Смелость героев война и мир. Литературные аргументы: проблема героизма. Братья Стругацкие «Пикник у дороги»

Смелость героев война и мир. Литературные аргументы: проблема героизма. Братья Стругацкие «Пикник у дороги»

Транскрипт

1 АРГУМЕНТЫ к сочинению из романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

2 1 Проблема лицемерия. Проблема карьеризма. Проблема духовной пустоты Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы».

3 У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

4 Элен Курагина никогда никого не любила, сердце её мёртво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, это у неё сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разлад и зло, что у неё нет сердца, есть только низменные инстинкты. Низость её поведения с Пьером, связь с Долоховым и Борисом Друбецким, некрасивая её роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере всё создаёт облик развратной и расчётливой светской красавицы. О Курагиных говорит Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

5 2 Проблема потребительского отношения к жизни, стремления к наживе. Проблема цели и средств её достижения. Проблема ложных ценностей жизни Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

6 3 Проблема настоящей жизни. Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Например, Наташа Ростова - олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное).

7 Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

8 4 Проблема истинного и ложного героизма Как отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»? Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

9 Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике нет ничего героического. Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения. Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев.

10 5 Лжегероизм Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: «Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно». К лжегероям относится и Долохов, для которого война способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

11 Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

12 Стремясь к славе, князь Андрей совершает подвиг во время Аустерлицкого сражения. Со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

13 Раненый Болконский видит перед собой Наполеона и понимает, что не может быть велик человек, который повинен в смерти тысяч людей. Понимает, что прежнее его стремление к славе ничтожно: «И так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы». Так приходит разочарование в Наполеоне, понимание ничтожности подвига, совершённого во имя личной славы.

14 6 Проблема нравственного прозрения. Проблема обретения истины. Проблема способности человека к отказу от ошибочных представлений о жизни. Проблема влияния природы на человека Перед глазами князя Андрея раскрывается чистое высокое небо - символ истины: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба".

15 Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном.) Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

16 7 Проблема поиска смысла жизни. Проблема цели жизни (Какую цель должен ставить перед собой человек?) У Пьера Безухова и Андрея Болконского общая цель открыть смысл жизни человека и человечества в целом. Путь сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф для них есть путь самопознания и одновременно путь к другим людям. Пьер проходит большую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его путь к народному миру, к истине.

17 8 Проблема нравственного самоусовершенствования. (Должен ли человек бороться с собственными недостатками? Должен ли человек работать над собой?) Путём заблуждений, ошибок, горьких разочарований он ищет своё место в жизни. Уже в 1 части 1 тома становится ясно, что внутренние побуждения Пьера и объективный результат его поступков противоречат друг другу. Например, давая слово Болконскому, что он перестанет общаться с компанией Курагина и Долохова, он тут же, нарушая своё обещание, отправляется в эту компанию и участвует в кутежах, сам страдая от этого противоречия. Испытание богатством и праздной жизнью приводят его к ещё одному заблуждению женитьбе на Элен Курагиной. Ослепление Пьера наружной красотой Элен при невнимании к её душевной пустоте показывает победу в нём чувственного начала над духовно-нравственным. Он считает себя виноватым в том, что женился не любя, что солгал, сказав Элен: «Я вас люблю». Он виноват в том, что связал себя с чуждым ему миром.

18 Пьер борется с внутренними пороками (дневник Пьера). Стремится изменить жизнь своих крестьян, для чего совершает поездку в Киевскую губернию. Деятельность его не приносит результата, потому что, как пишет автор, «Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело». Вся эта деятельность приносит ему глубокое удовлетворение, о чём он говорит Андрею Болконскому в сцене встречи на пароме: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу для других, только теперь я понял всё счастье жизни».

19 9 Проблема вины. Проблема раскаяния Видя «мёртвое укоризненное лицо жены», Болконский вдруг понимает, что был жесток и несправедлив к жене, требовал от неё больше, чем ей было дано. Сознавая свою вину, он чувствовал, что в душе его чтото оторвалось. Князь Андрей осуждает в себе холодного, гордого человека, и это новая ступень в нравственных исканиях героя.

20 10 Проблема истинной дружбы Андрей Болконский вернулся с войны домой, готовый к «миру», а на него обрушилось горе смерть жены и то, что он чувствовал себя виноватым. Теперь у него «потухший, мёртвый взгляд». Он погружается в заботы о сыне и принимает решение никогда больше не служить в армии. «Я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя», - говорит он Пьеру. Встреча с Пьером помогла ему вернуться к жизни. Он вновь видит небо, появляется желание жить полной жизнью, наслаждаться ею.

