Примеры описательных моделей. Описательная статистика Предметы в движении

Примеры описательных моделей. Описательная статистика Предметы в движении

В школьной программе обязательно присутствует тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение». Но спустя время знаниям свойственно стираться из памяти, поэтому нелишним будет закрепить этот важный вопрос.

Что такое типы речи? Какие функции они выполняют?

Типы речи: описание, повествование, рассуждение — это то, как мы говорим о предмете. Например, представим себе обычный стол в кабинете или дома на кухне. Если потребуется описать этот предмет, то следует подробно рассказать, как он выглядит, что на нем находится. Подобный текст будет нести описательный характер, следовательно, речь идет об описании. Если рассказчик станет рассуждать о том для чего этот стол, не слишком ли он стар, не пора ли поменять его на новый, то избранный тип речи, будет называться рассуждением. Повествованием текст можно назвать в случае, если человек расскажет историю, как этот стол был заказан или изготовлен, привезен домой и остальные подробности появления стола на территории квартиры.

Теперь немного теории. Типы речи используются рассказчиком (автором, журналистом, учителем, диктором) для передачи информации. В зависимости от того, как она будет подана, определяется типология.

Описание — это тип речи, целью которого является детальный рассказ о статичном предмете, образе, явлении или человеке.

Повествование сообщает о развивающемся действии, донося определенную информацию во временной последовательности.

С помощью рассуждения передается течение мысли относительно предмета, ее вызвавшего.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Типы речи часто называют функционально-смысловыми. Что это значит? Одно из значений слова «функция» (существует множество других, включая и математические термины) — роль. То есть речевые типы играют определенную роль.

Функция описания как типа речи — воссоздать вербальную картинку, помочь читателю увидеть ее внутренним зрением. Достигается это за счет использования прилагательных в различных степенях сравнения, деепричастных оборотов, иных речевых средств. Данный тип речи чаще всего можно встретить в художественном стиле. Описание в научном стиле будет значительно отличаться от художественного неэмоциональным, четким ходом рассказа, обязательным присутствием терминов и

Для повествования характерно изображение действия, ситуации или конкретного случая. При помощи глаголов и кратких, емких предложений создается Этот тип речи часто используют в новостных репортажах. Его функция — оповещение.

Рассуждению как типу речи свойственно многообразие стилей: художественный, научный, деловой и даже разговорный. Преследуемая цель — разъяснить, раскрыть определенные особенности, что-то доказать или опровергнуть.

Особенности структуры типов речи

Для каждого типа речи свойственна четкая структура. Для повествования характерна следующая классическая форма:

  • завязка;
  • развитие событий;
  • кульминация;
  • развязка.

Описание не имеет четкой структуры, но оно отличается такими формами, как:

  • описательный рассказ о человеке или животном, а также предмете;
  • подробное описание места;
  • описание состояния.

Подобные примеры часто встречаются в литературных текстах.

Рассуждение принципиально отличается от предыдущих типов речи. Поскольку его целью является передача последовательности мыслительного процесса человека, то строится рассуждение следующим образом:

  • тезис (утверждение);
  • аргументы, вместе с приводимыми примерами (доказательство данного утверждения);
  • финальное умозаключение или вывод.

Часто типы речи путают со стилями. Это грубейшая ошибка. Ниже мы расскажем, чем стили отличаются от типов.

Типы и стили речи: в чем различия?

В учебниках русского языка фигурирует понятие Что это такое и есть ли отличия между стилями и типами?

Итак, стиль представляет собой комплекс определенных речевых средств, используемых в конкретной сфере общения. Насчитывается пять основных стилей:

  1. Разговорный.
  2. Публицистический.
  3. Официально-деловой (или деловой).
  4. Научный.
  5. Художественный.

Чтобы увидеть можно взять любой текст. Тип речи которого будут представлены), присутствует как в научном, так и в публицистическом стиле. мы выбираем для ежедневного общения. Он характеризуется наличием просторечных выражений, сокращений и даже жаргонных слов. Он уместен дома или с друзьями, но по приходу в официальное учреждение, например, в школу, университет или министерство — стиль речи изменяется на деловой с элементами научного.

В публицистическом стиле написаны газеты и журналы. Используя его, вещают новостные каналы. Научный стиль можно встретить в учебной литературе, для него характерно множество терминов и понятий.

