Индустриальное развитие японии в начале 20 века. Превращение японии в великую державу

Индустриальное развитие японии в начале 20 века. Превращение японии в великую державу

K началу XX в. Япония подошла быстроразвиваю-

Экономическое

щимся государством с мощным капиталистическим

развитие индустриальным сектором, однако имеющим много

численные феодальные пережитки, особенно в сельском хозяйстве и социальной сфере.

Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Характерно, что многие японские крнцерны выросли из старых купеческих монопольных торгово-ростовщичес- ких домов, возникших еще в феодальную эпоху. Японская буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации, как кабальная контрактация детей и женщин-работниц, система принудительных общежитий полутюремного типа и т.п. Нищета и безземелье японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого уровень жизни рабочих в Японии был значительно ниже, чем в других капиталистических странах, и приближался к уровню жизни в колониях и зависимых странах. Получая от государства крупные субсидии главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки с целью получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении. Существование большого количествафе- одальных пережитков определяло финансово-экономическую слабость японского капитализма по сравнению с более развитыми капиталистическими странами.

Тем не менее промышленный подьем сопровождался сильной концентрацией капитала и ростом монополистических объединений. Большую роль в перерастании японского капитализма в монополистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900 г. Кризис способствовал поглощению мелких и средних предприятий крупными объединениями. После кризиса монополии в Японии получили быстрое распространение. Одновременно шел процесс сращивания банковского и промышленного капитала. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были концерны (дзайбацу). Такие крупнейшие монополии, как Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, сконцентрировали значительную долю национального богатства страны.

Важным фактором, способствовавшим росту монополий, была колониальная экспансия. Появилась и такая важная черта монополистического капитализма, как вывоз капитала. Японские фирмы вкладывали свои капиталы в Корее, на Тайване и в континентальном Китае.

Внутриполитическое положение Японии. Русско-япон- ская война

Внутриполитическая жизнь страны характеризовалась постоянной борьбой между представителями правящих кругов, выступающих выразителями интересов старых или набирающих силу новых социальных слоев. Результатом этой борьбы был постепенный переход власти от аристократической бюрократии к политическим партиям, отражавший усиление позиций промышленной и торговой буржуазии и являвшийся следствием развития Японии после революции Мэйдзи.

Традиционно после революции 1867-1868 гг. фактическая власть находилась в руках клановой олигархии (хамбацу) и придворной аристократии, занимавших главные правительственные должности. K началу XX в. наибольшее влияние из числа олигархов, задумавших и проведших реформы Мэйдзи, имели Ито Хиробуми (1841- 1909), известный как создатель японской конституции, и Ямагата Аритомо (1838-1922), крупный военачальник и организатор новой японской армии.

Экономически усилившаяся после японо-китайской войны 1894- 1895 гг. буржуазия, пытаясь получить больше политических прав и активно влиять на государственный курс, стремилась укрепить свои позиции в политических партиях, прежде всего в Конституционной партии (Кэнсэйто), созданной в 1898 г. после слияния Либеральной и Прогрессивной партий. Представители бюрократии также стали понимать, что для лучшего контроля над конституционной системой необходимо взаимодействие с политическими партиями, представленными в парламенте.

Готовясь к войне с более опасным, чем уже побежденный Китай, противником - Россией за передел сфер влияния в Корее и Северо- Восточном Китае, военные круги Японии рассчитывали на проведение масштабной программы милитаризации. При поддержке императора маршал Ямагата провел закон, по которому военный и морской министры могли назначаться только из числа офицеров высших рангов, состоящих на военной службе. Поставив тем самым правительство в зависимость от военных кругов, Ямагата осуществил необходимые для программы милитаризации финансовые мероприятия.

Противоборствующую Ямагата группировку создал Ито Хиро- буми, опиравшийся на поддержку части буржуазии, связанной с сельским хозяйством и потому недовольной увеличением земельного налога как источника финансирования военной программы. K Ито примкнули и некоторые промышленные концерны. B 1900 г. Ито создал партию Сэйюкай (Общество политических друзей), куда вошли некоторые депутаты парламента, чиновники, представители крупных акционерных обществ. Усиление позиций Ито вынудило Ямагата покинуть пост премьер-министра.

Однакоужев 1901 г. кабинетвозглавил КацураТаро(1847-1913), видный представитель военных кругов и ставленник Ямагата. Его правительство усилило подготовку к военному столкновению с Россией. B 1902 г. оно заключило военно-политический договор антирусской направленности с Великобританией, добилось финансовой поддержки от США.

Несмотря на некоторые различия между правительством^и оппозицией по вопросам финансирования подготовки к войне, они были едины в поддержке ее целей, и это единство лишь укреплялось по мере нарастания японско-российских противоречий.

B войне 1904-1905 гг. Япония нанесла России тяжелые поражения на суше и на море. Готовность Российской империи к дальнейшей борьбе была подорвана внутренними революционными событиями. Япония же оказалась экономически и финансово настольно истощенной, что поторопилась закреплять уже достигнутые в ходе войны результаты. По Портсмутскому договору (сентябрь 1905 г.) она получила «исключительные права» в Корее, арендовавшиеся Россией земли на Ляодунском полуострове, Южно-Маньчжурскую железную дорогу и южную часть острова Сахалин.

Усиление позиций монополистического капитала. Внешняя политика Японии после русскояпонской войны

Русско-японская война 1904-1905 гг. знаменовала завершение перерастания японского капитализма в империализм. Исход войны развязал японцам руки в Корее. B ноябре 1905 г. корейскому правительству был навязан договор, установивший японский протекторат. B 1910 г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию, несмотря на упорное сопротивление корейского народа, в результате чего был, в частности, убит первый генерал-губернатор Кореи Ито Хиробуми.

Овладев Квантунской областью, Япония утвердилась в Южной Маньчжурии. B 1909 г. Япония усилила там свои войска и навязала Китаю новые соглашения о железнодорожном строительстве. Закрепление в Южной Маньчжурии рассматривалось японским правительством как шаг к дальнейшей агрессии в Китае, которая усилилась во время Синьхайской революции в этой стране. Хотя финансовое положение после русско-японской войны было тяжелым, победа и захват новых рынков оживили промышленность. Только за первый послевоенный год возникло более 180 новых промышленных и торговых акционерных компаний. И хотя в 1907-1908 гг. японская промышленность пережила спад, вызванный очередным мировым экономическим кризисом, затем наступил новый подъем, продолжавшийся почти до начала Первой мировой войны. Стоимость валовой продукции японской промышленности увеличилась с 780 млн иен в 1909 г. до 1372 млн иен в 1914 г.

Русско-японская война, а также продолжавшаяся милитаризация страны способствовали развитию тяжелой индустрии. Шло техническое перевооружение промышленности, происходиладальнейшая концентрация производства и централизация капитала. Ho Япония оставалась еще аграрно-индустриальной страной с преобладанием сельского населения.

Превращение Японии в крупную колониальную державу изменило соотношение сил на Дальнем Востоке. K этому времени окончательно стали анахронизмом неравноправные договоры периода «открытия» Японии. Еще в 1899 г. вступили в силу новые торговые договоры, отменившие права экстерриториальности и консульскую юрисдикцию для подданных западных держав. A в 1911 г. Англия и США подписали с Японией договоры, которыми отменялись все ограничения ее таможенных прав.

