Боги древних славян пантеон языческих славянских богов, сказочная нежить. Презентация для начальных классов "исследовательская работа "боги древних славян"" Славянские божества презентация

Боги древних славян пантеон языческих славянских богов, сказочная нежить. Презентация для начальных классов

Подготовила

Артишевская Маргарита Геннадьевна,

"Уже в древние времена, многие тысячи лет назад, славяне имели очень стройную и целостную систему мировоззрения, раскрывающую и объясняющую принципы устройства Мира - Мира живого, находящегося в постоянном движении саморазвития и самосовершенствования. И человечество, как основная часть его, тоже не что-то законченное, застывшее, а также стремится к обновлению, то есть к эволюции своего сознания и бытия.

В основе этой системы древних славян лежало представление о существовании трёх сфер - миров, в которых проходит вся небесная и земная жизнь каждого человека. Это Миры - Прави, Нави и Яви.

Мир Света, добра, истины, Божественной любви и красоты - это Мир Прави. В нём обитают светлые Боги и управляет там Сварог, старший сын Рода Небесного, Творца всего сущего.

Мир Нави - это сфера присутствия Сознания Творца, куда после пребывания на Земле уходят души человеческие, где они обитают между предыдущим и последующим воплощениями.

Ну и, наконец, наш земной проявленный мир - Мир формы или Мир Яви. Это - явный мир, где каждый из рождённых проходит школу Бытия, учится в конкретных жизненных ситуациях отличать плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла. Отдаёт свет своей любви посредством творческого созидательного труда всем остальным людям, обществу.

По воззрениям древних славян - Природа - это Храм, и всё, что их окружает - растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать-Сыра Земля, планеты и звёзды - находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.

А судьбы людей сплетаются на веретене Небесной Богини Макоши в зависимости от Божественного предназначения каждого и его непосредственного образа существования в Мире Яви.

Светлые Образы Славянских Богов века и тысячелетия наставляли славян мудрым законам мира Прави, мира высоких нравственных понятий, охраняющих их на тернистых дорогах земного бытия.“

Устройство Мира

По воззрениям древних славян - Природа - это Храм, и всё, что их окружает - растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать-Сыра Земля, планеты и звёзды - находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.

"Источник жизни, бытия живых существ во Вселенной" - вот как о нём удивительно поэтично и образно повествуется в "Книге Коляды". Бог Сущий и Бог Всевышний! Родитель и Нарожденный! Бог Истинный, Всемогущий! Святой и Неизреченный! Эта песнь о Тебе - Родитель! До рождения Света Белого тьмой кромешною был окутан Мир. Был во тьме лишь Род - Прародитель наш. Род - Родник Вселенной, отец Богов. Был вначале Род заключён в яйце, был он семенем непророщеным, был он почкою нераскрывшейся, но конец пришёл заточению, Род родил Любовь - Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою любви, и тогда любовью мир наполнился. И родил он Царство Небесное, а под ним создал Поднебесное. Отделил Океан - море синее от небесных вод твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. На картине Он восседает на небесном Троне. Одной рукой Он перелистывает Книгу Жизни Бытия, а другой - благословляет на Бытие, даёт энергию жизни.




Велес и Даждьбог Велес - брат Сварога,"скотий бог«, хозяиндикой природы, могучийволшебник и оборотень,толкователь законов,учитель искусствам,покровительпутешественников итоговцев, бог удачи Даждьбог - бог Солнца, теплаи света, бог плодородия иживительной силы. Его имяслышится в дожившей донаших дней молитве: «Дай,Боже!» ДаждьбогДаждьбог - бог Солнца, теплаи света, бог плодородия иживительной силы. Его имяслышится в дожившей донаших дней молитве: «Дай,Боже!» Даждьбог




Китоврас и Коляда Китоврас - бог-кентавр, бог-строитель, ученый иизобретатель КитоврасКитоврас - бог-кентавр, бог-строитель, ученый иизобретатель Китоврас Коляда - богвеселых застолий.Он учредилпервый календарь КолядаКоляда - богвеселых застолий.Он учредилпервый календарь Коляда




Род и Перун Перун - бог грозовыхтуч, грома и молнии,покровителькняжеской дружины,бог-управитель, богкарающий занеисполнение законов Перун Род - создатель мира. Все, рожденное Родом, Род до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники




Святобор и Семаргл СвятоборСвятобор - бог лесов Святобор и лесных угодий. Он обеспечивает гармонию и согласие в природе СемарглСемаргл - бог огня и луны, жертвоприношений, дома и очага, хранитель посевов. Мог оборачиваться священным Семаргл крылатым псом


