Всемирная история. Особенности и этапы становления западной цивилизации Северная Европа и Британия

Всемирная история. Особенности и этапы становления западной цивилизации Северная Европа и Британия

Древняя цивилизация зародилась на Ближнем Востоке - в Древнем Вавилоне , Персии. Но затем все это переместилось в Европу: в Древнюю Грецию и Древний Рим, которые и построили европейскую цивилизацию.
Из Греции в Европу пришла наука и философия, которую греческие ученые получили от евреев еще в период от Первого Храма и до разрушения Второго Храма, то есть за тысячу лет до нашей эры. Об этом пишут сами европейские ученые и философы.
А общественный строй дал Рим, именно он развил Европу. Ведь в то время, когда Римская империя была на вершине своего расцвета и силы, Европа была совершенно варварской. Если бы римляне не покорили Европу, пройдя ее всю вдоль и поперек, до самых северных границ, неизвестно, что было бы с европейской цивилизацией.

Римляне дали Европе государственное устройство, они прокладывали и мостили дороги. Талмуд пишет о том, что по мере того, как Иудея падала, Римская империя переняла ее силу и мудрость и поднялась на этом. Все в итоге вышло из Израиля , из разрушения, пережитого еврейским народом. Духовное знание народа Израиля, его духовное постижение и сила иссякли, и от него остались жалкие крохи.

Народ Израиля не знал, как их использовать, потому что он вообще не создан для того, чтобы что-то строить в этом материальном мире, а только в духовном. А римляне переняли это знание и на его основе построили материальную жизнь в европейских странах.
Этому очень способствовали походы Александра Македонского, который так и заявлял, что стремится передать этот современный, научный, развитый, государственный метод существования всему миру. В этом состояла цель его завоевательных походов.

Кроме того, огромную помощь в распространении римского влияния в Европе оказало христианство, которое было заимствовано у евреев и выросло на основе тех остатков, которые сохранились после разрушения Второго Храма. Первыми христианами были евреи, после крушения Храма превратившие христианство в новую религию.
Христианство обязывало своих приверженцев развивать эту религию и распространять дальше, присоединять к нему новые души. Именно это вдохновило древний Рим на завоевание Европы и принесло туда науку, философию, религию.
До этого Европу населяли варвары, поклоняющиеся духам. Христианство дало им систему, книгу. Начала развиваться живопись, ведь люди были неграмотными и требовались рисунки для того, чтобы объяснить им эту идею.

На обломках разрушения иудейского Храма, в условиях невозможности продолжить духовную идею, которая пала и разбилась, расцвели религии и философии. Вся европейская цивилизация выросла из нескольких крошек, оставшихся от тайной мудрости, которой обладали евреи.

В эпоху раннего средневековья основная идея которая доминировала в западной Европе являлась идея политического единства. Появление этой идеи в Европе появилось довольно рано на рубеже 8-9 веков. Первоначально эта идея была связанна с мечтой возродить римскую империю. Две попытки были осуществлены для возрождения римской империи.

Первая попытка принадлежит франкскому королевству. Это королевство было создано Людвигом в 486 году. В &-9 веках завоевания франкского короля Карла Великого привели к тому что территория франкского государства простиралась от реки Эбро до Эльбы, от Ла-Манша до Адриатического моря. В 800 году Карлу Великому был присвоен титул императора.

В годы правления двух династий Меровингов и Каролингов земледельческие общины превратились в соседские общины. Именно в этот период, властвования этих двух династий, появилась частная собственность на землю которая называлась аллот. Появился бенефисы (условные держания). Начали формироваться вассальные отношения. Оформилась система иммунитетов (свобод). Началась складываться иерархическая структура. Крупные вассалы короля имели под своим началом более мелких вассалов. При внуках Карла Великого согласно берленскому договору от 843 года империя Карла Великого распалась на 3 королевства: Людовик Немецкий получил Германию; Карл Лысый получил Францию; Лотарь получил Италию. Б истории существует утверждение что именно 843 год это год образования трех крупных государств; Франции, Германии, Италии. Это была первая попытка возрождения римской империи.

