Есть память которой не будет конца. Классный час:«Память, которой не будет конца. «Память, которой не будет конца»

Есть память которой не будет конца. Классный час:«Память, которой не будет конца. «Память, которой не будет конца»

Классный час: «Память, которой не будет конца»

Цель: 1. Расширять исторические знания детей.

2. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Ход мероприятия.

Ведущий: Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

И здесь нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Песня «Русские березы».

Ведущий: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германией. Наша страна вступила в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем военным годам. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

Ведущий: Казалось шесть десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цвету приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.

Песня «Священная война».

Война – жестче нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – светлее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Ведущий: Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний – в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

Ведущий : В истории Великой Отечественной войны есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одним из таких событий является победа Советских Вооруженных Сил в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года.

Ведущий: Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

Ведущий : Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

Родина! Пламя ударило в небо –

Ты слышишь, Родина

Тихо сказала: «Вставайте на помощь».

Родина.

Ведущий : Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.

Ведущий: Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов. Артиллерийская и авиационная контрподготовка войск Центрального и Воронежского фронтов нанесла противнику серьезный урон, сразу нарушив тщательно размеченный график его действий.

Ведущий: Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года.

Плескалось багровое знамя

Горели багровые звезды

Слепая пурга накрывала

Багровый от крови закат.

И слышалось поступь дивизий,

Точная поступь солдат!

Навстречу раскатом ревущего грома

Мы в бой поднимались сурово.

На наших знаменах начертано слово:

«Победа!»

Ведущий : Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось и спустя месяц, 5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

Ведущий: 50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

Ведущий : 23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Ведущий: В те тяжелые годы войны наши славные воины умели не только побеждать, постоять за свою Родину, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Ведущий: Велик вклад в победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу – женщин, стариков. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на транспорте.

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!...

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Рубила, возила, копала, -

Да разве же все перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву шептал, как молитву,

Далекое имя твое.

Ведущий: В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Ведущий: Никогда не будут забыты имена ребят – героев: Леня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Зина Портнова.

Портреты детей-героев

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг,

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

Ведущий: Прошло уже 70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

Ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Минута молчания.

(со свечой) Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Ведущий: Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу – это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине.

Ведущий: И он пришел, этот день – 9 мая 1945 года – ДЕНЬ ПОБЕДЫ! С каким нетерпением ждали его люди. Во имя его были пролиты реки крови и перенесены тягчайшие испытания.

В девятый день ликующего мая.

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский человек!

Песня «День Победы»

Победа! Победа!

Во имя отчизны – победа!

Во имя живущих – победа!

Во имя грядущих – победа!

Мы учимся в школе,

Растим тополя,

Мы любим походы в леса и поля.

Нам в жизни открыты любые пути,

Под небом спокойным хотим мы расти!

Песня «Пусть всегда будет солнце!»

Пятого февраля Курджипская сельская библиотека совместно с ДК провела урок мужества, посвященный 75-летию освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков.

В мероприятиях, посвящённых юбилейной дате, приняли участие ученики МБУ СОШ№6.

Библиотекарем Балакиревой Галиной Викторовной была рассказана история сражения за Кавказ и подготовлено стихотворение. Стихотворение прочла учащаяся 10 класса Асютина Виктория.

По словам председателя Совета ветеранов РА Аслана Куадже специально к юбилейной дате в свет выйдет книга « Народный подвиг в битве за Кавказ » . Этот труд включает в себя исследования учёными всех событий, связанных с освобождением Адыгеи. В книге описаны и документально подтверждены страницы военных лет. Как уточнил А. Куадже, не подвергается сомнению тот факт, что оккупация Адыгеи длилась с августа 1942 г. по февраль 1943 г. 18 февраля 1943 г. фашистов изгнали из последних оккупированных населённых пунктов Адыгеи.

Трудно приходилось нашим бойцам. Бои шли за боями. Горела земля, дымились камни, били в упор стволы орудий, сцепив танки. И был приказ: драться до последнего патрона. И они дрались и умирали. Но были моменты, когда всё стихало. И тогда боец доставал листок и писал… Писал о том, что было на сердце.

Ушли сурово без оглядки,

Шагая твёрдо по-солдатски,

От школьной двери, прямо в бой.

