Образцы заданий по предшкольной подготовки. "обеспечение готовности ребенка к школьному обучению в классах предшкольной подготовки". Новые федеральные государственные стандарты

Образцы заданий по предшкольной подготовки.

Многие родители думают, что предшкольная подготовка детей нужна для того, чтобы научить их читать и считать. На самом деле более важно подготовить ребенка с психологической стороны и поднять общий уровень его развития.

Часто детки, достигшие школьного возраста, оказываются совсем не готовыми ходить в школу – они не приучены к дисциплине и труду, не могут долго сидеть на одном месте, не «слышат» учителя, рассеяны и невнимательны. Учеба для них чревата психологическими трудностями, а потому интерес к этому занятию может быстро пропасть, и тогда ребенок разлюбит школу на долгие годы. Это может привести к снижению успеваемости и проблемам с поведением не только в первом классе, но и в последующих, поэтому родители должны уделять внимание предшкольной подготовке своего ребенка для предотвращения проблем в будущем в том числе.

Планомерная подготовка ребенка к школе направлена на решение следующих задач:

Приобретение необходимых для первоклассника знаний для облегчения восприятия информации в школе.

Позитивное восприятие учителя и одноклассников, навыки нахождения в коллективе.

Привыкание к дисциплине и труду.

Предшкольная подготовка очень помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.

Программа Подготовка к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» предназначена для развития математических представлений дошкольников. Она не только познакомит детей с количеством и счетом, измерениям и сравнениям величин, но и научит детей слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно.

Программа Подготовка к школе «По дороге к Азбуке» - это развитие устной речи детей и подготовка к обучению грамоте в начальной школе. Ваш ребенок будет учиться говорить и слушать, а логопедические упражнения помогут предупредить его ошибки в чтение и письме.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

В день 3 урока: обучение грамоте, графическое письмо, математика - по 30 минут. В силу физиологических особенностей данного возраста происходит частая смена деятельности.

Что необходимо иметь в портфеле : пенал (ластик, 2 карандаша простых, набор цветных карандашей из 12 цветов, 1 ручка), учебники (нужно обернуть, подписать). Тетради 1 в клеточку, 1 в косую линию.

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:

Умение выделять заданный звук в потоке речи;

Умение определять позицию звука в словах(в начале, в середине, в конце);

Владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

5. Умение составлять рассказы по серии картинок по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах(по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка(из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр:0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6. Знание знаков +, -, =, умения пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8 Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний:

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

1.социально-психологическая готовность к школе:

-Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).

Умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

2.Развитие школьно-значимых психологических функций:

Развитие мелких мышц руки(рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет

карандашом, ножницами).

Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа).

Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например из книг).

Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).

Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течении 15-20 минут).

Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Вы хотите лучше понять особенности развития своего ребенка?

Постарайтесь ответить себе на следующие вопросы.

1. Умеет ли ребенок играть в сюжетно ролевые игры, доступны ли ему игры с правилами?

2. Есть ли у ребенка друзья?

3. Умеет ли ребенок вступать в разговор со старшими?

4. Умеет ли ребенок оценивать свои поступки?

5. есть ли у ребенка любимые игры, книжки, мультфильмы?

Критерии готовности ребенка к школьному обучению.

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной(атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

Социально-психологическая готовность - умение общаться со взрослыми и сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

График работы предшкольной подготовки на 2015 -2016 учебный год.

I группа

Преподаватель: Серова Ирина Евгеньевна

II группа

Преподаватель: Романенко Лариса Михайловна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Гончарова Надежда Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