Вторая попытка была связанна с образованием священной римской империи. Еще в начале 10 века на месте восточно-франского королевства появилось германское королевство. Германский король Фоттон I совершив несколько походов в Италию добился коронации в Риме. Римский папа возложил на него как за полтора века до этого на Карла Великого императорскую корону. Так возникла большая империя куда вошли германские земли, северная и средняя Италия, Чехия, Бургундия.

Новое государство получило название священная римская империя, а затем с конца 15 века оно стало называться священная римская империя германской нации. Императоры священной римской империи претендовали на роль приемников императоров древнею Рима. Атонн Ш перенес резиденцию в Рим. Но священная римская империя была весьма рыхлым образованием. Атон Ш носился с лаврам создания все европейской католической империи, с центром в Риме и единой властью папы и императора. В 1356 году король Карл IV издал золотую буду. Которую Маркс назвал основным законом немецкого многовластия. В этой золотой буле был сформулирован сложившийся порядок избрания короля который был возведен в закон. За феодалами утверждалась полная церковная власть в их владениях. К концу 15 века феодальные владения возросли до 300, Таким образом империя универсальной империи в западной Европе не состоялась. Однако империя Карла Великого и Атонна I выполнили свои объединяющие и консолидирующие функции. Идею единства западноевропейской цивилизации также утверждалась католической церковью через проповедь особого христианского мира.

Идея единства, то единства которое сейчас существует в Европе не смотря на то что там много государств, но цивилизация практически одна, европейская цивилизация. Складывалось это как раз в средние века. Импульс к этому был связан с созданием двух европейские центров в средние века. Двух торгово-экономических полюсов. Один центр находился на севере. Он сложился в центральной Европе и на севере континентальной Европы. Уже в 11-13 веках здесь велась в районе балтийского, северного морей, на территории нынешней Бельгии, германии обширная торговля. Западным постом этого торгового региона был город Брюгге, восточным древнерусский Новгород. В зоне куда входило все побережье Балтийского, Северного морей формировался мощный торгово-экономический союз, который окончательно оформился в 1356 году и получил название гондейский союз. Инициатива создания этого союза принадлежит городу любе. Его географическое положение было таковым что он связывал Балтийское и Северное моря. Другим инициатором выступал город Гамбург. Всего в этот союз вошло 80 городов. Этот союз практически монополизировал посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока в Европу шли мед, воск, смола, меха, строевой лес, а в обратном направление метало продукция, вино, сукно и др. Вот наличие этого торгового союза консолидировало Европу.

Вторым центром консолидации явилось Средиземноморье. Когда началось активное строительство арабской цивилизации арабы начали свои завоевательные войны. Они устремились в том числе и на запад. Пройдя через Гибралтар они заняли часть Испании, также они заняли юг Италии. Фактически для жителей Италии, для жителей Средиземноморья, Средиземноморье на какое-то время было потеряно, так как им владели арабы. Но этот процесс длился не долго. Вскоре произошел откат (8 век). Арабам проникнуть в Европу нс удалось.

Одновременно шел процесс становления роста крупных городов в Италии. Особенно выделяется два крупных города; Венеция, Генуя. Эти города особенно ожили в раннее средневековье (9 век). Особенно богатства Венеции выросли во время крестовых походов. Когда по наущению венецианского дожа крестоносцы отправились не в Иерусалим а в Константинополь. Разграбив его и привезя в Венецию огромные богатства. Постепенно Венеция захватила ряд важных опорных пунктов в восточном Средиземноморье, на Крите, на Кипре, на побережье Балканского полуострова. Тем самым она вышла на побережье черного моря. Венеция стала крупнейшего по тем временам торгового флота. Фактически владычицей средиземного и от части черного морей. Венеция торговала с Египтом, Византией, Сицилией. С 13 века Венеция стала известна как город который хранил секрет изготовления удивительного стекла. Население Венеции насчитывало 200 тысяч человек.

Становление единства западноевропейской цивилизации также проходило в борьбе двух тенденции: центробежной и центростремительной. Период средневековья это период феодальной раздробленности. Ярким примером такой феодальной раздробленности является Италия, Италия на протяжение всего тысячелетнего периода средневековой цивилизации оставалась раздробленной. Это единственное в Европе государство которое пройдя все средневековье осталось политически расколото.

