Образовательная система как объект мониторинга. Сущность понятий «система образования», «учебно-воспитательная система», «педагогическая система», «образовательная система Особенности образовательной системы

Образовательная система как объект мониторинга. Сущность понятий «система образования», «учебно-воспитательная система», «педагогическая система», «образовательная система Особенности образовательной системы

Определение 1

Образовательные системы – это комплекс социальных институтов, которые осуществляют организованную и целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном социуме.

Понятие и сущность образовательной системы

Под образовательными системами понимают совокупность социальных институтов. Основным типом социального института образования является образовательное учреждение.

Определение 2

Образовательное учреждение – это учреждение, которое занимается осуществлением образовательного процесса, путем реализации образовательных программ, направленных на воспитание и обучение учащихся (воспитанников).

Цели образовательной системы – это конкретно разработанная программа, направленная на развитие человека средствами образования.

На сегодняшний день существуют стандарты, которые устанавливают обязательные требования к образовательным программам. Каждое учебное заведение адаптирует образовательную программу, согласно поставленной цели, потребностям учащихся, а также исходя из возможностей учреждения. Помимо адаптированных программ, методистами и педагогами образовательных учреждений разрабатываются и внедряются авторские и вариативные программы.

Структурно образовательная система включает в себя:

  • содержание и деятельность образовательного процесса, направленного на реализацию основной цели образовательной системы;
  • обязательное наличие субъектов образовательной деятельности (педагоги, воспитанники, учащиеся, родители и т.д.);
  • взаимоотношения, которые появляются в процессе образовательной деятельности между её субъектами;
  • специфическая образовательная среда, которую осваивают субъекты образовательной деятельности;
  • система управления, которая обеспечивает интеграцию между компонентами системы образования, а также ее развитие и совершенствование.

Сущность образовательной системы заключается в том, что она является строго регламентированной и регулируется рядом законов и норм, установленных как на федеральном, так и региональном уровне.

Образовательная система состоит из компонентов, которые представлены учебными заведениями разных уровней (дошкольные и школьные учебные заведения, ВУЗы, СУЗы, ПТУ и т.д.).

Для достижения основной цели, стоящей перед образовательными системами, важно взаимодействие между всеми ее компонентами. Мерилом достижения данной цели является личность выпускника, его профессиональные умения и навыки.

Характеристика видов образовательных систем

Виды образовательных систем принято подразделять в зависимости от их назначения, особенностей организации и функционирования.

Исходя из такого понимания, можно выделить следующие виды образовательных систем.

Системы образования в общегосударственном масштабе :

  • система образования РФ;
  • системы образования регионов (субъектов) РФ;
  • муниципальные системы образования.

Компонентами системы образования в общегосударственном масштабе являются:

  1. Государственные образовательные стандарты – определяют обязательные для выполнения условия организации и реализации педагогического процесса, направленного на образование населения. Подразделяются на федеральные, национально-региональные и школьные стандарты;
  2. образовательные программы – определяют систему обучения в конкретном учебном заведении. Образовательные программы разрабатываются согласно образовательным стандартам;
  3. сеть образовательных учреждений различных типов, видов и организационно-правовых форм (детские сады, школы, развивающие центры, государственные и частные учебные организации и т.д.);
  4. система органов управления образовательными организациями: руководители образовательных организаций, коллегиальные органы и т.д., осуществляющие деятельность по управлению конкретным учебным заведениям.

Система образовательных учреждений :

  • Система дошкольного образования. Представлено учреждениями по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста (детские сады, ясли, клубы, центры и т.д.).
  • Система школьного образования (начальная, средняя и старшая ступень). Включает в себя общеобразовательные и коррекционные школы. Основная цель – получение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
  • Система среднего профессионального образования (колледжи, училища и т.д.). Главной задачей является подготовка квалифицированных рабочих кадров, согласно заказу государства.
  • Система высшего образования, в том числе и профессионального (академии, институты, университеты и т.д.). Основная цель – подготовка специалистов высшего звена.
  • Система подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантуры, докторантура и т.д.).
  • Система повышения квалификации и переподготовки кадров. Основная цель – обновление теоретических и практических знаний, как в рамках специальности, так и за ее пределами, с целью расширения профессиональных навыков.