Наконец, художественный стиль. Им написаны книги, которые мы читаем для собственного удовольствия. Ему присущи сравнения («утро прекрасно, как улыбка любимой»), метафоры («золотом сыплет на нас ночное небо») и другие художественные обороты. Кстати, описание — это тип речи, довольно часто встречающийся в художественной литературе и, соответственно, в одноименном стиле.

Отличие состоит в следующем: описывать, размышлять или повествовать можно, используя разные стили. Например, рассказывая о цветке в художественном стиле, автор использует массу выразительных эпитетов, чтобы передать слушателю или читателю красоту растения. Биолог же, опишет цветок, с точки зрения науки, применяя общепринятую терминологию. Таким же образом можно рассуждать и повествовать. К примеру, публицист напишет фельетон о неосторожно сорванном цветке, используя рассуждение как тип речи. В то же время девочка, применяя разговорный стиль, расскажет подруге, как одноклассник подарил ей букет.

Использование стилей

Специфика стилей речи делает возможным их успешное соседство. Например, если тип речи — описание, то оно может быть дополнено рассуждением. Все тот же цветок можно описать в школьной стенной газете, используя при этом как научный или публицистический, так и художественный стиль. Это может быть статья о ценных свойствах растения и стихотворение, воспевающее его красоту. На уроке биологии преподаватель, применяя научный стиль, предложит ученикам информацию о цветке, а после этого может рассказать увлекательную легенду о нем.

Тип речи описание. Примеры в литературе

Данный тип можно условно назвать изображением. То есть, описывая, автор изображает предмет (например, стол), явления природы (гроза, радуга), человека (девочка из соседнего класса или любимый актер), животное и так до бесконечности.

В рамках описания выделяют следующие формы:

Портрет;

Описание состояния;

Примеры пейзажа, вы можете найти в произведениях классиков. Например, в рассказе «Судьба человека» автор приводит краткое описание ранней послевоенной весны. Картины, воссозданные им, настолько живы и правдоподобны, что создается впечатление, будто читатель видит их.

В рассказе Тургенева «Бежин луг» пейзажи также играют важную роль. При помощи словесного изображения летнего неба и заката писатель передает могущественную красоту и силу природы.

Чтобы запомнить, что такое описание как тип речи, стоит рассмотреть очередной пример.

«Мы вышли на пикник за город. Но сегодня небо было хмурым и становилось к вечеру все неприветливее. Сначала тучи были тяжелого серого оттенка. Небо закрывалось ими, как сцена театра после спектакля. Солнце хоть еще и не село, но уже было незаметным. И вот между мрачными заслонками туч появились молнии...».

Для описания характерно использование прилагательных. Именно благодаря им этот текст производит впечатление картины, передает нам цвет и погодные градации. К рассказу описательного типа задаются следующие вопросы: «Как выглядит описываемый предмет (человек, место)? Какие признаки ему присущи?»

Повествование: пример

Обсуждая предыдущий тип речи (описание), можно отметить, что он применяется автором для воссоздания зрительного эффекта. А вот повествование передает сюжет в динамике. Данный речевой тип описывает события. В следующем примере повествуется о том, что было с героями маленького рассказа о грозе и пикнике дальше.

«… Первые молнии не пугали нас, но мы знали, что это только начало. Нужно было собирать наши вещи и убегать. Как только нехитрый ужин был собран в рюкзаки, на покрывало упали первые капли дождя. Мы помчались к автобусной остановке».

В тексте необходимо обратить внимание на количество глаголов: они создают эффект действия. Именно изображение ситуации во временном отрезке являются признаками повествовательного типа речи. Кроме того, к тексту такого рода можно задать вопросы «Что было сначала? Что произошло потом?»

Рассуждение. Пример

Что такое рассуждение как тип речи? Описание и повествование уже знакомы нам и более просты для понимания, нежели текст-рассуждение. Вернемся к друзьям, попавшим под дождь. Можно легко представить, как они обсуждают свое приключение: «…Да, нам повезло, что дачник-автомобилист заметил нас на остановке. Хорошо, что он не проехал мимо. В теплой кровати хорошо рассуждать о грозе. Совсем не так страшно, будь мы снова на той же остановке. Гроза — это ведь не только неприятно, но еще и опасно. Нельзя предугадать, куда ударит молния. Нет, больше никогда не поедем загород, не узнав точный прогноз погоды. Пикник хорош для солнечного дня, а в грозу лучше пить чай дома». В тексте присутствуют все структурные части рассуждения как типа речи. Кроме того, к нему можно задать вопросы, характерные для рассуждения: «В чем причина? Что из этого следует?»

