Скачать презентацию гоголь тарас бульба. Презентация История создания повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". В мирное время…

Скачать презентацию гоголь тарас бульба. Презентация История создания повести Н. В. Гоголя


Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин


Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжелый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете; когда бранным пламенем объялся древле мирный славянский дух и завелось козачество -- широкая, разгульная замашка русской природы, -- и когда все поречья, перевозы, прибрежные пологие и удобные места усеялись козаками, которым и счету никто не ведал, и смелые товарищи их были вправе отвечать султану, пожелавшему знать о числе их: "Кто их знает! у нас их раскидано по всему степу: что байрак, то козак" (что маленький пригорок, там уж и козак). Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед.


Родина – это и твой род, родные, родители, прародители – твоя история. Это и твой родной дом, где впервые для тебя, как и для Н.Гоголя, забьёт родник творчества. Это и необъятные просторы родной земли – России. России, в чьём имени и синие росы, и утреннее небо, и сила русичей, как издавна называют русский народ. К истории родины обращались многие писатели, поэты. Что двигало ими?

Почему так важно знать и любить своё прошлое?


Историческая эпоха, отражённая в произведении.

Когда-то Киевская Русь была одним из мощных государств с центром в г. Киеве. Но Монгольское нашествие в середине 13 века привело к окончательному распаду Киевской Руси.

К началу 16 века было завершено объединение русских земель, но Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) были захвачены Речью Посполитой.

Повсюду насаждались польские законы, язык, нравы, обычаи. Многие польские дворяне (по – польски их называли шляхитчами) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратились в их крепостных. Поляки силой навязывали православной Украине унию – соединение католической и православной церкви под властью Папы Римского. Православные церкви закрывались, глумились над православными обрядами и богослужением. Население стало подыматься на защиту своей веры. На Украине одно за другим вспыхивают восстания. Главной силой в них были украинские казаки.



Откуда пошло слово «КАЗАК» ?

Большинство ученых считают, что оно заимствовано из тюркского языка и означает «вольный человек».

Другие полагают, что оно берёт своё начало в монгольском языке , где слово «ко» означает «броня», «латы» , а слово «зак» - «межа», «граница» , т.е. «казак» - защитник границы.

Первое появление этого слова в документах относится к 1444 году. Появление же вольного казачества учёные относят к 16 веку.



Степи, простиравшиеся от низовьев Днепра до Дона и Волги, в 16 веке обезлюдели. На Руси и в соседнем Польско-Литовском государстве эта территория была названа Диким полем. Постепенно на его окраинах начинают селиться русские люди. Лесостепные земли, богатые травами, зверьём, реки с несметными запасами рыбы манили к себе людей. Эти люди, называвшими себя казаками, жили в укрепленных городках, построенных по берегам рек. Опасность набегов вынуждала казаков объединяться в военные общины. Такие общины появились на Днепре, Дону, Волге.

Казаки делились на Городовых , или украинских, и Низовых , или запорожских . Низовые казаки жили вольно за порогами Днепра

В 40-е годы 16 века днепровские казаки основали Запорожскую Сечь. Запорожская - т.е. за порогами Днепра. А почему Сечь?. Сечь от слова «засека» - укрепление из срубленных деревьев, телег, территорию окапывали и ставили засеки.


Портрет казака

Казаки носили широкие шаровары на учкуре, т.е на шнуре, который их поддерживал, и бешметы. Поверх бешмета надевался чекмень - приталенный кафтан, широкие рукава которого были стянуты в манжеты. Головным убором чаще всего служила шапка из бараньего меха - «трухменка», суконный верх которой свисал в виде клина. Запорожцы предпочитали длинные висячие усы, а на бритой голове оставляли лишьпрядь волос - чуб.




В центре повествования главный герой - Тарас Бульба.

В чём видит он смысл жизни?

Каким изображает его писатель, что выделяет в его внешности и поступках?