Образовательное учреждение как система .

Все образовательные учреждения, входящие в систему образования, находятся во взаимосвязи друг с другом. Реализуемые образовательными организациями образовательные программы направлены на преемственность методов и средств воспитания и обучения детей.

Цель образовательных учреждений как единой системы состоит в том, чтобы сформировать фундамент базово культуры, в которую входят трудовая, нравственная, эстетическая, нравственная и др. культура личности ребенка.

Общая цель образовательных учреждений, детализируется в отдельных направлениях воспитательно-образовательной работы, реализуемой в рамках каждого конкретного учреждения.

Образовательный процесс как система .

Образовательный процесс – это целенаправленное организованное взаимодействие педагогов и учащихся, имеющее направление на решение задач образования и достижение общей поставленной цели. В результате решения образовательных задач у учащихся и воспитанников происходят качественные изменения в личности, а именно усвоение новых знаний и умений, овладение навыками практической и теоретической деятельности.

Образовательный процесс как система подразумевает осуществление процесса обучения и воспитания на всех ступенях образовательной системы. Данное достигается путем реализации принципов преемственности, систематичности и последовательности обучения.

устар. - народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоят. жизни и проф. деятельности, а также удовлетворения индивид, образоват. потребностей. Охватывает учреждения дошкольного воспитания, общеобразоват., проф. (начальные или проф.-тех. средние). и высш. уч. заведения, разл. формы проф. подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, внешкольные и культурно-образоват. учреждения.

Прообраз школьной системы можно увидеть еще в ср. века как иерархию религ. школ (в Зап. Европе - монастырских, кафедральных и соборных школ). Доступные простым мирянам европ. приходские школы преследовали цели религ. воспитания и поддержания единства веры. Гл. ячейкой социализации была семья: здесь ребенок получал осн. сведения об окружающем мире, усваивал определенную совокупность социальных ролей, предопределенную сословным происхождением, получал практич. проф. навыки.

В новое время, с расширением социальных связей индивида, выявилась недостаточность семейных форм социализации и узкофункционального воспитания, а также необходимость создания особого обществ, механизма для общеобразоват. и проф. подготовки соответствующих возрастных групп населения. Подобной задачи прежние формы социализации решить не могли.

Одним из решающих факторов становления образоват. систем был переход от религ.-сословной к нац.-гос. форме организации обществ, жизни. С. о. самым тесным образом связана и с индустриализацией и дальнейшим развитием техн. прогресса. В истории С. о. особую роль сыграли этапы пром. революции 18- 19 вв., техн. переворот рубежа 19-20 вв. и совр. науч.-техн. революции (с сер. 20 в.). С точки зрения обязат. общеобразо-ват. подготовки, получаемой осн. массой населения, это - этапы всеобщей грамотности, всеобщего неполного ср. образования и массового ср. образования.

Распространение грамотности в обще-гос. масштабе стало возможным с созданием широкой сети нар. школ, обучение в к-рых законодательно объявлялось всеобщим и обязательным (см. Всеобщее обучение). Такие школы или сразу становились объектом гос. управления, или создавались как муниципальные (общинные). и церковные, находившиеся под гос. контролем. В целом реализация всеобщего обучения и становление С. о. представляли собой длительный процесс, развивавшийся в разл. странах неодинаковыми темпами и занявший период 16-19 вв. Первый обязательный уровень нач. обучения, т.е. овладение грамотой и навыками простого труда, стал и первым критерием для определения содержания понятия «нар. образование»: оно нередко связывается именно с системой просвещения, со сферой массовой нач. общеобразоват. школы.

Вместе с тем в 18-19 вв. в С. о. все более значит. ельное место занимали квалификационная подготовка и проф. обучение. Эти функции, ранее сосредоточенные в формах ученичества непосредственно на произ-ве, стали брать на себя специализиров. уч. заведения - проф. школы, училища и т. д. Хотя осн. часть таких школ создавалась предпринимателями, формирование сети проф.-тех. уч. заведений - важный этап в развитии всей С. о. в целом.