Они ушли туда, где выстрелы,

Где взрывы бомб и мин зловещий вой.

Ушли вперёд, чтоб выстоять,

Чтоб выдержать,

Пусть даже самой страшною ценой.

Клубились яростно метели

По кубанской земле.

Дымились потные шинели,

И шли солдаты по золе.

И танк в сугробе, как в болоте,

И бьют снаряды по броне.

Снежинки таяли в полёте,

Как ветки с листьями в огне.

И падал в битве человек,

В горячий снег, в кровавый снег,

И удержать их не пытались,

В сердца стучала им война.

Сюда, где их следы остались,

Вернулись только имена.


Открытый классный час

«Память, которой не будет конца».

6 и 10 кл. Кл. рук.: Мамедова З.Г.

Цель:


  • создать условия для формирования у учащихся гордости за историческое прошлое своей Родины, ратный подвиг ветеранов ВОВ;

  • воспитание уважения к старшему поколению, любви к Родине, стремления быть похожими на ветеранов.

  • формировать чувства гражданственности и патриотизма;

Учитель: В начале нашего классного часа я хочу вам задать два вопроса, ответ на которые вы мне дадите в конце нашего мероприятия.

Кто такой герой?

Всякий ли человек может быть героем?

Вед : 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. Сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

1-й Ученик:

Берегите Россию -

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе...

2-й Ученик:

Берегите Россию -

Без нее нам не жить.

Берегите ее.

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию -

Нет России другой!

Вед:

Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. Победа при­шла весной 9 мая 1945 года. Шестьдесят пять лет назад, 24 июня 1945 года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножию Мавзолея знамена разгромленных немецких армий.

1-я Ученица.


У нашей великой державы

От счастья сияли глаза.

И радости слез не сдержали

В тот день над Москвой небеса.

И шли за колонной колонна,

Победу всем людям неся.

И падали вражьи знамена,

Уже никому не грозя.

В открытую плакали люди,

Но были те слезы светлы.

И, как о свершившемся чуде.

Шептались заморцы-послы.

Рубиново звезды пылали

Над красной Кремлевской стеной.

Да, эта Победа - мы знали,

Какою досталась ценой!

Вед:

Закончилась война. Солдаты вернулись домой и занялись мирным трудом. Но память и незаживающие раны порой воз­вращают их к дням той страшной войны. Снят­ся им грохот орудий, лица друзей-однополчан, могилы которых разбросаны по всей нашей земле.

2-я Ученица.


Неверно, что от той войны

Остались лишь могильные холмы.

Она жива,

Пока живые мы.

Мне сегодня приснились солдаты,

Поле в рытвинах,

Пули шальные,

И тяжелая близость утраты,

И пробитые каски стальные...

Учитель.

Бывших фронтовиков к сожалению становится с каждым днём всё меньше и меньше, но мы не забываем о тех кто живёт ещё рядом с нами и свято чтим память тех кого уже нет. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выпол­нили свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.

Наш рассказ о человеке чья, жизнь в годы войны стала сплавом мужества, стойкости и самоотверженности. Один из них - бывший учитель истории Костинской школы, более 20-ти лет проработавший директором этой же школы, ветеран Великой Отечественной войны Мерхайдаров Якуб Юсупович.

23 марта 1922 года в крестьянской семье Мерхайдаровых Юсупа и Зухры родился второй сын – Якуб в деревне Хасьяново Пугачевского уезда Самарской губернии. Как и все деревенские мальчишки, Якуб рано познал крестьянский труд: пахал, боронил, косил сено, убирал урожай, ухаживал за скотиной. А как только подрос, стал работать с 1937 года в качестве учетчика тракторной бригады.

Но у него была мечта – стать учителем и ни кем-нибудь еще. Поэтому с февраля 1940 года начал работать учителем в Хасьяновской начальной школе. Но все его планы отбросила война, в июле 1941 года он уходит на фронт. Ему пришлось в жизни видеть многое и всякое. Не думал Якуб Юсупович, что, как хороший врач, безошибочно сможет определить: если болит в одном месте – это дает знать харьковская рана, если в другом – он вспоминает Моздок. Но всякий раз, возвращаясь из госпиталя в свою часть, он знал, что должен вернуться домой. Ведь он обязательно будет учителем. И мстил врагу Мерхайдаров за поруганную юность, за сломанную мечту, за то, что пустует теперь его место в педучилище. И потому, что всем сердцем Якуб Юсупович ненавидел врага, он победил. Он – советский солдат. В сентябре 1944 года в результате ранений был демобилизован. И он вернулся к своей мечте.

