Раздел ii. физическая составляющая здоровья человека. Гигиена полости рта Цель урока: Изучение правил гигиены полости рта Пропаганда здорового образа жизни Эстетическое воспитание Учитель технологии Ватутинской. Вступительная беседа. Сообщение темы урока

Раздел ii. физическая составляющая здоровья человека. Гигиена полости рта Цель урока: Изучение правил гигиены полости рта Пропаганда здорового образа жизни Эстетическое воспитание Учитель технологии Ватутинской. Вступительная беседа. Сообщение темы урока

Лектор: (Приветствие).

Дети: (Приветствие).

Лектор: Дети! Кто знает, чем занимается врач-стоматолог?

Дети: Лечит зубы, десны (лектор может дополнить).

Лектор: Верно (похвалить за верные ответы).

Лектор: Человеку нужны зубы? Может быть лучше, если бы их не было?

Дети: (Улыбаются). Нет, нужны, чтобы правильно произносить слова, чтобы откусывать и пережевывать пищу, украшают лицо человека.

Лектор: Правильно (целесообразно обобщить ответы и объяснить: если во рту есть больные зубы, то могут болеть желудок, сердце, уши, суставы и другие органы).

Кто знает, из чего состоит зуб?

Дети: (Ответы могут быть разные. Их следует выслушать, если был правильный ответ - похвалить).

Лектор: Правильно. Зуб - часть целого организма, это живая структура, и он значительно больше, чем та небольшая часть, которую вы можете действительно видеть во рту (показывает на макете). Посмотрите па рисунок. Часть зуба, которая находится выше линии десен, называется коронкой; часть зуба, которая находится в челюсти и крепко держит зуб, называется корнем.

Коронку покрывает эмаль - очень твердый, белый слой зуба. Эмаль является самым твердым веществом в организме человека. Дентин - желтоватая ткань, формирующая основную массу зуба. Пульпа - "живое ядро" зуба, которое содержит нервы и кровеносные сосуды. Цемент - это костеподобная ткань, покрывающая корень и помогающая удерживать зуб на месте.

Лектор: От чего могут болеть зубы?

Дети:

1. Если есть много конфет.

2. Если не чистить зубы.

3. Если не заниматься спортом, человек становится слабым, может быстро заболеть и у него также быстро могут заболеть зубы.

4. Если не ходить к стоматологу на проверку.

Лектор: Вы, по-видимому, все слышали, что существует такое заболевание, как "кариес". В переводе с латинского языка "кариес" означает "гниение". Кто знает, как он появляется?

Дети: (Отвечают).

Лектор: Кариес вызывают бактерии, живущие в зубном налете. Зубной налет - мягкий, липкий, почти невидимый слой, который постоянно формируется на зубах и есть во рту у любого человека. Он содержит миллиарды бактерий, вызывающие развитие кариеса и болезней десен. Бактерии не атакуют зуб прямо, но они превращают сахар, содержащийся в пище, в кислоту. Именно эта кислота и начинает растворять зубную эмаль. Эмаль деминерализуется, в результате чего образуется белое пятно, которое не беспокоит человека, его тяжело заметить самому, его может увидеть только врач.

Если зуб вовремя не лечить, то бактерии достигают мягкой пульпы внутри зуба, где они атакуют нервы и кровеносные сосуды. Возникает зубная боль. Если зуб своевременно не вылечить, то инфекция распространяется в кость челюсти и образуется флюс.


Кроме того, зубной налет раздражает десны и постепенно может вызвать их воспаление. При этом появляются кровоточивость десен при чистке зубов, неприятный запах изо рта.

Лектор: Как вы считаете, что нужно делать, чтобы сохранить ваши зубы здоровыми очень долго?

Дети: Чистить зубы, не есть сладкого, есть сыр, твердую пищу.

Лектор: Верно, вы должны помнить, что каждый из вас сам может сохранить красивую и здоровую улыбку, если будет придерживаться определенных правил.

Правило 1. Физическое развитие и закаливание.

В здоровом теле - не только здоровый дух, как говорит народная пословица, но и здоровый зуб. Вы знаете, что спорт и закаливание укрепляют организм, повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям, увеличивают выносливость. Следовательно, регулярные занятия в любимой спортивной секции, ежедневная зарядка, посещение бассейна - все это важно как для всего организма, так и для состояния зубов, ведь при неправильном телосложении формируется неправильный прикус. Это приводит к неправильному смыканию зубов, поэтому в пережевывании пищи участвуют не все зубы, что также способствует их поражению кариесом.

Правило 2. Активное жевание.

Физкультура нужна также и для зубов. Среди причин кариеса и гингивита ученые указывают на то, что жевательный аппарат человека в настоящее время лишен нагрузок, которые имели зубы у первобытных предков. Поэтому нужно стараться больше употреблять твердую пищу, отварное мясо, а не кушанья из фарша. По возможности, больше употреблять сырые и твердые овощи и фрукты, не отказываться от черствого хлеба, особенно хлебных корочек. Нужно много и сильно жевать после вязких продуктов - каш, пюре и кондитерских изделий. Это способствует самоочищению зубов от остатков пищи, укрепляет ткани пародонта, улучшает питание тканей, окружающих зуб. Поэтому прием пищи желательно заканчивать морковью, яблоками или грушами.

Правило 3. Гимнастика для зубов и десен.

Нагрузку на зубы, кроме жевания, можно дополнять специальными упражнениями. Необходимо приучить себя иногда попеременно (сильно и слабо) сжимать зубы, закрывать рот на несколько секунд плавно и быстро. Такие движения нужно выполнять, смыкая то боковые зубы (как при жевании), то передние (как при откусывании). Другие движения - смещение нижней челюсти вправо и влево - повторять тоже сильно и умеренно, но так, чтобы зубы скользили по зубам.

Правило 4. Рациональное питание.

Это означает, что питаться нужно регулярно. Сбалансированным является такое питание, при котором потребляется достаточное количество витаминов и минералов, необходимых для здоровых зубов. Чтобы зубы были сильными и здоровыми, им нужен кальций, фосфор, фтор, витамины Д, А, С и другие вещества.