Процессы становления гражд. общества, усложнения социальной и производств, его организации характеризовались расширением сферы занятий, связанных с духовной деятельностью и с ростом масштабов сложного и интеллектуального труда. Этот нараставший процесс обществ, разделения труда и обособления разл. новых сфер деятельности вызвал появление новых профессий и специальностей, требовал дифференциации как общего, так и проф. типов образования. При этом ранее «немассовые» типы образования превращались в массовые. С такой дифференциацией связаны разделение ср. школы на гуманитарный (классический). и реальный (с 17 в.). профили, формирование звена специализиров. проф. уч. заведений (с 18 в.), обособление естеств.-науч. и техн. направлений в высш. школе (18-19 вв.). Процессы обществ, разделения труда определили.и последовательность циклов и содержательную преемственность ступеней обучения в общем и проф. образовании: начальной, неполной средней, средней и высшей. Характер подготовки работников, а значит. и ориентации уч. заведений не исчерпывались лишь запросами экономики, хотя в значит. степени и зависели от них. На развитие С. о. влияли социально-полит., культурно-ист., военные и др. факторы. По этим причинам даже в рамках одной страны оказывается трудным выделить как обособленный к.-л. этап развития С. о. Даже в развитии осн. шк. обязательного образования наблюдается длительная тенденция разделения обучения одного уровня на варианты, чаще всего на улучшенный («городской»). и ухудшенный («сельский»). Капитализм развил и усложнил социальную дифференциацию в обществе. Получение ср. и высш. образования стало фактором социальной карьеры.

Поскольку сфера интеллектуального труда и управления была сферой деятельности социально привилегированных слоев общества, путь к т. н. элективным уч. заведениям постоянно осложнялся разл. формами дополнит, отбора, призванного гарантировать определенную элитарность уч. заведений и стабильность их контингента.

С 18 в. гл. двигателем в развитии С. о. стал интерес гос-ва. Начав с организации элементарного образования, гос-во затем подчинило себе др. звенья шк. системы. В 19 в. в наибольшей степени огосударствление затронуло общеобразоват. школу, в 20 в. - высшую. Консолидация общеобразоват. школы стала важной вехой в развитии С. о.: разрабатывались шк. законодательство, единые шк. уставы, уч. планы и т. п.; началась массовая подготовка учительских кадров для школ разл. уровня. В условиях формировавшегося гражд. общества усилиями гос-ва радикально изменялась ориентация С. о.; содержание и характер обучения приобрели светскую направленность, хотя это и не избавило школу от религ. влияния. Гос. школа стала гл. обр. межконфессиональной.

Значит. внимание гос-ва к С. о. определялось и политико-идеологич. причинами; власти изыскивали возможности усиления воздействия офиц. идеологии на массы, в т. ч. и через С. о.

Существ, аспектом организации С. о. по бурж. типу был национальный. Эпоха становления капиталистич. уклада - это и период формирования совр. наций, укрепления и развития нац. культур, нац. самосознания. В этих условиях С. о. стала массовым каналом воспитания интеллигенции, развивавшей нац. культуру. В мононац. гос-вах этот процесс чаще всего шел без осложнений. В мно-гонац. монархич. гос-вах (Австро-Венгрия, Россия). централизованная С. о. становилась опасным инструментом ассимиляции угнетенных наций, преградой в развитии др. народов и нац. культур. Специфич. значение сыграло гос-во в организации С. о. в США, где ее задачи определялись не только бурным развитием х-ва, но и необходимостью идеоло-гич. и культурного сплочения разл. нац. потоков в амер. нацию. Это обстоятельство определило высокий темп развития С. о. в США и значит. удельный вес в ней подсистем ср. и высш. образования. На рубеже 19-20 вв. по охвату молодежи ср. школой С. о. США далеко опережала др. страны. По бюджетным затратам на образование США также шли далеко впереди. В дальнейшем эти обстоятельства обеспечили значит. превосходство США в уровне образования населения, в нек-рых отраслях произ-ва - в квалифи-кац. структуре персонала и повлияли на технол. «отрыв» США от зап.-европ. стран.

