Александр андреевич прокофьев краткая биография. Александр андреевич прокофьев. Другие варианты биографии

Александр андреевич прокофьев краткая биография. Александр андреевич прокофьев. Другие варианты биографии

Александр Андреевич Прокофьев родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в с. Кобона Петербургской губернии в семье ладожского крестьянина-рыбака. Отец, вернувшись с действительной военной службы в унтер-офицерском звании, работал на лесопильном заводе и рыбачил.

В сельскую школу Прокофьев поступил в 1907 , там же пристрастился к чтению, к школьным годам относятся и первые стихотворные опыты Прокофьева. В 1913 «по большому конкурсу» Прокофьев поступил в Петроградскую учительскую семинарию, окончить которую ему не удалось (ушел из 4-го класса) по семейным обстоятельствам: отец был призван в армию, и Прокофьев, как старший в семье, стал полноправным хозяином.

В 1918 Прокофьев и его отец вступают в волостной комитет сочувствующих большевикам. Через год Прокофьев по партийной мобилизации уходит на фронт воевать против армии генерала Юденича, которая стояла под Петроградом, попадает в плен, откуда ему удалось бежать.

В 1920 Прокофьев окончил Учительский институт Красной Армии, стал политработником. С 1921 по 1922 работает военным цензором. С 1922 по 1930 - сотрудник полномочного представительства ВЧК-ОГПУ в Ленинградском военном округе; январь-апрель 1930 - секретарь редакции газеты «Крестьянская правда по радио» в Ленинградском радиоцентре; апреле-октябре 1930 - секретарь управления Государственным народным домом; декабрь 1939 - март 1940 - корреспондент газеты «Героический поход» 9-й армии. В годы Великой Отечественной войны (июль 1941 - авг. 1945 ) - военный корреспондент Политуправления Ленинградского, Волховского и Заполярного фронтов. В 1945-48 и 1955-65 - первый секретарь правления Ленинградской писательской организации.

В юношеских стихах Прокофьев (1916 ) (не публиковавшихся при жизни поэта) звучит мотив противопоставления города («мрачного и скучного») деревне, которая, по словам автора, готового слиться с крестьянской землей. Первая публикация Прокофьева состоялась 13 июля 1919 в местной газете «Новоладожская коммуна» - стихи «На могиле героя», в которых уже чувствуется поэтический почерк будущего Прокофьева: взаимодействие разных лексических пластов - высокого и просторечного; яркость красок, запахов, неожиданность метафор. С этого времени Прокофьев - постоянный автор «Новоладожской коммуны», где впоследствии будут печататься Д. Бедный, И. Садофьев, В. Князев, Я. Бердников, Н. Клюев и др.

С 1922 Прокофьев живет в Петрограде. В 1923 году Прокофьев «нашел Пролеткульт», где в литературной студии, руководимой А.П. Крайским, стал овладевать поэтической техникой. С 1923 по 1927 Прокофьев почти не публикует своих стихов, сам он так говорил об этом периоде: «У меня отсутствовала вовсе поэтическая культура. Я считал, что стихи можно писать залпом, авось что-нибудь и выйдет. У меня не было чутья ни к слову, ни к ритму, ни к теме, ни к образу. Слова умирали в моих стихах, как говорится, на ходу» («О себе»). Между тем это было время активного творческого становления Прокофьева. В стихах тех лет явно ощутимо влияние таких несхожих поэтов, как А. Блок и С. Есенин, Д. Бедный и В. Маяковский. По-своему обобщая их опыт, Прокофьев приходит к своеобразному синтезу тем и мотивов, которые связаны в читательском сознании с этими именами. Ранний Прокофьев ищет поэтические средства прежде всего для воплощения образа своего героя - вчерашнего красноармейца, матроса, крестьянского парня, покидающего родные места. При этом поэт рисует трудность перехода от деревенской жизни к городской.

Особой вехой в творческой биографии поэта стал 1927 , когда в «Комсомольской правде» были опубликованы «Песни о Ладоге» (4 из 6 написанных). «Песни о Ладоге», как отмечал впоследствии Прокофьев, стали для него началом «радостной творческой работы». Поэт наконец нашел то, что искал, - тему родной ладожской деревни.

Принятие революции, уверенность в правоте дела, отстаиваемого с оружием на фронтах Гражданской войны и послереволюционной действительности у Прокофьев были безоговорочными, яростными и на редкость беспощадными («Октябрь», 1930 ; «Два разговора с С.П. Быковым», 1930 и др.). В стихах Прокофьева начала 1930-х отсутствует рефлексия, полутона.