Триглав и Хорс Триглав - единение трехсущностей-ипостасей богов:Сварога (творение), Перуна(закон) и Святовита (свет). Уарийцев идея триединогобожества воплощалась вТримурти (Брахма, Вишну иШива) ТриглавТриглав - единение трехсущностей-ипостасей богов:Сварога (творение), Перуна(закон) и Святовита (свет). Уарийцев идея триединогобожества воплощалась вТримурти (Брахма, Вишну иШива) Триглав Хорс - бог Солнца ХорсХорс - бог Солнца Хорс











19









Cлавянские боги - олицетворение сил природы и
жизненных явлений.
Для сознания древнего славянина было характерно
представление о том, что среди богов первое место
занимают те, к которым обращается человек или
племя в определенный момент. Все зависело от того,
какая сила природы в данный момент является
наиболее значима для человека или племени.
Поэтому выстроить иерархию славянских богов сложно.
Иерархия славянских божеств зависела от
географического положения и рода занятия племени

Приблизительно к 9 в. н.э. наибольшее значение приобрел бог
Род. Связано это с земледельческим культом плодородия. Род –
верховное божество восточных славян, создатель мира.
Объясните происхождение слов: «природа», «народ», «родина».

Так как вся жизнь
славянина-хлебороба
зависела от земли,
поэтому Мать-земля
явлена в образе
Макоши (ма – мать,
кошь – корзина) богини урожая,
подательница благ, а
ещё богиня судьбы,
покровительница
домашнего очага,
семьи и счастливого
брака.

Божественным супругом
матери-земли выступало
небо. Небесное верховное
божество Сварог – бог неба
и огня.
Объясните значение слов
«свара», «свариться»

Старший сын Сварога,
Даждьбог – бог солнечного
тепла,первое из
олицитворений солнца.
Считался на Руси
родоначальником и
покровителем русичей. Бог
податель земных благ,
охраняющий род. Дал
человеку главное: солнце,
тепло, свет, ход природных
явлений и времени. Нес
светлое, творческое, мужское,
небесное начало.

Хорс – бог солнечного
диска, второе
олицетворение солнца.
Видимое солнце у славян
связывалось с магическим
представлением о
цикличности, повторяемости
явлений мира и событий в
жизни человека. Все это
связывалось с деяниями
бога Хорса.
С этим богом связаны
слова «хоровод», «хор».

Третье олицетворение
солнца был Ярило – бог
яркого солнечного света. В
сознании славянина связан с
«яростью», но не в значении
«злость, отчаяние», а
«благородного порыва».
Имя бога в русском языке
присутствует в таких
словах как «яркий»,
«яровой», «боярин».

Со Сварогом связан бог
Стрибог – бог воздушных
течений и стихий. Ему
подчинялись ветры. До нас
дошло два имени ветра:
Погода или Догода
(легкий, приятный ветерок)
и Посвист (холодный,
разрушительный ветер). В
русском фольклоре Посвист
заменяется Солоовьемразбойником.

Перун – бог войны, грома и
молнии, покровитель воинов.
Пришел на Русь вместе с
воинами-язычниками. Имеет
огромную свиту из
родственников и
помощников: гром, Молния,
Град, Дождь, русалки,
водяные, ветры (их четыре).

Особенно любили славяне
Ладу – богиню любви и красоты.
С наступлением весны
наступали Ладины праздники,
славяне играли в горелки
(гореть по др. слав. – любить).
Любовь сравнивали с красным
цветом (красный – красивый).
Объясните значение слов лад,
ладный, лады, красна-девица.

Жива - дочь Лады,
покровительница жизни, весны,
рождения, плодородия.
Лель – сын Лады, покровитель брака.

Белобог – хранитель и
податель добра, удачи,
справедливости,
счастья, всех благ.
Семаргл – бог огня,
охранял посевы.

Велес (Волос) – один из
древнейших славянских богов.
Вначале покровительствовал
охотникам, затем, с
появлением скотоводства,
становиться «скотьим богом».
Так как скот всегда считался
основным богатством племени
и семьи, Велес считался богом
богатства (отсюда слово
«володеть, владеть»). Всегда
изображали с длинными
волосами и бородой.

