История армении в 15 веке. Историческое развитие армении. Дробление на княжества. Падение Сасанидов

История армении в 15 веке. Историческое развитие армении. Дробление на княжества. Падение Сасанидов

Завоевание Армении Османской Турцией и Персией.
Армяно-Русские отношения

Окончательное уничтожение последних проблесков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами и новыми персидскими завоевателями. В 1453 году османами был взят Константинополь, прекратила своё существование Византийская империя, был погашен древний очаг христианства в Восточной Европе. Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 году новое персидское государство. Столкновения эти принесли новые бедствия Армении и соседним с нею странам. После поражения персов в 1513 году, ещё в течение более столетия между обеими государствами - Турцией и Персией, - шли войны за раздел территории Закавказья. В 1639 году они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная - к Персии. Такое положение сохранялось до начала XIX века.

Связующей нитью для всего разбросанного и рассеянного армянского народа в те тёмные века была Армянская церковь и её патриархи - «Католикосы всех армян», престол которых в 1441 году был перенесён из Киликии в Эчмиадзин. Католикосы были единственными представителями народа перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции.

Между тем, Армения, угнетаемая своими поработителями, не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI века идёт длинный ряд обращений армян, через своих католикосов, к единоверным христианским народам с мольбами о помощи. Католикос Степанос V в конце жизни отправился в Венецию, надеясь через папу обратить внимание на бедственное положение армян. Его преемник, Микаэл Себастаци, решил отправить в Европу посольство. Сходные попытки возобновлялись в течение всего XVII века. Европейские государи иногда действительно выступали ходатаями за армян перед султаном или шахом. Пример тому - письмо французского короля Людовика XIV шаху Аббасу.

Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII века, когда католикос Акоп IV Джугаеци (Джульфинский) обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы последний «соблаговолил оказать поддержку» армянам. В конце XVII века Акоп IV принял участие в посольстве, направлявшемся в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам. Посольство распалось с его кончиной на пути в Константинополь. Но один из членов этого посольства, мелик Исраэл Ори, позднее явился в Россию, лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», - писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами.

В XVIII веке Россия начала свои походы в Закавказье. Летом 1722 года русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на освободительные движения. Полководцу Давид-Беку удалось создать в 1724 году в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией. Экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз зафиксировала мужество и веру народа, послужившие примером следующим поколениям.

Вторая половина XVIII века овеяна ветрами близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Закавказья, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX столетие.

В 591 году великий византийский воин и император Маврикий одержал победу над персами и вернул империи большую часть оставшейся территории Армении. Маврикий был свергнут тираном Фокой, который в свою очередь был свергнут Ираклием. В 629 году Ираклий завершил завоевания, начатые Маврикием.

Династия Сасанидов была разгромлена в 630-е годы завоевателями Передней Азии - арабскими калифами. В 645 арабские армии Халифата атаковали Армению, большая часть которой перешла во власть калифов. Армянский генерал Теодорос Рштуни был назначен арабами верховным правителем Армении, Грузии и Албании Кавказской. Во время войн между калифами и византийскими императорами Армения снова страшно страдала и управлялась частью византийскими, частью арабскими наместниками. Наместники Сасанидов назывались марзпанами и пользовались во многих отношениях неограниченной властью; при господстве калифов наместники назывались остиканами, а при византийских императорах - куропалатами. В VIII веке в Армении происходили восстания, вызванные жестокостью арабских сборщиков налогов. В результате их подавления большая часть земель Армении обезлюдела.

В VII-VIII веках в Армении зародились и получили широкое распространение христианские секты павликиан и тондракийцев. Они имели серьёзное влияние также в Византийской империи.

Армянское население оказывало огромное влияние на Византию. Многие византийские императоры имели армянское происхождение. Император Ираклий был армянского происхождения, так же как и император Филиппик. Император Василий I, занявший византийский трон в 867 году, являлся первым из Македонской династии, которую часто называют армянской династией из-за армянского происхождения Василия I. Василий I воплощал в себе то сильное влияние, которое армяне оказывали на Восточную Римскую империю. И действительно, в рамках Византийской империи сосуществовало множество различных групп населения, отличающихся по национальному и языковому признакам, но только армянам было позволено поддерживать свою собственную культуру.