21 «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Есть в разговоре этом абсолютная ценность, независимая от каких бы то ни было будущих результатов, утрат, поражений, минуты захватывающей интенсивности и полноты человеческого общения, тонкое взаимодействие мыслей и душ, открытый между ними обмен. Стоя на пароме при переезде из одной деревни в другую, два человека, забывшие обо всем, решают вечные жизненные вопросы.

22 11 Проблема единства человека с природой Толстой говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами (руки, пальцы, старые болячки). Князь Андрей отождествляет себя с больным деревом (звучат местоимения «мы», «наше»). «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья». «Внутренние монологи у Толстого произносят не только люди, но и деревья. Знаменитый дуб, с которым дважды встречается Андрей Болконский, - подтверждение этому. «Весна, и любовь, и счастье! как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам». Происходит духовное сближение князя Андрея с дубом, сближение двух миров человека и природы. Один у края дороги; другой на краю ещё не прожитой жизни».

23 Мысли князя Андрея при виде дуба

24 Эпизод лунной ночи в Отрадном. Наташа Ростова живёт эмоциями, чувствами, ей легко, поэтому она испытывает желание, сев на корточки и обхватив колени, полететь. Слияние с природой окрыляет её и «приподнимает» Болконского навстречу весне. Благодаря Наташе и ему теперь «легко». Гармоничная связь с природой дарит Наташе ощущение счастья.

25 12 Проблема отношения к стареющим близким людям. Проблема взаимоотношений людей разных поколений Многие эпизоды романа говорят о том, как деспотичен и строг с дочерью старый князь Николай Болконский, по-своему любящий ее и желающий ей добра. Он стремится дать дочери серьезное образование, сам давая ей уроки. Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства. С особой силой твердость и сила характера этой скромной, застенчивой девушки обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года. Когда компаньонка-француженка пообещала княжне Марье, оказавшейся в трудном положении, покровительство своих соотечественников, она перестала общаться с ней и выехала из Богучарова, так как ее патриотическое чувство было оскорблено. Когда с отцом ее делается удар, княжна Марья преданно ухаживает за ним

26 Погибает Петя, брат Наташи Ростовой. Мать едва не сошла с ума, и Наташа все время проводит вместе с ней. «Она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала в кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокаивал графиню». Графиня после гибели сына из цветущей жизнерадостной женщины превратилась в старуху. Наташа трогательно заботится о матери. Девушка находит в себе силы, чтобы во всем помогать ей. Любовь к матери заставляет Наташу внутренне собраться. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь». Наташа не жалеет себя, отдает все свои силы, с готовностью идет на жертвы ради тех, кого любит.

27 13 Проблема патриотизма Старый князь Болконский собирает ополченцев, вооружает их, готовясь защищаться до последнего. И только болезнь остановила его (парализованного, его отвозят в Богучарово). Он испытывает боль за Россию: «Погибла Россия! Погубили!» Княжна Марья в тяжёлую минуту жизни, связанную со смертью отца, едина в своих патриотических настроениях с отцом, с братом, с русскими людьми. Она отказывается от предложения Бурьен сдаться на милость французам, потому что «она чувствовала себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея».

28 Ростовых отличает искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свой дом, как и многие жители. В сцене отъезда Ростовых когда по настоянию Наташи подводы будут отданы раненым, а имущество будет оставлено; опять проявляется общее чувство (мы не немцы какиенибудь).

29 Андрей Болконский отказывается от службы в штабе. Он уже не стремится попасть в высшие сферы. Теперь он твёрдо знает, что судьба Родины решается не там. Князь Андрей остаётся среди самых нужных на войне людей солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не беспокоят его. Единение солдат, ополченцев в белых рубахах, офицеров и главнокомандующего мы видим в сцене молебна, где звучит клятва верности русской земле.

30 14 Проблема героизма Через описание панорамы Бородинского сражения Толстой раскрывает величие битвы и бесчеловечность войны. В центре описания сражения даны сцены на батарее Раевского. Эти люди заняты обычным делом. Толстой показывает их незаметный героизм как тяжёлую работу на войне. Их объединяет дружба, братство, умение защищать Родину, поддерживать шуткой друг друга, серьёзная деловитость. Под влиянием общих действий солдат этой батареи и Пьер становится помощником в общем деле, сближается с народом, и тот признаёт в нём своего («наш барин»). Пьер преклоняется перед солдатами, потому что они просты и не говорят попусту, а делают дело. Эта простота, с которой русские солдаты совершают бессмертные подвиги, вызывает благоговение Пьера.

