необременительной для ребенка. Идеи для занимательных уроков находятся вокруг нас, стоит лишь подключить фантазию и посмотреть на привычные вещи под новым углом.

Видео по теме

Наталья Сизинцева

Цель : закрепление знаний о числовом ряде, умения ориентироваться в числовом ряду, решение простых арифметических задач.

Задачи :

Обучающие :

Закрепить знания о числовом ряде, объёмных геометрических фигурах. Использовать свои знания при решении задач. Актуализация знаний детей из разных предметных областей

Использование жизненных ситуаций, привлечение опыта детей к решению проблемных

Развивающие :

Развивать логическое мышление, память, речь, мелкую моторику. Развивать умение работать самостоятельно, с раздаточным материалом .

Воспитательные :

Поддерживать интерес к предмету, умения взаимодействовать в группе, в паре, укрепление межличностных контактов.

Оборудование и материалы :

1. Блоки с цифрами от 1 до 9 (для двух команд) .

2. Презентация с заданиями на экране.

3. Карточки для индивидуальной работы у каждого.

Методы : Практический, словесный, наглядный, элементы моделирования проблемной ситуации, диалог, ТРИЗ (уменьшение-увеличение) .

Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

Количество детей : 12.

Время : 30 минут.

Ход занятия:

1 этап : Организационный.

Педагог : Здравствуйте, ребята! Наше занятие я хотела бы начать с вот таких строк

Лети-лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

быть по-моему вели.

Педагог : Кто знает из какого, произведения эти строчки? (Цветик семи цветик ) . А кто написал это произведение? (Валентин Катаев) . Почему же цветок так называется ? (дети вспоминают повесть, и объясняют, почему он так называется) .

2 этап : Мотивационный (постановка цели) .

Педагог : Ребята! Посмотрите, что случилось с нашим цветиком семи цветиком (На экране картинка бесцветного цветка )

Дети : Цветок стал бесцветным . Он не может больше исполнять желания.

Педагог : Совершенно верно. Его заколдовала злая волшебница Чернильда (картинка Чернильды с цветком на экране ) она забрала его силу.

Что бы цветок расколдовать , нам необходимо выполнить задания приготовленные волшебницей.

Педагог : Попробуем справиться с заданиями?

Дети : Да.

3 этап : Основной.

Педагог : Волшебница жила в замке, но вовремя своего колдовства башни на её замке разлетелись на части. Нам нужно их восстановить.

Дидактическая игра «Собери башни» .

Педагог : У вас на столиках лежат части разрушенных башен. Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети : Составить части по порядку от 1 до 9 (дети делятся на две команды и расставляют блоки с цифрами по порядку на двух столиках).

Педагог : Посмотрите, башни получились одинаковые или разные? Чем они отличаются? Кто помнит, как называется, фигура, на которую они похожи?

Дети : Разные. Отличаются размером. Фигура параллелепипед.

Педагог : На башнях у Чернильды жили её любимые птицы голуби. Когда башни разлетелись, птицы тоже улетели, теперь волшебница не может сосчитать своих голубей.

Посмотрите, какие голуби на картинке? (На экране слайд с голубями и примером к этой картинке.)

Дети : Белых 3 и серых 2.

Педагог : Правильно ли волшебница составила пример сколько было белых и серых голубей вместе? (3-2=5)

Дети : Не правильно.

Педагог : У вас на партах лежат листочки в клеточку, запишите правильный пример, сколько всего голубей было у Чернильды. (3+2=5,проверка вместе с детьми, работа в парах) .

Молодцы! Всех голубей вернули. Давайте вспомним, где жила злая волшебница?

Дети : В замке.

Педагог : Оказывается в её замке, было, очень много волшебных предметов, но вовремя колдовства все предметы перепутались. Нужно все волшебные предметы расставить на свои места. Какое правило нужно соблюдать?

Дети : Ни в строчках, ни в столбиках предметы не должны повторяться. (Дети выполняют задание все вместе у доски.)

Педагог : Хорошо потрудились, я вижу вы устали выполнять задания Чернильды. Давайте немного отдохнём.

Физ. Минутка.

