Транспортная психология. Автотранспортная психология Строительные машины и оборудование, справочник

Транспортная психология. Автотранспортная психология Строительные машины и оборудование, справочник

Изложены основы психофизиологии труда водителя и инженерной психологии. Описаны факторы, определяющие надежность водителей, и мероприятия по ее повышению в различных видах водительской деятельности; показано влияние психологических и личностных качеств, а также погодных условий на поведение водителей, представлены методы их совершенствования и тренировки, технические средства психофизиологического отбора водителей. Рассмотрены психофизиологические особенности управления автомобилем в ночное время и на больших скоростях.
Для студентов высших учебных заведений.

ВОДИТЕЛЬ КАК ОПЕРАТОР СИСТЕМЫ ВАДС.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в системе управления. Это привело к формированию понятия системы «человек -машина» (СЧМ). Под СЧМ понимается система, включающая в себя человека-оператора и машину, посредством которой осуществляется трудовая деятельность. Оператор - это человек, выполняющий какую-либо операцию (действие).
Функции оператора выполняют работники самых различных профессий. Основным содержанием их деятельности являются прием, анализ, переработка информации и выполнение соответствующих действий по управлению регулируемым объектом или производственным процессом.
Водителя автомобиля можно рассматривать как оператора сложной системы ВАДС. Однако при этом следует отметить особенности его операторской деятельности, отличающие его работу не только от работы многих операторов СЧМ, но и от деятельности операторов некоторых других транспортных средств. Например, летчик в полете 90% информации получает в закодированной форме от различных приборов, расположенных на приборной доске. Водитель автомобиля большую часть информации (до 95 %) получает от автомобиля, дороги, среды движения и лишь небольшую часть закодированной информации - от контрольно-измерительных приборов автомобиля. Летчик может использовать автопилот и периодически ослаблять режим слежения. Водитель не имеет такой возможности, так как отвлечение внимания в быстро меняющейся дорожной обстановке даже на 1 - 2 с иногда приводит к возникновению аварийной ситуации.
Однако водитель, изменяя скорость движения или маршрут, может снижать или увеличивать количество поступающей информации в единицу времени (следует отметить, что в некоторых условиях, например при
движении в плотных транспортных потоках, увеличение или уменьшение скорости движения практически невозможно).

Введение.
Глава 1. Надежность водителя в системе «водитель-автомобиль -дорога-среда».
1.1. Водитель как оператор системы ВАДС.
1.2. Психофизиология труда водителя.
1.3. Автотранспортная психология.
Глава 2. Психологическая надежность водителей.
2.1. Анатомо-физиологическле основы психики.
2.2. Ощущение и восприятие водителя.
Глава 3. Психофизиологические и социальные особенности
деятельности водителей.
3.). Психомоторика и реакции водителей.
3.2. Внимание водителя и безопасность движения.
3.3. Память и мышление.
3.4. Эмоции и воля.
3.5. Личность водителя и его профессиональная деятельность.
3.6. Профессиональный отбор водителей автомобилей.
Глава 4. Психофизиологические особенности управления
автомобилем в сложных условиях.
4.1. Управление автомобилем в темное время суток.
4.2. Управление автомобилем на больших скоростях.
Глава 5. Работоспособность водителей и их надежность.
5.1. Утомление и его влияние на работоспособность водителей.
5.2. Влияние курения на надежность водителей.
5.3. Алкоголь и безопасность дорожного движения.
5.4. Зависимость работоспособности от состояния здоровья водителей.
Глава 6. Психофизиологические основы водительского мастерства
и его совершенствование.
6.1. Водительские навыки и их формирование.
6.2. Совершенствование водительских навыков.
6.3. Использование технических средств для приобретения
и совершенствования водительских навыков.
Список литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Автотранспортная психология, учебное пособие, Романов А.Н., 2002 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность глубинной психологии как названия для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. Основные положения, содержание, история развития психоанализа, роль Фрейда в данном процессе.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Психология - научное знание о закономерностях возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека. Педагогика: предмет, категории, методы исследования. История становления современной педагогики и психологии.