31 15 Проблема прощения (Нужно ли прощать тех, кто обидел тебя? Нужно ли прощать врага?) Новый душевный кризис переживает Андрей Болконский после ранения. Он прощает в госпитале Анатоля Курагина. «Он вспомнил Наташу, и любовь, и нежность к ней ещё живее и сильнее, чем когда-либо, проснулись в его душе». Мысли о всеобщем прощении рождаются вместе с бурным приливом религиозных чувств, верой в мудрого Творца. Новое понимание смысла жизни открывается ему: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

32 Человек должен быть милосердным и к своим врагам, несмотря даже на то, что они убивают твоих близких. Пример этому - Кутузов, который проявит милосердие и сострадание к бегущим из России французам. Он понимает, что они действовали по приказу Наполеону и не смели ему перечить. Поэтому в сцене выступления Кутузова перед солдатами Преображенского полка мы видим, что их объединяет не только чувство ненависти к врагу, но и жалость к поверженному, ничтожному неприятелю: «Вам трудно, да всё же вы дома; а они видите, до чего они дошли. Хуже нищих последних».

33 16 Проблема бесчеловечности войны Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность войны. В сценах Бородинского сражения, используя свой любимый художественный приём антитезу, он противопоставляет «весёлокрасивому» полю (до битвы) поле, усеянное мёртвыми телами, землю, пропитанную кровью. Сама природа, дождём вмешиваясь в страшные деяния людей, призывает: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте Опомнитесь Что вы делаете?»

35 17 Проблема культа отдельных личностей Толстой выступает против культа отдельных великих людей, потому что такой культ великого человека автоматически даёт ему власть над другими людьми, а Толстой придерживался принципа полного равенства людей. Сознательно Толстой подчёркивает внешнюю дряхлость, тучность, старость Кутузова: «Физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал"; " Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке". Этим он отвергает лживый культ героясверхчеловека.

36 Наполеон - командующий армией грабителей, мародеров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории, человек с помраченной совестью». В его образе показаны законченное проявление культа личности, мания величия, самовлюбленность, высокомерие, тщеславие, лицемерие, фальшь, позерство.

37 18 Проблема роли личности в истории. Какое влияние оказывает личность на ход истории? В романе «Война и мир» Л. Толстой размышляет о роли личности полководца Кутузова в истории и в войне 1812 года. Велика роль той личности в истории, которая вместе со своим народом защищает свободу и национальную независимость своей страны. Сила и величие Кутузова проявляются в умении жалеть и спасать людей, в нераздельности в нём полководца и скромного человека, в слиянии политики и нравственности. Величие Кутузова Толстой видит в народном духе «простоты, добра и правды».

38 19 Проблема прочности человеческих отношений Преданность предполагает оказание помощи в трудных жизненных обстоятельствах, стремление уберечь от беды. Герои романа Льва Толстого «Война и мир», Андрей Болконский и Пьер Безухов, - порядочные, благородные люди. Каждый из них проходит свой путь нравственных исканий. Они честны и откровенны друг с другом, они поддерживают друг друга в трудную минуту. Вначале князь Андрей поддерживает Пьера, пытается уберечь друга от пагубного влияния компании Долохова. Затем Пьер (вспомним сцену на пароме) приезжает в Богучарово и помогает Болконскому вернуться к жизни после Аустерлица и смерти жены. Высшее проявление преданности другу воспитание его сына. В семье Пьера и Наташи Ростовой происходит становление Николеньки Болконского после смерти князя Андрея.

39 20 Проблема верности человека своему долгу (Что помогает человеку не отступать от намеченного пути?) Верен своему долгу Кутузов, герой романа Л. Толстого «война и мир». Вспомним сцену совета в Филях. Этот эпизод показывает, что принятое Кутузовым решение об оставлении Москвы единственный путь спасения армии, от которой зависит будущая победа. Толстой восхищен мудростью и дальновидностью главнокомандующего, его умением понять ситуацию, воспользоваться своей властью и принять непопулярное, но мужественное и благое решение. Отсюда начинается недовольство официальной власти Кутузовым, которое обернётся для него отставкой сразу, как только французы будут изгнаны из страны. Отставка обернётся для Кутузова трагедией одиночества и смертью. Он совершил свой тяжкий и великий подвиг: военная кампания годов еще не завершена, но народная война окончена: Отечество свободно. Возвышенно и бесстрастно звучит голос повествователя: "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".

40 источники Методическое пособие по литературе Г.Обернихиной Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 8 г.моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.