Политическому объединению Италии мешали как внутренние так и внешние причины. Ко внутренним причинам можно отнести ту борьбу которую постоянно вели многочисленные итальянские герцогства, республики и другие политические образования.

Среди внешних причин главной являлась подчинение значительной части Италии иноземными агрессорами. Сильная политическая раздробленность была характерна и для Франции. В первую очередь это относилось к раннему средневековью. Страна представляла собой совокупность экономически разобщенные и политически самостоятельных феодальных владений. Государи и сеньоры чувствовали себя полными хозяевами своей земли, особенно после распада империи Карла Великого. Самыми сильными феодальными владениями были: на севере герцогство Нормандия, графство Фландрия, на западе графство Бретань, на востоке графство Шампань, герцогство Бургундия, на юге Тулусское графство. Был период когда французский король не имел даже собственной столицы. Нечто подобное являла собой и Испания. По мере развития реконкисты (возврат Реберийского полуострова у арабов) которое происходила в 8-9 веках в северной и средней частях страны начали образовываться небольшие ранние феодальные государства. В южной арабской части полуострова после распада кардобского халифата также возникло большое число мелких эмиратов и княжеств.

Но такой феодальной раздробленности противостояла другая тенденция а именно усиление централизации государственной власти. С некоторой долей духовности можно утверждать что в своем развитие процессы территориальной государственной централизации в Европе проходил в два этапа.

Первый из них охватывает период конца раннего и начала развитого средневековья. Так 9-10 века это времена существования хотя и ласутной но все же достаточно централизованной империей Карала Великого. В средней части Европы в это время существовало Великая арабская держава западных славян. На смену ей пришло крупное венгерское королевство возглавляемое Стефаном I.

Второй этап активной государственной централизации наступил в 15-16 веке. Он имел более прочную экономическую основу в виде складывавшихся в это время национальных рынков и ускорившегося процесса начальной консолидации наций.

Так образование централизованных государств в Англии и Франции произошло в основном в 15 веке, В Англии оно было связано с завершением войны между белой и алой розами а также других раздирающими страну меж феодальных усобиц и воцарением на престол новой династии Тюдоров. Генрих УП повел непримиримую борьбу с самостоятельными баронами. Именно в это время Англия превратилась в сильную централизованную державу.

Во Франции образование единого государства с твердой центральной властью произошло при Людовике XI. Которому позже удалось сломить политическую силу феодалов. Одновременно продолжалось расширение территории Франции в которую вошли герцогства Бретань, Бургундия. Всему этому способствовала победа Франции в столетней кровопролитной, сложной войне, которую Франция вела с Англией. После завершения столетней войны появилось само название Франция. Вернее оно распространилось не только на северную часть нынешней Франции но и на всю ее территорию.

Политическое объединение и централизация политической власти происходило в Испании по мере успехов реконструкции. Сначала началось постепенное расширение Кастилии а затем Арагона. И наконец в 1479 году оба этих королевства объединились. Благодаря графу Арагонского короля Фердинанда и Кастильской королевы Изабеллы. Образовалось новое государство с централизованной властью, государство Испания.

Таким образом идея единства западноевропейской цивилизации формировалось на протяжение всего средневековья. Западноевропейская средневековая цивилизация обхватила сложный комплекс многочисленных государств.

В итоге всех изменений в середине 16 века политическая карта Европы предстает перед нами следующим образом. В западной и юго-западной Европе оформились три крупные централизованные государства: Англия, Испания, Франция. Среднюю полосу Европы занимали: священная римская империя и Италия, которые оставались еще политически раздробленными. На севере Европы к концу 16 века политический тон задавали: Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился под властью османской империи. У восточных рубежей западноевропейской цивилизации находилось мощное русское государство, княжество литовское, польское королевство, ливонский орден.

Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы:

    Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

    Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. - Изд. 7-е. - Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. - 478

    История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /

Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001.-352с.

Тема 6. Становление современной европейской цивилизации

    Особенности западной цивилизации

Проблема периодизации истории нового времени. Дискуссии о проблемах преобразования традиционного общества в общество нового времени в исторической науке. Теория «модернизации». Теория «индустриального общества».

