Российская медицинская академия последипломного образования. Высшее образование Последипломное медицинское образование

Российская медицинская академия последипломного образования. Высшее образование Последипломное медицинское образование

Послевузовская подготовка врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в РГМУ проводится на факультете постдипломного образования в клинической ординатуре, аспирантуре и докторантуре. Истоки подготовки в стенах вуза молодых квалифицированных кадров уходят в далекое прошлое – на медицинские факультеты сначала МВЖК, а затем 2-го МГУ. Еще в 1913 г было утверждено «Положение об оставлении при МВЖК для усовершенствования в научных познаниях лиц женского пола, окончивших названные курсы». Срок дополнительного обучения 2 года, а ряду слушательницам предоставлялись стипендии из средств курсов.

В бытность мед. факультета 2-го МГУ вокруг него формируется целая сеть научно-исследовательских институтов, которые оказали значительное влияние на становление отечественных научных разработок по многим направлениям исследований. Вполне естественно, что создаваемые научные учреждения нуждались в квалифицированных кадрах и новых методах их подготовки. 30 июня 1925 г. Президиум Коллегии Наркомпроса РСФСР утвердил «Положение о порядке подготовки научных работников», в соответствии с которым началось обучение научных кадров страны через аспирантуру вузов. Срок работы аспиранта исчислялся 3 годами. 12 сентября 1925 г. Государственным ученым советом был утвержден список первых аспирантов 2-го МГУ, в том числе на мед.факе. К следующему 1927 г. на медфаке уже обучалось 44 штатных и сверхштатных аспирантов. В 1925 г. была открыта также клиническая ординатура, мед.факультету было выделено 58 штатных и 19 сверхштатных мест. Можно сказать, что медфак 2-го МГУ был научно-педагогической базой-лабораторией опыта по совершенствованию высшего медицинского образования.

Когда мед.факультет реорганизуется в самостоятельный 2-ой Мединститут, процесс подготовки и усовершенствования знаний кадров медицинских работников получает дальнейшее развитие. На июль 1940 г. в институте числилось 155 аспирантов. К началу 70-х гг в стенах института работало 320 аспирантов и 300 ординаторов на 47 кафедрах.

В разное время руководителями отдела аспирантуры и ординатуры нашего института были: О.В. Гринина, Т.В. Журавлева, Г.А. Пашинян, Н.А. Чечков, Н.П. Оленина, Н.А. Зыбина, Н.И. Фрумкина. Первым деканом был избран профессор В.Г. Владимиров. С 1989 г. деканом факультета является профессор, заслуженный врач России О.Д. Мишнев. В настоящее время в отделе аспирантуры трудятся: зав. отделом, проф. М.И. Савина и старший методист Ю.А. Егорова; в отделе ординатуры – зав. отделом М.В. Вирясова и старшие методисты Н.П. Оленина, Н.А. Кузнецова.

Правом поступления в клиническую ординатуру РГМУ из числа выпускников пользуются лица, имеющие хорошую успеваемость, выдержавшие гос. экзамены и прошедшие государственное распределение на кафедры. Сегодня обучение проводится на 83 кафедрах по 48 специальностям, согласно «Номенклатуры врачебных специальностей».

Все кафедры раз в 5 лет пересматривают программы обучения в ординатуре на основе «Макета государственного стандарта послевузовской профессиональной подготовки». В программы 2-х годичного обучения входят:

Для ординаторов 1-го года – фундаментальная подготовка в виде лекций по микробиологии, пат. анатомии, пат.физиологии, иммунологии, клинической биохимии;

Для ординаторов 2-го года – семинарские занятия по фтизиатрии (2 нед.); лекционный курс по смежным дисциплинам: клинической фармакологии, медицинской этике, семейной психотерапии, организации здравоохранения, страховой медицине.

Отдел клинической ординатуры организует работу кафедр института. Проводятся совещания, где заслушивают сообщения ответственных за работу с ординаторами сотрудников кафедр о методах контроля и подготовки клинических ординаторов, анализируются индивидуальные планы, обсуждается тематика лекций и семинарских занятий, составляются планы унифицированных зачетов по специальностям и т.д.