Поддерживая Японию, Англия и США стремились использовать ее для ослабления России и считали, что плоды ее побед пожнут более мощные английский и американский капиталы. Этого, однако, не произошло. Япония фактически закрыла рынок Южной Маньчжурии. Японская политика экспансии в Китае, на господство в котором, в свою очередь, претендовали Англия и США, привела к обострению японо-английских и особенно японо-американских противоречий.

Обострение классовой борьбы. Рабочее и социалистическое движение

Организованное рабочее движение возникало в Японии еще в конце 1890-х гг., когда стали возникать профессиональные союзы современного типа. Выдающуюся роль в их организации сыграл видный деятель японского и международного рабочего движения Сэн Катаяма. Профсоюзы организовали издания рабочих журналов (первый - «Рабочий мир») и ряд забастовок.

Одновременно велась пропаганда социалистических идей. B мае 1901 г. была создана Японская социал-демократическая партия, которая в тот же день была запрещена, согласно принятому в 1900 г. закону «Об охране порядка и спокойствия». Этот закон поставил профсоюзы вне закона и фактически запрещал стачки. Однако социалисты развернули активную пропагандистскую деятельность. B ноябре 1903 г. их лидер Котоку и другие социалисты основали Общество простого народа и приступили к изданию «Народной газеты», вокруг которой сгруппировались социалистические революционно-демократические элементы.

После войны и не без влияния русской революции 1905-1907 гг. усилилось стачечное движение. Высшей точки оно достигло в 1907 r., когда лишь по официальным данным было зарегистрировано 57 крупных забастовок. Власти объявили осадное положение и двинули против забастовщиков войска.

Правительство решило расправиться с руководителями социалистического движения. B 1910 г. по ложному обвинению в организации заговора против императора были арестованы Котоку с женой и 24 их товарища. B январе 1911 г. Котоку и 11 его соратников были казнены, остальных отправили на каторгу. После Второй мировой войны, когда были открыты некоторые архивы, стало известно, что обвинение было сфабрикованным.

Накануне Первой мировой войны, несмотря на жесткий полицейский террор, вновь оживилось стачечное движение. B 1913 г. в Японии было зарегистрировано 47, а в1914 г. - 50 забастовок. Наряду с рабочим наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т. п. Основным требованием этого движения, вылившегося в многочисленные демонстрации было всеобщее избирательное право. Усилилась также борьба внутри правящего лагеря.

B августе 1914 г. Япония вступила в войну с кайзеровской Германией на стороне Антанты, но почти не вела военных действий. Она воспользовалась благоприятной обстановкой для захвата германских владений на Дальнем Востоке, вытеснения с рынков Азии других капиталистических стран, занятых войной в Европе. Это привело к ускоренному росту промышленности Японии, дальнейшему усилению в экономике и внутренней политике позиций крупного капитала.

Главные усилия Японии были направлены при этом на экспансию в Китае. B 1915 г. она захватила провинцию Шаньдун и ультимативно предъявила Китаю ряд требований, нарушавших его суверенитет, но в основном им принятых.

Ha Версальской мирной конференции в 1919 г. Япония добилась передачи ей, помимо Шаньдуна, мандата на Каролинские, Маршалловы,

Марианские острова, бывшиедо этого владением Германии. Эта уступка была ей сделана в расчете на ее активное участие в интервенции против Советской России.

Япония после Первой

мировой войны. Вашингтонская конференция

После окончания Первой мировой войны Япония предприняла масштабные действия по захвату российского Приморья, Восточной Сибири, северного Сахалина. Эти акции отличались жестокостью по отношению к мирному населению, грабежом захваченных территорий. Однако в результате действий Красной Армии и развертывавшейся все шире партизанской борьбы японские интервенты были изгнаны в 1922 г. из Сибири и с Дальнего Востока. Северную часть Сахалина они освободили только в 1925 r., после установления дипломатических отношений между Японией и СССР.

Преимущества, полученные Японией во время Первой мировой войны, были в значительной степени сведены на нет Вашингтонской конференцией 1921-1922 гг. Она была организована США, которые все больше опасались усиления Японии. Кроме этих двух стран, в конференции приняли участие Великобритания, Франция, Италия, Голландия, Бельгия и Португалия, а также Китай.

Ha конференции был подписан ряд договоров о Китае, укрепивших позиции США и европейских стран за счет Японии. СШАдоби- лись отказа Великобритании от союза с Японией и возвращения Китаю Шаньдуна. Япония была вынуждена также согласиться на ограничение своих морских вооружений (по тоннажу) по сравнению с США и Великобританией в пропорции 3:5.

«Рисовые бунты».

Рост демократического движения

Послевоенное укрепление позиций Японии в Китае и на рынках других стран Дальнего Востока привело к значительному росту промышленности и торговли и обеспечило огромные доходы монополистическим компаниям - дзайбацу. B то же время рост японской военной и послевоенной экономики имел и обратную сторону - непрерывнО возрастающую эксплуатацию рабочего класса и ограбление крестьянства, что, в свою очередь, обостряло классовую борьбу. Стихийным ее проявлением стали так называемые «рисовые бунты», вызванные взвинчиванием спекулянтами цен на рис в августе 1918 г.

B короткое время «рисовые бунты» охватили две трети территории Японии, превратившись в революционные выступления рабочих и городской бедноты с количеством участников около 10 млн человек. Народное движение охватило крупные города - Осаку, Кобэ, Нагою, Токио, распространилось на шахты и рудники Кюсю, на сталелитейные заводы и судостроительные верфи концерна Мицубиси. Таким образом широкое участие промышленных рабочих поднимало сначала стихийные «рисовые бунты» на более высокую ступень борьбы, перераставшей в отдельных случаях в вооруженное восстание. Правительство жестоко расправлялось с участниками «рисовых бунтов». Было арестовано более 8 тысяч человек, тысячи были убиты без суда. Всякие публикации о «рисовых бунтах» были запрещены, все книги и журналы, содержащие материалы о них, подлежали изъятию.

Послевоенный экономический кризис 1920-1921 гг. ударил по японской экономике, зависимой от внешних рынков, и усугубил социальные противоречия. Ha этом этапе росту социалистического и общедемократического движения способствовали также изменения, происшедшие в социально-экономической структуре страны. B годы войны в японском пролетариате значительно увеличилась доля кадровых квалифицированных рабочих, особенно в тяжелой промышленности.

Репрессии против стачечников побуждали рабочих стремиться не только к созданию профсоюзов, но и к их объединению. B начале 1920 г. была создана Объединенная лига профсоюзов. Была установлена связь профсоюзов с социалистическим движением, и наряду с экономическими требованиями стали выдвигаться политические лозунги. B конце 1920 г. была создана Социалистическая лига, объединившая идеологически разнородные группы и организации (социалисты, анархисты, коммунисты), а в июле 1922 г. в Токио представители социалистических групп, возглавляемые Ka- таяма и Токуда, провозгласили создание Коммунистической партии Японии (КПЯ).

Впрочем, деятельность КПЯ, как и социал-демократического движения в целом, с самого начала протекала в очень тяжелых условиях. Малочисленные и не имеющие широких связей с массами эти движения часто вынуждены были работать в подполье.

1 сентября 1923 г. в Японии произошло сильнейшее землетрясение. Оно повлекло за собой десятки тысяч человеческих жертв и огромный материальный ущерб, исчисляющийся в 5,5 млрд иен. Использовав обстановку всеобщего замешательства после землетрясения, японское правительство обрушило репрессии на левые движения. B марте 1924 г. деятельность компартии была временно приостановлена.