Кальций содержится в молочных продуктах (молоко, кефир, йогурт без добавок, сыр, твердый сыр), зеленых овощах, моркови, капусте, салате, орехах, абрикосах, яблоках. Фосфором богаты рыба, мясо. Но чтобы эти минеральные вещества хорошо усвоились, следует употреблять в пищу такие продукты, у которых соотношение кальция и фосфора является оптимальным (например: грецкие орехи, клубника), а также продукты, содержащие белки, витамины.

Фтор необходим для того, чтобы эмаль зуба была крепкой. Кроме того, постоянные зубы, которые формируются сейчас в ваших челюстях, будут благодаря фтору более крепкими и здоровыми. Фтор содержится в большинстве видов морской рыбы, морской капусте, в чае.

А вот употребление сладких и мучных изделий следует ограничить. Чрезмерное употребление сладкого, нехватка витаминов и микроэлементов - вот главные факторы риска развития кариеса зубов, который широко распространился после изобретения способа производства сахара. Сахар нужен, он источник энергии, служит пищей для мозга, но очень часто мы употребляем его намного больше, в результате чего страдают зубы.

Правило 5. Ограничение потребления сладостей.

Если очень хочется полакомиться конфетой, то можно не чаще одного раза в неделю сделать "сладкий день", съесть одну-две конфеты, лучше из молочного шоколада, чем леденцы и тянучки, которые долго растворяются во рту и создают для зубов вредную сладкую среду. После конфеты или пирожного прополаскивать рот нужно особенно тщательно. Будет очень хорошо для ваших зубов, если вы сладости замените на свежие фрукты, орехи и семена.

Частое употребление сахара и сладких продуктов является основной причиной повреждения зубов. Постоянный прием сладкого в течение дня поддерживает уровень кислоты во рту высоким, позволяя бактериям осуществлять постоянную атаку зубной эмали. Именно поэтому пища и напитки, содержащие много сахара и потребляемые между основными приемами пищи, создают реальную угрозу для зубов.

Правило 6. Ополаскивание зубов жидкими пищевыми продуктами, способными укрепить эмаль. Такими продуктами являются молоко и чай (особенно зеленый), которые полезно на некоторое время (1-2 минуты) задерживать во рту или медленно пить.

Правило 7. Полоскание полости рта. Это нужно делать сразу после еды, пока не началось разложение пищевых остатков под действием микробов. Особенно вредны для зубов и десен продукты брожения сахара, поэтому полезно для полоскания полости рта после еды использовать щелочную минеральную воду или раствор пищевой соды, но можно и простой водой. Полоскать нужно энергично в течение 2 минут.

Правило 8. Чистка зубов.

Лектор: Кто знает, сколько раз в день нужно чистить зубы?

Дети: (Разные ответы - 1, 2, 3).

Лектор: Необходимо тщательным образом чистить зубы два раза в день: утром - после завтрака, вечером - перед сном. Но когда вы целый день дома, то нужно чистить зубы и после обеда.

Чистку зубов проводят последовательно сначала на верхней, потом на нижней челюстях (врач демонстрирует методику чистки зубов на модели). На каждой поверхности зуба необходимо делать по 10 парных движений зубной щеткой с обязательным захватом десны. Чистку начинают с жевательной группы зубов верхней челюсти: жевательные поверхности чистят возвратно-поступательными движениями, наружные поверхности - подметающими движениями от десен, а внутренние - скребущими движениями.

Потом последовательно таким же образом чистят фронтальные зубы и дальше переходят на другую сторону челюсти. В этой же последовательности чистят все зубы на нижней челюсти. Чистку завершают круговыми движениями щетки при сомкнутых челюстях. Чистка длится около 3 минут, в течение которых нужно осуществить 300-320 парных движений зубной щеткой.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что человек начал чистить зубы очень давно. Еще у индусов в VII в. до нашей эры описана такая методика чистки зубов: "Встав рано со сна, следует почистить зубы щеткой. Щетка делается из свежей, не тронутой червями ветви дерева или куста без узлов, длиной в 12 пальцев и толщиной в мизинец, которая зубами расщепляется на конце в виде кисточки. Кроме щетки, ежедневно применяется также паста, содержащая растительные масла и ряд ароматических ингредиентов. Каждый зуб чистится отдельно, причем следует избегать повреждения десны".

Основной инструмент для чистки зубов - зубная щетка. У каждого она должна быть своя. Для вас наилучшая зубная щетка - детская, из синтетической щетины, средней мягкости, с закругленными концами. Ее рабочая часть должна по размеру покрывать 2-3 зуба. Особенность зубной щетки для детей заключается в том, что более твердые внутренние щетинки тщательно очищают зубы от налета, а более длинные внешние щетинки осторожно массируют десны и снимают налет с боковой поверхности зубов. Щетка имеет нескользкую ручку, которую легко удерживать, и гибкую шейку, которая прогибается и предупреждает ранение десен.

Зубную щетку нужно хранить в чистоте, головкой вверх. Никогда не используйте дома для хранения щетки футляры, они нужны только в дороге. Зубная щетка должна полностью высохнуть до следующей чистки зубов. Если она останется влажной, то создаются благоприятные условия для развития на ней бактерий. Свою зубную щетку нужно менять на новую каждые 3 месяца, поскольку старая щетка, щетинки которой стали неровными, разлохмаченными, не может хорошо чистить зубы.

Лектор: А что делать, если вы не имеете возможности почистить зубы после еды (в школе, в гостях)?

Дети: Прополоскать рот, пожевать жевательную резинку, съесть что-то твердое.

Лектор: Правильно. Зубная щетка не может полностью очистить межзубные промежутки. Для их чистки следует использовать зубные нити (флоссы). Как правильно ими пользоваться, вас научит ваш врач-стоматолог.

После того как вы закончили чистить зубы щеткой и флоссом, нужно прополоскать рот, чтобы удалить остатки налета.