Итогом завершения клинической ординатуры является государственный квалификационный экзамен, по результатам которого ординаторы получают сертификат специалиста и удостоверение об окончании ординатуры.

Подготовка в аспирантуре РГМУ ведется по 64 направлениям согласно действующей номенклатуры специальностей научных работников. Учебные планы и программы обучения аспирантов разрабатываются и пересматриваются кафедральными коллективами совместно с работниками деканата.

Основу обучения аспирантов составляют: расширенная теоретическая, медико-биологическая и клиническая подготовка на кафедрах и клинических базах университета. На основании типовых программ разработаны оригинальные программы по истории и философии науки, иностранным языкам, информатике, основам интеллектуальной собственности, педагогике и психологии, биомедицинской этике.

РГМУ выполняет головные функции по подготовке врачебных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для ВУЗов и органов здравоохранения страны. Результатом этого направления деятельности является подготовка кадров для регионов России: Тульской, Владимирской областей, республик Северного Кавказа и др. Целевые аспиранты составляют до 40 %. Наряду с очной формой обучения, имеется заочная. Доля заочных аспирантов - 30 %.

Уровень подготовки аспирантов определяется высоким научным потенциалом вуза, существованием крупных научных и клинических школ, руководимых академиками, чл.-корр. РАМН и профессорами - В.С.Савельевым, Ю.Ф.Исаковым, Г.М.Савельевой, Е.И.Гусевым, А.П.Нестеровым, Ю.К.Скрипкиным, Ю.П.Лисицыным и др.

Имеется преемственность в обучении - доля выпускников РГМУ, окончивших клиническую ординатуру и прошедших годичную стажировку, от общего числа поступивших в аспирантуру составляет до 60 %.

Подготовка научных кадров через стажировку. Стажеры-исследователи на рабочих местах под руководством научных сотрудников и профессоров РГМУ осваивают современные технологии и выполняют фрагменты комплексных научных исследований и диссертационные работы.

Ежегодно сотрудниками деканата организуется сессия экзаменов кандидатского минимума, позволяющая оценить уровень знаний и степень готовности к защите диссертаций не только аспирантов, но и соискателей, выполняющих свои научные работы в университете.

С 1988 г. в вузе работает докторантура как высшая ступень профессионального медицинского образования. Подготовка в докторантуре утверждается планами Минздрава России. За этот период в докторантуру было зачислено свыше 100 чел., из них 85 % из регионов России. Подготовка докторантов осуществляется в научных школах, руководимых ведущими учеными–медиками России, по 17 специальностям.

Основная цель подготовки докторанта - работа над докторской диссертацией. Докторант должен соответствовать критериям научно-педагогического работника и врача высшей квалификации. Оценкой выполнения плана является положительное заключение кафедры (отдела, лаборатории). Защита диссертаций, как правило, проходит после окончания обучения в докторантуре. Многие бывшие докторанты работают профессорами, зав. кафедрами ВУЗов РФ и стран СНГ.

В настоящее время в аспирантуре и клинической ординатуре постоянно обучается до 1500 клинических ординаторов, стажеров, аспирантов и докторантов по теоретическим и клиническим специальностям.

Декан постдипломного образования, проф.О.Д.Мишнев

Медицина - достаточно сложная профессиональная деятельность. Специалистам данного профиля требуется не только большой объем теоретических знаний, но и достаточное количество практических навыков. Хотя уровень медицинского образования в нашей стране хуже, чем европейских государствах, нельзя не отметить тенденцию к улучшению уровня качества врачебных услуг. Это обусловлено не только оснащением клиник современным оборудованием, но и значительным повышением уровня профессионализма работников данной сферы.

Медицину по праву можно назвать достаточно прогрессивной сферой научной и предпринимательской деятельности, ввиду чего к работникам данного направления предъявляются довольно высокие требования. Поэтому нет повода усомниться в том, что постоянное повышение уровня квалификации докторов и прочего медперсонала жизненно необходимо на современном этапе развития данной отрасли.

