Основные темы поэмы твардовского по праву памяти. «Сочинение отзыв по поэме «По праву памяти. Осмысление эпиграфов к уроку

Основные темы поэмы твардовского по праву памяти. «Сочинение отзыв по поэме «По праву памяти. Осмысление эпиграфов к уроку
09.10.2017

Запрещенная и долгое время считавшаяся антисоветской поэма А. Твардовского «По праву памяти» позволила в свое время советским гражданам по-иному взглянуть на личность И. Сталина и всю его реформаторскую деятельность. Написана она была в начале шестидесятых годов, но опубликоваться смогла лишь в конце восьмидесятых, в 1987 году.

В данной поэме Александр Твардовский в форме монолога высказал все свои личные переживания, связанные с темой памяти. Он погружался в воспоминания, опираясь на факты собственной биографии, заглядывал в будущее, пытался ответить на вопрос «А что будет, если…». Поэтому главного героя, от лица которого ведется повествование, читатели смело могут отождествлять с самим поэтом.

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость - прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны. Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно. А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью - ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

Глава «Сын за отца не отвечает»

Центральная глава в поэме. В ней в полной мере раскрывается трагедия жизни самого Твардовского. Он рос в семье «врага народа». Отец с матерью и младшим сыном из-за сталинских репрессий оказались сосланы в Сибирь, а родной хутор, где вырос поэт, сожгли. Твардовскому, незадолго до этого переехавшему в Смоленск, удалось избежать этой участи. Но совесть он успокоить не смог - не так-то просто отказаться от своей семьи.

Разлука с родными, потеря отчего дома - все это выливается на страницы второй главы поэмы под названием «Сын за отца не отвечает». Это знаменитая фраза Сталина, произнесенная им в 1935 году - пример неприкрытого политического обмана. Твардовский пытается понять, в чем виноват «сын кулака», за что он должен страдать? И почему его вождь, «отец народа», главный идеолог страны так ненавидит таких как он, делая их жизнь в советском обществе невыносимой?

Также поэт стремится разгадать, отчего Сталин был так любим своим народом. Многие репрессированные верили, что стоит ему только самому взяться за дело, лично прочесть письмо в Кремле, и вся несправедливость тут же исчезнет, а приговоры будут отменены. Крестьяне без земли становились рабочими и рукоплескали, хотя в реальности радоваться было нечему. Отныне они были обречены на тяжелейший труд, скитания и бедность.

Измученная душа Твардовского уже размышляет об ответе. Неужели сын кулака не вправе побороться за справедливость? Неужели он не в силах ответить за своего отца, честного, добросовестного работника? И почему он должен от него отказываться?

О памяти

События данной главы опираются на реальные исторические факты. Во второй половине шестидесятых годов в СССР развивалась активная кампания, направленная против сталинизма. Все, что так тщательно скрывалось, было выплеснуто в народ: информация о жесточайших репрессиях, указах, законах, направленных против людей.

Третья глава оправдывает свое название. Здесь поднимается тема исторической памяти. Твардовский настаивает на том, что современная молодежь должна обнаружить настоящую правду. История без прикрас страшна, но знать ее обязан каждый. Хотя люди ревниво прячут прошлое своей страны, власть старается скрыть его. Поэтому новое поколение, погрязшее в неведении и забывшее свои корни, не может надеяться на безоблачное будущее.

Завершая свой монолог, Твардовский пишет, что человеческая память - это великий дар. Как можно добровольно отказаться от нее? Пока мы помним заслуги наших отцов, они остаются живы. Умирают они только тогда, когда мы о них забываем.

Краткое содержание поэмы Твардовского «По праву памяти» предоставлено Анастасией Трофимовой.