Преподаватель: Григорьева Ольга Викторовна

Вторник, четверг с 16.30 до 18.00

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ТЕМПОВСКАЯ ООШ
«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • Что такое предшкольное образование
  • «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка.
  • Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
  • Актуальность проблемы
  • Аргументы против
  • несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению
  • ухудшение здоровья детей
  • преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей
  • Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
  • Аргументы
  • В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.
  • Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
  • Предшкольное образование
  • социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
  • педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
  • ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Понятие «Готовность к школе»:
  • Понятие «Готовность к школе»:
  • предпосылки учебных умений;
  • новые социальные роли ученика;
  • познавательные интересы будущего школьника;
  • умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.
  • Особенности предшкольного образования
  • Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
  • А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре).
  • Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития:
  • 1 линия – формирование произвольного поведения;
  • 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами);
  • 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации;
  • 4 линия – мотивационная готовность».
  • Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».
  • Наука о готовности к
  • дошкольному образованию
  • Чему и как учить детей предшкольного возраста.
  • ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе;
  • ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников;
  • ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника;
  • НЕОБХОДИМО:
под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.
  • под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Физическая готовность
  • это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
  • активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
  • умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия;
  • руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;
  • это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
  • Личностная готовность
  • Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления,
  • овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
  • Интеллектуальная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);
  • выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
  • Психологический портрет выпускника ДОУ
Группа здоровья
  • 1. Здоровье и физическое развитие
  • Группа здоровья
  • соответствие антропометрических показателям возрастной норме
  • 2. Проявление эмоциональных состояний в движении:
  • свобода,
  • непринуждённость движений,
  • плечи расставлены,
  • корпус прямой,
  • походка естественная, упругая,
  • естественность и разнообразие а позах, их сменяемость;
  • взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • мимика живая, выразительная, спокойная.
  • 3. Развитие движений:
  • перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку;
  • сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
  • бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой);
  • подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз);
  • прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).
  • 4. Социальное развитие:
  • Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми;
  • Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам);
  • Чувствует настроение близких и сверстников.
  • Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
  • Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм.
  • Имеет представление о себе и своих возможностях.
  • 5. Развитие речи и речевого общения:
  • Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Умеет выделить звуки в слове.
  • Говорит простыми распространёнными предложениями.
  • Правильно строит сложные предложения.
  • Составляет связный рассказ по сюжетной картинке.
  • Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью.
  • Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).
  • 6. Познавательное развитие:
  • Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране.
  • Знаком с культурой быта;
  • Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
  • Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы.
  • Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).
  • Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.
  • 6. Познавательное развитие.
  • Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации).
  • Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре.
  • Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности.
  • Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
  • Осуществляет деятельность по образцам и по правилам.
  • Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.
  • 7. Эстетическое развитие:
  • Знаком с литературными произведениями
  • Может сочинить сказку.
  • Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности;
  • самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации;
  • уверенно владеет техническими навыками и умениями;
  • Эмоционально воспринимает музыку
  • Компетентности:
  • социальная,
  • коммуникативная
  • интеллектуальная
  • физическая.
  • Черты характера:
  • эмоциональность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • самооценка
  • свобода поведения
  • рефлексивность
  • Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста
  • Умение управлять своими эмоциями;
  • Проявление способности к учебным действиям;
  • умение принять учебную задачу
  • Адекватное отношение к самому себе.
  • кризис 7 лет

Алтайский край Новичихинский район

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

[email protected]://oktschool.ucoz.ru

=========================================================

Организация предшкольной подготовки в условиях общеобразовательного учреждения с учетом федеральных государственного общеобразовательного стандарта

Из опыта работы воспитателя

МКОУ «Октябрьская СОШ» Васютиной Л.А.

Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Чтобы готовить детей к школьной жизни, в первую очередь, учитель сам должен быть подготовлен к этому. Я имею специальность «Воспитатель в дошкольных учреждениях», квалификация по диплому «Воспитатель в дошкольных учреждениях»- закончила педагогическое училище №1. В В 1993году закончила Барнаульский педагогический институт по специальности «педагогика и психология дошкольная», квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по дошкольному воспитанию». Стаж педагогической работы 31 год.

Постоянно повышаю квалификацию: в 2015 году прошла курсы повышения квалификации Московского педагогического университета «Первое сентября». При АКИПКРО пройдены куры «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми на этапе завершения дошкольного образования» по ФГОС. Пополняю свой методический уровень через вебинары, проводимые разными издательствами «Легион», «Русское слово», «Просвещение». В октября 2015года аттестовалась на первую квалификационную категорию.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

Предшкольную подготовку мы проводим с первого сентября по 25 мая.Прием детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения (медицинская справка). Ежегодно заключается договор между МКОУ «Октябрьская СОШ» и родителями (законными представителями) ребенка,посещающего группу кратковременного пребывания, на предоставление образовательных услуг.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

Отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

Учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

Компьютер и копировальная техника.

Образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Программа «От рождения до школы», является современным инновационным продуктом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Камаровой.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Заниматься с детьми нужно обязательно!