Богам солнца, жизни,
земли и любви
противопоставлялись
боги смерти и
подземного царства.
Чернобог – бог зла,
безумия, властитель
подземного мира,
представитель тьмы.
Объясните значение
словосочетаний
«черный день», «черная
душа». краткое содержание презентаций

Славянская мифология

Слайдов: 23 Слов: 681 Звуков: 0 Эффектов: 108

Сюжеты и герои славянской мифологии. Сюжеты и герои. Мифология древних славян. Сюжеты. Пантеон. Рождение мира. Лада. Макошь. Серебряная голова. Даждьбог. Сварог. Велес. Все в это время предаетсябуйным радостям жизни. Народный миф о Солнце. Значение слов. Перун побеждает змея. Славянская мифология. Славянские праздники. Праздник Ивана Купалы. Хороводы. Поединки. Кулачные. Славянская мифология. - Славянская мифология.ppt

Славянские боги

Слайдов: 33 Слов: 3240 Звуков: 0 Эффектов: 0

Язычество древних славян. Славянское язычество. Историческое развитие славяно-русского язычества. Человек. Язычество. Падение авторитета церкви. Своеобразное двоеверие. Множество волшебных персонажей. Пантеон славянских богов. Верховное божество славян. Хорс. Ярило. Даждьбог. Сварог. Солнечные боги. Функциональные боги. Перун. Велес. Огнебог. Стрибог. Боги славян средней сферы. Чур. Белбог. День и Ночь. Макошь. Лада. Полель. Домовой. Луговик. Леший. Водяной. Божества-чудовища. Древний человек. - Славянские боги.ppt

Имена богов славян

Слайдов: 24 Слов: 593 Звуков: 0 Эффектов: 0

Боги. Белобог. Белобога изображали мудрым седовласым старцем. Чернобог. Чернобог (черный Змей, Кощей) - Повелитель Тьмы. Бог холода, уничтожения, смерти, зла, безумия. Велес и Даждьбог. Даждьбог - бог Солнца, тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Догода и Позвизд. Догода - бог тихого, приятного ветра и ясной погоды. Позвизд - свирепый бог непогод и бурь. Китоврас и Коляда. Китоврас - бог-кентавр, бог-строитель, ученый и изобретатель. Коляда - бог веселых застолий. Лель. Лель - бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О нем напоминает слово «лелеять» - нежить, любить. - Имена богов славян.ppt

Имена славянских богов

Слайдов: 11 Слов: 588 Звуков: 0 Эффектов: 2

Пантеон славянских богов. Пантеон. Род. Сварог. Велес. Даждьбог. Перун. Семаргл. Стрибог. Лада. Макошь. - Имена славянских богов.pptx

Древние славянские боги

Слайдов: 31 Слов: 1847 Звуков: 14 Эффектов: 4

Представления древних славян о мире. А.С.Пушкин. Устройство мира по представлениям древних славян мы знаем достаточно хорошо. В недрах земли, в нижнем мире, горит неугасимый огонь (пекло). Мировое Древо. Мировое древо древние славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. Буян - Остров Солнца. В русском средневековом фольклоре - «всем камням отец». В заговорах и сказках - «бел-горюч камень». Не просто так находился горюч камень Алатырь в центре мироздания. У восточных славян было поклонение камням, деревьям, священным рощам. У лукоморья дуб зелёный… Столб разделён на три яруса, на каждом из которых высечены различные изображения. - Древние славянские боги.pptx

Боги славянской мифологии

Слайдов: 16 Слов: 611 Звуков: 0 Эффектов: 27

Боги славянской мифологии. Словарь. Пантеон. Род. Лада. Перун. Даждьбог. Макошь. Сварог. Стрибог. Существа и духи. Барабашка. Берегини. Водяной. Домовой. Леший. - Боги славянской мифологии.ppt

Пантеон богов древних славян

Слайдов: 29 Слов: 3531 Звуков: 0 Эффектов: 0

Боги древних славян. Сварог. Перун. Власть. Велес. Сын небесной Коровы. Славяне почитали Велеса как бога богатства. Чернобог. Черный бог. Дажьбог. Солнце-царь. Ярила. Хорс. Марена. Стрибог. Макошь. Обычаи. Лада. Леля. Огромное количество преданий. Дворовый. Банник. Леший. Леший похож на человека. Водяной. Домовой. Домовой устраивался жить в подполье. Берегиня. Предки. - Пантеон богов древних славян.ppt

Языческие боги древних славян

Слайдов: 22 Слов: 2470 Звуков: 0 Эффектов: 0

Боги древних славян. Обычаи и традиции. Славяне в дохристианский период. Великие Боги славян. Перун. Даждьбог. Стрибог. Ярило. Мокошь. Леля. Второстепенные боги. Зевана. Мифологические животные и духи. Банник. Алконос. Гамаюн. Кикимора. Полевик. Русалки. Упыри. Язычество. Спасибо за внимание. - Языческие боги древних славян.pptx