Арабское завоевание Армении. Халифат

Большая часть Армении являвшейся частью Сасанидской державы, входивщей в состав персидской провинции Перс-Армения, была завоевана арабами в 645 году, как и весь остальной Иран.

Багратиды. Анийское царство

С конца IX века династия Багратидов ненадолго привела Армению к культурному, политическому и экономическому подъему. Багратидская Армения была признана суверенным царством двумя главнейшими силами региона: Багдадом в 885 году и Константинополем в 886 году.

Ашот I (ум. в 889 году) - потомок древнего и могущественного армянского рода Багратидов - с соизволения калифа Мутамида Биллаха, в 885 г. получил корону и сделался основателем третьей великой династии Багратидов, или Багратуни, царствовавшей до 1046 г. Ашот Железный, сын мученически погибшего Смбата, сумел изгнать мусульманских мародёров, разорявших Армению, и добиться внутреннего единства. Апогея мощи, процветания и культурного расцвета Армения достигла при преемниках Ашота: его брате Аббасе II, который сделал столицей Карс; сыне Аббаса Ашоте III Милосердном, который перенёс столицу в Ани; а затем при сыновьях Ашота Милосердного Смбате II Победителе и Гагике I.

Ани - древний армянский город, становится новой столицей царства на апогее её развития в 961 году, а само царство зовётся Анийским. Населения города составляло приблизительно 200 тысяч жителей и он назывался так же «городом 1001 церкви». Со становлением Ани столицей Армения становится густонаселённой и процветающей страной, оказывающей политическое и экономическое влияние на другие государства региона.

Несмотря на это, Армения, будучи расположенной между соперничающими Византийской империей и Аббасидским Халифатом, не являлась достаточно сильной страной. Её существование зависело от обоих этих стран, желающих, чтобы далее Армения развивалась в качестве буферного государства, и была лишь настолько сильной, насколько это было нужно для самостоятельного поддерживания этого статуса. Феодальная система понемногу ослабила страну, разрушая лояльность к центральному руководству. В конце Х - начале XI веков возникшие распри между членами династии Багратидов и отпадение Арцруни ослабили внутреннее единство в стране.
Таким образом, внутренне ослабшая Армения стала лёгкой мишенью для Византии. В 1021 году византийцы присоединили к себе Васпуракан, а в 1045 захватили Ани. В 1064 году город захватили и разрушили турки-сельджуки во главе с Алп-Арсланом.
Дабиль столица Армении и в нем Санбат, сын Ашуга. Город постоянно находился в руках знатных христиан, а христиане составляют большую часть обитателей Армении, она же «царство Арман». Армения граничит с Румом и пределы ее до Берда’а, до Джазиры и до Адербейджана- ал-Истахри

Армянское Киликийское царство

В XI веке (около 1080 года) Киликия и часть Малой Армении, в горах которой с давних пор укрывалось от персов и турок множество армян, были освобождены Рубеном I, родственником последнего царя Багратидов, тоже бежавшего в горы от византийского ига. Чтобы избежать смерти или порабощения в руках тех, кто убил его родственника Гагика II, царя Ани, Рубен I вместе с другими армянами отправился к ущелью горы Тавр, а затем в киликийский город Тарс. Здесь местное византийское правительство даёт им убежище. Таким образом, примерно в годы с 1080 по 1375, армянская государственность перемещается на юг в Киликию.