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, непосредственно- образовательная деятельность (НОД).Поэтому приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов, а не занятия по типу учебных.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

Познакомиться с жизнью школы;

Получить представления об успехах ребёнка;

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

Дети адаптированы к школьной жизни;

Готовы к новой социальной роли – роли ученика;

Заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

Дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

Родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

СКОРО

ШКОЛУ.

1 ДЕНЬ.

ЗАНЯТИЕ 1.

1. ВСТУПЛЕНИЕ. ЗНАКОМСТВО СО ШКОЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ.

В этом доме чудеса:

Много парт, звонок- оса,

Прозвенел и тишина,

Начинать урок пора.

Что это? / ШКОЛА/

Вы все сегодня стали учениками школы «АБВГДейка». У нас хотя и маленькая, но уже школа. В каждой школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?

    Ответить хочешь, не шуми,

А только руку подними.

    Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят- сядь.

    Парта- это не кровать и на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

2 ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ВОЗЬМЁМ НЕ ВОЗЬМЁМ».

Я буду называть разные предметы, а вы будете хлопать в ладоши, если это школьные принадлежности.

МЯЧ, КНИГА, ИГРУШКА, РУЧКА, АЛЬБОМ, КОРОБКА, КАРАНДАШ, ПЕНАЛ, РЕЗИНКА, ЖЕВАЧКА, ПОРТФЕЛЬ, ОТКРЫТКА, НОЖНИЦЫ…

3. ИГРА С МЯЧОМ «ВОПРОС – ОТВЕТ»

Учитель задаёт вопрос и кидает ребёнку мяч, ребёнок отвечает на вопрос и бросает мяч обратно.

    Как нужно в школе обращаться к учительнице?

    Если тебе нужно о чём- то спросить учительницу, как ты поступишь?

    Если тебе во время урока нужно выйти в туалет, то что нужно сказать?

    Как ты узнаешь, что пора идти на урок?

    Для чего нужна перемена?

    Как в школе называется комната, где учатся дети?

    Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

    Где пишет учитель, когда объясняет задание?

    Какие в школе отметки хорошие, а какие плохие?

    Что такое каникулы?

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».

    Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

    Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?

    А хотите проинсценировать эту сказку?

А) ВЫБОРЫ ДЕДА:

Сначала нам нужно выбрать деда. Кто хочет быть дедом?

Дед всё умел: и землю копать, и репку сажать, и урожай охранять. А ещё он знал все овощи.

Назовите овощи, кто назовёт последний овощ - будет дедом.

Б) ВЫБОРЫ БАБКИ:

Кто хочет стать бабкой?

Кто вас встретит у порога

И научит вас писать,

Прочитает книжек много

И поставит всем вам «5» (учитель)

Кто угадает загадку, тот станет бабкой.

В) ВЫБОРЫ ВНУЧКИ:

Конкурс улыбок. Мы досчитаем до трёх, после чего вы улыбнётесь широко, от всей души. У кого будет самая красивая улыбка, тот будет внучкой.


Г) ВЫБОРЫ ЖУЧКИ:

Жучка охраняет дом и должна хорошо рычать, кто лучше всех порычит, тот будет Жучкой.

Д) ВЫБОРЫ КОШКИ:

Вопрос простой для малышей, кого боится кот? (СОБАК).

Е) ВЫБОРЫ МЫШКИ:

Описать мышку. Какая она? Кто назовёт последнее слово, тот и будет мышкой.

5) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ:

6) ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

Если я говорю:

ДЕД - вы «рубите дрова»,

БАБКА – вы «вяжете»

ВНУЧКА – «подпрыгиваете»

КОШКА – «умываетесь»

ЖУЧКА – «машите хвостиком»

МЫШКА - «пищите»

7 МОДЕЛИРОВАНИЕ ГЕРОЕВ СКАЗКИ:

Давайте попробуем изобразить героев сказки с помощью схем и рассказать сказку по схеме

РЕПКА

ДЕД

БАБКА

ВНУЧКА

ЖУЧКА

КОШКА

МЫШКА

8 ПОСТАНОВКА РУКИ:

Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас, друзья не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.

МАССАЖ ПАЛЬЧИКОВ:

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

    А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

9) ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ «ЛИСТ», «СТРАНИЦА», «КЛЕТКА».

Посередине листа надо нарисовать дорожку, по которой мы пойдём. Дорожка должна быть прямая.

Покажите верхний правый угол, верхний левый угол

Покажите нижний правый, нижний левый угол.