АНО ДПО «СНТА» предлагает гражданам, имеющим среднее или высшее медобразование, пройти специализированные обучающие по переподготовке и повышению уровня квалификации. Все материалы, используемые нашими специалистами в учебном процессе, подобраны с учетом специфики различных направлений медицины. Они отобраны и сгруппированы по модулям, опираясь на нормы федеральных стандартов.

Курсы обучения врачей в учебном центре СНТА

Профессиональный и всесторонний подход к образовательному процессу помог сотрудникам Академии сформировать качественные и полезные учебные программы. Пройдя курс, заказчик получит навыки и знания, которые не будут просто теоретическим багажом и забудутся сразу по окончании обучения. Наши материалы реально пригодятся в трудовой деятельности.

В ходе обучения каждому клиенту предоставляется теоретическая информация по выбранной теме, предлагаются к выполнению различного рода задания. Обучение осуществляется по нескольким программам. Каждая характеризуется своими нюансами, которые можно уточнить у кураторов Академии.

Повышение квалификации медицинских работников

Согласно требованиям, установленным нормами законодательства РФ, персонал высшей и средней категории медучреждений обязан повышать уровень своей квалификации не реже 1 раза в течении 5 лет. Это - необходимое условие осуществления дальнейшей трудовой деятельности. Медработники проходят сертификационные циклы (минимальная длительность - 144 академических часа), а также тематические курсы усовершенствования (16 академических часов и выше).

На базе высшего медицинского образования

В АНО ДПО «СНТА» повышение квалификации граждан, имеющих ВМО, осуществляется согласно одному из следующих сценариев:

  • Сертификационный цикл длительностью 144 академ. часов. По окончании слушателям выдаются сертификаты и удостоверения. Все документы соответствуют госстандартам
  • Цикл тематического совершенствования. Продолжительность - от 16 академ. часов. По итогу оформляются соответствующие удостоверения.

На базе среднего медицинского (медсестры и медбратья) образования

Совершенствование профессиональных знаний и навыков среднего медперсонала описано в Приказе Минздрава РФ №83н от 10 февраля 2016 г. Согласно этому документу, медсестры / медбратья обязаны повышать уровень квалификации 1 раз в 5 лет. Факт прохождения обучения должен подтверждаться документально.

Для работников, не имеющих ВМО, на базе Академии разработаны специализированные курсы обучения. По окончании выдаются удостоверения и сертификаты, соответствующие всем государственным стандартам.

Профессиональная переподготовка медработников

В соответствии с законодательными нормами (в частности, Законом “Об образовании в России” №273-ФЗ от 29.1.2012 г.), медсотрудники, обладающие специализацией, полученной после прохождения интернатуры или ординатуры, имеют право получить ещё одну специализацию. Это осуществляется путем прохождения проф.переподготовки.

Основные требования к данным обучающим программам содержатся в положениях Закона №273-ФЗ. Согласно документу, минимальная продолжительность курса переподготовки - 250 ак.час. или 3-4 календарных месяца.

Переподготовка на базе высшего медицинского образования

Переподготовка граждан, имеющих высшее медицинское образование, позволяет получить им новую специализацию. Список направлений, по которым врач может пройти переподготовку, содержится в Приказе Минздрава РФ №707. После прохождения образовательного курса АНО ДПО «СНТА» выдается диплом государственного образца. Напоминаем, что с 01.01.2019 г. выдача сертификатов о профессиональной переподготовке остановлено. Вместо них оформляется свидетельство об аккредитации врача. Документ выдается после успешной сдачи экзамена в территориальном подразделении Минздрава РФ - региональном аккредитационном центре.

Переподготовка на базе среднего медицинского образования

Профессиональная переподготовка медсестер и медбратьев также позволяет им обрести новую специальность. Список направлений перечислен в Приказе Минздрава РФ. Уточнить подробную информацию можно у сотрудников нашей Академии.