Истинное и ложное в романе «Война и мир» Обычно начиная изучение романа, учителя спрашивают о названии романа «Война и мир», а ученики старательно отвечают, что это антитеза (хотя название можно рассматривать

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Человек номера: Андрей Болконский Je ne connais dans la vie que maux bien réels: c"est le remord et la maladie. Il n"est de bien que l"absence de ces maux. Содержание Князь Андрей во всемирной паутине

Степанова М.В. учитель русского языка и литературы 1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа. 2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3. 3. Воспитывать чувство

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Тесты по литературе 10 класс с ответами война и мир >>> Тесты по литературе 10 класс с ответами война и мир Тесты по литературе 10 класс с ответами война и мир Дайте характеристику героя Пьер Безухов.

НАПРАВЛЕНИЕ 3. ЦЕЛИ и СРЕДСТВА Комментарий специалистов ФИПИ Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека,важности осмысленного целеполагания, умении

Мечты и терзания андрея болконского >>> Мечты и терзания андрея болконского Мечты и терзания андрея болконского К этому он стремился всегда, но не мог соединить небесное и земное. Андрей Болконский умирает,

Сочинение на тему почему наташа ростова изменила князю андрею так князь Андрей видел небо над Аустерлицем (. Сочинение на тему Образ Наташи Ростовой в романе Война и мир Любимая героиня Толстого. Темы

Как в эпопею активно включается Петя, что мы о нем уже знали? Похож ли он на своего брата и сестру? Способен ли Петя оказаться в гуще жизни? Как любимые герои Толстого вошли в «реку народной жизни»? Петя

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1. Сколько лет охватывает действие в романе? (15лет) 2. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи? (морковное) 3. В каком месяце началось Бородинское

Вопросы к изучению романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Карточка 4 Карточка 1 Почему князь Василий появился в салоне А. П. Шерер первым? Что можно сказать (и что говорит автор) о манере речи князя Василия

Прочитайте внимательно фрагмент романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, часть, гл. 9) и выполните задания. Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам,

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Что ценит в людях толстой в романе война и мир сочинение Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой считается Именно таким видом произведения считается Война и мир, известное во всем мире. ценить

2015 год: ЗАОЧНЫЙ ТУР: ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ТОЛСТОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ 2015 г. по ЛИТЕРАТУРЕ 27. Годы жизни Л.Н. Толстого: А) 1905 1964; Б) 1828 1910; В) 1802 1836; Г) 1798 1864 28. Л.Н. Толстой так определил

Проблема веры как проявления нравственной стойкости человека сочинение Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к

Войны священные страницы О Великой Отечественной войне написано немало книг - стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. Литература о войне особенная. Она отражает величие наших солдат и офицеров,

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Гаямова Лариса Раффаэльевна Сборник «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» Часть 1, Москва 2014 Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы при изучении творчества Л.Н. Толстого

Классный час на тему: поговорим о жизни. Часть 1. Семья. 2 слайд 1. Семья 2. Любовь. 11 3. Мудрость. 13 4. Самооценка. 17 5. Дружба. 20 6. Взгляд в будущее. 24 7. Ключи к успеху. 29 часть 2. Часть 3. Часть

ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЭПОПЕИ Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» И ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ В НЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ Представляем вопросы по эпопее Л. Н. Толстого. Они не структурированы, но выбрать из них

10 класс 1. Ф.И.Тютчев. Лирика. 2. А.А.Фет. Лирика. 3. Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Мороз, Красный нос». 4. А.Н.Островский. «Гроза». 5. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Ф.М.Достоевский. «Преступление

8 сентября в библиотеке КРИППО прошел День информации «Поле русской славы» - к 205 летию Бородинского сражения Дата Бородинского сражения, 26 августа 1812 года по старому стилю или 7 (8) сентября по новому

Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, гл.) и выполните задания. Ночь была туманная, и сквозь туман таинственно пробивался лунный свет. «Да, завтра, завтра!

Письмо ветерану Сочинения-письма учащихся 4В класса МБОУ СОШ 24 Здравствуй дорогой ветеран Великой Отечественной войны! С глубоким уважением пишет Вам ученица 4 «В» класса, школы 24 города Озерска. Приближается

Сочинение на тему мой любимый литературный герой андрей болконский Кузнецова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Наташа Ростова и Мария Болконская любимые героини Толстого с Марья и

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации Кафедра русского языка Жизнь и творческий путь Л.Н. Толстого Составитель: доц. Нестерова Е.Н. Дизайн: Головинский В.В. «Толстой это целый мир.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 имени Героя Советского Союза Семѐна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской муниципального образования Крыловский

Майский праздник! Майский праздник, День Победы, Знают все его вот так: В небе праздник фейерверков, Едут танки, строй солдат, «Ура» защитникам кричат! Никишова Виолетта Пылают огнем города и села, И слышится

Открытое письмо ветерану Акция учащихся начальных классов МОУ «СОШ 5 УИМ» Агаки Егор 2 «а» класс Дорогие ветераны! Поздравляем с юбилеев Победы! Прошли дни, годы, почти века, Но вас мы не забудем никогда!