Особенности Западной цивилизации: динамизм, индивидуализм, рационализм, высокий нравственный престиж труда и его результатов, рынок как способ функционирования экономики, классовая структура общества, наличие развитых горизонтальных связей, правовое демократическое государство. Меркантилизм и политика протекционизма.

    XVII веке

Создание новой картины мира. Реформационные процессы в Европе и Северной Америке в начале нового времени и их влияние на массовое сознание и идеологию. Закономерность экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, роль протестантской этики в формировании общественных отношений нового типа на Западе. Тенденции развития европейской культуры. Культура европейского и американского Просвещения. Классицизм. Формирование теорий «естественных прав» человека, «общественного договора», «народного суверенитета» и их воздействие на общественную жизнь европейских стран и Северной Америки.

    Начало экспансии Европейской цивилизации

Начало экспансии европейской цивилизации. Великие географические открытия, их значение и последствия. Изменение направлений торгово-экономических связей Европы и перемещение центров европейской торговли. Формирование новой картины мира. Начало складывания взаимозависимого мира и перехода от локальных цивилизаций к мировой.

    Абсолютизм и возникновение буржуазных общественных отношений

Природа западноевропейского абсолютизма. Его особенности во Франции, Англии и Испании. Социальная база абсолютизма. Покровительственная политика по отношению к буржуазии. Становление буржуазных общественных отношений. Технический прогресс. Возникновение мануфактуры. Революция цен. Первоначальное накопление капитала.

  1. Особенности западной цивилизации

Рассмотрим основные события и процессы всемирной истории, происходящие в Европе в конце XV-XVII вв. Для европейской истории эта эпоха имеет исключительное значение. Многие историки называют ее «временем великого прорыва», и этому есть все основания. Именно в этот период были заложены основы капиталистического способа производства, значительно возрос уровень производительных сил, изменились формы организации производства, благодаря внедрению технических нововведений повысилась производительность труда и ускорились темпы экономического развития. Этот период стал также переломным в отношениях Европы с другими цивилизациями. Если до этого Запад был относительно замкнутым регионом, то произошедшие в XV-XVII вв. Великие географические открытия (подробнее см. гл. 5) раздвинули границы западного мира, расширили кругозор европейцев. Развитие торговых связей углубило процесс формирования национальных рынков, общеевропейского и мирового. В XVI-XVII вв. Европа стала родиной первых раннебуржуазных революций.

XVI-XVII вв. ознаменованы первой научной революцией, заложившей основы современного знания в области естественных и точных наук, в сфере гуманитарной и политической мысли, философских воззрений. В период Реформации XVI в. столкнулись не только в смертельной битве религиозные взгляды, но и зародилась система гражданских прав и свобод и вырабатывались основополагающие понятия в этой шкале ценностей – свободы совести .

Формирование в это время капиталистических отношений в Голландии, Англии и других европейских странах привело к превращению европейский истории во всемирную. Втягивание различных стран и континентов в мировой рынок содействовало разрушению феодальных форм производства, выдвинуло перед феодальными государствами новые задачи и проблемы, что привело к изменению форм государственного устройства – в этот период начиналась эпоха абсолютных монархий.

. Новое время: понятие и периодизация

Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». Термин «новая история» появился в ев­ропейской политической мысли еще в эпоху Возрождения. Европейские мыслители-гуманисты, осмысливая пути раз­вития человеческой цивилизации, предложили трехчлен­ное деление истории на Древний мир, Средние века и Новое время. Это деление прочно закрепилось в историче-ской литературе. Что касается вопроса о хронологических рам­ках данного периода, то среди историков до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Долгое время в отече­ственной историографии точкой отсчета Новой истории было принято считать английскую буржуазную революцию 1640 года, явившуюся характерным примером кризиса «ста­рого порядка». Однако процесс разложения феодального общества начался гораздо раньше. В последнее время боль­шинство историков придерживаются принципиально иной точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV - XVI веков. В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. Буржуазия и «новое дворянство», значи­тельно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских госу­дарств. Революционные изменения происходят и в духов­ной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV - XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, националь­но- освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий. Данный пери­од может быть обозначен как раннее Новое время.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации/ К этому вре­мени существенно возросла политическая и экономическая мощь буржуазии. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII - начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. Политические, экономические, морально-этические идеи просветителей стали основой современного либерализма, именно просветители впервые открыто заявили о необходи­мости введения в общественную практику разделения влас­тей, равенства граждан перед законом, создания механизма осуществления «естественных» прав человека. Вторая по­ловина XVIII века характеризуется окончательным утвер­ждением капиталистического способа производства. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Борь­ба между этими социальными группами определяла харак­тер развития капиталистических отношений на протяже­нии всего XIX века. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. Европа утверждала свою гегемонию в мире путем открытой экспансии. Наиболее развитые страны проводили активные колониальные захваты, истребляя и угнетая местное население, навязывая ему свои поли­тические, экономические и культурные нормы и тради­ции. К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX - XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