Кроме того, есть еще одно, хорошо вам известное, средство гигиены. Это - жевательная резинка. Но нужно хорошо запомнить, что она никогда не заменит зубную щетку. Из жевательных резинок предпочтение следует отдавать тем, которые не содержат сахара. Жевать ее можно только после еды в течение 10-15 минут, особенно в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться зубной щеткой. Жевательная резинка стимулирует выделение слюны, которая способствует очищению зубов. Но жевание резинки натощак может привести к заболеваниям желудка. Кроме того, человек, который постоянно что-то жует, выглядит не очень привлекательно в глазах окружающих.

Правило 9. Применение зубных паст с фтором.

Зубные пасты используют для усиления очищающего действия зубной щетки. Они содержат различные вещества и разнообразные химические компоненты, которые растворяют и обезвреживают зубной налет, освежают дыхание. Современные зубные пасты содержат кальций, фосфор, фтор, которые предупреждают развитие кариеса. Вам уже можно пользоваться и взрослыми зубными пастами, но следует брать небольшое количество (величиной с горошину) пасты. Зубы нужно чистить в течение 3 минут. Зубным порошком вам пользоваться не следует.

Правило 10. Бережное отношение к зубам.

Эмаль зубов не любит резкого изменения температуры и ударов. А ее поврежденная поверхность легко становится местом, откуда начинается разрушение зуба. Поэтому нужно избегать температурных перепадов: нельзя после горячего сразу есть холодное или наоборот.

Опасно откусывать и грызть зубами твердые предметы из металла, пластмассы, грызть орехи - эмаль может отколоться. Кроме того, если у вас есть вредная привычка постоянно грызть, например, ручку, может нарушиться расположение зубов или челюстей, которые в будущем придется лечить у ортодонта. Во время падения или удара, когда травмируется зуб, следует немедленно обратиться к врачу-стоматологу.

Мы очень надеемся, что вы обязательно будете следовать этим правилам ухода за зубами и регулярно (дважды в год) посещать своего стоматолога. И тогда ваша улыбка всегда будет белоснежной и здоровой и будет приносит радость вам и вашим родителям

Тесты α = 2

1. Что доминирует у ребенка дошкольного возраста?

A. Познавательные мотивы

B. Игровая деятельность

C. Стремление к обобщениям

E. Непослушание

2. Какие недостатки урока гигиены как формы гигиенического обучения?

A. Нет обратной связи

B. Охватывает мало детей

C. Занимает много времени

D. Охватывает много детей

E. Требует прямых финансовых затрат

3. Сколько времени должно длиться занятие по гигиеническому воспитанию в детском саду?

A. 45-60 минут.

B. 30-45 минут.

C. 20-30 минут.

D. 10-20минут.

E. 5-10 минут

4. Какой основной способ подачи материала по стоматологическому гигиеническому воспитанию в младшей группе детского сада?

A. Рассказ

B. Демонстрация плакатов

C. Игра-сказка

5. Каким образом можно определить базовый уровень знаний по стоматологической профилактике у детей в детском саду?

A. Анкетирование

B. Опрос детей

C. Не определяется

D. Опрос родителей

E. Разговор с воспитателем

6. Какие основные элементы занятия с детьми в садике по стоматологической профилактике?

A. Изложение материала

B. Изложение материала, контроль усвоения

C. Изложение материала, практическая часть

D. Изложение материала, практическая часть, контроль усвоения

E. Практическая часть

7. Какой метод общения с детьми является наиболее эффективным при гигиеническом обучении в детском саду?

A. Монолог врача.

B. Монолог ребенка.

C. Диалог врача и ребенка.

D. Диалог врача и сказочных персонажей.

E. Диалог врача, ребенка и сказочных персонажей.

8. Какими практическими навыками должен овладеть ребенок после проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. В этом возрасте он должен иметь лишь теоретические знания

B. Применение флоссов

C. Техникой чистки зубов

D. Уметь полоскать рот

E. Знать названия зубов

9. Какие знания должен получить ребенок во время проведения гигиенического обучения в детском саду?

A. От чего могут портиться зубы

B. Что такое зубная бляшка

C. Механизм деминерализации эмали при кариесе

D. Что представляют собой болезни десен

D. Что входит в состав зубных паст

10. На что должен делаться акцент на втором занятии по гигиеническому обучению в детском саду?

A. На повторении теоретического материала

B. На контроле усвоения практических навыков

C. На рассказывании сказок о гигиене полости рта

D. На демонстрации врачом правил чистки зубов

E. На рассказе о разных способах стоматологической профилактики

11. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 2-3 года?

A. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических, фильмов

12. Какие формы работы при гигиеническом воспитании должны преимущественно применяться при работе с детьми в возрасте 8-10 лет?

А. Обучение чистке зубов с использованием пасты, беседы

B. Уроки здоровья, соревнования, плакаты, рисунки, демонстрация тематических фильмов

D. Санитарно-просветительские беседы. Уроки гигиены. Рисунки, плакаты

E. Проведение бесед, выступления, диспуты

13. Каким движениям зубной щетки обучают детей на первом этапе ГО и В?

E. Подметающие движения

14. Каким движениям зубной щетки обучают детей на втором этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

15. Каким движениям зубной щетки обучают детей на третьем этапе ГО и В?

А. Вертикальные по передней поверхности

B. Движения по задней поверхности

C. Продольная чистка жевательных поверхностей

D. Поперечная чистка жевательных поверхностей

E. Подметающие движения

Контрольные вопросы (α = 2).

1. Какие разделы включает гигиеническое воспитание населения по вопросам стоматологической профилактики?

2. Какие формы санитарно-просветительной работы Вам известны и какие являются наиболее эффективными в зависимости от возраста ребенка?

3. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 2-3 лет?

4. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 3-4 лет?

5. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 4-5 лет?

6. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 5-6 лет?

7. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей 6-7 лет?

8. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей младшего и среднего школьного возраста?

9. Формирование каких представлений и навыков предполагает ГО и В среди организованных детей старшего школьного возраста?

10 Организация и проведение уроков здоровья.

Формулировка методики чистки адаптирована для детей соответствующего возраста и согласована с педагогами.