Славянские мифы о сотворении мира

Слайдов: 19 Слов: 1448 Звуков: 0 Эффектов: 0

Славянские мифы о сотворении мира. Весь мир славяне представляли себе в виде огромного дуба. Славянские мифы о сотворении Земли. Яйцо раскололось, и из его нижней части вышла мать-сыра земля. Утонула в хлябях земных Мать-Сыра-Земля. Oтрывок из мифа по книге А. И. Асова "Русские Веды". Род родил Любовь. Род родил Сварога. Род родил царство небесное. Солнце вышло тогда из лица его - Самого Рода небесного, прародителя. Стороны Збручского идола. Славянские мифы о сотворении мира. Мир пребывал во тьме. Сварог закончил миротворение. Вот каким образом славяне представляли себе Вселенную. -

Cлайд 1

Cлайд 2

Сварог Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам - Сварожичам...

Cлайд 3

Перун Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Cлайд 4

Перуна называли "княжьим богом", послольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников. Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

Cлайд 5

Велес Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

Cлайд 6

Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. ВЕЛес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для всех, кто следует путями магии. "Скотий бог" Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Это он благославляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса - совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.

Cлайд 7

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем. Хозяин иного мира - божество прародитель - в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества. Волос - древнее хтоническое (имеющее вид зверя) божество, которое сохранило имя, происходящее от "волосы", "шерсть", "шерстистый"; бог сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти - "вълна" - восходит к тому же корню; другая форма имени бога - Волос). Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова "волхв" - это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, он - могущественный маг, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим). Культ Велеса - великого подземного бога, покровителя богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых - был очень широко распостранен на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово. В народном фольклоре Велес часто употребляется в значении "пастух", Велес - "водчий бог". Он же - страж Нави, переносящий души умерших в Навь (небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в мир.

Cлайд 8

Чернобог Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

Cлайд 9

Черный бог руководит чернотой во всех пространствах. До сих пор большинство проклятий связано с пожеланием смерти или отправиться в то место, откуда вышел. Черный день, черная душа, черный ворон... Черный цвет у большинства народов - это цвет земли, символ принадлежности к подземному или смертному миру. Ворон - питается падалью, всегда связан со смертью у любых народов, долгожительством, старостью, мудростью. Муравей - однокоренное слово со словами сумрак, мор, мерзость, морока, марать, мара, мерешиться, умереть, мерковать (ночевать), сумереки, смердеть. Мурава - трава растет из-под земли, куда отправляются те, кто не попал в Ирий. Черный бог - он же Навий бог, он же Кощей, своими КОЧергами мертвую материю подготавливает к новой жизни. Кощей - управитель вероятности возрождения в новой жизни. А врагом Кощея сделали христианские сказочники.

Cлайд 10

Дажьбог Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова "дождь", оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском "дай" было "дажь"). У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator).

Cлайд 11

Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв.Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге - Солнце-царе - говорили как о первом правителе, учередителе календарного счета дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила

Cлайд 12

Ярила Ярила - сын Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия и любви. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

Cлайд 13

Хорс Имя "хорс" означает "солнце", "круг". Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не обладающее антропоморфным обликом и представлявшееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает, что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с Дажьбогом. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило.

Cлайд 14

Марена Во многом схожа с Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых и... плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Cлайд 15

Стрибог По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. По другой версии, Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени.. Согласно восточно-славянской традиции, СТРИба является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со СТРЕлами. Ветер играет СТРУями - СТРУнами дождя и лучами - СТРЕлами света, тот же ветер колышет СТРуны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог. Несомненна фонетическая связь со словами "стрела", "струна", "СТРЕмя", "СТРЕмительный" (один из главных эпитетов Ветра в сказках). С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами...

Cлайд 16

Макошь К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов.

Cлайд 17

Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею

Cлайд 18

Лада Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Cлайд 19

Леля Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ проростающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения. .

Cлайд 20

"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен. Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной

Cлайд 21

Дворовый Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его пределами - попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.

Cлайд 22

Банник. О Баннике и в наши дни рассказывают немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять" ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит, сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"

Cлайд 23

Леший. За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком.

Cлайд 24

Леший похож на человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга. Но Леший умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший, если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.

Cлайд 25

Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вода - как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню, поставленную "без спросу" у Водяного. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.

Cлайд 26

Домовой Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья, язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов.

Cлайд 27

Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир становиться все более чужим и враждебным Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой - воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь - лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов - и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры.

Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top