Япония C конца 1923 г. Япония, как и весь капиталистичес-

в период отно- кий мир, переживала период относительной эконо- сительной мической стабилизации и подъема. Оживление япон-

стабилизации ской промышленности после кризиса и депрессии (1923 1929) 1920-1922 гг. было связано с восстановительными

работами, развернувшимися после землетрясения 1 сентября 1923 г. B первые же дни после землетрясения правительство оказало помощь крупным предпринимателям, отсрочив все виды платежей и выплатив компенсацию за нанесенный ущерб.

Тем не менее экономическое и внутриполитическое положение Японии оставалось напряженным, о чем, в частности, свидетельствовал крупный пассив внешней торговли. Ha азиатских рынках японские предприниматели удерживали позиции, экспортируя товары по предельно низким ценам за счет усиления эксплуатации трудящихся, что было для монополий одним из методов выхода из трудностей.

Подобная «рационализация» производства обеспечивала японским монополиям сверхприбыли, получаемые за счет интенсификации труда и сокращения рабочих мест.

Усиление эксплуатации вызвало новое социальное обострение в стране. B 1924-1926 гг. прокатились стачки, отличавшиеся упорством, продолжительностью и многочисленностью участников.

Обострилась также ситуация в аграрном секторе. Co времен Первой мировой войны сельское хозяйство находилось в хроническом кризисе. Господство монополистического капитала и сохраняющиеся полуфеодальные методы эксплуатации вели к ухудшению положения крестьянства, к активизации крестьянских союзов и росту числа конфликтов. Bce это подготовило почву для образования легальной партии, опирающейся на левые профсоюзы и Всеяпонское объединение крестьянских союзов. 1 декабря 1925 г. в Токио была создана Крестьянская рабочая партия, почти сразу же запрещенная и восстановленная в марте 1926 г. под названием Рабоче-крестьянская партия. Лидеры правых, реформистских профсоюзов образовали Правосоциалистическую партию.

Характерно, что возникновение радикальных организаций и движений в японском обществе происходило на фоне полицейских репрессий и крайне консервативных законодательств. Так, например, учитывая все же растущую политическую активность масс, в 1925 г. был принят новый закон о всеобщем избирательном праве, который должен был вступить в силу через 3 года. Ho закон этот явно ограничивал права широких слоев населения. По-прежнему не имели избирательных прав женщины, составляющие более половины населения (и пролетариата, в частности). Возрастной ценз избирателей был определен в 30 лет, устанавливался ценз оседлости в 1 год, что существенно уменьшало число избирателей среди рабочих, вынужденных менять место жительства в поисках работы, а также крестьян, с этой же целью переезжавших в город. Были лишены права участия в выборах все, получающие частное или общественное пособие, т. e. неимущие.

Одновременно был принят и немедленно вступил в силу закон «об охране общественного спокойствия», получивший в народе название закона «об опасных мыслях». Он предусматривал тюремное заключение или каторжные работы сроком на Юлет для участников организаций, имеющих «целью изменить государственный строй или уничтожить системучастной собственности». Под «изменение государственного строя» могло подойти очень многое, например: борьба за более прогрессивный избирательный закон, конституция и т. п.

Ho, несмотря на репрессии и террор, политическая и экономическая борьба продолжалась. B частности, 4 декабря 1926 г. вновь начала свою деятельность КПЯ.

Внутрипартийная борьба. Деятельность правительственных кабинетов

НегативныедляЯпонии результаты Вашингтонской конференции подтолкнули военные круги и политические партии к сближению. Обязавшись ограничить свои вооружения, Япония не могла уже впрямую наращивать военный бюджет, поэтому армия нуждалась в поддержке партий и стоявших за ней финансово-промышленных кругов для увеличения военной мощи путем модернизации. C этого периода постепенно установилась практика правления партийными кабинетами, приблизившая Японию к нормам политической жизни западных государств.

B ходе очередного этапа борьбы в защиту конституции три партии - Сэйюкай, Кэнсэйто и Какусии курабу (Клуб перемен) объединились для свержения очередного бюрократического правительства, возглавляемого Киехара. Ha выборах 1924 г. коалиция добилась большинства в нижней палате парламента, а коалиционный кабинет возглавил Кито Такааки. C этого времени и вплоть до 1932 г. страна управлялась только партийными кабинетами.

B этот период существенно возросла роль нижней палаты парламента как органа, в большей степени, чем палата пэров, представляющего интересы избирателей. Кроме того, члены палаты пэров постепенно стали назначаться не по выбору императора из числа отставных высокопоставленных бюрократов, а неправительственными организациями.

Важным этапом в создании партийных кабинетов стала нейтрализация Тайного совета, чье одобрение требовалось для проведения в жизнь любого решения. После смерти Ито Хиробуми бессменным председателем Тайного совета был Ямагата. Гэнро Сайондзи Ким- моти, стремясь к ослаблению его фракции, при поддержке императора добился того, чтобы впредь в состав Тайного совета входили ученые, а не бюрократы. Теперь членами совета обычно становились профессора-юристы Токийского университета.

Одновременно происходило слияние партий с бюрократией. Возникла практика перехода отставных высокопоставленных чиновников в партийное руководство. Наряду с упомянутой тенденцией к союзу партий и военных это закрепило на определенный периоддоми- нирование партий. Различие между ними сводились к следующему.

Сэйюкай отстаивала принцип свободы в финансовой политике, консервативный подход к решению социальных проблем, агрессивную континентальную политику. Кэнсэйто выступала за сокращение бюджетных расходов, относительно конструктивный ПОДХОД K решению социальных проблем, проведение внешней политики с учетом интересов других держав, развитие внешней торговли. Ho в целом правящие круги в этот период были единодушны в вопросе необходимости проведения экспансионистской политики, хотя имелись разногласия относительно методов, средств и сроков расширения границ империи, а также предпочтительности северного или южного направлений экспансии.

B 1927 г. в Китае произошел так называемый «нанкинский инцидент», когда солдаты армии Чан Кайши напали на иностранные представительства. Член кабинета Вакацуки министр иностранных дел Сидэхара, являвшийся сторонником умеренной внешнеполитической линии, отказался выступить с осуждением Чан Кайши, поскольку считал желательным для Японии сотрудничество с его режимом. Отказ привел к падению кабинета Вакацуки, а к власти весной 1927 г. пришел кабинет генерала Танака, сторонника агрессивной внешней и реакционной внутренней политики.

Агрессивная

политика

кабинета

Танакавыдвинулновыепринципывнешней полити- ки.заключавшиеся в том, чтобы посылать японские войска, где представителям Японии угрожает опасность, а также предложил отделить от Китая Маньчжурию и Монголию, с тем чтобы помешать распространению там китайской революции. B эти же годы стал известен документ, называемый «меморандум Танака», в котором излагались планы завоевания Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии, а затем России и даже Европы. Подлинник этого документа до сих пор не обнаружен, в связи с чем многие японские и иностранные исследователи считают его поддельным, однако последующая политика Японии слу- житдостаточно веским обоснованием противоположного мнения.