Нарисуйте репку в правом верхнем углу.

Нарисуйте бабку в правом нижнем углу.

Нарисуйте деда в нижнем левом углу.

Нарисуйте мышку в левом верхнем углу.

10 ПЕРЕМЕНА. ИГРА «КОТ НА КРЫШЕ»

(автоматизация звука Ш-Ш-Ш)

«Кот» сидит на стуле, остальные дети – «мышки» тихонько подходят к коту и, грозя, друг - другу пальцем, говорят в полголоса:

Тише, тише, тише мыши!

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись,

И коту не попадись!

Кот просыпается, говорит «МЯУ», вскакивает и гонится за мышами.

МАТЕМАТИКА:

1. РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)

Кто стоит первым? (дед)

Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)

Кто стоит перед мышкой? (кошка)

Кто стоит за внучкой? (Жучка).

Положите на наборное полотно столько кружочков, сколько у нас героев в сказке.

Мышка убежала. Сколько героев осталось? (6)

На сколько героев стало меньше?

А потом за мышкой убежала кошка. Сколько осталось героев? (5)

2 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.

Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.

3 РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.

У кошки три котёнка,

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим.

Куда пропал один?

Вдруг видим из-за лавки

Его выносит кошка

Он первым встал на ножки

И вылез из лукошка.

А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)

Кот Васька – рыболов,

Притащил большой улов:

Пять огромных окуней,

На 3 меньше карасей.

Какой же у кота улов?

Кто ответить мне готов? (7)

Надоело нашей внучке

Тогда стала наша внучка

Одна на дереве сидит,

Ещё одна в окно глядит,

Три сидят на крыше,

Чтобы всё услышать.

Так скажите, сколько птиц

Насчитала внучка? (5)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора,

До свиданья, детвора.

ДЕНЬ 2.

1. УГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:

(на наборное полотно ставятся картинки- отгадки)

Ростом мал, да удал

От меня ускакал. (МЯЧ)

Дробь отбивает, шагать помогает. (БАРАБАН)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все сидят они друг в дружке,

А всего одна игрушка. (МАТРЁШКА)

Пляшет крошка, а всего одна ножка. (ЮЛА)

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек.

Вам такой встречается?

Она совсем не хочет спать,

Положу, встаёт опять. (НЕВАЛЯШКА)

Как можно одним словом назвать все поставленные на наборное полотно предметы? (ИГРУШКИ)

Зачем человеку нужны игрушки?

Расскажите о своих любимых игрушках.

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРА С КАРТИНКАМИ – ОТГАДКАМИ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ:

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрёшки - на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке.

А Петрушка в колпаке-

На дубовом сундучке-

А сколько кукол у Маши? (7)

4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

Картинки с животными выставляются по мере их названия: ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, КОРОВА, МЕДВЕДЬ, ЛОСЬ.

Про какое животное можно сказать:

    Серый, хищный, жадный…. (ВОЛК)

    Большой, косолапый…. (МЕДВЕДЬ)

    Рыжая, хитрая, ловкая… (ЛИСА)

    Добрая, рябая, пёстрая… (КУРИЦА)

    Косой, слабый, трусливый… (ЗАЯЦ)

    Быстрый, сохатый… (ЛОСЬ)

Какое животное стоит первым? (ВОЛК)

Какое животное стоит между лисой и зайцем? (КУРИЦА)

Какое животное третье по счёту? (ЛИСА)

Какое животное справа от зайца? (ЛОСЬ)

Какое животное слева от лося? (ЗАЯЦ)

Какое животное лишнее? Почему? (КУРИЦА - домашняя птица)

5. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ДИКИЕ – ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Я буду называть животных, если это домашнее животное - хлопайте, если дикое - топайте.

ОВЦА, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ЛИСА, КОРОВА, ЗАЯЦ, ПЕТУХ, ВОЛК, СОБАКА, СВИНЬЯ.

6. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ: СЛОВО, ЗВУК, БУКВА.

Давайте произнесём слово «ЛИСА». Сколько звуков мы произнесли? (4)

Нарисуйте столько кружков, сколько звуков в слове «ЛИСА».

А теперь произнесите слово «ВОЛК». Сколько звуков вы произнесли? Нарисуйте столько треугольников, сколько звуков в слове?