Все позади. Война. Областная годичная партшкола. До сентября 1947 года работал партийным работником – инструктором Большечерниговского и Ставропольского райкомов партии. Но его тянуло в школу. Он знал, что только там, среди детей, его место. Это его мечта и он шел к ней упорно через трудности, болезни, напряженную заочную учебу в Камышлинском педагогическом училище Куйбышевской области, в Куйбышевском государственном педагогическом институте имени В.В.Куйбышева.

И никакая романтика ему не виделась и не влекла. Он хотел работать там, где сам учился, рос.

С сентября 1947 года начал работать педагогом в Большечерниговском районе.

1 сентября 1955 года порог Костинской школы переступил учитель истории – Мерхайдаров Якуб Юсупович, где он проработал директором школы более 20 лет.

В 1971 году в мае месяце сгорела учительская хибара. В течение летних каникул построили новую школу, а 1 октября переступили ее порог первые ученики. Школа была красивая, типовая, восьмилетняя. В ней обучались 154 ученика из нескольких поселков: Хасьяново, Костино, Фитали, Исток.

Я.Ю. Мерхайдаров вел большую общественную работу: был депутатом Алексеевского райсовета, неоднократно избирался депутатом Краснооктябрьского сельского Совета, работал секретарем партийной организации отделения совхоза, пропагандистом.

Всюду, куда направляла его партия, Якуб Юсупович отличался принципиальностью, пользовался заслуженным уважением, отдавая все свои знания, энергию и силы порученному делу. Коммунистическая партия и Советское государство высоко оценили его ратный и мирный труд, наградив орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и «30 лет победы над фашистской Германией», значком «Отличник народного просвещения РСФСР».

4-я Ученица.

От первых боев до победной весны

Полземли прошагал с автоматом.

И на редких привалах

Военных дорог,

В черном зареве

Огненных смерчей,

Он мечтал...

Чтобы школьный звонок

Заглушил перекличку смерти.

Он мечтал,

Чтобы в мирные детские сны

Не врывались орудий раскаты.

Он учителем стал накануне войны,

А к ребятам пришел в сорок пятом.

Учитель.

За свою трудовую деятельность Якуб Юсупович сделал более 20 выпусков. Многие его ученики избрали труд учителя. Одни его выпускники возделывают хлеб, другие строят дома, охраняют наш покой, вспоминая с благодарностью своего учителя, давшего путевку в жизнь.

Вед:

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя.

Учитель : А сейчас, ребята, поговорим о ваших родных, которые воевали, были участниками Великой Отечественной войны.

Выступление учащихся.

Вед: В День Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны гром­кие слова. Трепетные минуты молчания - как бы наша клятва, павшим в Великой Отечествен­ной войне, хранить и нести сквозь годы благо­дарную память о них.

3-й Ученик.

Пусть же проходят

За годами годы,

Ветеранов не забудет страна.

Свято и ревностно

Память народа

Ваши хранит имена.

Бились отважно

И стойко с врагами

Вы за Отчизну свою.

Вечная слава

И вечная память

И павшим в жестоком бою!

Вед: В память о тех, кто своей жизнью защитил наши жизни, объявляется Минута молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учитель: Низкий поклон поколению Великой Отечественной войны, которое в стремительной схватке с врагом отстояло независимость нашей великой Родины, которое честно трудилось на благо своей страны в мирное время.

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех кто не вернулся, и о тех кто вернулся с искалеченной душой. Но несмотря на все жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое. И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.

"ПАМЯТЬ, КОТОРОЙ НЕ БУДЕТ КОНЦА"

Великая Отечественная война, Сталинградская битва, что для нового поколения эти слова. С каждым днем все меньше и меньше остается живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все больше из фильмов, книг, учебников мы узнаем о великих сражениях. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне. Без памяти о минувшей войне, о героизме воинов - защитников Отечества - невозможно восстановить историческую справедливость.