Предмет: Полезные привычки

Урок на тему « Гигиена полости рта»

Класс: второй

Цель: формировать у детей представление об основных правилах гигиены полости рта, формировать практические навыки ухода за зубами.

Задачи: развитее полезных для здоровья привычек, воспитание у детей сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, расширение кругозора, развитие умения аргументировать свою точку зрения, слушать товарищей.

Оборудование: плакаты, картинки с изображением полезных продуктов, замок, макет, зубная щетка, паста, зубная нить, зубочистки, Су-Джок

Ход урока

1. Орг. Момент

Прозвенел звонок,

Значит, начался урок!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво!

2. Проблемная ситуация

Добро пожаловать в школу полезных привычек! А какие полезные привычки вы знаете?

Вбегает Старуха Шапокляк и начинает прятаться в классе.

Учитель: здравствуйте, бабушка! Вы что-то потеряли? Или вас кто-то напугал?

С.Ш.: Напугал, напугал! Еще чего не хватало! Я не за себя, я за Лариску переживаю! Ну, вы знаете ее - это помощница моя по мелким пакостям. Так вот: сидим мы на дереве, грызем грецкие орехи, а скорлупу в прохожих кидаем. И тут моя Лариска как закричит, как запищит!

Учитель: Что же такое случилось?

С.Ш.: Да у нее, почему-то зубы разболелись! Три дня мне покоя не давала, все пищала, да плакала! Даже ночью мне спать не давала! Жалко мне ее стало, я и позвонила в справочную, да и узнала, что делать! Подсказали мне отвезти ее к этому……… ну как он там называется????? К зубастику?........ нет…….К зубологу…….нет! ну подскажите же мне! А……. точно, к стоматологу! Вот пришли мы туда, посадили ее в кресло и тут что-то как зажужжит! Вот я и убежала! А теперь переживаю за нее – подруга все-таки!

Учитель: не переживайте, уважаемая! Ничего страшного там не происходит! Полечат вашей Лариске зубы и отпустят!

С.Ш.: Ну, ладно, ладно, убедили! Вот только я не могу понять, чего это Ларискины зубы вдруг заболеть решили.

Учитель: А мы сегодня в нашей школе полезных привычек как раз и будем говорить про зубы. Оставайтесь и все поймете.

С.Ш.: Уговорили, посижу уж тут!

3. Вступительная беседа. Сообщение темы урока.

Итак! Тема нашего урока ……..Ой! А на доске, где я написала тему, висит замок!

Чтобы его открыть мы должны проверить готовность к уроку.

Упражнение для снятия напряжения (глубокий вдох через нос, задержать дыхание и резкий выдох через рот – ух! 3 раза)

Открывается тема урока «Гигиена полости рта»

Отгадайте мою загадку

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю! (губы, рот, зубы)

У кого из вас хотя бы один раз болели зубы? (поднимите руки)

Вот видите, почти все в классе испытали эту неприятную боль. Поэтому мы сегодня познакомимся с причинами, которые приводят к болезням зубов и найдем способы профилактики. Девизом нашего урока будут слова (прочтем их хором)

Здоровые зубы - гарантия здоровья!

Объясните, почему наше здоровье зависит от здоровья зубов? (ответы: зубы участвуют в пережевывании пищи, если пища будет плохо пережевана, то и пищеварительная система будет страдать, например: болеть живот)

Не на все зубы приятно смотреть. Почему?

Здоровые зубы - это красивая улыбка, правильная речь!

4. Повторение пройденного материала. Разгадывание кроссворда.

1. Мышечная ткань, покрывающая корни зубов

2. Часть зуба, которую мы видим

3. Сердце зуба.

4. Зубная кость

5. Невидимая часть зуба

7. Зубовед, дантист

5. Работа над темой урока

Как ни тверды наши зубы, но они часто разрушаются и болят. Стоматологи ежегодно удаляют около четырех тонн детских зубов. Отчего же это происходит?

У каждого человека во рту есть бактерии полезные, а есть бактерии кариеса. И вот эти бактерии используют сахар, попадающий в рот, в качестве топлива, и производят из него кислоту. Кислота растворяет поверхность зуба, эмаль становится слабой. Процесс растворения зубов кислотой называется «кислотная атака», но слюна нейтрализует кислотность во рту примерно полчаса.

Отчего же образуется кислота?

МИКРОБЫ+САХАР=КИСЛОТА

Вот что происходит с нашими зубами, если мы не ухаживаем за ними и едим много сладкого.

А кто из вас любит сладкое? Сладкое любят все!

Из всего этого сформулируем первое правило:

-Соблюдать правила употребления сладкой пищи!

Какие продукты относят к сладкой пище? И я люблю сладкое, но как же быть, что сладкое совсем нельзя есть?

Можно, но правильно! Нужно контролировать количество «кислотных атак», не нужно есть постоянно в течение дня, а спланировать свое питание так, чтобы не было более 4-5 приемов пищи в день. Зубы нормально переносят «кислотные атаки», происходящие при нормальном питании: завтрак, обед, ужин.

Второе правило: Употреблять продукты, которые полезны для наших зубов.

Каротином он богат и полезен для ребят

Нам с земли тащить не вновь за зеленый хвост (морковь)

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)

Доктора также советуют, есть творог, молоко, кашу, особенно овсяную, т.к. в них содержится кальций и фосфор, укрепляющие эмаль.

А вы знаете. Что у наших зубов есть друзья?

Отгадайте кто они! Всех микробов точно плеткой выгонит зубная…..(щетка)

Белая река в пещеру затекла, чистит добела…..(зубная паста)

Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (вода)

-Щетка, паста и вода – мои лучшие друзья !- говорят наши зубы!

Физминутка:

---«Шапка- размышлений» (Упражнение для улучшения внимания). Растираем ладошки до образования «теплого комочка», надеваем комочек на голову, крутим мочки ушей. 3 раза)

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Зубную пасту мы берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши.

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Упражнения с Су-Джоком

Третье правило:

Когда и как надо чистить зубы? Достаточно только утром после завтрака и на ночь. А что делать с зубами после еды? (полоскать)

-Чистить зубы два раза в день!