В заключение

Наша статья была посвящена типам речи — описанию, повествованию и рассуждению. Выбор определенного речевого типа зависит от того, о чем мы говорим в данном случае и какую цель преследуем. Также мы упомянули характерные речевые стили, их особенности и тесную взаимосвязь с типами речи.

В качестве исходной статистической информации рассматривается база данных о котировке ценных бумаг на бирже, приведенная в таблице 5.1, сформированной на рабочем листе Excel.

Таблица 1.1

Решение

1. Создайте рабочую книгу Пример_Описательная_статистика.

2. На листе рабочей книги Пример_Описательная_статистика постройте таблицу 5.1.

3. Рассчитайте среднее арифметическое.

Выборочное среднее

где – выборочное среднее, n – объем выборки, – i-й элемент выборки, – сумма всех элементов выборки.

Для таблицы 5.1 имеем (рис. 5.1):

Функция СЧЕТ() подсчитывает количество чисел в списке аргументов.

4. Вычислите медиану.

Медиана

Медианой называется число, разделяющее выборку пополам: 50% элементов меньше медианы, а 50% – больше.

Данная формула неоднозначна. Ее результат зависит от четности или нечетности числа n.

1. Если выборка содержит нечетное количество элементов, медиана равна элементу.

2. Если выборка содержит четное количество элементов, медиана лежит между двумя средними элементами выборки и равна среднему арифметическому , вычисленному по этим двум элементам.

Чтобы вычислить медиану выборки, ее сначала необходимо упорядочить

Для таблицы 5.1. имеем (рис. 5.2):

­ исходная таблица упорядочена,

­ n – четное,

­ медиана равна 1,02.

5. Вычислите дисперсию и стандартное выборочное отклонение.

Чтобы вычислить выборочную дисперсию, следует выполнить следующее:

­ Вычислить разность между каждым элементом выборки и выборочным средним.

­ Возвести каждую разность в квадрат.

­ Сложить все разности, возведенные в квадрат.

­ Поделить результат на n-1.

Чтобы вычислить стандартное выборочное отклонение, необходимо извлечь квадратный корень из выборочной дисперсии.

Результат вычислений показан на рисунке 5.3.

6. Рассчитайте коэффициент вариации.

В нашем примере (рис. 5.4) коэффициент вариации равен 5%.

7. Рассчитайте основные показатели описательной статистики, используя Пакет анализа (Данные / Анализ /Анализ данных ). Для этого:

Если на вкладке Данные нет команды Анализ данных в группеАнализ, то необходимо ее установить:

1) Кнопка «Office».

2) Параметры Excel

3) Надстройки. Кнопка Перейти .

4) В открывшемся диалоговом окне Надстройки выбрать Пакет анализа. ОК.

Выберите на вкладке Данные пункт Анализ данных в группеАнализ , появится окно с одноименным названием (рис. 5.5). В области Инструменты анализа представлен список реализованных в Microsoft Excel методов статистической обработки данных.

Выделите режим Описательная статистика , который служит для генерации одномерного статистического отчета по основным показателям положения, разброса и асимметрии выборочной совокупности. ОК. Появится диалоговое окно Описательная статистика (рис. 5.6).

Рисунок 5.6

В диалоговом окне задайте следующие параметры (рис. 5.6):

Группирование – установите в положение По столбцам , т.к. входные данные расположены в столбце.

Метки в первой строке / Метки в первом столбце – устанавливается в активное состояние, если первая строка (столбец) во входном диапазоне содержит заголовки. В нашем случае флажок установить .

Выходной интервал / Новый рабочий лист / Новая рабочая книга – переключатель активизирует поле, новый лист или новую книгу, где необходимо разместить данные. В нашем случае – это ячейка M2.

Итоговая статистика – установите в активное состояние для того, чтобы получить по одному полю для каждого из следующих показателей описательной статистики: средняя арифметическая выборки, средняя ошибка выборки, медиана, мода, оценка стандартного отклонения по выборке, оценка коэффициента асимметрии по выборке, размах вариации выборки, минимальный и максимальный элемент выборки, сумма элементов выборки, количество элементов в выборке.

Уровень надежности - установите в активное состояние для того, чтобы в выходную таблицу включить строку для предельной ошибки выборки при установленном уровне надежности. В поле, расположенное напротив флажка, введите требуемое значение уровня надежности (рис.1.2) (например, значение уровня надежности 95% равносильно доверительной вероятности g = 0,95 или уровню значимости a = 0,05).