    шпаргалка , добавлен 01.04.2011

    Душа как предмет психологических знаний, вопрос о природе души с точки зрения материализма и античной психологии. Основные этапы развития психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения, а также период с Нового времени по середину XIX века.

    контрольная работа , добавлен 24.01.2011

    Психология как научное исследование поведения и психических процессов. Исследование воздействия различных факторов на поведение личности. Исторические основания психологии. Обзор развития основных школ в психологии, их основные положения, значение.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2009

    Развитие психологии в России в XIX в. Связь психологии с педагогикой, научные работы К. Ушинского. И. Сеченов как основоположник учения о поведении, его концепция психических процессов и изучение рефлексов мозга. Биография В. Бехтерева и И. Мечникова.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2002

    История развития психологии как науки, ее основные этапы. Начало развития античной психологической мысли, Сократ и сократические школы. Учение Платона и Аристотеля о душе. Психологические учения нового времени. Психометрика и физиология органов чувств.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2011

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

(ФГБОУ ВПО «СибАДИ»)»

Кафедра «Автомобили и тракторы»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

Транспортная психология

для направления подготовки

190700.62 Технология транспортных процессов

Разработчик Арбатская Т.В.

Омск – 2011

ТРАНСПОРТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Разработчик Арбатская Т.В. 1

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ТРАНСПОРТНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5

1.1. Основные определения 5

1.3. Системы "человек-машина" и "водитель-автомобиль" 6

1.3.1. Система "человек-машина" 6

1.3.2. Система "водитель-автомобиль" 7

1.4. Понятие надежности оператора 7

1.4.1. Пригодность 7

1.4.2. Подготовленность 7

1.4.3. Работоспособность 7

1.4.4. Факторы, влияющие на надежность водителя: 8

2. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 8

2.1. Ощущение и восприятие 8

2.1.1. Анализаторы 8

2.1.2. Ощущения 9

2.1.3. Пороги чувствительности 9

2.1.4. Восприятие 11

2.2. Зрительный анализатор 12

2.2.1. Механизм зрения 12

2.2.2. Острота зрения 12

2.2.3. Поле зрения 13

2.2.4. Глазомер 13

2.2.5. Динамический глазомер 13

2.2.6. Цветоощущение 14

2.2.7. Ночное зрение 14

2.2.8. Зрение и возраст 14

2.2.9. Влияние алкоголя 15

2.3. Другие анализаторы 15

2.3.1. Слуховой анализатор 15

2.3.2. Вестибулярный аппарат 15

2.3.3. Суставно-мышечные ощущения 15

2.3.4. Кожные ощущения 15

2.4. Внимание 15

2.4.1. Активность внимания 16

2.4.3. Широта внимания 16

2.4.4. Распределение внимания 17

2.4.5. Переключение внимания 17

2.4.6. Интенсивность внимания 17

2.4.7. Устойчивость внимания 17

2.4.8. Рассеянность 17

2.5. Память 18

2.5.1. Кратковременная память 18

2.5.2. Долговременная память 18

2.5.3. Виды памяти 18

2.5.4. Продуктивность памяти 18

2.6. Эмоции 19

2.6.1. Внешние проявления эмоций 19

2.6.2. Эмоции высшие и низшие 19

2.6.3. Характеристики эмоций: 19

2.6.4. Виды эмоций 20

2.6.5. Эмоциональная устойчивость 20

2.7. Темперамент 21

2.7.1. Общая характеристика типов темпераментов 22

2.8. Время реакции 23

2.8.1. Время простой реакции 23

2.8.2. Время сложной реакции 24

3. Рабочее место оператора 25

3.1. Рабочее место водителя грузового автомобиля 25

3.1.1. Общие требования 25

3.1.2. Рабочая поза водителя 25

3.1.3. Размеры рабочего места 25

3.1.4. Сиденье 26

3.1.5. Спальное место 26

3.1.6. Основные органы управления 26

3.1.7. Кабина 27

3.1.8. Обзорность 28

3.1.9. Факторы рабочего места 28

3.2. Панель приборов 28

3.3. Системы управления автомобилем 31

3.3.1. Управляемость системы управления 31

3.3.2. Система "водитель-автомобиль" 31

3.3.3. Статическая характеристика системы управления 32

3.3.3.1. Коэффициент преобразования 32

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Автотранспортная психология

Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей

Набережные Челны

Автотранспортная психология: Методические указания по выполнению практических работ для студентов дневного и заочного отделений всех специальностей. /Составитель к.п.н. Бурганова Н.Т. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ КФУ, 2014. – 48стр.