С начала 1930-х поэзия Прокофьева развивается в основном в двух жанровых направлениях - лирике и балладе (границы которых в поэзии тех лет, впрочем, весьма условны). Лирика Прокофьева, как правило, развивала темы родного Приладожья, поэт смело осваивает фольклорные традиции. Особое место Прокофьев уделяет зачину стихотворения: пейзажно-психологическая зарисовка чаще всего разрывается прямой речью. Лексика Прокофьева наполнена самыми разнообразными слоями живого языка («Шли над морем буревестники», 1930 ; «Ой, какая звонкая погода...», 1930 ; «Одиночество», 1932 ; «Здесь тишина. Возьми ее и трогай...», 1933 и др.). Прокофьев в лирике стремится к моментальности, своего рода кинематографичности. Сюжет, даже в балладе, играет второстепенную роль: все внимание автора направлено на смену психологических рядов - «кадров» («Смерть пулеметчика Евлампия Бачурина», 1931 ; «Бой под Белорецком», 1931 ; «Измена Енборисова и Каюкова», 1931 ).

Сборник стихов «Дорога через мост» (1933 ), «Прямые стихи» (1936 ) и другие, включая обобщающую книгу «Стихотворения» (1938 ), показывают эпическую сторону художественного дарования Прокофьева (как это часто наблюдается с поэтами, вышедшими «от земли», начиная с Н. Клюева и Есенина до П. Васильева и Твардовского). Однако эпос Прокофьев в отличие от старших современников и ровесников более интуитивен.

В 1930-е Прокофьев приходит к песенному творчеству. И хотя элементы лирической песни, частушки сопутствовали всей его поэзии, с середины 1930-х поэт усиленно обращается к этому жанру в «чистом виде» («Плясовая», 1934 ; «Песенка Тони», 1934 ; «Походная песня геологов», 1934 ; «Коль жить да любить - все печали растают», 1937 , и др.). В 193 7 выходит сборник Прокофьева «Песни». К творчеству Прокофьева обращались композиторы В. Соловьев-Седой, Д. Прицкер, Ю. Левитан, Э. Денисов, Г. Свиридов, С. Прокофьев. Одно из «программных» стихотворений Прокофьева 1930-х «Товарищ» (1930 ), положенное на музыку О. Ивановым, стало популярной песней.

Выход сборника «В защиту влюбленных» (1939 ) ознаменовал своего рода итог достигнутого Прокофьевым в предвоенное десятилетие. К этому времени стихи Прокофьева стали строже, классичнее.

1939-1945 ознаменовали новый этап в творчестве поэта. В период советско-финляндской войны Прокофьев создает несколько десятков песен, частушек, лирических стихотворений, стихотворных фельетонов, подписей к сатирическим рисункам. В годы Великой Отечественной войны вышли сборник Прокофьева «За Родину» (1941 ), «Огонь» (1942) , «Таран» (1942 ), «Атака» (1943 ), «Гармонь» (1943 ), «Фронтовые стихи» (1943 ) и др., проникнутые верой в победу и ненавистью к врагу; в них Прокофьев обращается к национальной преемственности, неразрывности отечественной истории: «гром Бородино», «свет немеркнущей Полтавы», «Измаила гром» - «Песня» (1942 ).

Послевоенная действительность, впрочем, без намека на трагические противоречия нашла свое отражение в сборнике Прокофьева «Заречье» (1955, 1957 ), «Лирика» (1956 ), «Признания» (1957 ). Итальянские впечатления (после поездки группы советских писателей в эту страну) легли в основу цикла «Яблоня над морем» (1958 ). Во второй половине 1950-х выходят книжки Прокофьева для детей: «Днем весенним» (1956 ), «Шел кот-скороход» (1956 ), «Синички-невелички» (1958 ), «Галя-Галинка» (1966 ). Детские стихи Прокофьева отличают простота композиции, мягкие интонации, юмор и виртуозное использование фольклорных мотивов: «Кот Макар» (1938 ), «Сказка о том, как котенок стал котом» (1938 ), «Сказочка для маленьких про комара-комарика» (1939 ), «Загадки-шутки» (1962 ), «Еще про жука» (1965 ).

Новым взлетом таланта Прокофьева стала книга «Приглашение к путешествию» (1960 ) (Ленинская премия - 1961 ).

В стихах последнего десятилетия, вошедших в сборниках «Радуга» (1966 ), «Пристрастия» (1967 ), «Гроздья» (1967 ), «Величальная песня России» (1971 ) и «Звенья» (1972 ), вышедших после смерти поэта, вновь появляются образы юности. В цикле стих. «Годы» (1966 ) А. Прокофьев снова возвращается к своему ритму конца 1920-х - начала 1930-х. Не забывал Прокофьев и тех, кто был когда-то рядом с ним. Так, в стихотворении «Песня» (1969 ) Прокофьев обращается к П. Васильеву, погибшему в 1937: «Ты потом пошел на Беломорье, / Вешним днем пошел, / После Егорья. / Беломорье - ветер гулевой! / Не один там распростился с головой». Незадолго перед смертью Прокофьев пишет стихотворение, ставшее одним из самых совершенных по своей трагической сущности в его творчестве: «А ведь было - / Завивались в кольца волосы мои» (1970 ).