B многочисленных и идентичных между собой копиях меморандума объявлялось: «Ради самозащиты и ради защиты других Япония не сможет устранить затруднения в Восточной Азии, если не будет проводить политику «крови и железа»... Для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию. Для того чтобы завоевать мир, мы должны сначала завоевать Китай. Если мы сумеем завоевать Китай, все остальные малоазиатские страны, Индия, а также страны южных морей будут нас бояться и капитулируют перед нами». B агрессивные планы входило нападение на СССР. Растущие империалистические противоречия с главной державой капиталистического мира были отражены в меморандуме в словах: «...мы должны будем сокрушить США».

Надо отметить, что приход к власти кабинета Танака и его политика были обусловлены определенными обстоятельствами общественной жизни страны. B 1927 г. темпы экономического развития замедлились, наметился даже некоторый спад. Ухудшилось и без того тяжелое положение трудящихся: происходиладальнейшая «рационализация» производства, повлекшая за собой массовые увольнения. Пролетарские политические партии и профсоюзы возглавили борьбу рабочих против наступления монополий. Эта борьба активизировалась в связи с тем, что правительство для оказания помощи терпящим крах банкам и фирмам увеличивало налоги, перекладывая таким образом тяжесть кризисной ситуации на плечи рабочих и крестьян. Правительство Танака призвано было «справиться» с ситуацией.

B феврале 1928 г. были проведены выборы по избирательному закону 1925 г. Разогнав парламент, вынесший ему вотум недоверия, кабинет Танака провел выборы в обстановке коррупции, жестокого полицейского нажима на избирателей. Несмотря на террор и произвол, левые партии получили на выборах около полумиллиона голосов; отрабоче-крестьянской партии, действовавшей в контакте с КПЯ и собравшей 200 тысяч голосов, в парламент прошли два кандидата, один из которых - Ямомото был убит после первого же своего выступления.

15 марта 1928 г. были проведены аресты в крупных центрах - Токио, Осака, Киото,азатем по всей стране. Эти полицейские репрессии получили названия «инцидент КПЯ» и «буря 15 марта», потому что первый удар был нанесен по КПЯ. Ho в действительности среди многих тысяч арестованных наряду с членами компартии было брошено в тюрьмы много некоммунистов, профсоюзных активистов и прогрессивно настроенных трудящихся. Репрессии, начатые весной 1928 r., продолжались и в последующие годы, особенно во время мирового экономического кризиса.

Из всех азиатских стран только Япония развивалась как независимое государство. Она стремилась к могуществу и процветанию, чтобы занять видное место среди европейских держав. С этой целью императорское правительство заимствовало у Запада его научно-технические, экономические и политические достижения. В начале XX в. Япония уже считалась такой же великой державой, как, например, Англия, Франция или Россия.

Промышленное строительство

После революции Мэйдзи в стране были созданы благоприятные возможности для предпринимательской деятельности. Необходимым капиталом обладали лишь богатые купеческие и банкирские дома, которые не спешили вкладывать средства в строительство фабрики и заводов. Привычные торговые операции и ростовщичество приносили им немалый доход без дополнительных усилий и риска. В этих условиях особую роль сыграло государство.

Старая дорога между Эдо и Киото - одна из картин серии «53 станции дороги Токайдо», 1833. Андо Хиросиге (1797-1858). Выдающийся мастер гравюры. Оказал влияние на европейских живописцев, особенно на Ван Гога

За счет казны были построены так называемые «образцовые предприятия». Но они оказались убыточными. Поэтому в 1880 г. большинство «образцовых предприятий» было продано по низким ценам частным лицам, что, безусловно, стимулировало предпринимательскую деятельность.

В результате за короткий срок (70-90-е гг. XIX в.) Япония обзавелась железными дорогами и телеграфной связью, арсеналами и флотом, современной промышленностью. За три десятилетия страна прошла путь, на который европейским государствам понадобилось несколько столетий.

Конституция 1889 года

В начале 80-х гг. в Японии развернулось движение за конституцию. Его участниками были частные предприниматели, вчерашние самураи, приспособившиеся к новым условиям, представители японской интеллигенции, получившей европейское образование и даже отдельные выходцы из княжеских семей. Императорское правительство пошло на уступку, и 11 февраля 1889 г. был опубликован текст конституции.

В Японии создавалась конституционная монархия. За императором закреплялась практически неограниченная власть. Его особа провозглашалась «священной и неприкосновенной». Правительство не было ответственно перед созданным парламентом. В любой момент и без объяснений император мог приостановить работу парламента, распустить его и созвать новый. Избирательным правом пользовалась незначительная часть населения - мужчины старше 25 лет, платившие высокий налог. Конституция формально провозглашала свободу слова, переписки, печати, собраний и союзов. Она значительно укрепляла монархический строй и просуществовала до 1946 г.

Влияние западной культуры

В эпоху Мэйдзи произошли перемены не только в области экономики и политики, но и культурной жизни. В 1871 г. был провозглашен курс на преодоление феодальной отсталости, на создание в стране «просвещенной цивилизации». Японцы настойчиво заимствовали достижения западной культуры, науки и техники. Молодежь направлялась на учебу в Европу, Соединенные Штаты Америки. И наоборот, иностранные специалисты широко привлекались в Японию. Профессорами японских университетов были англичане, американцы, французы и русские. Некоторые поклонники всего европейского даже предлагали принять английский язык в качестве национального.


«Виды варварских стран» - название гравюры. На ней изображен Лондонский порт таким, каким его увидел известный японский художник Ёситоро

Составной частью преобразований стала школьная реформа. В стране открывались начальные и средние школы, университеты. По закону 1872 г. четырехлетнее образование стало обязательным. Уже в начале 80-х гг. среди молодых японцев трудно было встретить неграмотного.

К концу XIX в. японцам становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Японские писатели создавали новую литературу, отличавшуюся от средневековой. Все больше изображались реальная жизнь и внутренний мир человека. Особую популярность приобретает жанр романа. Крупнейшим писателем того времени был Рока Токутоми, находившийся под влиянием Л. Толстого. Известность ему принес роман «Куросиво», переведенный на русский язык. В 1896 г. в Японию было завезено кино, а через 3 года появились фильмы японского производства.


Новое в образе жизни японского общества

Под влиянием Запада в образ жизни японцев входили разнообразные новшества. Вместо традиционного лунного календаря вводился общеевропейский григорианский. Воскресенье было объявлено выходным днем. Появились железнодорожное сообщение и телеграфная связь, издательства и типографии. В городах строились большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле.

Перемены коснулись и внешнего облика японцев. Правительство хотело, чтобы в глазах европейцев японцы выглядели цивилизованными людьми. В 1872 г. император и его окружение облачились в европейскую одежду. После этого она стала распространяться среди городского населения и значительно медленнее - среди сельского. Но нередко можно было видеть человека в кимоно и брюках. Особенно трудным был переход на европейскую обувь, которая отличалась от традиционной японской.


Старые обычаи были запрещены лишь потому, что европейцы их считали варварскими. Например, общие публичные бани, татуировки и другие.

В моду постепенно входили европейские прически. Вместо традиционной японской (длинные волосы, закрученные в пучок на макушке) вводилась обязательная короткая стрижка. Правительство считало, что она больше подходит для граждан обновленной Японии. Военные первыми расстались с пучками и надели форменные уборы. Однако гражданские лица не спешили. И только после того, как в 1873 г. волосы остриг император, три четверти мужского населения Токио последовали его примеру.

Японцы позаимствовали у европейцев и практику употребления в пищу мясных продуктов, от которых они традиционно воздерживались. Но все изменилось после того, как распространилось мнение, что европейцы добились больших успехов благодаря калорийности мясной пищи.