Методические указания составлены на кафедре "Социальных наук" НЧИ КФУ. Включают основные психологические и физиологические тесты, позволяющие установить профессиональную пригодность и предрасположенность к управлению транспортным средством, определить надежность и работоспособность в различных ситуациях, методику выполнения практических работ в области автотранспортной психологии и обработки полученных результатов.

Рецензенты:

кандидат психологических наук, доцент Л.М. Закирова,

кандидат технических наук, доцент И.Р. Мавлеев

Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Казанского государственного федерального университета.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автотранспортная психология - наука, занимающаяся вопросами управления, взаимодействия оператора и техники, проектирования и эксплуатации системы СЧМ (среда-человек-машина), называется инженерной психологией. Человеческий фактор в технике на строго научной основе стал использоваться только с появлением инженерной психологии. Известный психолог А.Н.Леонтьев в связи с этим писал: «Необходимо видеть в машине человека или, иными словами, описывать машину сквозь призму человеческой деятельности». Это стало одним из принципов инженерной психологии.

Инженерная психология объединяет такие две далекие по своей сущности области научных знаний, как психология и техника. Как техническая наука, инженерная психология изучает пульты управления, характер и источники информации, для того чтобы определить требования, которые они предъявляют к человеку. Как психологическая наука инженерная психология изучает психические процессы и физиологические свойства человека, выясняя, какие требования к техническим устройствам вытекают из особенностей человеческого организма, т.е. решает задачу приспособления техники к условиям труда человека и его возможностям.

Автотранспортная психология формирует у студентов знания по инженерной психологии на автомобильном транспорте и предполагает их использование в дальнейшей практической деятельности по совершенствованию методов обучения и тренировки водителей. Изучает особенности поведения и эмоциональной сферы участников дорожного движения, занимается разработкой научно обоснованных режимов труда и отдыха, для учета психофизиологических и личностных особенностей человека при эксплуатации автомобилей, дорог и организации дорожного движения.

Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Сегодня статистика дорожно-транспортных происшествий стала осязаемой для любого из читателей журнала – всякий без труда найдет знакомых, которые попали в аварию, если эта неприятность не произошла с ним самим. Анализ приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Стало быть, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения.

Данные методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов помогут закрепить теоретические основы курса, получить навыки тестирования и исследования психофизиологических особенностей личности, научиться определять с помощью тестов профессионально важные качества водителя, такие как темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация, скорость реагирования, свойства зрения и др.

Согласно новым требования Министерства образования и науки Российской Федерации, теперь начинающие водители, обучающиеся в автошколах, прежде чем получить права, обязаны пройти специальные психологические тесты. Подобное требование появилось неслучайно. Оно вызвано высоким уровнем ДТП на отечественных дорогах. Тестовая проверка для водителей – это не просто очередное распоряжение сверху, призванное создать видимость деятельности в министерстве. Это предварительная проверка психофизиологических особенностей человека, от которых и зависит поведение водителя на дороге. Немногие знают, что в военных вузах тестирование – это неотъемлемая часть предварительного профотбора. Еще совсем недавно данные тестов носили лишь рекомендательный характер. Однако время показало, что большинство из тех, кто бросил учебу в вузе, с психологическими тестами тоже не справилось. Следовательно, тесты не так уж и бесполезны. А при обучении вождению они просто необходимы. Они проверяют память, психомоторику, глазомер, устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, способность переключаться и распределять свое внимание, эмоциональную стабильность, динамику работоспособности. Для водителя немаловажное значение имеют и личностные качества, которые также можно проверить во время тестирования. Это в первую очередь темперамент, конфликтность, склонность к риску и способность к монотонной работе.