А как на письме показать звуки? (Буквами)

Кто знает буквы? Составить слова ЛИСА, ВОЛК из разрезной азбуки.

7 . ИГРА «ЗАЯЧЬИ ПРЫЖКИ» (дети рисуют дорожку зайчика)

Обозначьте зайчика точкой.

Зайчик прыгнул на 2 клеточки вправо,

Прыгнул на 3 клеточки вниз,

На 5 клеточек вправо,

На 1 клеточку вверх

На 3 клеточки влево,

На 2 клеточки вверх.

8. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ЛИСА» (автоматизация звуков 3-С в тексте)

Дети встают в круг, держась за руки, внутри круга водящий- лиса.

Серый зайка прыгает возле старых сосен,

Страшно в лапы лисоньке, лисоньке попасть.

Зайки уши навострите, вправо, влево поглядите,

Не идёт ли кто?

Дети кричат «Лиса». Лиса догоняет зайцев.

МАТЕМАТИКА:


1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ,

2.НАЗВАТЬ ПРЕДЫДУЩИЕ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ЧИСЛА,

3 РАБОТА С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ШТРИХОВКИ.

Обвести кружок. Заштриховать его спиралькой.

Обвести квадрат. Заштриховать его сверху вниз.

Обвести треугольник. Заштриховать его слева направо.

Обвести прямоугольник. Заштриховать его наклонными линиями сверху вниз.

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «ФИГУРКА - ДВИЖЕНИЕ»

Руки в сторону

прыгнуть.

присесть

хлопнуть

маршировать

5. ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ ДОМИК, ЁЛОЧКУ, ЗАШТРИХОВАТЬ.

ЗАНЯТИЕ 3.

1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ:

Отгадайте загадки, найдите картинки- отгадки.

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая

Крикунья хрипловатая. (ВОРОНА)

Непоседа пёстрая.

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (СОРОКА)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой (СНЕГИРЬ)

Видали вы его не раз,

Он скачет в двух шагах от нас.

Чик- чирик - не робей

Я бывалый …. (ВОРОБЕЙ)

Хоть я не молоток-

По дереву стучу.

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (ДЯТЕЛ)

Как можно назвать, одним словом все эти предметы? (ПТИЦЫ)

Опишите каждую птицу.

Что особенного есть во внешности каждой птицы?

Чем похожи все эти птицы? (зимующие)

Многие птицы остаются у нас зимовать. Зима бывает очень суровой.

Как мы можем помочь птичкам зимой?

2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА:

Поставьте карточки с птицами так, чтобы первым стоял воробей.

Между воробьём и сорокой поставьте ворону.

Последним поставьте снегиря.

Четвёртым по счёту поставьте дятла.

3. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

«Если нравится тебе, то делай так»

А ну-ка, похлопай, как я (2 хлопка)

Так хлопают только у нас! (2 хлопка)

А ну-ка, потопай, как я (2 притопа)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так топают только у нас! (2 притопа)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу- мяу)

А ну-ка, помяукай, как я (мяу-мяу)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так мяукают только у нас! (мяу- мяу)

А ну-ка, погавкай, как я (гав-гав)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так гавкают только у нас! (гав-гав)

А ну-ка, похрюкай, как я (хрю-хрю)

А ну-ка, все вместе, все враз-

Так хрюкают только у нас! (хрю-хрю)

4. ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ:

«Что изменилось»

Дети рассматривают картинки с птицами, затем закрывают глаза. Учитель меняет картинки местами. Дети угадывают, что изменилось.

МАТЕМАТИКА.

1. СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

(Работа с индивидуальными наборами)

  • Положите столько квадратиков, сколько птиц на картинках. Сколько положили квадратиков? (6)

    Ниже положите 5 треугольников. Чего больше? Чего меньше? На сколько больше? На сколько меньше.

    Как сделать, чтобы квадратиков и треугольников стало поровну?

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

У каждой птички свой домик. Давайте построим домик для скворца- скворечник.

Какие нам для этого потребуются фигуры? (треугольник, прямоугольник, круг)

Заштриховать полученный скворечник.

3. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ПЛОСКОСТИ.

    Обвести одну клеточку и закрасить её чёрным цветом.

    Возьмите красный карандаш, отсчитайте от чёрной клетки вправо четыре клеточки, а пятую закрасьте красным карандашом.

    Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз 2 клетки, а третью закрасьте синим карандашом

    Возьмите зелёный карандаш. Клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от неё закрасьте зелёным цветом.