Заимствование западной культуры иногда перерастало в отрицательное отношение к собственной - национальной. Были случаи разрушения исторических памятников и сожжения древних храмов. Но увлечение всем европейским в Японии было недолгим.

Рост национализма

Уже в 80-е гг. наивное восхищение Западом исчезло, а с середины 90-х гг. Японию захватила волна национализма. Националисты выступали против заимствований из Европы. Они всячески превозносили японскую нацию и призывали к экспансии в страны Юго-Восточной Азии под предлогом защиты этого региона от Запада.

В школе детей воспитывали в духе национальной исключительности и безграничной преданности императору. Школьникам прививали чувство убежденности в «священном праве» Японии господствовать над Азией. Даже школьные завтраки напоминали японский национальный флаг. Маринованные сливы выкладывались на белом рисе в виде красного круга солнца.


Правящие круги страны использовали идею национального превосходства японцев над другими народами для проведения агрессивной политики на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.


Внешняя экспансия

Япония с вожделением смотрела на своих ближайших соседей - Корею и Китай. Там она могла найти сырье, рынки сбыта, в которых так нуждалась бурно развивающаяся промышленность. Воинственный самурайский дух также подталкивал ее к агрессивной внешней политике.

Началось усиленное проникновение в Корею, которая официально считалась вассалом Китая. Это стало основной причиной японо-китайской войны 1894-1895 гг., в результате которой к Японии отошли острова Тайвань и Пэнхуледао. Победа Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. позволила ей превратить Южную Маньчжурию и Корею в свои протектораты, получить право владения Южным Сахалином. В годы первой мировой войны Япония захватила тихоокеанские острова - владения Германии и еще больше укрепила свои позиции в Китае.


В течение нескольких десятилетий Япония стала одной из ведущих держав мира. Агрессивная внешняя политика, в конце концов, приведет эту страну к поражению и национальной катастрофе 1945 г.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

История японских железных дорог началась 12 сентября 1872 г., когда из Токио в Иокогаму отправился первый пассажирский поезд. Приглашенные на это торжество высокопоставленные лица поднимались в вагоны так же, как японец привык входить в дом: прежде чем вступить на подножку, каждый из них машинально разувался. Когда через пятьдесят семь минут восхищенные сановники сошли в Иокогаме, они с удивлением и раздражением обнаружили, что никто не позаботился заранее перевезти и расставить на перроне их обувь.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Япония 19 век - наше время. История создания Японской Империи.

Во второй половине 18 столетия в водах вблизи японского архипелага периодически стали появляться суда России, Англии, США и Франции, которые противостояли за контроль над азиатскими колониями.

Правительство Японии продолжало курс изоляции и отвергало создание дипломатических связей с этими государствами. В 1825 году японская власть выпустила указы, целью которых было укрепление морской охраны, но не смогла долго противиться заграничному влиянию.

Падение сёгуната

В июне 1853 года к японским берегам подошел военный флот США под руководством Мэттью Перри, который принудил японцев получить послание президента США с призывом начать торговые отношения. Руководитель правительства Японии Абэ Масахиро гарантировал ответить через год и собрал для обсуждения этого требования совет аристократии. Однако к общему мнению по данному вомросу они не пришли, а то, что они были созваны, поколебало авторитет сёгуната. В январе 1854 года Перри снова приплыл к Японским островам и, запугивая вторжением, достиг принятия Японией условий США. В соответствии с договором, Япония раскрывала для американских кораблей два порта, и кроме того, разрешала создавать в них американские представительства и поселения. Спустя короткое время такие же соглашения были составлены с русскими (Симодский трактат), британцами и французами. В 1858 году правительство Японии вновь уступило европейским странам и подписало неравные контракты Ансэй, снимавшие с Японии таможенный суверенитет.

Японская гравюра с изображением Перри (в центре)

Вследствие политических поражений и инфляции в Японии образовалось протестное общественное объединение «Да здравствует Император, долой варваров!». Его руководство подверглось гонениям со стороны сегуната. Среди репрессированных были философы Ёсида Сёин и Токугава Нариаки. В отместку в 1860 году оппозиционеры убили начальника правительства, зачинщика репрессий, из-за чего авторитет сёгуната вновь упал.

Очагами выступлений против правительства являлись западные провинции Тёсю-хан и Сацума-хан. На фоне ксенофобских убеждений в 1863 году они начали симоносекскую и сацумско-британскую войны, но были разгромлены. Поняв, что Япония сильно отстает от Европы и США в техническом плане и, осмыслив угрозу колонизации, провинции принялись модернизировать войска и вести переговоры с домом императора. В 1864 году, для усмирения восставших, сёгунат предпринял первую карательную экспедицию против Тёсю и поменял его начальство. Но через год в провинции произошла революция, и оппозиционеры снова взяли власть в свои руки. В 1866 году, при поддержке Сакамото Рёма, Тёсю и Сацума создали тайную коалицию, задачей которой было свержения сёгуната и возрождение правления императора. Это помогло разгромить вторую карательную экспедицию, направленную сёгуном в Тёсю.

В 1866 году титул сегуна принял неопытный Токугава Ёсинобу. Вместе с тем после смерти императора Комэя на престол взошел его четырнадцатилетний отпрыск Мэйдзи. Сёгун стремился основать вместо сёгуната новое правительство, в котором состояла бы киотоская знать и провинциальные владыки, в котором сам стал бы премьер-министром. Для этого он отказался от титула сёгуна и 9 ноября 1867 года возвратил всю полноту правления Императору. Это использовал в своих целях анитисёгунатский союз, и 3 ноября 1868 года в одностороннем порядке создал новое руководство и от лица императора издал постановление о воссоздании правления императора. Сегунат Токугава был уничтожен, а экс-сёгун потерял власть и земли. Этим переворотом закончился период Эдо и пятисотлетнее главенствование самураев в японском правительстве.

Симоносекская война

Отречение Ёсинобу

Реставрация Мэйдзи, Япония 19 век

Выбрав в качестве образца европейскую судебную, законодательную и военную систему, правительство Японии основало Тайный совет, приготовило к утверждению Конституцию Мэйдзи и созвало сенат. Реставрация Мэйдзи преобразовала Японию в мировую индустриальную империю. После триумфа в японо-китайской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войне Япония гарантировала себе главенство на Японском и Жёлтом морях и захватила Тайвань, Корею и южный Сахалин.

Японская империя, Япония начало 20 века

В начале XX столетия короткий период демократии Тайсё уступил место милитаризму и экспансионизму. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, увеличив свою территорию и политический авторитет. В 1931 году, поддерживая курс на расширение территории, захватила Маньчжурию и основала марионеточную страну Маньчжоу-Го. После отчета Литтона в 1933 году Лига Наций осудила её поступки и Япония демонстративно вышла из Лиги. В 1936 году Японская империя подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, а в 1941 году вошла в коалицию государств «Оси». В то же время Япония подписала Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, гарантируя территориальное единство и неприкасаемость Маньчжоу-Го и Монгольской народной республики.