Сыны Отечества. Защитники земли русской От Величия Духа к Единству Народа и Великой России! У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше тем ярче и светлее становится

К 65-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Литература о Великой Отечественной войне для учащихся 5-7 классов Москва ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье 2009 А может, нам

Контрольная работа по литературе для учеников 10 Б класса МШЗД за февраль Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина Учитель: Лыжова Татьяна Александровна Ф.И.ученика, выполняющего работу Ребята! Контрольная работа

Духовная красота героинь романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Выполнили: учащиеся 10 класса МБОУ СОШ 47 «Что такое красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий

Хочу свою ошибку я исправить И отношения наши наладить, Надеюсь, ты меня простишь И обижаться прекратишь, Знай, люблю тебя, малыш! За окном кружится снег, На улице зима, Где же ты, мой любимый человек?

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новозыбковская городская централизованная библиотечная система» Центральная библиотека Надточей Наталья, 12 лет г. Новозыбков Романтические страницы любви Материалы

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» Загарских С.А. МБОУ СОШ 18 г. Кирова «Сердцевина нравственного воспитания- развитие нравственных чувств личности» В.А. Сухомлинский

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 150 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Как вы понимаете, что такое «равнодушие» и «отзывчивость»? В чѐм опасность равнодушия? Что такое эгоизм? Какого человека можно назвать отзывчивым? Какого человека можно назвать бескорыстным? Как вы понимаете

ПИСЬМО СОЛДАТУ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ. Благодаря ветеранам живем мы на этом свете. Они защищали нашу Родину, чтобы мы жили и помнили о том, что Родина- главный наш дом. Скажу спасибо вам большое с добротой в душе.

Сочинение верность и предательство >>> Сочинение верность и предательство Сочинение верность и предательство Непременно дадут совет и поделятся своим личным опытом. Цитата Чем опасна измена? Но есть проблемы

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ КАДЕТСТВА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ПРЕДМЕТА ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ З.В.БЕРЕСНЕВА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОАУ СОШ 70 Г.КИРОВА «Воспитание великое дело: им решается участь

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Цели и задачи: «Никто не забыт- ничто не забыто!!!» 1 класс. Формирование основ мировоззрения, интереса к общественным явлениям; Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ. Представления

Разговор с осенью... Шептала осень золотая, Шурша опавшею листвой: А я ведь думы ваши знаю О жизни вечной и земной О тех годах, что пролетели, Что было трудного в пути, К чему стремились, что имели И что

А что для ВАС День Победы? Надпись на камне: НЕ ДАДИМ ПОВТОРИТЬСЯ ФАШИСТСКОМУ ТЕРРОРУ ЖИТЕЛЯМ ДОМОВ АБЛИНГИ И ЖВАГИНЯЙ, ЗВЕРСКИ УБИТЫМ ГИТЛЕРОВСКИМИ ФАШИСТАМИ 23 ИЮНЯ 1941 ГОДА. 9 мая для меня не только

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI, CUTURII ŞI CERCETĂRII A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 19 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Согласовано Зам. директора Утверждаю Директор Л.С. Денисова РАБОЧАЯ

Как становятся героями. Цель: побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Задачи: - формировать

Наташа Ростова. Образ Наташи Ростовой в произведении Л.Н. Толстого «Война и мир». «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь,

9 мая - особенный праздник, «праздник со слезами на глазах». Это день нашей гордости, величия, мужества и отваги. Давно отзвучали последние выстрелы трагической, незабываемой войны. Но не заживают раны

Нет в России семьи такой... Каждое 22 июня это напоминание о том, что происходит, когда мы считаем, что политики на Западе руководствуются моралью и играют по правилам. Николай Стариков, «Лаконизмы», с.

Почему раскольников пришел именно к соне после убийства сочинение Именно в таких условиях могла родиться идея Раскольникова о праве сильной Почему после убийства старухи и Лизаветы Соня Мармеладова Так

Гайдар. Время. Мы. Гайдар шагает впереди! Выполнила ученица 11 класса МОУ «Пошатовский детский дом-школа» Погодина Екатерина «Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать;

Сочинение на тему творить добро на радость людям Напишите сочинение-рассуждение на тему: Что такое добро, взяв в качестве тезиса Добро светлое и приятное чувство, которое дарит улыбку, приносит радость.