В своей работе я попытаюсь рассказать о героизме и отваге моих односельчан в борьбе с фашистскими захватчиками. Это были простые люди, которые мечтали о будущем, скучали по дому, радовались, любили. Им бесконечно дорога была жизнь, их ждали дома матери и невесты. Но они закрывали грудью дышащие смертью амбразуры дзотов, рвались в битву с неравным по силам противником, изможденные сутками не смыкали глаз, отстаивая каждую пядь родной земли.

Мне о войне рассказывала моя прабабушка, и в нашей семье были защитники Родины. Среди моих родственников не было генералов и полководцев, но не бывает, ни одной армии без простого солдата. Таким солдатом и был мой прапрадедушка - Фоменко Ефим Михайлович. Он умер до моего рождения, но прабабушка бережно сохранила его фотографии, награды и память об отце - герое. И вот, что я узнала от прабабушки.

Фоменко Ефим Михайлович родился в 1908 году в с. Б. Пичугино (но, фактически, он родился по дороге из Украины (Харьковская губерния, д. Хоменко) в Россию). В довоенный период он работал бригадиром тракторной бригады. Когда началась война, моему прапрадедушке было 33 года, он пошел добровольцем на войну, защищать свое Отечество. А было это так, он и другие новобранцы отправились на полуторке в Москву, из г. Юрги. Там он посетил мавзолей В.И. Ленина, участвовал в параде на Красной площади. Мой дедушка поступил в распоряжение Сталинской дивизии, 110 Мотострелкового полка. Был шофером. Участвовал в Сталинградской битве. Был награжден медалью «За отвагу» (взял в плен 2-х немцев). Последний его бой был под г. Великие Луки, там он был ранен, после этого дедушка лечился в госпитале г. Горький (г. Нижний Новгород) до 1943 года. После ранения, ходил механиком по р. Волге до 1944 года. После войны работал бригадиром тракторной бригады. Он был награжден Орденом Красного Знамени; Орденом Отечественной войны I степени; Орденом Отечественной войны II степени; Орденом Красной Звезды; Орденом Славы III степени; Медалью «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Из нашего небольшого села на фронт ушли более четырехсот человек. Ушли живыми молодыми и красивыми, и почти двести сорок из них отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, за мирное небо над нашими головами. Нам удалось восстановить имена двухсот восьмидесяти семи фронтовиков. Сто девяносто пять имен внесены в «Книгу памяти Красноярского края». Биографии пятидесяти ветеранов записаны по воспоминаниям родных, в основном это фронтовики, вернувшиеся с войны, о тех, кто погиб, родные мало что помнят. Сведения о ветеранах уточняли на Интернет - сайтах «Мемориал», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне» (Приложение 1). В списках, вернувшихся с фронта, числятся ещё сорок два фронтовика, о них нам известны только имена. Ушли из жизни ветераны, разъехались родственники, осталась надежда, что сохранились архивные записи. Сведения о многих ветеранах сохранились благодаря Екатерине Ивановне Мишиной, она еще в восьмидесятые годы со своими учениками начала составлять альбом «Помним о войне», в который вошли анкеты фронтовиков и их воспоминания о войне. Сейчас эти пожелтевшие тетрадные листки исписанные детским почерком просто бесценны для нас.

Давно закончилась война. Заросли травой фронтовые дороги, сравнялись с землёй окопы, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

Никогда не изгладятся эти события из памяти тех, кто полной мерой испил и горечь отступления, и радость Победы. Война и Победа - не только история, это факт нравственного подвига советских людей, принявших на себя главную тяжесть в борьбе с фашизмом, достойно и мужественно исполнивших свой долг.

Война никого не пожалела. Она ворвалась в каждый город, село, деревню, в каждую семью. Перелистайте и вы свою семейную хронику. Вглядитесь в старую фотографию прадеда, разверните потертый на сгибах треугольник с обратным адресом полевой почты. Знайте, что всё это - частица и вашей биографии.