В 1937 году Япония нападает на Китай, завязывая вторую японо-китайскую войну (1937-1945), после чего США устанавливают нефтяное эмбарго против Японии. 7 декабря 1941 года Япония атаковала Пёрл-Харбор и объявила о начале военных действий против США и Великобритании. После этого США втягиваются во Вторую мировую войну. Япония захватила Филиппины, Гонконг, и Малакку но в 1942 году потеряла превосходство на море из-за разгрома в сражении в Коралловом море. После сброса авиацией США атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, и после вступления СССР в войну против Японии, 2 сентября 1945 года император принял акт о безоговорочной капитуляции.

Ядерный взрыв над Нагасаки

Последствия бомбардировки Хиросимы

Сражение в коралловом море

Атака на Перл Харбор

Послевоенный период - настоящее время

В 1947 году японское правительство издало новую конституцию, которая провозглашала либеральную демократию. Оккупация Японии союзными войсками прекратилась с подписанием в 1952 году Сан-Францисского мирного договора, а в 1956 году Япония вступила в ООН. Впоследствии в Японии произошел небывалый экономический подъем, который длился 40 лет и составлял приблизительно 10 % в год. В 1991 году прогресс уступил место экономическому упадку, который был преодолен только в 2000 году.

Токио, наше время

Жанр статьи - История Японии

Министерство общего и профессионального образования

Ростовский Государственный Университет

Реферат на тему:

Япония. XX век.

Выполнила: студентка II курса 2 группы

факультета философии

отделения культурологии

Ростов-на-Дону

Все японцы незаурядные художники

Все японцы сочиняют стихи

Все, все дышат загрязненным воздухом

Все японцы едят отравленную рыбу

Все японцы любят пользоваться мечом

Совершенно верно! Однако всё же не все!

Ику Такэнаки

1. Введение........................................................................................................ 3

2. Особенности и социальные последствия НТР............................................. 4

3. Япония и Запад.............................................................................................. 5

4. Средства массовой информации.................................................................. 8

5. Литература..................................................................................................... 9

6. Творчество и копирование........................................................................... 11

7. Взаимоотношения........................................................................................ 12

8. Религия......................................................................................................... 14

9. Заключение.................................................................................................. 16

10. Список используемой литературы.............................................................17


Введение

На протяжении многих веков Япония обращала на себя пристальное внимание Запада. Но только в последнее время стало возможным изучить жизнь этой, довольно закрытой, страны изнутри. И этим немедленно стали пользоваться, так как в XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и, по-видимому, так и останется неизученным.

В данном реферате я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, в котором она находится в последнем веке второго тысячелетия.

Особенности и социальные последствия научно-технической революции в Японии

Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому Япония пошла по другому пути – по пути импорта научно-технических знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует отметить, что Япония заметно опередила другие страны по части внедрения импортируемых достижений, научно-технической мысли и технологических навыков.

Начало использования иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием промышленности на основе новой техники импорт иностранных технических знаний еще больше вырос. Хорошие результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет в начальной школе и три года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически ко всем направлениям развития науки и техники, наибольшие силы и ресурсы концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.


Япония и Запад

Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и боязнь внешних санкций; ее можно считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре вины» поведение человека оценивается им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему некоторых черт японской и западной культуры.

Западная культура

Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

неопределенная

безличная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

милосердная

эгоцентристская

конформистская


Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые следует отметить:

1. Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2. Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3. Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

Средства массовой информации

Телевидение, радио и печать Японии по справедливости считают одними из самых развитых в мире.

Телевидение, являясь самым «молодым» из средств массовой информации (первые передачи начались в 1953 году), тем не менее и самое распространенное. Постепенно происходит «телевизация» японского общества, которую трудно переоценить. Речь идет о том, что возникают необходимые и достаточные условия для индивидуального использования телевидения. Появление в доме второго, третьего приемника не разрушает правил телесмотрения, особенно ритуализированных в японских семьях, чей образ жизни несет на себе сильное влияние японской культуры. Авторитет и власть членов семьи, кому ранее принадлежало высокое право первенствовать в выборе телепрограмм остаются при этом незыблемыми. Однако теперь уже могут быть реализованы запросы и удовлетворены интересы других членов семьи.

С помощью телевидения в Японии, как и в других странах, пропагандируются и внедряются в массовое сознание многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм, отражающих мировоззрение и интересы правящих классов Японии.

Со стороны «предложения» японское телевидение носит с принципе развлекательный характер. Разумеется, ряд программ нельзя назвать монофункциональными. «Чистое» развлечение весьма сложным образом комбинируется с возможностью эмоциональной разрядки, отдыха, мелодраматического переживания. Идентификации со звездами телеэкрана (квазиобщение). В развлекательные программы также встраиваются какие-то рациональные элементы и т. д. Аудитория должна жить так же, как она жила, ее не следует выводить из состояния пассивности. Щекочущее возбуждение становится заменителем глубоких нравственных и эстетических переживаний. Отсюда прямой путь к совращению аудитории.

Однако, помимо развращающей функции радио и телевидения есть и другая – обучающая.

Характеристики японского учебно-образовательного телевидения и радио:

1. Полифункциональность (передачи, выполняющие прямые обучающие функции и передачи, ставящие своей целью расширить кругозор.

2. Многоадресность (трансляция для различных слоев населения).

3. Многожанровость.

Можно отметить некоторые учебно-воспитательные функции:

· возбуждается интерес к обучению, стимулируются воображение и умственные способности детской и школьной аудитории

· готовится почва для восприятия и понимания общественной жизни

· развивается логическое мышление, ускоренным способом связываются разрозненные впечатления и факты действительности

· стимулируется музыкальное восприятие

· расширяется диапазон знакомства с образцами, эталонами мирового и национального искусства и закладываются основы его правильного с точки зрения законов эстетики понимания

· развиваются навыки общей аудиовизуальной культуры и способности к пониманию ее современных средств и языка.

Литература

Массовая культура, средства массовой коммуникации (масукоми ) – телевидение, радио, кино, газеты, бестселлеры – факторы, существенно влияющие на жизнь современных людей, их психологию, причем роль этих факторов возрастает. В таком контексте возникает «массовый характер», а в литературе – «массовый читатель».

Читателю в истории японской литературы традиционно отводилась значительная роль: он должен мгновенно улавливать цепь ассоциаций, задуманных писателем или поэтом, разбираться в сложной системе канонизированных образов, знать японскую и китайскую философию, историю, мифологию – словом, быть моносири – «знающим, обладающим знанием вещей». Комментарии, неотъемлемая часть классического текста, также были адресованы читателю, создавая дополнительный смысл, раскрывая в подробностях детали произведения, воссоздавая аллюзии. Канонические жанры Японии, существующие и сегодня, при строгой клишированности, формальности допускают и самую широкую для читателя свободу интерпретаций. Для личности читателя характерно просветленное отношение к произведению и соучастие в творческом акте. Кроме того, читая, например, антологии, в которых были собраны наиболее выдающиеся произведения, иногда за несколько веков, он проходил школу высокого вкуса.

В современной литературе главную роль играют бестселлеры. А наибольшее внимание читателя привлекают темы (по убывающей): «любовь и смерть», «смех», «образование», «Япония и японцы», «страх», «традиции», «молодежь», «неуверенность в себе», «старость».

Все, что «трогает сердца», всегда было популярно среди японцев, художественный эффект достигается в таких произведениях глубоким проникновением в сферу человеческих чувств. В этом – влияние традиции национальной поэзии, драмы, прозы, сильной и в настоящее время; японская классическая поэзия – это почти целая лирика чувств.