Эта история началась в далеком 2000 году.

– Виктор, ты же психолог, – обратилась ко мне знакомая девушка Ольга, – помоги мне сдать на права! Через пять дней экзамен. Знаю, что не сдам. Сделай со мной что-нибудь, чтобы я не боялась!

Запрос показался мне интересным. Два дня я размышлял, что из техник НЛП и гештальт-терапии можно использовать для решения этой проблемы, адаптировал эти техники к конкретной ситуации – сдаче экзамена за рулем автомобиля. На третий день мы встретились в моем кабинете.

– А почему не в машине? – поинтересовалась Ольга.

– Я же не инструктор, я психолог! Мне твои навыки вождения до лампочки, мне нужны твои творческие способности, память, воображение, интеллект!

К счастью, с этим у Ольги оказалось все в порядке. Работа заняла примерно полтора часа. Ольга убежала, окрыленная. В отличие от нее, у меня сомнения в исходе экзамена оставались. Я не мог выбросить из головы эту сессию, постоянно размышлял, что можно было сделать еще, что стоило изменить, провести по-другому. Голова «пухла» от идей.

Волновался я зря.

– Я даже не заметила, как сдала, – кричала Ольга в трубку телефона, – и подруге подсказала кое-что из того, что мы делали. Мы двое сдали из пятнадцати девчонок! Я всем буду говорить, что это только благодаря психологии! Кстати, из парней сдали только четверо – примерно третья часть. Ты бы занялся этой темой, люди всегда будут учиться водить!

Эта мысль засела у меня в голове. Пару лет я «крутил» ее со всех сторон. Сообразив, что для работы с группой только НЛП и гештальт-подхода недостаточно, собирал и обрабатывал материалы по теории и практике подготовки водителей, вспоминал, какие трудности сам испытывал во время обучения, как их преодолевал. Потом мне в руки попался учебник «Автотранспортная психология» профессора А.Н.Романова, из которого я узнал, что есть, оказывается, такая наука! И что «водитель» – это не просто «лицо, которое управляет транспортным средством», а «оператор системы ВАДС (Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда)». И что «особенности психофизиологии труда водителя» – это не «ощущение и восприятие», как до сих пор говорят в автошколах, а особенности работы нервной системы водителя, отличающие его психику от психики представителей других профессий. Оставалось придумать, как грамотно и эффективно донести принципы работы нервной системы водителя до учащихся автошкол. Составил программу тренинга и назвал его «Психология водительского мастерства» .

И пошел в « народ». Договаривался с преподавателями автошкол и проводил вместо них занятия в группах – сначала только по «психофизиологии», потом еще и по «этике поведения водителя автомобиля». Экспериментировал с программой тренинга: то дополнял ее какими-то темами, то исключал отдельные темы из программы. Принципиально оставлял «за бортом» тренинга вопросы, которые учащиеся рассматривают с преподавателем и инструктором или при желании могут сами найти в интернете. Несколько лет не мог сообразить, чего не хватает тренингу, в чем состоит то самое «недостающее звено», пока совершенно случайно не наткнулся на закон Йеркса-Додсона. Благодаря этому закону и разработанному на его основе тесту тренинг наконец-то приобрел законченную логическую форму. Отработав тренинг примерно в двух сотнях групп и убедившись в эффективности программы (в некоторых из групп процент сдачи экзаменов в ГАИ-ГИБДД доходил 90), наконец-то решил перенести методику проведения тренинга на бумагу.

Книга является своего рода стенограммой тренинга, оптимального по объему и содержанию материала и форме проведения. Коллеги-психологи, работающие в автошколах, могут применять книгу в качестве готового практического руководства, заменив некоторые моменты из моего личного опыта своими наработками. Замечу, что определенные нюансы работы я не раскрываю специально. Профессионалы поймут, что, как и зачем я делаю, а будущим водителям, для которых в первую очередь предназначена эта книга, лучше не перегружать свой мозг лишней информацией. Главное – что учащийся автошколы, который купит и не просто прочитает эту книгу, но и выполнит приведенные в ней упражнения и рекомендации, гарантированно обеспечит себе сдачу экзамена на права с первого раза. Что? Ты уже открыл книгу и готов приступить к работе? Тогда возьми ручку, листок бумаги и – ПОЕХАЛИ!