    Возьмите жёлтый карандаш. Отсчитайте от зелёной клетки вверх пять клеток, а шестую закрасьте жёлтым карандашом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ГУСИ».

Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Серый волк под горой не пускает нас домой!

4.ИГРА НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. ВАРИАТИВНОСТЬ.

Цыплёнок, утёнок и гусёнок пошли гулять. Как по-разному они могли встать. Есть 6 вариантов, давайте их найдём.

Ц – У - Г

Ц – Г – У

У - Ц- Г

У – Г - Ц

Г – У - Ц

Г - Ц – У

Детёнышам пора домой, найдите их мам.

УТЁНОК ГУСЫНЯ

ЦЫПЛЁНОК КУРИЦА

ГУСЁНОК ИНДЮШКА

ИНДЮШОНОК УТКА

5. ТЕСТ КЕРНА – ИРАЗЕКА

    Нарисовать фигуру человека.

    Скопировать с трафарета фразу: Ей дан чай или он ел суп.

    Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

4 ЗАНЯТИЕ.

1. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЛОВЕ И ИХ КОДИРОВАНИЕ.

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка

Сердечко золотое,

Что это такое? (РОМАШКА)

Что такое ромашка? (цветок)

Какие ещё цветы вы знаете?

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове «ромашка» (7)

2. ПОСТАНОВКА РУКИ. ПОСТРОЕНИЕ РОМАШКИ С ПОМОЩЬЮ ЛЕКАЛЛ.

Какие геометрические фигуры нам нужны, чтобы построить ромашку?

Заштрихуйте ромашку.

На ромашке расположите буквы. Какие буквы вы знаете?

Какие это буквы? Почему?

А, О, Ы, И, У.

В середине ромашки спряталась ещё одна буква. Угадайте, что это за буква:

На этой букве, как на лесенке

Сижу и распеваю песенки. (Н)

Как её произносят?

3. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ, ИГРА «ЦЕПОЧКА»

Придумайте слова. Которые начинаются на букву «Н».

4. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Если я показываю:

А - хлопайте,

О - приседайте

6 ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КАРУСЕЛИ».

Автоматизация звука «ш»

Карусели, карусели

Мы с тобой на лодку сели,

Сели и поехали (имитируют греблю и произносят звук «ш»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на лошадь сели,

Сели и поехали (имитируют всадников, и в такт щёлкают языком)

Карусели, карусели

Мы с тобой в машину сели,

Сели и поехали (крутят баранку и произносят звук «ж»)

Карусели, карусели

Мы с тобой на поезд сели,

Сели и поехали (строятся паровозиком и произносят «чух-чух»)

Карусели, карусели

В самолёт с тобой мы сели сели,

Сели и поехали (раскидывают руки- крылья и произносят «ш»)

МАТЕМАТИКА:

1. ПРЯМОЙ И ОБРАТНЫЙ СЧЁТ

2. ИГРА С МЯЧОМ «ПОСЛЕДУЮЩИЕ И ПРЕДЫДУЩИЕ ЧИСЛА».

3.РАБОТА НА НАБОРНОМ ПОЛОТНЕ.

Счёт предметов.

Сравнение предметов

Уравнивание предметов.

(цветы- бабочки, зайцы- морковки)

Посчитайте, сколько бабочек прилетело на цветочки.

Положите столько кружков, сколько у нас бабочек (5)

Сколько кружков нужно убрать, чтобы их осталось 3? (2)

4. РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ:

Ёжик по лесу пошёл

На обед грибы нашёл.

Один под берёзой,

Два - под осиной.

Сколько грибов в плетёной корзине? (3)

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка.

Он нашёл ещё один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашёл грибов? (3)

В класс вошла Аринка,

А за ней Маринка,

А потом вошёл Игнат.

Сколько в класс вошло ребят? (3)

На плетень взлетел петух,

Повстречал там ещё двух.

Сколько стало петухов

У кого ответ готов? (3)

3 яблока. Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

А сколько их останется? (2)

5. СЧЁТ ПРЕДМЕТОВ:

    Сколько в классе девочек?

    Сколько в классе мальчиков?

    Чего в классе по – одному, а о чём можно сказать «много»?

    сколько в классе парт?

    Сколько в классе стульев?

    Сколько парт занято учениками, а сколько свободно?