Но восприятие литературы не всегда одинаково и это связано с разнообразными вопросами взаимоотношений внутри социальных, профессиональных групп, классов. Объединение индивидуальностей в массы происходит опосредовано через группы.

При объединении индивидуальностей (дзико ) в группы (сюдан ) происходит некоторая деперсонализация, то есть наступает состояние отчужденности от самого себя, как бы потеря чувства собственной личности. На следующем уровне – объединения групп в массы (тайсю ) – деперсонализация еще более повышается за счет потери некоторых индивидуальных черт и приобретения новых, чисто массовых. Индивидуальные литературные вкусы и пристрастия могут быть поглощены массовыми склонностями, которые более устойчивы, анонимны и носят всеобщий характер.

Термин «массы» носит тройственный характер, содержит внутреннее противоречие: массы могут означать «народ» («минсю ») с положительным оттенком, «тайсю » – собственно «массы» с нейтральным оттенком или в случае «толпа» («гун ») – с отрицательным.

Характерные черты массы, стихийно выбирающей наиболее адекватные ее нынешнему состоянию книги, бестселлеры – это 1) множественность, 2) анонимность, 3) недостаточность взаимодействия между отдельными членами, 4) структурность.

В группе японец чувствует себя увереннее, чем в одиночестве, его «вписанность» в традицию органичнее, литературные вкусы устойчивее; группа сама формирует склонность к тем или иным литературным формам, жанрам, темам, а в конечном итоге определяет культурные и психологические черты характера. Многими исследователями отмечалось неумение и нежелание японцев принимать индивидуальные решения, полагаясь в этом главным образом на суждение группы.

Говоря о читателе, исследователе создают определенный его образ – образ «идеального или информированного читателя», являющегося компетентным носителем языка, в совершенстве владеющего семантическим знанием лексических рядов, символики, ассоциаций, идиом и т. д., обладающего литературным вкусом. Автор, создавая литературный текст, рассчитывает именно на такого читателя, однако может быть бесконечное число отступлений от образа « идеального читателя», причем и сам этот образ претерпевает существенную эволюцию: читателю предъявляются все новые требования.

Предполагается, что массовая культура или литература воздействует на внешний, обращенный вовне, сравнительно узкий уровень сознания японцев, тогда как произведения классической литературы, принадлежащие тысячелетней традиции, – на более глубокие и широкие, индивидуальные и закрытые уровни сознания.

Творчество и копирование

Если бросить взгляд на духовную историю Японии, станет очевидным, что в ней напрасно искать великие философские системы, которые базируясь на познании законов природы, привели бы к основополагающим научным выводам о вселенной, к тому, «что сохраняет ее изнутри». Философские системы, опирающиеся на научно-критическое мышление здесь так и не появились. Вместо этого можно обнаружить своего рода философию морали, носящую, как правило, прагматический характер. Однако даже она возникла не в Японии, а в Китае, а оттуда была заимствована, так же как и многие другие духовные ценности, например буддизм, который в своей китаизированной форме проник в Японию главным образом через Корею, конфуцианство, письменность, искусство и многое другое.

На протяжении всех фаз развития духовной истории японцы не оформили свои мысли в философские системы, предпочитая выражать их в конкретных литературных произведениях. С незапамятных времен больших высот достигло искусство стихосложения. Оно как бы взяло на себя функцию философии, но литераторы от этого еще не становились философами. Правда, время от времени появлялись философы-дилетанты. Склонность ко всему эмоциональному, часто сентиментальному, к чувственно-конкретному была всегда сильнее, чем тяга к логике, абстракции и систематизации.

Мир внешних явлений считался издавна чем-то абсолютным. В центре внимания находилась не некая абстрактная идея, а то, что можно было воспринимать чувствами, и это нередко подмечалось и с удивительной точностью воспроизводилось в литературе или в других видах искусства весьма обстоятельно, часто, однако, предельно сжать и сдержанно, как, например, в рисунках гуашью или в поэзии жанра хайку (хокку):

К вечернему ветру

прильнули цветки белых роз.

Солнце садится,

Над скошенным конопляником

путешествует дождь

(Масаока Сики)

Эти художественные описания доставляют истинное наслаждение свое чувственностью и конкретностью. За ними стоит природа во всей своей целостности и гармонии. И природа хочет, чтобы ее рассматривали так, как она сама себя показывает, то есть во всем ее многообразии и изменчивости. За этим воспринимаемым органами чувств окружающим миром нет ничего. Стоя на такой принципиальной позиции, японцы в своих стремлениях создать какие-либо философские системы или разработать теории с их дальнейшей перепроверкой путем научных экспериментов, казалось, были обречены на неудачу.

Однако, не подлежит сомнению, что в научном мышлении и его техническом претворении в жизнь Япония уже в конце XVI века добилась значительных успехов, что подтверждается документами.

На протяжении веков Япония старательно училась, а заодно усиленно подражала, вызывая большое недовольство тех, кому подражала. Но другого выхода у нее не было: с середины прошлого столетия ей противостояли не особенно дружески настроенные индустриальные страны. Учитывая это, европеец не вправе осуждать японца и отрицать его способность к творчеству.

Тем более, что если копируется, то лишь то, что вызывает восхищение и копировать – вовсе не означает обезьянничать. Последнее также имело и имеет место и выражается, в частности, в строгом соблюдении традиционных регламентаций, что ведет подчас к бесплодности и закоснелости. Но копирование, которое предполагает глубокое проникновение в суть копируемого, когда эта суть сливается с собственной сутью, с точки зрения этики вполне оправдано. Лишь овладев искусством мастера до мельчайших деталей ученик способен добавить к этому что-то свое.

Взаимоотношения

Одним из самых известных японских слов на Западе является слово «сэнсэй». Оно является одним из слов, характеризующих социальную структуру общества Японии.

«Сэнсэй» – человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю, студенты – к доценту и даже пациенты – к врачу. Слово «сэнсэй» означает «ранее родившийся», то есть «старший», стоящий над человеком и его необходимо почитать. При этом «старший» необязательно должен быть старше по возрасту, но должен принадлежать к вышестоящей в социальном отношении группе. Сэнсэй – уважаемый человек и останется для ученика таким на всю жизнь, даже если ученик займет положение, равное положению сэнсэя, или превзойдет его в своей служебной карьере. Он всегда останется по отношению к своему сэнсэю морально зависимым, по крайней мере в глазах сэнсэя. Это иногда приводит к конфликтам.

Если начальником над старшими по возрасту назначен младший, гармония нарушается и атмосфера становится неспокойной. Это распространяется на все области жизни, в том числе на науку.

Приобретение квалификаций, докторских степеней и т. п. не служит в японских университетах обязательной предпосылкой для назначения на должность, поэтому обращение к кому-нибудь по званию отсутствует, как в общественной, так и в частной жизни. Обращения «сэнсэй» в сочетании с именем или без него в любом случае достаточно.

Если кто-то повысился по службе до должности начальника, от него не требуется никаких особых специальных знаний. Он лишь должен уметь устанавливать и поддерживать тесные личные контакты со своими подчиненными, сохранять с ними духовную близость. В других местах земного шара прилагают подчас немало усилий, чтобы добиться аналогичных отношений.

Служебное «продвижение» на основе личных заслуг подвергается большим ограничениям. Конечно, полностью личные достижения не игнорируются, но право голоса как в политике, так и в экономике имеют старшие по возрасту, однако и они не наделены властью в прямом смысле этого слова.