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля (11 апреля по старому стилю) 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии (ныне село Красное Донецкой области Украины) в семье агронома.

Его мать была хорошей пианисткой и под ее руководством Сергей рано начал заниматься музыкой. В детстве сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, сочинил и записал оперы "Великан" и "На пустынных островах". В течение летних месяцев 1902-1903 годов Сергей Прокофьев брал частные уроки теории и композиции у известного в дальнейшем дирижера и композитора Рейнгольда Глиэра, что помогло ему в создании оперы "Пир во время чумы", симфонии и нескольких пьес.

В 1904 году Сергей Прокофьев, будучи автором четырех опер, симфонии, двух сонат и нескольких пьес, поступил в Петербургскую консерваторию. Его учителями были известные композиторы Анатолий Лядов (композиция), Николай Римский-Корсаков (инструментовка) и Николай Черепнин (дирижирование), пианистка Анна Есипова (фортепиано), композитор и музыкальный критик Язеп Витол (музыкальная форма) и другие.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции и классу инструментовки, в 1914 году — по классу дирижирования и фортепиано.

На выпускном экзамене он исполнил свой Первый концерт для фортепьяно с оркестром, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.

С 1908 года Прокофьев выступал как пианист с исполнением собственных произведений, с 1913 года гастролировал за рубежом.

С первых шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник дерзко-новаторских (по меркам начала XX века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Среди фортепианных произведений консерваторского периода выделяются "Наваждение", "Токката", Соната № 2 для фортепиано (все — 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), цикл "Сарказмы" (1914).

В 1913-1918 годах композитором созданы оперы "Маддалена" (1913) и "Игрок" по Федору Достоевскому (1915-1916), сказка "Гадкий утенок" для голоса и фортепиано (1914), оркестровая "Скифская сюита" (1914-1915), балет "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1915), "Классическая" (первая) симфония (1916-1917), романсы на слова Анны Ахматовой (1916) и др.

В 1918 году Прокофьев уехал на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую оперу "Любовь к трем апельсинам" (поставлена в 1921 году Чикагским оперным театром).

К этому времени относится также Третий фортепианный концерт. В 1922 году композитор переселился в Германию, а в 1923 году перебрался в Париж, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке, где он выступал как пианист и как дирижер. В Париже антрепризой Сергея Дягилева "Русский балет" были поставлены его балеты "Стальной скок" (1927) и "Блудный сын" (1928). В 1925-1931 годах Прокофьев написал Вторую, Третью и Четвертую симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты.

В 1927 и 1929 годах Прокофьев с большим успехом выступал в Советском Союзе. В 1933 году вернулся на Родину.

В последующие годы Прокофьев много работал в разных жанрах. Он создал один из своих шедевров — балет "Ромео и Джульетта" (1936), лирико-комическую оперу "Обручение в монастыре" (1940), кантаты "Александр Невский" (1939) и "Здравица" (1939), Шестую сонату для фортепиано (1940), цикл фортепианных пьес "Детская музыка" (1935), симфоническую сказку "Петя и волк" (1936).

Летом 1941 года на даче под Москвой Прокофьев написал заказанный ему Ленинградским театром оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) балет-сказку "Золушка".

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он создал оперу-эпопею "Война и мир" по роману Льва Толстого (1943), написал Седьмую сонату для фортепиано (1942) и Пятую симфонию (1944).

В послевоенное время композитором были созданы Шестая (1947) и Седьмая (1952) симфонии, Девятая фортепианная соната (1947), виолончельная Соната (1949) и Симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Он также вел занятия по композиции в Школе высшего мастерства при Московской консерватории.

Прокофьев написал музыку к кинофильму "Поручик Киже" (1934) Александра Файнциммера, историческим драмам Сергея Эйзенштейна "Александр Невский" (1938) и "Иван Грозный" (1942). Им также была создана музыка к спектаклю режиссера Александра Таирова "Египетские ночи" (1934) в Камерном театре.

Композитор был членом римской академии "Сайта Чечилия" (1934), Шведской королевской музыкальной академии (1947), почетным членом художественного общества "Умелецка беседа" в Праге (1946).

В 1948 году музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической".

5 марта 1953 года Сергей Прокофьев скончался в Москве от гипертонического криза. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Композитор оставил огромное творческое наследие — восемь опер; семь балетов; семь симфоний; девять фортепианных сонат; пять фортепианных концертов (из них Четвертый — для одной левой руки); два скрипичных и два виолончельных концерта (Второй — Симфония-концерт); шесть кантат; ораторию; камерные сочинения; ряд вокальных сочинений на слова Анны Ахматовой, Константина Бальмонта, Александра Пушкина и др.

Творчество Прокофьева было отмечено различными наградами. В 1947 году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. Он был лауреатом шести Сталинских премий (1943, 1946 (три), 1947, 1951). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943). В 1944 году ему была присуждена золотая медаль Лондонской филармонии.