После того как члены первого крестового похода появились в Малой Азии, армяне начали развивать отношения с Европейскими государствами крестоносцев, процветавими в Леванте до тех пор пока не были завоёваны мусульманскими государствами. Граф Балдуин I Иерусалимский, который вместе с остальными крестоносцами переправлялся через Малую Азию в Иерусалим, покинул армию Крестоносцев и получил приют у Тороса, армянского правителя Эдессы, исповедовавшего православие. Поскольку армяне являлись врагами сельджуков и имели неприязненные отношения с византийцами, они благожелательно отнеслись к графу крестоносцев, и, когда Торос был убит, Балдуин был сделан правителем нового Эдесского Графства крестоносцев. По всей видимости армянам нравилось правление Балдуина и крестоносцев вообще, поэтому многие из них воевали бок о бок с христианами Европы. После того, как Антиохия была взята в 1097 году, Константин, сын Рубена, получил от крестоносцев баронский титул.

Проваленный Третий крестовый поход и некоторые другие события сделали Киликию единственной значимой присутствующей на Ближнем Востоке христианской страной.Такие мировые силы как Византия, Священная Римская империя, папство и даже Аббасидский халиф соперничали за влияние над Киликией. Каждый стремился стать первым, кто признает принца Малой Армении Левона II из династии Хетумидов законным королём. В результате, 6 января 1198 года в городе Тарс он был коронован и провозглашён царём и Германской и Византийской империями. На коронации Левона II присутствовали представители и христианских и нескольких мусульманских стран, таким образом подчеркнув значительное положение, которые приобрела Киликия. Армянское правительство бывало в частом контакте с крестоносцами и определённо оказывало содействие и в других крестовых походах.

Являясь единственным средневековым армянским государством своего времени, Киликия значительно процветала. Поскольку короли Киликии звались королями армян, а не киликийцев, страна окончательно приобрела армянскую идентичность. В Малой Армении армянская культура переплеталась как с европейской культурой крестоносцев, так и эллинистической культурой Киликии. Своего расцвета Киликийское царство достигло в период правления Хетума I. Ему удалось заключить договор с монголами, и, таким образом, не только уберечь свою страну от разрушения, но и использовать этот союз в борьбе с врагами.

Как только католические семьи начали распространять своё влияние на Киликию, Папа римский захотел, чтобы армяне приняли католичество. Эта ситуация разделила население царства на прокатолические и проапостольские лагеря.

Армянская независимость продлилась до 1375 года, когда египетские мамлюки во главе с султаном Ша-баном, воспользовавшись нестабильной ситуацией в Киликии, разрушили её. Последний царь, Левон VI, из рода Лузиньянов, но с материнской стороны Рубенид, освободившись из египетского плена, уехал в Париж, где скончался в 1393 году. С этого времени Киликийская Армения стала зависимым государством и перешла в 1403 году от египетских султанов под власть Караманидов, в 1508 году персов и, наконец, в 1522 и 1574 годах - под власть османов.

Сельджукская держава. Атабеки Азербайджана. Государство Ильханов

В середине XI века Армения начинает подвергаться набегам турок-сельджуков - завоевателей, нахлынувших из Средней Азии и утвердившихся в Иране. В 1048 году они разоряют Арзни, расположенный вблизи Эрзурума, а в 1064 г. захватывают Ани. В 1071 году, после того как византийская армия была разгромленна сельджуками в битве при Манцикерте, турки захватили оставшуюся часть Великой Армении и большую часть Анатолии.Только несколько армянских князей сохранили свою независимость (которую потеряли в 1242 году, когда монголы завоевали всю Армению). После смерти Мелик-шаха, власть сельджуков на местах постепенно угасала и оказывалась в руках местных правителей. Так вся Армения, а также большая часть западного Ирана, Персидского Ирака и Закавказье, оказались под властью Атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов.

В течение короткого периода в конце XII - начале XIII веков мусульманские силы на территории Великой Армении были серьёзно вытеснены усилившейся грузинской монархией в период правления там царицы Тамары. Местная армянская знать (нахарары), объединив свои усилия с грузинами, смогли освободить территории на северо-востоке Армении. Эти земли управлялись Закарянами/Мхаргрдзели известным армяно-грузинским знатным родом, находившимися под властью грузинской короны. Ильдегизиды дважды отразили вторжение грузинских войск в Армению, отвоевав и заново отстроив Ани.