Таким образом, период Новой истории можно разделить на два крупнейших этапа: первый - с конца XV - начала XVI веков по вторую половину XVIII века, когда новые явле­ния только зарождались и пробивали себе дорогу в жизнь, и второй - со второй половины XVin по начало XX веков, время ускоренного становления индустриального общества со своей специфической политической и социальной структурой.

Абсолютизм в Европе

В первой половине XVI в. в Европе завершается фор­мирование централизованных государств - Франции, Ан­глии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства - абсолютизм. Его характерны­ми признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрокра­тический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идей­ного обоснования абсолютизма выступала теория божествен­ной природы королевской власти. Под воздействием раз­личных факторов на рубеже XV-XVI столетий традици­онные сословия деформировались, оказываясь в большей мере заинтересованными в усилении королевской власти. Дворянство видело в ней источник финансовой поддерж­ки, а также стремилось получить придворные должности, посты в армии и государственном управлении. Происхо­дившая реформация существенно ослабила позиции духо­венства, которое утрачивает прежнюю автономию от свет­ских властей. Третье же сословие, в особенности предпри­нимательские элементы, традиционно поддерживали силь­ную королевскую власть, видя в ней залог своей стабиль­ности и процветания. Используя заинтересованность ряда сословий, монархии удается возвыситься до положения «надсословной» силы и завоевать абсолютную власть. В таких условиях огромное значение приобрели личность монарха, его способности и склонности. Основой полити­ческой стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим зна­чительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При аб­солютизме утверждается новый принцип управления: госу­дарство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-право­вой, общенациональный характер. Возникновение абсолю­тизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства. Абсолютизм формируется в XVI-5CVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремив­шихся к установлению своей гегемонии в Европе. Однако в Европе на данном этапе развития существовала и так назы­ваемая «региональная» модель абсолютизма (характерна для итальянских и германских земель с их полицентризмом). Здесь, хотя и в рамках небольших государств, также шел процесс укрепления монархической власти, формирование бюрократического аппарата и регулярной армии. Безуслов­но, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны зат­рудняли государственное развитие. Тем не менее, Испания при Филиппе П (1556-1598 гг.), Англия при Елизавете I (1558-1603 гг.), Франция при Людовике XIV (1661- 1715 гг.) достигают пика развития абсолютистской системы.

    Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке

Становление европейской цивилизации

Термин "средние века" был впервые употреблен итальянскими гуманистами в XV в. для обозначения периода между классической древностью и их временем. Именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестантство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу. В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

· раннее Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

· классическое Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального развития средневековых феодальных институтов;

· позднее Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества.

Средневековое общество было аграрным. Основа экономики - сельское хозяйство. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным. Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города. Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Средневековое общество было сословным.

Государства востока в средние века

Термин "Средние века" употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI - начало XVII вв., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития. Географически Средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Переход к Средневековью на Востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, Византия, Сасанидский Иран, Кушано-Гуптская Индия), в других - он сопровождался социальными потрясениями, как это было в Китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение благодаря участию в них "варварских" кочевых племен. На исторической арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. Рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали взаимодействию культур. Однако для стран Южной Азии и Дальнего Востока знакомство с европейцами состоялось лишь в XV-XVI вв.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил - распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенство-валась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе - было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

Среди факторов, обусловливающих "запаздывание" восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытно-общинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над го-родом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

Становление современной западной цивилизации

Совсем недавно понятие цивилизации имело для Европы исключительно историко-культурный интерес. Причем внимание обращали, прежде всего, на различия между народами. Сейчас понятие цивилизации выходит на первый план как категория, отражающая единство народов Европы, общность ценностей европейского дома. Тема общеевропейской цивилизации с ее неповторимыми общими особенностями проходит красной нитью через многие исследования в качестве «наивысшего аргумента» в пользу общеевропейского единства. Именно в Европе прогрессивный тип цивилизации обрел устойчивость, развивается длительное время. Поэтому рассматривать особенности этого типа цивилизации целесообразнее, прежде всего на примере Европы.