В 1957 году композитор был удостоен Ленинской премии (посмертно).

Сергей Прокофьев был женат дважды. С первой женой — певицей Каролиной (Линой) Кодиной (1897-1989), имевшей российско-испанское происхождение, они поженились в 1923 году в Германии. В 1948 году Лина была арестована по обвинению в шпионаже и приговорена к 20 годам лагерей строгого режима. В 1956 году она была реабилитирована и вернулась в Москву, в 1974 году выехала из СССР. За рубежом она основала Фонд Прокофьева, который затем разросся до Архива и Ассоциации Прокофьева. В первом браке у композитора родились два сына — Святослав (1924) и Олег (1928), ставший художником. Оба сына эмигрировали из СССР в Париж и Лондон.

Олег Порокофьев перевел и издал дневник и другие сочинения отца, занимался популяризацией его творчества. Сын Олега и внук Прокофьева — Габриэль стал композитором, является владельцем компании звукозаписи Nonclassical, занимающейся продвижением молодых музыкантов и исполнителей современной классической музыки.

В 1948 году без оформления развода Прокофьев официально женился на Мире Мендельсон (1915-1968). В 1957 году Лина Кодина восстановила через суд права жены композитора.

Имя Прокофьева было присвоено детской музыкальной школе № 1 в Москве, в которой в 1968 году открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.

В 1991 году в здании бывшей сельской школы, где преподавала мать композитора, был открыт Музей Сергея Прокофьева на его родине — в селе Красном Красноармейского района Донецкой области (Украина). Там же был установлен памятник композитору.

В 2008 году был открыт Музей-квартира Сергея Прокофьева в Камергерском переулке Москвы, где он провел последние годы жизни.

В 1991 году , в ознаменование 100-летия со дня рождения композитора, был учрежден Международный конкурс имени С.С. Прокофьева, который проводится в Санкт-Петербурге по специальностям: симфоническое дирижирование, композиция и фортепиано.

Год 125-летия композитора, по предложению президента РФ объявлен в России Годом Прокофьева.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поэт советской эпохи.

Юношеские стихи Александра Прокофьева не публиковались при жизни, в них мотивом проходит противоположность города и родной деревни. В раннем творчестве героем его произведений проходит обычный крестьянский парень, уезжающий из родных мест в большой город. К стихам Александра Андреевича часто обращались советские композиторы, на многие его произведения была положена музыка, и эти песни становились гимнами советской молодежи. Его поэзия проста и близка народу, в ней присутствуют яркие фольклорные образы, которым присущи ирония и верность простому человеку.

Во время советско-финской войны и Великой Отечественной Александр Прокофьев был журналистом. Ездил по фронтам, писал агитационные стихи, фельетоны и частушки, выступал перед солдатами. В послевоенные годы он написал сборник стихов о счастье восстановления родной земли. Совсем новый этап начинается с книг, которые характеризуют простор идеи, открытость формы.

Если по началу стихи Александра Прокофьева были полны ярких красок, гремящих звуков, со временем слог становился более тихим и сдержанным. Лаконичная форма произведений пришла на смену необузданной веселости.

Прокофьев Александр Андреевич родился 19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) в семье крестьянина - рыбака и землепашца.

В 1919 году вступил в РККА и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

Память

Награды и премии

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдащиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • четыре ордена Ленина.
  • орден Красной Звезды.
  • орден «Знак Почёта».

Сочинения

  • Полдень, 1931
  • Победа, 1932
  • Дорога че­рез мост, 1933
  • Россия, 1944 (поэма)
  • Стихотворения, 1947
  • Стихи с дороги, 1963
  • Гроздья, 1967
  • Бессмертие, 1970.

Сергей Прокофьев – выдающийся русский композитор и личность уникальной судьбы. Человек, поступивший в петербургскую консерваторию, когда ему было только 13. Человек, уехавший после революции за границу, но вернувшийся в СССР – с почетом и без клейма «перебежчика». Человек, который был обласкан властью, имел высшие государственные награды, а затем, еще при жизни, предан забвению и опале. Человек, которого называют «единственным гением» ХХ века.

Краткая биография

Родом Сергей Сергеевич Прокофьев из украинского села Сонцовка. Существуют разные версии даты его рождения, но целесообразно указать ту, которую указал он сам в "Автобиографии" - 11 (23) апреля 1891 года. Кажется, что он уже родился композитором, ведь благодаря маме, Марии Григорьевне, превосходно игравшей на фортепиано, дом Прокофьевых был полон музыки. Интерес к инструменту побудил маленького Сережу начать учиться играть. С 1902 года Сергея Прокофьева начал учить музыке Р.М. Глиэр .

Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.