Одной из гл. проблем организации С. о. выступила в 19 - нач. 20 вв. доступность образоват. учреждений для разл. категорий населения. Под влиянием экон. факторов и в результате длительной борьбы за социальные права в С. о. вошло ср. и высшее, а также проф.-тех. женское образование, а также образование взрослых и повышение квалификации. Органич. частью С. о. постепенно стало дошк. воспитание. Самостоят. отраслями были признаны общеобразоват. и проф. подготовка, обучение детей с недостатками физич. и умственного развития. Началась организация спец. обучения для одаренных детей и т. п. Включение и интеграция этих элементов в С. о. в разл. странах происходили неравномерно.

Культурные преобразования, начатые в России после крушения самодержавия и продолженные после установления сов. власти, тормозились тяжелым наследием: массовая неграмотность населения, неразвитая С. о., в к-рой даже нач. обучением было охвачено лишь ок. 20% детей шк. возраста. Введение бесплатности всех видов образования, материальная помощь обучающимся, создание С. о. на принципах единой школы, обучение на родном языке учащихся, концентрация гос. и обществ, средств на развитии школьной сети и удовлетворении ее нужд позволили в кратчайший ист. срок осуществить ликвидацию неграмотности, ввести всеобщее обучение и поставить задачу перехода к всеобщему ср. образованию молодежи. Относит, легкость и быстрота достижения массовой школьной грамотности породили, однако, иллюзии о возможностях решения всех проблем на более высоких уровнях общего и проф. образования.

Характерной чертой периода НТР стало неуклонное расширение масштабов образования. Еще в 1-й пол. 20 в. массовость ср. образования перестала быть проблемой, все, кто может.н. хочет учиться, получают ср. образование. Школьные политики пришли к заключению, что прежний дуализм школьной системы стал анахронизмом и нуждается в трансформации. С 60-х гг. в зап.-европ. странах вводятся новые типы школ для учащихся ср. возрастных групп {объединенные школы в Великобритании, коллежи во Франции и т. п.), в к-рых разделение на потоки проводится перед выпуском в старшую ступень ср. школы, а не после окончания нач. школы. Возможность получения в рамках школы общего образования с учетом проф. самоопределения учащихся активизирует обучение и ориентирует его на конкретные образо-ват. и социально-статусные параметры. Существ, моментом организации С. о. стало введение в нек-рых странах (в кон. 60-х гг.). обязат. проф. обучения для лиц, не продолжающих образование.

Значит. ельно расширилась сфера высш. школы: в 80-х гг. продолжали обучение в вузах св. 45% выпускников школ США, 38% - Японии, 25% - Франции, 19% - ФРГ. Выросла доля науч. работников, подготавливаемых в вузах. Этой сфере уделяется особое внимание в условиях НТР.

Вместе с тем количеств, рост сети образоват. учреждений чреват опасностью снижения качества обучения и сопровождающей его «девальвацией ср. и высш. образования». На качестве обучения отрицательно сказывается высокий уровень безработицы среди выпускников школ и даже вузов.