Жизнь А. Твардовского пришлась, пожалуй, на самые трагические годы в истории русского народа. Он прошел «со своим народом» всю войну, на его глазах страну захлестнули сталинские репрессии, пережил поэт годы хрущевской оттепели. Он стал одним из самых значительных поэтов, писавших о Великой Отечественной войне. Еще во время войны Твардовский создает поэму «Василий Теркин» и многочисленные стихотворения, написанные прямо на фронте. В годы хрущевской оттепели Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», где мужественно отстаивал право на публикацию произведений А. Солженицына, Б. Можаева и других талантливых писателей, которые пытались в своем творчестве осмыслить страшные уроки недавней советской истории. В 1966- 1969 годы Твардовский предпринимает попытку такого переосмысления в поэме «По праву памяти»…

Поэма была создана в 1963- 1969 годах, а напечатана только в 1987 году. В ней поэт попытался переосмыслить время сталинизма, разобраться в том, что происходило тогда в стране. Ведь Сталин был кумиром поколения, и одновременно в стране царило беззаконие, по масштабам сопоставимое только с ужасами фашизма. Твардовский, человек бескомпромиссный и честный, считал, что неправильно замалчивать эти черные страницы нашей истории, необходимо предать их гласности, осмыслить эти события. Он ставил целью нравственное очищение поколения той эпохи. В декабре 1963 года, окончив поэму «Теркин на том свете», Твардовский записал в рабочих набросках:

…Недосказал. Могу ль оставить
В неполноте такую речь,
Где что убавить, что прибавить —
Так долей правды пренебречь.
Безостановочна планета,
Годам и дням ведя отсчет.
Недосказал — и горя нету…
Нет, недосказанное жжет.

Первоначально поэт собирался добавить «недосказанное» как главу к поэме «За далью — даль». Затем главы сложились в самостоятельное произведение, получившее название «По праву памяти», — последнее, итоговое произведение поэта. Поэма вобрала в себя настроение и мотивы поэта, которые Твардовский планировал воплотить в автобиографи ческой пьесе «Пан», затем хотел , но все-таки создал поэму. Он торопился рассказать о наболевшем:

…Не те уже годочки —
Не вправе я себе отсрочки
Предоставлять. Гора бы с плеч —
Еще успеть без проволочки
Немую боль в слова облечь.

Главная тема поэмы «По праву памяти» — покаяние. Проблема памяти перерастает здесь в проблему ответственности перед будущими поколениями за нежелание разбираться в прошлом: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Мы не в праве забывать свое страшное прошлое, потому что оно касается всех нас, даже тех «непосвященных», кто не был свидетелем событий: А к слову — о посвященных:

Где взять их? Все посвящены!
Не по отметкам и рубцам,
Так мимоездом, мимоходом,
Не сам,
Так через тех, кто сам…

События тех лет имели такое огромное влияние на судьбу всего народа, что забвение их — самая страшная ошибка, которая может привести к трагическим последствиям. Тема преемственности, связи поколений находит очень сильное звучание в поэме. Она построена как взволнованный монолог, исповедь о том, что «душу жжет». Первая глава поэмы «Перед отлетом» — воспоминания автора о своей юности, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу.
Что проще может быть:
Не лгать. Не трусить,
Верным быть народу.
Любить родную землю-мать,
Чтобы за нас в огонь и в воду.
А если что — и жизнь отдать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни. В этой главе между строк возникает предзнаменование суровой исторической реальности, траги- ческих конфликтов эпохи.
Вторая часть поэмы называется «Сын за отца не отвечает». Само это название воспроизводит распространенный официальный штамп сталинского времени. Времени, когда детей принуждали отказываться от родителей; когда отец доносил на сына, а сын на отца, — времени всеобщего страха. Вопреки сталинской формуле (сын за отца не отвечает), в те годы уже появилось и другое выражение — «враг народа»:

Пять ровно слов… Но год от года
На нет сходили те слова,
И званье сын врага народа
Уже при них вошло в права.

Сам Твардовский вначале 30-х годов волей системы был поставлен в ту самую неразрешимую ситуацию, которую он описал во второй главе поэмы. В 1934 году он был отчислен с третьего курса института как «сын кулака»:

А как с той кличкой жить парнишке,
Как отбывать безвестный срок, —
Не понаслышке,
Не из книжки
Толкует автор этих строк.