В составе государства Атабеков Азербайджана Армения пребывала до монгольского вторжения. После него Армения была ареной войны между Атабеками, хорезмшахом Джелал ад-Дином и монголами, завершившейся окочательной победой и покорением Армении и всего региона монголами. Лишь Хаченское княжество, располагавшееся на территории нынешнего Нагорнго Карабаха, оставалось более-менее независимым.

Европейский путешественник начала XIV века Журден де Северак, описывая Армению, пишет:

«Живут в этой провинции главным образом армяне-схизматики … Эта Армения в длину тянется от Себаста [Сиваса] до равнины Ороган [Мугань], а в ширину от гор Баркар до Тауриса [Тебриза]…»

В течение XV века части территорий Армении входили в состав государств, созданных пришлыми тюркскими кочевыми племенами Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. В это время наблюдался процесс вытеснения армянского населения из Армении тюркскими племенами.

Утвердившаяся в 1501 году в Иране и Азербайджане династия Сефевидов ликвидировала государство Ак-Коюнлу, и после этого Восточная Армения стала частью государства Сефевидов. Западная Армения позднее вошла в состав Османской империи.

§ 1. Армения под монгольским игом в XIII-XV вв.

В 1221 г. 20-ти тысячная армия монголов под предводительством полководцев Субедея и Джебе совершила разведывательную экспедицию в Закавказье. Разграбив Армению и Албанию, монгольская армия двинулась на Тбилиси. В решающей битве армяно-грузинские войска под предводительством царя Грузии Георгия Лаша и правителя страны Закавказья, монголы проследовали на Северный Кавказ, разгромили половцев, а в 1223 г. в битве при Кальке разбили отряды русских князей. Собрав богатую добычу и сведения о пройденных странах, монголы повернули назад.

Основной поход монголов в Закавказье последовал в 1236 г. Пока армии Батыя захватывали русские земли, другая армия монголов покоряла Иран и Закавказье. В Армении монголы после долгой осады взяли и разграбили крупные города Двин, Ани, Карс, Карин, Ван. Более мелкие города превратились в руины. Население беспощадно уничтожалось или было угнано в рабство в Монголию. К 1244 г. монголы завершили покорение Армении, захватили Северный Ирак и Сирию. Грузинские цари и армянские князья вынужденно покорились монголам, став их данниками, и были обязаны участвовать в их походах.

Монгольское иго имело тяжелые последствия. Армения была разграблена, экономика страны полностью развалилась, количество населения резко сократилось, начался исход населения из страны, городская жизнь замерла надолго. Монголам-кочевникам нужны были безлюдные пастбища. Земледелие их не интересовало, города уничтожались, так как могли служить центрами сопротивления.

Монголы провели перепись населения и обложили оставшихся в живых непомерными налогами. Сбор налогов сопровождался притеснениями и беззаконием. Несколько раз армяне и грузины поднимали восстания, но всякий раз оно жестоко подавлялось. Монголы проводили политику ослабления и уничтожения местных правителей, и их стараниями многие княжеские роды угасли.

Пока монголы сохраняли свою языческую веру, христианская церковь и духовенство были в привилегированном положении. Монголы разрешали восстанавливать церкви и исповедовать свою веру. Но уже с конца XIII века, когда правящий слой монголов начал принимать ислам, начались гонения против церкви и христианской веры. Положение Армении ещё более ухудшилось в XIV веке, когда единое монгольское государство стало разваливаться. Постоянные междоусобицы монголиских ханов подвергли страну новым разрушениям. В конце XIV века в Средней Азии образовалось государство Тамерлана. Жестокостью он превзошёл даже монголов. В 1386, 1394, 1398, 1403 годах армии Тамерлана опустошили Армению. Городская жизнь окончательно замерла. Население вновь было перебито или угнано в рабство. Армения почти обезлюдела. Исход населения из страны принял массовый характер.

§ 2. Армения под властью тюркских кочевых племён в XV в.