Столько раз в ладоши хлопнем,

Столько раз ногами топнем,

Мы подпрыгнем столько раз,

Мы наклонимся сейчас,

Мы присядем ровно столько,

Ай да счёт игра и только.

Педагог каждый раз показывает цифру на числовом ряду, а дети выполняют соответствующее число движений.

Педагог : Среди волшебных предметов у Чернильды был любимый горшочек для цветов , она хотела, что бы все её горшочки были такие же, но не умела рисовать. Мы с вами рисовать умеем, и можем помочь ей сделать все горшочки одинаковыми, такими как её любимый. (у детей картинки с горшочками, нужно дорисовать узоры на них)


Педагог : Посмотрите, что растёт в горшочках?

Дети : Цветок .

Педагог : Это разные, или один и тот же цветок ?

Дети : Один и тот же, но в разные периоды своего роста.

Педагог : С помощью стрелок расставьте горшочки в порядке увеличения цветка .

Ребята посмотрите на доску. Что произошло с нашим цветиком семи цветиком ? (ответы детей )

Мы выполнили все задания Чернильды, она стала доброй и расколдовала наш цветок . Теперь давайте закроем глаза и загадаем свои желания. Я думаю, что они обязательно сбудутся.

4 этап : Заключительный (рефлексивный) .

Педагог : Вот и подошло к концу наше Занятие . Кому мы сегодня помогали? (ответы детей ) Зачем мы помогали злой волшебнице?

Дети : Что бы она расколдовала цветик семи цветик и он опять мог исполнять желания.

Педагог : Что было для вас самым сложным? Самым интересным? Самым простым? (Ответы детей .)

Педагог : Занятие закончено , до свидания, ребята!

Публикации по теме:

«Цветик – Семицветик». Цель: Закрепление полученных знаний. Задачи: -Обучающие: Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Совершенствовать.

Конспект занятия «Цветик-Семицветик. Звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц» Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; закрепить.

Конспект интегрированного занятия «Цветик-семицветик» Тема: «Цветик – семицветик» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». Виды.

«Цветик-семицветик». Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе Конспект итогового интегрированного занятия по математике. Тема: «Цветик-семицветик» (повторение пройденного) Задачи: Обучающие: -Закрепить.

Конспект НОД по математике для детей 5–6 лет «Цветик-семицветик» МБДОУ «Детский сад «Эврика» Конспект НОД по математике для детей 5-6 лет Воспитатель: Васюкова Надежда Александровна «Цветик-семицветик».

Конспект ООД по математике в подготовительной группе для детей с ТНР на тему: «Цветик - Семицветик». Составила: Салтыкова И. А., воспитатель.

Конспект занятия «Цветик-семицветик» Ход занятия 1. Организационный момент Упражнение: «Орлятский круг» - Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, давайте поиграем в игру,.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Конспект занятия по математике в подготовительной группе «Цветик-семицветик» Воспитатель: Васильева Светлана Витальевна г. Котельники.

НОД по математике «Путешествие в сказку «Цветик-семицветик» Область познания -математика со здоровьесберегающими компонентами в подготовительной к школе группе. Интеграиия с другими образовательными.

Открытое занятие по математике «Цветик-семицветик» в старшей разновозрастной группе Видео Занятие по ФЭМП "Цветик -семицветик" в старшей разновозрастной группе. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-поисковая,.

Библиотека изображений:

Елена Васильевна Шеина
Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика»

Программное содержание :

образовательные :

Обобщить полученные знания;

Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 6, образование числа 6, навыки счета в пределах 6;

Закрепить навыки обратного счёта;

Закрепить умение записывать названные числа в виде числовых карточек;

Закрепить умение соотносить число с обозначаемой цифрой;

Упражнять в установлении равенства или неравенства двух групп предметов , преобразовывая неравенство в равенство;

Упражнять в решении арифметических задач, закреплять знания о геометрических фигурах;

Продолжать формировать пространственные временные представления : слева, справа, за, перед, после.

развивающие :

Развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта;

Развивать наглядно - действенное и наглядно - образное мышление за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно- следственных связей);

Развивать коммуникативные умения детей (помогать друг другу, выражать свои действия в речи) ;

Развивать зрительное внимание, память, зрительно- двигательную координацию;

Продолжать формировать навыки самоконтроля и самоанализа (оценивать результат работы, исправлять допущенные ошибки) .