Читая поэму, мы ощущаем теперь всю глубину трагического чувства, пережитого Твардовским. Это не вина в обычном смысле слова, а великая историческая трагедия обернулась личной бедой для него, как и для многих других людей его поколения. Боль Твардовского понятна: отец его был большой труженик (вспомним описание мозолистых рук отца в поэме), обладающий смекалкой и жизнестойкостью. Он был раскулачен не столько за свое крепкое хозяйство, нажитое нелегким трудом, сколько за экстравагантное поведение: носил шляпу, чуждался других крестьян, относясь к ним несколько высокомерно, был женат на дочери дворянина- однодворца (разорившегося).

Пострадала при этом вся семья. Детям «врагов народа» приходилось нелегко:

И за одной чертой закона
Уже равняла всех судьба:
Сын кулака иль сын наркома,
Сын командарма иль попа…
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей.
И все, казалось, не хватало
Стране клейменных сыновей.

Вот почему Твардовский, долгое время вынужденный скрывать свое происхождение от окружающих, возмущен фразой Сталина:

Сын за отца не отвечает.
С тебя тот знак отныне снят
…Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов,
Что он простил тебе отца
Родного…

Твардовский не хочет отрекаться от отца на самом деле, не хочет использовать дарование стать «непомнящим родства». Кроме того, высказывание Сталина было только красивым жестом, на деле ж ничего не изменилось, отношение к детям «врагов народа» в стране осталось прежним. Сталин хотел воспитать человека, для которого государство важнее семьи, идеалы социализма — личного счастья. Твардовский подчеркивает, что отказ от родства — самое подлое предательство:

Ясна задача, дело свято, —
С тем — к высшей цели — прямиком
Предай в пути родного брата
И друга лучшего тайком.
И душу чувствами людскими,
Не отягчай, себя щадя.
Эпоха требовала подавления личного во имя государственного:
Забудь, откуда вышел родом,
И осознай, не прекословь:
В ущерб любви к отцу народов —
Любая прочая любовь.

Искренне поверив в новые святыни, молодое поколение оказывалось под угрозой нравственного самоуничтожения:

И лжесвидетельствуй во имя,
И зверствуй именем вождя.

Трагическое положение личности порождало ее трагическое раздвоение: с одной стороны, люди верили в идею, были преданы идеалам социализма; с другой — жестокость воплощения идеи вступала в конфликт с их совестью, порождая сомнения: а все ли правильно происходит при строительстве нового общества? Эти переживания близки автору, он сам из таких людей, искренне веривший в идеалы социализма и пострадавший при их воплощении в жизнь. Поэтому неоднозначно отношение поэта к «вождю народов». В последних поэмах Твардовского образ Сталина — один из центральных и самый изменчивый. То он — мудрый и надежный корм- чий «на многомощном корабле» (цикл 1951- 1953 гг. «О Сталине»), то создатель грандиозной бюрократической машины, творец беззаконий и собственного культа, то, наконец, тиран, извративший социализм и посягнувший на саму природу человека. Эта эволюция связана не только с изменениями курса страны, позволившими говорить поэту правду о «великом кормчем», но и с эволюцией отношения Твардовского к Сталину, с личной судьбой поэта. Твардовский считает, что за нежеланием открывать правду о жестокостях сталинизма скрывается страх перед собственным народом, а ведь с народа спросят потомки, его будут судить судом поколений, судом истории:

Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Поэт уверен, что необходимо рассказать потомкам правду о прошлом и этим нравственно очиститься:

Зато и впредь как были — будем, —
Какая вдруг ни грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.

Тема покаяния — основная в поэме «По праву памяти». Каждый человек несет ответственность перед своим прошлым и прошлым своего народа. В поэме звучит мысль о врожденной связи со своей историей, о невозможности лукавить и притворяться «перед лицом ушедших былей».