Виктор Мазуркевич

Встреча 1

Знакомство. Мотивы и мотивация. Психофизиология труда водителя. Психофизиологические качества личности водителя. Исследование и приемы развития индивидуальных психофизиологических качеств. Гендерные психофизиологические различия.

Я вхожу в класс.

– Здравствуйте, водители!

– Здравствуйте…

– А мы еще не водители, мы курсанты!

– Нет, мы учащиеся…

– Давайте знакомиться. Я – магистр педагогических наук, психолог, сертифицированный практик в искусстве нейролингвистического программирования. Занимаюсь автотранспортной психологией с 2000 года. Буду проводить у вас тренинг «Психология водительского мастерства». Можете обращаться ко мне просто – Виктор. Или – Тренер. Или сразу задавать вопрос. Теперь желающие по очереди немного о себе. Имя, возраст, социальный статус, род занятий, цель обучения в автошколе. Начнем с вас:

– Меня зовут Максим. Мне 20 лет. Учусь в институте. Подрабатываю ремонтом компьютеров, установкой программ. Приходится много мотаться по городу. Правда, машину пока себе позволить не могу, права нужны на перспективу.

– Я – Лена. Возраст не скажу. После развода достались и дом, и машина, и двое детей. Одного надо в садик возить, другого – в школу. И самой на работу. Вечером в обратном порядке. В тренинге участвовать не хочу. Я что-то слышала про НЛП и боюсь, что вы меня запрограммируете. Или загипнотизируете.

– Меня зовут Марина. Мне 57 лет, пенсионерка. Мужа поймали за рулем с «остаточными явлениями», лишили прав на год. На электричке до дачи ехать полчаса, и идти потом столько же. Дети с внуками отдельно живут, у них свои заботы. Решили, что будет лучше выучиться мне. На машине все-таки удобнее. Да и здоровье у мужа пошаливает, мало ли что…

– Мне на работе повышение обещали! И служебную машину! Зарплата сразу раза в два повысится! Надо только права получить.

– А меня на работе у всех есть права. И подруги все на машинах. Чувствую себя «белой вороной». Я что – тупее всех?

– А мне права не нужны, просто интересно, чему и как учат в автошколе. Век живи – век учись!

– Вы представьте только: я вся из себя такая, с развевающимися на ветру волосами – за рулем новенькой «тачки» с откидным верхом. Мне друг обещал подарить! Красиво же!

– Ну, ладно. Достаточно. С остальными познакомимся «в процессе». Сейчас хочу успокоить Лену: обещаю без вашего согласия лично вас не «программировать». И не гипнотизировать. И тем более не «зомбировать». Вы не поверите – некоторые даже такого от НЛПеров ожидают! Довольно распространенное явление – люди боятся того, о чем знают только понаслышке.

Теперь давайте попробуем проанализировать и систематизировать ваши ответы.

Понятно, что каждый из вас собирается удовлетворять какие-то потребности. Именно удовлетворение потребностей лежит в основе деятельности человека, в отличие от животного, поведением которого управляют инстинкты. Чем яснее мы будем это осознавать, тем успешнее будет наша деятельность. Марина, попробуйте перечислить потребности, которые здесь упоминались, хотя бы основные.

– Мне нужно быстрее и удобнее перемещаться. Как это назвать? Мобильность и комфорт? Что еще… У всех по-разному. Кто-то говорил о красоте, кто-то о повышении зарплаты, кто-то хочет узнать новое…


Самое обсуждаемое
Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период Как найти период тригонометрической функции Как найти общий период
Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение Камешкир объявления. Русский Камешкир. Кто-кто в теремочке живет? Сложные времена, возрождение
Атмосферное электричество своими руками Атмосферное электричество своими руками


top