  • С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  • В США в первые годы выступлений Прокофьева называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  • По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  • Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  • Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  • После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  • Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров:
    - музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту;
    - музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»;
    - Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»;
    - тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  • «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  • Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  • Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Сергей Прокофьев и кино

Создание музыки для кинофильмов композитором такого уровня не имеет прецедентов в искусстве. В 1930 – 40 годах Сергей Прокофьев написал музыку для восьми фильмов. Один из них, «Пиковая дама» (1936), так и не увидел свет из-за пожара на «Мосфильме», уничтожившего пленки. Музыка Прокофьева к первому же фильму, «Поручик Киже», стала невероятно популярна. На ее основе композитор создал симфоническую сюиту, которая исполнялась оркестрами по всему миру. На эту музыку впоследствии создано два балета. Однако Прокофьев не сразу принял предложение создателей фильма – первой его реакцией был отказ. Но после прочтения сценария и детального обсуждения режиссерского замысла, идея его заинтересовала и, как он отмечал в своей «Автобиографии», над музыкой к «Поручику Киже» он работал быстро и с удовольствием. Создание сюиты потребовало больше времени, переоркестровки и даже переработки некоторых тем.

В отличие от «Поручика Киже», предложение о написании музыки к фильму «Александр Невский » Прокофьев принял, не раздумывая. С Сергеем Эйзенштейном они были давно знакомы, Прокофьев даже относил себя к поклонникам режиссера. Работа над картиной стала торжеством настоящего сотворчества: иногда композитор писал музыкальный текст, а режиссер на его основе строил съемки и монтаж эпизода, иногда Прокофьев отсматривал готовый материал, пальцами по дереву отстукивая ритмы и принося через некоторое время готовую партитуру. Музыка «Александра Невского» воплотила все основные черты таланта Прокофьева и по достоинству вошла в золотой фонд мировой культуры. В годы войны Прокофьев создает музыку к трем патриотическим картинам: «Партизаны в степях Украины», «Котовский», «Тоня» (из киносборника «Наши девушки»), а также к биографической картине «Лермонтов» (вместе с В. Пушковым).

Последней по времени, но не по значимости стала работа Прокофьева над фильмом С. Эйзенштейна «Иван Грозный», которая началась в Алма-Ате. Музыка «Ивана Грозного» своей народно-эпической мощью продолжает темы «Александра Невского». Но вторая совместная картина двух гениев состоит не только из героических сцен, а повествует и об истории боярского заговора и дипломатических интриг, что потребовало более разнопланового музыкального полотна. Эта работа композитора была отмечена Сталинской премией. Уже после кончины Прокофьева музыка «Ивана Грозного» послужила основой для создания оратории и балета.

Несмотря на то, что удивительная судьба Сергея Прокофьева могла бы лечь в основу интереснейшего сценария фильма, художественных картин о жизни композитора до сих пор нет. К различным годовщинам – со дня рождения или смерти – создавались только телевизионные фильмы и передачи. Возможно, это связано с тем, что никто не берется однозначно трактовать неоднозначные поступки Сергея Сергеевича. По каким причинам он вернулся в СССР? Был ли советский период его творчества конформизмом или новаторством? Почему распался его первый брак? Почему он позволил Лине Ивановне опрометчиво отказаться от эвакуации из военной Москвы, не вывезти хотя бы детей? И волновало ли его вообще хоть что-нибудь, кроме собственного тщеславия и творческой реализации - судьба арестованной первой жены и родных сыновей, например? На эти и многие другие острые вопросы ответов нет. Есть мнения и домыслы, которые могут оказаться несправедливыми к великому композитору.

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

  • Сергей Танеев сказал о девятилетнем Сереже Прокофьеве, что у него выдающиеся способности и абсолютный слух.
  • На записи музыки к фильму «Поручик Киже» симфоническим оркестром управлял молодой дирижер Исаак Дунаевский. Впоследствии в личной переписке Дунаевский высказывал неоднозначное отношение к Прокофьеву из-за привилегированного положения последнего.
  • Композитор Борис Асафьев был консерваторским однокурсником и многолетним другом Прокофьева. Несмотря на это, на Первом съезде советских композиторов 1948 года от его имени была зачитана речь, в которой творчество «формалиста» Прокофьева приравнивалось к фашизму. Кроме того, Асафьев по поручению Жданова редактировал постановление "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", в котором, кстати, назначался председателем Оргкомитета Союза композиторов.
  • Балет «На Днепре» стал дебютной постановкой для двух балетмейстеров разных поколений – Сержа Лифаря в должности балетмейстера Парижской оперы в 1930 году, и Алексея Ратманского в Американском театре балета (2009 год).
  • Очень дружен с Сергеем Прокофьевым был Мстислав Ростропович, для которого композитор создал Симфонию-концерт для виолончели с оркестром.
  • Партия Полины в премьерной постановке Большого театра оперы «Игрок» (1974 год) стала последней ролью Галины Вишневской перед эмиграцией.
  • Галина Уланова, первая исполнительница партии Джульетты, вспоминала, что была одной из тех, кто считал, что «нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Мелодика композитора, ее резко сменяющиеся темпы и настроения создавали проблемы к пониманию замысла и исполнению роли. Спустя годы Галина Сергеевна скажет, что, если бы ее спросили, какой должна быть музыка «Ромео и Джульетты», она бы ответила – только той, что написал Прокофьев.
  • С.С. Прокофьев – любимый композитор Валерия Гергиева. С оперы «Война и мир» началась его дирижерская судьба в Кировском (Мариинском) театре. Возможно, по этой причине Мариинский театр – единственный в мире, репертуар которого включает в себя 12 постановок произведений Прокофьева. К 125-летию композитора в апреле 2016 года оркестр Мариинского театра за три юбилейных дня сыграл все 7 его симфоний. Именно Валерий Гергиев спас от разрушения композиторскую дачу, выкупив ее и передав в свой благотворительный фонд, в планах которого сделать там культурный центр.