K-й наибольший - установите в активное состояние для того, чтобы в выходную таблицу включить строку для k-го наибольшего (начиная с максимума x max) значения элемента выборки. В поле, расположенное напротив флажка, введите 1. В этом случае строка будет содержать максимальное значение элемента выборки.

K-й наименьший - установите в активное состояние для того, чтобы в выходную таблицу включить строку для k-го наименьшего (начиная с минимума x min) значения элемента выборки. В поле, расположенное напротив флажка, введите 1. В этом случае строка будет содержать минимальное значение элемента выборки.

Результаты показаны на рисунке 5.7.

8. Рассчитайте основные показатели описательной статистики, используя статистические функции Excel. Для этого введите в ячейки с O4 по O19 соответствующие формулы, как показано на рисунке 5.8.

Рисунок 5.8

9. Результаты показаны на рисунке 5.9.

И неспроста, ведь школьникам часто задают подобные сочинения. Поэтому необходимо знать, что они собою представляют.

Что такое сочинение-описание?

Такое сочинение, по сути, является текстом, базирующимся на описании как речевом типе. Все просто, не правда ли?

Следовательно, создать сочинение-описание - значит написать текст, содержащий черты данного речевого типа. Основным характерным качеством такого произведения можно назвать то, что оно дает ответ на вопрос «какой?». Для того чтобы все это лучше понять, рекомендуется прочитать пример текста-описания.

Наиболее распространенные темы подобных текстов

В большинстве случаев такое сочинение являет собой произведение, выдержанное в художественном стиле, и содержит описание определенной личности (портрета), вещи, пейзажа (состояния природы). Создать его достаточно просто. В качестве примера можно привести такие темы, как «Описание товарища», «Моя мама за работой», «Мой домашний любимец», «Наша аллея в осеннюю пору». В некоторых случаях тексты-описания бывают посвящены выдуманным личностям или вещам. Например, «Домик сказочного персонажа», «Описание моего любимого книжного героя». Вообще, тем может быть довольно много.

Предметы в движении

Текст-описание, помимо внешних деталей природы, зверей, людей, может включать в себя их внутренние характеристики - настроение, темперамент, их изменения. В таком сочинении предметы нередко бывают показаны в движении, иными словами, говорится о всевозможных действиях, осуществляемых людьми: как готовят блюдо, как сажают растение, как работают с каким-либо механизмом, как расчесывают волосы, как растапливают печку, как ставят палатку и др.

Да мало ли о чем можно еще написать! Описание всевозможных состояний, а также действий делает текст более правдоподобным, детальным, интересным. Необходимо Каждый ученик должен знать,

Научный текст-описание

Не стоит думать, что такие тексты бывают исключительно художественными. Также они могут быть техническими, деловыми, научными. И это не редкость. Научные тексты-описания содержат технические рассказы об устройствах, механизмах, отдельных элементах. Они включают в себя конкретные сведения об их использовании. В подобном сочинении можно встретить довольно редкие и не всем понятные термины.

Художественное сочинение-описание

Художественный текст-описание предполагает оперирование выразительно-изобразительными элементами родного языка. Такие сочинения часто вызывают затруднения у школьников. И даже предоставленный учителем, редко облегчает им задачу.

Но есть и талантливые ребята, которым это дается достаточно легко.

План такого сочинения

Обычно составляется по такому плану:

1. Общие сведения о предмете (Что он собой представляет? Кем он является? По какой причине именно данная вещь (личность, зверь) описывается?).

2. Частные характеристики предмета. Пример текста-описания обязательно должен содержать их. В случае, если речь идет о человеке, то поочередно рассказывается о его качествах: лице, теле, позиции, манере беседы. Если говорится о природе, то описываются ее признаки: кусты, трава, небо, оттенки цветов и др.

3. Личное мнение о том, что является темой текста.

Пример текста-описания

Еще достаточно тепло, однако уже становится печально от запаха минувшего лета, насыщенного, кисловато-терпкого.

С деревьев слетают обожженные палящим солнцем листья. Создается впечатление, что ветки темнеют, они притомились и хотят уснуть. Суетливые небольшие паучки торопливо плетут паутины, и люди, не замечая, срывают их. В особенном оживлении почему-то находятся птицы. Некоторые готовятся к перелету, другие, вволю насытившись летом, собираются зимовать. А молодые птички невероятно проворны, они летают, дерутся. Они еще не понимают, что такое холода, и не ожидают никаких неприятностей.