21 февраля 2018

Произведение «По праву памяти» правдиво рассказывает о тяжелом времени. В нем явственно слышатся отголоски прошлого, страшная участь, которую уготовил своим детям «отец народов». Поэма Твардовского родилась как акт протеста и даже своим названием взорвала страшное молчание, которое покрывало преступления сталинского режима.

История создания

Со времени написания произведения и начнем целостный анализ «По праву памяти». Написано оно было в 1966-1969 годы. Автор пытается опубликовать свое творение на страницах «Нового мира». Но цензура настойчиво не пропускает поэму к печати. Критика Сталина в эти годы сменилась полным забвением и умолчанием. Твардовский так и не увидел поэму в печати. Новое произведение задумывалось как дополнение к работе «За далью - даль». Позже оно стало самостоятельным. Как покажет детальный анализ по главам, «По праву памяти» Твардовского - это произведение, которое отразило реакцию автора на политическую обстановку 60-х годов.

Публикации «Нового мира» приобретали явный оппозиционный характер. В 1968 году советские танки появились на улицах Праги, и в тетради Твардовского появилась запись: «Как в 45-м нас встречала Прага, и как встречает в 68-м». Писатель осудил эту акцию и не поставил подпись под письмом к чехословацким писателям. Это поступок с большой буквы - гражданский, человеческий. Но у чиновников это вызвало раздражение, и они буквально ополчились на журнал и главного редактора. Почему опубликовать эту поэму в те годы было немыслимо, покажет детальный анализ. «По праву памяти» - работа, которая была опубликована в журнале «Знамя» лишь в 1987 году.

Жанровые и композиционные особенности

В произведении три части, которым предшествует небольшое вступление. Многие литературоведы называют произведение Твардовского триптихом. Так же в процессе работы его называл и сам автор. Журнал «Знамя», опубликовавший впервые эту поэму, определил ее жанр, как лирическая поэма. В окончательном варианте обозначение «триптих» было снято, и частям поэмы были даны заголовки. Это подчеркивает сюжетно-психологическую составляющую произведения Твардовского «По праву памяти». Анализ по главам, который мы сейчас рассматриваем, покажет, что эмоциональный подтекст поэмы очень глубок. Это исповедь-покаяние, обращение, обвинение. Цельность поэме придает сам автор и монологическая форма повествования. Произведение открывается вступлением, в котором выражается жизненное кредо писателя.

Первая часть

Продолжим анализ «По праву памяти» Твардовского и рассмотрим первую главу произведения. В ходе работы над поэмой автор решил включить сюда эпизод отъезда из родного дома, фрагмент, который под названием «На сеновале» появился еще до публикации произведения. Это стихотворение и составило первую часть «Перед отлетом».


Писалось оно как обращение к другу юности и создавало атмосферу доверительности, когда ведутся разговоры о самом сокровенном. Автор точно передает чувства юности - надежды и устремления молодых героев. Двое деревенских юношей полны надежд и собираются в путь, «кидая наше захолустье». Ими движут высокие помыслы - «мы жили замыслом заветным», юношеский максимализм - «неведом сомненья дух» и романтическая мечта - «мы сами ждали только счастья».

Вторая часть

Анализ поэмы «По праву памяти» по главам продолжим словами, которые «обронил в кремлевском зале» Сталин, и они были восприняты многими людьми как избавление от «несмываемой метки» - «сын за отца не отвечает». Вторая часть произведения называется так же. Слова «отца народов» оказались обманом, и Твардовский отображает, как аморальны и бесчеловечны эти слова «для виновных без вины».


Повторяясь, они приобретают совершенно новое эмоциональное и смысловое значение в произведении «По праву памяти». Анализ показывает, что ровно в пять слов автор вписывает судьбы крестьян, искалеченных «великим переломом», целые народы, брошенные в изгнание, судьбы людей, которым пришлось оплатить вдвойне просчеты «великого полководца».