Хотя такая система и представляется весьма иерархической, исполнительная власть почти никогда не сосредотачивается в руках одного человека. Однако, согласно традиции, приличия должны быть соблюдены, если даже роль «старшего» сводится лишь к тому, чтобы поставить печать на документе. Но важнее, чем проштампованный документ, до сих пор в Японии является устная договоренность.

Принятие решения осуществляется здесь, как правило, снизу вверх. Правда, толчок хотя бы для виду часто следует сверху, однако окончательное решение принимается только после убедительных аргументов снизу. На первый взгляд подобная система кажется несколько запутанной, тяжеловесной и нерациональной. Но это отнюдь не так, ибо эта налаженная мини-система хорошо вписывается во всеобщую систему норм поведения и потому, с одной стороны, она не тормозит принятия решений, а с другой – побуждает каждого человека к активным действиям, даже если он остается анонимным. Так уж повелось, что отдельное лицо менее всего ориентировано на собственное «Я», а больше на группу, к которой он принадлежит и с которой себя отождествляет

Вся система отношений «учитель»–«ученик», «отец»–«сын» показывает, что японское общество организовано по вертикали, а не по горизонтали. В этой иерархии каждый занимает свое определенное место так, что ему не приходится задаваться вопросом, кто стоит над ним. Человек включен в жесткую схему норм и правил поведения, обучиться которым ему не составляет никакого труда, ибо с первого дня своей жизни он постоянно видит перед своими глазами пример взрослых.

Религия и по сей день занимает заметное место в жизни как японского общества в целом, так и его индивидуальных членов. Многочисленные обряды, являющиеся обязательным элементом повседневной жизни японцев, связаны по своему происхождению с религией, а отправление их практически немыслимо вне рамок культовых учреждений или по крайней мере без участия служителей культа. Вместе с тем сам характер японского общества с его социальным неравенством, бессилием людей перед неумолимыми законами рыночной экономики, жестокой конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне создает благодатную питательную среду не только для сохранения устойчивых религиозных предрассудков в сознании людей, но и для воспроизводства религиозной идеологии в новых формах, отражающих процесс ее активного приспособления к меняющимся условиям жизни.

Синто – национальная религия японского народа. Японцы в массе своей воспринимают синто не как религию, а как обычай или, лучше сказать, как нечто составляющее неразрывную часть их собственного окружения, среды, в которой они живут и действуют. Иными словами, в их представлениях синто связывается с чувством принадлежности ко всему японскому.

Синто сложился в древности на базе примитивных религиозных представлений японского народа.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость у природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Сложившийся первоначально как культ земледельческой общины, синто развивался на базе активного взаимодействия с заимствованиями из материковой Азии – буддизмом, религиозным даосизмом и конфуцианством. В частности, догмы синто, его обрядность формировались на основе синтеза с буддизмом и космогонической концепцией позитивного и негативного начал (инь–ян), составляющей важную часть религии даосизма.

Но несмотря на столь высокую степень, какой достиг синто-буддистский синкретизм, синто сохранил свой оригинальный характер как национальной религии, отличающей его и от буддизма, и от других иностранных заимствований. Идеологи японского национализма неизменно ссылаются на это обстоятельство как на одно из проявлений необычайной мощи национального духа, способного не только выстоять перед любым чужеземным влиянием, не только преодолеть его, но в конечном счете японизировать чужеземные заимствования, превратив их в составную часть собственной традиции.

В наши дни судя по некоторым данным статистики получается, что число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам.

Это можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминания предков проводятся по буддистским обрядам.

На фоне религиозной терпимости, издавна присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном виде. Сама идея о том, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь в человеческом образе можно лишь взамен за отказ от всякой другой религии в пользу учения Иисуса Христа, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной. Но может быть опять-таки из-за терпимости японцев, христианство постепенно обрело своих приверженцев, так и не заняв главенствующего места в жизни японского общества.


Заключение

«Всему свое место» – эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали; а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: «Всему свое место».

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено – вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.


Список используемой литературы


1. Берндт Ю. «Лики Японии»; М.; 1988 г.

2. Овчинников В. «Ветка сакуры»; М.; 1988 г.

3. «Япония: культура и общество в эпоху НТР»; М.; 1985 г.

4. «Япония. Проблемы НТР»; М.; 1986 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Как всем, наверное, известно, середина XX века для Японии была омрачена трагическими событиями, связанными с бомбежкой Хиросимы и Нагасаки. И этот период был очень тяжелым для страны, ведь к тому же экономика ее была сильна ослаблена.

Единственным шансом восстановить страну из руин стало полное обновление производственной базы, а также мощные скачки технологий. Действуя с максимальными усилиями, японцам все-таки удалось не только развить производство компьютеров, автомобилей, каких-либо новых научных технологий по западным образцам, но и внести в них свои коррективы, за счет которых о стране заговорил весь мир.

Благодаря собственным дополнениям, в Японии сформировалась своя система образования, спорта, которая в полной мере отражает суть культуры этой страны. И сейчас трудолюбие японцев сделало их культуру привлекательной для всех народов мира, а также для людей всех возрастов. Заняв одно из первых мест на мировой арене, Япония теперь стремится совершенствоваться с каждым днем, создавая все больше прекрасных, необычных и новых вещей и технологий.


Отражение национального искусства в культуре XX века

Обогатившись новыми знаниями, культура Японии позволила перейти кинематографу на новый уровень. Поначалу японцы стали производить фильмы, в чем-то напоминающие обычные театры, но уже спустя время игровая манера реформировалась в сторону реализма. И в каждом до сих пор отражается суть страны, которая демонстрирует простоту, созерцательность и лаконизм.

Кстати, в середине XX века в Японии уже существовало шесть крупных кинокомпаний, и примерно в тоже время началось творение шикарных картин всемирно известным .

Также искусство Японии обогатилось новым жанром - , который обрел мировую популярность. Поначалу происходило подражание западным коллегам, в том числе и Disney, но затем японцы решили увеличить персонажам глаза, чтобы придать своим героям отличительные признаки.


Японская литература совершила настоящий переворот в сознании читателей, покорив их драматизмом и откровенностью, а также объединив в себе реальность и мифичность. И, пожалуй, следует назвать имена писателей, которые стали основоположниками такого искусства в Японии - и .

Конечно же, нельзя забывать и про Японии. В начале века особой популярностью пользовались инструменты сякухати и сямисэн, но вскоре они отошли на задний план. Ведь японские сердца были покорены синтезаторами и электрогитарами, которые в дальнейшем смогли завоевать мировое признание.


Влияние культуры на японскую моду современного времени XX столетия

Разумеется, культура и искусство XX века стран мира, также как и Японии оставили свой след и на моде, которая по сей день сохранила свои тенденции. С появлением аниме, японцы, а в последствие и жители других стран, стали подражать героям, облачаясь в наряды мультипликационных персонажей, и копируя их жесты, поведение, высказывания.

В некоторых районах Японии можно встретить молодежь, которая относит себя к определенной субкультуре. К примеру, сторонники готического движения постоянно облачаются в черные наряды, кружевные жабо, кожаные перчатки. Любители RnB и хип-хопа зачастую посещают солярии, чтобы их кожа приобрела неестественный оттенок загара, не присущий для японцев, а также выкрашивают свои волосы в белый цвет.


Самое обсуждаемое
Московский государственный текстильный университет им Московский государственный текстильный университет им
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы


top