    Чего в классе больше парт или стульев?

ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Ориентирование в пространстве («Знаете ли вы своего ученика» с.16-18)

Определение ведущей руки.

ЗАНЯТИЕ 5.

1.ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ:

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живёт под крылечком,

Хвост колечком. СО - БА - КА

Положите столько кружочков, сколько звуков в слове собака (6)

Как вы думаете, зачем человек приручил собаку?

Какую работу выполняет собака?

Как вы понимаете слова «Собака- друг человека».

2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПОВТОРЕНИЕ БУКВ.

У У

Кто это пришёл к нам в гости?

Какие буквы спрятались на человечке?

Сколько одинаковых букв встретили?

У-2, О – 3, А-1, Н- 1, С-1.

3. ИГРА НА ВНИМАНИЕ:

Учитель показывает буквы, а дети выполняют движения.

А- прыгнуть

У - хлопнуть в ладоши

О – присесть

Н- руки в стороны

С - встать ровно.

4. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПОСТАНОВКА РУКИ, ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Вася посадил собаку со щенком в лодку и поплыл. Давайте покажем их путь.

1 клетка вправо – 2 клетки вверх- 3 клетки вправо – 4 клетки вниз- 5 клеток вправо – 1 клетка вверх – 2 клетки влево – 2 клетки вверх – 4 клетки вправо.

5. РАБОТА С ЛЕКАЛАМИ. ПОСТРОЕНИЕ И ШТРИХОВКА СОБАКИ.

6. ИГРА « ЕСТЬ ИЛИ НЕТ»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны, опускают руки и кричат «нет»

    Есть ли в поле светлячки?

    Есть ли в море рыбки?

    Есть ли крылья у телёнка?

    Есть ли ключ у поросёнка?

    Есть ли гребень у горы?

    Есть ли двери у норы?

    Есть ли хвост у петуха?

    Есть ли ключ у скрипки?

    Есть ли рифма у стиха?

    Есть ли в нём ошибки?

7. ПОДБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМИ БУКВАМИ,

Вот сколько на «К» я сумею сказать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковёр,

Кладовка, калитка, комод, коридор.

- А какие слова на букву «К» знаете вы?

Ой, хватит! И звук тоже может устать!

А вот что на «Т» ты сумеешь назвать?

(дети называют слова на букву «т»)

Топор, табуретка, тарелка и ложка,

Я, кажется, что-то напутал немножко.

- А какие слова на букву «т» знаете вы?

Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.

А лучше на «С» назову я посуду:

Стакан, сковородка, солонка и …кошка.

А кошка откуда? Залезла в окошко!

Спроси лучше кошку, откуда пришла,

И вся ли посуда на кухне цела?

- А какие слова на букву «С» вы знаете?

- Найдите слова на букву «С» на картинке?

- Сколько звуков в слове « слон»? (4)

- Составьте это слово на наборном полотне.

МАТЕМАТИКА.

1. РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ - ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ».

А какие породы собак вы знаете? (вывесить 6 картинок с изображением собак разных пород)

Положите столько кружков, сколько видите собак на наборном полотне. (6)

Сколько собак нужно убрать, чтобы осталось 4 собаки? (2)

Чего больше кружков или собак?

Как сделать, чтобы было поровну?

Игра «Что изменилось».

2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ:

Что изменилось в лице?

Когда бывает такое лицо?

Построить с помощью лекал человечка и заштриховать его

4. ТЕСТИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕКОТОРЫХ СТОРОН УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Найти домик гномика по заданной тропинке

- «Дорисуй девятое» (котята, геометрические фигуры)

5 ИТОГ ЗАНЯТИЯ.


Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, педагогическом так и в физиологическом плане. Это новые условия жизни и деятельности человека - новые контакты, новые отношения, новые обязанности .

В психолого-педагогической науке проблеме подготовки детей предшкольного возраста уделяли большое внимание психологи, педагоги, философы, и дидакты.

Рассмотренные в отечественной психологии представления о психологической готовности ребенка к школе во многом основываются на сформулированной Л.С. Выготским идее о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе, связывалась автором прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы .

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системой обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники .

Отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." .

Психологи Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности. Данные авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе .

Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. "Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения" .

В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи .

Отечественный психолог Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка .

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности .

Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная "необучаемость", когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность .

Исследование Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым .

С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) - один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее - часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений .

Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства . Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях.