Третья часть

Продолжаем анализ «По праву памяти» Твардовского. Последняя глава поэмы «О памяти» передает мысли автора и мотивы, заявленные в ее названии: «забыть велят безмолвно». Она написана в свободной манере. В ней автор поднимает много вопросов: отголоски споров, которые велись в редакции «Нового мира», когда они отстаивали право литературы - говорить правду. «Забыть велят и просят - память под печать». Все строки текста создают целостное представление и построены на мироощущении автора, который ясно выражает свою позицию. «Все знают все; беда с народом!» Твардовский меряет все высшими для него критериями - «правдой сущей», «памятью правдивой» и совестью. Ключевыми словами третьей части являются: быль, правда, память, боль.


Как показал анализ «По праву памяти», слова Твардовского говорят каждому, что за свое время отвечаем только мы, и каждый из нас в долгу перед прошлым. Какой бы ни была правда горькой, и как бы ни хотели ее «в забвенье утопить», каждый должен знать правду, чтобы уберечься от повторения страшных и преступных ошибок. Поэтому поэт меряет все «памятью правдивой», поскольку без нее сопричастности к жизни не бывает. За героем произведения стоит поэт-гражданин, который учит нас высокой нравственности, милосердию и гражданственности. Быть теми людьми, которые «не прячут глаз».

За несколько месяцев до начала работы над поэмой «По праву памяти» А. Т. Твардовский писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни». Поэма «По праву памяти» — исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы («Перед отлетом») автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге, с которым они наивно мечтали и верили в будущее:

Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать.

Не предполагали уверенные в себе оптимисты, что не только счастья следовало ждать от жизни.

В этой главе возникает лишь предощущение суровой исторической реальности, трагических конфликтов эпохи. Эти конфликты во всей своей масштабности разворачиваются в главе «Сын за отца не отвечает». В этой главе выражена не только личная боль поэта — сына «врага народа». В этой главе поэт парадоксально поворачивает разными гранями знаменитую сталинскую формулировку «Сын за отца не отвечает». Она всегда интерпретировалась как некий спасательный круг, который сердобольный и справедливый вождь бросал несчастным изгоям, запятнанным родством с «врагами народа». Но поэт гордо отвергает такую подачку, он не собирается получать право на благополучие ценой предательства отца, ему представляется более резонным совершенно противоположный выбор:

А вдруг тот сын (а не сынок!). Права такие получая, И за отца ответить мог?

И в самом деле, он берется отвечать за своего отца, отвечать — в смысле защищать, заступаться. И сын отвечает тем, что отстаивает человеческое достоинство отца.

И делает это художнически — он создает пластически зримый образ великого труженика-крестьянина. Вот, например, описание рук отца:

Те руки, что своею волей Ни разогнуть, ни сжать в кулак: Отдельных не было мозолей Сплошная — подлинно кулак!

Мысль об ответственности за отца органично ведет за собой мысль об ответственности за все, что происходит в стране, об общей вине. Теперь уже поэт не ищет никаких оправданий себе и всем, кто если и не участвовал в злодеяниях сталинского режима, то молчаливо присутствовал при них. Расплатой становятся неизбывные нравственные муки:

И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.

Этим тайным судом совести, считает А. Твардовский, судит себя каждый порядочный человек, переживший те времена.

Третья глава «О памяти» является итогом раздумий поэта о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на долю. Главная мысль в ней — мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память — это отказ от ответственности, от покаяния и искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить Живую быль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль — забыть!

Поэт готов в одиночку, против всех, отстаивать право на память, потому что, если не помнить прошлого, оно может повториться:

Кто прячет прошлое ревниво. Тот вряд ли с будущим в ладу.

На долю А. Твардовского выпали трудные времена.

Он пережил и перестрадал тридцатые и сороковые, послевоенные годы, время хрущевской «оттепели». Огромный и трудный мир открыл он читателю в своих поэтических произведениях. Поэма «По праву памяти» — исповедь поэта, в которой он излил все, что «жило, кипело, ныло в его душе.