Поступки героя, характер

Качества


Найдите описание Тараса. При чтении выделите ключевые слова и детали, помогающие понять характер героя.

Поступки героя, характер

Качества

Не любил роскошь

Моя нравственная оценка героя

Простота нрава

Боролся против притеснения, за веру православную

Свободолюбие, защитник православия

Создан для бранной тревоги

Храбрый, решительный, целеустремлённый



По мнению Тараса мужчина должен быть мужественным, выносливым, верным своему делу. Для него мужчина только тогда становится мужчиной, когда он побывал в бою.

Тарас – символ Малороссии. Все качества, которые присущи Тарасу, мы увидим и в его товарищах. Они присутствуют во всем русском народе.

Назовите еще раз эти качества. (Таблица).

Каких же людей хотел показать Гоголь, создавая образ Тараса Бульбы? (Настоящих патриотов, способных защитить Родину).

Тарас Бульба – собирательный образ, выразитель взглядов своего времени.


Всё дело решалось у казаков в Сечи. В сечь принимали любого лишь бы не был католиком или евреем. Сечь жила по своим строгим, но справедливым законам. Только такой уклад жизни мог создать сильных и могучих людей. В бой шли вместе, делились куском хлеба, берегли друг друга от смерти. Символы казачьего войска – булава, бунчук, хоругвия, печать, литавры.

Зачем людям надо помнить о прошлом?

Одним из показателей человечности и культуры является память о прошлом, в котором мы черпаем опыт жизни.


Слайд 2

Тарас Бульба – главный персонаж одноименной повести Н.В.Гоголя, олицетворяющий собой могучий дух русской земли и лучшей части казачества, проживавшего в XV веке в Запорожской Сечи. Тарас Бульба – это человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Характер гоголевского героя складывался в борьбе с постоянной опасностью, что и определило многие его черты и поступки. Это сильный и мужественный человек, патриот, беззаветно любящий родную землю и презирающий тех, кто поступается ее интересам.

Слайд 3

Он живет простой и суровой жизнью, не стремясь к жизненным удовольствиям и благам. В нем воплощены многие черты казачества, с которым он неразрывно связан. Критик В.Г.Белинский писал о Тарасе Бульбе: «Что такое Тарас? Герой, представитель жизни целого народа, целого политического общества в известную эпоху жизни». Гоголь показывает героя в разнообразных ситуациях, позволяющих раскрыть черты его характера: удаль, стойкость, бесстрашие, мужество, героизм.

Слайд 4

По мере развития действия меняется характер Тараса Бульбы. Пережитые испытания, трагические события: потеря сыновей испытанных в бою товарищей – превратили его из жизнерадостного, общительного в замкнутого, сурового и одинокого человека.

Слайд 5

Но все, что пришлось пережить герою, не сломило его могучего духа, не убило в нем веру в справедливость начатой борьбы. Проведя своего героя через тяжелейшие испытания, Гоголь показал, что можно ожесточить человека, заставить страдать, но его нельзя сломить, если он предан общему делу, если защищает свободу. Благодаря таким людям, как Тарас Бульба, Россия смогла сохранить свою независимость и территориальную целостность, в силу чего эта повесть сохраняет свою актуальность и сегодня.

Слайд 6

Жизнь старого казака заканчивается трагически, на костре, но и здесь он ведёт себя как истинный герой, заботясь не об облегчении своей участи, а о жизни других казаков «но не костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались казаки: ему с высоты всё было видно как на ладони». По силе и мощи Тараса Бульбу можно сопоставить с былинным богатырём, старый казак – само воплощение русской силы, и «разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила русскую силу».

Слайд 7

Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н.В.Гоголь не пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере. Именно таким является образ Тараса. В немпоэтически запечатлены черты русского национального характера. Недаром бессмертная повесть Гоголя является одной из любимейших книг современных людей.