воспитательные :

Продолжать воспитывать интерес к математике , желание работать в коллективе.

Материал к занятию :

раздаточный : листы с заданием на каждого ребенка, простые карандаши, маркер, карточки с геометрическими фигурами;

демонстрационный : лист бумаги А-3 для рисования по цифрам ракеты, 5 домиков с цифрами (от 5 до 9, письмо в конверте, мешок с подарками, диск с заданиями, аудиозапись взлета ракеты;

ТСО : мультимедийное оборудование.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие . Мы отправимся в город Математики . Хотите? (Ответы детей )

Там нас ждёт множество препятствий и головоломок. Но я думаю, что вы с ними справитесь! А на чем можно отправиться в путешествие ? (Ответы детей )

Посмотрите, перед вами зашифрованный вид транспорта.

Показываю на мольберте.

Соединив цифры по порядку, узнаем, на чем мы с вами отправится в путешествие . С какой цифры начнём? (Ответы детей )

А с какой цифрой её соединим? (Ответы детей )

Под диктовку детей рисую маркером - соединяю линиями цифры.

Так на чём мы сегодня полетим? Что у нас получилось? (Ракета)

Ну, что ж, сели удобнее. Начинаем обратный отсчет : 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пуск!

Звучит музыка.

1. Под кустом у реки 2. Красная Шапочка нашла в лесу

Жили майские жуки. грибы :5 боровиков и 1 лисичку.

Дочка, сын, отец и мать. Сколько всего грибов нашла

http://www.stranamam.ru/

Вот мы и прилетели. Поднимайтесь ребята, осмотритесь. Ой, я вижу что-то интересное. Давайте подойдем поближе. Здесь конверт. «Ребятам старшей группы детского сада «Солнечный зайчик» . Ребята, письмо пришло точно по адресу? (Ответы детей )

Тогда давайте прочтем его : «Дорогие ребята, мы знаем, что вы очень любите приключения. Поэтому приглашаем прогуляться по нашему городу . На его улицах вас, ребята, ждут небольшие задания. Будьте внимательны . Если вы правильно решите их, то в конце вашего путешествия по городу вы найдете подарки от нас . Но об этом потом! А пока желаем вам удачи! Жители города Математики »

Ой, как интересно. Ребята, а вот первое задание. Проходите за столы.

Какая красивая улица, она называется «Улица братьев наших меньших» . Как вы думаете, ребята, кто живет на этой улице? (Животные)

Правильно, посмотрите какие у них интересные дома. А на какие две группы можно разделить животных? (На домашних и диких животных)

Сколько всего животных вы видите? (6)

Сколько диких животных? (2)

Перечислите диких животных? (Лось, лиса)

Сейчас нам надо обозначить количество диких животных точками. Но вот в какой пустой числовой карточке это надо сделать, в правой или в левой? (Ответы детей )

Правильно, в пустой числовой карточке справа поставьте столько точек, сколько диких животных.

Сколько точек поставил Саша? Почему? (Ответы детей )

Молодцы! А сколько домашних животных вы видите? (4)

Перечислите домашних животных? (Корова, коза, кошка, овца)

Правильно, в пустой числовой карточке слева поставьте столько точек, сколько домашних животных вы видите.

Сколько точек поставила Настя? Почему? (Ответы детей )

Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание?

На экране появляется правильный ответ.

Умницы. А поровну ли домашних и диких животных? (Ответы детей )

А каких животных больше? (Ответы детей )

На сколько диких животных меньше, чем домашних? (Ответы детей )

А каких животных больше? (Ответы детей )

На сколько домашних животных больше, чем диких? (Ответы детей )

Как сделать так, чтобы животных стало поровну? (Ответы детей )

Кто сосед лисы справа? (Ответы детей )

Кто сосед козы слева? (Ответы детей )

Посмотрите, у домиков есть номера. По порядку ли стоят домики? (Ответы детей )

Какие домики стоят неправильно? (Ответы детей )

Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание?

На экране появляется правильный ответ.