Анализ поэмы Твардовского «По праву памяти»

Другие сочинения по теме:

  1. На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты — тени этих...
  2. Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» еще не подвергались сопоставительному анализу в твардовсковедении. И это не случайно....
  3. Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется «По праву памяти». Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло...
  4. Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что...
  5. В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в...
  6. Сам Твардовский писал о себе, что он «не чудо особой, избранной судьбы», что жизнь его «ничем не обделила, ничем в...
  7. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался...
  8. С военным сюжетом связана поэма, получившая название «Теркин на том свете». Она вышла в свет только в 1963 г., хотя...
  9. Небольшая поэма «Соловьиный сад» принадлежит к числу наиболее совершенных произведений Блока. Не случайно Блока часто называли певцом «Соловьиного сада». В...
  10. В пехотной роте — новый парень, Василий Теркин. Он воюет уже второй раз на своем веку (первая война — финская)....
  11. Твардовский, безусловно, не мог знать этих слов, когда писал «Своеобразие поэмы Твардовского «Муравия, старинная Муравская страна»», но как не случайно...
  12. Рассказ о революции поэт завершает эпизодом трудового субботника. Эта, 8-я, глава наиболее агитационна. В стиле агитки написана концовка главы: «Дяденька,...
  13. Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол...

Эпиграфы:

Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой

А.Твардовский

Память активна. Она оставляет
Человека равнодушным, бездеятельным.
Она владеет умом и сердцем человека.
Память противостоит уничтожающей силе
времени. В этом величайшее значение
памяти.

Д.С.Лихачев

Цели урока:

  • Раскрытие творческой истории поэмы, её судьбы, определение жанровых особенностей и идейного содержания поэмы «По праву памяти», обращение внимания учащихся на жизненные реалии 30-40-х годов 2щ века и их осмысление Твардовским.
  • Раскрытие образа Сталина, развенчание его культа в поэме, определение темы «пяти слов», её движения, развития; выявление исповедальных и биографических мотивов в поэме, жизненного и поэтического кредо Твардовского.
  • Выразительное чтение отдельных фрагментов, смысловой и стилистический комментарий к тексту, работа над ключевыми словами поэмы, выявление афоризмов и фразеологизмов.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

2. Осмысление эпиграфов к уроку

Обратимся к эпиграфам урока. Одним из них являются слова академика Д.С.Лихачева. Как вы понимаете его слова, что «память активна»? Разделяете ли вы это утверждение? Убеждает ли поэма Твардовского в справедливости мысли Д.С.Лихачева?
Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку взяты и слова Твардовского «Я жил…»? Что мы можем сказать о позиции поэта, судя по этому поэтическому заявлению?

3. Беседа по вопросам

Учитель: Обратите внимание на время создания и время появления поэмы в печати. О чем это говорит? Почему поэма не была напечатана при жизни Твардовского?

Ученик: Поэма «По праву памяти» датируется 1966-1969 годами. А.Твардовский предпринимает настойчивые попытки опубликовать её на страницах руководимого им журнала «Новый мир». Но цензурное управление – Главлит – настойчиво задерживает публикацию произведения.
Широкая критика культа личности Сталина в 1956-1964 годах, когда обнажались не только «ошибки», но и «злодеяния», «преступные действия» «вождя народов», сменилась во второй половине 60-х годов умолчанием, забвением, негласным запретом процесса демократизации. Поэтому Твардовский и не увидел свою поэму в печати. Поэма предстала перед читателями лишь после смерти автора, в 1987 году.

Учитель: В тех обстоятельствах решительное обращение к теме преступлений сталинского режима имело ясный политический смысл – это было слово открытого и резкого протеста.

Учитель: Давайте вспомним историю создания поэмы? Каким планировалось новое произведение? И каким оно получилось?

Ученик: Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».
Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов.

Учитель: Расскажите подробнее о той обстановке, в которой приходилось работать Твардовскому.