Посмотреть все слайды

Презентация предназначена для учащихся 8 классов и в помощь учителям литературы. Направлена на знакомство с творчеством Н.В.Гоголя и на обучение анализу художественного произведения через комментированное чтение. Может быть использована для изучения творчества писателя как на конкретном уроке, так и на уроке по закреплению пройденного материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г.Курганинска Краснодарского края Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Нодина Надежда Ивановна

Николай Васильевич Гоголь 1809- 1852

Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие". После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература. Образование будущего писателя

Литературное наследие Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Сорочинская ярмарка» «Майская ночь» «Миргород» «Шинель» «Ревизор» «Мертвые души» «Тарас Бульба»

Н.В.Гоголь о запорожцах В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, с карими очами, с ослепительным блеском зубов, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов». Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

Историческая основа повести Запорожское казачество возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось множество людей. В XVI веке будущие Украина и Белоруссия оказались в составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это суровое время и пришлось жить героям Гоголя.

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»

Запорожская Сечь в изображении Гоголя - это царство свободы и равенства, это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны.

Будучи верным правде жизни, Гоголь далек от идеализации Сечи. Прославляя бессмертные подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не приукрашивает их, не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги - с жестокостью. Таково было время, таковы были нравы. «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы»

«Тарас Бульба» В повести «Тарас Бульба» опоэтизирована духовная нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы. В ней Гоголь, по словам Белинского, «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ».

Вопросы для анализа 1. Какому периоду истории посвященная повесть? 2. Как характеризует писателя создание этого произведения? 3. Как показан быт и обычаи Запорожской Сечи? 4. Чем привлекательны образы запорожцев?

Образ Тараса Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

«Молодые козаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца, который, с своей стороны, был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показывать. День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад. Они, проехавши, оглянулись назад; хутор их как будто ушел в землю; только видны были над землей две трубы скромного их домика да вершины дерев, по сучьям которых они лазили, как белки; один только дальний луг еще стлался перед ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног. Вот уже один только шест над колодцем с привязанным вверху колесом от телеги одиноко торчит в небе; уже равнина, которую они проехали, кажется издали горою и все собою закрыла. - Прощайте и детство, и игры, и все, и все!»

« Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!»

Последний подвиг Тараса Последние мгновения жизни самого Тараса полны героизма и самоотверженной любви к товарищам по оружию. Тарас не думает о своей скорой и мучительной смерти, не чувствует боли в горящих ногах. Он полон желания выручить своих отважных соратников, попавших в беду, он помогает им спастись, надеясь на то, что боевые товарищи продолжат святое дело, на которое он жизнь положил.

Последние слова Тараса Бульбы «- Прощайте, товарищи! - кричал он им сверху. -Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! Что, взяли, чертовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся козак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!.. А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Остап - истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу - освобождению Малороссии от польских захватчиков. Для Остапа нет важнее занятия, чем ратный труд. Он несколько примитивен в духовном плане, его ничто не интересует, кроме воинских дисциплин. Но патриотизм Остапа, его верность присяге и товарищам заставляют восхищаться им. Образ Остапа

Остапу был на роду написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.

«И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: - Батько! Где ты! Слышишь ли ты? - Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины...»

Андрий – полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в «очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств был способен не только героически сражаться, но и предать своих товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса. Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью», оборвала молодую жизнь Андрия. Образ Андрия

Андрий и панночка «- А что мне отец, товарищи и отчизна! - сказал Андрий,... - Так если ж так, так вот что: нет у меня никого! Никого, никого! - пввторил он тем же голосом и сопроводив его тем движеньем руки, с каким упругий, несокрушимый козак выражает решимость на дело, неслыханное и невозможное для другого. - Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!»

«...в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? Андрий был безответен. - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. - Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.» .