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы - 9 мая «Я помню, значит, я живу!» Цель: Формирование патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны. Наглядности: презентация,

КУРНИН ПЁТР ФЁДОРОВИЧ (25.07.1916 08.11.1993) ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ ФРОНТ Великая Отечественная война 1941-1945гг. была одной из самых кровопролитных войн за всю историю человечества! Она оставила неизгладимый

Тематическое направление итогового сочинения по литературе Смелость это положительная черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Тестовые задания Критерии оценивания Баллы Задание А 36 1. Озаглавьте композиционносмысловые части предложенного эпизода.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ - АПРЕЛЯ 8, класс Прочитайте внимательно фрагмент из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (Т.. Часть. Гл.) и выполните задания. Как ни тесна

Сценарий торжественной линейки, посвящѐнной памяти героя- афганца П.Свищѐва Автор заместитель директора по ВР Алфимова И.В. (Во время построения классов звучит аудиозапись группы «Голубые береты») 1Ведущий.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.
Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.
Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.
С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.
Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.
По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».
Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.
Автор показывает нам, что чем более грозной становится опасность, тем сильнее разгорается огонь патриотизма и тем сильнее становится сила народного сопротивления.
Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».
Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.
Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.
Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Образ русского воина в романе «Война и мир» (2 вариант)

Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и человеческого, несмотря ни на что. Этот опыт сказался в романе "Война и мир". В нем нарисованы две войны, которые во многом противопоставлены друг другу. Война на чужой территории за чуждые интересы шла в 1805 - 1807 годах. И истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем, как вспоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Война 1812 года в изображении Толстого носит совершенно другой характер. Над Россией нависла смертельная опасность, и в действие вступили те силы, которые автор и Кутузов называют "народным чувством, скрытой теплотой патриотизма". Кутузов, накануне Бородинского сражения, объезжая позиции увидел ополченцев, надевших белые рубахи: они готовы к смерти за Родину. "Чудесный, бесподобный народ", - волнением и слезами произнес Кутузов. В уста народного полководца вложил Толстой слова, которые выражают его мысли. Толстой подчеркивает, что в 1812 году Россию спасли не отдельные личность, а усилия всего народа в целом. По его мнению, в Бородинском сражении была одержана русскими нравственная победа. Толстой пишет, что не только Наполеон, но все солдаты и офицеры французской армии испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стояли в конце сражения так же, как и в начале его. Французы были морально сломлены: оказывается русских можно убить, но не победить. Адъютант докладывает Наполеоны со скрытым страхом о том, что французская артиллерия, бьет в упор, а русские продолжают стоять. Из чего же складывалась эта непоколебимая сила русских? Из совместных действий армии и всего народа, из мудрости Кутузова, чья тактика - "терпение и время", чья ставка прежде всего на дух в войсках. Эта сила складывалась из героизма солдат и лучших офицеров русской армии. Вспомните, как ведет себя солдаты полка князя Андрея, поставленные в резерв на пристрелянном поле. Их положение трагично: под не проходящим ужасом смерти они стоят более восьми часов без еды, без дела, теряя людей. Но князю Андрею "делать и приказывать было нечего. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряд смыкались. Если отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались". Вот пример того, как выполнение долга перерастает в подвиг. Эта сила складывалась из патриотизма не на словах, а на деле лучших людей из дворянства, таких, как князь Андрей. Он отказался служить в штабе, а взял полк и во время сражения получил смертельную рану. И Пьер Безухов, сугубо штатский человек, едет в Можайск, а затем и на поле сражения. Он понял смысл фразы, которую услышал от старого солдата: "Всем народом навалиться хотят... Один конец сделать. Одно слово - Москва". Глазами Пьера нарисована картина сражения, героизм артиллеристов на батарее Раевского. Эта непобедимая сила складывалась из героизма и патриотизма москвичей, которые покидают родной город, как ни жалко им оставлять на погибель свое имущество свое имущество. Вспомним, как Ростовы покидали Москву, стараясь увезти на подводах самое ценное из дома: ковры, фарфор, одежду. А потом Наташа и старый граф решают отдать подводы раненым и все добро сгружают и оставляют на разграбление врагу. В то же время ничтожный Берг просит одну подводу, чтобы вывезти из Москвы прекрасный шкаф, который он купил задешево... Даже во время патриотического подъема никогда не обходится без бергов. Непобедимая сила русских складывалась из действий партизанских отряов. Одни из них подробно описан Толстым. Это отряд Денисова, где самый нужный человек - Тихон Щербатый, народный мститель. Партизанские отряды уничтожали наполеоновскую армию по частям. На страницах IV тома возникает образ "дубины народной войны", которая поднялась всей грозной и величественной силой и гвоздила французов, пока не кончилось их нашествие, пока в душе народа чувство оскорбления и мести не сменилось чувством презрения и жалости к аповрженному врагу. Толстому ненавистна война, и он рисует не только картины сражений, но и страдание всех людей на войне, будь то враги или нет. Отходчивое русское сердце подсказало, что можно пожалеть обмороженных, грязных, голодных французов, взятых в плен. Это же чувство и в душе старого Кутузова. Обращаясь к солдатам Преображенского полка, он говорит, что пока французы были сильны, мы их били, а теперь и пожалеть можно, ведь тоже люди. У Толстого патриотизм неотделим от гуманизма, и это естественно: простым людям война всегда была не нужна. Итак, Толстой рисует войну 1812 года как народную, Отечественную, когда на защиту Родины поднялся весь народ И сделал это писатель с огромной художественной силой, создав грандиозный роман - эпопею, которому нет равных в мире.