Средневековая цивилизация Европы начала разрушаться в XI в. Появилось мануфактурное производство, расширялась торговля, росли города. Горожане добивались свободы от светских и духовных сеньоров. Переломным считается XIII в. С XIII по XVII вв. шел активный процесс становления Европейской цивилизации, аналогичной греко-латинской. Становление современной европейской цивилизации шло трудно, в ходе войн, революций, социальных и религиозных движений. Это становление не было однолинейным. За революцией часто следовала контрреволюция, за реформами - контрреформы, но все же побеждала прогрессивная тенденция.

Развернулся процесс рационализации сознания, стали складываться более широкие представления о мире. Система образования отделилась от церкви. В XII-XIII вв. появились первые университеты в Италии, Испании, Франции, Англии. На латинский язык были переведены сочинения Аристотеля и их изучение стало самым главным предметом в школе. Усиленно штудировались римские законы и судебные порядки (римское право). Наиболее знамениты были школы в Болонье (римское право), в Салерно (медицина), в Париже (философия и богословие). Школы (университеты) собирали студентов из разных стран, преподавание велось на латыни. В середине XV в., благодаря золотых дел мастеру и резчику Гутенбергу, появилось книгопечатание.

В это время проявились первые признаки отделения общества от государства, элементы правового государства. Подписанная английским королем Иоанном Безземельным Великая Хартия вольностей (1215 г.) заложила основы правового государства, государственной защиты прав личности. Хартия ограничила права короля, дала привилегии (вольности) рыцарям, свободным крестьянам, горожанам. В Хартии было заявлено: «Никто не будет схвачен, посажен в тюрьму, лишен имущества, объявлен вне закона, изгнан или введен в убыток, ни на кого не падет королевская опала иначе, как в силу законного приговора людей, равных обвиненному по званию, или в силу закона страны». Великий парламент 1265 г., в котором рядом с прелатами и баронами, приглашенными поименно, сидели впервые выборные представители от населения графств, рыцарей и горожан, предвещал эру господства в Европе парламентаризма.

Эпоха Возрождения, развернувшаяся на протяжении XIV-XVII вв. позволила освоить опыт, накопленный античной цивилизацией. Особенно большое значение для становления европейской цивилизации имело наследие Древнего Рима (о Древней Греции в Европе долгое время было известно мало). Опыт латинства (римский опыт) - это тот колоссальный первоначальный капитал, который позволил резко сократить время на разработку и освоение демократических механизмов, на создание соответствующей культуры. Европейская цивилизация в широком смысле прямая наследница классической античной цивилизации. Следовательно, она преемственна, хотя абсолютно самостоятельна, поскольку ушла в своем развитии значительно дальше. Становление современной европейской цивилизации было облегчено усвоением опыта античности.

Колоссальное значение для становления европейской цивилизации имела религиозная Реформация в первой половине XVI в. Церковь, явление религиозной харизмы на общественное сознание и развитие сдерживали процесс становления прогрессивного типа общества, рационального сознания. В трудной борьбе, в ходе войн и разрушительных массовых движений удалось ограничить роль церкви и духовенства. Но, главное. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации: протестантизм. От католичества отошла значительная часть населения Европы: Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Голландия, Финляндия, Швейцария, часть Германии, Чехии и т.д. Да и в самом католичестве происходили существенные изменения.

Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Протестантизм учил, что человек имеет непосредственную духовную связь с богом, без посредников. Религиозная обрядность упростилась. Именно это направление в христианстве считается наиболее адекватным западному образу жизни, системой духовных ценностей, которая соответствует демократическому рыночному обществу. Важно то, что протестантизм дал духовную санкцию на прибыль как цель экономической деятельности человека. Католичество, римские папы вели борьбу с прибылью, опираясь на библейские каноны. Древнее библейское имущественное право не содержало понятия «собственность», имеющиеся в священных текстах схожие термины означали, как правило, «имущество». Оно запрещало ростовщичество. В Новом Завете также немало положений, ограничивающих экономическую деятельность. Однако протестантизм доказал, что, стремясь к богатству, можно служить Богу христианскому, поскольку богатый человек тратит свои средства не только на себя, но и на общество. Еще более радикально освобождался от религиозной догматики и атрибутики баптизм, выделившийся из протестантизма позднее. Реформация открыла дорогу к парламентаризму и промышленной революции. Европейскую цивилизацию можно назвать по отношению к старой (античной) новой, или современной цивилизацией.

Каковы основные черты ментальности европейских народов? Согласно христианским представлениям, собственно человеческая история началась не с момента сотворения мира, ибо райское существование протекало вне существенных изменений, то есть вне истории, а с момента грехопадения, после которого человек был низвергнут в поток времени, стал смертным. Для Европы характерно представление о линейном, быстро текущем времени, которое состоит из трех ступеней:

  • - прошлое. Оно свершилось, в нем ничего нельзя изменить, из него лишь можно извлекать уроки.
  • - настоящее. Человек - активно действующее лицо в настоящем, он может и должен влиять на ход событий, на жизнь общества.
  • - будущее. Оно лишь предстоит, оно неизвестно, но человек своей активной деятельностью в настоящем может в той мере, в какой ему это доступно, подготовить будущее.

В общественном сознании господствует убеждение в необходимости постоянного развития, прогресса, движения вперед. В христианстве, как системе духовных ценностей, заложена идея прогресса, необходимости постоянного развития и совершенствования общества и человека. Не случайно этот тип цивилизации часто называют христианским или иудео-христианским. Достаточно обратиться к библейской притче о Моисее, который вывел народ израилев из египетского плена. Побег из плена - это движение во времени, движение от рабства к свободе, к земле обетованной, от неравенства и угнетения к равенству и божьему избранничеству. Жизнь данная человеку, в христианстве рассматривалась как своеобразный кредит, который надо будет вернуть с процентами. От человека требовалось потратить жизнь на совершенствование себя и окружающей жизни. После смерти высший суд должен воздать каждому по заслугам. Общественно признанная необходимость постоянного развития, движения вперед превратила инновацию, новое вообще в высшую ценность. Западное общество проникнуто страстью к обновлению.

Для этого типа цивилизации характерна в буквальном смысле идеология индивидуализма. Приоритет личности, ее интересов безусловен. Индивидуализм - это исторически сложившийся тип поведения, имеющий социально-психологическую и идейно-мировоззренческую мотивированность. Акцент делается на самоценность индивида, на ее свободу, автономию, на право самому определять направления своей деятельности. Одновременно индивидуализм предполагает ответственность человека за себя, свою семью. Индивидуализм предполагает многовариантность поведения, в том числе политического. Следовательно, политический плюрализм, характерный для обществ западного типа, свои истоки имеет в индивидуализме. Индивидуализм не отрицает наличие коллективных интересов - интересов общества в целом, а предполагает их. Пределы индивидуализма определяются нормами общественной морали и законами страны. В странах западного типа исторически сформировался устойчивый баланс интересов личности и общества. Яркий показатель приоритета индивидуализма - книга рекордов Гиннесса. Она наглядно свидетельствует, что каждый может стать единственным, достичь чего-то необычного, и призывает к этому.

Важно, что общественное сознание воспринимает мир только в реальности, оно рационально, свободно от давления религиозной догматики в решении практических вопросов. Цели деятельности человека носят конкретный, прагматический характер. Несмотря на рационализм, общественное сознание ориентировано на христианские ценности как высшие и нормативные, как идеал, к которому надо стремиться. Сфера безраздельного господства христианства - это общественная мораль. Причем это касается не только сферы личных взаимоотношении, но и деловой жизни. Существует понятие протестантской деловой этики. Важнейший ее принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело.