Тюркские племена, которые переселились в Армению при монголах и захватили лучшие земли, после падения власти монголов стали независимыми и вовсю хозяйничали в стране. В центральной Армении обосновались племена Каракоюнлу, а в юго-западных областях племена Аккоюнлу. Постоянные войны между ними в конце XIV, в начале XV века разрушили страну окончательно.

Первоначально в этой борьбе государство победили Каракоюнлу, которым удалось создать своё государство на территории Армении. Их предводитель Кара-Юсуф стал носить титул «Шах и Армен» - правитель вновь взялся за созидательный труд, восстанавливал церкви, налаживал новую жизнь. В Сюнике, Арцахе, Сасуне, Хлате, Гугарке и Васпуракане сохранились небольшие армянские княжества, для того чтобы добиться расположения и верности армянского населения, Кара-Юсуф и его преемники покровительствовали Армянской церкви, стали назначать армянских князей правителями областей.

К середине XV века экономическим центром Армении становится вновь Айраратская область, а её новым административным центром становится Ереван. В этих условиях встал вопрос о перенесении обратно в Армению Католикосского престола. В период ещё сельджукских нашествий Католикосский престол был перенесён из Ани в Киликию как новый центр Армянской государственности. Однако после падения Киликийского Армянского царства Киликия перестала быть таковым. Правители Каракоюнлу покровительствовали перенесению католикосата в пределы своих владений. Когда католикос Григор отказался переехать из Сиса в Айрарат, в 1441 г. в Эчмиадзине собрались представители духовенства областей Армении и избрали нового Католикоса. С тех пор и по сей день Католикос Всех Армян имеет свою резиденцию в Эчмиадзине. Перенесение католикосского престола в Эчмиадзин ещё более повысило национально-политическое значение области Айрарат.

В 1468 г. предводитель Аккоюнли Узун-Хасан отвоевал Армению, и на короткое время страна оказалась в составе государства Аккоюнлу. Узун-Хасан провёл перепись и упорядочил налоги. Сбор налогов на местах он доверял в основном армянам. Правление Аккоюнлу также оказалось недолгим. Оно развалилось из-за начавшихся в конце XV в. династических распрей.

§ 3. Турецко-персидские войны. Разделы Армении между Османской и Сефевидским Ираном.

Одно из тюркских племён в период монгольских нашествий обосновалось в северо-восточной части Малой Азии. В 1299 г. предводитель племени Осман провозгласил себя независимым правителем и основал государство, которое по его имени стали называть Османской Турцией. В 1453 г. турки-османы захватили Константинополь и уничтожили Византийскую империю. Османская Турция превратилась в сильнейшее государство Ближнего Востока. Под её властью оказались балканские страны и вся Малая Азия.

В 1502 г. в западных областях Ирана шах Исмаил из рода Сефевидов основал новое Персидское государство. Разгромив Аккоюнлу, шах Исмаил овладел Закавказьем, Ираком и вскоре подчинил своей власти весь Иран. Столицей государства стал город Тебриз.

Объединение Ирана в единое государство встревожило Османскую Турцию. Султан Селим I с большой армией двинулся против Ирана. В 1512 г. он разбил в сражении Шах Исмаила и взял Тебриз. Вскоре он овладел также Ираком, Сирией, Аравией и Египтом. Всё Закавказье оказалось под властью Османской Турции, которая после завоеваний Селима I превратилась в огромную империю.

Шах Исмаил не смирился с поражением. Собрав новую армию, он вскоре сумел изгнать турок из Ирана и Закавказья. Война с переменным успехом продолжалась почти полвека. Военные действия проходили в основном на территории Армении, которую обе воюющие стороны много раз подвергли новым опустошениям. В 1555 г., устав от бесперспективных войн, Турция и Персия заключили мир. По мирному договору в Амасии стороны поделили Армению и всё Закавказье между собой. Это был третий раздел Армении.

Мир однако длился недолго. В конце XVI в. находящаяся в зените своего могущества Османская империя начала новую войну и захватила всё Закавказье. Иран оказался не готов к войне, и молодой Шах Аббас в 1590 году был вынужден уступить эти территории.