Как правильно выбрать зубную щетку? (обязательно с мягкой щетиной) А какие вы знаете правила хранения щетки? (в открытом виде щетиной вверх, предварительно намылив, чтобы не заводились микробы). Менять щетку 4 раза в год.

Не применять для других целей и не позволять кому-нибудь пользоваться своей зубной щеткой!) А какую пасту вы должны использовать? (соответствующую своему возрасту)

Какие еще есть предметы для ухода за зубами? (зубочистки и зубные нити)

Существуют ли правила чистки зубов?

Четвертое правило звучит так:

-Соблюдать правильную технику чистки зубов!

Мы чистим, чистим зубы и весело живем

А тем, кто их не чистит, мы песенку поем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу – вверх, сверху - вниз, чистить зубы не ленись!

6. Практическая работа

С открытым ртом чистим передние зубы, сначала верхние передние движением сверху-вниз, затем нижние - движением снизу вверх с внешней и внутренней стороны. Аналогично чистим коренные зубы. Движение вперед – назад, только когда чистим коренные сверху.

Как поел. Почисти зубки!

Делай так два раза в сутки

Предпочти конфетам фрукты.

Очень важные продукты,

Чтобы зуб не беспокоил

Помни правило такое:

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!

7. Итог

Вам понравился урок? Что вам показалось особенно интересным?

С.Ш.: А я свое придумала правило: Нельзя грызть грецкие орехи!

В конце нашего урока давайте составим памятку для Шапокляк. Какие правила, мы можем оформить в виде рисунков? (работа в группах)

Выставка работ.

Д.З. найти или придумать загадки о зубах, сочинить сказку.

Зачастую даже взрослые чистят зубы не так тщательно, как это необходимо, что же говорить о детях. Как правило, ребенок чистит зубы только по напоминанию, делает это наспех, у него много других дел и нет времени на неинтересные занятия.

Если малышам родители еще могут сами почистить зубы, то дети постарше такого, конечно, уже не позволят. Визуально оценить качество каждой чистки зубов родители не могут, а уже через три дня налет твердеет и практически не поддается удалению в домашних условиях.

Что входит в урок?

Во время урока гигиены врач:

  1. Обучит малыша и вас правилам эффективного ухода за зубами и полостью рта
  2. Расскажет о средствах гигиены - флоссах, щетках и других приспособлениях, а также пастах, гелях, ополаскивателях
  3. Осмотрит полость рта ребенка на наличие проявлений стоматологических заболеваний
  4. Оценит существующий уровень гигиены
  5. В игровой форме расскажет малышу о стоматологических инструментах и оборудовании, даст попробовать все самому
  6. Установит контакт с ребенком для психологической адаптации к возможному лечению в дальнейшем.

Недостаточная гигиена, а также увеличение в меню современных детей простых углеводов, сладких напитков и напитков с высоким содержанием кислот, ведет к быстрому увеличению риска развития кариеса уже с самого раннего возраста.

  • Стоматологи-гигиенисты детской поликлиники Калининграда «Эдкарик» имеют опыт консультации детей различных возрастов, поэтому консультация профессионала будет интересна и малышам, и подросткам.
  • Малышей детский врач-гигиенист в игровой форме познакомит с основами гигиены и расскажет, почему так важно регулярно чистить зубки. Врач научит ребенка не пропускать отдельные участки полости рта, уделять внимание деснам, внутренней и жевательной поверхности зубов, правильно направлять зубную щетку. Чистка зубов превратится для малыша в игру, и он будет проще соблюдать правила дома.
  • Стоматолог расскажет родителям об основных принципах выбора детской зубной пасты и о профилактических мероприятиях, которые позволят сохранить здоровье зубов Вашего ребенка.

Не стоит полагать, что консультация по гигиене нужна только малышам, а дети постарше уже «все знают». Рост числа стоматологических заболеваний, вызванных недостаточной гигиеной, свидетельствует о необходимости проведения таких консультаций для пациентов любого возраста.

Безусловно, игровые методы не дадут желаемого эффекта с детьми постарше. Но у этого возраста есть свои преимущества. Школьникам можно аргументированно объяснить, почему так важно чистить зубы. Свою роль играет и авторитет врача как внешнего эксперта и просто постороннего человека, его убедительный рассказ о возможных проблемах с зубами, возникающих при недостаточной гигиене. Школьникам особенно интересны наглядные эксперименты с использованием специальных безвредных препаратов, окрашивающих налет на зубах в контрастный цвет.

После обучения стоматолог может дополнительно провести профессиональную чистку зубов ребенка, чтобы он сам оценил, как здорово иметь абсолютно чистые зубы.

Изречение выдающихся людей о здоровье. Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер Здоровье дороже золота. У. Шекспир Единственная красота, которую я знаю, это здоровье. Гейне Генрих Здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер Здоровье дороже золота. У. Шекспир Единственная красота, которую я знаю, это здоровье. Гейне Генрих


Регулярная правильная гигиена полости рта на 85-90% обеспечивает здоровье зубов. Несмотря на то, что наши зубы и десны созданы природой для выдерживания колоссальной жевательной нагрузки, они очень уязвимы к ежедневному воздействию пищи, которую мы употребляем. Если не проводить гигиену полости рта, человек лишается всех зубов, даже идеальных от природы, в самом молодом возрасте. Кроме того, не вылеченные зубы могут стать причиной смертельно опасных осложнений. Все вышесказанное подтверждается грустным примером наших далеких предков, которые не имели ни малейшего представления о гигиене полости рта.


Археологи при раскопках обнаружили даже у молодых летних людей либо полное разрушение, либо тотальное отсутствие зубов в челюстях (адентия). Это доказывает, что преувеличить значение гигиены полости рта невозможно.


Ошибочно мнение, что гигиена полости рта правильна, если Вы пользуетесь самой лучшей зубной пастой и купили дорогую зубную щетку. Успешной гигиена полости рта будет лишь в том случае, когда она выполняется регулярно и правильно. Опять же неправильно думать, что регулярная гигиена полости рта – это уход за зубами только утром и вечером, гигиена полости рта должна выполняться в течение всего дня.