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. - Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Вопросы для анализа 1. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сынов? Как выражает свое отношение к ним? 2. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки приказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор? 3. Как восприняли жизнь и обычаи Запорожской Сечи сыны Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место среди козаков, а Андрею было тяжело сблизиться с ними? 4. Как и почему Андрей стал предателем? Допускаете ли вы, что такая судьба постигла бы Остапа?

5. Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрея от руки отца? 6. Изменил ли этот эпизод вашу мысль о них, что сложилась раньше? 7. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца? 8. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? 9. Какой последний подвиг он осуществил?

В.Г.Белинский о повести «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.»

«Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении.


«Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь
патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах
мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую
Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какойнибудь молодой нахал на иномарке, и у ветерана прямо за
рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие
патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по
этому поводу, нивелируется. …На самом деле, патриотизм –
это проявление лучших чувств, которые только есть в
человеке.»
(Игорь Петренко - актер, исполнявший
роль Андрия в кинофильме « ТарасБульба»).

«Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огр

Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь
признавался в письме к Погодину: "Запасаюсь и тщусь сколько
возможно надышаться стариной". Соприкосновение с
замечательным гоголевским творением позволило и нам
вдохнуть "сколько возможно" воздуха "бранного, трудного
времени", ощутить "энергическую, могучую" атмосферу
Запорожской Сечи – "гнезда", откуда, по словам писателя,
"вылетают все те гордые и крепкие, как львы! <…> откуда
разливается воля и козачество на всю Украйну". Хочется
надеяться, что нравственные уроки произведения не
пройдут для вас бесследно. В этой связи нельзя не вспомнить
Белинского, который подчёркивал: "После «Горя от ума» я не
знаю ничего на русском языке, что бы отличалось такою
чистейшею нравственностью и что бы могло иметь
сильнейшее и благодетельнейшее влияние на нравы, как
повести г. Гоголя".

О повести Н. В. Гоголя.

События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в
"тяжёлом XV веке", когда "бранным пламенем
объялся древлемирный славянский дух".
В Сечи было множество "закалённых рыцарей",
"опытных партизанов", которые "имели
благородное убеждение мыслить, что... неприлично
благородному человеку быть без битвы".
Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение
эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия
стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве
здесь не все казачество, с его удалью, разгульною
жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и
кровавыми набегами".

Историческая справка

Малороссийские, или украинские,казаки жили по
обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на
округи, или полки, носившие названия по городам
(Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.),
числом до 20. Начальником всего казацкого сословия
был гетман, знаками его достоинства были войсковое
знамя, бунчук, булава и печать.
От украинских, или «городовых», казаков надо отличать
«низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись
никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род
военного братства. На одном из островов располагался
лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки
(или козаки, как они себя называли) в шалашах,
сплетенных из хвороста, обедали за общественными
столами. В Сечь принимался всякий пришелец
православной веры и оставался сколько хотел. Женщины
в Сечь не допускались под страхом смерти.

Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это
были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в
Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с
татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост
российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему.
Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь
усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались
ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких
восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с
поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно,
прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной
жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды
гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638
году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских
панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством
Хмельницкого.
Борьба Запорожцев не была напрасной: она подготовила падение
Польши, присоединение Восточной Руси к России.

В мирное время…

Запорожская Сечь в 15 веке

«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного м

… Русь! Русь! Что пророчит сей необъятный простор?
Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись
ему?
Н.В.Гоголь.

Богатырь Бульба со своими могучими сыновьями

Остап
Андрий

Герои - запорожцы

Моисей Шило
Степан Гуска
Охрим Гуска
Кукубенко
Бовдюг
Балабан

«Нет уз святее товарищества!»

Дерегус М., Тарас Бульба на чолі
війська. Гончар І., Дума про Тараса
«Но не на костер глядел
Тарас,…глядел он,
сердечный, в ту сторону где
отстреливались козаки:…»

Повесь « Тарас Бульба» в живописи.