Ученик: Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года):

Что делать мне с тобой, моя присяга,
Где взять слова, чтоб рассказать о том,
Как в сорок пятом нас встречала Прага,
И как встречает в шестьдесят восьмом.

Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.

Учитель: Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников литературы, недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты – целый щедринский мир – ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил Твардовский, – что я упираюсь в резиновую стенку».
Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987 году в журнале «Знамя».

4. Поэма «По праву памяти»: чтение, обсуждение, анализ

Учитель: А теперь обратимся непосредственно к поэме. Какие основные темы вы выделили в этом произведении?

Ответы:

– тема раскаяния и личной вины человека;
– тема памяти и забвения;
– тема исторического возмездия;
– тема «сыновней ответственности».

Учитель: Что представляет собой композиция поэмы?

Ученик: Поэму А. Твардовского «По праву памяти» называют многие литературоведы триптихом. В ней три части – «Перед отлётом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти», которым предшествует небольшое лирическое предисловие.

Ученик: Поэма «По праву памяти» представляет собой трехчастную композицию. Автор в процессе работы называл её то триптихом, то (чаще всего) стихотворным циклом. Журнал «Знамя», которому было дано право первой публикации, счел возможным так определить её жанр: «вполне очевидно, что перед нами – лирическая поэма». И сам автор, видимо, склонялся к такому определению. В окончательном варианте, подготовленном им самим к печати, снято обозначение «триптих», даны заголовки частей. Это подчеркивает цельность и единую сюжетно-психологическую линию произведения.

Учитель: Итак, перед нами лирическая поэма, представляющая собой трёхчастную композицию. Глубок её эмоционально-психологический подтекст. Это исповедь – обращение, исповедь – покаяние, исповедь – обвинение. Презрев запрет, Твардовский говорит о том, что «душу жжёт». В стихах звучит то лирическая интонация, то они становятся публицистикой, то в размышления нравственного характера вплетаются жизненные реалии. Цельность поэме придаёт личность самого автора, монологическая форма повествования.
Открывается это произведение поэтической декларацией, в которой выражено жизненное кредо Твардовского. Прочитайте эти строки. … Для Твардовского память и правда – понятия-синонимы. Мысль, во власти которой находился поэт, не раз звучала в его стихах.

Часть 1 «Перед отлётом»

Учитель: Каким настроением проникнута первая глава поэмы?

Ученик: В ходе работы над поэмой у Твардовского появилась мысль включить в неё мотив отлёта из родного гнезда, то есть тот уже опубликованный фрагмент, который появился до публикации поэмы, как самостоятельное произведение под заголовком «На сеновале». Стихотворение «На сеновале» и оставило первую часть поэмы – «Перед отлётом». Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о самом сокровенном.

Учитель: А как переданы чувства юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев»?

Ученик: Двое друзей, деревенские юноши, собираются в путь, они полны надежд, мечтаний. Их духовный облик раскрывают высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта. Подтверждает цитатами.

Учитель: Почему при чтении этой светлой главы вдруг возникает ожидание беды? Как заражает нас поэт своей тревогой?

Ученик: Есть строки, которые настраивают читателя на тревожный лад. Зачитываются.

Часть 2 «Сын за отца не отвечает»

Учитель: Эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. И эти слова неоднократно повторяются в этой части поэмы. Почему?

Ученик: Вторая часть озаглавлена теми сталинскими словами, которые в 30-е годы были восприняты и самим поэтом, и множеством людей такой же судьбы как нежданное счастье, избавление от «несмываемой метки». Но это, во-первых, оказалось обманом. И, во-вторых, поэт показывает, как бесчеловечны, аморальны были эти слова. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

Учитель: Какие мотивы вписывает Твардовский в тему «пяти слов»?

Ученик: В тему «пяти слов» Твардовский вписывает разные трагические мотивы:

– судьбы крестьянства, переломанные «великим переломом»;
– судьбы целых народов, брошенных в изгнанье;
– судьбы тех, кому просчёты Главнокомандующего пришлось оплатить вдвойне.