Предпочтительно после каждого приема пищи почистить зубы, но в современных условиях зубная щетка не всегда доступна. Поэтому можно использовать полоскание рта водой, а лучше специальным ополаскивателем для полости рта, если нет и этой возможности нужно воспользоваться жевательной резинкой.


Под рукой всегда дожна быть зубная нить – это важный компонент гигиены полости рта. Зубная нить вычищает межзубные промежутки от гнилостных остатков пищи, предотвращая развитие кариеса межзубных поверхностей зубов. Зубной нитью пользуются после каждого приема пищи. Правильная гигиена полости рта – экономит колоссальное количество Ваших средств, делает регулярные визиты к стоматологу только профилактическими и всю жизнь сохраняет Ваши зубы и десны здоровыми.


Как чистить зубы? ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЗУБАМИ Поддержание полости рта в хорошем гигиеническом состоянии возможно лишь при тщательной чистке зубов, основанной на следующих принципах: чистка зубов должна быть регулярной с необходимым для очищения всех зубных поверхностей количеством движений щетки обучение правилам чистки зубов входит в обязанности стоматолога, без обучения невозможно обеспечить необходимый уровень гигиены полости рта уровень гигиены полости рта должен контролировать стоматолог














Зубные пасты СРЕДСТВА УХОДА ЗА РОТОВОЙ ПОЛОСТЬЮ Зубная паста – специальная лекарственная форма, предназначенная для гигиены полости рта, профилактики и лечения заболеваний. Регулярная и правильная чистка зубов является основой их красоты и здоровья. К наиболее распространенным гигиеническим и лечебно- профилактическим средствам ухода относятся пасты, гели и порошки для чистки зубов. Составы средств предназначенных для чистки зубов могут быть различными. Составы должны оказывать хорошее освежающее действие, удалять запахи, очищать зубы и в некоторых случаях оказывать полирующее действие. Абразивное, стирающее действие на твердые ткани зубов должно быть минимальным.


Пасты для чистки зубов подразделяют на гигиенические и профилактические, в зависимости от их состава. Лечебно-профилактические пасты могут быть противовоспалительные, противокариозные, отбеливающие, для чувствительных зубов и т.д. в зависимости от добавок.




Жевательная резинка ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА Что же такое жвачка - помощь или вред? На каждом телеканале нас убеждают нас использовать жевательную резинку, освежающую и укрепляющую зубы. Однако, многие врачи общего профиля говорят, что жвачка вредна. Как обстоит дел на самом деле?


Основными доводами в пользу регулярного использоваия жвачки является ее очищающее действие и действие на ституляция мускулатуры лица Всем известно, что остатки пищи являются благоприятнейшим субстратом для болезентворных бактерий, живущих во рту. У нас не всегда есть возможность почистить зубы щеткой. А жвачка за счет стимуляции слюноотделения, а также за счет своих адгезивных свойств очищает жевательную поверхность зубов от остатков пищи.


Конечно, жвачка лишь дополняет гигиену полости рта. Чтобы жвачка не навредила зубам, она должна содержать сахарозаменитель вместо глюкозы, что предупреждает рост бактерий, вызывающих кариес. Одновременно жвачка освежает дыхание, однако помните, - если неприятный запах изо рта стоек и не проходит в течение дня, нужно обратиться к стоматологу, так как неприятный запах изо рта может служить симптомом заболеваний полости рта.


Какой вред может нанести жвачка? При жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желучного сока, что способствовует развитию гастрита или обострению язвенной болезни, поэтому жевать надо после еды, при этом зубы будут очищаться и вырабатываться необходимый для переваривания пищи желудочный сок. Также считается, что регулярное употребление жевательной резинки может приводить к заболеваниям височно-нижнечелюстных суставов. Если жевать жвачку не целый день подряд, никаких проблем с суставами не будет.


Жевательную резинку следует жевать после еды в течение минут, пока не потеряется вкус добавок. Лучше выбрать жвачку с сахарозаменителем. Не следует жевать на голодный желудок. Не используйте жвачку взамен зубной щетки. Помните, что употребление жвачки не избавляет от необходимости два раза в год посещать стоматолога


Курение и зубы ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЗУБОВ О вреде курения говорят очень многие. Основной акцент делается на канцерогенный эффект на легкие, увеличение риска сердечно- сосудистой патологии. Все боятся этих опасных для жизни заболеваний, однако мало кто знает, что курение имеет огромные последствия для зубов.


Первым последствием курения является чисто эстетическая проблема – компоненты табачного дыма накапливаются в эмали, вызывая потемнение зубов. Существующие зубные пасты для курильщиков не обладают достаточной эффективностью, профессиональное отбеливание зубов возвращает красоту улыбке. Если курение продолжается, отбеливающие процедуры придется повторять вновь и вновь, а это нанесет серьезный удар по семейному бюджету.


Помимо чисто косметических недостатков, курение приводит к серьезной патологии десен и зубов. Европейские исследования последних лет показали, что курение во много раз увеличивает вероятность возникновения заболеваний десен. Компоненты табачного дыма нарушают кровообращение в деснах, вызывают атрофию слизистой оболочки десны. Кроме того, курение ускоряет развитие зубного камня


Таким образом у курильщика развивается сначала хронический гингивит, а затем и хронический пародонтит. Помимо этого последующее лечение пародонта или любой вид хирургического вмешательства в полости рта не принесет желаемого результата, так как химикаты, содержащиеся в табаке, замедляют процесс выздоровления и делают результат лечения менее предсказуемым.


Исследования показывают, что курильщики теряют больше зубов, чем некурящие люди. Для сравнения: только 20% некурящих людей в возрасте старше 65 лет страдают полным отсутствием зубов, в то время как у курильщиков этот показатель равен 41,3%. Кроме этого, процесс выздоровления у курильщиков после лечения протекает гораздо дольше, чем у некурящих или бросивших курить.