Александр Андреевич Прокофьев (1900-1971) - русский советский поэт, Герой Социалистического Труда (1970).
Прокофьев Александр Андреевич родился в 1900 году в семье крестьянина - рыбака и землепашца. Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917г. годы учился в Петербургской учительской семинарии. В 1919 году стал членом РКП(б) и вступил в Красную Армию и находился в ней до 1930 года. Печататься начал с 1927 года.
В 1931 г. Александр Прокофьев издал свои первые книги стихов «Полдень» и «Улица Красных зорь», в которых основное место заняли жители ладожской деревни и герои гражданской войны.
В 30-х Прокофьев выпускает сборники лирических стихов и песен: «Победа» (1932), «Дорога через мост» (1933), «Временник» (1934), «Прямые стихи» (1936), «В защиту влюбленных» (1939). Творчество Прокофьева завоевало общее признание.
Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Александр Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. Прокофьев активно работал в армейской печати, выступал перед бойцами Ленинградского, Волховского и Северного фронтов. Писал агитационные стихи, стихотворные фельетоны, песни, частушки. Заметным явлением советской поэзии военных лет стала поэма «Россия» (1944; Сталинская премия, 1946) - рассказ о братьях Шумовых, добровольно приехавших из Сибири на защиту Ленинграда и составивших расчет тяжелого миномета.
В 1945-1948 и 1955-1965 .г. Александр Прокофьев был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР. В первые послевоенные годы Прокофьев опубликовал цикл стихов о мире, о радости оживающей земли («Нынче удались цветы повсюду…», «Ты по сердцу мне, русская природа», «Пополам с тобою, дорогая…» и др.). Новый этап в творчестве Прокофьева начинается с книги «Заречье» (1955); в 1960 вышел сборник «Приглашение к путешествию», отличающийся широтой замысла и содержания, ясностью и глубиной формы. Впечатления от многочисленных поездок по стране и за рубеж нашли отражение в книгах «Яблоня над морем» (1958), «Стихи с дороги» (1963), «Под солнцем и под ливнями» (1964) и др.
Отличительные черты поэзии Прокофьева - близость к народному слову, фольклору, яркая образность и эмоциональность, склонность к шутке, иронии, верность «рядовому» герою. Многокрасочная, звенящая и гремящая поэзия Прокофьева с годами становится более сдержанной. От «веселого косноязычья» первых стихов («Тырли-бутырли, дуй тебя горой») поэт пришел к более строгой и лаконичной манере письма.
На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
Умер Александр Прокофьев в 1971 году. Похоронен на Богословском кладбище в Ленинграде.