Как проходит обучение медработников?

Основные направления обучения в нашей Академии представлены ниже:

  • лабораторная и клиническая специализация;
  • косметология, диетология;
  • дерматологическая деятельность;
  • кардиология;
  • менеджмент в сфере здравоохранения.

Число направлений корректируется в зависимости от рыночного спроса и степени подготовки обучающегося. По каждому направлению в учебном плане сформированы отдельные блоки. Все учебные материалы размещены на официальном сайте организации. Воспользоваться ими можно в любое время суток. Обучение в нашей академии дистанционное.

Оценка эффективности усвоения материалов осуществляется путем проведения итогового тестирования.

Бумаги об окончании курсов направляются получателю курьерской доставкой, либо экспресс-почтой. Они выдаются адресату под роспись, поэтому утеря и ошибки исключены.

Преимущества курсов переподготовки и усовершенствования по здравоохранению в Академии переподготовки СНТА

  1. Мы стремимся предоставить заказчиком качественный и актуальный обучающий материал, отвечающий современным государственным стандартам.
  2. График обучения очень гибкий. Каждый слушатель может установить необходимое количество учебных часов самостоятельно.
  3. Получить документы, подтверждающие факт успешного прохождения обучения, можно в любой точке России - его доставят в любое удобное место.
  4. Все дипломы и сертификаты изготавливаются в соответствии с государственными требованиями и действуют на всей территории РФ.
  5. Положительные отзывы клиентов каждый раз доказывают, что наши курсы действительно эффективны. Мы реализуем грамотный подход к работе и активно используем новейшие технологии обучения.

Институт профессионального образования ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) создан с 1 декабря 2013 года на основании решения Ученого совета Университета (протокол № 8 от 14 ноября 2013 года) в целях организации деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки медицинских кадров (приказ Ректора Университета от 4 декабря 2013 года № 896/Р). В его состав вошли: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов; инновационных образовательных технологий); кафедры, реализующие программы ДПО; отдел аспирантуры; отдел ординатуры.

Директором института профессионального образования назначена - профессор, доктор медицинских наук .

В настоящее время в состав Института профессионального образования входят: дирекция; отделы (по формированию личных дел обучающихся, сертификационный; планирования и проведения конкурсов); кафедры, реализующие программы ДПО.

Институт профессионального образования осуществляет подготовку специалистов практически по всем врачебным специальностям. На его базе ежегодно повышают квалификацию более 15 тысяч работников практического здравоохранения. Кроме обучения слушателей, профессорско-преподавательский состав осуществляет подготовку специалистов в ординатуре, аспирантуре и докторантуре. К преподавательской деятельности привлечены высококвалифицированные специалисты, имеющие ученую степень кандидата или доктора медицинских наук. Обучение проводится более чем по 50 врачебным специальностям.

Кафедры института профессионального образования располагаются не только на базах Клинического центра Университета, но и на клинических базах ведущих Научно-исследовательских институтов, научных центров РАН, крупных городских клинических больниц, поликлиник, роддомов и диспансеров. Это дает возможность преподавателям помимо проведения теоретических занятий, демонстрировать современные диагностические и лечебные методики и знакомить слушателей с последними достижениями медицинской науки и практики.

Обучение медицинских работников проводится с использованием симуляторов и тренажеров, что позволяет проводить отработку практических навыков на более высоком уровне.

Институт профессионального образования активно участвует в организации и проведении обучения с применением дистанционных образовательных технологий, а также обучении с применением образовательного сертификата, онлайн-курсов.

С их помощью проходят обучение врачи Астрахани, Ярославля, Ростова, Тулы, Липецка, Белгорода, Пензы, Брянска, Таймыра, Якутска, Ингушетии и ряда других городов Российской Федерации.