Подводя итоги негативного последствия курения на зубы, можно сделать вывод, что у курильщиков гораздо чаще встречаются: Рак слизистой оболочки полости рта Неприятный запах изо рта Потемнение зубов Потеря зубов Остеомиелит челюсти Изменение вкуса еды Заболевания десен Меньшая эффективность лечения заболеваний пародонта Менее благоприятный исход протезирования Появление морщин на лице


Неприятный запах изо рта - причины КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАПАХА ИЗО РТА? Причины, приводящие к возникновению неприятного запаха изо рта. Прежде всего это: кариес зубов и его осложнения заболевание слизистых оболочек полости рта заболевания пародонта некачественные протезы и ортодонтические конструкции отсутствие индивидуальной гигиены полости рта, в результате чего в полости рта скапливается большое количество бактерий.


При всех вышеперечисленных состояниях ротовую полость заселяют болезнетворные бактерии. Бактерии - это микроорганизмы, живущие во рту каждого человека в огромном количестве. Полость рта - самая густо населенная бактериями часть человеческого организма. Бактерии обитают на поверхностях зубов, на спинке языка, в кариозных полостях, в складках слизистых оболочек, на слизистых оболочках щек. Бактерии питаются теми продуктами питания, которые попадают в ротовую полость и выделяют отходы. Отходы жизнедеятельности некоторых видов бактерий представляют собой сернистые соединения, которые и являются причиной неприятного запаха изо рта. При низком уровне индивидуальной гигиены полости рта число бактерий за очень короткое время увеличивается в миллионы раз. Особенно этот процесс выражен при наличии кариозных полостей, заболеваниях десен – остатки пищи застаиваются там, приводя к лавинообразному размножению микробов. Проблему можно разрешить только проведением регулярных и тщательных мероприятий по уходу за полостью рта, своевременным посещением стоматолога.


Урок 8. ЧТОБЫ ИМЕТЬ ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ... ГИГИЕНА ПОЛОСТИ РТА

Цель : ознакомить учащихся с группами зубов и их функциями, с правилами гигиены полости рта; формировать представление о правильный и неправильный прикуси; развивать гигиенические навыки; воспитывать умение правильно ухаживать за полостью рта.

Оборудование : плакаты с рисунками групп зубов и их названиями, правильными и неправильными прикусами.

Предварительная работа.

· На доске записать утверждение.

· Подготовить плакаты с рисунками групп зубов и их названиями, правильными и неправильными прикусами.

· Некоторым учащимся заранее раздать слова для разучивания сказки-стихотворения Михаила Стельмаха «Почему у зайца не болят зубы» и подготовить с ними инсценировку этого произведения.

Ключевые понятия : молочные зубы, постоянные зубы, группы зубов, гигиена полости рта, прикус, правильный прикус, неправильный прикус.

Ход урока

И. Повторение изученного.

1. Игра «Исключи лишнее».

На доске записаны утверждения.

Зачеркните те утверждения, с которыми вы не согласны.

Ученики по очереди выходят к доске, читают утверждения, если не согласны с ним, зачеркивают его.

Для предупреждения нарушения осанки нужно:

1) Выполнять зарядку ежедневно.

2) Носить тяжелые вещи в сумке на одном плече.

3) Носить ранец или рюкзак.

4) Сидеть за столом, который не соответствует росту.

5) Чтобы парта и стул соответствовали росту.

6) Спать на мягком матраце, который прогибается до пола.

7) Спать на жесткой постели с низкой подушкой.

8) Сидеть ровно.

9) Сидеть с согнутым, как колесо, позвоночником.

10) Сидеть, опираясь на стол.

11) Ходить не сутулясь.

12) Выполнять физические упражнения.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Покажите, как надо правильно сидеть за партой. (Учащиеся показывают).

Какие упражнения для осанки вы выполняете? (Некоторые учащиеся показывают).

Покажите, какие упражнения для предотвращения плоскостопия вы делаете. (Некоторые учащиеся показывают).

II. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о группы зубов, их названия, функции зубов, гигиену полости рта.

III . Актуализация опорных знаний.

Для чего нужны зубы человеку?

Сколько зубов у детей?

Знаете ли вы названия групп зубов?

Расскажите, как вы ухаживаете за зубами.

Что может произойти с зубами, если за ними не ухаживать?

Какие средства гигиены вы используете для ухода за полостью рта?

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя о группы зубов и их функции с демонстрацией рисунков.

2. Ознакомление с текстом Алексея Дорохова «Зубы».

Знаешь ли ты, сколько у тебя зубов?

Можешь проверить - их тридцать два. Шестнадцать в верхней челюсти и столько же в нижней.

А все ли зубы одинаковые?

Нет. Во рту три вида зубов. Для одних потребностей одни, для других - другие.

У тебя спереди восемь острых красавцев резцов. Ими ты легко перегризаєш морковь или репу.

За ними - четыре крепких клыка. Они помогают тебе откусывать твердую или вязкую пищу.

Зубы - самые твердые части твоего организма. Слой белой эмали, которыми они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости...

Под слоем эмали лежит не такой твердый, но тоже очень прочный слой дентина...

Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как питают другие части тела.

Раз в жизни каждый человек заменяет все свои зубы на новые. Ты, конечно, не помнишь, как у тебя появились первые маленькие «молочные» зубы. Но ты, наверное, помнишь, как они вдруг начали выпадать один за одним, а на их месте прорезались из десен новые, уже постоянные зубы.

Только четыре последних больших коренных зубы у тебя еще не выпали. Они «прорежутся» и вырастут только тогда, когда ты станешь взрослым. Потому они и называются «зубами мудрости».

За Алексеем Дороховим

3. Ознакомление с правилами ухода за зубами и полостью рта.

Правила ухода за зубами и полостью рта

ü Ежедневно утром и вечером чистить зубы.

ü Перед чисткой зубную щетку обязательно помыть.

ü Наносить на щетку небольшое количество пасты.

ü Тщательно чистить все зубы.

ü Сильно не нажимать на щетку.

ü Чистить зубы не меньше чем три минуты.

ü Почистить язык.

ü После чистки зубов тщательно ополоснуть водой полость рта, пользуясь стаканом с водой.