Наше поколение никогда не видели войны, не слышали взрывов бомб, снарядов, свистящих пуль. Нам никогда не приходилось мёрзнуть в окопах и вытаскивать с поля боя раненых. Мы не видели смерть своими глазами. Но наше поколение, скорее всего последнее, кто сможет общаться с живыми очевидцами тех событий. В нашей работе собраны воспоминания ветеранов, записанные их внуками или родственниками, часть сведений мы взяли из альбома «Помним о войне», составленного Мишиной Екатериной Ивановной, некоторые биографии приносили односельчане сами. Так Сапрошина Надежда Павловна принесла фотографии, похоронку и награды своего отца Хаустова Павла Андреевича в музей школы. Для уточнения наград, мест сражения и гибели некоторых ветеранов мы использовали Интернет - сайты, «Книгу Памяти Красноярского края». Собрав и обработав сведения, нами была составлена Книга Памяти с. Ивановки и деревни Сорокино, пополнена страница «Никто не забыт, ничто не забыто» виртуального музея школы, дополнена экспозиция «Мы этой памяти верны». Наша работа ещё не закончена, не все материалы о войне рассекречены, не все герои похоронены, но я надеюсь, что со временем мы соберем все сведения о ветеранах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Награда и звания условны, а цена солдатской жизни и крови, щедро уплаченная за Победу, неизмерима, и как самая достойная награда погибшим сохраняется в наших сердцах вечная память о них.

Память, которой не будет конца.

Цель: Формирование патриотических качеств у школьников.

Задачи: Воспитание патриотического сознания; развитие творческих способностей и чувства коллективизма.

Аннотация: Данное мероприятие разработано для учащихся 8-9 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны. Традиционно проводится накануне Дня Победы.

Оформление:

1.Плакаты: “Есть память, которой не будет конца”, “Никто не забыт, и ничто не забыто!”

2.Музыкальное оформление: «Давным - давно была война», «Священная война», «День Победы».

3.Презентация.

Ход мероприятия

Звучит музыка Слайд 2.

Вед. Мы здесь с тобой не потому, что дата

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Вед . Помните!

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя -

Великой Армии простой солдат.

Вед. Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло уже 63 года, потому что время не властно предать их забвению. “Есть память, которой не будет конца”, вот почему мы сегодня собрались накануне Дня Победы.

Вед. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

Звучит песня “Священная война”. Слайд 3 - 8

Вед. 22 июня 1941 года на нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4 000 танков, более 47 000 орудий и минометов, около 5 000 самолетов, до 200 кораблей.

Слайд 9 - 11

Вед. Все от мала до велика встали на защиту нашей Родины: добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

Слайд 12 - 35

Вед. Шаг за шагом вспоминаем, день за днем,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью, боль за болью.

Вед. Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Вед Мы не просто вспоминаем день войны,

Не для слез и мемуаров вспоминаем.

Вед Люди мира вспоминать о нем должны.

Мы об этом всей Земле напоминаем!

Вед . Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви… Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать Родину.

Вед. Нет, это не заслуга, а удача -

Быть девушке солдатом на войне. Слайд 36.

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшим счастьем девушки считали

Возможность умереть за свой народ!

Рассказ о Зое Космодемьянской .

Вед. Кто там улицей крадется,

Кто в такую ночь не спит?

На ветру листовка вьется.

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне,

В грозном зареве войны,

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны!

Слайд 37 Молодая гвардия.

Вед . Горнили “К бою!” трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые –

На левый фланг, в солдатский строй!

Слайд 38Александр Матросов

Рассказ о героях: Гастелло, Панфилов, Голиков, Дубинин.

Памяти замученных в концлагерях

Слайд 41 - 43

Сожженные деревни Слайд 44 – 47

Вед. Для многих солдат будущее не наступило. Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

Вед. Потухшими листьями ветер играет, Слайд 48 - 49

Дождем проливным венки заливает,

Но словно огонь у подножья - гвоздика!

Никто не забыт, и ничто - не забыто!

Слайд 50 - 55

Вед. Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

Помните!

Вед. Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Минута молчания .

Слайд 56 – 57

Звучит песня “День Победы” в исполнении участников мероприятия.

Возложение цветов к мемориалу Памяти.



Самое обсуждаемое
Практическое применение Явления полного отражения Практическое применение Явления полного отражения
Православные школы: достижения и проблемы Православные школы: достижения и проблемы
Формы глаголов в английском языке Формы глаголов в английском языке


top