Тарас над телом убитого
сына. П.П.Соколов 1867

И.Репин « Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

«Тарас Бульба» - поэма о любви к родине.

Домашнее задание

1.По мотивам репинского сюжета сочините для заключительной главы
«вставной» эпизод с новыми персонажами, посмевшими бросить вызов
иноземному владыке, тем самым доказав, что казачий дух сломить
невозможно.
2. Придумать диалоги:
1.
Тарас – воин.
2.
Тарас – отец.
3.
Тарас – защитник Отчизны и веры.

Библиография

http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Taras-Bulba-urok/006-KartinaM.G.Deregusa-1952-god.html
http://900igr.net/kartinki/literatura/Taras-Bulba-urok/011-KartinaM.G.Deregusa-1952-god.html
http://www.3dtotal.ru/pgallery/showimage.php?i=4233
festival.1september.ru›articles/504172/
gogol.ru›gogol/illyustracii_k_proizvedeniyam…
gogol.ru›tags/taras_bulba
3dtotal.ru›pgallery/showimage.php…
ru.wikipedia.org›wiki/Шульга,_Иван_Николаевич
  • Для конца 20-х и начала 30-х годов XIX века одной из волнующих проблем была проблема историзма. Обострившийся интерес к истории, начинающийся расцвет исторической науки, это не могло не отразиться на художественной литературе и вызвало появление огромного количества исторических романов и повестей. Исторический роман в 30-е годы - потребность времени.
  • Вторая причина обращения Гоголя к историческому жанру - это стремление художника уйти от ничтожного и пошлого мира в мир народной героики. (Героика – г ероическое содержание, героическая сторона какой - либо деятельности, каких - либо событий. )

Работая над «Тарасом Бульбой» Гоголю предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников:

  • «Описание Украины»
  • «Историю о казаках запорожских»
  • Рукописные списки украинских летописей
  • Был еще один, важнейший источник: народные украинские песни, особенно исторические песни и думы.

Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладом для историка и поэта, желающих постигнуть «историю народа». Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий. Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум.


«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд

промежуточных редакций некоторых глав.


Усилившийся осенью 1839 года интерес Гоголя к истории и к фольклору был связан с работой над второй редакцией «Тараса Бульбы». Пришлось снова обратиться к написанным в различное время черновым наброскам новой редакции, заново многое переосмысливать, устранять некоторые случайно вкравшиеся противоречия. Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842.

Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ». Эта редакция стала глубже по своей идее, совершеннее в художественном отношении.

Начало I главы второй редакции.


Во второй редакции повесть значительно расширилась в своем объеме, став почти в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции - двенадцать глав во второй. Появились новые персонажи, конфликты, ситуации. Были введены новые подробности в описании Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого.

Речь Тараса перед запорожцами.


Самое же главное в другом. В первой, «миргородской», редакции «Тараса Бульбы» движение украинского казачества против польской шляхты еще не было осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это обстоятельство побудило Гоголя к коренной переработке всего произведения.

Гоголь неизменно подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати.

Запорожцы.

По дороге в Сечь.






«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Рисунок Т. Г. Шевченко. 1842.


«Тарас Бульба». Встреча Тараса с сыновьями. Автолитография Павла Соколова. 1862.



Казаки в степи. Картина С. Василъковского.



«Тарас Бульба». В бою.


«Тарас Бульба». Тарас и Андрий.

Автолитография Е. Кибрика 1945г.


«Тарас Бульба». Тарас после пленения Остапа. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Остап перед казнью. Автолитография Е. Кибрика. 1945.


«Тарас Бульба». Смерть Тараса.

Автолитография Е. Кибрика. 1945.


Самое обсуждаемое
Пряничный домик — Шарль Перро Пряничный домик — Шарль Перро
Основные положения технологии развития критического мышления Основные положения технологии развития критического мышления
Кроссворд древняя индия и китай Кроссворд по истории китай Кроссворд древняя индия и китай Кроссворд по истории китай


top