Знаменитый роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» наполнен подробным, точным, реалистичным описанием военных событий, которые происходили как на территории русских земель, так и за ее пределами. Благодаря тому, что сам автор когда-то принимал участие в военных действиях на Кавказе, а затем и при обороне Севастополя, он смог талантливо, а, самое главное, правдиво описать состояние войны, ее разрушающую силу, те беды, которые она за собой несет.

В романе «Война и мир» читатель наблюдает за Шенграбенским, Аустерлицким и Бородинским сражениями. На страницах романа идет описание военных действий 1805 – 1807 годов. Также уделено внимание автора и войне на территории России в 1812 году.

Моменты военных событий знакомят читателей как с простыми солдатами, которым не известно понятие лживого патриотизма, наигранных поступков и действий. Также, мы наблюдает и за сомнительной военной «верхушкой», которая очень часто действовала в своих личных интересах, совершенно не думая о простом народе.

К примеру, штабной офицер Жерков после своего изгнания не захотел оставаться в полку, ведь знал, что и как на самом деле твориться на фронте. Свои многочисленные награды он смог получить сидя на штабном месте. Конечно, простые, искренние, настоящие и смелые воины, которые готовы были до конца отстаивать свободу России, прекрасно контрастировали на фоне такой низкой персоны, как Жерков.

С хорошими отзывами описывает Толстой личность ротного командира Тимохина. Став примером для остальных батальонов, рота Тимохина смогла остановить отступление своих же войск, которые поддались панике и разбежались в разные стороны.

Конечно, на страницах романа встречаются не только вдохновляющие, героичные моменты. Ведь война во многом бедственна, разрушительна, хаотична. Такими понятиями можно характеризовать сражение под Аустерлицем, когда в рядах воинов царила скука, когда вокруг совершалась бестолковщина, когда дух солдат падал вниз с каждой минутой боя.

Война в России в 1812 году была всенародной. Захватническими атаками армии Наполеона завоевывали славу в Европе. Теперь, очередь дошла и русских земель. Но, именно здесь Наполеон ощутил силу достойного соперника, войска которого сплотились для победы над врагом. И не только солдаты проявляли свои патриотические качества. Только лишь Наполеон начал вступать в Москву, как весь люд, все ее жители, бросили дома свои, и ушли прочь, показывая верность народную.

Достаточно внимания Лев Николаевич уделил и описанию партизанских отрядов, которые принесли необычайную пользу, сыграли свою роль в ходе войны. Читатель узнает про отряды Денисова и Долохова. Немногочисленные, тайные, незаметные сборища партизан постепенно уничтожали врага. Война завершилась. И Толстой отдает предпочтение, должное тем простым солдатам, обычным людям, которые проявили свои лучшие качества и смогли принести пользу в ходе военных действий.

Любовь к родине, к русским землям заставила народ сплотиться и встретиться с мощными силами врага. В результате этого Наполеон одержал поражение и потерял свой авторитет.

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.



Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая» .

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.



Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни» .

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны».

Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…» . Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина... «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.


«Человек и общество»

Официальный комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа:

Человек – живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.

Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.

Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы:

Личность, индивидуум, существо.

Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

Лев Толстой мастерски показывал сильные и слабые стороны человека.

Аргументы смелости и трусости в романе «Война и мир» часто находятся на одной странице текста. Автор сопоставляет нравственные установки героев, помогает читателю определить собственный выбор модели поведения в условиях опасности.