На склонах, среди густой растительности, торопливо пробегают ящерки. Лишь шелест и колыхание травы свидетельствуют о том, что они здесь. Также летают пчелы, которых, однако, не очень много. Кажется, что им тяжело удерживать в воздухе свои кругленькие тела. А бабочка здесь всего лишь одна. Она сидит на большом цветке репейника. Красавица может долго находиться в одном положении со сложенными крыльями, и создается впечатление, что она больше не сдвинется с места. За то время, пока она так сидит, можно успеть написать текст-описание, рассказывающий о ней.

А небо сейчас поразительно синее, высокое, с поднимающимся вверх светилом. Эти торжественные осенние цвета продержатся недолго, вскоре теплые оттенки перейдут в более холодные, тяжелые и мрачноватые. А пока на улице достаточно высокая температура воздуха, светит солнце, все доживает, спешит, и печально, что вот-вот придут холода.

Клены обзавелись багряным нарядом. Они покачиваются, пригорюнившись, на опушке, будто печалятся о том, что уже середина осени. Изредка с них падают резные красивые листья. Неожиданное дуновение ветра небрежно срывает часть осеннего наряда с печальных кленов. Как мило смотрятся березки, одетые в золото, посреди изумрудных сосен. Их ветки наклонены вниз. Березки грустят, что вскоре грянут морозы. Раскинув ветки, подобно гигантским исполинам, стоят изумрудно-желтые дубы.

Высоко в небесах громко перекликаются журавли. Они сбиваются в стаи и отправляются в теплые страны. Где-то высоко переговариваются дикие гуси. На родине становится морозно, и им приходится лететь на юг. Одни лишь воробышки изредка проносятся среди деревьев и громко чирикают. Им некуда торопиться. Недавно на уроке мы читали художественный текст-описание об этих милых пташках.

Однажды в осеннюю пору наша преподавательница показала нам на литературе репродукцию полотна Левитана под названием «Золотая осень», после чего мы решили обсудить данную картину. После того, как мы поговорили о ней, весь наш класс отправился на прогулку в Золотые листья и голубая вода, в которой были видны холодные белоснежные облака, слились в моем воображении с полотном прославленного живописца, и я на всю жизнь влюбилась в осень.

Стоял октябрь. Мы с преподавательницей шагали по парку. Листва шелестела под нашими сапогами, над водой изредка проносились дикие утки. Птицы готовились улетать и собирались в стайки.

Я вернулась из парка домой, однако какое-то торжественное чувство все еще царило в моей душе. Я ощущала необходимость как-то выразить его. Казалось, что оно рвалось из моей груди на свободу. Я присела возле окна. На улице, будто в огромном аквариуме, плыли люди, транспорт. С противоположной стороны дороги несколько девочек стояли возле ларька, они, щурясь от яркого света, улыбались проходящим мимо людям. Вот они увидели меня. Одна из них мило помахала мне, и от этого теплое чувство в моей душе стало только сильнее. Я встала, взяла ватман и карандаши. Я предчувствовала, что смогу создать прекрасную картину. Стала изображать первое, что приходило на ум: речку, деревья, храм с позолоченным куполом, самолет, птиц в вышине, ларек с девочками и маленькую собачку.

Вскоре сломался мой карандаш, и возникла вынужденная пауза, воспользовавшись которой, я посмотрела на картину оценивающим взглядом. Передо мной была кошмарная каша из предметов, птиц, прохожих и зверей. Но это не испортило моего настроения.

Я еще отчетливее осознала, как прекрасны талантливые живописцы, рисующие так, что картина получается лучше реальности. Весь этот замечательный день был до краев наполнен осенней атмосферой, которую я еще долго не забуду. Я решила создать небольшой текст-описание об этой прекрасной поре, которая не так давно поселилась в моем сердце.

В заключение

Теперь вы знаете все о текстах-описаниях. Опираясь на приведенный выше пример, вы, скорее всего, сможете создать свое собственное сочинение.

Предположим, что было проведено 200 опытов/измерений. Соответственно, собрано 200 результатов. Все данные записаны в ряд, столбец или в виде таблицы на листе бумаги или в электронной форме. Почему то, с трудом представляется возможность построения выводов, основываясь на данных, указанных в таком виде. Даже, упорядочив определенным образом данные в таблице, очень тяжело проанализировать массив из 200 результатов. С другой стороны, построив простой график, диаграмму или гистограмму, сделать вывод или, хотя бы, предположение становится простой задачей.