Шах Аббас начал готовиться к новой войне. При помощи англичан он создал мощную артиллерию, реорганизовал персидскую армию и в 1603 г. начал новую войну против Османской Турции. Персидские войска захватили Армению. Когда турецкая армия двинулась навстречу, персидская армия отступила. Чтобы лишить турок продовольствия и приюта, Шах Аббас приказал разрушить все селения, переселить всё армянское население из области Айрарат. Насильственному переселению подвергалось более 300 тысяч человек, многие утонули при переправе через реку Аракс. Армянских переселенцев поселили в разных областях Ирана, а жителей города Джуга, богатых купцов и ремесленников Шах Аббас поселил близ Исфахана, построив специальный пригород - Новая Джуга. Война с переменным успехом продолжалась более 30 лет, пока наконец стороны не заключили мир.

По мирному договору 1639 г. Армения и всё Закавказье вновь были разделены между Османской Турцией и Персией. Линия раздела проходила по реке Ахурян и дальше почти по прямой делила Армению напополам. Это был четвёртый раздел Армении.

§ 4. Армянская культура IX-XIV вв.

Периоды мирного созидательного труда и государственной независимости Армении при династии Багратуни в Армении Великой и после - в Киликийском царстве способствовали бурному расцвету науки и культуры.

Сразу после принятия христианства в Армении возникли церковные школы. Здесь готовили образованные кадры и для церкви и для государственной службы. Начальные школы на средства государства и церкви действовали в городах и крупных сёлах. Практиковалась посылка молодых кадров для продолжения учёбы в известные тогда центры образования.

В крупных городах и монастырских комплексах в IX-X вв. возникли вардапетараны (высшие школы), где изучали «7 свободных искусств» (trivium + quadrium). Обучение длилось 7-8 лет. Выпускники получали звание вардапета (бакалавра) и право преподавать. Существовали также специальные медицинские вардапетараны.

В Западной Европе в начале XIII века некоторые церковные школы, где преподавали известные учёные, превратились в университеты. Старейший в Европе Парижский университет был образован в 1200 г. Такие же процессы происходили и в Армении.

В 1288 г. знаменитый Гладзорский вардапетаран превратился в юридический. Поступить сюда можно было только по окончании вардапетарана. Обучение длилось 3-4 года. Преподаватели в Гладзорском университете знаменитые учёные своего времени - Нерсес Мшеци, Есайн Нчеци, Овнан Воротнеци и др. В конце XIV века из-за постоянных набегов кочевников университет переехал в более защищённый Татевский монастырь, где просуществовал до 1444 г. Последним руководителем Татевского университета был знаменитый философ Григор Татеваци, после смерти которого университет закрылся. В столице Киликийской Армении Сисе до середины XIV века также существовал университет.

Университет и вардапетараны способствовали развитию научных знаний. Известным учёным своего времени был Григор Магистрос Пахлавуни, который перевёл на армянский язык и истолковал «Геометрию» Эвклида. Знаменитым врачом был Мхитар Гераци. Его медицинский труд был написан на доступном языке и широко использовался в народе.

Большого развития достигла юридическая мысль. Вардапет Мхитар Гош в XIII веке создал первый армянский «Судебник». На основе действующего тогда традиционного права и церковных постановлений он выработал свод светских законов. Независимо от него похожий «Судебник» для Киликийской Армении создал Константин Коннетабль.

Традиционная армянская историография обогатилась новыми произведениями. Ованес Драсханакертци в своей «Истории» изложил ход событий IX-X веков. Товма Арцруни написал «Историю рода Арцруни», а Степанос Орбелян изложил «Историю Сюника». Автор XI в. Аристакес Ластивертци дал описание событий X-XI веков с историческими экскурсами в историю Византии и сельджуков. Другой автор того же периода Степанос Таронаци, по прозвищу «Асохик», впервые в армянской историографии попытался изложить события истории Армении на фоне Всемирной истории. Благодаря «Истории» Киракоса Гандзакеци мы имеем подробное представление о событиях XII-XIII веков не только в Армении и Киликии, но на всём Ближнем Востоке.