Европейская цивилизация развивалась неравномерно. Прогрессивный тип развития требует постоянного притока ресурсов, рабочей силы, все новых и новых мозгов. Устойчивый динамизм этот тип цивилизации приобрел в эпоху географических открытий и колониальных войн. Потенциал фактически всей планеты был подключен для того, чтобы создать то, что сегодня мы называем Западом. Таким образом, прогрессивный тип развития не является достижением только западного сообщества, а результат деятельности всего человечества. Эксплуатируя колонии, Европа привносила в разные части света очаги, анклавы своего тип» развития, распространяя его на другие части света. Так Европа выходила за географические рамки и превращалась в Запад - западную цивилизацию.

Каковы исторически сложившиеся, прежде всего на примере Европы, черты западной цивилизации?

  • - Высокий нравственный престиж труда и его результатов. Уже в XIII в. экономическая доктрина католической церкви претерпела изменения, смягчилась. Если раньше считалось, что труд - это наказание Божие за грехи, то теперь утверждается убеждение в полезности труда и его высоком нравственном значении. Труд рассматривается как высокое нравственное и религиозное служение, а не просто как средство к жизни. Отсюда - высокая заинтересованность в результатах труда.
  • - Рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства. С ХV в. хозяйственная деятельность горожан в Европе строится на новых основаниях. Свобода торговли и предпринимательской деятельности получает стойкие правовые гарантии. Появились новые, рыночные формы организации экономической деятельности.
  • - Классовая структура общества, развитые формы классовой организации: профсоюзы, партии, программы и идеологии и т.д. Частная собственность, рыночная экономика приводят к разделению общества на классы, формированию классовых интересов и, соответственно, появлению классовой борьбы.
  • - Наличие развитых, не зависимых от власти (горизонтальных) связей: экономических, социальных, культурных, духовных и др., - между индивидами и ячейками общества, семьями, хозяйственными единицами, и, как следствие, наличие гражданского общества, существующего независимо от власти.
  • - Правовое демократическое государство. Государство в классовом обществе неизбежно предоставляет наибольшее влияние имущим и образованным. Но главное: государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов, для обеспечения условий гражданского мира, для обеспечения реализации идей прогресса. Форма государства - демократия. Что это значит? Демократия предполагает согласие управляемых в том, чтобы ими управляли. Это достигается через участие населения в выборах органов власти. Вмешательство государства в гражданскую жизнь ограничено законом. Для того чтобы государство не увеличило сферу своего влияния, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти независима, но по отношению друг к другу они оказывают сдерживающее и уравновешивающее влияние. Демократическое общество предусматривает открытость, право на свободу мысли, религиозных убеждений, возможность дискуссий по любому вопросу, свободу высказываний любых взглядов, кроме разрушительных для общества. Демократическое государство охраняет человеческое достоинство и права личности. Это - правовое государство, то есть там правит закон, а не люди.

Разумеется, сказанное вовсе не значит, что демократия является идеальной формой правления. Возможны и злоупотребления власти по отношению к обществу, и нарушение законов, и использование служебного положения, и использование демократических институтов для достижения недемократических целей (как случилось на выборах в Германии в 1933 г., когда к власти пришел Гитлер).

Необходимо отметить, что западный тип цивилизации характеризует западо- или европоцентризм. Он пронизывает все: науку, искусство, общественное сознание, политику. Запад считается центром и вершиной мира. Все остальное - отсталая периферия. Аристотель положил начало отношению к варварам (а это все, кто не был эллином) как к части окружающей природы, как к «растениям или животным». В дальнейшем эти идеи активно развивались. Знаменитый немецкий философ А. Гегель выдвинул тезис о Европе, как завершении всемирной истории и наивысшем воплощении человеческого духа. В этом же ключе разрабатывался и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Классики марксизма сосредоточены на Европе, считая, что остальной мир обречен повторить то, что происходит здесь. Ярко представлены идеи западоцентризма и в современном мире.

развитие европейский цивилизация

ЛИТЕРАТУРА

  • 1. Пути Евразии - М., 1992.
  • 2. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций - Брянск, 1996.
  • 3. Яковец Ю.В. История цивилизаций - М., 1994.

Самое обсуждаемое
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке
Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе Индустриальное общество Основные группы населения в индустриальном обществе


top