Осн. проблемами С. о. в Азии, Африке и Лат. Америке в 60-х - нач. 80-х гг. были распространение массовой грамотности и создание структуры С. о., отвечающей задачам нац. экономики. В большинстве азиат, стран нач. обучение провозглашено обязательным и бесплатным, однако в 1-й пол. 80-х гг. насчитывалось 9 гос-в, где не было принято офиц. законов об обязат. нач. обучении. Охват детей школьного возраста (5-13 лет). обучением составлял от 100% в Ираке, Иордании, Индонезии, Малайзии и др. до 40% в Пакистане. В большинстве стран законы о всеобуче не выполняются вследствие материальных трудностей семей учащихся, значит. отсева и второгодничества. Качество обучения оставалось низким, при переходе в ср. школу для многих учащихся экзамены становятся непреодолимым барьером. Наивысший уровень охвата учащихся ср. школами был в Юж. Корее (св. 80% в нач. 80-х гг.); в остальных странах - от 60% (Филиппины и др.). до 5% (Йеменская Араб. Республика). Наряду с гос. ср. уч. заведениями существовало значит. число частных с высокой платой за обучение. Ср. школа в большинстве стран многоступенчатая, что затрудняет учащимся получение полного ср. образования. Значит. масштабов достигло проф. образование, однако потребности большинства стран в квалифициров. кадрах не покрываются. Наибольшего развития достигла высш. школа в Индии, заметны успехи вузов в Юж. Корее и Таиланде. В большинстве гос-в Лат. Америки проведены (с 60-х гг.). реформы структуры школ: введен базовый цикл обучения (от 5 до 8-9 лет, объединил нач. школу и первый цикл средней), признанный в ряде стран обязательным. На этой основе строят свою работу учреждения проф. образования и 2-я ступень ср. школы, к-рая готовит абитуриентов ун-тов. Проведенная в широких масштабах профессионализация ср. школы способствовала обеспечению кадрами экономики и вовлечению в учебу значит. континген-тов молодежи. Высок прирост числа студентов вузов, однако высш. школа не полностью решает задачи обеспечения специалистами мн. отраслей х-ва, особенно инж. кадрами.

В нач. 80-х гг. неграмотность населения стран Африки (возраст 15 лет.н. старше). составляла от 30 до 95%, охват нач. обучением - от 13 до 100%. Несмотря на значит. увеличение числа учащихся школ, развитие нач. и особенно ср. образования отстает от темпов демографич. роста. Существенны различия в развитии С. о. в разл. афр. странах. Острой проблемой для большинства стран остается организация проф. и высш. образования, особенно подготовки преподавательских кадров для нач. и ср. школ.

Исторически сложились 3 системы управления С. о.: централизованная, децентрализованная и смешанная. Централизованное управление осуществляется во Франции, Италии, Бельгии, странах Лат. Америки. Во главе такой С. о. стоит государств, орган - чаще всего Мин-во образования. Гос-во издает уч. программы, инструкции, утверждает единые требования для получения документов об образовании. Централизация С. о. в одном ведомстве была, несомненно, прогрессивным явлением, однако с расширением такой С. о. неизбежен рост.н. центр, аппарата управления. Гипертрофированная централизация сковывает инициативу работников уч. заведений и региональной администрации, затрудняет поиск путей совершенствования уч. процесса, навязывает излишнее однообразие форм и методов педагогической работы.

В противоположность этой системе сложились устойчивые тенденции децентрализации управления С. о. Графства в Великобритании, земли в ФРГ, штаты в США обладают значит. автономией в области организации школьного дела. Децентрализовано управление С. о. в Норвегии, Швеции и др. Штат в США делится на уч. округа. Во главе такого округа стоит к-т, куда избираются представители от населения, как правило деятели интеллигенции, бизнесмены. К-т решает вопросы бюджета школы, приема и увольнения учителей, рекомендации по использованию учебников и т. п. В ФРГ каждая земля имеет свое мин-во культуры, ведающее одновременно и вопросами образования. На фоне укрепления регулирования экон. жизни общей тенденцией стало усиление централизации управления С. о. Это достигается за счет увеличения доли гос. ассигнований на образование из общегос. бюджета, а также принятием спец. законодательства по вопросам расширения прав центр, органов в этой сфере. Ведутся активные поиски путей создания обще-нац. образоват. стандартов. Чаще всего решения мин-в, ответственных за образоват. политику, не имеют обязат. силы, а носят характер рекомендаций.

Для смешанной формы управления характерно разделение функций между центр, и местными органами власти. Обычно центр, органы ведают общим планированием и контролем, а также финансированием нек-рых уч. заведений.