Какое число стоит за числом 2? (Ответы детей )

А перед числом 5? (Ответы детей )

Назовите соседей числа 4? (Ответы детей )

Назовите число меньше 3 на единицу? (Ответы детей )

Какие молодцы. Задание на улице «Братьев наших меньших» мы с вами успешно выполнили. А теперь отправимся на другую улицу.

Дети переходят на ковер, где расставлены домики с цифрами.

А эта улица называется «Геометрическая» . Как вы думаете почему? (Ответы детей )

Правильно. На этой улице живут геометрические фигуры. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей )

Посмотрите, как много здесь домиков, все они разные и обозначены цифрами. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди свой домик» . Вы возьмете по одной карточке, внимательно рассмотрите их , пересчитайте геометрические фигуры на ней и найдите нужный вам домик. Задание вам понятно? (Ответы детей )

Тогда начинаем!

Дети ищут домики с правильной цифрой и встают рядом.

Поднимите карточку. Посмотрите, правильно ли вы нашли свой домик? (Ответы детей )

Поменяйтесь карточками.

Игра повторяется.

Тогда, проходите за столы.

Дети проходят за оборудованные столы. Задание выведено на экран.

А здесь еще дома стоят. Эта улица называется «Загадочная» . Будьте внимательны . Ребята, рассмотрите дома. Как вы думаете, какой дом здесь лишний? Почему? (Ответы детей )

Молодцы, ребята. Сколько заданий мы с вами выполнили! Сложные были задания? (Ответы детей )

А что вам помогло? (Ответы детей )

Ребята, мы правильно выполнили все задания. Я думаю, жители города Математики уже приготовили для вас что - то. Давайте поищем.

Показываю сундучок. Дети выходят на ковёр.

А теперь нам надо возвращаться домой. Но чтобы это сделать и долететь до нашего сада, нужно произвести обратный отсчет и запустить нашу ракету. Готовы? (Ответы детей )

Итак, сели удобнее. Начинаем обратный отсчет : 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1. Пуск!

Звучит музыка.

А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте отгадаем загадки.

1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик? (Ножницы)

2. 4 братца под одной крышей? (Стол)

3. Продолжите фразу : «7 одного… (Не ждут)

«7 раз отмерь… (Один раз отрежь)

http://www.stranamam.ru/

Вот мы с вами и приземлились. Понравилось ли вам наше путешествие ? (Ответы детей )

А где мы с вами побывали? (Ответы детей )

А что вам понравилось? (Ответы детей )

А куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей )

Расскажите о нашем путешествии дома .

Дети в возрасте 5-6 лет начинают активно познавать и осваивать окружающий их мир. Они становятся почемучками, стремятся разобрать каждую вещь «по винтикам», чтобы понять, как она устроена, пытаются установить причинно-следственные связи между событиями. Так что к этому возрасту, и даже уже раньше — с 4 лет, можно начинать учить ребенка основам математических знаний. Поскольку ведущей деятельностью старших дошкольников все еще остается игра, ее элементы и нужно использовать при обучении.

С чего начинать занятия математикой?

Совсем не нужно, так как это делала Мальвина, сразу же усаживать детей за стол и учить их писать цифры, складывать яблоки и т.д. Лучше просто, разговаривая с ребенком, обращать его внимание на свойства различных предметов, сравнивать их между собой: арбуз тяжелее, чем яблоко, кошка ростом меньше папы. Потом, не спеша, начните упоминать простые числа: принеси мне три тарелки, в вазочке осталось еще две конфеты.

Одновременно с числами по такому же принципу нужно знакомить детей с основными понятиями геометрии – показывать и рассказывать, что значит круглый, треугольный, длинный и короткий. Для детворы 5-6 лет уже не составит большого труда осознать эти понятия, особенно если родители будут подкреплять эти, в общем-то, абстрактные понятия практическими будничными примерами: этот дом выше, а тот ниже, дорога к бабушке длиннее, чем дорога в детский сад.

Как проводить почти школьные занятия по математике

Уже после того, как дошкольник овладеет этими основными представлениями, можно переходить к «вратам математики» — усвоению понятий «число » и «цифра », что представляет для детей в возрасте 5 лет наибольшую сложность.