Институт профессионального образования активно участвует в пилотных проектах, реализуемых Министерством здравоохранения Российской Федерации, Департаментом здравоохранения города Москвы:

Пилотный проект по подготовке врачей общей практики для медицинских учреждений г. Москвы по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

Пилотный проект «О присвоении статуса «Московский врач» по специальностям «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Психиатрия», «Рентгенология», «Гастроэнтерология», «Клиническая фармакология», «Судебно-медицинская экспертиза», а с 01 апреля 2019 года - «Клиническая лабораторная диагностика» на базе Методического центра аккредитации специалистов.

Институт профессионального образования организует и постоянно проводит специальный экзамен для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах и претендующих на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ, а также экзамена по допуску к осуществлению медицинской и фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала.

Учиться — всё равно, что грести против течения:
только перестанешь — и тебя гонит назад.
Китайская поговорка.

Последипломное обучения врачей зародилось в 30-е годы XIX века, когда университеты Москвы, Казани и Киева стали практиковать обучение врачей с целью повышения их квалификации, также применялись стажировки врачей в зарубежных клиниках. В 1885 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в мире клинический институт для усовершенствования врачей, ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования.

Медицинское последипломное образование превратилось в единую государственную систему в нашей стране в 1964 году. В 1965 году все институты усовершенствования врачей были переданы Минздраву СССР, а в 1968 году была введена интернатура.

Поиск оптимальной модели врачебной подготовки привёл в конце 90-х годов ХХ века к признанию необходимости непрерывного медицинского последипломного образования, что выразилось в изменении парадигмы от «образование на всю жизнь » на «образование через всю жизнь ».

Медицинское последипломное образование можно разделить на несколько видов:

  1. Получение основной специальности (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура).
  2. Повышение квалификации (усовершенствование).
  3. Профессиональная переподготовка.
  4. Самообразование.

Получение основной специальности

Федеральным законом от 22.08.1996 № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими редакциями) определено, что для лиц, завершивших обучение в медицинском высшем учебном заведении, основанием для занятия ими должностей является годичная последипломная подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Интернатуру не проходят выпускники, поступившие в клиническую ординатуру или аспирантуру. Более того, не по всем специальностям предусмотрено прохождение интернатуры. Например, получить основную специальность «Психиатрия » можно как через прохождение интернатуры, так и через обучение в клинической ординатуре. А вот для специальности «Психиатрия-наркология » интернатура не предусмотрена, только — клиническая ординатура (см. приказы в подразделе «Допуск к медицинской деятельности », иллюстрирующие медицинское последипломное образование).

Полный перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка через интернатуру, изложен в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.05.05 № 2374-ВС «О подготовке специалистов в интернатуре ».

Повышение квалификации

Медицинское последипломное образование в виде повышения квалификации (усовершенствование) — это обновление теоретических и практических знаний по уже приобретённой специальности.

Постановлением Правительства РФ № 610 от 26.06.95 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов» утверждено, что последипломное образование в виде повышения квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет .

Медицинское последипломное образование на данном уровне проходит в виде циклов общего или тематического усовершенствования и подтверждается документами:

  • удостоверением о повышении квалификации — для врачей, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объёме от 72 до 100 часов;
  • свидетельством о повышении квалификации — для слушателей, прошедших длительное обучение по программе в объёме свыше 100 часов.

Профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка специалистов является ещё одним видом медицинского последипломного образования и проводится на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям.

Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки должен составлять более 500 часов. В конце обучения пишется дипломная работа и сдаётся государственный итоговый экзамен. Взамен вручается диплом о профессиональной переподготовке , который удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определённой сфере.

Самообразование

Перманентное самообразование является ключевым моментом медицинского последипломного образования. Именно регулярные самостоятельные усилия (в идеале — ежедневные), а не прохождение раз в пятилетку циклов усовершенствования, служат залогом профессиональной компетентности.

Более того, в некоторых дисциплинах, например, в таких, как внутренние болезни, невозможно оказывать качественную медицинскую помощь, не будучи в курсе последних достижений медицинских знаний.

Медицинские вузы России

Перечень учреждений, в которых есть факультеты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, содержится в файле Медвузы России . Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов.

Список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения, изложен в отдельном файле (уточните данный список по месту обучения).


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top