Проблемы управления С. о. - предмет острой полемики между разл. группами педагогов и социологов. Эти проблемы не сводятся к чисто управленческим, а неизбежно приобретают полит. смысл: вопрос ставится об ограничении власти гос. бюрократии и об установлении подлинно демокр. контроля общественности над деятельностью уч. заведений.

Поскольку управление образованием стало сферой гос. политики, правительства мн. стран разрабатывают долгосрочные и перспективные программы развития С. о. Практически в центре внимания таких программ всегда оказываются проблемы экономики, но в комплексе с ними рассматриваются и образоват. задачи. Предпринимаются попытки создать долгосрочные прогнозы квали-фикац. структуры экономически активного населения и задач разл. звеньев С. о. в подготовке работников. Практически такое программирование не выходит за рамки рекомендательного.

Управление С. о. в СССР. осуществлялось на общегос. уровне централизованно. В республиках действовали мин-ва просвещения, высш. и ср. спец. образования и органы руководства проф.-тех. образованием. Исторически сложилась т. н. полицентричная система управления, состоявшая из специализиров. органов: Мин-ва просвещения СССР, Мин-ва высш. и ср. спец. образования СССР. и Гос. к-та СССР. по проф.-тех. образованию. Создание этих ведомств отражало потребности в усилении организующего воздействия на соответствующие подотрасли. Но при такой организации единый уч. процесс, к к-рому стремилась гос. С. о., оказывался разорванным между ведомствами, что вызывало ряд негативных явлений: расстыковку общеобразоват. школы и вуза, неполного ср. и последующих ступеней общего и проф. образования и т. п. Ведомственная подчиненность АПН СССР. только Мин-ву просвещения, разобщенность респ. НИИ педагогики приводили к недостаточной науч. обеспеченности уч. процесса в разл. звеньях С. о. При наличии союзного мин-ва управление вузами было рассредоточено между 70 мин-вами и ведомствами, система повышения квалификации подчинялась 50 разл. мин-вам и ведомствам. Неспециализиров. мин-ва и ведомства управляли учреждениями С. о. без должной их дифференциации, без кадров специалистов по организации метод. руководства. Ведомственная разобщенность вела к неравномерному обеспечению уч.-воспитат. учреждений кадрами и ресурсами, оборудованием и т. п., а также к диспропорциям в размещении образоват. учреждений.

Отраслевой принцип управления отд. звеньями С. о., по-видимому, сохранится на ближайшую перспективу Однако повышение эффективности управления С о требует существ совершенствования мер надотраслевого управления, в т.ч. улучшения науч. обеспеченности каждой отрасли и всей С о

В основу проводимой в Рос Федерации реформы С о положены разработанные в кон 80-х гг и развитые в нач 90-х гг принципы демократизации (ликвидации монополии гос-ва на управление образованием, переход к обществ. -гос. С о, в к-рой личность, общество и гос-во выступают как партнеры), децентрализация управления образованием через его регионализацию и муниципализацию, самостоятельность уч заведений в выборе путей своего развития, многоукладность и вариативность С о (многообразие форм собственности на образование и образоват. учреждения, выбор разл каналов и форм получения образования), предоставление регионам России права выбора собств. образоват. стратегии, создание собств. программ развития Сов соответствии в кон. кретными особенностями и условиями, нац. самоопределение школы, открытость образования (обращенность школы к целостному и неделимому миру, гуманизация образования и создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого учащегося, гуманитаризация образования, дифференциация обучения и мобильность образования, развивающее обучение, непрерывное образование См также Россия

Неполное определение ↓

Комплекс ориентиров, который направлен на объединение общественных, государственных, личных интересов с самобытностью отечественной культуры, знакомство с ними подрастающего поколения. Те перемены, которые происходят в современной России, стали причиной реформирования школ.

Стандарт как вариант общественного договора

Образование и образовательные системы, используемые в прошлом веке, перестали отвечать тем запросам, которые предъявляются к школьному обучению современными реалиями. Именно поэтому назрела необходимость изменения классических стандартов, требуется существенное реформирование отечественного воспитания и развития.