Важность личностной и интеллектуальной готовности к школе подчеркивала Л.И. Божович. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы .

Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.

В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. На развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий. В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.);

коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки) .

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

  • · учебные задачи;
  • · учебные действия;
  • · контроль;
  • · оценку .

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними. Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

Вводные навыки:

  • 1. Речевые знания и умения:
    • - знание букв, умение читать;
    • - звуковой анализ слова;
    • - построение фразы;
    • - словарный запас;
    • - фонематический слух;
    • - звукопроизношение.
  • 2. Математические знания и представления:
    • - счет в пределах 10 (прямой и обратный);
    • - состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
    • - представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
    • - пространственные представления (верх - низ, право - лево).
  • 3. Навыки учебной работы:
    • - посадка за столом (партой);
    • - способ удерживания пишущего предмета;
    • - ориентация на странице в тетради, книге;
    • - умение слушать и выполнять задание педагога;
    • - знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

  • - внимательно ли он слушает взрослого;
  • - выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
  • - старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
  • - задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
  • - признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Обязательной задачей при подготовке детей к школьному обучению является формирование графического навыка.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • - массаж кистей рук;
  • - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • - лепка из глины;
  • - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
  • - выполнение "закручивающих" движений;
  • - специальные упражнения для подготовки руки к письму.
  • - арт-терапия.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур .

При подготовке детей к школе необходимо создать условия для формирования логического мышления.

К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности. Эти обобщения Л.С. Выготский назвал потенциальными понятиями, так как по своей форме они - понятия (дети употребляют те же обобщающие слова, что и взрослые, и правильно используют их), но по своему основанию это - комплексы, они включают внешние наглядные признаки и связи объектов, носят практический и функциональный характер. Для ребенка определить предмет или понятие - значит сказать, что можно делать с этим предметом. Потенциальные понятия (предпонятия) - это наиболее развитая форма комплексного мышления, которую Л.С. Выготский назвал "переходным мостом" к высшей ступени развития обобщений - истинным понятиям .

Отечественные психологи, такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи, и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное) .

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи. Вначале разрозненные, неполные, конкретные, представления становятся все более полными, точными и обобщенными, формируются пока еще простые системы обобщенных представлений об окружающих вещах и явлениях.

По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более обобщенный схематизированный характер. При этом наиболее существенные, значимые свойства и связи выступают на первый план и составляют основное содержание представления; несущественные, второстепенные свойства и случайные связи утрачиваются.

Обобщенный и схематизированный характер представлений дошкольников позволяет широко использовать разнообразные модели и схемы для их обучения и формирования элементарных понятий.

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план групповой комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача воспитателя на данном этапе - научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа впоследствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и других серьезных затруднений в усвоении математики .

В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы детского сада - организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

Большое значение в подготовке детей к школьному обучению придается развитию вербальной и механической памяти.

Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

Также при подготовке детей к школьному обучению нужно способствовать формированию произвольной регуляции деятельности.

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

Причины недостаточного развития произвольности поведения и деятельности у детей этого возраста могут быть разные. Это недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

В качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе выделяют обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве с взрослым усваивать новые знания, поднимаясь, таким образом, на новую ступень умственного развития .

Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Целью обучающего является управление познавательной активностью обучаемого, в результате чего он усваивает знания и методы познания, накопленные человечеством, приобретает умения и навыки. Цель школьного обучения: выработать у обучаемого способность к самообучению, развить его индивидуальность, активное творческое мышление, способности. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что ученику следует не только передавать те или другие познания, "но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания" .

Обучаемость - сложное интегральное психическое качество, которое развивается, прежде всего, в процессе общения ребенка с взрослым в ситуациях стихийного и организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка . Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающими людьми, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. В сензитивные периоды развития дошкольник, постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть.

В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров - произвольности и вербальности - в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации [Кравцова, 2004 г.: - стр. 110-111]. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой дошкольного периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста , [Мухина, - 121-122], [Немов, с. 56-57] содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. При соотнесении образных и вербальных компонентов функций, а также их произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония. При этом характерно то, что вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты психофизиологических функций . Вместе с тем в изменениях вербальных и произвольных компонентов функций в наибольшей степени выражена неравномерность и ускорение темпа нарастания их продуктивности с возрастом. Вывод: развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top