В X-XIV веках период своего возрождения переживала армянская литература. В многовековой борьбе против арабских захватчиков был создан армянский национальный эпос «Давид Сасунский». Несмотря на то, что корни эпического повествования уходят далеко в глубь веков ко времени противостоянии Ассирии и Ванского царства, основная канва событий непосредственно отражает борьбу армянского народа против халифата. Основная идея эпоса - это право каждого народа на свободу. Именно эту идею защищают герои эпоса.

Самым выдающимся представителем Армянского Ренессанса в литературе был Григор Нарекаци. Его знаменитая поэма «Книга скорбных песнопений» получила всемирное признание и переведена на многие языки мира. Писал он также и прекрасные песни о любви и счастье, о природе. Крупным национальным деятелем и поэтом был Нерсес Шнорали. Писал он не только шараканы - духовные песни, но и поэмы и стихи об обыденной жизни. Большой популярностью пользовались его загадки. Известным баснописцем был Вардан Айгекци. В своих баснях он бичевал алчность, предательство, жестокость, восхвалял честность и преданность. Большой популярностью пользовались в народе также басни известного правоведа Мхитара Гоша.

Народные поэты этого периода Фрик и Наапет Кучак писали стихи на простом, понятном для народа языке, воспевая дружбу, преданность родине, поднимая свой голос против несправедливости в жизни, против иноземного ига и насилия.

Период своего расцвета переживала армянская музыка. Были созданы многие шедевры хоровой религиозной музыки. Именно тогда были изобретены «Хазы» - специальная система знаков для записи музыки. Развивалось также народное музыкальное творчество. Бродячие музыканты-гусаны пели близкие сердцу народа песни о любви, героизме, о добре и зле, декламировали эпические песни в музыкальном сопровождении.

Продолжались традиции народного театра. На городских рынках и ярмарках в дни больших торгов бродячие актёры давали представления в масках, выступали артисты с прирученными животными, клоуны, музыканты, канатоходцы.

В X-XIV веках период своего расцвета переживала армянская архитектура. Были построены такие шедевры армянской средневековой архитектуры, как монастырские комплексы Санаина, Ахпата, Кечариса, Агарцина, Гошаванка. Своей уникальностью отличается монастырский комплекс Герарда, часть которого вырублена в скале, другие же постройки органически вписаны в окружающий ландшафт.

В крупных городах и царских резиденциях были построены прекрасные церкви, богато декорированные снаружи и разукрашенные фресками изнутри. Особо выделялся кафедральный собор в столице Армении городе Ани. Его автор - Трдат, кроме того построил в Ани церковь - копию знаменитого трёхэтажного храма Звартноц, который к тому времени уже лежал в руинах. Трдат был тем архитектором, который взялся восстановить разрушенный землетрясением купол храма Св. Софии в Константинополе, когда греческие архитекторы оказались не в состоянии это сделать. Построенный Трдатом купол Св. Софии стоит до сих пор.

Архитектор Манвел построил другой шедевр армянского зодчества храм «Сурб Хач» на острове Ахтамар. Храм имел отдельный царский вход на второй этаж, был богато декорирован снаружи и расписан фресками изнутри. Кроме того Манвел построил на острове большой царский дворец и порт для множества кораблей.

Другой архитектор Момик построил прекрасную церковь Нораванк, удачно вписав его в окружающий горный ландшафт и богато декорировав портретами Бога Отца и ангелов, что было новшеством в армянской архитектуре. Тот же Момик является автором множества хачкаров.

Хачкары – крест-камени, это особый, чисто армянский, вид каменного декоративного искусства.