Эта сфера является той частью общества, которая в определенной мере представляет интересы всего населения страны.

Представляет собой основу, что используется миллионами учителей, обучающимися. Она затрагивает интересы разных общественных организаций, семей, а потому нуждается в серьезном рассмотрении и анализе.

Актуальность реформ в школьном образовании

Пришло время серьезных перемен. система, существующая ранее, утратила свою актуальность. Новые стандарты, разрабатываемые для всех учебных дисциплин, должны в полной мере удовлетворять социальный заказ общества. Они должны устанавливать взаимосвязь между государством и образовательными заведениями.

Задача стандарта состоит в периодическом обновлении содержания предметов, внесении корректировок в универсальные учебные навыки, которыми должны овладеть школьники начальной, основной, средней ступени обучения.

Классификация

Основные образовательные системы должны удовлетворять общественные, индивидуальные, государственные запросы и интересы. Подобные потребности в этой сфере интегрируют потенциал социальной, личностной, а также профессиональной успешности школьников.

Такая деятельность предполагает гармоничное и многогранное саморазвитие с учетом индивидуальных интересов, склонностей, способностей, мотивов. Социальная адаптация характеризует безболезненное вхождение в общественную жизнь страны.

Социальный запрос к современным школам

Система образовательных стандартов предполагает перечень определенных социальных потребностей, которые должны быть сформированы в процессе обучения:

  • здоровый и безопасный образ жизни;
  • готовность применять на практике все знания и умения, полученные в процессе обучения;
  • ответственность и свобода, связанная с осознанием нравственной сути свободы;
  • умение делать личный осознанный выбор;
  • способность к полноценной трудовой деятельности;
  • принятие и осознание многогранности традиций, толерантность.

Требования к школьному образованию

Государственный заказ, который предъявлен на настоящий момент к российским школам, предполагает существенные изменения. Современные образовательные системы должны соответствовать определенным требованиям в этой области. Они связаны с реализацией следующих приоритетов:

  • безопасность и национальное единство, необходимое для формирования в подрастающем поколении нашей страны чувство гражданской идентичности;
  • подготовка активных, нравственно зрелых, компетентных граждан, которые готовы жить и работать в реальных экономических условиях.

Система образовательных программ должна быть составлена так, чтобы акцент делался не на получение огромного количества знаний и умений, а на формирование навыков самостоятельного развития и совершенствования.

Интерес государства заключается в создании определенных нормативов, по которым можно было бы оценивать не только деятельность школьных педагогов и воспитателей детских учреждений, но и работу самого учреждения. ФГОС нового поколения были разработаны специально для того, чтобы выработать единые требования, сформировать профессиональные стандарты для работников детских садов, школ, техникумов, академий.

Такой подход позволяет устранять любые социальные конфликты, делать образование абсолютно доступным для всех детей, независимо от их социального статуса, материального положения.

ФГОС второго поколения

Новая система образовательной деятельности предполагает последовательную ориентацию на формирование личностного пространства для каждого ребенка. Такой подход позволяет развивать в подрастающем поколении навыки самостоятельности, элементы социальной ответственности.

Стандарт является инструментом организации взаимодействия отдельных субъектов в отечественном образовании. Он содержит информацию о цели, прогрессе, средствах и ресурсах, необходимых для его успешной реализации.

Современная образовательная система это совокупность различных методов обучения, способствующих формированию гармонически развитой личности, любящей свою страну, почитающей традиции предков.

Приоритеты современного образования

В настоящее время образовательная система - это огромный потенциал для развития и совершенствования каждого ребенка. Суть обновлений заключается в создании единого образовательного пространства, преемственности между отдельными ступенями. ФГОС нового поколения обеспечивает доступность образования в рамках обязательного предметного минимума. В этом документе содержатся основные требования к подготовке выпускников на каждой ступени обучения.

Предназначение стандартов нового поколения

Какие отличительные особенности имеет современная образовательная система? Функции, которые должна выполнять даже обычная школа, прописаны в Стандарте. Именно он выступает ориентиром для совершенствования содержания каждой образовательной области, средством преемственности отдельных ступеней в рамках перехода к непрерывной системе обучения.