Переправа через реку Энс

Идет 1805 год, русские войска отступают к Вене, сжигая за собой все мосты. Наконец, армия переправлена, на вражеском берегу остался только эскадрон Василия Денисова. Французы прекратили обстрел, но с бугра хорошо видны дула пушек, смотрящие на солдат. Лев Толстой берет авторские слова в кавычки, рассуждая о гибели, о черте, разделяющей жизнь и смерть, о мгновении, отделяющим бытие от забвения. Писатель говорит, что так думает каждый человек, стоящий перед дулами орудий неприятеля.

Но суть трусости и смелости зависит не от мыслей, продиктованных биологическим инстинктом самосохранения. Проблему страха определяют человеческие поступки. Солдат браво шагает по мосту и со смехом рассказывает, как его напугало пролетающее мимо ядро. Храбрец. Его речь приободряющая, поддерживающая товарищей в минуты страха, когда они под залпами орудий переходят узкий деревянный мост.

Коля Ростов вместе с отрядом последним покидает опасную зону, но нерадивые генералы возвращают артиллеристов обратно, поджечь мост. Испытывая естественный страх, Ростов остается с командой, бежит в очаге обстрела. Всегда, везде с ними командир Денисов. Храбрец из тех, кто не прячется за спины солдат.

Князь Несвицкий , не передавший приказ поджечь мост трусливо стоит отдаленно, на безопасном расстоянии, наблюдая за смелыми действиями гусаров. Рядом адъютант Багратиона Жерков радостно думает, что его присутствие здесь можно преподнести начальству, как участие в опасной операции. Командиры из кустов не несут победу государству, но часто присваивают чужую славу.

Шёнграбенское сражение

Войска под командованием Багратиона обеспечивали отступление русской армии. Центральную часть обороны сдерживала батарея капитана Тушина . Приказ об отступлении артиллеристам не донесли, отряд, защищающий орудия сняли. Капитану Тушину под вражеским обстрелом самому пришлось выбирать направление боя. Два орудия были повреждены взрывом снаряда. Семнадцать людей обслуги погибло.

Никто из солдат не побежал, не бросил пушки и товарищей. Артиллеристы зажгли Шенграбен, отвлекли часть французских войск, вызвали на себя главный удар противника, который считал, что имеет дело с многочисленным военным формированием. Только к вечеру Багратион заметил залпы русских орудий, послал князя Болконского с приказом отступать.

Пример смелости проявила рота Тимохина , защищающая левый фланг Багратиона. Руководство вело свои интриги, поэтому нападение французов оказалось неожиданным. Солдаты, занимающиеся бытовыми хлопотами, внезапно услышали свист пуль, бросились бежать. Тимохин поднял своих людей в бой. Командир с таким отчаянием махал саблей, неистово рубая французов, что те испугались, развернулись в обратном направлении.

Пример трусости. Левый фланг не получил вовремя приказ об отступлении, потому что адъютант Багратиона Жерков не передал его. Услышав выстрелы, увидев французов так близко, что можно было разглядеть детали из формы, гусару стало страшно за свою жизнь. Подлый трус свернул лошадь в безопасное место, делая вид, что ищет там нужного ему генерала.

Дважды командующий посылал Жеркова в расположение батареи Тушина. Оба раза испугавшись, конник сворачивал в более безопасную сторону, избегая мест артиллерийского обстрела. Жерков стал виновником гибели многих солдат, вовремя не получивших приказ об отступлении.

Аустерлицкое сражение

Князь Болконский смело поднял упавшее знамя полка, руководимый искренним желанием поднять за собой людей в бой. Военный опыт позволял Андрею объективно оценить ситуацию, он понимал, что исход поражения в этом сражении неизбежен, но решил бороться, не жалея жизни. Ранение в голову остановило героя.

Аустерлицкое сражение стало периодом становления Николая Ростова, как храброго офицера. Внутренняя борьба героя между страхом и смелостью закончилась победой нравственных идеалов. Граф болезненно переживал свои страхи, связанные с личной гибелью, победил их, стал отважным командиром эскадрона.

Бородинское сражение

Лев Толстой изучил много исторических документов, провел несколько дней на месте прославленной битвы защитников Москвы. Бородинское сражение является примером смелости и отваги всего народа, каждого человека отдельно, бравшего в нем участие. Толстой пытается раскрыть философский смысл поступка двух воинственно настроенных масс людей в один день истребившей друг друга.

В кульминационном сюжете романа гибнет Андрей Болконский. Полковник стоял во главе своего полка, ожидая приказ наступать. Люди были построенные в боевом порядке. Над головою летали ядра, иногда разрывая шеренгу солдат, не имеющих права покинуть строй. Князь не мог себе позволить пригибаться под свист снарядов, считая себя примером для подчиненных. Оправдана ли его смелость, решает читатель.


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top