Современный поэт. Род. на Ладоге в семье крестьянина-рыбака.
Окончил три класса учительской семинарии.
С 1919 по 1930 - в Красной армии. В гражданскую войну дрался на Питерском фронте.
Был в плену у Юденича и бежал. Печатается с 1927 в «Комсомольской правде» и «Юном пролетарии». Был членом ЛАПП (группа «Резец»). II. - талантливый, оригинальный поэт современности.
Он сочетает дарование лирика с умением дать эпическое изображение.
В своем творчестве разрабатывает две основных для советской литературы темы - тему гражданской войны и тему перестройки деревенской жизни, ярко выражая настроения поднявшегося к революционной практике крестьянина-бедняка, постепенно преодолевающего ограниченность своего мироотношения.
Первая книга П. - «Полдень» - книга о ладожской деревне, деревне восстановительного периода; начиная с «Улицы Красных зорь» (1931; второй книги), поэт надолго перешел к теме гражданской войны. Лишь в последнее время он снова обратился к реконструирующейся деревне.
В своей работе над синтаксисом, словарем, интонациями поэт широко опирается на народное творчество.
В лирике Прокофьев использует преимущественно песенно-прибауточную поэзию, в последних же своих стихах он переходит к разработке былинно-эпического творчества.
Осваивая фольклор, П. далек однако от стилизации и имитации.
Поэт выражает чувства и мысли, типичные для революционного крестьянства.
В первой же книге Прокофьева выражены чувства интернационализма, преданности пролетарской революции, ненависти к ее врагам, пафос борьбы.
Но бок о бок с этими мотивами дана поэтизация стихийничества.
Переходя к теме гражданской войны, П. расширяет запас своих изобразительных средств, удачно осваивает «балладный лад»; поэтизация стихийной, неорганизованной ненависти к врагу, прославление молодецкой удали и т. п. проходят через этот цикл стихов Прокофьева.
В цикле стихотворений «Уральские партизаны» лирическая и патетическая приподнятость, свойственные поэту, ослаблены.
Усиливаются повествовательные интонации, шире используются фольклорные прибаутки, присказки, частушки, даже заговор.
В антипоповских стихах удачно используются иронические интонаций.
После некоторых неудач (например «Перечень профессий», «Ответ») П. дает цикл лирических стихов, отличающихся более широким кругозором и ослаблением ладожской «этнографичности». Наряду с превосходной политической лирикой здесь значительную группу составляют стихи на литературные темы, выражающие некоторую смятенность поэта. Для П. последнего времени характерно стремление к новым мотивам, к тематическому обогащению своей поэзии.
С этим связано и расширение изобразительных средств, реконструкция стиха. Органическая революционность поэта, талантливость его и значительное мастерство дают все основания говорить о больших творческих возможностях П. Библиография: I. Полдень, ГИХЛ, М. - Л., 1931; Улица Красных зорь, ГИХЛ, М. - Л., 1931 (два изд.); Победа, Третья книга стихов, ГИХЛ, Л. - М., 1932; Сотворение мира, Избранные стихи, ГИХЛ, М. - Л., 1932 (Массовая биб-ка); Стихотворения, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1933; Дорога через мост, изд. то же, Л., 1933; Временник, Стихи 1932-33 гг., Ленгихл, Л., 1934; Сборник стихов. [Вводная статья И. Гринберг], издание Лоиз, Л., 1934; Избранное, Гослитиздат, Ленинград, 1935. II. Отзывы: об «Улице Красных зорь»: «Книга - строителям социализма», 1931, №11; Мессер Р., «Звезда», 1931, № 2. О сб. «Полдень»: «Книга - строителям социализма», 1931, № 15. О сб. «Сотворение мира»: «Книга - строителям социализма», 1931, № 32-33. О сборнике «Победа»: Скоблин Ю., «Книга - строителям социализма» (Художественная литература), 1932, № 8; Саянов В., Письма о современной поэзии. (Письмо первое), «Ленинград», 1931, № 2; Гринберг И., А. Прокофьев, «Литературный современник», 1933, № 10; Тарасенков А., О поэзии А. Прокофьева, «Знамя», 1933, № 11; Тихонов П., Поэзия большого плана, «Литературная газета», 1934, № 68, 30 мая. И. Гринберг. {Лит. энц.} Прокофьев, Александр Андреевич Род. 1900, ум. 1971. Поэт. Произведения: «Полдень» (сборник поэзии, 1931), «Заречье» (сборник, 1955), «Приглашение к путешествию» (сборник стихотв., 1960), «Россия» (поэма, 1944) и др. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1961). Герой Социалистического Труда (1970).

Алекса́ндр Андре́евич Проко́фьев (ноября, деревня Кобона, Новоладожский уезд, Санкт-Петербургская губерния - 18 сентября 1971, Ленинград) - русский советский поэт. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946).

Биография

Прокофьев Александр Андреевич родился ноябряа в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) в семье крестьянина - рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в и в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

В 1922-30 служил оперуполномоченным в органах ВЧК–ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.

Во время советско-финляндской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной Ревизионной Комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XX и XXII съездов КПСС.

Память

  • На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
  • На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму "Ладога".
  • В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.
  • Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Награды и премии

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • четыре ордена Ленина (1957, 1960, 1967, 1970).
  • орден Отечественной войны II степени (1944).
  • орден Красной Звезды.
  • орден «Знак Почёта» (1939).
  • знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)».
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим!», «За тебя, Ленинград!», «Застольная», «Клятва» и другие.
  • Ленинская премия (1961) - за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).

Сочинения

  • Полдень, 1931
  • Победа, 1932
  • Дорога че­рез мост, 1933
  • Россия, 1944 (поэма)
  • Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица...

    Аппарат Гольджи - важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс,...

Александр Андреевич Прокофьев (19 ноября (2 декабря) 1900 года в деревне Кобона (ныне Ленинградская область) - 18 сентября 1971 года, Ленинград) - русский советский поэт и журналист. Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1961) и Сталинской премии второй степени (1946). Старший брат видного советского и партийного работника В. А. Прокофьева.

Биография

Родился в семье крестьянина-рыбака и землепашца.

Окончил сельскую школу и с 1913 по 1917 годы учился в Петербургской учительской семинарии.