Среди тех функций, которые должен выполнять ФГОС, его разработчики выделяют обеспечение прав, гарантированных Конституцией.

Образовательная система - это определенный механизм, для управления которым был необходим единый комплекс требований. Он не ограничивается созданием базовых требований, а предполагает использование вариативных программ.

Между обязательным минимумом, который предусматривает ФГОС, и реальным содержанием учебного предмета, преподаваемого в российских школах, существуют определенные отличия.

Суть предлагаемых преобразований состоит в том, что базовая часть в каждой научной области определена Стандартом, чтобы обеспечить всем школьникам одинаковое базовое образование. При этом у каждого учреждения есть право на углубленное изучение отдельных предметов.

Деятельностный подход в обучении

В качестве принципиального отличия ФГОС нового поколения его создатели называют усиление их направленности на результаты обучения. В российской психолого-педагогической науке создана деятельностная парадигма образования, в рамках которой анализируется воспитательный процесс. Системно-деятельностный подход базируется на идеях Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева. Именно они смогли раскрыть принципы психологических закономерностей процессов В их работах обязательно учитываются все закономерности возрастного развития подростков и детей.

Деятельностный подход базируется на принципе, согласно которому психологические способности рассматриваются, как результат преобразования внешней деятельности при последовательных преобразованиях во внутреннюю психологическую работу.

В основе усвоения системы различных научных терминов, которые определяют формирование теоретического мышления, прогресс познавательного развития школьников, находится эмпирический тип мышления. Обучение направлено на путем самостоятельной деятельности учащихся. Именно поэтому в ФГОС для каждого учебного предмета указаны универсальные учебные навыки, которыми должен овладеть каждый школьник после освоения курса.

Особенности реализации новых программ

Приоритеты обновленной системы образования связаны с формированием у подрастающего поколения навыков самостоятельности. Получив от педагога определенную задачу, воспитанники должны продумать индивидуальную образовательную траекторию, при движении по которой они смогут справиться с этой проблемой.

ФГОС нового поколения на первый план ставят не наполнение учебной дисциплины научными фактами, а формирование навыков разработки и проверки гипотез, умения вести проектную деятельность, самостоятельность и инициативность. Для измерения подобного результата в новых стандартах предусмотрен термин «надпредметные качества», навыки, умения.

В заключение

Модернизация отечественной системы образования направлена на повышение эффективности по определенным показателям:

  • придание всем образовательным результатам личностно и социально значимого характера;
  • прочное и гибкое усвоение знаний школьниками;
  • способность самостоятельного движения в определенной образовательной области;
  • осуществление дифференцированного обучения с использованием единой теоретической структуры;
  • максимальное повышение мотивации подрастающего поколения к получению новых навыков, умений.

Деятельностный подход в новых образовательных стандартах способствует созданию условий для личностного и общекультурного развития школьников на базе формирования универсальных учебных навыков, которые обеспечивают не только качественное усвоение знаний, но и формирование единой картины мира, прочных компетентностей во всех предметных областях познания.

Ключевые задачи обновленного содержания российского образования связаны с обеспечением одинаковых возможностей в овладении различными навыками абсолютно всех школьников.

Например, классический курс неорганической химии предполагает формирование у подрастающего поколения четких представлений о безопасном использовании многочисленных классов веществ, а также направлен на развитие практических умений.

Личностное развитие связано с готовностью школьников самостоятельно добывать знания, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной и духовной деятельности. Молодые люди, покидая стены своего учебного заведения, должны обладать высокой профессиональной и социальной мобильностью. От того насколько им удалось сформировать умения учиться, напрямую зависит их успешность в будущей профессии.

Особое значение принимает в современной России патриотическое воспитание. Поэтому в каждой образовательной области, включенной в школьную программу, выделяется определенное количество часов на региональный компонент. В его рамках педагоги знакомят своих воспитанников с климатическими, историческими особенностями края, прививают подрастающему поколению любовь к малой родине.


Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top