ü Помыть зубную щетку с мылом и поставить в стакан щетиной вверх.

ü Зубную щетку следует менять каждые 3-4 месяца.

ü После еды ополаскивать рот теплой водой.

ü Удалять остатки пищи между зубами, используя зубочистку или зубную нить.

ü Дважды в год посещать стоматолога для осмотра полости рта.

4. Беседа.

Что для зубов полезно, а что - вредно? (Полезно есть сырые овощи и фрукты, например морковь, капусту, яблоки. Вредно для зубов кушать много сладостей, употреблять сразу после горячей пищи холодную, и наоборот. Нельзя раскусывать ими орехи, косточки от ягод, леденцы, карамельки, откусывать нитки и тому подобное).

5. Рассказ учителя о прикус с демонстрацией рисунков.

Учитель демонстрирует плакат с изображением правильного и неправильных прикусов и рассказывает:

- Прикус - соотношение верхних и нижних зубных рядов при их смыкании. За правильного прикуса верхний ряд зубов должен частично перекрывать зубы нижней челюсти.

Нарушением прикуса считается смещение верхних и нижних челюстей относительно друг друга. Неправильный прикус может быть врожденным, а может формироваться с возрастом. Причины возникновения неправильного прикуса различны: заболевания, при которых ребенок дышит ртом, а не носом; вредные привычки - сосать пальцы, грызть карандаши, ручки, ногти, подпирать щеку рукой и тому подобное. Неправильный прикус влияет не только на внешний вид лица, но и приводит к нарушениям пищеварения, языка и тому подобное. За неправильного прикуса следует обратиться к ортодонту - врачу, который занимается профилактикой возникновения неправильного прикуса и его лечением.

6. Физкультминутка. (По выбору учителя).

7. Работа по учебнику на стр. 44-46.

Обработки текста и беседа по рисункам.

V. Закрепление материала.

1. Работа по учебнику на стр. 46.

· Отгадывание загадок.

· Ответы на вопросы и выполнение заданий 1-5.

· Работа в группах (задание 6).

2. Работа в тетради на с. 15-17.

· Обсуждение и выполнение задания 1.

· Разгадывание ребуса и запись ответа (задание 2).

· Самостоятельное выполнение заданий 3, 4 с последующим обсуждением.

3. Работа над литературными произведениями.

· Слушание и обсуждение стихотворения Натальи Чуб «О чистке зубов».

О ЧИСТКЕ ЗУБОВ

Забыть навеки про щетку,

отказаться совсем от пасты?

Хоть могут без ухода быстро

заболеть зубы и пропасть.

Без единого зуба во рту

не хочется тоже оставаться,

потому что как-то не удобно.

А потом, беззубому как же смеяться?

То как же быть мне:

Чистить зубы или нет?

Наталья Чуб

О чем это стихотворение?

Нужно чистить зубы?

· Инсценировка и обсуждение сказки-стихотворения Михаила Стельмаха «Почему у зайца не болят зубы».

1) Инсценировка стихотворения.

Заранее подготовленные ученики показывают инсценировку стихотворения.

2) Беседа.

После завершения учитель ставит вопрос:

Что случилось с зайцем?

Как зайчиха помогала зайцу?

Куда пошла зайчиха?

Что ей сказал дятел в аптеке? Что посоветовал?

Соблюдает заяц советов дятла?

Болят зубы у него теперь?

· Слушание и обсуждение стихотворения Татьяны Лысенко «Больная кошка».

Почему у кошки заболели зубки?

Какие советы дал ей доктор?

4. Ролевая игра «На приеме у врача-стоматолога». Несколько учеников разыгрывают сценку, рассказывая правила

ухода за зубами.

5. Отгадывание загадок.

1) Стоит погребок, а в нем два ряда овец. (Зубы).

2) В сарайчике два ряда барашков, и все беленькие. (Зубы).

3) На красной перекладине белые курочки сидят. (Зубы).

4) Тридцать два барашки сидят в темном сарайчике. (Зубы).

5) Без семени вырастает

И крепкие корни имеет.

Ним едим и хлеб, и суп.

Что это будет, детка? (Зуб).

6) Небольшое корыто белыми гусями набито. (Зубы).

7) А у нашего дяди кур грядка, и все белые. (Зубы).

6. Обсуждение ситуаций.

1) У Вани на огороде растет орех. Мальчик часто розкушує орехи зубами.

Правильно ли он поступает? Дайте ему советы.

2) Аленка любит мороженое. Она его ест и зимой, и летом. Часто можно наблюдать, как она пьет горячий чай и ест мороженое.

Каких ошибок она допускает? Дайте ей полезные советы.

3) У Маши разболелся зуб. Она увидела, что в нем образовалась дырочка, но никому ничего не сказала.

Правильно ли она поступила? Что ей следовало сделать? и К кому обратиться? А как бы поступили вы?

7. Минутка отдыха. Улыбнитесь!

ХИТРЫЙ ЗУБ

Ой, болит у меня зуб,

Потому что не хочет есть суп.

Хочет меду, хочет грушки,

Хочет теплого пончики.

А как еще дадите сметаны –

Моментально болеть перестанет!

Владимир Ладыжец

VI. Итог урока.

Как называются временные зубы у детей? Сколько их?

Сколько зубов у взрослого человека?

С помощью каких зубов мы откусываем пищу?

Какие зубы служат для разрывания и удержания пищи?

Какие зубы измельчают и перетирают частички пищи?

Можно ли раскусывать зубами орехи, твердые конфеты?

Какие правила ухода за зубами вы знаете? Каких из них вы придерживаетесь?

Можно ли предупредить заболевания зубов?


Самое обсуждаемое
Кроссворд древняя индия и китай Кроссворд по истории китай Кроссворд древняя индия и китай Кроссворд по истории китай
Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и жизнь человека Результат влияния автомобильного транспорта на окруж среду Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и жизнь человека Результат влияния автомобильного транспорта на окруж среду
Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика Игровое занятие по предмету «Заниматика» Конспект занятия по математике для детей старшей группы (5–6 лет) «Путешествие в город Математика Игровое занятие по предмету «Заниматика»


top