В 1919 году вступил в РКП(б). Окончил Петроградский учительский институт РККА (1920). В 1922-1930 годах сотрудник полпредства ВЧК-ОГПУ по Ленинградскому ВО. С 1923 года учился в литературной студии ленинградского Пролеткульта. Печататься начал с 1927 года. В 1931 году выпустил первую книгу стихов.

В 1922-1930 служил оперуполномоченным в органах ВЧК-ОГПУ. Все последующие годы находился в действующем резерве органов госбезопасности.

Во время Советско-финской войны (1939-1940) и Великой Отечественной войны (1941-1945) Прокофьев - военный журналист, член писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта. В 1945-1948 годах и 1955-1965 годах был ответственным секретарём Ленинградского отделения СП РСФСР.

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС в 1956-1966 годах. Делегат XVIII, XX и XXII съездов КПСС.

Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Произведения

  • На стихи Прокофьева были написаны песни, среди которых наиболее известные - «Товарищ» (музыка О. Б. Иванова, первая его песня), ставшая неофициальным гимном молодёжи, и «Тайга золотая» (музыка В. В. Пушкова) из одноимённого кинофильма.
  • На стихи Прокофьева композитор Георгий Свиридов написал хоровую поэму «Ладога».
  • В 2003 году в честь празднования 1250-летия Старой Ладоги петербургский композитор Владислава Малаховская написала 3 хора на стихи А. А. Прокофьева.

Память

  • Именем Прокофьева А А. названа улица на северо-западе Санкт-Петербурга.

Награды и премии

  • Указом Президиума ВС СССР от 1 декабря 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельности и в связи с семидесятилетием со дня рождения Прокофьеву Александру Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
  • четыре ордена Ленина (1957, 02.12.1960; 28.10.1967; 01.12.1970).
  • орден Отечественной войны 2-й степени (31.08.1944)
  • орден Красной Звезды (21.05.1940)
  • орден «Знак Почёта» (31.01.1939)
  • медали
  • Ленинская премия (1961) - за сборник стихов «Приглашение к путешествию» (1960).
  • Сталинская премия второй степени (1946) - за поэму «Россия» и стихотворения: «Не отдадим!», «За тебя, Ленинград!», «Застольная», «Клятва» и другие
  • знак «Почётный сотрудник ВЧК-ГПУ (V)»

На встрече с Хрущёвым поэт Смирнов сказал:

Хрущёв посмотрел на Прокофьева, как на свой шарж, на карикатуру; Прокофьев того же роста, с такой же грубой физиономией, толстый, мордатый, нос приплюснут… Посмотрел Хрущёв на эту карикатуру, нахмурился и отошёл, ничего не сказав. (По воспоминаниям Д. Гранина)

Сочинения

  • Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1978-1980
  • Собрание сочинений в 4-х томах. Л., 1965-1966
  • Собрание стихотворений в 2-х томах. Л., 1961
  • Сочинения в 2-х томах. Л., 1957
  • Избранное в 2-х томах. Л., 1972
  • Полдень, 1931
  • Победа, 1932
  • Стихотворения. Л., 1932
  • Дорога че­рез мост, Л., изд. писателей, 1933
  • Сборник стихов. Л., 1934
  • Избранное. Л., ГИХЛ, 1935, - 208 с., 6 300 экз.
  • Прямые стихи. Л., 1936
  • Крылья. М.-Л., 1937
  • Стихотворения 1927-1937. Л., 1938
  • Знамя. Л., 1940
  • Гармонь. Л., ГИХЛ, 1944
  • Россия. Л., 1944
  • Россия, М., 1946 (поэма)
  • Простор. Л., 1945
  • Стихотворения. 1927-1947. - Гослитиздат, 1947. - 590 с., 25 000 экз.
  • Избранное. - М., Сов. писатель, 1947, - 300 с., 25 000 экз.
  • Стихотворения. М.-Л., 1950
  • В пути. - М., 1953
  • Стихотворения. М., 1954
  • Заречье. Л., 1955
  • Лирика. Л., 1956
  • Стихотворения и поэмы. М., 1959
  • Приглашение к путешествию.- Л., 1960
  • Присяга. - Л., 1960
  • Стихи с дороги, Л., Советский писатель, 1963
  • Горислава. М, 1963
  • Под солнцем и под ливнями. Л., 1964
  • Чудесная тревога. 1965
  • Гроздья, Л., Советский писатель,1967
  • Пристрастия. Л., 1967
  • Прощание с приморьем. Л., 1969
  • Бессмертие, Л., 1970.
  • Избранные стихи. Л., 1970
  • Величальная песня России. М., 1971

Самое обсуждаемое
Что такое касательная к окружности? Что такое касательная к окружности?
Большой англо-русский словарь Употребление mean в разных значениях Большой англо-русский словарь Употребление mean в разных значениях
электрохимические методы анализа электрохимические методы анализа


top