Главный принцип проведения математического занятия для детей 5-6 лет – это наглядность, т.е. объяснение каждого понятия или термина должно сопровождаться конкретными примерами и выполнением «домашнего задания». Конечно же, задания для детей нужно выбирать в соответствии с их возрастом – интересные, больше похожие на игру.

Чтобы родителям будущих школьников не приходилось самим изобретать велосипед и придумывать математические примеры одновременно и занимательные, и обучающие, педагогами совместно с психологами разработаны программы подготовки детей к школе, включающие в себя немало методов игрового обучения детей основам математических знаний. В этих программах используются и тематические раскраски, карточки с цифрами, обучающие мультфильмы, различные логические головоломки, веселые арифметические упражнения, математические прописи и многие другие задания.

Теперь немного подробнее.

Математические раскраски

Раскраски-пособия для занятий математикой очень эффективны для обучения дошкольников цифрам. В процессе раскрашивания ребенок запомнит, как цифра выглядит, и как она называется, и поймет ее «числовое содержание». Кроме начертания цифр такие раскраски могут содержать в себе и элементы геометрии – из кругов, квадратов, треугольников ребенок может складывать различные орнаменты и окрашивать их в различные цвета. Более того, есть раскраски, которые могут научить ребенка порядковому счету – это раскраски из серии «Нарисуй по цифрам», в которых, последовательно чертя ломаную линию от цифры к цифре, малыш сам может нарисовать достаточно сложную картинку. Раскраски могут содержать и различные упражнения. Пример такого задания – в большом круге изображена цифра, ребенку нужно нарисовать и раскрасить в нем такое количество маленьких кружочков, которое эта цифра обозначает.

Карточки с цифрами

Занятия с цифровыми карточками помогут в короткие сроки познакомить ребятишек со всеми необходимыми математическими понятиями. Карточки с цифрами и смешными картинками можно использовать в качестве домино, можно искать в них сходства и отличия, можно составлять из них различные примеры. Конечно, главная роль в таких занятиях, по крайней мере, поначалу принадлежит родителям – они должны придумать задания и научить ребенка, как «играть» в карточки.

Логические задачки и дидактические игры

Примеры можно встретить на каждом шагу, например, все народные загадки – это, в сущности, задачи на развитие логического мышления. Классический образец веселой логической задачки по математике – «Что тяжелее: один килограмм пуха или один килограмм железа?». Что же касается дидактических игр, то пусть слово «дидактический» родителей не пугает – это всего лишь обучающие игры, например такие как посчитать, сколько желтых треугольников находится в комнате. В такую игру можно поиграть с малышом даже, например, сидя в очереди к врачу или возвращаясь из детского сада.

Если у мамы нет возможности купить готовые прописи в магазине, их можно сделать самим. Это несложно – на бумаге пунктирной линией рисуется контуры любой цифры или фигуры, которые затем малыш должен будет обвести. Такие занятия очень рекомендуются во всех программах подготовки к школе, начиная с 5 лет. При работе с любыми прописями нарабатываются навыки аккуратного письма, развивается внимательность и усидчивость.

Что должен знать ребенок

Математика – довольно сложная наука , и чтобы с самого начала школьного обучения ребенок не испытывал трудностей в ее изучении, ему необходимо иметь основные математические навыки. Так что же должен знать и уметь будущий школьник?

  1. считать до десяти;
  2. знать цифры;
  3. рисовать основные геометрические фигуры – круги, квадраты, прямоугольники, треугольники;
  4. делить круг и квадрат две или четыре равные части;
  5. измерять длину, высоту и ширину предметов;
  6. знать, что такое выше-ниже, больше-меньше, шире-уже;
  7. решать самые простые арифметические задачки в одно действие.

Подсказки для родителей

При всей серьезности данных выше рекомендаций, сложности в них нет никакой. Любой маме или папе по силам научить свое чадо главным азам математической науки. Главное, соблюдать несколько правил, чтобы не превратить веселые занятия в тоскливую повинность.

  • Не заставляйте – в возрасте 5-6 лет ребенок может сосредоточить свое внимание на одной задаче не более чем на 30-40 минут.
  • Не спешите подсказывать.
  • Используйте задания разного типа.
  • Хвалите – это, наверное, самое главное.