Цитатами подтверждается сказанное.

Учитель: Горестным изумлением перед масштабами бедствия, постигшего народ, страну, звучит это обращение к родине-матери. Но о трагедии народа Твардовский знал не понаслышке.
Рассказ учащегося: «Великий перелом» разметал по белому свету семью Твардовских. В тайге Северного Урала оказались отец, мать, четверо младших детей. Неизвестна была судьба старшего брата Константина. В стихотворении «Братья» поэт вопрошал: «Где ж ты, брат? // На каком Беломорском канале?»
Судьбу наших военнопленных разделил младший брат поэта Иван, оказавшийся после войны в лагере на Чукотке. И к нему можно отнести слова: «Из плена в плен – под гром победы/ С клеймом проследовать двойным».
Ф.Абрамов в своих воспоминаниях о Твардовском так пишет об истоках его личной трагедии: «Все бури века нёс в себе… Не говорю о том, что раскулачена семья, а он один на свободе. Прославленный поэт, а брат в лагерях? До 53-го года. Отец великого поэта четыре года жил под чужим именем»
Эта запись Ф. Абрамова перекликается с признанием самого поэта, носившего в себе вину перед отцом и особенно перед любимой матерью: «У меня как бы две биографии: репутация народного поэта и наследственное клеймо классового врага». «Сын кулака» – это клеймо значилось в анкетах, которые заполнял Твардовский. Он носил его больше двадцати лет.

Учитель: Найдите в тексте поэмы строки, подтверждающие переживания Твардовского.
Зачитываются строки.

Учитель: Каким запечатлен во второй части поэмы «отец народов»?

Ученик: Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в поэме крупно, бескомпромиссно. Зачитываются отрывки.

Учитель: В черновиках поэмы Твардовский отобразил портретные черты «судеб вершителя земного»:

…руки у него
Как рачьи скрючены клешни
Сплошной мозолью точно пятки (пастуха)
Покрыты были и не по росту
Крупны, окалиной обожжены.

Подумайте, почему строки, содержащие описание наружности «вождя», поэт не включил в основной текст поэмы?

Учитель: Как рисует Твардовский судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства? Какая в портрете отца значится деталь?

Учитель: Какие мысли рождают финальные строки главы?

Часть 3 «О памяти»

Учитель: «О памяти» – глава особая. Она синтезирует авторские мысли, мотивы, заявленные в её названии. Глава полемична. Твардовский спорит с теми, кого называет «молчальниками». Найдите эти строки.

Учитель: Размышление Твардовского о забвенье и памяти завешается твердо высказанным убеждением. Каким? Прочитать.
В какой манере написана последняя глава?

Ученик: Глава «О памяти» написана в свободной, «разговорной» манере. Много риторических вопросов. Это отголоски тех споров, которые вел редактор «Нового мира», отстаивая право и обязанность литературы говорить правду. Весь строй стихотворного текста создает целостное представление о мироощущении поэта. Он ясно и бескомпромиссно выражает свою позицию.

Учитель: Как мы видим, автор стремится всё мерить высшим для него критерием – совестью, правдой, памятью. Обратите внимание на емкие, меткие определения к ключевым словам ПАМЯТЬ, ПРАВДА, БЫЛЬ, БОЛЬ. Прочитайте их. Какие поэтические обороты, с вашей точки зрения, являются афоризмами?
– Какие фразеологизмы использует автор в главе «О памяти»?
– О чем говорит такое широкое использование автором афоризмов и фразеологизмов?

5. Заключительное слово учителя

Прочитав поэму А.Твардовского, мы убедились: все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за своё время. Но не бывает ответственности без чувства памяти, сопричастности жизни. Мы должны знать правду, какой бы горькой она не была. Память, убеждает нас поэт, должна уберечь от повторения страшных ошибок.
За лирическим героем поэмы встает образ поэта-гражданина. Он учит нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учит быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза».


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top