Как же лучше представить данные, для того что бы презентовать их слушателям?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от типа данных и требуемого результата анализа, но, можно однозначно сказать, что описательная статистика и диаграммы способны представить данные в наиболее удобной для анализа форме.

Описательная статистика позволяет обобщать первичные результаты, полученные при наблюдении или в эксперименте. Все расчеты описательных статистик сводятся к группировке данных по их значениям, построению распределения их частот, выявлению центральных тенденций распределения и, наконец, к оценке разброса данных по отношению к найденной центральной тенденции.

Представление описательных статистик является, как правило, первым шагом любого анализа. Цель представления данных в виде описательных статистик – сделать выводы и принять стратегические (для анализа) решения, основанные на имеющихся данных.

Основные показатели описательной статистики:

  • Среднее значение (среднее арифметическое, медиана, мода).
  • Усредненное значение.
  • Разброс (диапазон разброса данных).
  • Дисперсия.
  • Стандартное (среднеквадратическое) отклонение.
  • Квартили.
  • Доверительный интервал.

Вернемся к примеру выше: проведя простейшие вычисления можно рассчитать среднее значение из 200 результатов, а также минимальное, максимальное значения и разброс. Владея этой информацией можно говорить о массиве данных следующим образом: все наблюдаемые значения находятся в диапазоне между x min и x max , среднее значение выборки - x̄. Согласитесь, что такая формулировка намного информативнее и понятнее чем таблица, содержащая 200 результатов измерений.

Рассчитав все описательные статистики для массива данных, можно делать определенные выводы о проведенных исследованиях. Способ расчета описательных статистик и дополнительная информация об их применении представлена в презентации .

И все же, найдутся люди, склонные утверждать, что наибольшее количество информации об измерениях содержат их результаты, а рассчитанные показатели служат лишь для обобщения результатов и не могут их заменить. Такое утверждение тоже не лишено логики, но представлять “сырые данные” в виде огромного количества цифр, тем не менее, не рекомендуется. Гораздо удобнее показать их графическое отображение – график или диаграмму. Рассмотрим основные виды диаграмм, отображающие то же, что и основные статистические показатели.

Предположим, что данные из примера выше были распределены на несколько групп. Каждая группа данных представляет количество результатов в определенном диапазоне. Сводная таблица будет выглядеть следующим образом:

Полученная таблица может быть использована для построения гистограммы. С помощью этого вида диаграмм можно оценить среднее значение и диапазон разброса данных. Следует, однако, учитывать, что для распределения данных, отличного от нормального, наивысший столбик гистограммы отвечает моде, а не среднему арифметическому. В случае нормального распределения бесконечно-большого набора данных значения среднего арифметического, медианы и моды будут стремиться к единому значению.

Проследить поведение процесса и дисперсию наблюдений, удобнее всего используя потоковые диаграммы или, просто, графики. График также способен помочь при сравнении двух массивов данных: разные распределения результатов вокруг среднего значения свидетельствуют о том, что наблюдаемые значения не принадлежат одной популяции:

Нанесенные на график дополнительные линии среднего значения выборки, минимального и максимального значений, линии тренда, а также, линии, отвечающие ±1, 2 и 3 стандартным отклонениям делают его максимально информативным.

Сравнить две выборки и отобразить квартили можно с помощью ящичной диаграммы (boxplot). Отобразим данные двух массивов, использованных для построения потоковой диаграммы выше, в виде "ящика с усами” (ящичной диаграммы).

В зависимости от программного обеспечения, которое используется для построения диаграммы, на ящичной диаграмме можно отобразить множество дополнительных данных. Например, на диаграмме выше отображен символ *, отвечающий выбросу.

Следует также отметить, наличие функций быстрого анализа данных и вывода всех описательных статистик в удобной форме, присутствующих в современных пакетах статистического анализа данных. Инструкции по получению базовой информации в пакетах MS Excel 2007, Minitab , SPSS Statistics 17 и Statistica 8 описаны в презентации . Результаты анализа могут также быть представлены и в графической форме:

Чтобы подытожить сказанное, рассмотрим таблицу основных описательных статистик и методы их графического отображения.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).


Самое обсуждаемое
Химическое равновесие Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта Химическое равновесие Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта
Что такое касательная к окружности? Что такое касательная к окружности?
Большой англо-русский словарь Употребление mean в разных значениях Большой англо-русский словарь Употребление mean в разных значениях


top