Уроки математики для детей. Математические игры для дошкольников.

Развитое логическое мышление любому ребенку открывает двери в мир математики. Он не будет испытывать трудностей при изучении этого предмета в школе, если умеет сравнивать, обобщать, анализировать. Специалисты говорят о том, что механическое обучение (по сути — заучивание) счету и математическим действиям приведет к тому, что дошкольник окажется «нежизнеспособным» в школьной программе.

Связь числа и количества

Ребенок не должен просто механически заучивать цифры, он должен учиться находить связь между числом и количеством. Легче всего это объяснить при помощи наглядных математических задач. Например: на столе лежит три яблока, их количество обозначается числом 3. Известно, что детям легче считать яблоки, грибы, собственные пальцы, в конце концов, чем оперировать с числами. Это связано с тем, что абстрактное и словесно-логическое мышление (база для математики) только начинают формироваться. Детям важно в этот период опираться на реальные предметы или картинки.

ФОРМИРУЕМ ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МАТЕМАТИКЕ . У многих детей с гуманитарным складом ума, когда они приходят в школу, складывается такое впечатление, что математика — неинтересная, скучная и сложная наука. Научите детей видеть «обратную сторону» этого предмета. Задачники наполнены символами и знаками, но они являются всего лишь отражением практических жизненных задач. Математика — самая живая из всех наук. А если вы будете играть в математические игры, слово «математика» закрепится в его сознании как что-то увлекательное.

Знакомство с математическими символами. Начните с самых простых символов: «+», «—», «=». Объясните ребенку на примерах суть этих знаков, которые символизируют определенные математические действия.

Игра «Назови как можно больше предметов». Ребенок может называть реальные предметы, которые окружают его в пространстве, и те, которые существуют в его памяти как образы. Предложите малышу следующие задания:

❀ Назови как можно больше предметов из бумаги, дерева, металла, стекла, ткани.

❀ Назови как можно больше предметов разной формы: треугольной, квадратной, круглой, овальной, прямоугольной.

❀ Назови как можно больше тяжелых и легких, узких и широких, длинных и коротких предметов.

❀ Назови как можно больше предметов красного цвета (любого другого).

Игра «Больше-меньше» . Задавайте ребенку провокационные математические вопросы типа: «Отгадай, сколько конфет осталось в вазе? Их меньше трех, но больше одного».

Игра «Назови число» . В эту игру нужно играть в группе детей. Дети и ведущий (взрослый) становятся в круг. Ведущий бросает любому ребенку мяч и называет любое число. Участник называет следующее за только что названным число и обратно бросает мяч ведущему. Желательно, чтобы числа не повторялись.

Игра «Сосчитай хлопки» . Эта игра хорошо развивает не только математические способности, но и слуховое внимание. Вы хлопаете в ладоши, а ребенок считает количество хлопков. Хлопайте с разной частотой и силой.

Игра «Фокус-покус». Возьмите пять мелких предметов, спрячьте их в руках за спиной. Скажите ребенку: «У меня всего пять предметов, в правой руке я держу три предмета, сколько же предметов в моей левой руке?»

«Найди пропавшие числа». Вам понадобятся карточки с числами от 0 до 10 (или 20). Карточки находятся в руках у ребенка. Вы называете два числа (например, 3 и 6), а ребенок должен показать карточки с пропущенными числами (4, 5).

«Найди лишнюю фигуру» . Для этой игры вам понадобятся разноцветные геометрические фигуры. Вы просите ребенка отвернуться и выкладываете в ряд одинаковые фигуры, но одна из них будет отличаться цветом (размером, формой). Затем попросите найти «лишнюю» фигуру. Меняйтесь ролями, пусть ребенок тоже попробует составить для вас задание.

Развиваем навык счета

Boт и наступил тот момент в жизни ребенка, когда он берется «всех и вся» сосчитать: машины на улице, людей на остановке, яблоки в вазе, конфеты, в животе. Поддерживайте в нем это математическое рвение!


Самое обсуждаемое
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Кафедра медицинской информатики и статистики
Открытия поморов: интересные факты Открытия поморов: интересные факты
«One, two, three, four, five» или цифры на английском языке «One, two, three, four, five» или цифры на английском языке


top