Корни создания хачкаров уходят глубоко в языческую эпоху, когда на перекрёстках, у источников или в священных местах ставились охранные камни. На хачкаре обязательной деталью являлся крест. Часто выполнялся витиевато и больше символизировал Древо Жизни. Помещали на хачкарах и другие символы. Всё это богато декорировалось различными узорами и переплетением линий. Но ни один хачкар, даже одного и того же мастера, не повторялся. Каждый хачкар уникален. В средние века хачкары начали ставить и на могилы усопших. Вперёд

Если не считать, что древний человек появился на территории Армении еще в эпоху раннего палеолита, то первые праармянские племена (урарты, хурриты, лувийцы и др.), населяющие Армянское нагорье упоминаются уже на рубеже IV - III тысячелетий до н.э. По одной гипотезе это фрако-фригийские племена, по другой - древние индоевропейские племена, пришедшие из Малой Азии. Название страны «Арминиа» и народа «армина» встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522-486 гг. до н.э..

Урарту

В начале I тысячелетия до н.э. возникает классовое общество. Племена Армянского нагорья объединяются в племенные союзы (Уруатри, Наири, Дайани и др.) на основе которых в XI веке до н.э. образуется могущественное древнейшее рабовладельческое государство Урарту со столицей Тушпа (Ван). В этот период происходит интенсивное этническое единение племен Армянского нагорья и формируется армянская народность.

В течение IX-VI веков до н. э. народами Урартского царства была создана высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, развитие земледелия, скотоводства и металлургии, но и высокая техника строительства крепостей-городов - Эребуни, Тейшебаини, Аргиштихинили и др.).

Однако внутренние противоречия, отсутствие единства, вторжение ассирийцев привели в начале VI века до н.э. к падению Урарту.

Ервандуни

После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее армянское
царство Ервандуни. Правители и население Ервандуни уже были представителями сложившейся на основе армяноязычной этнической общности - предки современных армян.

Ахемениды

В 520 году до н.э. Армянское царство было завоевано персами и оставалось в составе империи Ахеменидов как вассальное государство вплоть до походов Александра Македонского (330 г. до н.э.).

Великая Армения

После падения персидской державы, с началом эллинистической эпохи, возникшей благодаря завоевательным походам Александра Македонского, начинается новая эпоха в развитии древней Армении.

Раздел Армении между Римом и персами и принятие Арменией христианства.

В первые четыре века новой эры Армения постепенно утрачивает самостоятельность. Правление в Армянском царстве делят две могущественные империи - Римская империя и персидское государство Сасанидов.

Дробление на княжества. Падение Сасанидов.

В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и персидской державой Сасанидов.

Арабский Халифат. Объединение Армении под домом Багратидов.

Опустошительные набеги арабов вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата.

Упадок Армении. Нашествие Византии и турок-сельджуков.

С середины XI века Багратидское царство и княжества пришли в упадок вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата и натиска новых врагов - турок-сельджуков.

Киликийская Армения

Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов), ведущей начало от князя Рубена...

Армянское княжество Закаридов в составе Грузинского царства.

В то время как Армянское царство переместилось ближе в Европе на исторических армянских землях (Кавказская часть Армении) начинает возрождаться государственность. Происходит это в XII веке. Читать дале...

Армения под гнетом Османской империи и Персии.

В конце XIII века Осман-бей основал своё государство на окраинах Малой Азии. Так родилась новая великая Османская империя. К концу XIV века они завоевали Малую Азию и Балканский полуостров.

Помощь России в борьбе за освобождение.

В конце XVII века армянские князья просят об освобождении от турецкого и персидского ига российского царя Петра I .

28 мая 1918 Российская Армения была провозглашена независимой республикой. В сентябре 1920 Турция развязала войну против Армении и захватила две трети ее территории. В ноябре в Армению вошли части Красной Армии, и 29 ноября 1920 была провозглашена Армянская ССР.

Независимая Армения

23 августа 1990 на 1-й сессии Верховного Совета Армении была принята декларация «О независимости Армении». В результате была упразднена Армянская Советская Социалистическая Республика и провозглашена независимая Республика Армения.


Самое обсуждаемое
Энергия и свойства пирамиды Энергия и свойства пирамиды
Системы линейных однородных уравнений Системы линейных однородных уравнений
Пряничный домик — Шарль Перро Пряничный домик — Шарль Перро


top